Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О техническом регулировании

О техническом регулировании и саморегулировании

Начальник управления по развитию саморегулирования МРОО «Коллегия независимых экспертов»

Николай Афанасьев: начальник управления по развитию саморегулирования МРОО «Коллегия независимых экспертов»

25 марта в рамках Недели российского бизнеса состоялся VI Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование: перезагрузка», организованный РСПП, национальными объединениями саморегулируемых организаций при участии Федеральных органов исполнительной и законодательной власти, общественных объединений и саморегулируемых организаций различных отраслей экономики.

Большое внимание участники форума уделили обсуждению проблем и противоречий законодательств о саморегулируемых организациях и о техническом регулировании. Всем известно, что предметом саморегулирования в том числе является разработка стандартов соответствующей предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида и внутренних документов саморегулируемых организаций.

Вместе с тем, как констатировали организаторы форума, – «Законодательство о саморегулируемых организациях и о техническом регулировании развивалось независимо друг от друга. Сегодня разница в терминах и процедурах мешает профессионалам, объединённым в саморегулируемые организации, эффективно учувствовать в совершенствовании регламентов безопасности». Так ли это?

О псевдодобровольности национальных стандартов и сводов правил.

При введении в действие, Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» было введено обновлённое понятие «Стандарт».

Теперь под стандартом мы понимаем:

«документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг».

Основным нововведением стал перевод государственных стандартов в разряд добровольных, а так же появление нового типа нормативно-технической документации «свода правил». Обязательным к исполнению стали Технические регламенты.

Был установлен определенный переходной период длинною в 7 лет с целью разработки технических регламентов, их принятия и т.д. Технические регламенты были успешно разработаны, приняты, а вот с реальным введением в действие возникли трудности.

Так как Технический регламент не содержал ряда конкретных (цифровых) показателей, влияющих на безопасность продукции (услуги) профессионалы стали задаваться вопросом: Как быть в этом случае, как подтвердить соответствие продукции (услуги, работы) конкретному техническому регламенту?

Но был предусмотрен механизм – к каждому техническому регламенту выпускается Постановление или распоряжение правительства с перечнем стандартов, выполнение которых гарантирует соответствие продукции (услуги) техническому регламенту.

В связи с тем, что других способов подтверждения соответствия нет (за исключением технического регламента в области пожарной безопасности 123-ФЗ) фактически все нормативно-технические акты, находящиеся в этих постановлениях являются обязательными для исполнения на территории России.

Однако, если профессиональное сообщество, обнаружив, что стандарт (ГОСТ или Свод правил) мешает развитию бизнеса или в нем присутствуют признаки коррупциогенности, решит предложить провести оценку регулирующего воздействия (экспертизу) действующего стандарта, то в этом случае получит от Минэкономразвия отказ со ссылкой на добровольность применения.

В связи с вышесказанным, Национальным объединениям саморегулируемых организациям, в настоящий момент приходится больше уделять внимание на работу в Технических комитетах Росстандарта, учувствовать в общественных обсуждениях Сводов правил, а не разрабатывать стандарты деятельности СРО. Соответственно Национальные объединения обвиняются в нежелании разрабатывать стандарты деятельности и вся система СРО в ненужности. Почему это происходит?

О противоречиях с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Статья 13 Федерального закона даёт понимание, какие документы в области стандартизации существуют на территории РФ. «К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

Но почему-то международный стандарт это стандарт, принятый международной организацией, а национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Такое понятие, как стандарт Национального объединения саморегулируемых организаций отсутствует. А может он просто завуалирован?

О сводах правил

Что такое свод правил? В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»:

«Свод правил — документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов».

В настоящее время, Своды правил, получили широкое распространение. Это связанно с простотой их принятия. Своды правил разрабатываются при отсутствии национального стандарта в каком-либо направлении. Свод разрабатывает федеральный орган исполнительной власти и вводит в действие своим приказом.

Но если ещё раз прочитать определение «Свод правил», то возникает устойчивое впечатление, что вообще-то разработка его – это функция профессионального сообщества, функция саморегулируемых организаций и их национальных объединений.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»:

«Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил».

Получается, что с одной стороны государство требует усилить работу СРО в области стандартизации, а с другой перекладывает эту функцию на министерства и ведомства. В результате Саморегулируемые организации и их национальные объединения не могут ввести обязательность выполнения своих стандартов (особенно в добровольной сфере), посредством включения их в постановление или распоряжение Правительства с перечнем стандартов, выполнение которых гарантирует соответствие продукции (услуги) техническому регламенту.

В России понятие добровольный – значит «необязательный». И какие бы хорошие не были стандарты СРО — на конкурсах и тендерах будут выигрывать те, кто их не соблюдает. Потому что за качество и безопасность нужно платить.

Таким образом, назрела крайняя необходимость внесения в Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» понятия «Стандарт национального объединения саморегулируемых организаций» либо изменения определения «Свод правил», исключив дублирование функций.

Принципы и особенности технического регулирования

Через активную деятельность государства в сферах стандартизации и оценки соответствия проявляется его главенствующая и регулирующая роль на потребительских рынках страны. В данном случае под регулированием понимаются действия государства, организующие и определяющие поведение хозяйствующих субъектов на рынках с помощью установленных правил и норм.

На современном этапе активного развития рыночных отношений торговый посредник и производитель, стремящиеся к успешному выходу на рынок, победе в конкурентной борьбе и в поднятии репутации торговой марки, заинтересованы в выполнении:

  • рекомендуемых и обязательных требований, предъявляемых к качеству выпускаемой продукции, устанавливаемых в стандартах и техническом законодательстве;
  • подтверждения соответствия качественных характеристик продукции требованиям обязательного (или рекомендательного) характера и системам качества через декларации и сертификаты соответствия.

Перечисленные документы (декларации и сертификаты соответствия, техническое законодательство, стандарты) являются итоговым результатом деятельности, называемой техническим регулированием. Другими словами, техническое регулирование – это свод правил по правовому регулированию в трёх областях защиты качества продукции – стандартизация, техническое законодательство и подтверждение (оценка) соответствия.

В целях создания основ единой политики в сферах стандартизации, технического регулирования и сертификации, отвечающей современным, действующим международным требованиям был принят Федеральный закон о техническом регулировании, на основании которого появились новые правовые нормы, прежде всего технические регламенты, значительно изменяющие повседневную экономическую жизнь РФ. Формирование, таким образом, в стране комплекса ТР направлено, в первую очередь, на использование результатов научной и технической деятельности, а также защиту национальных разработок в интересах отечественной экономики и обеспечения технологической безопасности государства в целом.

Формирование системы техрегулирования в России позволяет достичь следующих задач и целей:

  • снижение экономического и административного давления на изготовителя;
  • создание двухуровневой нормативной документации для чёткости и ясности во взаимоотношениях на рынке;
  • увеличение уровня эффективности защиты существующих потребительских рынков от наличия опасной продукции;
  • расширение возможностей компаний и предприятий в выборе коммерческих решений на основе устранения дублирования процедур и избыточных требований сертификации;
  • отсутствие технических барьеров в торговли;
  • достижение европейского уровня безопасности производства на основе обязательного и добровольного подтверждения соответствия действующим стандартам;
  • всевозможное стимулирование развитие экономики.

Немаловажной целью принятия законодательных норм о техническом регулировании является сопоставление и приведение российских процедур сертификации и стандартизации в полное соответствие с действующими требованиями ВТО.

Основные принципы технического регулирования

Техническое регулирование создаёт основы для решения двух комплексных задач:

  • регулирование внутреннего рынка – выработка механизмов формирования требований к товарам и оценки его соответствия для повышения конкурентоспособности товаров и повышения экономики в целом. При этом государство устанавливает требования безопасности, а потребительские свойства и характеристики формируются рынком. Главной задачей государства в подобном случае является создание равных и благоприятных условий для участников рыночных отношений;
  • создание условий для успешного развития внешней торговли – вызвано проблемами глобализации, которые заключаются в выработке механизмов технического регулирования с учётом гармонизации правил, установленных международным сообществом.

На основании данных задач можно условно выделить несколько основных принципов технического регулирования:

  • соответствие системы техрегулирования уровню развития отечественной экономики. Устанавливаемые в ТР требования должны иметь минимально необходимые для общего достижения целей регулирования;
  • обязательность и единство к выполнению ТР на всей территории России;
  • использование единых правил по установлению требований к выпускаемо продукции;
  • установление в ТР эксплуатационных характеристик;
  • использование национальных стандартов в качестве доказательной базы исполнения требований ТР;
  • формирование механизмов технического регулирования согласно оценке рисков применения продукции;
  • независимость сертификационных органов и органов аккредитации от производителей, потребителей или продавцов;
  • недопустимость совмещения деятельности по сертификации и аккредитации (полномочий сертификационных органов и органов государственного надзора).

На основе принятых соглашений о единых правилах в области технического регулирования странами-участницами ТС также предопределены основные цели и задачи оценки соответствия.

Так, техническое регулирование в Таможенном союзе имеет несколько принципов:

  • проведение согласованной политики в сфере технического регулирования – основано на соглашениях ЕврАзЭС. Не распространяется на использование и установление санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • установление единых ТР ТС – на продукцию и товар, включенных в единый реестр;
  • применение национального законодательства – до вступления в действие техрегламентов ТС;
  • недопущение утверждения обязательных требований в национальном законодательстве по отношению к продукции, не включенной в единый перечень.

Разработка новой законодательной базы на основе перечисленных принципов позволяет достичь оптимальной правовой формы, определяющей государственный контроль над изготовлением товаров и продукции, который предотвращает нанесение вреда здоровью и жизни человека, собственности и окружающей среде.

Импортеру

Раздел посвещен процессу импорта товара и получения на ввозимый товар соответсвующих правовых и разрешительных документов

Технические регламенты

Технический регламент «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 86 утвержден Технический регламент «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах».
Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 марта 2010 г. N 9 ст. 975

Технический регламент «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. N 65 утвержден Технический регламент «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»
Настоящий Технический регламент вступает в силу с 1 января 2011 г.

Технический регламент «О требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 29 утвержден технический регламент «Об утверждении технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии»
Технический регламент вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 февраля 2010 г. № 5 ст. 536, за исключением разделов 12 — 15 приложения N 1 к техническому регламенту в части ранее заготовленных компонентов крови, которые вступают в силу по истечении 30 месяцев со дня вступления в силу технического регламента.

Читать еще:  Формы обеспечения исполнения контракта по 44 фз

Технический регламент «О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1082 утвержден технический регламент «О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий»
Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления в в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 52 (часть II) ст. 6605

Технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1213 утвержден технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты»
Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 января 2010 г. N 4 ст. 391

Технический регламент «О безопасности низковольтного оборудования»
Федеральным законом от от 27 декабря 2009 г. N 347-ФЗ утвержден Технический регламент «О безопасности низковольтного оборудования»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 52 (часть I) ст. 6423, в «Российской газете» от 30 декабря 2009 г. N 253.

Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»
Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ утвержден Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»
Технический регламент вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением статьи 43 настоящего Федерального закона.
Статья 43 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Технический регламент «О безопасности лифтов»
Технический регламент «О безопасности лифтов» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 782.
Технический регламент «О безопасности лифтов» вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования 12.10.2009 г. в «Собрании законодательства РФ» N 41, ст. 4768 и 14.10.2009 г. в «Российской газете» N 194.

Технический регламент «О безопасности машин и оборудования»
Технический регламент «О безопасности машин и оборудования» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 753.
Технический регламент вступает в силу по истечении одного года с даты официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 753 «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования» и устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и оборудования при проектировании, производстве, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств»
Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720″.
Технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления и устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

Технический регламент «О безопасности железнодорожного подвижного состава»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 524 утвержден Технический регламент «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 31 ст. 4235.

Технический регламент «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 525 утвержден Технический регламент «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта». Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 30 ст. 4098.

Технический регламент «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 533 утвержден Технический регламент «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта». Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 30 ст. 4106.

Технический регламент «О безопасности объектов газораспределения и газопотребления»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870 утвержден Технический регламент «О безопасности объектов газораспределения и газопотребления» Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 45 ст. 5853

Технический регламент «О безопасности объектов морского транспорта»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 утвержден Технический регламент «О безопасности объектов морского транспорта» Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования постановления. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации 23 августа 2010 г. № 34 ст. 4475

Технический регламент «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 утвержден Технический регламент «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 18 месяцев со дня официального опубликования постановления. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2010 г. № 34 ст. 4476

Изменения в № 184-ФЗ “О техническом регулировании”

Академия РОСТЕСТ провела в онлайн-формате круглый стол, посвященный изменениям в № 184-ФЗ “О техническом регулировании”. Изменения утверждены в декабре 2020 года Федеральным законом № 460-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом регулировании” и Федеральный закон “О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”. Основная часть изменений вступает в силу с 21 июня 2021 года. РОСТЕСТ оперативно отреагировал на нововведения и в прямом эфире обсудил их со своими клиентами и партнерами 26 февраля. Как правильно подготовиться к выполнению новых требований, какие риски учесть – рассказали заместитель генерального директора по оценке соответствия Нина Мощенская, заместитель руководителя органа по сертификации “РОСТЕСТ-Москва” по пищевому направлению Елена Нечаева и юрисконсульт Юлия Васильцюн.

Новые требования закона спикеры условно разделили на две группы: те, что непосредственно относятся к заявителям, и те, что касаются аккредитованных лиц и повлияют на заявителей опосредованно.

Изменения в № 184-ФЗ наделяют контрольно-надзорные органы новыми полномочиями и вводят понятия “недействительность деклараций о соответствии” и “недействительность сертификатов соответствия”. Согласно определениям закона, недействительность декларации и сертификата – основание для прекращения в установленных случаях их действия контрольно-надзорными органами (органами государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов, органом государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц). Принимать решение о приостановлении, прекращении действия сертификата или декларации, признании их недействительными надзорные органы будут в порядке, установленном Правительством РФ. Как отметили эксперты, уже готовится соответствующий проект нормативного правового акта, определяющий такой порядок, прошла стадия обсуждения уведомления о разработке проекта.

Спикеры отметили: хотя закон не вводит такое понятие, как недействительность протокола испытаний, он все же также закрепляет право национального органа по аккредитации признавать недействительными документы, выданные аккредитованными испытательными лабораториями. И здесь запускается определенная цепочка: если контрольно-надзорный орган выявляет недействительность протокола испытаний, то автоматически будет признаваться недействительным и разрешительный документ, выданный на основании этого протокола (декларация или сертификат). Таковы будут последствия признания недействительными протоколов испытаний для заявителя. Для органа по сертификации, включенного в национальную часть единого реестра, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1236 взаимодействие в рамках сертификации с аккредитованной испытательной лабораторией, допустившей массовую или систематическую выдачу документов, признанных недействительными, будет являться достаточной причиной для его исключения из национальной части единого реестра органов по оценке соответствия ЕАЭС.

Нередко случается, что у заявителей нет четкого понимания, как действовать, когда в результате контрольно-надзорных мероприятий выявлено то или иное несоответствие. Чтобы прояснить порядок действий, эксперты привели схему, на которой показали, как происходит взаимодействие и обмен информацией о несоответствиях между изготовителями, потребителями, приобретателями, другими заинтересованными лицами и органами надзора с учетом требований № 184-ФЗ, а также новых законов № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” и № 247-ФЗ “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”.

Эксперты обратили внимание участников круглого стола на новое положение № 184-ФЗ о приоритете сведений, внесенных в реестр сертификатов и деклараций, в случае их расхождения со сведениями, указанными в сертификате или декларации на бумажном носителе, и напомнили о необходимости получения электронной цифровой подписи – требование заверять ею сведения, вносимые в реестр сертификатов соответствия и деклараций, также закреплено в № 184-ФЗ.

Было рассмотрено, кто и когда должен проводить маркирование продукции знаком обращения. Закон определяет, что эта процедура проводится изготовителем или заявителем самостоятельно до выпуска продукции в обращение. Однако пока не определено, каким именно знаком обращения на рынке, согласно соответствующему требованию закона, должна быть промаркирована продукция, которая включена в единый перечень продукции (постановление Правительства РФ № 982) и не попадает под действие технических регламентов Евразийского экономического союза и Российской Федерации.

Переходя к рассмотрению новых требований № 184-ФЗ, касающихся органов по сертификации, эксперты отметили, что эти изменения опосредованно повлияют и на заявителей.

Согласно одному из таких изменений, результаты инспекционного контроля становятся публичными: сведения о его прохождении должны быть включены в реестр сертификатов соответствия. Если же инспекционный контроль не будет проведен в установленный срок или орган по сертификации не предоставит в реестр сертификатов соответствия посредством ФГИС сведения о его прохождении, то действие сертификата будет прекращено. Эксперты обсудили, какова зона ответственности органа по сертификации, какие связанные с ней права и обязанности у него есть по проведению инспекционного контроля, в том числе внепланового, и пояснили, какой должна быть периодичность планового инспекционного контроля. Заявителям нужно быть готовым к прохождению инспекционного контроля не реже одного раза в год, подчеркнули спикеры.

Читать еще:  Земля для огорода или ведения лпх

Спикеры обратили внимание на закрепление на законодательном уровне нового термина “эксперт-аудитор”, предполагающего наличие у работника органа по сертификации профессиональной компетенции по проведению аудита в рамках серийной сертификации. Именно такой подход реализован в РОСТЕСТе, но готов ли к изменениям рынок и не будет ли компетентность таких экспертов оцениваться по формальным признакам, усомнились спикеры.

Большой интерес также вызывает вопрос, как отразится на заявителях новая норма закона об установлении регулятором предельного объема сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации. Эксперты предположили, что предельный объем сертификатов для органа будет установлен, скорее всего, исходя из его ресурсов по численности персонала и некоего расчетного значения трудоемкости проведения сертификации. Такая мера является не чем иным, как регулированием рынка услуг по сертификации, подчеркнули спикеры, и вкупе с требованиями к экспертам-аудиторам вызовет определенный передел рынка, что, в свою очередь, отразится на стоимости и сроках проведения сертификации.

В конце мероприятия эксперты ответили на вопросы, заданные участниками, об использовании электронной цифровой подписи, формы проведения инспекционного контроля и передачи сведений о его результатах, маркировке продукции знаком обращения и другие актуальные вопросы, волнующие участников мероприятия.

Присоединяйтесь к обсуждению актуальных тем технического регулирования, участвуйте в наших мероприятиях!

Изменения с 01.01.2021 г. в ФЗ № 184 «О техническом регулировании» в 2021 году

Нововведениями установлен правовой механизм признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, что позволит своевременно изымать из оборота опасную и фальсифицированную продукцию.

Вводятся понятия «недействительность декларации о соответствии» и «недействительность сертификата соответствия».

Ключевые изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании», вступающие в силу с 21.06.2021 года, касаются вопросов подтверждения соответствия. Наиболее важные изменения связаны с положениями о том, что органы государственного надзора приобретают право не только выдавать предписания о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия выдавшему его органу по сертификации, а также принимать решение о приостановлении, прекращении действия сертификата соответствия, декларации о соответствии, признании их недействительными в порядке, установленном Правительством РФ.

В случае расхождения сведений между сертификатом соответствия, выданным на бумажном носителе, и сведениями, внесенными в реестр, приоритет имеют сведения, внесенные в реестр.

Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, обязан проводить периодическую оценку сертифицированной продукции (инспекционный контроль) в порядке и с периодичностью, которые предусмотрены требованиями права ЕАЭС и законодательства РФ о техническом регулировании. Сведения о прохождении инспекционного контроля подлежат включению в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.

В соответствии с новым Приказом Минэкономразвития России от 31.07.2020 № 478, вступившим в силу с 01.01.2021 года утверждены Порядок регистрации декларации о соответствии (далее – Порядок регистрации № 478) и Порядок формирования ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений. Значимое изменение заключается в том, что органы больше не регистрируют декларации о соответствии в реестре. С 01.01.2021 года сведения о вынесении предписаний о прекращении (приостановлении действия) деклараций о соответствии вносятся органами государственного контроля (надзора) самостоятельно.

При регистрации декларация и прилагаемые к ней документы и сведения подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, а в случае, предусмотренном абз. 2 п. 3 Порядка регистрации N 478, усиленной квалифицированной электронной подписью органа по сертификации, осуществляющего регистрацию декларации о соответствии (п. 5 Порядка регистрации N 478).

Таким образом, теперь это делает только Федеральная служба по аккредитации и только с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством специализированного сервиса автоматизированной электронной регистрации деклараций о соответствии. За редкими исключениями (о них в конце).

Иными словами, подать заявление на регистрацию декларации теперь можно только с помощью сервиса ФГИС Росаккредитации. И подписывать его заявителю необходимо только своей усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП). Подача заявления в Росаккредитацию лично или по почте Приказом №478 не предусмотрена.

В случае если правом ЕАЭС предусмотрено, что регистрацию деклараций о соответствии осуществляют исключительно органы по сертификации, регистрацию деклараций осуществляют аккредитованные в национальной системе аккредитации органы по сертификации, включенные в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и область аккредитации которых распространяется на декларируемую продукцию (п. п. 1 — 3 Порядка регистрации N 478).

О техническом регулировании как факторе развития экспортного потенциала на Всероссийском форуме аккредитованных лиц – 2018

28 ноября в г. Москве начал работу Всероссийский форум аккредитованных лиц – 2018 «Национальная система аккредитации: формируя инфраструктуру доверия в России и на международных рынках». Открывая форум, руководитель национального органа по аккредитации Алексей Херсонцев отметил, что в течение двух дней будет обсуждаться широкий круг вопросов, важных для формирования инфраструктуры доверия, в частности о развитии экспорта отечественной продукции, проблемах технического регулирования, развитии информационных технологий.

О перспективах технического регулирования как факторе развития экспортного потенциала промышленности и прав потребителей рассказал член Коллегии (министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Виктор Назаренко. По его словам, страны ЕАЭС участвуют в реализации амбициозного проекта по созданию единой системы технического регулирования. При этом формирование единых обязательных требований — технических, ветеринарных, фитосанитарных — потребует совместной работы регуляторов самых разных направлений.

Виктор Назаренко назвал ряд проблемных областей в сфере технического регулирования, например в части формирования комплекса нормативных документов в области стандартизации требований к продукции, испытаниям, оценке соответствия, аккредитации. «Задача органов по аккредитации стран ЕАЭС — создать такие условия, при которых недобросовестные участники будут вынуждены как можно быстрее уйти с рынка», — подчеркнул Министр ЕЭК и сообщил о пилотном проекте ЕАЭС по созданию единой системы информирования об опасной продукции и первых результатах работы Совета руководителей органов по аккредитации государств — членов ЕАЭС.

Алексей Херсонцев посвятил свое выступление вопросам формирования инфраструктуры доверия в России и на международных рынках. В 2017 г. Росаккредитация присоединилась к Договоренности о взаимном признании ILAC MRA, а в октябре 2018 г. — к Международному форуму по аккредитации IAF. Участие в международных организациях должно способствовать повышению уровня доверия к документам об оценке соответствия, которые выдаются в нашей стране.

Глава Росаккредитации представил участникам форума новые средства визуальной идентификации национальной системы аккредитации, подчеркнув, что системе оценки соответствия требуется перезагрузка, не столько правовых норм, сколько смыслов. «Миссия нашей системы — формирование инфраструктуры доверия для бизнеса, государства и потребителей, которая гарантирует безопасность и создает новые ценности. Мы с вами — представители этой инфраструктуры. От нас зависит, доверяют ли нашей продукции за рубежом и в стране», — отметил глава ведомства.

Алексей Херсонцев подвел итоги работы, которая была проведена ведомством в 2018 г. по ключевым направлениям деятельности Службы, ознакомил с ближайшими планами, рассказал о перспективах перехода национальной системы аккредитации на работу по новым стандартам ISO/IEC 17011 и 17025, а также изменениях в подходах к формулированию критериев аккредитации через ссылки на международные и национальные стандарты и документы международных организаций по аккредитации.

Заместитель директора Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития России Александр Вдовин рассказал о принятых в 2018 г. поправках к Федеральному закону № 412–ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», в частности о переходе к электронному аттестату аккредитации, изменениях процедур аккредитации и контроля. Также докладчик сообщил о разработке законопроекта о признании недействительными сертификатов соответствия. «Не секрет, что закон о техническом регулировании во многом устарел и не содержит ответов на вызовы, которые стоят перед экономикой и сферой оценки соответствия. Работающих механизмов быстро прекратить действие документа об оценке соответствия на сегодня нет. Мы предлагаем признавать сертификаты и декларации соответствия недействительными по четким основаниям и ясным для бизнеса процедурам», — сообщил Александр Вдовин.

Председатель Общественного совета при Росаккредитации Владимир Саламатов развил тему поддержки экспорта. Он затронул различные аспекты организации взаимодействия с иностранными государствами в вопросах оценки соответствия и взаимного признания. В качестве примера он привел деятельность Европейского Союза, который заключил с 41 страной соглашения, облегчающие режим торговли, и 13 соглашений о взаимном признании документов по оценке соответствия.

Выступление на Форуме директора по международной адаптации экспортных товаров Российского экспортного центра Андрея Шрайбера прежде всего касалось деятельности российских испытательных лабораторий, чьи протоколы для увеличения экспорта отечественных товаров должны получить более широкое признание за рубежом. Одна из задач, которые необходимо для этого решить, — включение в области аккредитации лабораторий современных, используемых в других странах методик испытаний. Требуется дооснастить лаборатории оборудованием, а также стандартными образцами и реактивами, которые зачастую приходится покупать за рубежом. Для решения этих вопросов, а также выполнения поручения Президента России Правительству РФ обеспечить к 2024 г. объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере $250 млрд. в национальный проект «Международная кооперация и экспорт» был включен раздел, посвященный модернизации российской лабораторной базы.

Материалы выступлений по теме развития экспортного потенциала, как и по другим темам Всероссийского форума аккредитованных лиц – 2018 «Национальная система аккредитации: формируя инфраструктуру доверия в России и на международных рынках», будут опубликованы по итогам всех мероприятий на странице форума.

Компромат.Ru ®

Весь сор в одной избе

Федеральный закон «О техническом регулировании» опасен для страны

Открытое письмо руководителям России

Президенту Российской Федерации В. В. Путину
Председателю Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадкову
Председателю Совета Федерации С. М. Миронову
Председателю Государственной думы Б. В. Грызлову

Прошло более трех лет со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года (далее – Закон). Закон был разработан и принят в пожарном порядке вопреки многочисленным предупреждениям научно-технической общественности и специалистов о громадном ущербе, который он нанесет стране и ее национальной безопасности. К сожалению, предупреждения подтвердились.

На заседании Правительства Российской Федерации 13 апреля 2006 года Председатель Правительства М. Е. Фрадков оценил результаты проводимой реформы технического регулирования следующим образом: «Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности…».

За прошедшие более чем три года в рамках Закона был принят только один технический регламент, разработанный в инициативном порядке. И это при том, что в 2010 году в соответствии с Законом все нормативные правовые акты и нормативные документы, содержащие обязательные требования безопасности к продукции и процессам производства, в отношении которых технические регламенты не будут приняты, должны прекратить свое действие. Так что можно констатировать провал исполнения уже третьей редакции правительственной программы разработки технических регламентов.

Между тем представители науки, промышленности и эксперты отмечают, что существенные противоречия норм самого Закона, полное отсутствие координации и четкой методической базы разработки технических регламентов, а также принципиальные расхождения с международными и, прежде всего, европейскими подходами к техническому регулированию, не позволят разработать необходимые по Закону технические регламенты. Ведь по указанным причинам даже их количество не определено и, по разным оценкам, может составлять от 400 до двух и более тысяч документов, а за 3,5 года принят, как отмечалось, всего один техрегламент, да и то не в качестве законодательного акта.

В соответствии с Законом также оказались «заморожены» на семилетний срок все нормативные и нормативно-правовые документы, устанавливающие требования безопасности и регулирующие промышленный и потребительский рынок (стандарты, строительные нормы и правила, нормы пожарной безопасности и т.д. (всего более 170 тысяч документов). При этом федеральные органы власти не вправе принимать обязательные решения в сфере технического регулирования в закрепленных за ними областях, даже для обеспечения безопасности граждан.

В этих условиях резко снижается эффективность государственного регулирования безопасности на потребительском рынке, в промышленности, строительстве, энергетике, на транспорте, что при нарастающем износе основных производственных фондов привело к увеличению аварий и техногенных катастроф.

Закон вызывает и существенный конфликт интересов товаропроизводителей и потребителей продукции, так как производитель (поставщик, продавец) продукции может теперь сам разрабатывать обязательные для себя требования. Это приводит к массовым необоснованным отступлениям в проектах техрегламентов от общепринятых стандартов, норм и правил – отечественных и зарубежных.

Предписываемые Законом технические регламенты прямого действия в статусе федеральных законов устанавливают чрезмерно детализированные требования к продукции и процессам производства вплоть до организации и технологии производственных процессов, что превращает эти законы в производственные инструкции. Их обсуждение и принятие приведет к ничем не обоснованной загрузке законодателя. Кроме того, широко практикуемые идеологами Закона расчленение действующих нормативных документов и создание регламентов с прямыми техническими нормами нарушает целостность и взаимосвязанность системы технического нормирования и стандартизации.

Вместе с тем сфера технического регулирования вопреки международным нормам и положениям ВТО искусственно и необоснованно расширена и распространена на такие области, как охрана труда, охрана окружающей среды, профилактика заболеваний и др., не связанные с конечной безопасностью продукции. При этом нормативно-правовое регулирование в этих важнейших для страны областях оказалось «заморожено».

Можно констатировать, что достигнуты цели прямо противоположные намеченным: уровень безопасности в стране резко снижается, конкурентоспособность отечественной продукции падает при одновременном снижении уровня требований по доступу на российский рынок импортной продукции, административное давление на добросовестных и законопослушных субъектов бизнеса существенно возрастает. Кроме того, существенные расхождения в законодательной базе и правоприменительной практике в сфере технического регулирования с нашими основными торговыми партнерами — странами ЕС и СНГ (более 70% товарооборота России) создают технические барьеры в торговле и разрушают единое экономическое пространство, а также противоречат требованиям ВТО.

Многочисленные попытки депутатов Государственной думы, а также ряда министерств, ведомств и общественных организаций внести в Закон изменения оказались безуспешными. В то же время за прошедшие годы разработан и принят вопреки Закону целый ряд законодательных актов. Все это лишний раз подтверждает его недееспособность и неэффективность и необходимость концептуальной переработки.

ПРЕДЛАГАЕМ:

1. Концептуально пересмотреть Федеральный закон «О техническом регулировании».

2. Рассмотреть вопрос о ходе реформы технического регулирования на заседании Совета безопасности Российской Федерации с участием представителей науки, промышленности и экспертов.

3. Для исключения дублирования функций и обеспечения независимой квалифицированной координации работ в области технического регулирования создать в прямом подчинении Правительства Российской Федерации межведомственный федеральный орган технического регулирования, а также национальный орган по стандартизации, охватывающий все виды продукции и производств, и выполняющий функции единой федеральной метрологической службы.

Депутаты Государственной думы:
Решульский С. Н.
Иванов В. Б.
Виноградов Б. А.
Собко С. В.

Гринберг Р. С., директор Института экономики РАН,
член-корреспондент РАН

Демирчян К. С., академик РАН

От редакции «Промышленных ведомостей»

Письмо открыто для присоединения к нему. Заверенные подписи c указанием места работы и должности направляйте в редакцию электронной почтой через сайт promved.ru либо по адресу: 119571, Москва, п/я 1.

Для обмена мнениями по проблемам техрегулирования на сайте газеты открыт свободный форум и этим проблемам посвящён её специальный выпуск.

Об ответственности за нарушения законодательства о техническом регулировании

Общие правовые положения, касающиеся ответственности за несоблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, определены в статье 9 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования от 18 ноября 2010 года, в том числе:

3. Стороны гармонизируют законодательство каждой Стороны в области установления ответственности за нарушение требований технических регламентов Таможенного союза, а также при проведении процедур оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.

В системе действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования общие подходы к установлению ответственности за несоответствие продукции и связанных с ней процессов требованиям технических регламентов, к порядку информирования о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, к обязанностям изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), а также связанные с правами органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям техническим регламентам определены в Федеральном законе от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями) (статьи 36 — 42 ФЗ), в том числе:

Статья 36. Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов

Статья 37. Информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов

Статья 38. Обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов

Статья 39. Права органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов

Статья 40. Принудительный отзыв продукции

Статья 41. Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации

Статья 42. Ответственность аккредитованной испытательной лаборатории (центра)

Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов установлена в статье 36 Федерального закона № 184-ФЗ:

1. За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение обязательных требований в сфере технического регулирования предусмотрена в соответствии с КоАП Российской Федерации:

Статья 14.43. (части 1, 2 и 3). Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов.

Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствие.

Статья 14.45. (части 1, 2 и 3) Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Статья 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области , 2021

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
392000, г. Тамбов, ул. Б. Васильева, д. 5

О техническом регулировании

The Minstroy of Russia functions include development and implementation of state policy and regulation in the fields of construction, architecture, urban development (except territorial planning, urban development zoning, land utilization), construction materials industry, pricing and estimate norms, technical regulation, control over the compliance of executive bodies of the subjects of the Russian Federation with the urban development legislation of the Russian Federation.

Housing and utilities

  • Public-private partnership in housing and utilities
  • Management of apartment buildings
  • Overhaul of apartment buildings
  • Liquidation of substandard housing
  • Modernization of the municipal complex. Attracting private investment into the sector
  • Energy saving and energy efficiency in the housing and utilities sector
  • Public control in the sphere of housing and utilities
  • Informing citizens about their rights and responsibilities in the sphere of housing and utilities
  • Transfer to concession schedules for housing and utilities objects

Minstroy of Russia participates in the drafting of federal laws, acts of the President and the Government of the Russian Federation, acts of federal executive bodies in the field of public policy and normative legal regulation in the housing and utilities sector. Monitoring and analysis of the state of the housing and utilities sector is also within the Ministry’s purview.

Public services

  • Expert certification
  • Issuance of сommissioning permits
  • Statistical and analytical data on the provision of public services
  • Issuance of building permits
  • Application, statement and other document forms that are accepted by the public agency for consideration
  • Expert review of project documentation and engineering survey results
  • Urban development competition

Regulatory activity

  • Legislation
  • Draft legislation
  • Data on court decisions in cases of repealing legislation
  • Judicial procedure for appeals against legislation and other decisions
  • Judicial procedure for appeals against action (inaction) of the Ministry of Construction, Housing and Utilities
  • Administrative procedure for appeals against action (inaction) of the Minstroy of Russia, subordinate organizations and officials

The Minstroy of Russia functions include normative and legal regulation in the fields of construction, architecture, urban planning, building materials industry, housing policy, housing and utilities, in the area of energy efficiency of buildings and constructions, including the housing stock. In addition, the Ministry develops regulations in the area of pricing in the design and construction of capital construction projects, participates in the development and harmonization of federal target programs and departmental target programs.

Housing policy

  • «Housing for the Russian Family» program
  • Providing housing for certain categories of citizens
  • Mortgage credit lending
  • Monitoring of the housing construction volume and housing market prices
  • Rental housing
  • Preconstruction development

The Minstroy of Russia functions include development and implementation of state policy and normative legal regulation in the field of housing policy, including development of housing construction in the Russian Federation.

Implementation of government programs

  • Providing affordable and comfortable housing and communal services to the citizens of the Russian Federation
  • Federal target programs
  • Non-program section

The Ministry implements functions of development, harmonization and implementation of state programs, federal target programs, as well as functions of a state procurement authority (procurement coordinator) for such programs, as well as of organizing the development and harmonization of departmental target programs in the established field of activity of the Ministry.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector