Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аренда земельных участков иностранными юридическими лицами

Аренда земельных участков иностранными юридическими лицами

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Звонок бесплатный для консультаций

Новости

Ограничение прав иностранных лиц на приобретение земельных участков в Российской Федерации

Действующим российским законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц установлен ряд ограничений на приобретение в собственность земельных участков.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее ЗК РФ) устанавливает, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п. З ст. 15 ЗК РФ).

Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» утвержден перечень таких приграничных территорий (далее — Перечень).

В Республике Алтай к приграничным территориям, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, отнесены территории Кош-Агачского, Усть-Канского и Усть-Коксинского районов.

Статья З Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон № 101-03) устанавливает, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее — ГК РФ), если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В соответствии со статьей 5 Закона № 101-ФЗ, в случае если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований ст. З и (или) п.2 ст. 4 Закона № 101-ФЗ, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу Закона № 101-ФЗ, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.

По указанным выше причинам, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Перечень, земельные участки сельскохозяйственного назначения, а также земельные доли, принадлежащие на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, должны быть отчуждены в установленном законом порядке как имущество, которое в силу закона не может принадлежать указанным лицам.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в установленные законом сроки, такое имущество по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.

В связи изложенным, хотелось бы обратить внимание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на необходимость своевременного отчуждения вышеуказанных земельных участков.

Предоставление земельного участка в Подмосковье через торги в собственность или аренду

Физические и юридические лица могут приобрести или арендовать земельный участок, находящийся в собственности Московской области, через торги. Соответствующую услугу предоставляет Министерство имущественных отношений Подмосковья. О том, какие документы понадобятся для обращения за госуслугой и сроках ее оказания, читайте в материале портала mosreg.ru.

Ограничение на участие в торгах по продаже земельных участков

Источник: ©, сайт администрации Сергиево-Посадского района

Земли сельскохозяйственного назначения не могут иметь в собственности:
— лица без гражданства, иностранные юридические лица и иностранные граждане;
— юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства составляет более 50%.
Перечисленные категории участников торгов могут только арендовать земли сельскохозяйственного назначения.
Одному физическому или юридическому лицу предоставляется в собственность не более 25% от общей площади сельхозугодий, которые находятся на территории одного подмосковного муниципалитета.

Как получить услугу

Чтобы подать заявление и необходимые для получения услуги документы в министерство имущественных отношений региона, можно обратиться лично в территориальное подразделение или многофункциональный центр.
Кроме того, у заявителя есть возможность воспользоваться электронной формой на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

Необходимые документы

Источник: РИАМО, Александр Кожохин

В качестве обязательных документов заявитель должен представить заявление на участие в торгах, свидетельство о госрегистрации юридического лица и учредительные документы юридического лица.
К дополнительным документам относятся:
— подтверждающий личность заявителя документ;
— заверенный перевод на русский язык документов о госрегистрации юридического лица, если в роли заявителя выступает иностранное юридическое лицо;
— платежный документ, подтверждающий перечисление установленного задатка в счет оплаты по договору (размер задатка указывается в документации и информационном сообщении по проведению аукциона).

Результат и сроки предоставления услуги
В качестве результата оказания услуги заявитель получает:
— акт приема-передачи в случае продажи земельного участка;
— договор аренды или купли-продажи участка или отказ в заключении договора;
— протокол о результатах торгов или отказ в допуске к участию в торгах;
— уведомление о признании торгов несостоявшимися;
— возврат внесенного задатка и документов.
Для юрлиц срок регистрации документов составляет один рабочий день, максимальный срок оказания услуги – 60 рабочих дней.

Отказ в предоставлении услуги
Основаниями для отказа в предоставлении услуги или ее приостановлении может быть отказ министерства от проведения торгов, отсутствие задатка на момент рассмотрения заявок на участие в аукционе, отсутствие необходимых для участия в аукционе документов или содержащиеся в них недостоверные сведения.
Кроме того, в услуге могут отказать лицу, которое не имеет права быть участником конкретного аукциона. Если заявитель числится в реестре недобросовестных участников аукциона, это также может стать основанием для отказа в предоставлении услуги.

Порядок обжалования отказа
Обжаловать порядок предоставления услуги заявитель может в Министерстве имущественных отношений или Министерстве государственного управления Московской области при личном письменном обращении, через региональный портал госуслуг, портал правительства Подмосковья или сайт Минмособлимущества, а также через многофункциональный центр.
Срок рассмотрения жалобы в региональном Мингосуправления не превысит 30 дней и будет равен периоду проверки фактов о нарушении порядка предоставления услуги. В Министерстве имущественных отношений жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней.
С более подробной информацией о составлении жалобы можно ознакомиться на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

Аренда земельных участков иностранными юридическими лицами

Предоставление в России национального режима иностранным гражданам и лицам без гражданства действует и в отношении права собственности. Указанные лица могут приобретать и отчуждать имущество, отдавать его в залог, осуществлять право владения, пользования и распоряжения на равных основаниях с российскими гражданами и юридическими лицами за изъятиями и ограничениями, установленными федеральными законами.

Как и в ряде других государств, в России основные ограничения касаются прав собственности на землю. Согласно 101-ФЗ «Закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства не могут приобретать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в собственность. Им может предоставляться только право аренды. Обладать земельными участками на праве аренды могут также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.
Согласно Закону иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, а также российские юридические лица с таким иностранным капиталом отнесены к числу лиц, которые обязаны произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут им принадлежать на праве собственности (ст. 5 этого Закона). В соответствии с этой статьей установлен следующий порядок отчуждения.
В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым Законом, оказались земельный участок или доля из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований этого Закона, такие земельные участки или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу этого Закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления его в силу. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу этого Закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок либо в течение года со дня, когда собственник узнал или обязан был узнать об обстоятельствах, которые повлекли за собой нарушение требований Закона.
В случае, если при нарушении требований закона собственник не произведет в течение указанного выше срока отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязано в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта РФ.
Орган государственной власти субъекта РФ в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).
В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, эти земельный участок или долю должен приобрести субъект РФ либо в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления по начальной цене предмета торгов. Таким образом, земельные участки сельскохозяйственного назначения вообще не могут находиться в собственности иностранцев. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды.
Не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц участки недр, континентального шельфа, лесного фонда, они могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды при условии, что эти лица наделены правом заниматься соответствующей деятельностью.
Не могут находиться в собственности иностранцев земельные участки, предоставляемые членам садоводческих, огороднических и дачных товариществ.
Эти положения установлены ЗК РФ. Кроме того, этим Кодексом установлены ограничения следующего характера:
— иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЗК РФ). Перечень приграничных территорий устанавливается Президентом РФ. До установления такого перечня право собственности иностранцев на земельные участки на приграничных территориях не допускается. Под особыми территориями понимаются территории, на которых находятся, в частности, объекты стратегического значения, военные объекты. Имеются в виду и так называемые закрытые территориальные образования;
— право преимущественной покупки и аренды земельных участков предоставляется иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в случаях, когда они являются собственниками зданий, сооружений и строений, находящихся на чужом земельном участке, но ЗК РФ установлены определенные ограничения. Кроме того, Президент РФ может установить перечень видов зданий, строений и сооружений, на которые это правило не распространяется (п. 5 ст. 35 ЗК РФ);
— иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам могут предоставляться земельные участки для строительства, за исключением случаев, когда участки находятся на приграничных и иных особо установленных территориях;
— для иностранцев и иностранных юридических лиц установлены особые правила в отношении предоставления земельных участков для строительства (п. 12 ст. 30 ЗК РФ);
— в случаях приватизации установлены ограничения в отношении приобретения иностранцами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности иностранных лиц.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в собственность только за плату, размер которой установлен ЗК РФ. Российским гражданам и юридическим лицам в ряде случаев участки могут предоставляться в собственность бесплатно, кроме того, ЗК РФ установлена возможность предоставления им участков в безвозмездное срочное пользование.
В отношении аренды законодательством установлены следующие правила: иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам предоставляется право аренды сельскохозяйственных земельных участков, но за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ (п. 1 ст. 22). Такие арендаторы не имеют права на льготы и привилегии, которые предоставляются российским сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также на государственную финансовую поддержку.
В отношении других земель соответствующие правила о праве собственности иностранцев и иностранных юридических лиц были установлены ЗК РФ. Согласно положениям кодекса иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий и сооружений, которые расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на приобретение этих земельных участков в собственность в порядке, установленном ЗК РФ. Это положение не распространяется на участки, находящиеся на приграничных территориях, участки, изъятые из оборота, зарезервированные для государственных или муниципальных нужд, участки, в отношении которых установлен запрет приватизации (п. 9 ст. 36 ЗК РФ).
Предусмотренные в ЗК РФ 2001 г. правила (п. 2 ст. 5 и п. 3 ст. 15) расширяют круг иностранных лиц, которые признаются участниками земельных отношений, включая иностранные юридические лица; устанавливают возможность приобретения земельного участка иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами не только на праве аренды, но и на праве собственности, вводя в то же время определенные ограничения, о которых говорилось выше.

Читать еще:  Какие поправки вышли к мат капиталу

Аренда земельных участков иностранными юридическими лицами

Главная страница » Статьи » Ограничение прав иностранных граждан на приобретение земельных участков

Ограничение прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение земельных участков

При этом, дополнительно сообщаем о следующем:

1. По вопросу исчисления срока для отчуждения лицом недвижимого имущества, которое в силу закона не может ему принадлежать

В соответствии с ч.1 ст.238 Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. Представляется, что срок, предусмотренный ст.238 Гражданского кодекса РФ, должен исчисляться с момента вступления в силу Указа № 26, то есть с момента признания земельных участков в силу закона имуществом, которое не может принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Применительно к земельных участкам, расположенным в пределах внутригородских муниципальных образований города Севастополя, срок должен исчисляться с 20.03.2020.

2. По вопросу приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых — российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Положения Земельного кодекса РФ и Указа № 26 не содержат указания на ограничение права лиц, имеющих двойное гражданство, на приобретение в собственность земельных участков.

3. По вопросу приобретения иностранным лицом отчужденных земельных участков на праве аренды полагаем возможным отметить следующее

В соответствии с ч.1 ст.22 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом.

Земельным кодексом РФ запрет на приобретение иностранным лицом земельных участков на праве аренды не установлен.

4. Относительно приобретения прав на земельные участки юридическим лицом, учрежденным иностранным лицом на территории Российской Федерации

Земельным кодексом РФ, а также Указом № 26 не установлено ограничений для приобретения прав на земельные участки юридическим лицом, учрежденным на территории Российской Федерации иностранным лицом.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии со ст.3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Адрес: 299011, Россия, г. Севастополь, ул. Демидова, 13

Эл. почта: sevreestr@sev.gov.ru

Телефон: (7-8692) 41-77-85, 41-77-78

Минсельхоз предложил ограничить аренду сельхозземель иностранцами

Министерство сельского хозяйства России предложило ужесточить требования к иностранцам — арендаторам сельскохозяйственных земель, ограничив сроки аренды и размеры участков. Это предусмотрено законопроектом, уведомление о котором размещено на едином портале раскрытия информации.

«Законопроект нацелен на совершенствование порядка использования земельных участков из земель сельхозназначения иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, лицами без гражданства, юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, юридическими лицами, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства», — говорится в документе.

Ссылаясь на Росреестр, Минсельхоз оценил площадь земельных участков, находящихся в собственности или аренде иностранцев, в 12 млн га. Общая площадь земель сельхозназначения в России — 386,5 млн га, в том числе 196,1 млн га — сельскохозяйственных угодий.

«По данным Россельхознадзора, земли, предоставленные иностранным лицам, особенно гражданам КНР, используются варварским способом: захламляются отходами производства, плодородный слой перемешивается с полиэтиленовой пленкой, применяются пестициды, не имеющие государственной регистрации на территории Российской Федерации, или нарушается регламент их применения. При этом количество таких нарушений увеличивается», — говорится в документах.

В связи с этим Минсельхоз предлагает уточнить положения законодательства в части запрета владения на праве собственности земельными участками юридическими лицами, конечными бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства, обязать юридических лиц раскрывать информацию о бенефициарах при подаче документов в Росреестр для регистрации сделок.

Кроме того, предлагается установить минимальный и максимальный срок аренды земельного участка из земель сельхозназначения для иностранных лиц (от 3 до 10 лет), а также максимальный размер общей суммарной площади земель сельхозназначения, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в пользовании одного иностранного лица (не более 5%).

Планируется разработать требования к иностранцам, претендующим на право заключения договора аренды земельного участка, обязать арендодателя осматривать переданный в аренду иностранному лицу земельный участок не реже одного раза в год, в период полевых сельскохозяйственных работ.

В июне стало известно, что правительство Забайкалья подписало протокол о намерениях с китайской компанией Huae Xingbang, который предполагает ее участие в развитии местного агропромышленного комплекса. Объем инвестиций составит около 24 млрд руб. Китайцы получат в аренду 115 000 га залежных земель и пастбищ на срок до 49 лет. Новость об этом вызвала волну общественного возмущения.

Читать еще:  Продажа дома пошаговая инструкция

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её

  • Подписка
  • Реклама
  • Справочник компаний
  • Об издании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Наши проекты

    • Спорт
    • Ведомости.Спб
    • Город
    • Экология
    • Ведомости&
    • Бизнес-регата
    • Как потратить
    • Конференции
    • Недвижимость
    • Форум

    Контакты

    Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

    Ведомости в Facebook

    Ведомости в Twitter

    Ведомости в Telegram

    Ведомости в Instagram

    Ведомости в Flipboard

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Аренда земельных участков иностранными юридическими лицами

    Джон Смит 21 марта 2017, 16:20

    Ответ эксперта

    На предоставление иностранным гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены следующие ограничения:

    Иностранные граждане и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами Согласно (ч.3 ст. 15 ЗК РФ).

    П. 1 ст. 22 ЗК РФ устанавливает, что иностранные граждане могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Важно заметить, что иностранным гражданам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность исключительно за плату (ч. 4 ст. 39.4 ЗК РФ )

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане не могут приобретать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в собственность. Им может предоставляться только право аренды.

    Однако действие указанных требований не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

    Так, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлено, что иностранные граждане могут стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Права иностранных граждан и лиц без гражданства на садовые, огородные, дачные земельные участки определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган государственной или муниципальной власти, осуществляющий полномочия по распоряжению испрашиваемым участком.

    Для того, чтобы определить, кто является собственником испрашиваемого земельного участка, необходимо получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости посредством подачи заявления в многофункциональный центр либо заполнения на сайте Росреестра специальной формы.

    Важно отметить, что в случае, если земельный участок не образован, заявитель осуществляет кадастровые работы по образованию земельного участка за свой счет.

    В каждом субъекте РФ устанавливаются регламенты государственных услуг по предоставлению земельных участков в собственность и аренду. Данные регламенты могут иметь между собой отличительные особенности. В связи с этим, первым делом следует ознакомиться с регламентами государственных услуг по предоставлению земельных участков, принятыми в субъекте РФ, в котором расположены земля либо земельный участок. Регламенты устанавливают сроки оказания услуг, определяют необходимые для обращения документы, а также закрепляют иные особенности, которые следует учитывать при подаче указанного заявления.

    Власти Крыма заявили, что иностранцы смогут сохранить недвижимость в регионе

    СИМФЕРОПОЛЬ, 24 марта. /ТАСС/. Иностранцы имеют возможность сохранить недвижимость в Республике Крым даже с учетом новых правил, запрещающих владение землей тем, кто не является гражданами РФ. Они могут сохранить в собственности дом, оформив аренду на землю под ним, сообщили ТАСС в Госсовете Республики Крым.

    20 марта вступил в силу указ президента РФ № 201 «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г. № 26». Согласно документу, иностранным гражданам и лицам без гражданства запрещается владеть земельными участками на территории Крыма, Севастополя, Астраханской и Калининградской областей.

    «У граждан был год на то, чтобы указ исполнить: подарить, продать, еще каким-то образом распорядиться земельным участком. Сейчас также никто не ограничивает их в желании это сделать, никаких репрессивных мер пока нет. Более того, запрет на владение распространяется только на землю, и если иностранец имеет в собственности дом, то он может отказаться только от земельного участка в пользу муниципалитета, и арендовать его, продолжая владеть домом», — пояснила ТАСС председатель комитета по имущественным и земельным отношениям Евгения Добрыня.

    Она пояснила, что если владелец дома подает заявку на аренду участка, на котором он построен, то имеет приоритет перед другими претендентами. Таким образом, собственники могут сохранить свою недвижимость в Крыму.

    Собеседница добавила, что новый порядок никак не скажется на собственниках квартир и апартаментов. Кроме того, если гражданин другой страны получает землю по наследству, у него есть год, чтобы распорядиться ею.

    Принудительная продажа

    По данным Госсовета, изменения коснулись 11 из 14 районов республики и восьми из 13 городских округов. В том числе он распространяется на наиболее популярные курорты Южного берега Крыма.

    Добрыня пояснила, что если собственник-иностранец не решит вопрос с участком самостоятельно, то власти могут по решению суда продать землю в принудительном порядке. Для этого будет проведена оценка и организованы торги, а бывший владелец получит вырученные за продажу средства за вычетом судебных и других издержек.

    Первый заместитель председателя Государственного совета Крыма Ефим Фикс в свою очередь отметил, что основными собственниками земельных участков в Крыму из числа иностранцев являются граждане Украины. Ранее власти Крыма указывали, что недвижимостью в регионе владеют в том числе бывшие и действующие украинские политики и олигархи, среди которых супруга действующего президента соседнего государства Владимира Зеленского.

    Как добавили в региональном парламенте, списки тех, кто владеет землей в Крыму, не имея российского гражданства, сейчас составляются местными властями.

    Запрет на владение недвижимостью в Крыму: кто в зоне риска?

    Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ (в ред. от 4 апреля 2020 г.) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» пределы территории РК и г. Севастополя определяются границами их территорий, существовавшими на день принятия РК в состав России. Граница РК на суше, сопряженная с территорией Украины, является Государственной границей РФ.

    Согласно Указу Президента РФ от 20 марта 2020 г. № 201 «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26» были внесены изменения в Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

    В данный перечень помимо других территорий вошли земельные участки, расположенные на территории Республики Крым и г. Севастополя.

    Из положений ст. 238 ГК РФ вытекает, что, если в собственности иностранного гражданина находится земельный участок, расположенный в границах приграничной территории, он должен быть отчужден этим лицом в течение года с момента возникновения права собственности данного лица на этот участок. Если иностранный субъект не произведет отчуждение такого участка, то по решению госоргана или органа местного самоуправления участок подлежит принудительной продаже.

    Таким образом, до 20 марта 2021 г. всеми иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также иностранными юрлицами должны быть отчуждены принадлежащие им участки, расположенные практически на всей территории Республики Крым и г. Севастополя, – это 19 из 25 муниципальных образований РК (в том числе города Армянск, Евпатория, Керчь, Саки, Судак, Феодосия и Ялта), а также 8 из 12 муниципалитетов Севастополя (Андреевский, Балаклавский, Гагаринский, Качинский, Ленинский, Нахимовский, Орлиновский и г. Инкерман). Примечательно, что г. Симферополь в указанный перечень не попал, а Симферопольский район включен.

    В соответствии с п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие имущества у собственника недопустимо, кроме случаев в том числе отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238).

    Согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, апатриды и иностранные юрлица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, а также на иных определенных особо территориях России в соответствии с федеральными законами.

    Таким образом, законодательством предусмотрена процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан. В указанных случаях собственник обязан самостоятельно произвести отчуждение такого имущества в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия имущество подлежит принудительной продаже по решению суда.

    «Поскольку иностранные граждане, являясь собственниками имущества, которое в силу закона не может находиться в их собственности как у лиц без гражданства, не произвели в установленные сроки его отчуждение, требования прокурора подлежат удовлетворению судом», – с такой формулировкой российские суды удовлетворяют практически все требования прокуратуры о понуждении иностранного гражданина или апатрида к отчуждению принадлежащих им земельных участков, входящих в указанный перечень, а также соответствующего недвижимого имущества, расположенного на данных участках (дома, строения, сооружения).

    Более того, необходимость отчуждения может касаться не только целых объектов, но и долей в праве на них, принадлежащих лицу, не являющемуся гражданином России, либо иностранной организации.

    Рассмотрим, какие доводы приводят суды в резолютивной части решений по данным вопросам:

    • «Обязать Кулачока Галину лица без гражданства, проживающую по адресу: Латвийская Республика произвести юридически значимые действия, направленные на отчуждение земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1500 кв.м., расположенного в д. Забелье Себежского района Псковской области, в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу» (Решение Себежского районного суда Псковской области от 26 сентября 2019 г. по делу № 2-311/2019);
    • «Обязать Чуйко Сергея Ивановича и Чуйко Олега Ивановича, граждан Республики Казахстан, провести отчуждение принадлежащего им на праве долевой собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 1331 кв м. путем продажи на торгах, конкурсах, аукционах» (Решение Макушинского районного суда Курганской области от 26 сентября 2019 г. по делу № 2-221/2019);
    • «Обязать гражданина Республики Немцева Н.И. в течение 30 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения реализовать на торгах (конкурсах, аукционах) принадлежащую ему 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером и долю жилого дома с кадастровым номером , расположенных на приграничной территории Российской Федерации, по адресу . Определить стоимость 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и долю жилого дома в размере цены, установленной специализированной организацией по реализации земельных участков с публичных торгов» (Решение Ейского городского суда Краснодарского края по делу № 2-1695/2019);
    • «Произвести отчуждение с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером и жилого дома с кадастровым номером , принадлежащих на праве общей долевой собственности Григорьевой И.В. в размере долей и Григорьеву А.А. в размере доли, в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу» (Решение Каменского районного суда Ростовской области по делу № 2-1887/2017).

    Если ответчик не исполняет решение суда в установленные сроки самостоятельно, оно будет исполнено принудительно органами ФССП России.

    Представим ситуацию. Гражданин Украины является владельцем участка с расположенным на нем жилым домом в г. Ялта РК. Данный участок вместе с домом по дислокации попали в указанный перечень. Следовательно, гражданин Украины должен продать или подарить данное имущество гражданину России до 20 марта 2021 г.

    Если он этого не сделает, прокурор обратится в суд с требованием об обязании упомянутого лица в течение, например, 30 дней с момента вступления в силу решения реализовать на торгах (конкурсах, аукционах) принадлежащий ему участок вместе с находящейся на нем недвижимостью. Как показывает практика, такие требования прокурора суды удовлетворяют.

    При этом хорошо, если собственник данного имущества будет знать о судебном процессе, а если нет?

    В таких случаях суд вынесет заочное решение, и, когда оно вступит в законную силу, судебные приставы будут его исполнять. Сделать это они могут следующим образом: с помощью экспертной организации участок и постройки на нем будут оценены, затем данное имущество по этой цене будет продано на аукционе (торгах), а вырученные от продажи денежные средства положат на депозит, где они будут находиться до возвращения бывшего собственника в Республику Крым, а лицо, которое приобрело данное имущество, станет добросовестным приобретателем.

    Как сообщил в СМИ председатель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК Александр Спиридонов, по данным ЕГРН на территории Крыма иностранцам принадлежат более 11,5 тыс. расположенных на приграничных территориях земельных участков, подпадающих под запрет на иностранное владение; в основном это граждане Украины.

    «Примечательно, что такое большое число – это только те участки, которые на данный момент уже оформлены в соответствии с российским законодательством», – отметил глава ведомства.

    Председатель Госкомрегистра упомянул и о таком понятии, как «сформированные земельные участки». Следует отметить, что таковыми являются земельные участки, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством и прошедшие межевание. Однако не все земельные участки, находящиеся в приграничных зонах РК, сформированы. Более того, многие даже не поставлены на кадастровый учет.

    Таким образом, дабы не попасть в «жернова» принудительного изъятия недвижимости, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юрлицам, чьи земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости находятся на приграничных территориях, целесообразно, пока позволяет время, произвести их отчуждение на выгодных для них условиях (например, путем заключения договора купли-продажи, дарения), а не ждать повестки в суд, судебного решения либо появления у данного имущества нового собственника.

    Аренда земельных участков иностранными юридическими лицами

    В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

    При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее — неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

    Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 9 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка в случаях, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.

    Для оформления прав на земельный участок, расположенный под гаражно-строительным кооперативом, необходимо обратится в управление по работе с обращениями граждан администрации города Владивостока (г. Владивосток, просп. Океанский, 15/3), либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

    Заявление необходимо оформить в соответствии с пунктом 1 статьей 39.17 Земельный кодекс Российской Федерации с указанием:

    • фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
    • наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
    • кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
    • основание предоставления земельного участка без проведения торгов (для предоставления земельного участка собственникам зданий, сооружений, помещений в них основаниями являются: в аренду подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6, в собственность за плату подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации);
    • вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
    • цель использования земельного участка;
    • реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
    • реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
    • почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

    К заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктом 2 статьей 39.17 Земельный кодекс Российской Федерации:

    • документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН;
    • документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок)
    • сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю. Обращаем Ваше внимание, что для сокращения времени рассмотрения заявления в сообщении рекомендуется указать кадастровые номера помещений в гаражно-строительном кооперативе.
    • документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
    • заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
    • дополнительно обращаем внимание, что в целях оперативного рассмотрения заявления рекомендуем к заявлению приложить соглашение о перераспределении долей земельного участка между членами гаражно-строительного кооператива.

    В случае, если земельный участок не образован, необходимо подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельный кодекс Российской Федерации.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector