Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вывод о участии прокурора в административном судопроизводстве

Пределы участия прокурора в гражданском и административном процессе

«Пределы участия прокурора в гражданском и административном процессе»

В прокуратуру Курортного района Санкт-Петербурга поступает множество обращений, в которых граждане просят прокурора принять участие в рассмотрении того или иного гражданского (административного) дела, которое уже находится в производстве суда либо оценить законность принятого судебного акта. Кроме того, зачастую при обращении в суд стороны указывают прокурора в качестве третьего лица непосредственно в заявлении либо ходатайствуют о привлечении его к участию в деле в ходе судебного разбирательства.

Вместе с тем, основания для участия в гражданских и административных делах прокурора определены законом и не зависят от усмотрения суда или от желания участвующих в деле лиц.

Так, ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) установлено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных кодексом и другими федеральными законами.

В частности участие прокурора обязательно в гражданских делах: о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 Семейного кодекса Российской Федерации); об усыновлении и отмене усыновления (ст. 125, 140 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 273 ГПК РФ); о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ); об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ); об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ) и другие.

Участие прокурора в рассмотрении административных дел в порядке ч. 7 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является обязательным по делам: об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС РФ); о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 243 КАС РФ); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 277 КАС РФ); о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ст. 283 КАС РФ); о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 268 КАС РФ); об административном надзоре (ст. 272 КАС РФ).

Участвуя в гражданском либо административном деле прокурор пользуется теми же правами и несет те же обязанности что и лица, участвующее в деле.

При этом прокурор не относится ни к одной из сторон, его роль заключается в обеспечении соблюдения Конституции РФ и иных законов, действующих на территории Российской Федерации, при рассмотрении судами гражданских дел и административных дел, участие в которых обязательно в силу закона.

В целях обеспечения законности прокурор после исследования всех доказательств дает заключение по делу, ориентируя тем самым суд на вынесение законного решения, а в случае вынесения незаконного судебного постановления обжалует его в порядке, предусмотренном нормами процессуального законодательства.

Необходимо отметить, что прокурор вправе обжаловать судебное постановление лишь по тем делам, в которых его участие обязательно в силу закона.

В соответствии с действующим законодательством прокурор не наделён полномочиями по надзору за законностью и обоснованностью принятых судебных актов по делам, в которых не обязательно его участие.

Согласно ст. 189 ГПК РФ, после исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору.

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

На основании п. 3 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Таким образом, роль прокурора в гражданском процессе заключается в обеспечении соблюдения Конституции РФ и иных законов, действующих на территории Российской Федерации, при рассмотрении судами гражданских дел, участие прокурора в которых обязательно в силу закона.

В целях обеспечения законности прокурор дает заключения по делу, ориентируя тем самым суд на вынесение законного решения, а в случае вынесения незаконного судебного постановления обжалует его в порядке, предусмотренном нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Полномочия прокурора по защите избирательных прав граждан в административном судопроизводстве

Полномочия прокурора по защите избирательных прав граждан в административном судопроизводстве

Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ являются обязательными для участия прокурора.
Прокурор, согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса.
Особенности полномочий прокурора в административном судопроизводстве по защите избирательных прав граждан регламентированы ст. 239 КАС, которая предусматривает два правовых основания участия прокурора в избирательных правоотношениях: на основании указанной нормы и на основании ст. 39 КАС.
Часть 1 ст. 39 КАС наделяет прокурора правом обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Второе основание на обращение прокурора в суд с административным заявлением в защиту избирательных прав граждан напрямую установлено нормой закона. В этой ситуации прокурор имеет безусловное право на обращение в суд в порядке административного судопроизводства, поскольку здесь нет необходимости, в отличие от обращения в защиту прав граждан, неопределенного круга лиц, интересов публичных образований, обосновывать наличие интереса в возбуждении дела прокурором.
Так, положениями ст. 239 КАС установлено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением:
— об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы (за исключением выборов Президента РФ и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ);
— о назначении местного референдума;
— об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме;
— об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов;
— об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

На основании обращения прокурора в суд с административным заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, необходимо остановиться более подробно.
В соответствии с ч. 11 ст. 239 КАС с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Такие случаи предусмотрены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:
1) содержание в предвыборных программах кандидатов, избирательных объединений, иных агитационных материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть Интернет), выступлениях кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть Интернет) призывов к совершению деяний, определяемых в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо побуждение к таким деяниям, а также обоснование или оправдание экстремизма;
2) проведение агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающей национальное достоинство, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитации, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
3) использование кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышен предельный размер расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
4) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
5) установление факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
6) установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;
7) использование избирательным объединением в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышение предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
8) неоднократное использование руководителем избирательного объединения преимуществ своего должностного или служебного положения;
9) установление факта подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
Учитывая, что перечень оснований для отмены регистрации кандидата или списка кандидатов, предусмотренный ч. 7 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» значительно шире, можно сделать вывод, что в отличие от других субъектов прокурор может реализовать право на защиту избирательных прав граждан только при наступлении определенных обстоятельств, являющихся основанием для отмены регистрации, прямо предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Это ограничение полномочий прокурора исходит из конституционно закрепленного принципа невмешательства в деятельность избирательных комиссий со стороны органов государственной власти и, как следствие, отсутствия избирательных комиссий различных уровней в перечне объектов прокурорского надзора.

Читать еще:  Регистрация дома в сельской местности

Пределы участия прокурора в гражданском и административном процессе

Основания для участия прокурора в гражданских и административных делах определены законом и не зависят от усмотрения суда или от желания участвующих в деле лиц.

Ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) установлено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных кодексом и другими федеральными законами.

В частности, участие прокурора обязательно в гражданских делах: о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 Семейного кодекса Российской Федерации); об усыновлении и отмене усыновления (ст. 125, 140 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 273 ГПК РФ); о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ); об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ); об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ) и другие.

Участие прокурора в рассмотрении административных дел в порядке ч. 7 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской

Федерации является обязательным по делам: об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС РФ); о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 243 КАС РФ); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 277 КАС РФ); о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ст. 283 КАС РФ); о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 268 КАС РФ); об административном надзоре (ст. 272 КАС РФ).

Участвуя в гражданском либо административном деле, прокурор пользуется теми же правами и несет те же обязанности что и лица, участвующее в деле.

При этом, прокурор не относится ни к одной из сторон, его роль заключается в обеспечении соблюдения Конституции РФ и иных законов, действующих на территории Российской Федерации, при рассмотрении судами гражданских дел и административных дел, участие в которых обязательно в силу закона.

В целях обеспечения законности прокурор после исследования всех доказательств дает заключение по делу, ориентируя тем самым суд на вынесение законного решения, а в случае вынесения незаконного судебного постановления обжалует его в порядке, предусмотренном нормами процессуального законодательства.

Необходимо отметить, что прокурор вправе обжаловать судебное постановление лишь по тем делам, в которых его участие обязательно в силу закона.

В соответствии с действующим законодательством прокурор не наделён полномочиями по надзору за законностью и обоснованностью принятых судебных актов по делам, в которых не обязательно его участие.

Администрация Кызылского кожууна

особенности участия прокурора в административном судопроизводстве

Последнее обновление: 26.06.2018

Особенности участия прокурора

в административном судопроизводстве

15 сентября 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ст. 1 КАС РФ).

Тере-Хольским районным судом рассмотрено и удовлетворено требование по административному делу поадминистративному иску исполняющегообязанности начальника пункта полиции №9 Межмуниципального отдела МВД РФ «Кызылский» к жителю села Кунгуртуг об установлении административного надзора.

Решение по существу по делу постановлено судом в отсутствиенадлежаще извещенного о месте, времени и дате рассмотрения дела прокурора.

Суд постановил: приступить к рассмотрению дела в порядке ч.4 ст.272 КАС РФ в отсутствие надлежаще извещенного о месте, времени и дате проведения судебного заседания по делу об административном правонарушении в целях дачи им заключения по административному делу.

Полномочия прокурора в административном деле регламентированы в ст.39 КАС РФ.

Согласно ч.7 ст.39 КАС РФ еще одной формой участия прокурора в административном судопроизводстве является вступление в процессв целях дачи заключения по административному делу. Исходя из положений Особенной части КАС РФ, прокурор дает заключение по административному делу, в том числе и по делу об административном надзоре (ст.272КАС РФ), исключение составляет дела, возбужденным на основании поданного им заявления (ч.7 ст.39 КАС РФ).

Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела (ст.151КАС РФ). Вместе с тем по факту неявки в судебное заседание прокурора суд может вынести частное определение в порядке, предусмотренном ст.200 КАС РФ.

Организуя работу по обеспечению участия прокурора в административном судопроизводстве, суд принял все меры для надлежащего извещения прокурора для вступления в процесс в целях дачи заключения, ведь процессуальное положение прокурора в административном процессе предполагает наличие широкого круга полномочий, реализация которых должна быть направлена на обеспечение прав участников процесса и вынесение судом законного и обоснованного решения.

Так, прокурор вправе заявлять ходатайства, в том числе о привлечении к участию в деле административного соответчика или соответчиков; о замене ненадлежащего административного ответчика надлежащим; о привлечении к участию в деле заинтересованных лиц; о производстве осмотра и об исследовании письменных или вещественных доказательств по месту их хранения или месту нахождения; о привлечении к участию в осмотре и об исследовании доказательств экспертов, специалистов, свидетелей; о даче судебного поручения суду другого района о производстве определенных процессуальных действий; о вызове свидетелей; о назначении экспертизы, в том числе повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной; об отложении разбирательства дела; о повторном допросе свидетелей; о привлечении специалиста, вправе подавать заявления о применении мер предварительной защиты; об отводе судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика.

В заключении прокурор должен проанализировать исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, раскрыть характер правоотношений сторон, сослаться на закон, регулирующий эти правоотношения, и высказать свое мнение о том, как должно быть разрешено дело.

При выявлении в ходе рассмотрения дела случаев нарушения законности прокурор вправе в своем заключении поставить вопрос о вынесении частного определения и направлении его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам (ст.200 КАС РФ).В случае если суд, не согласившись с заключением прокурора в процессе, примет иное решение по административному делу, то при наличии к тому законных оснований прокурор, участвующий в деле, приносит апелляционное представление (ст. 295 КАС РФ).

Системный анализ ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 306 и ч. 7 ст. 39 КАС РФ позволяет прийти к выводу, что, даже если прокурор не принимал участия в судебном процессе в суде первой инстанции по делам, в которых участие прокурора обязательно, он вправе вступить в процесс и дать заключение по делу в судебном заседании апелляционной инстанции.

Копия вынесенного судом решения об установлении административного надзора в отношении жителя села Кунгуртуг направлена прокурору, который вправе вступить в процесс и дать заключение по делу в судебном заседании апелляционной инстанции при наличии к тому законных оснований.

Прокурор разъясняет — Прокуратура города Севастополя

Прокурор разъясняет

  • 11 декабря 2018, 19:37

С 15 сентября 2015 года на территории России действует Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Слово «административный» наводит отдельных граждан на мысль, что этим Кодексом регулируется производство по делам об административных правонарушениях (например, о нарушениях правил дорожного движения и других).

Однако это не так. Кодекс отражает специфику административного (от слова «администрация») судопроизводства и содержит соответствующие термины. Прежде всего, это такие понятия, как «административный истец», «административный ответчик», «административный иск».

Специфика данного Кодекса заключается в том, что с одной стороны выступает гражданин, а с другой — органы власти.

Кодексом также определены полномочия прокурора в административном судопроизводстве.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Читать еще:  Как долго делают допуск к гостайне

Участие прокурора в делах, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, не ограничивается указанными случаями.

Так, часть 7 статьи 39 КАС РФ обязывает прокуроров вступать в административный процесс и давать заключения по делу в предусмотренных законодательством случаях, к которым отнесены дела:

— об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС РФ);

— о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ст. 243 КАС РФ);

— о недобровольной госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, или о продлении срока его пребывания в таком учреждении (ст. 277 КАС РФ);

— о недобровольной госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию (ст. 283 КАС РФ).

При обращении прокурора в суд в защиту прав граждан необходимым условием является невозможность для гражданина по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам самостоятельно обратиться в суд. Поэтому соответствующие обстоятельства должны быть приведены в административном исковом заявлении прокурора.

Из указанного следует, что прокурор не во всех случаях обладает процессуальными полномочиями на обращение в суд в интересах гражданина. Зачастую по результатам проведенной прокурорской проверки отсутствуют и правовые (материальные) основания на обращение в суд с заявлением.

В рамках КАС РФ прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца, а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

Прокурор не имеет права на заключение мирового соглашения, он освобожден от обязанности по уплате судебных расходов. К прокурору не может быть предъявлено встречное административное исковое заявление.

Количество дел, рассматриваемых в административном судопроизводстве с участием прокурора пока не велико.

В 2018 году прокуратурой Гагаринского района города Севастополя обеспечено участие по 3 административным делам о недобровольной госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 277 КАС РФ). Решения вынесены в соответствии с позицией прокурора, участвующего в деле.

Кроме того, прокуратурой района обеспечено участие в порядке ст. 243 КАС РФ в административном деле по административному иску кандидатов в депутаты к Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя о признании подсчета голосов недостоверными, отмене решения об итогах голосования. Прокурор, участвующий в деле, дал заключение о законности действий Территориальной избирательной комиссии. Суд согласился с доводами прокурора и в иске отказал.

Кодекс систематизировал правила для разрешения споров между гражданами и государством, со временем, возможно, количество таких дел будет увеличиваться. Однако принципиальных сложностей с применением положений КАС РФ ни у административных истцов (ответчиков), ни у прокуроров не возникает.

Информация подготовлена старшим помощником прокурора Гагаринского района города Севастополя Ковалевской В.В.

ВСЕ НОВОСТИ

Прокурор рассказал студентам об особенностях участия в судопроизводстве по гражданским и административным делам

На базе юридической клиники юридического факультета Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского прошло мероприятие, посвященное вопросам участия прокурора в гражданском и административном судопроизводстве.

В ходе беседы с обучающимися старший прокурор отдела прокуратуры Республики Крым, юрист 1 класса Алескеров Джамал Азарович рассказал об особенностях участия прокурора в судопроизводстве по гражданским и административным делам.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации (далее – РФ) и другими Федеральными законами (далее – ФЗ).

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

На основании КоАП, ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор может приносить протесты на постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных ФЗ. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

ГПК РФ указывает аналогичные положения и дополняет тем, что упомянутое выше ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Также Алескеров Д.А. рассказал, о том, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими ФЗ, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Подводя итоги, прокурор отметил, что сегодня прокуратура играет особую роль в гражданском и административном процессах, целью которой является реализация законности и достижения справедливости. Защита конституционных и иных охраняемых законом прав, интересов граждан, общества и государства является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры, реализуемая с помощью непосредственного участия прокурора в судопроизводстве.

Статья 39. Участие прокурора в административном деле

Статья 39. Участие прокурора в административном деле

1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители — в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры — в гарнизонный военный суд, районный суд.

3. Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.

4. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ.

6. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

7. Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

Судебная практика и законодательство — КАС РФ. Статья 39. Участие прокурора в административном деле

В силу части 1 статьи 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 — 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 КАС РФ.

Прокурор в порядке части 1 статьи 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что такое лицо по состоянию здоровья, возраста либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (части 1, 4 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Читать еще:  Росреестр какие документы нужны на дачный дом

прокурор Центрального района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о принудительной госпитализации Порвина А.Н. для обследования и лечения в противотуберкулезный стационар, указав на то, что право на обращение в суд с указанными требованиями предоставлено ему статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 — 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 данного кодекса (часть 1). Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. Принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы (пункт 2 части 2).

Прокурор вправе оспорить постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России в судебном порядке в случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и часть 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 242 Кодекса предусмотрено, что суд прекращает производство по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 — 4 и 6 части 1 и частью 2 статьи 194 Кодекса, а по административным делам, связанным с отказом в регистрации кандидата или отмене регистрации кандидата, также по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 194 Кодекса.

В соответствии со статьей 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 — 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 Кодекса.

Как следует из положений ст. ст. 37, 39 указанного Кодекса, прокурор относится к лицам, участвующим в деле, и не является представителем.

Таким образом, при участии прокурора в административном судопроизводстве на основании названных статей Кодекса он не обязан представлять суду документы о своем образовании.

Прокурор вправе оспорить в судебном порядке постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 45 ГПК РФ, часть 1 статьи 39 КАС РФ, часть 1 статьи 52 и часть 2 статьи 198 АПК РФ).

Прокурор в случаях, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ и статьей 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Рязанской области

Прокурор разъясняет

  • 16 декабря 2019, 00:00

В соответствии с частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Кодексами Российской Федерации и федеральными законами предусмотрены следующие категории гражданских дел, по которым участие прокурора является обязательным:

— о восстановлении на работе;

— о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа;

— о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

— об усыновлении, отмене усыновления;

— о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, восстановлении в родительских правах;

— о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

— о признании гражданина недееспособным, об ограничении дееспособности гражданина;

— об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным.

В силу части 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами, в частности, по административным делам:

— об оспаривании нормативного правового акта;

— о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

— о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

— о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

— о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;

— о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

— о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

— об установлении, продлении административного надзора, досрочном прекращении административного надзора, установлении дополнительных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений.

В вышеназванных случаях прокурор является субъектом процесса, наделенным особыми полномочиями. Он дает заключение по делу в целях соблюдения принципов законности и справедливости при рассмотрении гражданского или административного спора и не является защитником какой-либо из сторон (истца или ответчика). Следовательно, при даче заключения прокурор не связан с позицией истца либо ответчика и руководствуется требованиями действующего законодательства, с учетом имеющихся материалов дела и установленных судом обстоятельств.

При этом выводы, сделанные прокурором в заключении по делу, не являются обязательными для суда.

Нередки случаи обращений граждан в органы прокуратуры с заявлениями об обжаловании судебных актов по гражданским или административным делам, в рассмотрении которых прокурор не участвовал.

Вместе с тем в силу части 2 статьи 320 ГПК РФ, части 2 статьи 295 КАС РФ право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в гражданском или административном деле.

С учетом приведенных правовых норм, в случаях, когда гражданское или административное дело не относится к категории дел, в которых обязательно участие прокурора, или прокурор не является лицом, участвующим в деле, полномочия для обжалования судебных актов у прокуратуры отсутствуют.

Подготовлено прокуратурой Старожиловского района

Участие прокурора в рассмотрении судами дел о восстановлении на работе

Одним из основных направлений деятельности прокуратуры является участие прокурора в гражданском судопроизводстве.

В целях осуществления возложенных полномочий прокурор вступает в процесс и дает заключение, в том числе, по делам о восстановлении на работе (часть 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Под восстановлением на работе незаконно уволенных работников понимается возврат работнику его прежнего правового положения, которое существовало до незаконного увольнения.

Законодателем установлен специальный срок исковой давности по делам о восстановлении на работе (ст. 392 ТК РФ). Так, работник имеет право обратиться в суд за разрешением спора об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Суд вправе восстановить срок исковой давности, если он пропущен по уважительным причинам.

Дела о восстановлении на работе весьма разнообразны по основаниям прекращения трудового договора, поэтому для каждого их вида существует свой круг обстоятельств, имеющих значение для дела.

По общему правилу при разрешении спора о восстановлении на работе бремя доказывания правомерности расторжения трудового договора с работником лежит на работодателе.

Независимо от основания увольнения должны быть представлены такие документы, как копия приказа или распоряжения о приеме на работу; копия приказа или распоряжения об увольнении; копия трудового договора; справка о средней заработной плате работника за последние 12 месяцев работы, предшествовавших увольнению; справка или иной документ о времени вручения истцу копии приказа об увольнении или трудовой книжки, подписанный истцом расчет по оплате времени вынужденного прогула.

Наличие иных документов зависит от основания расторжения трудового договора и тех доводов, которыми стороны обосновывают свою позицию по делу.

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными

работник должен быть восстановлен судом на прежней работе. В пользу такого работника принимается решение о выплате среднего заработка за все время вынужденного прогула. Кроме того, по требованию незаконно уволенного работника суд может вынести решение о взыскании денежной компенсации морального вреда, размер которой определяется судом.

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению.

В судебном разбирательстве, прокурор дает заключение по существу спора о восстановлении на работе. Он квалифицирует спорное правоотношение, указывает закон, подлежащий применению, анализирует доказательства, представленные сторонами, с позиции их достаточности, относимости и допустимости, определяет юридически значимые обстоятельства, необходимые для вынесения судом законного и обоснованного решения по делу.

В случае несогласия с решением суда прокурор, участвующий в деле, вправе принести апелляционное представление. Участие прокурора в рассмотрении судом дел о восстановлении на работе обеспечивается также в суде апелляционной и кассационной инстанции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector