Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Локальная система оповещения го чс

Ваш браузер устарел!

Чтобы воспользоваться сайтом www.mechel.ru обновите браузер до последней версии

  • О компании
    • Наша история
    • Стратегия развития
    • Структура компании
    • Совет директоров
    • Правление
    • Менеджмент
    • Корпоративная безопасность
  • Направления деятельности
    • Горная добыча
    • Металлургия
    • Энергетика
    • Логистика
    • Сбыт продукции
    • Закупки
  • Продукция
    • Горная добыча
    • Металлургия
    • Энергетика
  • Акционерам и инвесторам
    • Информация для акционеров
    • Корпоративное управление
    • Отчеты и презентации
    • Облигации
    • Раскрытие информации
    • Календарь инвестора
    • Документы, размещенные на сайте Комиссии по ЦБ США (SEC)
    • Инструменты инвестора
    • Контакты
  • Пресс-центр
    • Пресс-релизы
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Контакты пресс-служб
    • Новости предприятий
    • «Мечел» в СМИ
    • Корпоративный журнал «Наш Мечел»
  • Устойчивое развитие
    • Наш кадровый капитал
    • Профессиональное развитие
    • Социальная ответственность
    • Экологическая ответственность
    • Отчет об экологических проектах
    • Охрана и безопасность труда
    • Карьерный рост
    • Люди «Мечела»
    • Вакансии
  • En
  1. Главная
  2. Пресс-центр
  3. Новости предприятий
  4. Южно-Кузбасская ГРЭС

Новости предприятий

На ЮК ГРЭС запустили локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях

Южно-Кузбасская ГРЭС относится к числу опасных производственных объектов. В числе её гидротехнических сооружений (ГТС) — водосливная плотина, совмещенная с железнодорожным мостом, и система гидрозолоудаления. Для безопасности персонала станции и жителей прилегающих территорий введена в эксплуатацию локальная система оповещения (ЛСО), назначение которой – оперативно информировать о чрезвычайных ситуациях (наводнении, землетрясении, техногенных авариях и т.д.).

ЛСО охватывает территорию станции, её гидротехнические сооружения и прилегающую часть поселка Малышев Лог с населением 1321 чел. Оборудование сертифицировано и безвредно для окружающей среды. Пункт управления ЛСО установлен на главном щите управления предприятия, контроль поступающей информации ведет начальник смены станции. В случае возникновения ЧС происходит СМС-информирование руководства станции, абоненты получат информацию автоматически, по списку, внесенному в память системы.

Для голосового извещения владельцев частных домов и дачных участков, находящихся в зоне возможного подтопления в случае прорыва дамбы предназначены громкоговорители мощностью 450 Вт. Они смонтированы на 20-метровой стальной мачтовой конструкции, построенной на границе промзоны предприятия.

«Система установлена в соответствии с требованиями Федерального законодательства по защите населения, проживающего вблизи опасных производственных объектов. Межведомственная комиссия с участием представителей ГУ МЧС России по Кемеровской области и администрации Калтанского городского округа дала положительную оценку ЛСО станции», – отметил Сергей Кобелев, помощник управляющего директора ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

ОАО «ЮК ГРЭС»
Пресс-служба
Людмила Танкова
Тел: +7(38472) 3-00-79

Локальная система оповещения для потенциально опасных объектов

За яркими примерами чрезвычайных ситуаций, к сожалению, далеко ходить не надо. «Черные» дни только последних пяти лет:

  • Саяно-Шушенская ГЭС, 17 августа 2009 г. – в машинный зал хлынула вода, авария привела к гибели 75 человек;
  • шахта «Распадская», 9 мая 2010 г. – взрыв метана, домой не вернулся 91 человек;
  • Крымск, Краснодарский край, 7 июля 2012 г. – в результате наводнения пострадало более 24 000 человек.

С конца июля 2013 г. юг Дальнего Востока России оказался подвержен катастрофическим наводнениям, вызванным интенсивными затяжными осадками, что привело к последовательному увеличению уровня воды в р. Амур. Наводнение таких масштабов произошло впервые за 115 лет.

Череда техногенных и природных катастроф с большим количеством жертв привела к изданию ряда указов и распоряжений правительства, направленных на создание и восстановление в стране систем экстренного оповещения населения.

Нормативно-правовая база

В ноябре 2012 г. подписан указ Президента № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций». В рамках реализации Указа принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. В течение 2013–2014 гг. проведено совершенствование разрозненной нормативно-правовой базы.

Единый подход к регулированию вопросов оповещения и информирования населения определяется Федеральными законами, указами президента, постановлениями и распоряжениями правительства. Порядок реализации требований описан в сводах правил СП 133.13330.2012, СП 134.13330.2012 и ряде методических рекомендаций МЧС по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны. Список основных нормативно-правовых документов приведен в разделе 4 Концепции создания КСИОН.

Структура системы оповещения о ЧС

Согласно действующей нормативно-правовой базе системы экстренного оповещения и информирования населения подразделяются на:

  • Региональные. Их задача – доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава, специальных служб и населения субъекта Российской Федерации.
  • Муниципальные (местные). Основная задача – информирование и оповещение руководящего состава и населения муниципального образования.
  • Локальные системы оповещения (ЛСО). Данные системы разворачиваются на объектах, признанных потенциально опасными (согласно ФЗ 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Задача ЛСО – информирование и оповещение руководящего состава объекта, аварийно-спасательных формирований, персонала организации и населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Локальные системы оповещения

Согласно постановлению правительства РФ № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» системы локального оповещения должны функционировать на:

  • ядерно и радиационно опасных объектах (в радиусе 5 км);
  • химически опасных объектах (в радиусе 2,5 км);
  • гидротехнических объектах (в радиусе 6 км).

В случае чрезвычайной ситуации на данных объектах необходимо гарантированное и оперативное оповещение руководителей, служб и населения. Технически это довольно сложная задача, требующая от системы сопряжения нескольких видов каналов, поддержки различных видов оборудования и их программной интеграции (рис. 1).

Информирование и оповещение может осуществляться:

  • с использованием общедоступных каналов связи – сетей мобильного оператора (SMS-сообщения), городской телефонной линии. Данные способы гарантированного доведения информации обеспечить не могут. В случае SMS-рассылки также теряется оперативность передачи необходимой информации вследствие низкого приоритета SMS в сетях мобильной связи;
  • специализированными средствами: сиренами, речевыми уличными оповещателями, текстовыми и видеотабло. Это наиболее эффективный способ. Такие средства позволяют заранее определить зоны оповещения и добиться требуемых для гарантированного восприятия информации параметров (уровня звукового давления, видимости текста на табло и др.);
  • посредством домофонов. Данный способ позволяет оповещать адресно каждую квартиру с использованием существующих линий и оборудования.

Согласно методическим рекомендациям МЧС локальная система оповещения в целях координации действий должна обеспечивать информационное сопровождение деятельности ДДС муниципального района и диспетчерской службы потенциально опасного объекта, обеспечение взаимодействия сил и средств, используемых для предупреждения и ликвидации ЧС. качестве перспективных направлений развития ЛСО можно выделить:

  • совмещение систем экстренного оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов;
  • внедрение технических средств, обеспечивающих оповещение в автоматическом режиме;
  • сопряжение ЛСО и муниципальных систем оповещения с объектовыми системами оповещения о пожаре.

Каналы связи оконечных средств оповещения с диспетчерской

Одним из важнейших решений, влияющих на стоимость и надежность работы ЛСО, является выбор канала связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта. Можно выделить три основных варианта реализации каналов связи:

1. Общедоступные каналы, например Интернет и GSM-сети. Гарантировать работу данного канала доставки сигналов оповещения невозможно, так как в случае ЧС, перегруза сетей или преднамеренного отключения спецслужбами оповещение не сработает.

2. Выделенные линии. Данный вариант требует дорогостоящего проектирования, согласования и прокладки кабельных трасс. При этом возможны обрывы кабелей и нарушение работы системы в случае ЧС.

3. Радиоканал. Более высокая стоимость оборудования и необходимость получения разрешения на частоту в этом случае компенсируется значительно меньшими затратами на проектирование и прокладку кабельных трасс. В качестве преимуществ современных радиоканальных систем следует также отметить контроль работоспособности оконечного оборудования (радиоканал с двусторонним обменом) и ретрансляцию сигналов каждой точкой оповещения. При выходе из строя части оборудования пути связи внутри системы изменятся, и работоспособность сохранится.

В таблице представлено схематичное сравнение каналов связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта в условных оценках.

Радиоканал как новый подход к оповещению

Опыт создания систем ЛСО показывает, что радиоканальное оборудование позволяет сформировать качественно новый подход к оповещению о чрезвычайных ситуациях:

  • Радиоканальные технологии обеспечивают высокую надежность системы. Ретрансляция сигналов и автоматическое изменение маршрута связи с пультом при невозможности связи по основным маршрутам гарантирует работу в случае ЧС.
  • Современные ЛСО – это комплексные системы мониторинга и оповещения о ЧС. Совмещение проводных и радиоканальных решений позволяет развертывать систему мониторинга и оповещения в труднодоступных местах и на объектах с большой плотностью кабельных линий.
  • Благодаря радиоканальным решениям время и стоимость создания и обслуживания оборудования значительно ниже.

Ответственные лица и органы

Ответственность за создание и поддержание работоспособности локальных систем оповещения, а также своевременное оповещение населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций возлагается на администрацию предприятия. В случае распространения ЧС за границы предприятия, в пределах муниципального образования, а также при возникновении ЧС на территории муниципального образования ответственность за своевременное оповещение населения возлагается на органы самоуправления.

Лица, не принявшие надлежащих действий по созданию и поддержанию работоспособности систем оповещения или решения об оповещении населения о возможной опасности их здоровью (жизни) либо принявшие его несвоевременно, несут уголовную и административную ответственность согласно действующему законодательству вплоть до лишения свободы.

Использование в помещении локальной системы оповещения

В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья населения при чрезвычайных происшествиях либо, а также при выявлении угрозы их возникновения связанных со стихийным бедствием, крупными техногенными авариями на производстве, создаются локальные системы оповещения.

Основные определения

В случае возникновения чрезвычайной ситуации ключевую роль играет оперативность донесения информации до лиц, здоровью и жизни которых грозит опасность. Правильная и быстрая оценка вновь возникших обстоятельств позволяет выбрать наиболее оптимальные способы и методы защиты.

Время донесения информации не должно превышать пять минут. За это время должны быть оповещены соответствующие органы и лица, расположенные в месте чрезвычайного происшествия.

Своевременное реагирование позволит не только сохранить жизнь и здоровье людей, а также минимизировать размер материального ущерба от последствий. Создание ЛСО на производствах и промышленных предприятиях является первостепенной задачей штаба Гражданской обороны.

Локальная система оповещения – представляет собой комплекс технических средств оповещения на потенциально опасных объектах, промышленных предприятиях, производствах.

Первоочередной задачей ЛСО является:

  • оповещение персонала о чрезвычайном происшествии;
  • доведение до сведения информации руководству потенциально опасного объекта, службам гражданской обороны, спасателям;
  • руководство и координация действий лиц, находящихся в зоне происшествия или непосредственной близости.
Читать еще:  Где лечатся военные пенсионеры

Установка на территории потенциально опасного объекта локальной системы оповещения должно быть сопряжено с обязательным подключением к системе автоматизированного центрального оповещения города или населенного пункта.

Места размещения систем

Практика и анализ происходящих чрезвычайных ситуаций показали, что наибольшее количество происшествий, носящих техногенный характер, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью людей, а также приносящих существенный материальный ущерб происходят на промышленных и производственных объектах.

Размещение локальных систем оповещения является не просто необходимостью, а требованием действующего законодательства РФ в этой сфере.

Характерным признаком, который объединяет такие объекты и может стать причиной возникновения чрезвычайного происшествия, является опасность.

Промышленные объекты, на которых высока вероятность аварии можно разделить на четыре основных группы, представляющие опасность:

  • химическую;
  • радиационную;
  • пожарную и взрывоопасную;
  • гидродинамическую.

Химически опасные предприятия — это объекты, на которых при возникновении чрезвычайного происшествия высока вероятность поражения людей, животных, растительного мира, а также угроза химического заражения окружающей среды опасными химическими реагентами, с существенным превышением их концентрации от допустимой нормы.

Главная опасность заключается в быстром распространении химически опасных веществ в нижних и околоземных слоях атмосферы, а также высока вероятность поражения источников воды. Усугубляет ситуацию сопровождение таких происшествий взрывами и пожарами.

Радиационно-опасные предприятия – объекты, включающие в себя ядерные реакторы, промышленность с использованием ядерного топлива или радиационный материал.

Опасность возникновения аварий на таких объектах усугубляется невозможностью визуально либо тактильно определить повышение радиационного фона в окружающей среде, быстрое распространения, и высокий поражающий фактор.

Пожарно- взрывоопасные предприятия – объекты, на которых могут производиться, храниться или транспортироваться материалы, приобретающие в определенной среде способность к детонации, воспламенению.

Возникновение чрезвычайных ситуаций на таких объектах приводят к частичному или полному разрушению зданий, сооружений, завалам. Оперативное реагирование в оповещении на таких предприятиях позволит избежать серьезных последствий в виде жертв, а также позволит быстро локализовать зону аварии.

Объекты, представляющие гидродинамическую опасность – гидротехнические конструкции искусственного или естественного происхождения, задачей которых лежит создание разницы уровня воды между объектом.

Аварии происходящие на естественных плотинах или гидротехнических сооружениях напорного фронта опасны прорывом большой массы воды, которой характера неконтролируемая разрушительная сила.

К гидротехническим опасным объектам относятся: естественные плотины и гидротехнические сооружения напорного фронта. При их прорыве появляется волна прорыва, обладающая большой разрушительной силой и образуются обширные зоны затопления.

Техническая составляющая

Локальная система оповещения зрения представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных технических средств. В его структуру входит основной блок управления, как правило, это компьютеризированная система, либо матричный блок управления. Коммутационный блок сигналов. Источники распространения и усиления звукового оповещения.

Полноценная действующая система локального оповещения включает в себя сирены или иные средства подачи тревожных сигналов, приспособления для голосового и речевого оповещения, ламповые или светодиодные индикаторы, маяки и подобные средства визуального сообщения.

Звуковая система оповещения, издавая сигналы информирует людей о произошедшей чрезвычайной ситуации либо аварии. На потенциально опасных объектах разрабатываются положения о порядке действий в случае возникновения аварии, дополнительные рекомендации и инструкции могут сообщаться через громкоговорители.

Голосовое оповещение считается наиболее информативным и продуктивным способом оповещения. Требование к созданию систем оповещения является обязательным на потенциально опасных объектах и регламентируется рядом законодательных актов РФ.

Локальная система оповещения (ЛСО)

Важнейшим условием для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе и возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий, катастроф является своевременное оповещение его. Создание автоматизированных систем оповещения — одно из главных мероприятий по защите населения. Первоочередной задачей штабов ГО потенциально-опасных объектов является создание локальных систем оповещения руководящего состава РСЧС и информирование населения, проживающего в районах их размещения.

Локальная система оповещения – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения. Система централизованного оповещения объекта экономики строится на базе городской, а также производственной сети связи и сети проводного вещания объекта с применением специальной аппаратуры. В качестве средств оповещения здесь используются электрические и электронные сирены, уличные и абонентские громкоговорители. Процесс оповещения не должен превышать 5 минут, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до соответствующих органов управления и населения заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны затопления.
Программно-аппаратный комплекс АСО предназначен для организации оповещения и информирования населения территориального, местного и объектового уровней управления РСЧС. Разработан на общих системных принципах автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС и Автоматизированной системы объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (АС ОСОДУ). Соответствует требованиям нормативных документов МЧС РФ и Федерального законодательства РФ. Создавался при научно-методической поддержке ФЦ ВНИИ ГОЧС.

Комплекс построен на оборудовании АСО, которое включено в табель положенности МЧС РФ и широко применяется в его подразделениях. При создании комплекса в применении к локальным системам оповещения потенциально-опасных объектов прежде всего ставилась задача возможности его двойного применения.
Комплекс и его элементы могут использоваться не только для отработки задач РСЧС, но и для технологических целей, что делает его применение экономически привлекательным. При этом комплекс сопрягается с территориальной АСЦО, построенной как на новом оборудовании комплекса АСО, так и на старом оборудования П-160 – П-164, и может управлять существующими электросиренами и радиотрансляционными узлами предприятий. Основание для создания локальных систем оповещения: • Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.11.94 г.; • Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» № 177 от 1.03.93 г.; • Постановление Правительства Российской Федерации «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» №178 от 01.03.93 г.; • Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.95 г. • Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК «Об утверждении Положения о системах оповещения Гражданской обороны» от 7.12. 1 998 г. № 701/212/803. Чрезвычайные ситуации, возникающие на потенциально-опасных объектах можно классифицировать на две основных группы: • Чрезвычайные ситуации, последствия которых выходят за пределы предприятий. • Чрезвычайные ситуации, связанные с авариями и сбоями в технологическом цикле, которые не представляют опасности для населения, но в результате, которых предприятия из-за простоя терпят значительные убытки.

ЛСО решает следующие задачи:
Оповещение и информирование персонала потенциально-опасного объекта (ПОО) и населения, проживающего в районе его размещения, при появлении угрозы их жизни и здоровью о способах защиты и действиях в сложившейся ситуации;
Оповещение руководящего состава ПОО, органов управления РСЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС, организаций и учреждений, расположенных в 2,5 км зоне возможного заражения об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Опыт применения комплекса АСО для построения ЛСО ПОО показал, что новый комплекс имеет следующие преимущества:
Применение системы громкоговорящей связи позволило снять с эксплуатации электросирены и применять данное оборудование одновременно для озвучивания территории предприятия, производственных и административных помещений, а при необходимости и прилегающей территории:
Для оповещения работников предприятия и населения прилегающих территорий по сигналам РСЧС как в режиме сиренного звучания, так и режиме передачи речевой информации;
Для оповещения работников по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Для передачи объявлений различного назначения;
Для трансляции радиопрограмм. При этом зона озвучивания выбирается исходя из необходимости в соответствии с прогнозом возможной обстановки.

Применение системы АСО позволило снять с эксплуатации аппаратуру СЦВ (стоимость оповещения абонента аппаратурой АСО в 35-40 раз ниже, чем аппаратурой СЦВ) и применять данное оборудование методом передачи речевых сообщений по служебным, домашним, сотовым и другим телефонам для оповещения:
Руководителей предприятия и других организаций, работников предприятия, органов КЧС, диспетчерских и оперативных служб, аварийно-спасательных служб по сигналам РСЧС, по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Руководителей и работников предприятия по сигналам мобилизационной готовности;
Работников предприятия для передачи срочных информационных сообщений как в рабочее время по служебным телефонам, так и в не рабочее время по домашним и сотовым телефонам.

Развертывание ЛСО различных ПОО на базе комплекса АСО показало во всех случаях значительный экономический эффект как на стадии развертывания, так и при эксплуатации. Эксплуатация ЛСО на базе комплекса АСО показала:
Высокую гибкость системы, возможность создания множества вариантов оповещения на основе прогноза возможной обстановки, обусловленных принципом работы, в том числе и по коммутируемым каналам связи, сетям передачи данных;
Возможность ее интеграции в АС ОСОДУ;
Возможность ее двойного применения;
Автоматизированное управление процессом оповещения от АСЦО города и области;
Сопряжение с существующей системой оповещения, выполненной на аппаратуре П-164 и П-160 на аппаратном и программном уровнях;
Документирование распоряжений на оповещение органов управления, КЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС;
Высокую оперативность в работе, возможность ее использования для сбора и обмена оперативной информацией;
Возможность оповещения руководящего состава в системах сотовой и транкинговой связи;
Возможность совмещения в одной аппаратуре (система громкоговорящей связи) функций электросиренного озвучивания и звукофикации территорий и объектов;
Небольшие капиталовложения на ее создание (в 30-40 раз меньше по сравнению с П-164);
Низкую стоимость, а в некоторых случаях и отсутствие затрат на эксплуатационно-техническое обслуживание;
Применение различных каналов связи при построении в зависимости от существующих возможностей, экономической целесообразности;
Размещение аппаратуры на пунктах управления РСЧС. Эксплуатация систем на различных потенциально-опасных объектах показала их высокую эффективность, надежность, гибкость и оперативность при проведении различных вариантов оповещения во время еженедельных проверок и задействовании по назначению в ходе учений и реальных чрезвычайных ситуациях.

Локальная система оповещения

Системы оповещения согласно НПБ 104-03 делятся на типы по функциональному признаку.

  • Системы оповещения в зависимости от степени взаимодействия с другими системами здания бывают автономными и комплексными. К автономным относятся системы оповещения с небольшим количеством зон оповещения и управлением при помощи приемо-контрольных приборов пожарной сигнализации. Комплексные системы оповещения чаще всего интегрируются в инженерные системы здания и используется для вызова сотрудников, передачи речевых сообщений, фоновой музыки. Управление происходит при помощи приемно-контрольных приборов пожарной сигнализации и оператором объекта.
  • Системы оповещения в зависимости от вида управления бывают автоматическими и полуавтоматическими. Автоматические приводятся в действие приемно-контрольными приборами пожарной сигнализации или пожаротушения. Полуавтоматические — диспетчером при получении сигнала от приемно-контрольных приборов пожарной сигнализации или пожаротушения.
  • Системы оповещения в зависимости от состава и принципа функционирования делятся на локальные и централизованные. Локальные системы оповещения работают в автоматическом режиме для оповещения небольших зон. Централизованные системы оповещения имеют центральный блок управления, такие СО позволяют оперативно управлять эвакуацией в быстроменяющейся обстановке.
Читать еще:  Серийный убийца который убил больше всего людей

Локальные системы оповещения

Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.

Локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объектов; служб гражданской обороны; дежурных служб организаций, расположенных в зоне действия системы оповещения; оперативных дежурных служб органов управления по делам ГОЧС; населения, проживающего в зоне действия системы оповещения.

При катастрофах, прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются руководители и персонал объекта; объектовые силы и службы гражданской обороны; оперативные дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации, города, городского района.

При авариях, прогнозируемые последствия которых выходят за границы потенциально опасного объекта, дополнительно оповещаются:

  • персонал организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
  • население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения.

При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.

Зоны действия локальных систем оповещения определяются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта:

  • в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта);
  • в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов;
  • в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) – на расстоянии до 6 км от каждого объекта.

Проектирование систем оповещения в Арман. Отличия ЛСО и ГГС. Интеграция. Влияние COVID-19 на сертификацию МЧС

Чтобы проектировать локальные и объектовые системы оповещения, нужно:

  • знать законодательство РФ в области ГО и ЧС
  • знать особенности внедрения ЛСО на предприятии
  • понимать структуру единой системы оповещения РФ — РСЧС
  • пройти профильную подготовку во ВНИИ ГОЧС МЧС России.

В Арман обращаются за помощью, когда заказчик ставит задачу «Предусмотреть оповещение о ГО и ЧС», а специалистов, для ее решения нет.

Наши инженеры, прошли профильную подготовку в области ГО и ЧС РФ.

  • проконсультируем по вопросам ЛСО
  • разработаем техническое решение
  • рассчитаем звуковое давление
  • разработаем проектную и рабочую документацию
  • составим спецификацию
  • организуем поставку и пусконаладку систем ЛСО
  • настроим интеграцию с другими системами связи.

За помощью по вопросам ЛСО пишите нашему эксперту a.vaganov@arman-engineering.ru

Руководителю группы отдела инженерных решений — Алексею Ваганову
Или звоните: +7 (812) 449-56-20 доб. 314

Заказчики хотят быстро и безболезненно интегрировать системы связи на предприятии. Это тренд. Наши зарубежные партнеры, компании EPC , прописывают требования по интеграции систем связи.

Мы этот тренд реализовали в нашей Единой платформе голосовых сервисов – UniVoice Интегрировали системы ЛСО и громкоговорящей связи предприятия. Нужно понимать, что локальные системы оповещения технически близки к прикладным системам оповещения и системам громкоговорящей связи, но имеют ряд принципиальных особенностей.

Локальная система оповещения (ЛСО) – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения. Система централизованного оповещения объекта экономики строится на базе городской, а также производственной сети связи и сети проводного вещания объекта с применением специальной аппаратуры. В качестве средств оповещения здесь используются электрические и электронные сирены, уличные и абонентские громкоговорители.

Построение ЛСО и основные требования были определены Федеральными законами от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12 февраля 1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Задачи локальной системы оповещения:

  • оповещение руководителей и персонала объекта;
  • оповещение руководителей (дежурных служб) объектов и организаций в зоне действия ЛСО:

а) в районе размещения ядерно- и радиационно опасного объекта — в радиусе 5 км вокруг объекта (включая пристанционный поселок (город);
б) в районе размещения химически опасного объекта — в радиусе до 2,5 км вокруг объекта;
в) в районе размещения гидротехнического объекта (в нижнем бьефе, в зоне затопления) — на расстоянии до 6 км от объекта.

  • оповещение ЦУКС по субъекту РФ, ЕДДС муниципального образования;
  • оповещение населения, проживающего в зоне действия ЛСО при появлении угрозы их жизни и здоровью о способах защиты и действиях в сложившейся ситуации.

На каких объектах создаются локальные системы оповещения?

1. организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности
2. особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты
3. гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности

Объекты определены ФЗ РФ от 28 декабря 2013 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне» определен перечень объектов, которые должны создавать и поддерживать в состоянии готовности ЛСО.

Чем отличается локальная система оповещения и системы громкоговорящей связи, прикладные системы оповещения?

К ЛСО усиленные требования по функционалу и надежности. Требования определены в ГОСТ Р 42.3.01-2014 «Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования».

МЧС контролирует, как они выполняются, выпускает перечень производителей и систем, которые можно использовать. Эти требования проверяет Главгосэкспертиза, и МЧС, когда объект вводят в эксплуатацию.

Как повлияла пандемия COVID-19 на процессы сертификации МЧС России?

МЧС России продолжает оказывать услуги по обязательной сертификации, но они ограничили возможность выезда экспертов для проведения процедур анализа состояния производства и отбора образцов.

ВНИИ ГОЧС рекомендует:

  • Органам по сертификации, перенести процедуру очередного инспекционного контроля на срок до 6 месяцев и вместо выезда, проверить дистанционно существующие документы.
  • Оформить новый сертификат соответствия на серийную продукцию, срок действия которого заканчивается, можно будет с учетом положительных результатов последней периодической оценки.
  • Если на сертификацию заявляются впервые, или истек срок действия сертификата – действовать по упрощенной схеме.
  • Во время испытаний и отбора образцов соблюдать процедуры безопасности.
  • Всем держателяи сертификатов соотвествия подтвердить письмом в адрес ВНИИ ГОЧС о неизменности документации, процесса производства сертифицированной продукции. Подтвердить согласием перенос процедуры контроля на 6 месяцев.

Объектовые и локальные системы оповещения

Объектовая система оповещения создаётся на объектах, последствия аварий на которых не выходят за пределы объекта и является частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации о чрезвычайных ситуациях.

Объектовая система оповещения – состоит из технических и организационных средств оповещения, обеспечивающих информации и доведение сигналов оповещения до руководителей и персонала объекта или служб гражданской обороны объекта.

Зоной охвата объектовой системы оповещения служит только территория предприятия.

Блок предварительного усиления имеет десять входов: пять микрофонных, два линейных (моно), два линейных (стерео) входа и вход радиотрансляционной линии городской трансляционной сети 30 В.

Усилители мощности трансляционные класса D от 200 до 600 Вт. Включают в себя тракт мощного усиления и имеют один линейный вход с регулятором уровня. КПД до 90%.

Сумматоры мощности СМ предназначены для построения систем мощного звукоусиления путем суммирования мощности сигналов звуковой частоты, поступающих от двух, четырех или восьми усилителей мощности и передачи единого сигнала в одну линию.

Блоки раздачи и коммутации зон БК5-1 и БК10-1 предназначены для раздачи и коммутации сигналов звуковой частоты по зонам оповещения совместно с микрофонным пультом ПМ-5 (для БК5-1) или ПМ-10 (для БК10-1) и усилителем мощности трансляционным любой конфигурации.

Щиты выходной коммутации зон грозозащищенные ЩК5-1, ЩК5-5, ЩК10-1, ЩК10-10 предназначены для раздачи и коммутации сигналов звуковой частоты по зонам оповещения совместно с усилителями мощности трансляционными любой конфигурации.

Пульты микрофонные ПМ-5 и ПМ-10 предназначены для трансляции речевых сигналов, сигналов специальных форм и передачи (распределения) их на звукоусилительное устройство совместно с блоками раздачи и коммутации зон БК5-1 или БК10-1.

Блок контроля и измерения линий БКИЛ-1 предназначен для совместной работы с щитами выходное коммутации серии ЩК в составе комплексов аппаратуры сетей проводного трансляционного вещания и оповещения и служит для звукового контроля транслируемого сигнала, измерения входного сопротивления и сопротивления изоляции трансляционных линий.

Блок сетевой автоматики БСА-12-10 имеет 10 каналов выходов электропитания, которые поочерёдно включают питание 220В 50 Гц на подключённое к нему оборудование.

Локальная система оповещения – это система оповещения населения размещается локально и только в районах размещения потенциально опасных объектов и является частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации о чрезвычайных ситуациях.

Она непосредственно приближена к зонам опасного производства и к населению, попадающему в эти зоны в моменты аварий на потенциально опасных объектах.

К опасным объектам, в первую очередь, относятся атомные станции, химические предприятия, гидроузлы плотин, при возможном разрушении которых может образоваться зона катастрофических последствий.

Локальная система оповещения представляет собой организацию дежурно-диспетчерских служб потенциально опасного объекта, оборудования средств управления и оповещения, а также линий связи, обеспечивающих передачу сигнала «Внимание всем» и речевой информации до персонала объекта и населения в зоне ответственности локальной системы оповещения.

Объектовая и локальная системы оповещения должны иметь следующие основные функции:

  • приём и передача сигналов РАСЦО (территориальной, областной, городской, муниципальной системы оповещения) в зоне охвата объекта;
  • приём и передача сигналов подразделений ГО и ЧС (ответственных по ГО и ЧС), руководства предприятия (объекта) на территории охвата;
  • оповещение в режиме включения сирен и речевого оповещения;
  • тестирование (проверка) исправности системы оповещения в автоматическом режиме всех каналов связи, звуковых и речевых оповещателей, блоков управления, звукоусиления, коммутации и связи).
Читать еще:  Процедура наблюдения при банкротстве: закон, цель, сроки

Основными задачами данных систем оповещения ГО и ЧС должны являться:

  • оповещение населения в зоне охвата объектовой и локальной системы оповещения;
  • оповещение подразделений ГО и ЧС (ответственных по ГО и ЧС), руководства предприятия объекта;
  • оповещение сотрудников предприятия;
  • оповещение по каналам телефонной (мобильной связи) в речевом и текстовом (SMS) режимах, в том числе циклически.

Сферы использования и применения

  1. Атомные, тепло-, гидроэлектростанции и пр..
  2. Предприятия химической промышленности.
  3. Системы оповещения на движущемся транспорте на территориях, прилегающих к потенциально опасным объектам.

Ниже приведен пример схемы для организации объектовой или локальной системы оповещения, а также ссылки по выбору необходимого оборудования.

Комплекс оповещения по радиоканалу «Радиус»

Связаться с нами

  • Системы видеонаблюдения
  • Системы контроля и управления доступа (СКУД)
  • Системы записи телефонных разговоров, запись аудио информации
  • Системы автоматического оповещения по телефонным линиям
  • Металлодетекторы
  • Интегрированные системы охраны

Система оповещения по радиоканалу «Радиус»

ООО РТК, как представитель ОАО «Ижевский радиозавод», в Челябинской области готовы выполнить проектирование и строительство Локальных систем оповещения (ЛСО), как для промышленных предприятий, так и для муниципальных образований на оборудовании комплекса оповещения по радиоканалу (КОР «Радиус»).

Оборудование комплекса оповещения по радиоканалу «Радиус»

предназначено для построения локальных систем оповещения потенциально опасных объектов, муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения, систем технологической связи и оповещения, элементов Комплексной Системы Экстренного Оповещения Населения и радиоканальных систем адресного мониторинга.

Назначение

  • Строительство локальных систем оповещения потенциально опасных объектов.
  • Участие в строительстве муниципальных автоматизированных системах централизованного оповещения.
  • Строительство объектовых систем технологической связи и оповещения.
  • Создание комплексных радиоканальных систем адресного мониторинга объектов.

Комплекс оповещения по радиоканалу «Радиус» разработан в соответствии с техническим заданием ГУ МЧС России и рекомендациями ГУ МЧС России по Удмуртской республике. Комплекс оповещения по радиоканалу “Радиус» по уровню управления относится к местным или объектовым системам оповещения и позволяет доводить формализованные сигналы оповещения и речевую информацию, полученную от автоматизированных рабочих мест диспетчера (АРМ) или систем оповещения регионального (верхнего) уровня до руководителей, должностных лиц и населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения через акустические установки, а должностных лиц на домашние, служебные телефоны и по сетям сотовой связи.

Преимущества системы оповещения по радиоканалу

  • Многообразный алгоритм доведения по радиоканалу в диапазонах 146 – 174МГц и 403 – 470МГц информации до каждого с возможностью его изменения без смены оборудования и дополнительного монтажа. Все изделия можно перепрограммировать с использованием ЭВМ.
  • Возможность работы системы на частотах МЧС, МВД, ФСБ на одном и том же оборудовании.
  • Возможность применения системы оповещения «Радиус» при угрозе террористических актов.
  • Минимальный объем монтажа по срокам и затратам. Сроки зависят от количества устанавливаемого оборудования.
  • Минимальное обслуживание. Требуется проверка подводки электропитания и внешняя очистка изделий от грязи и пыли. Один раз в год требуется проверка целостности аккумуляторных батарей.
  • Возможность использования в качестве локальной системы оповещения в рамках ГО МЧС с выходом на системы оповещения верхнего уровня, обеспечение эвакуации персонала из зданий и с территорий предприятий, муниципальных учреждений и др. в случае возникновения чрезвычайных ситуаций даже при отключении подачи электроэнергии.
  • Возможность наращивания (расширения) зон оповещения при реконструкции без значительных капитальных вложений.
  • Возможность информирования и управления за пределами объекта оповещения (с использованием семейства радиостанций «Радий» в радиусе 5—7 км).
  • Обеспечение оперативного сервисного обслуживания.

Возможность построения системы оповещения на крупном промышленном предприятии в кратчайшие сроки с наименьшими затратами и без остановки непрерывного производства.

ЕДДС районного центра или города, имея стационарную радиостанцию, на одном из каналов осуществляет мониторинг объектов города или населенных пунктов района, а на другом канале может проводить оповещение населения всех объектов города или населенных пунктов района.

Обеспечение надежной связью с ЕДДС и функционирование всей системы позволяет так же оповещать население и производить эвакуацию людей в максимально короткое время.

Благодаря отсутствию проводов обеспечивается сохранение целостности интерьера и значительно упрощается монтаж, что особенно важно для объектов, оборудование которых необходимо провести в ограниченные сроки, а также «временных объектов» и объектов культурного наследия.

Реализация изложенных предложений позволяет создать надежную и высокоэффективную радиоканальную систему адресного мониторинга безопасности объектов на территории субъектов РФ.

Оповещения гражданской обороны и в чрезвычайных ситуациях

Система оповещения населения – важный элемент обеспечения национальной безопасности. Она служит для своевременного информирования органов управления, населения, должностных лиц и пр. о возникновении чрезвычайной ситуации.

Система оповещения состоит из комплекса технических устройств, которые устанавливают на объектах с соблюдением технических регламентов и законодательных нормативов. Система «РТС-2000» рекомендована МЧС РФ, так как она прошла испытания в НИЦ ФГБУ ВНИИ ГОЧС и отвечает требованиям, которые предъявлены к системам оповещения о ЧС. Она установлена на многих объектах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Виды систем оповещения ГО и ЧС

Системы централизованного оповещения делят на следующие виды:

Федерального уровня.

Эта централизованная система оповещения населения о ЧС передает сигналы из пунктов МЧС в центры и органы, которые подчиняются федеральному центру.

Регионального уровня.

Эта система получает сигнал с федерального пункта и передает его управлениям ЧС и ГО, которые подчиняются региональному центру.

Территориального уровня.

Эта система оповещения ГО и ЧС передает сообщения территориальных органов ГО, которые принадлежат к субъектам РФ:

  • органам, управляющим ГО в городе и ближайших районах;
  • организациям и службам, обеспечивающим ГО в краях, республиках, областях, округах;
  • диспетчерам дежурных оперативных служб крупных производств и объектов потенциальной опасности;
  • гражданам, находящимся на территории определенного субъекта РФ.

Местного уровня.

Эта система оповещения чрезвычайных ситуаций передает сигналы от управления ГО городов и районов диспетчерам, руководству и населению.

Локального уровня.

Такая система устанавливается на опасных производствах и в ближайших к ним населенных пунктах (городе, деревне, временном поселении и т.д.). Локальная система оповещения ГО и ЧС доводит сигналы до персонала и руководителей предприятия, служб, находящихся в зоне ее действия, и населения.

Объектового уровня.

Объектовая система оповещения ГО и ЧС устанавливается на предприятиях и в государственных организациях. Ее задача – донесение сигнала до руководства, служб ГО и персонала. Система оповещения ГО и ЧС на предприятии действует только в пределах его территории.

На каком уровне создаются системы оповещения

Уровень оповещения ГО и ЧС определяется законодательством, нормативными актами и регламентами «О защите населения и территорий от ЧС», «О требованиях противопожарной безопасности» и т.п.

Кто принимает решение на задействование системы, зависит от ее вида: начальник регионального центра, начальник гражданской обороны, либо их заместители.

Средства оповещения ГО и ЧС «РТС 2000»

Система оповещения ЧС может использовать как речевые, так и звуковые сигналы. К средствам оповещения ГО и ЧС относятся:

  • Уличные громкоговорители.
  • Радиоточки и радиоузлы.
  • Телефоны.
  • Республиканские, областные и краевые телецентры.
  • Сирены.
  • Передвижные громкоговорители.

Оборудование для оповещения

Блок сопряжения РТС-2000 ОК/БИК. Он обеспечивает сопряжение с блоками систем оповещения, с сетями проводного вещания, с линиями звукового оповещения, с громкоговорителями (внутренними и уличными). Кроме того, через блок сопряжения осуществляется:

  • контроль состояния частей комплекса;
  • контроль исправности линий нагрузки.

При этом нет необходимости во включении оконечных средств оповещения.

Информация о состоянии комплекса передается по сети Ethernet.

Имеется несколько встроенных модулей (сирены, контроля и измерения). Устанавливается в оконечных пунктах систем оповещения.

Микрофонный пульт (ПМ-1, ПМ-4, ПМ-8 и ПМ-12). Его предназначение – трансляция звуковых сигналов всех типов и передача их, а также сигналов управления на усилители-коммутаторы. Функции микрофонного пульта РТС-2000:

  • Управление зонами громкоговорителей – осуществляется через кнопки выбора зон оповещения.
  • Переключение между источниками трансляции.
  • Воспроизведение записей.
  • Подача сигнала тревоги.

Возможно подключение нескольких пультов к одному усилителю-коммутатору РТС-2000 ОК/IP.

Усилители-коммутаторы. Они предназначены для обработки сигналов (звуковых и управляющих): их распределения на несколько каналов, усиления, переключения элементов системы.

Усилители мощности РТС-2000 УМ класса D принимают входной сигнал напряжением 0,775 В и усиливают его до 30-240 вольт. Диапазон их выходной мощности — 50- 1000 Вт.

Информация передается в сети проводного вещания, на радиоузлы, в IP сети. Встроенные IP модули работают по протоколам UDT, RTP, TCP в трех режимах:

  • Одноадресная передача – unicast.
  • Широковещание – broadcast.
  • Многоадресное вещание – multicast.

Для отслеживания и передачи информации предназначена система мониторинга и контроля РТС-2000 СМК. Сигналы передаются через передатчик трехпрограммного вещания РТС 2000 ПТПВ, в который может быть встроен IP модуль для приема входных сигналов 0,775В 2 и 3 программ вещания.

Панели входной коммутации РТС-2000 ПВК монтируются в конечных точках линий оповещения. Они позволяют подключать трансляционные приборы.

Сотрудничество с ПО «РТС»

Наша компания работает с 1998 года. Разработанное и запатентованное нами оборудование «РТС-200» используется на местных, региональных, локальных и объектовых уровнях систем оповещения населения.

Мы устанавливаем, тестируем, ремонтируем и модернизируем системы оповещения ГО на базе оборудования «РТС-200» в Санкт- Петербурге и области. В комплекс работ входят:

  • Выезд на объект.
  • Разработка проекта с учетом архитектурных особенностей, месторасположения, площади и специализации объекта. В частности, это определение количества пунктов оповещения, мест их установки, параметры подключения к электросети и стыков с локальными сетями, места установки громкоговорителей (внутренних и внешних) и пр.
  • Монтаж.
  • Тестирование и пусконаладочные работы.
  • Сдача объекта заказчику.

Мы выполняем последующее техническое обслуживание, гарантийный и постгарантийный ремонт установленных систем централизованного оповещения населения.

Устанавливаем систему «с нуля» или интегрируем её в уже имеющееся оборудование. Наши инженеры решают задачи любой сложности, и разрабатывают проект с учетом желаний заказчика. «РТС-200» установлено на многих социально значимых объектах Санкт-Петербурга. Чтобы заказать установку системы оповещения населения, пришлите письмо на наш электронный адрес или позвоните, все данные есть на странице «контакты».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector