Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ли закон о банкротстве

Госдума приняла закон о внесудебном банкротстве граждан

Москва. 21 июля. INTERFAX.RU — Госдума во вторник приняла во втором и третьем чтении закон, разрешающий гражданам с непогашенными долгами от 50 тыс. до 500 тыс. руб. становиться банкротами во внесудебном порядке — через многофункциональные центры (МФЦ).

Согласно поправкам в закон о банкротстве (№792949-7), эту возможность получат граждане, у которых ранее судебные приставы не нашли имущества и по этой причине вернули исполнительный лист взыскателю. Больше никаких условий желающим заявить о личном банкротстве не предъявляется. В заявлении на собственное банкротство гражданин должен будет только перечислить известных ему кредиторов и размер обязательств перед ним.

Если в ходе проверки МФЦ увидит какие-то несоответствия обязательным условиям, он вернет заявление с указанием причин. Его податель сможет обжаловать этот отказ в суде, либо обратиться вновь с заявлением через месяц.

В случае, если проверка подтвердит право гражданина на упрощенное банкротство, МФЦ в течение четырех дней разместит соответствующую информацию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ). После размещения этих данных начнется полугодовая процедура банкротства, которая будет заканчиваться признанием долгов безнадежными ко взысканию.

С момента начала процедуры внесудебного банкротства прекращается начисление неустоек, штрафов, пеней, а также процентов по всем обязательствам гражданина. Это правило не распространяется на долги, которые заявитель не указал в своем заявлении, и долги по алиментам, возмещению морального вреда, по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и т.д.

На время процедуры гражданину запрещается брать новые займы, кредиты, выступать поручителем. В случае получения в это время в собственность имущества «или иного существенного изменения» имущественного положения, он обязан в течение пяти рабочих дней уведомить МФЦ, а последний прекратит процедуру банкротства.

Одновременно проект наделяет кредиторов, упомянутых гражданином в заявлении, широкими возможностями по розыску его имущества. Они смогут направлять запросы на этот счет в госорганы. Состав сведений, содержащихся в запросе, а также порядок и сроки ответа на него определит правительство.

Кредиторы смогут перевести процедуру банкротства гражданина и в суд. Это право будет у кредиторов, которых должник не укажет в заявлении на личное банкротство, а также у остальных кредиторов, если выяснится, что, например, гражданин занизил размер долга, чтобы подпасть под лимит до 500 тыс. руб.

Процедура будет бесплатной для граждан, она станет дешевым ускоренным аналогом для существующего сейчас банкротства через суд.

Судебная процедура личного банкротства появилась в РФ в октябре 2015 года, и постепенно граждане стали довольно активно ее использовать. Суды в 2019 году признали банкротами 68980 российских граждан (с учетом индивидуальных предпринимателей). Этот показатель на 56,8% больше, чем годом ранее.

Однако законодатели считали, что из-за необходимости оплаты услуг финансовых управляющих опция личного банкротства через суд оказалась недоступной для тех, кто действительно оказался в трудном финансовом положении. Осенью 2019 года единоросс Николай Николаев предложил Госдуме наряду с судебной процедурой создать и бесплатную внесудебную.

В феврале 2020 года Госдума приняла соответствующий документ в первом чтении, а в конце марта 2020 года президент РФ Владимир Путин рекомендовал Госдуме вместе с правительством «обеспечить принятие» этого документа в срок до 17 апреля. Однако из-за споров о требованиях к кандидатам в банкроты депутаты не уложились в срок. Планируется, что закон вступит в силу с 1 сентября 2020 года.

Мегапроекту по реформе законодательства о банкротстве дали три года

Внесенный в Госдуму 17 мая законопроект об изменении процедуры банкротства юридических лиц лишь часть реформы законодательства о банкротстве в России. Полностью она должна завершиться через три года – такой срок назвал замминистра экономического развития Илья Торосов на сессии «Банкротство: перезагрузка» Петербургского международного юридического форума.

Количество корпоративных банкротств в последнее время снижается, и не только из-за коронавирусного моратория. По данным Федресурса, по итогам 2020 г. число решений о признании компаний банкротами сократилось почти на 20%, а в I квартале 2021 г., когда мораторий уже не действовал, – на 8% к аналогичному периоду прошлого года. При этом эксперты не исключают роста случаев уже в этом году, а также отмечают крайне низкую эффективность банкротств в России, особенно в части оздоровления. В 2020 г. – лишь 31 случай восстановления платежеспособности должника при более чем 100 000 рассмотренных дел.

Поэтому Торосов назвал реформирование законодательства, которое не подвергалось серьезным изменениям порядка 20 лет, «мегапроектом». По его словам, три года – это срок, в течение которого все принятые нормы однозначно войдут в оборот. Мегапроект предусматривает принятие около 40 подзаконных актов, которые в Минэкономразвития обещают заранее «максимально прозрачно» обсудить с рынком.

В Минэкономразвития видят своей основной задачей сделать банкротство прежде всего механизмом реабилитации бизнеса и реструктуризации его долгов, объясняет Торосов: «Чтобы люди не боялись входить в банкротство и понимали, что у них есть шанс перезапустить бизнес и дальше существовать. Сейчас, к сожалению, только 2% реабилитационных процедур. Это значит, что когда ты входишь в банкротство, то понимаешь, что потеряешь бизнес». По его словам, в ведомстве понимают, что существующая нормативная база приводит к выводу активов и рисованию задолженности потенциальными банкротами. «Целый комок проблем из-за того, что закон не работает», – признал Торосов, назвав в качестве ориентира законодательство США, где объем реабилитационных процедур достигает 30% (см. врез).

По замыслу организаторов реформа позволит убрать из практики три неэффективные процедуры, которые практически никогда не вводятся: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Зато появится новая реабилитационная процедура – реструктуризация долгов, план которой будет действовать четыре года с возможным продлением на аналогичный период.

Международный стандарт

Эксперты обращают внимание, что хотя отчасти новый законопроект и напоминает 11-ю главу кодекса о банкротстве США, но имеет и серьезные отличия. Вице-президент Сбербанка Максим Дегтярев замечает, что реабилитационная модель главы 11 американского кодекса стала, по сути, международным стандартом. «Определенные черты этой модели можно увидеть и в нашем законопроекте, – говорит он. – Однако ряд важных элементов отсутствует: это деление кредиторов на классы, так называемый cram down – право суда вводить реабилитационную процедуру вопреки решению кредиторов».

Торосов надеется, что после изменений существенно сократится срок ликвидации банкрота – до одного года: «Кредиторы должны понимать: или они спасают бизнес и входят в реабилитацию. Это больший шанс вернуть деньги. Или ликвидация, когда мы замораживаем активы в неработающем состоянии. Наша задача – приблизиться к мировым практикам по сроку ликвидации». Сейчас срок по некоторым процедурам достигает 10 лет.

По заявлению Торосова, реформа предполагает появление разных механизмов реабилитации, которых раньше не было: «В случае ликвидации заранее предлагаем маркетплейс, чтобы люди могли заранее готовиться к выкупу. Этого в законопроекте нет, будет в одном из 40 подзаконных актов, которые предполагается принять в рамках реформы о банкротстве». Реформирование торгов можно только приветствовать, говорит партнер BMS Law Firm Денис Фролов, равно как и упразднение продажи имущества банкрота путем так называемого публичного предложения, когда цена имущества опускается с течением времени, например каждую неделю на 5%, а окончательная стоимость имущества падает почти до нуля».

Третья задача реформы – сделать арбитражных управляющих независимыми от участников банкротства. «Нужно обеспечить возможность выбирать арбитражных управляющих по их эффективности, а не как сейчас – кого знаешь, с кем в футбол играл», – отметил Торосов. Закон лишит кредиторов права предоставления кандидатуры арбитражного управляющего, а их назначение будет осуществляться случайным образом на основании рейтинга с учетом балльной системы оценки их деятельности.

Балльная система для арбитражных управляющих уже названа критиками законопроекта его самой спорной новеллой. «Сам законопроект не содержит конкретики в отношении ранжирования арбитражных управляющих. Такой порядок должен быть разработан совместно Минэкономразвития, Минфином и ФНС. Каким будет этот порядок, никому не понятно, и в отличие от законопроекта этот подзаконный акт вряд ли будет предметом обсуждения в профессиональных кругах», – считает Фролов. Арбитражные управляющие опасаются, что новый закон заставит их компенсировать качество количеством процедур, чтобы не потерять баллы, которыми будет оцениваться их работа, замечает председатель совета ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие» Сергей Романчин. Новая система утверждения арбитражных управляющих представляет собой, по сути, торговлю, добавляет гендиректор Союза арбитражных управляющих СРО «Северная столица» Валерия Герасименко: арбитражные управляющие, как на рынке, смогут покупать процедуры.

Участники рынка уже сегодня видят очевидные плюсы реформы, выгодные как крупным кредиторам, включая банки, так и малым. Это не только появление процедуры реструктуризации, но и широкие полномочия кредиторов. «Можно будет провести реорганизацию должника и многое другое. Конечно же, нужно отметить новый подход к торгам, который мы ждем уже много лет, так как текущий неэффективен и затратен по времени. И новые механизмы замещения активов, отделения пассивов и продажи очищенного от долгов предприятия», – отмечает вице-президент Сбербанка Максим Дегтярев.

Банки допускают, что смогут выдавать льготные кредиты должникам, в отношении которых проводится реабилитационная процедура. По словам представителя Сбербанка, для того чтобы ставки по таким кредитам были ниже обычных, необходимо дополнительное нормативное регулирование. «Сейчас компании, находящиеся в банкротстве, имеют самый низкий кредитный рейтинг, и такие кредиты резервируются под 100%, что не позволяет выдавать их на сколько-нибудь льготных условиях», – отметил Дегтярев.

С другой стороны, эксперты видят и спорные моменты, с которыми не готовы согласиться. К их числу Дегтярев относит, например, приоритетное право налоговиков на имущество должника, даже если недоимка выявлена во время камеральной проверки. В целом эксперты убеждены, что перечисленные замечания не должны повлиять на общую позитивную оценку проекта, а корректировки можно внести в проект уже во втором чтении. Председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников вчера был недоступен для журналистов. Председатель комитета по финансовым рынкам Анатолий Аксаков затруднился прокомментировать перспективы принятия законопроекта в первом чтении.

Как работает закон о банкротстве: банки лукавят, суды не торопятся, граждане не знают

Закон «О банкротстве физических лиц» вступил в силу с 1 октября 2015 года после восьми лет ожидания в кулуарах Государственной думы. После принятия закон регулярно высмеивают на интернет-порталах, его статьи искажаются, навязывается образ «мертвого» и неисполнимого закона. Еще с 2000-х годов банковское лобби пыталось блокировать закон «О банкротстве физических лиц». А в настоящее время активно занимается его «разъяснением».

На основании значимости для государства сектора можно обоснованно полагать, что банкиры, не смирятся с нынешним положением дел. Через год или два может начаться активное лоббирование новой позиции. Могут быть предоставлены налоговые декларации, статистические отчетности, иная финансовая документация, «наглядно разъясняющая», какой «огромный ущерб» нанесен законом. На фоне кризисного состояния экономики вполне можно предположить, что их пожелания будут поддержаны и действие закона будет приостановлено. В другом варианте закон может быть видоизменен так, что процедура станет затруднительной или невозможной для заемщиков. Подав документы на банкротство в суд сейчас, можно быть уверенным, что изменения не коснутся должника (закон в данном случае не имеет обратной силы).

Выступая на форумах, некоторые банкиры говорят о том, что процедура банкротства не имеет смысла, настаивают, что платить все равно придется. Это, конечно же, неправда. Долги могут и должны быть списаны полностью. Коллекторы проинформированы, что должник сразу после введения процедуры банкротства не имеет права самостоятельно распоряжаться своим имуществом, эти полномочия делегируются арбитражному управляющему. В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ст. 20.3 только управляющий анализирует финансовое состояние, а также результаты финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности.

Судя по практике, в Москве и Московской области 80% долгов списывают, а 20% — нет. Чаще всего причина отказа или затягивания дела — самостоятельные попытки должника выиграть дело о банкротстве.

Читать еще:  Требования охраны труда к специальному обучению

Условия банкротства

Признание банкротом освобождает от уплаты долгов в полном объеме. Как только дело принимают к рассмотрению — приостанавливаются начисления по всем финансовым обязательствам, штрафам, пеням или процентам и долг фиксируется, а после признания банкротом — списывается.

К минусам данной процедуры относятся невозможность выезда за границу до даты прекращения производства по делу, а также невозможность занимать управляющую должность в течение трех лет. Повторное банкротство по собственной инициативе невозможно в течение 5 лет. Также закон обязывает физическое лицо сообщать новым кредиторам о ранее проведенной процедуре банкротства. Кроме того, возможен арест имущества должника на период рассмотрения дела.

Для признания физического лица банкротом сумма долговых обязательств должна составлять 500 000 рублей и более, а также необходимо наличие просрочки платежей от 3 месяцев. Согласно российскому законодательству гражданин должен являться неплатежеспособным. Закон предусматривает возможность объявления себя банкротом и для тех лиц, которые просто предвидят отсутствие возможности погасить долги.

Должник обязан подать заявление о признании его банкротом в Арбитражный суд по месту жительства или нахождения его имущества. Это необходимо сделать не позднее 30 рабочих дней с момента наступления признаков банкротства. Неисполнение обязанности по подаче данного заявления влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей.

Процедура банкротства

В примере представлена процедура, включающая в комплексе услуги адвоката и арбитражного управляющего. Некоторые компании предоставляют данные услуги по отдельности, из-за чего процедура может отличаться.

  • От обращения в юридическую фирму до подачи документов в суд

Если история возникновения задолженности и причины просрочки дают основания возможности банкротства, то должнику необходимо начать с подготовки исходных документов для подачи иска.

После оформления итоговых документов, сотрудники юридической компании, представляющей интересы должника, отправляют сторонам заявления с приложениями, уплачивают государственную пошлину и денежное вознаграждение арбитражному управляющему, затем передают документы в суд.

Формирование пакета документов и подача заявления в суд в среднем занимает две недели. За это время происходит согласование кандидатуры арбитражного управляющего (его наличие — обязательное условие). Финансовый управляющий при банкротстве физических лиц обязан быть участником СРО (саморегулируемой организации). На время процедуры банкротства физического лица управляющий координирует его финансы с целью защиты финансовых интересов клиента, но с максимально возможным удовлетворением нужд кредиторов за счет частичной или полной реализации имущества лица, в отношении которого проводится процедура банкротства.

От должника потребуется оформить нотариальную доверенность на представление его интересов в суде. Через 1 месяц с момента подачи заявления в суд назначается первое заседание с участием двух представителей должника: адвоката и финансового управляющего.

  • Первое собрание кредиторов

В ходе собрания принимается решение о дальнейших действиях в отношении имеющейся задолженности. Кредиторам выгодно, чтобы эти решения переходили в частичное списание долга, мировое соглашение. Задача представителя должника — добиться принятия решения о банкротстве и полного списания задолженности.

Возможно, что кредиторам потребуется несколько совместных встреч, следовательно, этот этап может занять от 1 до 3 месяцев.

  • Проведение стадии реализации

Закрепленный за делом арбитражный управляющий оценивает имущество и информирует стороны дела, а также всех желающих о проведении открытых торгов. В ходе торгов выигрывает участник, предложивший самую высокую цену. Длительность данной процедуры зависит от количества имущества и от его ликвидности, поэтому этот этап может занять от 1 до 3 месяцев. По окончании торгов считается окончательная сумма задолженности для подготовки решения суда о признании должника банкротом.

  • Завершение процедуры банкротства

Завершением процедуры является решение о признании должника банкротом. Результат — все долги списаны, а исполнительные производства прекращены. Арест со счетов и имущества снят. Запрет на выезд с территории РФ (в случае его наложения) снят. Стоит учесть, что помимо долгов перед банком или микрофинансовыми организациями, кредитами считаются задолженности по налогам и коммунальным платежам.

  • Последствия банкротства физических лиц

Согласно статьям 208 и 213 Федерального закона №476 «О несостоятельности» повторное банкротство по собственной инициативе невозможно в течение 5 лет. Также закон обязывает физическое лицо сообщать новым кредиторам о ранее проведенной процедуре банкротства.

Кроме того, освобождение гражданина от обязательств после завершения дела о его банкротстве не допускается в случае, если гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве. В случае, когда выявлен факт преднамеренного или фиктивного банкротства при условии, что упомянутые правонарушения совершены в данном деле о банкротстве, гражданин также не освобождается от обязательств.

Например, если гражданин был осужден по экономическим преступлениям, то эти суммы не списываются. Административные правонарушения в целом не списываются. К примеру, человек осужден за мошенничество и был поручителем по ООО. Из приговора следует, что в результате его неправомерных действий компания обанкротилась и его привлекли как поручителя, взыскивали определенное количество денег впоследствии либо по приговору взыскана вся сумма.

Такие долги, конечно же, не будут списаны. Но это не мешает человеку списывать другие долги. Допустим, человек осужден за экономическое преступление и с него взыскали сумму 500 000 рублей по приговору, но у него есть другие долги, которые образовались в результате его потребительских займов или другой экономической деятельности. Эти долги могут быть списаны.

Реабилитация должника: как изменится процедура банкротства

В начале 2021 года правительство представило масштабные поправки в закон о банкротстве. Законопроект отменяет существующие три процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление) и вводит новую реабилитационную процедуру реструктуризации долгов компаний. Должник или кредитор сможет разрабатывать план такой реструктуризации, который утверждается судом при условии, что большинство кредиторов проголосуют за него.

Принятие закона отвечает запросу времени: коронакризис ударил по многим предприятиям. И хотя, по данным мониторинга бизнес-климата ЦСР за январь—февраль 2021-го, общая доля компаний, подверженных риску банкротства, снизилась с 28 до 11% по сравнению с прошлым годом, высокие риски банкротства по-прежнему сохраняются. При этом защитный мораторий на банкротство закончился в январе этого года. По данным ЦСР, большинству компаний, воспользовавшихся мораторием, он помог выиграть время, однако реструктуризировать задолженность им не удалось.

При этом бизнес по-прежнему оптимистично смотрит на возможность реструктуризации долга. Так, согласно данным мониторинга ЦСР, 70,6% компаний, которые испытывают финансовые трудности, рассчитывают найти выход из ситуации, договариваясь с кредиторами. В свою очередь и 63,8% кредиторов отметили, что не планируют подавать заявление о банкротстве своих контрагентов-должников и намерены договариваться с ними.

Исходя из этого, введение новых реабилитационных процедур вместо бесконечного продления банкротного моратория выглядит логичным и своевременным. По пути повышения эффективности реабилитационных процедур в качестве ответа на экономические последствия коронавирусной эпидемии идут многие зарубежные страны. В 2020 и 2021 годах соответствующие нормы приняли Германия, Нидерланды, Сингапур, Великобритания, Италия.

Чем новая процедура лучше старых? Существующие реабилитационные процедуры — финансового оздоровления и внешнего управления — за годы применения показали свою невостребованность. Так по данным ЕФРСБ, в 2019 году в процентном соотношении доля реабилитационных процедур ко всем иным банкротным процедурам, кроме наблюдения, составила всего 1,81%, или 228 реабилитаций. В 2020 году суды ввели 173 процедуры внешнего управления и финансового оздоровления, или 1,7% всех процедур (кроме наблюдения).

В чем причина такой низкой эффективности?

Прежде всего эти процедуры не выгодны самим должникам, которые не могут подать самостоятельное заявление о реструктуризации (только об инициировании собственного банкротства) и участвовать в разработке ее плана. Кроме того, нельзя договориться с кредиторами о порядке управления компанией в ходе реабилитации: как правило, менеджмент должника отстраняется от управления. Наконец, законом предусмотрены негибкие условия реструктуризации, а возможность предварительно согласовать план с кредиторами до инициирования банкротства (т.н. pre-pack) отсутствует.

Это приводит к тому, что больной бизнес не имеет ни желания, ни возможности вовремя обратиться за помощью. Иногда он безуспешно занимается самолечением, а иногда просто выводит активы, предвидя неизбежное банкротство.

Так же и кредиторы не имеют достаточных стимулов договариваться с должником: даже если кто-то из них идет навстречу, есть риск того, что отдельные кредиторы смогут подорвать процесс переговоров (подав заявление о банкротстве или обратив взыскание на активы).

Новый закон дает должнику время для подготовки и согласования с кредиторами плана реструктуризации, в течение которого не может быть обращено взыскание на активы и не может быть инициирована конкурсная процедура. Такой льготный период используется во многих странах. Например, в Германии он реализуется в рамках процедуры «защитного зонта»: у должника есть три месяца для подготовки и согласования с кредиторами плана реструктуризации.

Предварительный опрос ЦСР показал заинтересованность компаний в инструменте реструктуризации, который предлагает правительство: 39% кредиторов проголосовали бы за план реструктуризации, лишь бы не допустить банкротство контрагента. В свою очередь, 64% компаний, которые сами имеют задолженность и являются потенциальными банкротами, указали, что данная процедура могла бы восстановить их финансовое положение.

Несмотря на очевидные преимущества новой реабилитационной процедуры, риски отказа кредиторов от ее использования в пользу более быстрой конкурсной процедуры по-прежнему существуют. В некоторых случаях это будет оправдано и быстрая реализация имущества новому собственнику только обеспечит сохранность производства. Однако весьма вероятно, что в некоторых случаях кредиторы будут по инерции идти в конкурс, не давая потенциально платежеспособным компаниям шанса восстановиться.

В западных аналогах используется институт cram down, который позволяет связывать несогласных кредиторов условиями плана реструктуризации при условии, что за него проголосовало определенное количество классов кредиторов (работники, поставщики, необеспеченные кредиторы и пр.). Это позволяет избежать риска блокировки плана крупными кредиторами.

Возможно, со временем законодатель придет к целесообразности cram down по крайне мере для системообразующих должников, чья ликвидация может привести к существенным негативным социально-экономическим последствиям.

Другим недостатком является отсутствие возможности реструктуризировать долг вне процедуры банкротства в рамках добанкротной санации (по такому пути идут многие страны — Германия, Голландия).

Наконец, предусмотрена отсрочка вступления законопроекта в силу, а значит компании не смогут воспользоваться новой процедурой в ближайшее время. А именно сейчас такая потребность стоит особенно остро.

Федеральный закон N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2021

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует достаточно важную в хозяйственной деятельности тематику – признания субъекта отношений неплатежеспособным (банкротом).

Этот нормативный акт детализирует основные положения Гражданского кодекса РФ, определяя основания для того, чтобы признать должника банкротом, сам порядок такого признания, возможные механизмы для того, чтобы предупредить это состояние у должника.

Если должник признаётся банкротом, то законом устанавливается, как должны производится все процессы, связанные с расчётами между должником и его кредиторами, включая порядок взыскания долга или другие сопутствующие отношения.

В действующей редакции этого закона с учётом последних изменений круг лиц, на которых могут распространяться его предписания, включает как юридических, так и физлиц (последние могут не являться индивидуальными предпринимателями).

Закон «О банкротстве физических лиц» от 1 октября 2015 года

Нормы Закона «О банкротстве», которые заработали с 01.10.2015, определяют возможность признания банкротом простого физического лица (не ИП).

Что важно знать:

  • Физическое лицо может быть признано банкротом арбитражным судом. Обычные суды этой тематикой не занимаются (cт.6 Закона);
  • Закон описывает ситуацию, когда физическое лицо имеет право обратиться в суд для признания себя банкротом, а когда это — его непосредственная обязанность (ст. 8 Закона);
  • Кредитор тоже может обратиться в суд, но условия его обращения регламентированы чётко, и перечень является исчерпывающим (ст. 33 Закона);
  • Суд использует процедуру реструктуризации долга физического лица. Закон позволяет заключение мирового соглашения между сторонами (ст. 158 Закона);
  • Признание физического лица банкротом приводит к реализации его имущества через процедуру торгов. Когда вырученные суммы покрывают задолженность — физическое лицо больше не считается должником (ст. ст. 213-26, 213-27 Закона);
  • Физическое лицо после признания его банкротом обязано уведомлять финансовые учреждения, с которыми планирует вести экономические отношения, о данном факте. Также новое дело о банкротстве с участием того же лица не может быть начато по его заявлению (ст. 213-30 Закона).
Читать еще:  Постановление о подозрении в совершении преступления

Кроме перечисленных основных нововведений, закон предполагает их нюансы в соответствующих специальных статьях (кроме упомянутых норм речь идёт о ст. ст. 56, 60, 160, 213, 214-1, 223). Также, этот вопрос регламентируется 230 статьей со всеми примечаниями (ч. с 1 по 32).

Структура закона

Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов.

Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде.

Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения.

Кому важно знать закон

Поскольку действующая редакция закона теперь распространяется и на физических лиц (т. е. обычных граждан) в части признания их банкротами, то с положениями этого закона будет полезно ознакомиться каждому, кто состоит в отношениях «должник-кредитор» на основании любых договоров. Нужно отметить, что теперь даже лица, не являющиеся ИП и не имеющие задолженностей по закрытому ранее ИП, могут подпадать под урегулированные этим законом процедуры.

Гражданин может быть признан неплатежеспособным или банкротом, после чего его имущество подлежит реализации решением суда. Последствием признания гражданина в таком статусе может стать и запрет на выезд за пределы страны.

Отдельное внимание закон уделяет такому ранее не урегулированному состоянию как рассмотрение дела о неплатежеспособности/банкротстве в случае смерти должника.

Признание банкротом гражданина имеет для него и другие последствия. Так, о данном факте он обязан сообщать в случае принятия обязательств по займам или кредитам. Закон также предполагает назначение для имущества гражданина финансового управляющего (им выступает арбитражный управляющий по делу).

Нужно отметить, что дело о банкротстве гражданина может быть разрешено мировым соглашением или реструктуризацией долга, а не только реализацией его имущества для оплаты обязательств перед кредиторами.

Что гражданам нужно иметь в виду, так это то, что возможность инициировать процедуру признания их банкротами можно только при соблюдении определённых условий. Сумма задолженности должна составлять не менее 0,5 млн рублей и обязательства по таким суммам не были выполнены в течении трёх месяцев.

Бизнес раскритиковал новый закон Минэкономразвития о банкротстве

Как он предупреждает правительство, в случае принятия документа, может быть нарушен баланс интересов должников и кредиторов, что может спровоцировать рост злоупотреблений.

Справка «Фингазеты»

После новогодних каникул заместитель главы Минэкономразвития Илья Торосов представил кабинету министров новую редакцию законопроекта о банкротстве, в котором главным новшеством стал отказ от процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления. Ведомство предложило их заменить двумя процессами – реабилитационным и ликвидационным.

Помимо этого, министерство предлагало провести реформу института арбитражных управляющих (АУ), которые должны будут назначаться на основе балльной оценки или случайного выбора компьютера. Авторы законопроекта предложили создать регистр таких специалистов, а также усилить ответственность саморегулируемых организаций (СРО).

Как сообщил в письме Илье Торосову главы РСПП Александр Шохин, поддержать такую редакцию документа предприниматели не могут.

«Законопроект содержит большое количество новелл, которые не только не улучшают действующее регулирование, но, напротив, нарушают баланс интересов должников и кредиторов, могут привести к увеличению количества злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц, и в целом снизят эффективность процедур, применяемых в деле о банкротстве», – цитируют обращение «Известия» .

По большей степени претензии РСПП связаны с нововведениями, касающимися СРО и арбитражных управляющих. Так, по мнению предпринимателей, снижение минимального числа членов саморегулируемых организаций со 100 до десяти или 20 человек, в зависимости от типа, фактически превратит этот институт в управляющие компании, которые будут действовать исключительно в интересах своих участников.

Не устроило союз и исключение из законопроекта нормы о максимальном размере выплаты из компенсационного фонда СРО на возмещение убытков, в случае если арбитражный управляющий нанес бизнесу вред. «Это приведет к быстрому исчерпанию ресурсов фондов и не даст многим добросовестным предпринимателям возможности получить возмещение», – полагает Александр Шохин.

Не оценили в РСПП и систему случайного выбора арбитражного управляющего. Как здесь считают, это неминуемо снизит качество проведения процедур банкротства.

Тем не менее, по мнению генерального директора группы Rocket Humans Анастасии Усковой, обновление закона о банкротстве уже назрело.

«Закон должен решать три задачи: помощь бизнесу решить вопросы реструктуризации долгов на этапе, пока процедура банкротства не началась и до нее лучше не доводить; независимость и достаточность арбитражных управляющих, чтобы бизнес, грубо говоря, мог выбрать их “на рынке”; а также исключение недобросовестных практик при определении процедуры банкротства. У нас уже получилось так, что после принятия несколько лет назад закона о личном банкротстве, внезапно спохватились, что человеку для инициирования процедуры надо где-то взять еще денег на то, чтобы правильно обанкротиться. Поэтому закон нужен, но управляющие под эгидой госкорпораций – это, по-моему, “зашквар”, как и метод случайного определения управляющего»

Однако ведущий юрист объединенного юридического центра «Парфенон» Павел Уткин с этим не согласен и полагает, что в сложившихся экономических условиях никакие серьезные изменения не нужны ни в одном правовом аспекте.

«Для начала нужно восстановить экономику хотя бы докризисных уровней, а уже после заниматься реформированием различных институтов. Возможно, на фоне ожидаемой массовой подачи заявлений о банкротстве Минэкономразвития хочет оперативно продавить этот законопроект, чтобы часть контроля над СРО, арбитражными управляющими и их назначением перешла в руки государственного аппарата», – считает он.

Собеседник «Финансовой газеты» допускает, что при снижении количества членов в СРО и балльной оценке компетенций, новый законопроект легко может стать инструментом недобросовестной конкуренции.

«Если наиболее опытные управляющие уйдут из нынешних СРО и создадут новые, особенно под покровительством министерства, сразу встанут вопросы: кто будет работать в тех организациях, которые останутся без наиболее квалифицированных кадров, и как быстро обанкротятся эти СРО при максимальной ответственности за нанесение вреда бизнесу», – задается вопросами эксперт.

Павел Уткин считает, что проведение процедуры банкротства заинтересованным управляющим уже само по себе является фактом злоупотребления полномочиями, а в случае принятия законопроекта Минэкономразвития таких кейсов может образоваться очень много. Целями противоборствующих групп лиц могут стать принудительное банкротство бизнесов, а не мировое соглашение или реструктуризация долгов. Именно поэтому, по мнению эксперта, необходимо максимально аккуратно отнестись как к самому тексту закона, так и к срокам его принятия, а в идеале – перенести на следующий год.

Ранее Национальное рейтинговое агентство (НРА) сообщило, что за прошлый год российские малые предприятия потеряли 2,8 триллиона рублей оборота, причем, наиболее значительные убытки бизнес понес в третьем квартале. А по статистике Федеральной налоговой службы (ФНС), количество новых юридических лиц к концу 2020 года в сравнении с показателем годом ранее сократилось в 12 раз.

При этом, как напоминает юрист «Парфенона», количество компаний-банкротов за период с января по сентябрь прошлого года составило всего семь тысяч 400 компаний, что на 19% меньше показателя 2019-го. Впрочем, это вполне объяснимо: в условиях пандемии власти вводили мораторий на банкротства.

«В этом году порядка 20 тысяч компаний могут признать себя несостоятельными. И начнется волна банкротств уже весной – кончаются льготные периоды для уплаты налогов и кредитные каникулы как у физических, так и юридических лиц. У арбитражных и конкурсных управляющих и так будет очень много работы в этом году, а потому внутренние волнения СРО не должны повлиять на процедуры банкротств. Это вполне очевидный факт, и именно поэтому с принятием законопроекта спешить не нужно», – полагает Павел Уткин.

Впрочем Анастасия Ускова опасений коллеги не разделяет: по ее мнению, это пока один из предварительных вариантов документов, который для начала должен быть критически оценен в правительстве, переработан в соответствии с пожеланиями бизнес-союзов, и только потом он может поступить на рассмотрение депутатов, где тоже, по-видимому, претерпит изменения.

«У этого документа еще очень долгий путь, и Минэкономразвития, очевидно, это осознает», – подчеркивает она.

Комплексное реформирование института банкротства

Обсуждение проекта поправок в Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве)

Просим читателей ответить на несколько вопросов о содержании «Адвокатской газеты»

  • Адвокатура
  • Адвокатская деятельность
  • Правосудие
  • Законодательство
  • Судебная практика
  • Legal tech
  • История адвокатуры
  • Юридический рынок
  • Юридическая наука
  • Юридическое образование
  • «АГ-эксперт»
    • Права автовладельцев
    • Семейные правоотношения
    • Отношения с органами государственной и муниципальной власти
    • Наследственные правоотношения
    • Вопросы недвижимости, ЖКХ и земельных правоотношений
    • Трудовые правоотношения
    • Защита и правовое сопровождение бизнеса
    • Защита прав потребителей
  • Новости
    • Главные новости
    • Новости партнеров
    • Прислать новость
  • Мнения
    • Все авторы
    • Стать автором
  • Спецпроекты
    • АГ-эксперт
    • АГ-Ракурс
    • Защитники, которых никто не защитил
  • Обзоры и аналитика
  • Интервью
  • Дискуссии
  • Мероприятия и объявления
  • Фоторепортажи
  • Подписка
  • Выпуски «АГ»
  • Редакция
  • Авторам
  • Контакты

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
© 2017—2021 «Адвокатская газета»

Учредитель – Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
Главный редактор – Мария Вениаминовна Петелина

Периодическое печатное издание «Новая адвокатская газета» зарегистрировано Роскомнадзором 13 апреля 2007 г., перерегистрировано Роскомнадзором под наименованием «Адвокатская газета» 23 ноября 2017 г., свидетельство ПИ № ФС77-71704.
Сетевое издание «Адвокатская газета» зарегистрировано Роскомнадзором 23 ноября 2017 г., свидетельство Эл № ФС77-71702.

Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. При воспроизведении материалов необходима ссылка на источник публикации – «Адвокатскую газету». Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.

Редакция «Адвокатской газеты» не предоставляет юридические консультации, контакты адвокатов и материалы дел.

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Банкротство физического лица || Закон, порядок, условия!

Оглавление

1. Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц

Федеральный закон о (несостоятельности) банкротстве появился 26.10.2002 года. Этот закон содержал в себе положения о банкротстве физических лиц, которые не действовали вплоть до 2015 года.

Положения о банкротстве физических лиц были введены в действие 1 октября 2015 года. Именно в эту дату вступили в силу поправки Государственной думы в Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

С этого момента у физических лиц появилось право подавать заявление на банкротство и списывать свои долги по закону.

Согласно статистике, которая предоставлена судебным департаментом в 2018 году более 95000 (95820) человек обратилось с заявлениями о своем банкротстве в Арбитражные суды.

По нашему мнению количество граждан, которые подают на банкротство, будет расти. Так как граждане начали понимать, что попадание в долговую кабалу – не приговор.

А банкротство – реальный выход.

Ижко И.В
Управляющий Партнер «ЮЦ ФАВОРИТ»

2. Кто может подать на банкротство

Банкротство физического лица предусматривает невозможность погашения принятых на себя обязательств.

Если простым языком, то гражданин может подать на банкротство если сумма ежемесячных платежей по кредитам равна или больше чем его доход. В случае, если сумма его долгов более 500 т.р., то он обязан подать на свое банкротством.

В п.1 ст.213.4 закона о банкротстве предусмотрены 2 условия, при которых гражданин обязан подать на банкротство:

Не менее 500 000

Сумма долга должна быть не менее
чем 500 000 (пятьсот тысяч) рублей

30 дней

Гражданин обязан обратиться в суд в течении 30 дней с момента, как только узнал о невозможности погасить свои долги.

«Гражданин обязан обратиться в суд при наличии суммы долга
более 500 000 рублей»

В п.2 ст.213.4 закона о банкротстве предусмотрено условие, когда гражданин имеет право подать на банкротство. В законе оно сформулировано следующим образом:

«Гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства…..»

Речь в статье идет о ситуации, когда сумма Ваших долгов меньше 500 т.р., но Вы твердо уверены, что дальше платить по кредитам не сможете.

Читать еще:  Оранжевая разделительная полоса на дороге что обозначает

В этой ситуации Вы тоже имеете право подать заявление на банкротство.

Как Вы теперь знаете, необходимая сумма для банкротства физических лиц определена законодателем в 500 т.р.

Однако эта сумма касается только обязанности подать заявление на банкротство. Если у Вас сумма долгов менее 500 т. р., то Вы имеете право подать на банкротство. В этом случае минимальная сумма не определена. На нашей практики граждане признавали себя банкротами и с суммой долга в 250 т.р.

Однако значительная часть дел, по нашей практике, касается списания долгов от 500 т.р. до 2 млн.р.

Более подробно об этой услуге Вы можете узнать на странице «Списание долгов через банкротство».

Во многих историях наших клиентов Вы можете найти себя.
Ведь они тоже были на Вашем месте.

3. Как проходит процедура банкротства физического лица?

Под процедурой банкротства понимается – установленный ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)» порядок подачи заявления на банкротство в Арбитражный суд, ее проведение и освобождение гражданина от долгов.

Поэтому в этой статье мы рассмотрим эти три основные этапа. Более подробно о процедуре банкротства читайте в нашей статье – «Процедура банкротства физического лица. Основные этапы.» В ней мы детально рассмотрели каждый из этапов.

3.1 Подача заявления на банкротство

В первую очередь гражданину необходимо собрать все документы, необходимые для подачи заявления в Арбитражный суд и подготовить заявление на банкротство физического лица. (Шаблон заявления и перечень документов Вы можете скачать в приложении к настоящей статье).

Прежде чем подать заявление в Арбитражный суд Вам необходимо будет направить его всем своим кредиторам. После совершения указанных действий оно подается в Арбитражный суд.

Алла Николаевна С. обратилась к нам в январе 2019 года. У нее была тяжелое финансовое положение. Алла – молодая мама, кому государство никак не помогает. Платеж по ее кредитам стал больше чем ее доход. Из-за того, что у нее уже возникли первые просрочки, она приняла решение списать свои долги через банкротства. В течении месяца прошли все подготовительные процедуры и 8 февраля мы обратились в суд. Уже 13 февраля ее заявление приняли к рассмотрению.

Определение о принятии заявления на банкротство

3.2 Проведение процедуры банкротства

Арбитражный суд выносит определение о принятии заявления о банкротстве в течении 5-15 дней с момента его подачи. В своем определении суд может либо назначить дату первого судебного заседания, либо оставить указанное заявление без движения. Если заявление оставлено без движения, то судья укажет Вам на недостатки Вашего заявления. Чаще всего недостатками являются непредставление каких-то документов, некачественные копии, либо не уведомление кредиторов. В этом же определении судья укажет срок, до которого Вам нужно устранить недостатки. (предоставить документ, уведомить кредиторов и т.д.). Когда Вы это сделаете, судья назначит судебное заседание по Вашему делу.

На первом судебном заседании судья вынесет решение о Вашем банкротстве и введет процедуру реализации имущества гражданина. Вместе с введением процедуры реализации судья назначит Вам финансового управляющего и следующую дату судебного заседания. Финансовый управляющий это независимая фигура, которая проанализирует Ваше финансовое состояние и подготовит отчет. В своем отчете он укажет, можно Вас освободить от долгов или нет.

О том, кто такой финансовый управляющий и что за отчет он готовит читайте в статье «Финансовый управляющий при банкротстве».

Спустя 40 дней — 03.04.2019 года после принятия заявления на банкротство состоялось первое судебное заседание о признании гражданина банкротом. Аллу Николаевну признали банкротом и ввели процедуру реализации имущества Должника.

Решение о признании гражданина банкротом

3.3 Освобождение от долгов гражданина

На итоговом судебном заседании судья рассмотрит отчет финансового управляющего и вынесет решение. В своем решении судья либо освободит гражданина от долгов, либо нет.

Спустя 5 месяцев после признания гражданина банкротом – 19.09.2019 года судья вынес решение, в котором освободил от долгов Аллу Николаевну! Теперь она свободна от своих кредиторов и может начать новую жизнь!

Определение об освобождении гражданина от Долгов

Заключение

По нашей практике почти 99% должников освобождают от долгов. Отказ в списании долгов ждет тех, кто пытался скрыть имущество перед банкротством, либо сообщил банкам недостоверную информацию о своем финансовом положении.

С 2015 года мы списали долги всем нашим клиентам.

Стоимость проведения процедуры банкротства очень разнится в зависимости от ситуации клиента. Рассчитать стоимость своего банкротства Вы можете в нашем онлайн калькуляторе.

Однако помимо положительного момента банкротства – освобождение от долгов, законом установлены некоторые последствия.

Для наших клиентов они оказывались несущественными, однако мы советуем Вам ознакомиться с ними. «Более подробно о последствиях банкротства читайте в нашей статье: Последствия банкротства гражданина.»

Либо посмотрите наше видео!


Закон о банкротстве физических лиц №127-ФЗ

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ существует с октября 2002 года и долгое время регламентировал только банкротство юридических лиц (в том числе, банков, градообразующих предприятий и других крупных организаций). Несколько лет назад в него была добавлена десятая глава — «Банкротство гражданина». С появлением новой редакции, физические лица, которые не могут выбраться из долговой ямы самостоятельно, получили возможность освободиться от финансовых обязательств.

Мнение эксперта

В десятой главе ФЗ-127 о банкротстве физических лиц рассказано все, что нужно знать должнику, чтобы без проблем пройти процедуру. Закон регламентирует ее этапы, правила прохождения, права и обязанности лица, который решил снять с себя долги. Перед тем, как вы обратитесь в суд и запустите эту процедуру, вы должны внимательно изучить закон, взвесить все «за» и «против» и решить, по какому пути вы пойдете.

Лучше всего делать это с помощью компетентного юриста. В ваших интересах рассказать юристу обо всех долгах и кредиторах: после того, как вы погасите ту сумму, которую в состоянии отдать, остальные долги будут списаны.

Закон о банкротстве физических лиц №127-ФЗ: разбираемся в новой главе

Итак, в ФЗ «О несостоятельности…» в 2015 году внесли новую, десятую главу, которая регламентирует банкротство граждан. С 1 октября должники, не способные справиться с кредитной нагрузкой, могут:

  • подать в Арбитражный суд заявление о признании себя банкротом;
  • провести реструктуризацию долга, сняв все пени и штрафы и погасив только основную сумму долга за определенный срок;
  • отказаться от реструктуризации и реализовать свое имущество в рамках судебного производства;
  • списать все долги, которые не удалось погасить с помощью реструктуризации или реализации имущества.

После процедуры банкротства физическое лицо считается свободным от задолженностей и может начинать жизнь с чистого листа. Но, разумеется, не все так просто: у должника могут изъять не каждый объект собственности, а после освобождения от обязательств на гражданина накладываются некоторые ограничения.

Почему же люди торопятся стать банкротами?

  • Во время реструктуризации, при которой должник продолжает выплачивать кредиты на удобных для себя условиях, не начисляются повышенные проценты, пени и штрафы. Дополнительные списания со стороны банка или МФО исключены.
  • При реализации имущества можно отказаться от оплаты долга. При этом должник не лишится единственного жилья и личных вещей. Скорее всего, он вообще ничего не потеряет: у людей, оказавшихся в долговой яме, как правило, нет дополнительного имущества.
  • Если у должника есть дополнительное имущество (в том числе, малоликвидное — дача, старая машина, гараж), его смогут продать без непосредственного участия бывшего владельца. Если рыночная стоимость такого имущества не покрывает даже часть долга, цена продажи уже не волнует должника. Так или иначе, задолженности исчезнут.
  • Наконец, должнику уже не нужно брать дополнительные кредиты или займы, чтобы расплатиться с другими кредиторами, усугубляя свою ситуацию. Все будет намного проще.

На практике процедура, несмотря на некоторые ограничения и сложности, открывает путь в нормальную жизнь — без звонков от коллекторов и нервов.

Суть закона о банкротстве физических лиц

Десятая глава закона о банкротстве регулирует процедуру списания долгов у физических лиц. К ним относятся не только граждане, попавшие в сложную ситуацию из-за ипотеки, потребительных кредитов, микрозаймов, но и индивидуальные предприниматели и владельцы фермерских хозяйств. В отдельный параграф вынесены положения об объявлении банкротом умершего человека.

В параграфе, посвященном несостоятельности гражданина, приведена вся информация, которая потребуется при подготовке и участии в процедуре банкротства:

  • условия признания банкротом;
  • особенности регулирования отношений между должником и другими лицами (кредиторами, финансовым управляющим и т.д.);
  • порядок оформления заявления должника и конкурсного кредитора;
  • назначение и обязанности финансового управляющего.
  • правила и условия реструктуризации.
  • порядок реализации имущества;
  • сроки проведения процедуры;
  • ограничения, накладываемые на банкрота.

Хотите избавиться от всех долгов?

Важно: через банкротство можно списать любые долги, закрепленные письменными или устными договорами. Это могут быть задолженности перед:

  • Банками,
  • Микрокредитными и микрофинансовыми организациями;
  • Налоговой инспекцией и внебюджетными фондами;
  • Организациями ЖКХ и поставщиками услуг;
  • Любыми другими юридическими лицами;
  • Физическими лицами.

Банкротство поможет избавиться от многих видов задолженностей, но не ото всех. Есть долги, которые придется погашать в любом случае.

По закону от долгов можно избавиться двумя способами:

  • через реструктуризацию, если должник имеет официальное трудоустройство, и его средств достаточно, чтобы отдать большую часть суммы;
  • через реализацию имущества, если официальной работы нет или долг слишком большой, чтобы его выплатить за следующие 3 года.

Человек может самостоятельно определить, каким путем следовать, но последнее слово все же остается за судом. Суд оценит официальный доход и стоимость имущества, которым владеет заявитель, и примет решение.

Условия банкротства физического лица

В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», можно начинать процедуру банкротства с любой суммой долга. Условия, которым должен соответствовать заявитель:

  • у гражданина недостаточно имущества для того, чтобы рассчитаться с кредиторами;
  • наступление обстоятельств, при которых должник больше не сможет выплачивать кредиты – имеются все признаки потенциального банкротства;
  • должник не имеет средств для ежемесячной оплаты взносов.

Из ФЗ был убран пункт о минимальном размере долга и просрочке, однако, исходя из сложившейся юридической практики, для начала судебного разбирательства сумма задолженности должна быть не менее 350 000 рублей. В этом случае затраты на проведение процедуры будут целесообразны. К тому же, должнику будет гораздо проще найти финансового управляющего, имея большой долг и имущество в собственности, поскольку данные специалисты работают за процент от реализации собственности.

Подавать заявление на банкротство физлица могут также и кредиторы, но для них условия остались прежними:

  • просрочка по кредитам и другим выплатам — более 90 дней;
  • общая сумма задолженностей гражданина — более 500 тысяч рублей.

Если человек накопил долгов на сумму, превышающую 500 000 рублей, то обратиться в суд за признанием неплатежеспособности становится его обязанностью, а не правом. Если этого не сделать, то на физлицо налагается штраф или другие санкции.

Как выглядит в законе процедура признания физ. лица банкротом?

ФЗ о несостоятельности (банкротстве) физических лиц дает точную инструкцию гражданам, пожелавшим списать долги:

  1. Необходимо подготовить заявление в Арбитражный суд по месту жительства. В заявлении требуется указать свои данные (паспортные, контактные, а также семейное положение), сумму долгов и всех кредиторов, сведения о доходах и имуществе, план действий, которые вы хотите предпринять, чтобы выбраться из долговой ямы. План действий приводить необязательно, но с ним суд скорее примет ваше заявление в работу. Кроме заявления нужно собрать документы, подтверждающие задолженность и уровень доходов.
  2. Если процедура инициируется, нужно оплатить услуги финансового управляющего и все необходимые судебные расходы. Стоимость услуг управляющего составляет не менее 25 000 рублей. Эти деньги должник должен положить на счет Арбитражного суда.

Далее с участием должника и финансового управляющего проводится первое судебное заседание, на котором определяется, каким путем будет идти процедура банкротства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector