Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы гигиенического исследования

Новости

Размещен: 10.10.2016 г.

Санитарно-гигиенические лабораторные исследования.

Начало 21 века – время высоких технологий. Наряду с несомненным преимуществом и благами (удобствами), привносимыми в нашу жизнь ростом технической и энергетической мощи человечества уже явно видны и отрицательные результаты этого процесса – явное ухудшение экологической обстановки и как следствие отрицательное влияние на состояние здоровья человека.

Постоянно растущая озабоченность человеческого общества относительно качества и безопасности среды обитания значительно повышает требования людей к качеству производимых товаров, пищевого сырья и продуктов питания, питьевой воды, атмосферного воздуха и почвы.

Источником объективных данных для оценки состояния окружающей природной, производственной и социальной сред являются результаты лабораторного контроля. Он включает в себя испытания и исследования продукции производственного и бытового назначения, объектов окружающей среды, биологических сред.

Зачастую, только по результатам лабораторных исследований можно выявить продукцию или процессы не соответствующие установленным и действующим в нашей стране регламентам, правилам и нормам.

По результатам исследований можно судить, к примеру, об эффективности очистки сточных вод, безопасности применяемых в строительстве материалов и воздуха, которым мы дышим в квартире и на рабочем месте, пьем ли мы настоящую природную минеральную воду или приготовленную искусственным путем, содержат ли потребляемые человеком пищевые продукты, то необходимое количество макро- и микроэлементов, витаминов, энергетическая ценность обеспечивается за счет содержания жиров и простых углеводов или необходимого организму белка.

Возможности нашей лаборатории позволяют проводить исследования по широкому спектру показателей, который насчитывает около шестисот различных наименований и перечень определяемых показателей постоянно расширяется и дополняется благодаря освоению и внедрению в практику новых методов и методик.

В нашей лаборатории используются различные современные высокоточные инструментальные методы исследований и современное лабораторное электрооборудование. Это позволяет определять наличие различных вредных веществ в микроколичествах в продуктах питания, парфюмерно-косметической продукции, в строительных материалах, изделиях детского ассортимента и объектах окружающей среды, а также идентифицировать неизвестные вещества и выявить фальсифицированную пищевую продукцию.

Наличие современной лабораторной базы, профессионализм и большой практический опыт специалистов лаборатории позволяет обеспечивать высокое качество, надежность и точность получаемых результатов. А это в свою очередь позволяет осуществлять действенный санитарный надзор.

Следует отметить, что на сегодняшний день в г.Москве зарегистрированы несколько сотен лабораторий, предлагающих быстрое и дешевое проведение тех или иных видов санитарно-гигиенических исследований. Однако привлекательные сроки и низкая цена этих исследований ставят под сомнение их качество и достоверность. С твердой уверенностью можно сказать, что такого спектра, полноты испытаний, разнообразия объектов исследований и комплексного подхода к ним, такой современной лабораторной базы вы вряд ли найдете.

В странах ВТО и на мировом рынке признаются результаты испытаний, полученные в лабораториях, соответствующих определенным стандартам и критериям, в частности стандарту ИСО/МЭК 17025, который содержит международные правила и рекомендации по обеспечению качества работы лаборатории.

На сегодняшний день санитарно-гигиеническая лаборатория имеет лицензию Министерства Здравоохранения на проведение санитарно-гигиенических лабораторных исследований, а также Аттестат аккредитации, как подтверждение технической компетентности в области проводимых исследований:

  • в лаборатории обеспечиваются все необходимые условия для проведения исследований
  • исследования проводятся с использованием оборудования, методов и стандартов, допущенных к применению
  • методы, методики и используемое оборудование обеспечивают наибольшую чувствительность и точность исследований
  • существует система внутреннего и внешнего контроля работы лаборатории.

Ежегодно мы выполняем сотни тысяч различных исследований, на основании которых можно выяснить, безопасна ли вода из крана, можно ли пить воду из колодца или скважины на садовом участке, как правильно подобрать фильтр для очистки воды, соответствует ли бутилированная и минеральная вода, заявленному стандарту, безопасна ли детская игрушка, загрязнена ли земля на садовом участке, а не станут ли выбранные вами обои, линолеум или пластиковые окна источником неприятного запаха или, что еще хуже, причиной ухудшения вашего самочувствия, не содержат ли свежие овощи и фрукты нитратов и пестицидов и не фальсифицирован ли мед, купленный вами на рынке. А может вам необходимо выполнить лабораторные исследования с целью дальнейшей аттестации рабочих мест.

Если Вас заботят вопросы, связанные с качеством и безопасностью пищевых продуктов, разнообразных товаров, питьевой воды, воздуха и почвы, приходите к нам. Мы постараемся провести для Вас полный комплекс различных исследований и ответить на поставленные вами вопросы.

Дисциплина Общая гигиена

  • Дисциплина Общая гигиена
  • Дисциплина Радиационная гигиена

Дисциплина «Общая гигиена»

Общее количество академических часов – 324

Распределение по курсам и семестрам: 2 курс 4-й семестр, 3 курс 6-й семестр

· Централизованное тестирование по материалам курса

— Возможно получение экзаменационной оценки в соответствии с балльно-рейтинговой системой

— Устное собеседование по билету, включающему 2 задачи и 2 теоретических вопроса.

Модуль 1. Здоровье населения и окружающая среда. Методологические постулаты гигиены.

1.1. Здоровье населения и окружающая среда. Методологические постулаты гигиены.

1.2. Критерии оценки здоровья на индивидуальном и популяционном уровне. Методологические основы гигиенических исследований

Модуль 2. Основы экологии человека. Природные, антропогенные и социальные факторы среды обитания человека

2.1. Метод санитарного описания в гигиенической практике.

2.2. Методы и правила отбора проб воды из различных источников для санитарно-гигиенических исследований. Органолептические методы исследования воды.

2.3. Определение показателей органического загрязнения воды (окисляемость, БПК).

2.4. Санитарно-химические методы исследования воды. Методы определения в воде азотсодержащих солей.

2.5. Методы исследования минерального состава воды Определение солей жесткости.

2.6. Методы отбора проб воздуха для санитарно-химических исследований. Санитарно-химические методы исследования воздушной среды.
2.7. Методы определения углекислого газа. Методы определения показателей органического загрязнения воздуха.

2.8. Методы определения показателей загрязнения воздуха продуктами деструкции полимерных материалов.

2.9. Санитарно-физические методы исследования воздушной среды. Микроклимат. Методы исследования температуры и влажности воздуха.

2.10. Методы исследования подвижности воздуха. Роза ветров. Методы комплексной оценки действия на организм метеорологических факторов. Методы организации воздушного комфорта.

2.11. Методы исследования инфракрасной и ультрафиолетовой радиации.

2.12. Методы исследования естественной и искусственной освещенности.

2.13. Гигиеническая оценка и методы исследования запыленности воздуха.

2.14. Гигиеническая оценка и методы исследования шума и вибрации.

2.15. Подготовка и защита курсовых работ («Санитарно-гигиеническая оценка условий проживания»).

Модуль 3. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья.

3.1. Определение потребностей в пищевых веществах и энергии при организации здорового питания различных групп населения.

3. 2. Методы исследования качества пищевых продуктов. Методы определения нитратной нагрузки.

Модуль 4. Теоретические основы изучения и гигиенического нормирования факторов среды обитания. Прогнозирование состояния здоровья населения.

4.1. Гигиенические аспекты экологии человека.

4.2. Комплексная химическая нагрузка при многомаршрутных сценариях экспозиции.

4.3. Методы экспериментальных исследований в гигиене. Расчетные методы.

Модуль 5 .Влияние условий труда на здоровье работающих. Подготовка и доклад рефератов.

Модуль 6. Влияние условий воспитания и обучения на здоровье подрастающего поколения. Подготовка и доклад рефератов.

Модуль 7. Здоровый образ жизни

Подготовка и доклад рефератов по отдельным направлениям формирования здорового образа жизни.

Модуль 8. Санитарно–эпидемиологическая служба и ее роль в сохранении и укреплении здоровья населения.

8.1. Система Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

8.2. Отдел лабораторного дела в структуре Роспотребнадзора.

8.3. Отделение приема образцов.

8.4. Испытательный лабораторный центр.

8.5. Организация работы санитарно-гигиенической лаборатории.

8.6. Стандартизация и метрология.

Модуль 9. Санитарно-гигиенические лабораторные исследования.

9.1. Основные методы отбора проб для санитарно-гигиенических лабораторных исследований

Гигиеническая оценка микроклимата помещений.

9.2. Санитарно-химические методы исследования воздушной среды.

9.3. Санитарно-гигиенические лабораторные исследования воды.

9.4. Санитарно-гигиенические лабораторные исследования почвы.

9.5. Санитарно-гигиенические лабораторные исследования пищевых продуктов.

9.6. Методы санитарного обследования.

9.7. Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию помещений высших учебных заведений.

9.8. Требования безопасности к условиям проведения исследований (испытаний) в лабораториях.

· Учебно-методические материалы можно посмотреть на едином электроном образовательном портале.

Методы гигиенических исследований и гигиеническое нормирование

Гигиена, как наука, не мыслима без лабораторных исследований с использованием химии, физики, биологии, математики, общественных наук. Эти исследования проводятся регулярно на всех уровнях государственного контроля и делятся на две группы:

1) методы, с помощью которых изучают состояние факторов внешней среды;

П) методы, оценивающие реакцию организма на воздействие вредных факторов.

В первую группу включаются:

1) Метод санитарно-гигиенического обследования – включает санитарное описание объекта изучения, с чего начинается любое гигиеническое исследование: характеризуется санитарно-топографическое, санитарно-техническое, санитарно-эпидемиологическое состояние объекта исследования, описываются недостатки и сроки их возможного устранения, объем и характер необходимых лабораторных исследований.

2) Методы лабораторных исследований:

А) физический метод исследования – измерение температуры, скорости движения воздуха, шума, вибрации и т.д.;

Б) санитарно-химический метод – химический анализ воды, пищи и т.д.;

В) микробиологическийметод: прямой – бактериологический: определение количества микробов и их вредность и вирусологический– тоже с вирусами. Когда нельзя выявить вредных микроорганизмов, определяют их косвенным методом – по числу сопутствующих им безвредных микроорганизмов (кишечной палочки);

Г) токсикологический (биологический) метод – на экспериментальных животных (птицах, мышах, крысах) определяется наличие вредного вещества и его воздействие на здоровье и потомство;

Д) экспресс-метод — позволяет быстро определить наличие вредного фактора, например в гражданской обороне – отравляющего вещества.

Читать еще:  Как отказаться от своей доли в доме

Методы второй группысоставляют:

А) экспериментальный метод – для определения неизвестных свойств вредных факторов;

Б) метод физиологических наблюдений – для наблюдения за здоровьем проживающего населения и сравнения его со здоровьем в другой местности или другим временем;

В) метод клинических наблюдений – когда профилактические осмотры и диспансерное наблюдение дают возможность по годам сравнивать динамику здоровья населения в данной местности или коллективе;

Г) социологические исследования и санитарно-статистическиеметоды – смертность, рождаемость, брачность и т.д. – дают возможность проанализировать происходящие изменения в обществе;

Д) анкетно-опросный метод – используются анкеты с различными вопросами, в т.ч. интимного характера, на которые часто получают ответы анонимно; ответы на них играют важную роль в разработке гигиенических рекомендаций.

Если методы первой группы применяются в практических учреждениях для повседневных исследований, то методы второй группы используются в НИИ для научных обоснований и научно-практических выводов.

Гигиеническое нормирование:

В современных условиях проблема профилактики неблагоприятного воздействия вредных факторов на человека выдвигается на первое место, из них химическое воздействие на человека занимает ведущее место. Сейчас человек сталкивается с более 650 тысячью вредных химических веществ и лишь 1/5 часть из них детально изучены. Ежегодно появляется до 600 новых неизвестных химических соединений. Изучено действие лишь около 1000 соединений. Действие остальных, как правило, не известно, а для изучения действия только одного соединения требуется до 1 млн долларов и продолжительный срок (до 1-3 лет).

Как же защитить человека от вредных воздействий? Существует три направления:

А — убрать вредный фактор. Применяется на производствах путем замены технологии (например, непосредственное рентгенологическое обследование заменено на компьютерно-дистанционное).

Б – уменьшитьдействие вредного фактора: 1) сократить время работы с ним (радиоактивные вещества) или 2) уменьшить концентрацию вредных веществ в рабочей зоне; когда невозможно, исходя из современных условий, прекратить полностью контакт с вредным фактором, то вводятся ограничения — гигиенические нормативы..

В – защитить здоровье человека: 1) профилактические мероприятия – медосмотр при приеме на работу; 2) диспансеризация – своевременно выявить начало болезни; 3) применение защитных средств – респираторов, перчаток и т.д.; 4) соблюдение требований охраны труда и производственной безопасности (использование перчаток при заборе крови для профилактики СПИДа).

Гигиеническое нормирование осуществляется с помощью санитарно-гигиенических нормативов– это установленные в законодательном порядке, обязательные для исполнения всеми ведомствами допустимые уровни содержания химических соединений в объектах окружающей среды.

Гигиенические нормативы – это уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе (40 час. в неделю) в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья.

Впервые в мире в СССР с 20-х годов введено законодательство на предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, начато изучение их действия на организм. Сейчас санитарно-гигиенические нормативы существуют во всех промышленно развитых странах.

С 1992 г введена обязательная государственная регистрация химических соединений, осуществляемая Российским Регистром потенциально опасных химических и биологических соединений. В основе гигиенического нормирования химических веществ лежат следующие принципы: 1) принцип безвредности – первостепенное значение имеет действие вещества на организм человека, а потом уже экономическая и технологическая выгода; 2) принцип опережения – обоснование разработки профилактических мероприятий защиты от вредного вещества должно предшествовать моменту его внедрения в производство; 3) принцип порогового действия – т.е. снижение его концентраций до таких, какие не вызывают неблагоприятных изменений (кроме пороговых мутагенных и канцерогенных, которые еще недостаточно изучены) и 4) принцип единства экспериментальных и натурных исследований, т.е. на животных и на людях.

У нас в стране применяются три типа нормировочных показателей ПДК, ПДУ, ОБУВ и ОДУ. В основе гигиенического нормирования лежат научные исследования, обосновывающие безвредность определенной концентрации вещества или уровня физического воздействия на человека, а также уровень законодательного их утверждения для обязательного применения на практике.

ПДК — предельно-допустимая концентрация — применяется для химических веществ, когда действие соединения изучено, а концентрация вещества на рабочем месте не влияет на здоровье или на потомство; законодательно утверждается постановлением Правительства, поэтому обязательно для исполнения всеми предприятиями.

ПДУ — предельно допустимый уровень то же самое для физических факторов (например, уровня шума, света, концентрации пыли на коже человека и т.д.)

Когда действие вещества недостаточно изучено и оно еще исследуется, вводятся временные ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), а для мало изученных и не исследуемых в настоящее время – ориентировочные допустимые уровни (ОДУ). Обоснование временных нормативов проводится на основании ускоренных экспериментальных и расчетных методов (для ОБУВ) или по аналогии с уже известными веществами (для ОДУ). Временные нормативы утверждаются Главным государственным санитарным врачом РФ и применяются не повсеместно, а на конкретных производствах. Все гигиенические нормативы после утверждения входят в состав государственных санитарно-гигиенических норм, правил и стандартов.

Гигиена. Конспект лекций

Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.

Оглавление

  • Лекция 1. Гигиена как наука
  • Лекция 2. Методы оценки эффективности гигиенических мероприятий, дополняющие санитарное описание
  • Лекция 3. История развития гигиены
  • Лекция 4. Роль воздушной среды. солнечная радиация
  • Лекция 5. Гигиеническое значение температуры и влажности воздуха
  • Лекция 6. Гигиеническое значение перемещения воздушных масс и атмосферного давления
  • Лекция 7. Электрическое состояние атмосферного воздуха

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гигиена. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция 2. Методы оценки эффективности гигиенических мероприятий, дополняющие санитарное описание

1. Физические и химические методы

Следует помнить, что санитарное описание не дает количественную характеристику и дополняется более точными физическими, химическими, биологическими и другими методами исследования.

С помощью физических методов исследования характеризуется температура, влажность, скорость движения, электрическое состояние воздуха, барометрическое давление, все виды лучистой энергии. Физические методы широко применяются в коммунальной гигиене при оценке климата населенных мест, в гигиене труда для характеристики метеорологических условий в производстве, различных видов излучений. Физические методы используются в определении химического состава и структуры вещества в виде спектрографического анализа. С помощью люминесцентного анализа можно определить качество пищевых продуктов.

Химические методы в санитарно-гигиенических исследованиях используются при изучении химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов; они широко применяются для определения ядохимикатов, различных синтетических веществ и разнообразных токсичных веществ, поступающих в биосферу. Важнейшей особенностью химических методов является их высокая чувствительность, позволяющая определить в некоторых случаях миллионные доли миллиграмма вещества на единицу объема воздуха, воды или единицу массы какого-либо продукта. С помощью химических методов при санитарно-гигиенических исследованиях определяются примеси, не свойственные природному составу среды, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на организм, служить показателем санитарного неблагополучия изучаемого объекта: наличие в воздухе оксида углерода, диоксида серы и др.

2. Биологические методы. Эпидемиологический метод. Санитарно-статистические методы

Под биологическими методами следует понимать исследования объектов окружающей среды, в процессе которых определяется наличие микро — и макро организмов и веществ животного и растительного происхождения, характеризующих санитарное состояние объекта.

Примером подобного анализа может служить биологическое исследование воды, продуктов питания.

Биологические методы в практике санитарно-гигиенических исследований, как разновидность биологического исследования, часто имеют первостепенное значение, поскольку определяют не только общую обсемененность изучаемого объекта, но также выделяют и идентифицируют санитарно-показательные микроорганизмы.

Эпидемиологический метод — это совокупность методик изучения состояния здоровья населения под влиянием различных эндогенных (генетических, возрастных и др.) или экзогенных (социальных, природных) факторов. Эпидемиологический метод позволяет изучать здоровье коллектива или же населения города, района, области путем анализа определенных учетных и отчетных медицинских документов, проведения медицинских осмотров в амбулаторных и стационарных условиях с последующим расчетом показателей, характеризующих здоровье населения. При этом динамические наблюдения за здоровьем определенного контингента называются «продольными», а одномоментные — «поперечными». В зависимости от направленности наблюдения «продольные» исследования разделяются на ретроградные, изучающие произошедшие события, или перспективные, направленные на события, которые будут происходить.

Санитарно-статистические методы изучения здоровья населения основываются на данных официальных документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения. При этом учитывают такие показатели как заболеваемость, демографические показатели естественного движения населения, физическое развитие, уровни инвалидности, смертности и т. п. Санитарная статистика широко использует разнообразные методы математического анализа.

3. Клинические методы исследования. Метод гигиенического эксперимента

Клинические методы исследования широко используют для оценки состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию различных факторов окружающей среды. Клинические методы применяют не только для определения выраженных нарушений, но и для выявления показателей преморбидных состояний у практически здоровых людей, используя при этом биохимические, иммунологические и другие тесты, отражающие состояние различных органов и систем человека.

Метод гигиенического эксперимента ставит своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека или животных.

Читать еще:  Собственник жилья и жилого помещения

Метод лабораторного эксперимента позволяет наиболее четко моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Примером может служить изучение на лабораторных установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ.

4. Оценка гигиенической и медико-социальной эффективности

Важнейшее значение имеет оценка гигиенической и медико-социальной эффективности проведенных оздоровительных мероприятий. Оценка гигиенической эффективности путем сравнения параметров факторов окружающей среды до и после осуществления предложенных мероприятий позволяет в случае успеха использовать эти предложения в практике на других аналогичных объектах. Медико-социальная эффективность выражается в улучшении самочувствия работающих и проживающих в этих условиях населения, снижении заболеваемости, повышении успеваемости учащихся, повышении работоспособности, повышении выносливости в условиях эксперимента. В ряде случаев, кроме основных показателей эффективности, отражающих улучшение окружающей среды и состояния здоровья населения, удается определить и экономический эффект в результате снижения выплат по листкам нетрудоспособности, повышения производительности труда и т. п.

Альтернативные методы исследования при токсиколого -гигиенической оценке объектов производственной и окружающей среды

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список литературы
  • Cited By

Аннотация

Ключевые слова

Об авторах

Список литературы

1. Богачева А.С., Шилов В.В., Полозова Е.В., Салова Л.С. Исследование токсичности химических веществ с использованием биологических тестов (альтернативных методов) // Вестн. Росс. Военно-мед. академии. — 2008. — № 1 (21). — С. 23-27.

2. ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.10-04, ПНД Ф Т 16.1:2:2.3:3.7-04 (изд. 2014 г.) Методика измерений оптической плотности культуры водоросли хлорелла (Chlorella vulgaris Beijer) для определения токсичности питьевых, пресных природных и сточных вод, водных вытяжек из грунтов, почв, осадков сточных вод, отходов производства и потребления.

3. ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.12-06, ПНД Ф Т 16.1:2:2.3:3.9-06 (изд. 2014 г.) Методика измерений количества Daphnia magna Straus для определения токсичности питьевых, пресных природных и сточных вод, водных вытяжек из грунтов, почв, осадков сточных вод, отходов производства и потребления методом прямого счета.

4. ПНД Ф Т 16.2:2:2.1-96 ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.1-96 Методика определения токсичности вод, почв и донных отложений по ферментативной активности бактерий (колориметрическая реакция).

5. Приказ Минприроды России от 4 декабря 2014 г. № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».

6. Р 52.24.662-2004 Рекомендации. Оценка токсического загрязнения вод и донных отложений пресноводных экосистем методами биотестирования с использованием коловраток.

7. ФР. 1.31.2009.06301. ПНД Ф 14.1:2:4:15-09; 16.1:2:2.3:3.13-09. Методика выполнения измерений индекса токсичности почв, почвогрунтов вод и отходов по изменению подвижности половых клеток млекопитающих in vitro.

8. ФР. 1.39.2006.02506. ПНД Ф Т 14.1:2:3.13-06 (ПНД Ф Т 16.1:2.3:3.10-06). Методика определения токсичности отходов, почв, осадков сточных, поверхностных и грунтовых вод методом биотестирования с использованием равноресничных инфузорий Paramecium caudatum Ehrenberg.

9. ФР. 1.39.2006.02264. Методика выполнения измерений всхожести семян и длины корней проростков высших растений для определения токсичности техногенно-загрязненных почв.

Для цитирования:

Зарицкая Е.В., Шилов В.В., Полозова Е.В. Альтернативные методы исследования при токсиколого -гигиенической оценке объектов производственной и окружающей среды. Медицина труда и промышленная экология. 2016;(6):17-19.

For citation:

Zaritskaya E.V., Shilov V.V., Polozova E.V. Alternative investigation methods in toxicologic hygienic evaluation of industrial and environmental objects. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2016;(6):17-19. (In Russ.)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

22) Методы гигиенических исследований. Санитарно-статистический и эпидемиологический анализ состояния окружающей среды и здоровья населения.

Гигиена, как отрасль медицинских знаний, имеет свою методологию, под которой понимают комплекс научно обоснованных методов, используемых для проведения санитарного надзора, разработки гигиенических регламентов, изучения состояния здоровья населения и др.

В гигиене различают четыре основных метода.

Эпидемиологический метод — это совокупность способов изучения здоровья населения с учетом факторов окружающей среды. Данный метод — один из ведущих в гигиене методов.

Различают четыре основных способа реализации эпидемиологического метода изучения здоровья населения:

а) с помощью санитарно-статистических материалов. По официальным данным учетных медицинских документов изучают смертность, рождаемость (данные ЗАГСа), заболеваемость населения за определенный отрезок времени. Материалы анализируются, обрабатываются, рассчитываются специальные показатели рождаемости, смертности;

б) посредством медицинского обследования отдельных групп населения. Специально организованная группа врачей различного профиля (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог и т. д.) осматривает и обследует группу населения, которая подвержена воздействию определенного фактора;

в) данные медицинского обследования могут быть дополнены углубленными клиническими наблюдениями, когда отбирается группа людей, подвергшихся влиянию того или иного фактора (например, на территориях, загрязненных в результате Чернобыльской аварии), и обследуется дополнительно. Углубленное клиническое инструментально-лабораторное обследование и динамическое врачебное наблюдение в условиях стационара позволяют обнаружить изменения в состоянии здоровья, которые при однократном обследовании в амбулаторных условиях оценить невозможно;

г) натурный эксперимент. Комплексное изучение здоровья группы людей, подвергшихся острому или хроническому воздействию определенного химического или физического фактора окружающей среды. Комплексность заключается в одновременном использовании всех описанных способов реализации эпидемиологического метода.

Метод санитарного описания, или санитарной топографии. Последовательное описание объекта. Классическим примером могут служить работы Ф. Ф. Эрисмана (описание условий труда на ткацких фабриках). Однако даже самое тщательное описание не дает количественной оценки фактора. Поэтому сегодня гигиенисты широко используют физические, химические, биологические методы, инструментальную оценку того или иного явления, компьютерные и геоинформационные технологии.

ГИС — геоинформационные системы — являются инструментом для сбора, систематизации первичной информации, моделирования различных ситуаций, пространственного анализа распространения загрязнений.

Экспериментальный метод. Начиная со второй половины XIX в. в гигиену прочно вошел экспериментальный метод. Различают натурный эксперимент (Чернобыль, эпидемия холеры в Гамбурге и т. д.). Однако в натурных условиях имеют дело с комплексом факторов, что затрудняет их оценку.

Лабораторный эксперимент позволяет смоделировать действие отдельных факторов, уточнить дозы (концентрации), механизм действия фактора, обосновать безопасный уровень. Эксперимент чаще всего проводится на лабораторных животных, а затем экстраполируется на человека. В отдельных случаях — на добровольцах, при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ. Эксперимент проводится в специальных камерах, на стендах и т. д.

Метод санитарной экспертизы, или оценка воздействия, представляет комплексный подход к оценке влияния того или иного фактора или группы факторов на состояние окружающей среды и здоровье населения. При проведении санитарной экспертизы используются все гигиенические методы, начиная от санитарного описания объекта, количественной и качественной характеристики выбросов или отходов (воздушных, жидких или твердых), закономерностей их поступления в окружающую среду, механизмов их распространения в ОС, включая построение моделей прогноза и оценку влияния на состояние здоровья населения.

В последние годы появился новый метод (а точнее, новое направление) в гигиене: оценка риска.

Оценка риска — это вид экспертных работ, позволяющих определить число людей, которые будут реагировать отрицательно на действие того или иного фактора.

В медико-экологических исследованиях оценивают риск как вероятность загрязнения окружающей среды (потенциальный риск), а также риск как вероятность возникновения у человека отклонений в состоянии здоровья (реальный риск). Реальный риск характеризует ущерб общественному здоровью, обусловленный загрязнением окружающей среды. Выражается в количестве дополнительных случаев заболеваний, смертей среди населения.

Потенциальный риск характеризует вероятность возникновения неблагоприятного для человека эффекта при определенных условиях. Может выражаться в процентах, долях или случаях на 1000, 10 000 человек. Методология оценки риска используется для прогноза тех или иных ситуаций, числа дополнительных случаев заболеваний, смертей с учетом факторов. Ущерб общественному здоровью может быть оценен экономически. Оценка риска дает возможность принять обоснованные управленческие решения.

Таким образом, гигиена — это самостоятельная медицинская дисциплина, более того — это главная профилактическая медицинская дисциплина. Объектом гигиены является здоровый человек. Предметом — изучение влияния факторов окружающей среды, природной и социальной, на здоровье человека. Цель — устранение болезней путем создания благоприятной среды обитания.

Второй пункт вопроса.

С этой целью изучаются данные официальных учетных документов всех ЛПУ, учреждений статистического профиля и т.д., которые содержат информацию для расчета показателей здоровья населения.

При этом используются чаще всего четыре основные группы показателей здоровья:

1. Показатели заболеваемости (общая, инфекционная, неинфекционная и т.д.).

2. Демографические показатели (смертность, рождаемость, естественный прирост населения и т.д.).

3. Показатели физического развития населения (динамика длины

и массы тела; сроки появления вторичных половых признаков; динамика возрастно-половых различий и т.д.). 4. Показатели инвалидизации (заболевания, отравления и травмы, приведшие к инвалидности; производственного или непроизводственного происхождения травмы и т.д.).

Совершенно очевидно, что данную методику (способ) следует отнести к числу неактивных, так как здесь в основном идет работа по анализу установленной в стране (регионе, отрасли, на предприятии и т.д.) учетно-отчетной документации.

Что касается конкретных показателей состояния здоровья населения, добываемых (получаемых) с помощью этого способа, их расчеты представлены в специальных руководствах, пособиях и т.д. Но в любом случае врач должен понимать сущность таких понятий, как: первичная и общая заболеваемость; госпитализация; трудопотери (частота случаев и число дней); смертность и др.И еще одно обстоятельство хотелось бы подчеркнуть, завершая описание данной методики. Достоверность получаемой информации с ее помощью включает массу так называемых субъективных (чаще всего) и объективных (и это тоже факт!) моментов, которые нередко могут привести, мягко говоря, к недостаточно обоснованным выводам. Здесь велика роль исследователя, который в стремлении разобраться в истине должен прибегнуть в обязательном порядке к другим методикам, которые в качестве страховки либо подтверждают, либо отвергают гипотезу, доказываемую с помощью данного способа.

Читать еще:  Отчет в пенсионный фонд ежемесячно бланк

Методы гигиены

Вы будете перенаправлены на Автор24

Классификация методов гигиены

В гигиене используются различные методы исследования, которые можно объединить в четыре основные группы:

  • гигиенический метод изучения здоровья,
  • метод гигиенического обследования,
  • метод гигиенического эксперимента,
  • метод гигиенической экспертизы.

Рассмотрим их особенности.

Гигиенический метод

Гигиенический метод позволяет изучать здоровье людей в зависимости от влияния природных и социальных факторов. Этот метод реализуется в виде:

  • статистического исследования, которое проводится при изучении рождаемости, смертности, физического развития, заболеваемости и прочих показателей;
  • эпидемиологического изучения здоровья — позволяет исследовать распространенность заболеваний во времени, пространстве, по возрастной и половой структуре;
  • медицинского обследования населения, которое оценивают физиологическими, клиническими, иммунологическими, биохимическими методами. Физиологические методы позволяют оценить изменения, происходящие в функционировании органов и систем, биохимические — химического состава тканей и жидкостей, активности гормонов, ферментов, иммунологические — гуморального и клеточного иммунитета;
  • клинического наблюдения за отдельными группами, этот метод позволяет выявить в организме человека признаки патологических состояний, которые возникают под влияние факторов окружающей среды.

Метод гигиенического обследования

Метод гигиенического обследования позволяет оценить наблюдаемый фактор при помощи:

  • опроса,
  • анкет,
  • интервью.

Этот метод включает санитарно-топографическое и санитарно-гигиеническое описания. В зависимости от характера изучаемых факторов, могут проводится инструментальные и лабораторные исследования с применением научных методов:

  • физики,
  • химии,
  • математики,
  • вирусологии,
  • микробиологии,
  • паразитологии,
  • бактериологии.

Применение физических методов позволяет измерить влажность, температуру, давление, уровни вибрации, шума, радиации.

Химические методы определяют химический состав воздуха, воды, почвы, пищи, количественное содержание в них токсических веществ.

Микробиологические, вирусологические, паразитологические методы позволяют изучить наличие вирусов, водорослей, грибов, гельминтов, простейших, членистоногих в объектах окружающей среды.

Бактериологические методы позволяют определить бактериальную загрязненность воды, воздуха, почвы, лекарств, продуктов питания, рук персонала, оборудования.

Готовые работы на аналогичную тему

При помощи математических методов проводят обработку полученных данных, рассчитывают средние и относительные величины, коэффициенты регрессии и корреляции, устанавливают определенные закономерности.

На современном этапе развития гигиены в целях идентификации и количественного анализа химических веществ в объектах внешней среды внедряются

  • высокочувствительные методы,
  • специфичные методы,
  • точные физико-химические методы,
  • радиологические методы.

Наиболее перспективны методы хроматомасспектромии, атомной абсорбции, спектрофотометрии, газовой хроматографии, газожидкостной хроматографии.

Экспресс-методы применяют при необходимости получения быстрого ответа.

Метод гигиенического эксперимента и метод гигиенической экспертизы

Метод гигиенического эксперимента включает исследования: лабораторные и натурные. Лабораторный эксперимент позволяет изучить влияние факторов внешней среды при проведении исследований на математических моделях, добровольцах, лабораторных установках и лабораторных животных. Натурный эксперимент позволяет изучить здоровье людей в реальных условиях бытовой и трудовой деятельности.

Метод гигиенической экспертизы применяется при:

  • осуществлении предупредительного государственного санитарного надзора,
  • текущего санитарного надзора в процессе эксплуатации объектов,
  • реализации и использовании предметов народного потребления.

Санитарно-гигиенические лабораторные исследования

О программе

Специалист по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям полностью организует работу лаборатории, осуществляет как выбор методов измерения, так и проведение и контроль всех испытаний и измерений. Техническая оснащённость современных лабораторий требует от специалиста широкого комплекса знаний.

Варианты обучения

Кому подойдет программа

Категория слушателей: программа профессиональной переподготовки «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования» предназначена: — для специалистов, имеющих высшее образование по специальности «Медико-профилактическое дело», — для специалистов, окончивших ординатуру/интернатуру по специальности «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования», «Общая гигиена». Согласно Приказу Минздрава России от 08.10.2015 N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

Преимущества обучения

Нас выбирают и нам доверяют

Удобное получение дистанционного дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. 200+ курсов! 8000+ выпускников из 200 городов! Сжатые сроки оформления документов и ускоренные сроки обучения, рассрочка и индивидуальные скидки!

В любое удобное время

Обучайтесь дома, на работе или в любом удобном месте — с компьютера или смартфона.

Наглядный прогресс

Прозрачность Ваших результатов, каждый пройденный курс, закрепляется тестированием. Вы можете самостоятельно оценить полученные знания.

Программа обучения

Данный курс позволит Вам освоить специальность «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования». И получить все знания и навыки, необходимые для успешной деятельности:
— Организация, формы и методы работы санитарно-гигиенических лабораторий в системе Роспотребнадзора
— Медико-социальные аспекты здорового образа жизни
— Методы аналитической химии
— Метрология проведения исследований
— Методология токсикологических исследований
— Основы лабораторного дела
— Объёмный и весовой анализ в санитарно-гигиенических исследованиях
— Методы количественного химического анализа
— Методы исследования физических факторов среды обитания
— Оптико-спектральные методы в санитарно-гигиенических исследованиях
— Хроматографические методы в санитарно-гигиенических исследованиях
— Электрохимические методы в санитарно-гигиенических исследованиях
— Основы медицины труда
— Основы коммунальной гигиены
— Основы гигиены питания. Санитарно-эпидемиологическое требования.
— Основы защиты прав потребителей
— Эпидемиология внутрибольничных инфекций
— Инфекционная безопасность и инфекционный контроль.
— Принципы планирования противоэпидемических и профилактических мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Отзывы

Об этом учебном заведении пока никто не оставил отзыв. Станьте первым!

EcoloLife.ru

Методы гигиеничных исследований

МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (УИРС)

1.1. Овладеть знаниями о гигиене, как научной дисциплине, и санитарии, их цели, задачам, содержании, значении знания гигиены для врачей разного профиля.

1.2. Усвоить классификацию гигиенических методов и средств исследования окружающей среды и ее влияния на организм и здоровье.

1.3. Ознакомиться со структурой санитарно-эпидемиологической службы Украины, путями и средствами здравоохранения, профилактики заболеваний у населения.

1.4. Ознакомиться с тематикой и порядком выполнения УИРС, закрепить тему УИРС за каждым студентом.

2. Исходные знания и умения

2.1.1. Понятие “профилактика”, как одна из основ медицины и ее составляющие — гигиена и санитария.

2.1.2. Основные понятия, методы и средства исследований по физике, химии, биологии, микробиологии, физиологии и других дисциплин предыдущих курсов, которые используются для исследования факторов окружающей среды и их влияния на организм и здоровье.

2.1.3. Основы математической обработки результатов медико-биологических исследований.

2.2.1. Проводить физические, химические, бактериологические измерения объектов окружающей среды и их влияния на организм.

2.2.2. Работать с персональными компьютерами или микрокалькуляторами при статистической обработке результатов гигиенических исследований.

3. Вопросы для самоподготовки

3.1. Профилактический, как ведущий принцип здравоохранения. Профилактика общественная и личная, первичная, вторичная и третичная.

3.2. Гигиена как научная дисциплина, ее цель, задачи, содержание.

3.3. Методы гигиенических исследований, их классификация, характеристика.

3.4. Методы изучения состояния окружающей среды (санитарное обследование и описание, органолептические, физические, химические, биологические, бактериологические методы, их сущность и применение в гигиене).

3.5. Методы изучения влияния окружающей среды на организм и здоровье человека (экспериментальные физиологические, биохимические, гистологические, гистохимические, гематологические, токсикологические, методы натурного наблюдения, клинические).

3.6. Гигиеническое нормирование как основа охраны окружающей среды и условие сохранения здоровья населения, его объекты, виды, формы.

3.7. Отличительные особенности нормирования природных компонентов окружающей среды и антропогенных (техногенных) вредных факторов.

3.8. Принципы гигиенического нормирования, организации и учреждения, которые его осуществляют. Санитарное и правовое законодательство по охране окружающей среды и здоровья населения.

3.9. Санитария, как практическое применение положений гигиены, санитарных норм и правил, ее использование в работе санитарного врача, врачей других специальностей.

3.10. Структура санитарно-эпидемиологической службы Украины. Государственный и ведомственный, предупредительный и текущий санитарный надзор.

3.11. Структура санитарно-эпидемиологических станций разных уровней управления (областных, городских, районных, ведомственных), их задачи, формы работы.

4. Структура занятия

Занятие семинарское. В начале занятия проводится тестовый письменный (или на персональных компьютерах) контроль исходного уровня знаний студентов. Для коротких ответов предлагается 10 вопросов из разных предметов, которые предшествовали курсу гигиены и которые используются в гигиеничных исследованиях (приложение 1).

Основная часть занятия посвящается детальному изучению вопросов п.3: определению понятий “гигиена”, “санитария”, их цели, задач, классификации методов и средств реализации цели и задач. Студенты знакомятся с приборами и оборудованием, которое применяется для гигиенических исследований, изучают структуру санитарно-эпидемиологической службы Украины, структуру санитарно-эпидемиологических станций, формы санитарного надзора — предупредительного и текущего (приложение 2).

Морфофункциональные особенности лейкоцитов млекопитающих, разводимых в неволе в условиях европейского севера
Представлены данные о морфофункциональных особенностях лейкоцитов крови различных видов животных из отряда Carnivora— норок, песцов, лисиц и енотовидных собак, разводимых в неволе в условиях Карел .

Роль изоферментов лактатдегидрогеназы в адаптациях млекопитающих Карелии
В экстрактах тканей сердца, почек, скелетных мышц, печени, легких, селезенки у американской норки (Mustela vison L.), песца (Aiopex iagopus), лисицы ( Vuipes vuipes L.), лесной куницы (Martes mart .

Биогеография морского бентоса
в биосфере Земли можно выделить четыре основных типа сравнительно независимых друг от друга ЦС: морские, пресноводные и наземные. В свою очередь морские ЦС можно разделить на бентосные, биотоп кот .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector