Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какими способами может быть выражена авторская оценка

Какими способами может быть выражена авторская оценка

Современное языкознание, проделав значительный путь от изучения «языка в самом себе и для себя», приступило к деятельностному анализу реально функционирующего языка в широком социально-культурном контексте. В лингвистике исследование дискурса позволило по-новому взглянуть на языковые исследования, отойдя от чисто формалистской позиции, фокусирующейся лишь на одной плоскости, и трактовать язык «от человека», предполагая при этом более многосторонний, «объемный» подход к его изучению [1, с. 64].

Поскольку тематика научного дискурса отличается охватом широкого круга проблем, предполагаем, что существуют различия в степени и форме выражения позиции автора в зависимости от типа дискурса.

Прямо или косвенно вопрос о субъекте в дискурсе разрабатывался и продолжает разрабатываться многими учеными (М. Пешё, П. Серио, К. Арош, К. Фукс, Ж. Отье-Ревю, П. Анри, Т.А. ван Дейк, Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, О.Е. Дедикова, Ю.С. Степанов, Л.П. Чахоян, П.Д. Тищенко, А.А. Пушкин, М.Н. Кожина, Т.Ф. Плеханова, М.П. Котюрова, Е.А. Баженова, Т.Б. Радбиль, Э. Лассан и др.). Т.Ф. Плеханова сравнивает автора текста с «энштейновским разумом» и отмечает, что автор, как организатор и участник диалога находится не в центре монолога, а в постоянно меняющемся месте пересечения «голосов» или «смысловых позиций», миров, точек отсчёта» [14, с. 114].

Авторами научного произведения, непосредственными участниками научного дискурса, являются, согласно В.И. Карасику, «исследователи как представители научной общественности». Равенство всех участников научного общения при этом является характерной особенностью научного дискурса. Уважительное обращение «коллега», принятое в научном сообществе, нейтрализует все статусные признаки. В научном дискурсе ученые могут иметь различные статусно-ролевые характеристики: ученый-исследователь, ученый-эксперт, ученый-педагог, ученый-популяризатор [7, с. 11–12].

Учёный, выступающий в качестве субъекта научного дискурса, становится координирующим центром, который определяет специфику формирования дискурса. Являясь определенной структурой, субъект дискурса генерирует элементы текста. Согласно Э. Лассан регулятором взаимодействия данных элементов выступает «номинация говорящего в тексте» [10, с. 7]. Научный дискурс безличен, в крайнем случае автор в нем выступает от имени «Мы», поскольку считается, что таким образом выражается не только личная позиция, но и мнение множества ученых, работающих в смежной области. Хотя, как отмечает Э. Лассан, подобная организация субъективности была характерна прежде всего для советской науки, в то время как американские лингвисты, например Ч. Филлмор, регулярно используют местоимение «Я». Того же мнения придерживается В.Е. Чернявская, отмечая, что современные исследования показывают растущую тенденцию формулировать научный текст с позиций личностного говорения [14, с. 50].

М.П. Котюрова и Е.А. Баженова также отмечают, что научные тексты не являются безличными, однако степень выраженности их личностности может значительно варьироваться и зависеть от многих факторов, в первую очередь от владения автором научного произведения нормами научного изложения [9, с. 90]. Таким образом, основываясь на структурном элементе «номинация говорящего в тексте», дискурсы можно разделить на два типа:

1) безличные дискурсы;

2) личные дискурсы [9, с. 98].

В безличных дискурсах субъект завуалирован, «скрыт за некой универсальной маской Всеобщего субъекта и говорит от его лица, а не от своего собственного» [там же]; отсюда использование безличных конструкций типа «думается», «представляется», а также выражение говорящим себя через местоимение «Мы» или существительные «автор», «соискатель» и т.п. Степень проявления личной позиции автора во многом зависит от типа дискурса, а также и от самого автора в частности. Так, не вызывает сомнений, что авторы, работающие в гуманитарной сфере, более свободны в форме выражения своих научных взглядов, поскольку предмет их изысканий выражен в словесной форме. В то же время, трудно обнаружить ярко выраженную позицию автора в научно-технических текстах в связи с тем, что графическая форма представления информации (формулы, графики и таблицы) занимает основную часть текстового пространства, а «вербальный текст служит лишь связующим элементом» [2, с. 138].

В отличие от научного, авторы научно-популярного дискурса ориентируются на широкий круг читателей и строят свой текст, не перегружая изложение труднодоступным материалом. При этом популярность достигается с помощью таких средств, как конкретность и последовательность.

На основе анализа корпуса журналов научного и научно-популярного дискурсов, объединенных геологической тематикой, был обнаружен ряд единиц, выражающих авторскую позицию. Нами было выявлено и проанализировано 116 примеров выражения я-позиции в текстах научных и научно-популярных статей в журналах «Известия высших учебных заведений. Геология и разведка», «Геология рудных месторождений», «Недра и ТЭК» [3, 5, 13]. Принимая классификацию М.П. Котюровой и Е.А. Баженовой за основу, выделяем три типа выражения авторской позиции: использование эго-номинаций, номинаций ментальных состояний и номинаций речевой рефлексии, каждый из которых может быть выражен в тексте различными речевыми способами. Например:

Эго-номинации могут быть представлены в тексте словами, называющими автора текста (Коллективом геолого-аналитического центра «Золото-платина» ТПУ проводятся работы [3]. От имени коллектива Томского филиала ФГУП желаю все здоровья…); местоимениями, указывающими на автора (Возможно, что установленный нами геохимический феномен окажется важным [5]. Мы соберём за одним столом учёных и представителей крупной промышленности, – сообщил Алексей Князев [13]).

Номинации ментальных состояний находят свое выражение через употребление вводных слов (Разнообразие петрографического состава, вероятно, обусловлено высокой степенью… [3].); двусоставных и односоставных предложений с глаголами мысли (Уверен, задачи, стоящие перед геологической отраслью Томской области, будут блестяще выполнены [13]), определений, уточняющих степень сомнения (Рений весьма востребованный элемент… [5].)

Номинации речевой рефлексии актуализируются при помощи некоторых оборотов речи (Судя по этим данным, процессы серпентинизации [3]. Создание томского опытного полигона для вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов – проект, как видим, достаточно глобальный [13].); вводных конструкций (Томская область в этом смысле представляет собой, по сути, идеальную площадку [13].).

Читать еще:  Организационно правовые нормы юридических лиц таблица

Всего было выявлено и проанализировано 63 способа выражения авторской позиции в научном дискурсе и 116 в научно-популярном. В таблице представлены количественные показатели выявленных способов авторизации в текстах научного и научно-популярного дискурсов.

Количественный анализ способов выражения позиции автора

Частотность способов выражения я-позиции автора

Конспект урока «Выявление авторской позиции на примере текстов духовно – нравственного содержания» по русскому языку для 11 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей г.Климовска» Московской области

Конспект урока по русскому языку

«Отражение авторской позиции на примере текстов духовно – нравственного содержания»

учитель русского языка и литературы

Брагина Светлана Александровна

Тип урока: урок – практикум

Цель: создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно выявлять и формулировать авторскую позицию исходного текста

Вступительное слово учителя.

— Сегодня нам предстоит научиться выявлять и формулировать авторскую позицию текста.

Познакомьтесь с предложенным текстом.

Самостоятельное чтение текста

(1)Недавно прочитал в интервью городского чиновника: «Филармония «Петербург-концерт» должна стать продюсерским центром, своеобразной «фабрикой звёзд». (2)Более неудачное сочетание слов – «фабрика звёзд» – трудно себе представить в устах председателя Комитета по культуре. (3)Ведь то, что показывает нам телевидение под этим названием, – если и фабрика, то не звёзд, а, скорее, заштампованной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры. (4)Бедная страна наша! (5)Кроме прочих неисчислимых недугов, она просто заражена «звёздной болезнью». (6)А нам нужны мастера!

(7)Понятно, что воспитание актёра, певца и музыканта требует не только неимоверного труда, способностей и терпения, но и времени. (8)Недаром даже очень среднее образование требует не менее трёх лет обучения. (9)А за полгода неокрепших молодых людей, даже подающих надежды, можно только вымуштровать, обучив немногим актерским штампам, годным на потребу невзыскательной толпе.

(10)Если говорить словами великого поэта, то мы «сеем разумное, доброе, вечное». (11)И в школьном классе, и в прекрасном зале на Фонтанке я вижу, как в глазах старшеклассников появляется пытливый блеск понимания и сопереживания, когда они слушают Достоевского, Чехова, Пушкина, Галича, Окуджаву, как глубокие мысли и чувства, высказанные на сказочно прекрасном русском языке, трудно переводимом на другие языки, находят свой путь к их разуму и сердцу. (12)И их реплики после концерта – «клёво!» – не меньшая награда, чем громкие аплодисменты или напряжённая, сознательная тишина во время выступлений. (13)Надо только сделать так, чтобы этот «птичий» подростковый сленг переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь. (14)А что говорить о великой классической музыке, которая без слов – напрямую – испокон веку воздействовала на чувства людей!

(15)Это адски трудное дело – пытаться донести до зрителя (особенно молодого – ведь упустим же!) драгоценные слова и музыку наших великих предшественников, за творения которых нас уважают и любят во всем мире.

(16)А шоу-бизнес в помощи государства не нуждается.

III . Работа над текстом

— Какие вопросы рассматривает автор?

Состояние современной культуры удрученное, и этому способствует телевидение, рекламирующее проекты по поиску и воспитанию «звезд».

Процесс формирования истинного таланта сложен и длителен, в нем невозможна «штамповка».

Настоящее искусство пробуждает в человеке самые лучшие чувства, учит сопереживанию.

Нельзя недооценивать роль классической культуры в нравственном воспитании молодого поколения, и государство должно уделять ей большое внимание.

— Что значит « позиция автора»?

Это его отношение к обсуждаемой проблеме.

— Какой может быть авторская позиция по отношению к изображаемому?

Какими способами может быть выражена авторская оценка

Название работы: СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: Заглавие вводит читателя в мир произведения выражает основную тему текста определяет его важнейшую сюжетную линию или указывает на его главный конфликт. Б Заглавие может называть главного героя произведения Евгений Онегин Обломов Анна Каренина Иванов В Заглавие текста может указывать на время и место действия Полтава А. Таким образом заглавие художественного произведения вопервых соотносит сам текст с его художественным миром: главными героями временем действия: Гусев А. Чехова Ионыч.

Дата добавления: 2013-08-24

Размер файла: 20.95 KB

Работу скачали: 186 чел.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ

Авторская позиция — авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображенных характеров.

Существуют разные способы выражения авторской позиции.

Авторская позиция может быть выражена прямо, чётко, непосредственно:

1. Прежде всего это прямое высказывание автора:

Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Автор может высказать свою точку зрения на происходящее в прямых оценках и характеристиках, как это делает, например, Л.Толстой в романе «Война и мир», пространно формулируя собственные мысли об историческом процессе, роли личности в истории, действиях исторических законов и т.д. и доказывая эти мысли на примере судеб своих героев.

2. в названии произведения

А) Заглавие вводит читателя в мир произведения, выражает основную тему текста, определяет его важнейшую сюжетную линию или указывает на его главный конфликт. (И. С. Тургенев «Отцы и дети», Грибоедов «Горе от ума»).

Б) Заглавие может называть главного героя произведения («Евгений Онегин», «Обломов», «Анна Каренина», «Иванов»)

В) Заглавие текста может указывать на время и место действия («Полтава» А.С. Пушкина, «После бала» Л.Н. Толстого, «В овраге» А.П. Чехова, «Ущелье» И.А. Бунина, «Петербург» А. Белого).

Таким образом, заглавие художественного произведения, во-первых, соотносит сам текст с его художественным миром: главными героями, временем действия: «Гусев» А.П. Чехова, «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого.

Г) Заглавие может выражать авторское видение изображаемых ситуаций, возможное развитие темы (сюжета) («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Обыкновенна история» И.А. Гончарова.)

Читать еще:  Закон 1 фкз о судебной системе

Так, например, заглавие рассказа А.П. Чехова «Ионыч» отсылает к последней главе произведения и отражает уже завершившуюся деградацию героя. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда оно занимает позицию заглавия и тем самым привлекает внимание читателя к называемому им персонажу, особо выделяет его в художественном мире произведения («Евгений Онегин», «Неточка Незванова», «Анна Каренина», «Рудин», «Иванов» и др.). И.А. Гончарова «Обломов

Д) В заглавии может содержаться оценка: Маяковский «Хорошо»

3. в отдельных предложениях, через ряд аргументов

4. в лирических отступлениях, ремарках, вставках

Несюжетными элементами считаются: вставные эпизоды; лирические (иначе — авторские) отступления. (Гоголь «Мертвые души», Пушкин «Евгений Онегин», Толстой «Война и мир»)

Их основная функция — расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

Лирические отступления — формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Единственным способом выражения авторской позиции в драматических произведениях служат список действующих лиц, ремарки. Ремарки — сценические указания. Основная функция ремарок — выражение позиции автора.

5. Авторскую позицию может выражать и наиболее близкий автору герой (Чацкий в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского).

6. в последнем абзаце, предложении

Отношение автора к герою выражается не только в прямых высказываниях, но и косвенно:

7. в эпиграфе: «Береги честь смолоду» (Пушкин «Капитанская дочка»)

8. через внешность персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т.п.). (например, портрет Элен в «Войне и мире» Л. Н. Толстого передает отрицательное отношение автора к этому персонажу, и напротив, портреты Наташи и княжны Марьи — положительное, ироничное в портрете Петра Петровича Лужина, «ясные черные» глаза Павла Петровича Кирсанова (И.Тургенев); «смятое острое, хищное» лицо Челкаша и «здоровое» , «добродушное» и «тупое» лицо Гаврилы (Горький);

9. через речевую характеристику: канцелярская речь Лужина вызывает у автора отталкивающее ощущение, трогательно-сбивчивая речь Сонечки Мармеладовой умиляет Достоевского

10. через имена героев: назвав Базарова Евгением , Тургенев выразил свое глубокое уважение и искреннюю любовь к этому герою, так как имя Евгений означает по-гречески «благородный»; говорящие имена героев Островского «Гроза», Салтыкова-Щедрина «История одного города», Гоголя «Мертвые души»

11. через особенности поведения персонажей (например, безразличие героев к судьбе Фирса, о котором все забыли в финале пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», отрицательно характеризует действующих лиц)

12. через раскрытие мыслей и чувств героев — психологизм. Крупнейшими писателями-психологами в русской литературе являются М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

13. через образы природы: пейзаж часто создает нужное автору настроение, например, в романах и повестях И. С. Тургенева, в рассказах и пьесах А. П. Чехова и т.п. Природа определяет своеобразие характера Татьяны в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, возрождение к жизни Болконского.

Влияние на человека урбанистической обстановки показано в пьесе А.Н. Островского «Гроза», в «Преступлении и наказании», в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Городской пейзаж присутствует и в некоторых лирических произведениях («Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. » А.А. Блока). Тургеневское несогласие с точкой зрения Базарова на природу как на мастерскую, а на человека — как на работника в ней, проявляется через пейзажные сцены: столько красоты и любви увидел в невзрачной русской природе автор.

14. через композицию произведения: в построении стихотворения Блока «Незнакомка» с помощью звукописи ( обилие резкого р в 1 строфе в сопоставлении мягких звуков [а:], [нн]) Блок выразил свое представление о противопоставленности двух миров — гармонии и дисгармонии.

По вечеРам над РестоРанами
ГоРячий воздух дик и глух,
И пРавит окРиками пьяными
Весенний и тлетвоРный дух.

И кАждый вечер, в чАс нАзнАчеННый
(Иль это только снится мне?),
Девичий стАн, шелкАми схвАчеННый,
В тумАННом движется окне.

«Авторская позиция и средства ее выражения в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»»

Роман «Отцы и дети» – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь ткань повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. Все, что написано в этом романе, прочувствовано до последней строки; чувство это прорывается помимо воли и сознания самого автора и «согревает объективный рассказ», вместо того чтобы выражаться в лирических отступлениях. Автор сам не отдает себе отчета в своих чувствах, не подвергает их анализу, и это обстоятельство дает читателям возможность видеть эти чувства во всей их непосредственности. Мы видим то, что «просвечивает», а не то, что автор хочет показать или доказать, то есть Тургенев использует в основном косвенные средства выражения авторской позиции.

В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Читать еще:  Виды юридической ответственности характеристика наказание таблица

Создавая образ Базарова, Тургенев в его лице хотел «наказать» молодое поколение. Вместо этого он отдает дань справедливого уважения своему герою. Бесспорно, что нигилизм как направление отрицался Тургеневым, но созданный им самим тип нигилиста был продуман и понят им. С самого начала автор показал нам в Базарове угловатое обращение, самонадеянность, «черствую рассудочность»: с Аркадием он держит себя «деспотически–небрежно», к Николаю Петровичу относится насмешливо. Как и всегда у Тургенева (как у «тайного» психолога) особое значение имеет портрет героя, включающий социальную, психологическую и внешнюю характеристику героя. Широкий лоб, книзу заостренный нос, большие зеленоватые глаза выдают силу характера и ум Базарова. Манера разговаривать, смотря на собеседника свысока и точно бы делая ему одолжение, вступая в разговор, – самоуверенность и чувство превосходства Базарова над другими.

В начале романа симпатии Тургенева оказываются на стороне тех людей, которых обижает Базаров, тех безобидных стариков, о которых говорят, что они «отставные» люди. Далее автор начинает искать в нигилисте и беспощадном отрицателе слабое место: он ставит его в разные положения и находит против него только одно обвинение – обвинение в черствости и резкости. Тургенев пытается исследовать эти свойства характера Базарова через испытание любовью. Тургенев ищет человека. который смог бы привлечь такую сильную личность, как Базаров, который бы понял и не испугался его. Таким человеком оказывается Одинцова, умная, образованная, красивая женщина. Она с любопытством рассматривает фигуру Базарова, он же вглядывается в нее с возрастающим сочувствием и потом, увидев в себе что-то похожее на нежность, кидается к ней с нерассчитанной порывистостью молодого, любящего сердца, готового отдаться своему чувству вполне, без задней мысли. Тургенев понимает, что черствые люди не могут так любить, он показывает, что Базаров оказывается моложе и свежее той женщины, которая, боясь нарушения порядка жизни, подавляет в себе чувства и желания. И с этого времени сочувствие автора переходит на сторону Базарова. В описании смерти Базарова Тургенев воздал дань уважения «детям»: молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказывается свежая сила и неподкупный ум. Базаров умер так, как и должен был умереть человек с таким характером и отношением к жизни. И этим он заслужил любовь автора, выразившуюся в описании могилы героя в конце романа.

Но не только о Базарове идет речь в последнем абзаце. Здесь же проявляется отношение самого автора к родителям Базарова: сочувствие и любовь. Изображая отношение Базарова к старикам, Тургенев отнюдь не обвиняет его. Он остается искренним художником и изображает явления такими, какие они есть: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может ни поговорить так, как он говорит с Аркадием, ни даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем. Ему с ними скучно и от этого тяжело. Но сострадательный Тургенев жалеет бедных стариков и сочувствует их непоправимому горю.

Авторская позиция в отношении к братьям Кирсановым несколько противоречива. С одной стороны, он любит их как представителей своего поколения, образованных и неглупых людей, а с другой – видит и понимает их отсталость от жизни.

Николай Петрович очень близок Тургеневу. Добродушный, тонко чувствующий природу, любящий музыку и стихи, он очень дорог автору. Тургенев проникновенно описывает состояние героя в саду, его любование природой, его мысли. У Николая Петровича между его умственными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше соответствия и гармонии, чем у его сына Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не стремится к рационализму и успокаивается на том миросозерцании, которое дает пищу его воображению. И именно это делает его в глазах Тургенева «отставным» человеком. С грустью и сожалением признает Тургенев, что его век прошел.

Описывая старшего брата Кирсанова, Тургенев также подчеркивает его отсталость от жизни. Как человек страстный, одаренный гибким умом и сильной волей, Павел Петрович резко отличается от своего брата. Он не поддается чужому влиянию. Он сам подчиняет себе окружающие личности и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор. Жизнь Павла Петровича – неукоснительное следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и ни за что не согласится отказаться. Тургенев же не видит смысла в жизни, лишенной цели (жизнь Павла Петровича совершенно опустела после разрыва отношений с княгиней Р.). Поэтому-то и называет он Павла Петровича «мертвецом». Сатирические нотки слышны в адрес старшего Кирсанова, когда тот говорит о русских мужиках, а сам, проходя мимо них, нюхает одеколон.

Роман Тургенева «Отцы и дети», кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает не столько выводимые явления, сколько отношение автора к ним. А наводит он на размышления именно потому, что весь проникнут полной и трогательной искренностью. Читая роман «Отцы и дети», мы видим в нем типы дворян и разночинцев конца 50-х гг. XIX в. и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание автора. Тургенева не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети», что явно просвечивает сквозь ткань повествования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector