Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оформление земельного участка под домом собственника

Оформление земельного участка под домом собственника

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности. Для оформления в собственность земельного участка под многоквартирным домом рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Формированием земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом, занимаются органы государственной власти или местного самоуправления. Любой собственник помещения в таком доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором дом расположен.
Образование земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В целях постановки земельного участка на кадастровый учет обратитесь к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана.
Межевой план может быть помещен на временное хранение в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав.
В договоре на выполнение кадастровых работ может быть предусмотрена обязанность кадастрового инженера по помещению в электронное хранилище подготовленного им межевого плана.
Подготовленные документы необходимо направить для постановки земельного участка на кадастровый учет и государственную регистрацию права общей долевой собственности.
Для кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на земельный участок под многоквартирным домом могут потребоваться следующие документы:
1. Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.
3. Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
4. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до 31.01.1998 (если на момент представления документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости помещений в многоквартирном доме в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости) отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав указанных собственников).
5. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в случаях, установленных законодательством РФ.
За государственную регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину. Представление документа об ее уплате вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления Росреестр возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения.
В случае помещения межевого плана в электронное хранилище в заявлении можно указать его идентифицирующий номер. В таком случае представление межевого плана не потребуется.
Заявление и необходимые документы можно представить в Росреестр одним из следующих способов):
— непосредственно в МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме.
— почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (в этом случае подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована нотариально, а также приложены копии документов, удостоверяющих личность);
— в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.
Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты за конкретную услугу уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить.
Проведенные кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок под многоквартирным жилым домом удостоверяются выпиской из ЕГРН.

Заместитель начальника
Межмуниципального отдела по
Белоглинскому и Новопокровскому
районам Управления Росреестра
по Краснодарскому краю
И.А. Новикова

Оформление земельного участка под домом собственника

Вопрос: Как оформить земельный участок под нашим многоквартирным домом?

Ответ: В соответствии с пп.4 п.1 ст. 36 «Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.04.2018), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п.5 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Образование земельных участков под многоквартирными домами осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Таким образом, собственники квартир могут оформить земельные участки под многоквартирными домами, в общедолевую собственность после постановки указанных земельных участков на Государственный кадастровый учёт.

В целях постановки земельного участка на кадастровый учет необходимо обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана (ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Для кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на земельный участок под многоквартирным домом могут потребоваться следующие документы (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ст. 18, ч. 1 ст. 42 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; п. 157 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943):

1. Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности (при представлении заявления посредством личного обращения).

3. Документы, подтверждающие уплату госпошлины.

4. Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

6. Решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

7. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до 31.01.1998 (если на момент представления документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости помещений в многоквартирном доме в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав указанных собственников).

8. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в случаях, установленных законодательством РФ.
После этого нужно обратиться в Росреестр для кадастрового учета и регистрации права общей долевой собственности.

Заявление и необходимые документы можно представить одним из следующих способов (ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»):

— лично (либо через представителя по доверенности) в отделение Росреестра или МФЦ, в том числе независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра, а также уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме;

— почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

— в электронной форме через Интернет, включая Единый портал госуслуг и сайт Росреестра.

Проведенные кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок под многоквартирным жилым домом удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Оформление в собственность земельного участка под жилым домом

Отцом был куплен недостроенный дом 1 марта 2001 г. У первого хозяина имеется разрешение на строительство и договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства жилого дома на праве личной собственности от июня 1991 года. Мать в декабре 2020 получила право собственности на дом и решила подать заявление в муниципалитет для оформления земельного участка в собственность. Ей сказали, что земельный участок подлежит выкупу либо аренде. Правомерно ли это?

Правовое регулирование земельных отношений осуществляется Земельным кодексом РФ (далее – ЗК РФ).

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется нормами гл. V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которая была введена в ЗК и вступила в силу с 1 марта 2015 г. (Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления (далее – местная администрация), договора купли-продажи, аренды или безвозмездного пользования таких земельных участков.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, как на бесплатных основаниях (в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, предоставление в собственность бесплатно), так и на платных основаниях (по договорам купли-продажи или аренды).

Основные способы возмездного предоставления земельных участков осуществляются на торгах, проводимых в форме аукционов: аукционов по продаже (ст. 39.3 ЗК РФ) или аукционов на право заключения договоров аренды (ст. 39.6 ЗК РФ) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Подготовка, организация и проведение аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, урегулированы ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ.

В п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ указано, что решение о проведении аукциона по продаже или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается местной администрацией, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка (далее – заинтересованное лицо).

Все случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно предусмотрены ст. 39.5 ЗК РФ.

Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, предусмотрены ст. 39.20 ЗК РФ, в п. 1 которой указано, что граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, имеют исключительное право на приобретение этих земельных участков в собственность или в аренду, если иное не установлено Земельным кодексом РФ или другим федеральным законом.

Для того чтобы инициировать переоформление земельного участка, заинтересованному лицу (в данном случае – вашей маме, как собственнику жилого дома, расположенного на этом земельном участке) необходимо будет представить соответствующее заявление в местную администрацию, изложив в нем просьбу о бесплатном способе переоформления земельного участка в собственность на ее имя и приложив документы, подтверждающие право собственности на жилой дом.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка предусмотрен нормами ст. 39.15 и 39.17 ЗК РФ. Согласно этим нормам при подаче заявления надо обязательно указать вид права, на котором заинтересованное лицо желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав.

Если к заявлению не приложены все необходимые документы или само заявление не будет соответствовать требованиям, перечисленным в данных статьях Земельного кодекса РФ, то в течение 10-ти дней со дня поступления заявления местная администрация возвращает это заявление заинтересованному лицу. При этом местная администрация обязательно должна указать причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

В случае правильно оформленного заявления и приложенного пакета документов, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, местная администрация в 30-дневный срок по результатам рассмотрения (ст. 39.16 и п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ):

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заинтересованному лицу;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование и направляет принятое решение заинтересованному лицу.

Если местной администрацией принято решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных Земельным кодексом РФ, то обязательно должен быть официальный ответ по данному заявлению.

Читать еще:  Расстояния от построек

Отказ местной администрации не может быть оформлен в виде устного ответа сотрудника администрации (не имеющего юридической силы), а должно быть предоставлено письменное официальное решение, в котором указаны все основания принятия такого решения. Следует знать, что местная администрация может отказывать вам только по основаниям, строго перечисленным в законе.

Например, основания для отказа заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов перечислены в п. 8 ст. 39.15 и ст. 39.16 ЗК РФ.

В случае вашего несогласия с полученным официальным отказом и наличием законных оснований у вас есть право оспорить решение местной администрации в судебном порядке.

Оформление земельного участка в собственность: 10 нюансов

Оформление земельного участка в собственность – процесс трудозатратный, требующий много времени и сил. Результатом этой процедуры становится такой приятный факт, как право распоряжения участком по своему усмотрению. Можно будет совершать различные сделки: продажа, обмен, передача в наследство, оформление договора дарения. В общем, хозяин – барин. Все это возможно после завершения оформления, но сначала нужно быть готовым к ряду моментов, которые могут возникнуть в процессе.

Согласно земельному кодексу РФ, любой гражданин может оформить землю в собственность. Сделать это можно один раз в жизни бесплатно, в дальнейшем — на платной основе. Кроме этого, стоит отметить, что участок земли может быть оформлен в совместную, долевую и единоличную собственность.

Нюансы при оформлении

  1. При оформлении земельного участка в собственность могут возникнуть сложности. Основная из них — документы не всегда бывают в полном порядке, каких-то бумаг может не хватать. Процедура может затянуться на длительный срок. Причина может крыться в том, что некоторые участки не имеют кадастрового паспорта или правоустанавливающих документов. Особенно это актуально для тех мест, что были зарегистрированы до 2001 года. На тот момент в силу вступил земельный закон. Также бывают случаи, когда документы имеются, но они устаревшие и в них отсутствует нужная информация. Регистрация усложняется и затягивается на неопределенный срок.

Оформление свидетельства о праве собственности на землю требуется в обязательном порядке, если участок достался в наследство, также при сделке купли-продажи или других, при которых возникает право собственности. Чтобы в дальнейшем можно было совершать сделки с земельным участком, необходимо оформить его по всем порядкам и установленным на сегодняшний день нормам.

Если человек не обладает определенными знаниями в этой области, возможно, имеет смысл обратиться за помощью к профессиональному посреднику. В крайнем случае, не лишним будет получить теоретические знания в ходе юридической консультации. Специалист, изучив документы, сможет дать дельный совет по оформлению в собственность участка земли. К тому же_ такая помощь значительно сэкономит время, силы и, возможно, денежные средства.

Иметь дом на земельном участке недостаточно, чтобы всем этим владеть. Жилье можно построить, но земля при этом не будет принадлежать владельцу дома. Чтобы в дальнейшем иметь на нее все права, нужно оформить участок в собственность. Имейте ввиду, что государство может потребовать освободить землю, и людям придется это сделать. Если на участке построен дом, за него могут выплатить компенсацию, но обычно ее недостаточно, чтобы приобрести новое жилье. Сначала придется подтверждать право на дом — это важный нюанс во всей процедуре оформления. Ведь именно хозяин дома обладает первоочередным правом на приватизацию участка, если на нем находится постройка.

В Земельном кодексе есть исключения из правил. В некоторых случаях, даже являясь собственником жилья, оформить землю не получится. Некоторые участки изъяты из общего оборота, так как на них могут быть такие объекты, как государственные заповедники, парки национального значения; здания и строения, в которых на постоянной основе располагаются военные силы; сооружения, в которых располагаются военные суды; объекты Федеральной службы безопасности; места, используемые для хранения ядерных отходов атомной энергетикой; линии связи и коммуникации, которые возведены в целях обеспечения безопасности России. Также не получится регистрация, если участки находятся в лесном фонде или имеют водные объекты, а также участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные в зоне санитарной охраны либо на границе земель для государственных нужд.

Если земля приобретается у прежнего собственника, новому хозяину необходимы следующие документы для регистрации: кадастровый паспорт, документация, которая устанавливает право собственности, выписка о регистрации, справка ПУД (справка о содержании правоустанавливающих докуменов).
Далее участок нужно поставить на кадастровый учет. В положительной ситуации новый владелец получает кадастровый паспорт. Далее необходима регистрация в государственных органах.

Гражданин подает письменное заявление в соответствующий орган, где излагает просьбу предоставить муниципальный участок в собственность. Если участок ранее не был зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, его межевание не проводилось, нужно это сделать. Заявитель заказывает и оплачивает топографическую съемку земельного участка, разработку проекта границ и проведение кадастровых работ кадастровым инженером. После этого будет выдано постановление о предоставлении данного участка в собственность, которое служит основанием для заключения договора о купле-продаже государственного или муниципального земельного участка в собственность.

Сейчас льготники смогут получать земельные участки в безвозмездное пользование, а по истечении шести лет — в собственность, причем, начальная цена участков будет устанавливаться из кадастровой стоимости. Для обеспечения льготников жильем и заведения ими личного подсобного хозяйства муниципалитеты получили право бесплатного предоставления земельных участков.

Оформление купли-продажи участка и составление договора обязательно для получения свидетельства на право собственности на него. Иначе сделку по продаже и покупке участка доказать практически нельзя.

  • Оформление в собственность дачного участка, который ранее был выделен в бессрочное пользование, происходит сейчас по упрощенной схеме. Для оформления нужны правоустанавливающие документы на участок и кадастровый паспорт. Если площадь участка увеличилась с момента предоставления его в пользование, в рамках дачной амнистии можно узаконить новый размер участка и провести регистрацию права собственности полностью на весь участок.
  • В заключение

    Оформление земельных участков в собственность имеет множество нюансов, требует соблюдения определенных правил и норм. Нужно подготовиться к этому заранее, изучив нормативные акты, а, лучше всего, обратившись за помощью к специалистам. После получения свидетельства на право собственности хозяин может свободно распоряжаться землей и совершать с ней различные сделки.

    Один за всех: теперь любой собственник вправе оформить землю под своей многоэтажкой

    В Пермском крае с каждым годом растёт количество многоквартирных домов, сокращённо называемых МКД. На август 2018 года в реестр недвижимости внесены сведения более чем о 51 тысяче многоквартирных домов Пермского края. Порядка 33% всех учтённых в крае многоквартирников «имеют связь» с расположенным под ними земельным участком, то есть в государственном реестре недвижимости можно найти сведения о точных координатах местоположения такого дома на конкретном земельном участке.

    В соответствии с Жилищным кодексом к общему имуществу в таких домах относятся и расположенные под ними земельные участки с элементами озеленения и благоустройства. С июля 2018 года стало возможным зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок без специального решения общего собрания жильцов многоквартирного дома.

    Однако в Прикамье до сих пор существует немало земельных участков, расположенных под МКД, не имеющих точных границ, и площадь которых по этой причине значится как «декларированная». В первую очередь это касается домов, построенных до вступления в силу Жилищного кодекса — до 2005 года. Такие участки не находятся в общей долевой собственности жильцов домов, потому что для регистрации права их необходимо «сформировать» — выполнить межевание, определив тем самым координаты характерных (поворотных) точек. Вся актуальная информация о характеристиках земельного участка и в частности о наличии уточнённых границ доступна в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, запросить которую можно в офисах МФЦ или на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/site/).

    Законодательно у жильцов многоквартирных домов нет обязательства оформлять в совместную собственность придомовую и дворовую территории. Кто будет собственником земельного участка — сами жильцы или местная администрация — это решение граждан. Однако принять решение в пользу общей долевой собственности жильцов — значит получить в будущем ряд преимуществ.

    Например, отсутствие споров с собственниками соседнего дома о том, где чья территория. Возможность установить по периметру своей территории оградительные сооружения, обустроить открытую автостоянку, клумбы, детские и спортивные площадки, даже возможность сдать часть земельного участка в аренду. Если на участке нет муниципальных дорог, то у жильцов дома есть право разместить на въезде шлагбаум и воспрепятствовать таким образом проезду посторонних лиц на территорию дома.

    В случае, когда на придомовой территории всё же проходит муниципальная дорога, на эту часть земельного участка официально устанавливается публичный сервитут. Немаловажной для собственников помещений в МКД станет и возможность защитить себя от точечной застройки или размещения во дворе киосков, чужих гаражей, платной автостоянки и т.д., что может произойти, если муниципалитет, в чьей собственности находится земля, решит отдать её третьим лицам.

    Согласно жилищному кодексу, формированием земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом, занимаются органы государственной власти или местного самоуправления. Таким образом, для того, чтобы провести на придомовой территории кадастровые работы, собственникам квартир следует с соответствующим заявлением обратиться в местную администрацию. При этом никакие дополнительные договоры передачи общего имущества многоквартирного дома в общую долевую собственность или решение о предоставлении земельных участков не нужны.

    14 июля 2018 года в силу вступил федеральный закон № 191-ФЗ, благодаря которому сегодня любой собственник помещения в многоквартирном доме — владелец квартиры, комнаты или нежилого помещения, — даже будучи не уполномоченным на это общим собранием собственников, сможет самостоятельно обратиться в администрацию с просьбой сформировать расположенный под его домом участок. Раньше без специального решения собрания жильцов зарегистрировать право общей долевой собственности было невозможно. Последующие за формированием участка кадастровый учёт и регистрация права будут удостоверены выпиской из ЕГРН, которая может храниться как у любого из собственников, так и в управляющей компании. Права остальных собственников ущемлены не будут — формирование участка автоматически закрепляет права всех жильцов и обязывает муниципальные власти каждому выплачивать соответствующую компенсацию за участок в случае, например, сноса дома или изъятия земельного участка.

    Несмотря на то, что любой собственник может без согласия остальных поставить участок на кадастровый учёт и зарегистрировать долю в праве, он не сможет осуществить выдел этой доли в натуре или передать её кому-либо без одновременной передачи своего права на расположенное в многоквартирном доме помещение (квартиру, комнату, нежилое помещение).

    Новый закон не запрещает собственникам при их желании организовать собрание жильцов и самостоятельно заказать кадастровые работы для формирования земельного участка с придомовой территорией. В этом случае необходимо сначала обратиться к любому кадастровому инженеру для подготовки межевого плана и затем подать в офисе МФЦ или через сайт Росреестра заявление об учёте земельного участка и регистрации доли в праве, приложив к заявлению подготовленный план и чек об уплаченной государственной пошлине. Размеры пошлины можно найти на сайте Росреестра.

    Министерство экономического развития
    Российской Федерации

    О порядке передачи земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме.

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 16 октября 2009 г. N Д23-3410

    Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо о порядке передачи земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме и в пределах компетенции сообщает.

    В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

    В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

    Читать еще:  Что означает иаз в гибдд

    Пункт 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

    В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

    С учетом изложенного у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона.

    В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2007 N 29, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

    Учитывая положения ст. 23 Закона N 122-ФЗ, ст. 16 Закона N 189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

    Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со ст. 16 Закона N 189-ФЗ, возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок. Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе N 189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

    Исключение сведений о переданных в соответствии со ст. 16 Закона N 189-ФЗ земельных участках из реестра федерального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном п. 16 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (далее — Положение).

    В соответствии с п. 16 Положения после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество лицо, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, в 2-недельный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права представляет для исключения из реестра сведений об имуществе в соответствующий территориальный орган установленные п. 16 Положения документы.

    Согласно п. 32 Положения после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, Росимущество или территориальный орган в 3-недельный срок со дня получения документа, подтверждающего прекращение либо государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество, после проведения экспертизы поступившего документа формирует запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и исключает все сведения из соответствующих карт сведений об объекте учета.

    По мнению Департамента недвижимости, документами, подтверждающими государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, могут служить предоставленные Росреестром в установленном порядке документы, содержащие информацию о правообладателях на все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. При отсутствии Российской Федерации в списке правообладателей на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме право Российской Федерации на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, прекращается. При наличии зарегистрированного права собственности Российской Федерации на помещение(я) в многоквартирном доме (и, соответственно, наличии неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) право собственности Российской Федерации на весь земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, преобразуется в соответствующую долю в праве собственности на данный земельный участок пропорционально площади помещений в многоквартирном доме.

    На основании изложенного Департамент недвижимости считает, что издание органом государственной власти или органом местного самоуправления ненормативного правового акта о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома (решения о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах) не требуется.

    Заместитель директора
    Департамента недвижимости
    М.В.БОЧАРОВ

    Оформление земельного участка под домом собственника

    Алгоритм оформления права собственности на земельный участок, закрепленный за квартирой, расположенной в многоквартирном (двух-трех квартирном) доме

    (при наличии сведений в ЕГРН).

    На протяжении нескольких предыдущих лет складывалась судебная практика о выделении из двух-трех квартирного дома, имеющего статус – многоквартирного (по сведениям ЕГРН), части дома и земельного участка под ней – как самостоятельных объектов недвижимости. Такие дома расположены и в городской черте и сельских поселениях, где ранее осуществлялось строительство типовых домов на несколько семей.

    Принимая такие решения, суд удовлетворял требования истцов, не желавших иметь общее имущество в многоквартирном доме и распоряжаться им с учетом особенностей общей совместной или долевой собственности. При этом, право общей долевой собственности судами как правило прекращалось.

    Из объекта – многоквартирный дом или земельный участок по решению суда в ЕГРН формировались новые объекты недвижимости, а судьба первичных объектов (оставшихся частей) оставалась неопределенной. Как правило, суд не давал разъяснений, как нужно учитывать оставшиеся части объектов после выделения самостоятельных объектов. Да и сами заинтересованные лица-сособственники, которых суд привлекал в качестве третьих лиц, не были заинтересованы в образовании таких же самостоятельных объектов недвижимости, поскольку процесс оформления был связан с определенными расходами на техническую инвентаризацию, межевание, госпошлины.

    В настоящее время, собственники квартир в двух-трех квартирных домах, где произведен выдел самостоятельных объектов недвижимости – части дома и земельного участка из общей собственности, и не имеющие каких либо правоустанавливающих документов на земельный участок в

    оставшейся части земли, столкнулись с проблемой отказа в предоставление им земельного участка под квартирой в собственность.

    На стадии предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность, администрация муниципальных образований отказывает собственникам квартир и направляет их для разрешения данного вопроса в суд.

    В подобной ситуации собственник квартиры должен действовать следующим образом.

    — Получить сведения ЕГРН об актуальных записях по многоквартирному дому, его квартире и квартире, выделенной как самостоятельный объект, а так же по общему земельному участку и выделенному одновременно с частью дома. Сведения в виде справочной информации можно получить на портале Росреестра в режиме «онлайн» бесплатно, поиск вести по адресу дома, либо у кадастрового инженера, с которым заключен договор на проведение кадастровых работ.

    — Сравнить полученные сведения, с имеющимися, правоустанавливающими документами на квартиру, зарегистрированными в ЕГРН, либо в ГУПТИ или сельском Совете, если за регистрацией в ЕГРН собственник квартиры не обращался.

    — Получить план согласованных границ, с координатами в системе МСК-68, оформляемого земельного участка, содержащего дату, подпись и печать кадастрового инженера, выполнившего работу по межеванию. Данный документ станет неотъемлемым приложением судебного акта.

    — Получить отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность в администрации муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок. Как правило, выдается через МФЦ, после рассмотрения обращения.

    — Если оформляемый земельный участок не учтен в ЕГРН ранее, и не имеет кадастровой стоимости, необходимо заказать его оценку в специализированной организации. Это необходимо для расчета госпошлины по судебному иску.

    — Подготовить иск для обращения в суд о признании права собственности на земельный участок, с указанием на невозможность в досудебном порядке оформить свое право на землю, как собственнику объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке. Доказательствами станут сведения ЕГРН о выделенных частях дома и земли, а так же отказ администрации.

    — Оплатить государственную пошлину по иску и осуществить подачу иска с приложенными к нему документами, указанными выше в приемную судебного органа, либо почтовым отправлением.

    — После того как иск будет удовлетворен судебным органом и решение суда вступит в законную силу, получить в канцелярии суда судебный акт в 2-х заверенных копиях с отметкой суда о вступлении в силу решения суда.

    — Предоставить полученное решение суда кадастровому инженеру(заверенную копию с отметкой о вступлении в силу решения), выполняющему кадастровые работы для подготовки им в электронном виде (на диске) межевого плана земельного участка.

    — С решением суда (заверенной копией), межевым планом земельного участка (на диске) и оплаченной госпошлиной обратиться в МФЦ за государственной регистрацией права собственности и кадастровым учетом земельного участка (если сведений в ЕГРН о земельном участке не было) либо уточнением границ.

    После проведения государственной регистрации прав сведения и земельном участке и правах на него будут внесены в ЕГРН, а

    границы земельного участка отобразятся на кадастровой карте территории.

    Алгоритм подготовлен по результатам сложившейся судебной практики на территории Уваровского района Тамбовской области за 2019 год.

    Как оформить в собственность землю под многоквартирным домом?

    Жители многоквартирного дома имеют право оформить в собственность землю, на которой построен их дом. Это обезопасит их от точечной застройки во дворе, они сами смогут поставить детскую или спортивную площадку, разделить двор под парковочные места, сдать часть земли в аренду и зарабатывать на этом. Подробно об оформлении права собственности на участок под МКД рассказывает адвокат Алина Берест.

    Оформление в собственность земельного участка рядом с многоквартирным домом (придомовой территории) требует некоторых усилий. Это дает владельцам недвижимости ряд преимуществ, но и накладывает обязательства. Сам процесс оформления вполне реален и представляет собой обычную бюрократическую процедуру. Да, придется походить с бумагами, зато вы и соседи сможете сами решать, что будет с землей около вашего дома.

    Сколько земли полагается каждому дому?

    Единого стандарта нет. Чаще всего у многоквартирного дома есть придомовая территория, размеры которой зафиксированы в кадастровом паспорте (точные данные можно получить, сделав запрос в Росреестр). Важно разобраться в терминах: речь действительно идет не только о той земле, которую занимает строение, но и о придомовой территории. Однако это может быть как узкий палисадник вдоль дома, так и участок, на котором находятся детская площадка и паркинг. В соответствии с действующими положениями Жилищного кодекса РФ (а точнее — п. 4 ч. 1 ст. 36), данная территория может быть присвоена жильцами на правах общей долевой собственности.

    Читать еще:  Обязательная регистрация построек

    Что, что я один могу оформить всю землю на себя? А вдруг сосед уже.

    Это невозможно. Дом ведь многоквартирный, и владение землей подразумевается коллективное. Решение нужно принять на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

    Общее собрание собственников МКД считается правомочным, если в нем приняли участие владельцы помещений в доме (или их представители), обладающие более чем 50% общего числа голосов (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).

    Получается, если земля уже зафиксирована в кадастровом паспорте, она наша?

    Нет, это не так. Никто не запрещает, но никто и не обязывает владельцев оформлять придомовую территорию в совместное владение. Если вы с соседями хотите оформить землю в собственность, то нужно начинать готовить документы.

    Я узнал, что границы придомового участка не сформированы – что делать?

    Если в кадастровом паспорте нет данных о сформированном участке, не спешите отчаиваться. Любой из собственников или избранная на общедомовом собрании группа может обратиться в орган государственной власти или местного самоуправления с запросом выделить и зафиксировать придомовую территорию (в соответствии с ч. 3, 4 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ и Письма Минэкономразвития России от 05.10.2017 N Д23и-5777). Например, в Москве этим вопросом занимается Департамент городского имущества – он вносит данные в кадастровую карту, если участок размежеван.

    Если межевания не было, следует вызвать кадастрового инженера. Сначала он разрабатывает проект межевания, который следует согласовать с владельцами соседних участков. Этот план утверждается городом и выносится на публичные слушания. После этого инженер готовит финальный межевой план и передает его на регистрацию сам или отдает собственникам МКД, чтобы те подали заявление в Росреестр.

    Мы проверили кадастровый паспорт и провели собрание, что дальше?

    Нужно подать в Росреестр документы для кадастрового учета и оформления участка в долевую собственность. Это можно сделать лично в Росреесте или МФЦ, по почте или на сайте Росреестра. Перед подачей документов нужно уплатить пошлину на услугу (сейчас это 200 рублей).

    Список документов следующий:

    • заявление о государственном учете и регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
    • документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица, документ, подтверждающий полномочия представителя;
    • кадастровый план или документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом,
    • решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;
    • протокол общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
    • правоустанавливающие документы, подтверждающие права собственников помещений в многоквартирном доме, возникшие до 31 января 1998 года (если в ЕГРН отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав этих собственников).

    Так, что нам все это даст?

    После оформления земли в собственность вы с соседями сможете:

    • самостоятельно принимать решения о строительстве на участке детских площадок, а также благоустраивать его по своему усмотрению, организовывать парковки и т. д.;
    • сдавать часть земли в аренду (и получать прибыль);
    • гарантировать себе защиту от неожиданного вмешательства в жизнь дома местных властей: без согласия собственников власти не смогут передать придомовой участок под строительство, организовать на нем прокладку новых дорог или коммуникаций;
    • регулировать вмешательство на территорию: без согласия собственников будет невозможно организовать коммерческие предприятия (например, открыть автомойку, построить гаражи и т. п.).

    Минусов нет, что ли?

    Без капли дегтя, конечно, тут не обойтись. Придется смириться с тем, что:

    • возрастет стоимость услуг по содержанию земельного участка (тем более что после определения границ его площадь может увеличиться);
    • собственники придомовой территории обязаны нести ответственность за содержание своего земельного участка, а это значит, что уборка снега и мусора, ремонт дорог, тротуаров и элементов благоустройства, содержание зеленых насаждений и все такое прочее — это теперь ваша ответственность;
    • после оформления права собственности могут увеличиться налоговые выплаты (так как может вырасти кадастровая стоимость квартиры или нежилого помещения).

    Получается, что снег нам теперь самим чистить?

    К счастью, это не обязательно. Управлением эксплуатацией благоустроенной территории будут заниматься не сами собственники, а нанятая для этого компания. Это может быть управляющая организация, ТСЖ или Территориальное общественное самоуправление (ТОС). Решение о том, кому доверить родную землю, также следует принять на общедомовом собрании собственников.

    Текст подготовила Александра Лаврова

    Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

    Порядок оформления жителями многоквартирных жилых домов земельных участков, занимаемых этими домами, в общую долевую собственность

    Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

    Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

    Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), определяет специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

    Так, согласно части 2 статьи 16 Вводного закона, в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.

    В силу части 3 указанной статьи, в случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение землей, с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом.

    Между тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П данная норма признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

    Согласно указанному Постановлению это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

    В силу пункта 4 статьи 16 Вводного закона формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

    В городе Владивостоке услуги по формированию земельного участка под многоквартирным домом оказывает управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ул. Западная, 15). Процедура предоставления указанной услуги установлена Регламентом, утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 28.06.2011 № 1718, ознакомиться к которым можно на сайте: www.vlc.ru.

    Согласно регламенту к заявлению необходимо приложить документ, удостоверяющий право собственности на помещение в данном доме, и копию документа, удостоверяющего личность заявителя.

    Результатом предоставления данной муниципальной услуги является организация постановки земельного участка под многоквартирным домом на кадастровый учет с обязательным оформлением межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка с выдачей заявителю кадастрового паспорта земельного участка.

    Услуга предоставляется бесплатно. Формирование земельного участка осуществляется за счет средств местного бюджета. Предоставление услуги осуществляется в течение финансового года, которым предусмотрено финансирование организации постановки земельного участка под многоквартирным домом на кадастровый учет.

    Вместе с тем, в силу части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории вправе обеспечить за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю (г. Владивосток, ул. Приморская, 2) об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

    Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

    В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

    Несмотря на то, что государственная регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права общей долевой собственности домовладельцев на участок под многоквартирным домом не является условием возникновения и существования этого права, это право может быть внесено в Реестр по инициативе правообладателей.

    Регистрацию права общей долевой собственности на недвижимое имущество осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (г. Владивосток, ул. Посъетская, 48).

    Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2007 № 29, внесение в Реестр размера долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании сведений, содержащихся в представленном на государственную регистрацию решении (протоколе) общего собрания собственников, ином соглашении участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (статья 15 Закона о введении в действие Жилищного кодекса, статья 245 Гражданского кодекса, пункт 39 Правил ведения ЕГРП). В названном документе также указываются сведения о собственниках конкретных помещений.

    Свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

    При этом необходимо помнить, что в силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387 и 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

    Размер земельного налога определяется пропорционально доле плательщика налога в праве общей собственности на соответствующий земельный участок.

    Главными мотивами для оформления земли жителями многоквартирных жилых домов могут стать, во-первых, необходимость исключить вероятность застройки земли под окнами, появления гаражей, торговых павильонов, незаконных автостоянок, во-вторых, на законных основаниях использовать придомовую территорию для обустройства детских площадок, парковок, палисадников, других необходимых жителям объектов, в-третьих, исполнять обязанность по уплате земельного налога.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector