Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основания применения сотрудниками полиции физической силы

Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

  • О совете
  • Члены совета
  • События
  • Пресс-центр
  • Документы
  • Проекты
  • Актуальные темы:
  • Проблемы НКО
  • Законотворчество
  • Экология
  • Мониторинг на выборах
  • Градостроительная политика
  • Историческая память

Пресс-Центр

  • Новости
    • Новости Совета
    • Пресса о Совете
  • Анонсы
    • Анонсы
    • Архив анонсов
  • Актуальные темы
  • Мультимедиа
    • Фото
    • Видео
    • Прямая трансляция

Важно

Доклад «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина»

Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Ставропольский край

Новости RSS

Видео

Новости Совета

  • Главная
  • Пресс-центр
  • Новости
  • Новости Совета
  • Совет просит проверить факты незаконного применения силы и спецсредств к участникам митингов в столице
Совет просит проверить факты незаконного применения силы и спецсредств к участникам митингов в столице

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека обратился к министру внутренних дел Российской Федерации Владимиру Колокольцеву, Директору Федеральной службы войск национальной гвардии Виктору Золотову и председателю Следственного комитета Российской Федерации Александру Бастрыкину с просьбой проверить информацию о необоснованном и незаконном применении специальных средств и физической силы сотрудниками охраны правопорядка по отношению к участникам митингов, которые прошли в столице 27 июля, 3 и 10 августа.

Советом много внимания уделяется сбору и анализу информации о состоянии дел с реализацией предусмотренного ст. 31 Конституции РФ права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В целях подготовки традиционного доклада главе государства о практике реализации свободы собраний членами Совета был организован мониторинг соблюдения прав человека в ходе пресечения сотрудниками правоохранительных органов публичных мероприятий, состоявшихся в Москве 27 июля, а также 3 и 10 августа 2019 г.

По мнению Совета, в отдельных случаях сотрудниками правоохранительных органов допускались существенные нарушения прав граждан, как участвовавших в вышеуказанных публичных мероприятиях, так и не участвовавших, но находившихся в местах их проведения.

В частности, непосредственным личным наблюдением и мониторингом социальных сетей выявлены следующие факты, имеющие признаки нарушения прав человека в форме превышения полномочий.

1. Необоснованное и (или) незаконное применение специальных средств

Основания и цели применения сотрудниками правоохранительных органов специальных средств установлены ст. 20 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Закон о Росгвардии) и ст. 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (далее – Закон о полиции). В нарушение указанных норм в ряде случаев сотрудники правоохранительных органов применяли специальное средство – палку специальную в целях, не предусмотренных ст. 20 Закона о Росгвардии и ст. 21 Закона о полиции, и в том числе в ситуациях, когда необходимость его применения явно отпала, а задерживаемое лицо обезврежено, окружено сотрудниками правоохранительных органов и не оказывает сопротивления.

Так, 27 июля 2019 г. на углу Центрального детского магазина, расположенном на пересечении ул. Рождественка и Театрального проезда, имело место применение неустановленным сотрудником специального средства – палки специальной в отношении одновременно нескольких неустановленных лиц, которые находились на предназначенной для отдыха граждан лавочке, не совершали нападения на сотрудников правоохранительных органов и не оказывали им сопротивления. Даже если исходить из того, что данные граждане совершали административное правонарушение, к моменту применения специального средства оно уже было пресечено, а необходимость в его применении отсутствовала (http://vk.com/video-29534144_456247198).

3 августа 2019 г. в неустановленном месте имело место применение специального средства – палки специальной в отношении неустановленного мужчины в ситуации, когда необходимость в применении специального средства явно отсутствовала. Как видно на видеозаписи, мужчина находился на земле, не оказывал сопротивления сотрудникам правоохранительных органов и не совершал нападения на них, а совершенное им административное правонарушение к моменту применения специального средства с очевидностью было уже пресечено.

При этом не менее трех сотрудников удерживают гражданина, а четвертый на протяжении не менее чем девяти секунд применяет в его отношении специальное средство в отсутствие оснований, предусмотренных ст. 20 Закона о Росгвардии и ст. 21 Закона о полиции (http://vk.com/video-29534144_456247604).

Схожая ситуация имела место также 3 августа 2019 г. в неустановленном месте в отношении неустановленного велосипедиста, задерживаемого сотрудниками правоохранительных органов. Как видно на видеозаписи, велосипедист находится на земле, не нападает на сотрудников и не оказывает им сопротивления. Однако не менее трех сотрудников продолжают удерживать его на земле, а четвертый сотрудник на протяжении приблизительно четырнадцати секунд применяет в отношении него специальное средство – палку специальную (http://vk.com/video-29534144_456247588).

2. Необоснованное и (или) незаконное применение физической силы

Основания и цели применения сотрудниками правоохранительных органов физической силы установлены ст. 19 Закона о Росгвардии и ст. 20 Закона о полиции. В нарушение указанных норм в ряде случаев имело место необоснованное и (или) незаконное применение сотрудниками правоохранительных органов физической силы к лицам, задерживаемым в ходе несанкционированных публичных мероприятий.

Так, 10 августа 2019 г. на ул. Забелина, в районе дома 2/4, стр. 16 двумя неустановленными сотрудниками правоохранительных органов применена физическая сила в отношении неустановленного мужчины, имевшего видимые признаки инвалидности в связи с ДЦП. Какой-либо необходимости в применении физической силы при этом не усматривается – задерживаемый явно не оказывает и не может оказать сопротивления сотрудникам, не совершает нападения на них (http://vk.com/video-29534144_456248057).

10 августа 2019 г. на ул. Забелина, напротив дома 3, стр. 1, имело место применение неустановленным сотрудником правоохранительных органов физической силы в отношении неустановленной женщины в отсутствие какой-либо необходимости в ее применении. Как отражено на видеозаписи, сотрудник без видимых на то причин наносит удерживаемой другим сотрудником женщине не менее одного удара в область живота и грудной клетки (http://vk.com/video-29534144_456248123).

Совет убежден: применение сотрудниками правоохранительных органов физической силы и спецсредств допустимо лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, и не может опираться на усмотрение конкретного сотрудника или его начальника. Сотрудники правоохранительных органов всегда и везде представляют публичную власть, от имени которой действуют, и вправе прибегать к насилию лишь при наличии необходимости и в пределах, установленных законом. Такая необходимость не может быть обусловлена самим фактом совершения административного правонарушения лицом, в отношении которого применяются физическая сила или специальные средства.

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

Читать еще:  Восстановление пропущенного срока на наследство через суд

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Прокурор разъясняет — Прокуратура Саратовской области

Прокурор разъясняет

  • 25 июня 2020, 11:37

Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «О полиции».

Исчерпывающий перечень таких случаев определен в статье 20 указанного Закона. В их числе: пресечение преступлений и административных правонарушений, доставление в орган полиции лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, задержание этих лиц, а также преодоление противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Например, применение такого специального средства, как дубинка (специальная палка) возможно для отражения нападения, пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции, для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться, для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций, а также в ряде иных случаев.

При этом важно понимать, что согласно положениям названного Закона, превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В случае несогласия с действиями работников органов внутренних дел необходимо обратиться к вышестоящему должностному лицу органа полиции, в прокуратуру или в установленном порядке в суд.

Прокурор Саратовского района А.Э. Арзуманян

Прокуратура
Саратовской области

Прокуратура Саратовской области

25 июня 2020, 11:37

В каких случаях сотрудник полиции имеет право на применение физической силы и спецсредств?

Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «О полиции».

Исчерпывающий перечень таких случаев определен в статье 20 указанного Закона. В их числе: пресечение преступлений и административных правонарушений, доставление в орган полиции лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, задержание этих лиц, а также преодоление противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Например, применение такого специального средства, как дубинка (специальная палка) возможно для отражения нападения, пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции, для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться, для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций, а также в ряде иных случаев.

При этом важно понимать, что согласно положениям названного Закона, превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В случае несогласия с действиями работников органов внутренних дел необходимо обратиться к вышестоящему должностному лицу органа полиции, в прокуратуру или в установленном порядке в суд.

Прокурор Саратовского района А.Э. Арзуманян

Применение сотрудниками полиции физической силы

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, Законом о полиции и другими федеральными законами.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определен в главе 5 Закона о полиции.

Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований.

В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда Законом о полиции разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца.

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Закона о полиции;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Справка подготовлена В.А. Шпановым,
аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге.
Актуально по состоянию на 09.04.2020.

Основания применения сотрудниками полиции физической силы

Рузаева Д. В. Проблема превышения полномочий сотрудниками полиции при применении физической силы, специальных средств и оружия // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 216-219

Исторически органы внутренних дел получили от государства исключительные полномочия по применению мер силового характера при обеспечении общественного порядка и безопасности, для выполнения предупредительных мероприятий, пресечения совершения правонарушений и преступлений, привлечению к ответственности и восстановлению нарушенных прав.

Деятельность полиции носит обеспечительный характер по отношению к действующим законам. Упущения в ее регламентации, приводят как к нарушению конституционных прав граждан, так и к возникновению социальной напряженности, а также к необеспечению «должного уровня правовой защищенности сотрудника полиции» [1, С. 67]. Основу нормативного регулирования в данной сфере составляет Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее ФЗ «О полиции»), где в ст. 18-23 были определены основания и порядок применения физической силы, специальных средств и оружия. При этом данные статьи не содержат четкого перечня критериев для определения границ дозволенного применения силового воздействия. Поэтому, спустя неполное десятилетие, сложилась неоднозначная практика применения сотрудниками полиции физической силы, оружия и специальных средств.

Читать еще:  Как получить пенсию если человек умер

С одной стороны, часть сотрудников полиции отказывается от применения специальных средств и оружия в ситуациях, даже когда это необходимо для защиты самого сотрудника полиции и окружающих от посягательств со стороны третьих лиц. Так, по данным «Российской газеты», из-за неприменения оружия российские полицейские получают травмы или погибают в период с 2010 по 2019 гг. в 3 раза чаще, чем в период с 2000 по 2010 гг [2].

В 2014 году по причине участившихся случаев гибели сотрудников полиции при исполнении своих обязанностей или получения ранений, рабочая группа при комитете Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции подготовила поправки в ФЗ «О полиции», допускающие применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия в общественных местах. Авторы данной поправки отмечали, что: «…сотрудник полиции не может применить оружие, если это повлечет за собой гибель мирных граждан. Эта норма связывает сотрудника по рукам и ногам, потому что он лишен возможности применять оружие даже тогда, когда это необходимо…» [3]. На настоящее время предложенная поправка не была принята.

С другой стороны, участились случаи превышения сотрудниками полиции своих полномочий. Для этого можно выделить целый комплекс ситуаций: применение оружия для выбивания показаний, превышение пределов крайней необходимости, нанесение излишнего урона имуществу граждан, применение оружия для удовлетворения собственных интересов и т.д. По данным Следственного комитета России за период с 2010 — 2019 гг. случаи превышения полномочий российскими полицейскими возросли на 40% по сравнению с периодом 2000 — 2010 гг [4].

Проанализируем судебную практику с целью выявления критериев отграничения действий в рамках полномочий и действий, выходящих за рамки полномочий. Как правило, при определении законности действий сотрудников полиции используются следующие формулировки:

1) если в действиях сотрудников полиции превышения должностных полномочий при применении физической силы к истцу не установлено, то суд может указывать, что причиной применения физической силы и специальных средств стало «применение истцом насилия к сотруднику полиции и непосредственная угроза его здоровью» [5], также учитывались сложившаяся обстановка и агрессивное поведение истца. Обязательно приводятся объяснения самих сотрудников полиции по отдельным обстоятельствам произошедшего, например, что они не предупредили правонарушителя о своем намерении применить к нему физическую силу, так как он своими действиями создавал непосредственную угрозу здоровью окружающих (судебное решение Воркутинского городского суда Республики Коми № 2-550/2015 от 10.03.2015 г.).

2) суд в своем решении также может указать на исполнение сотрудниками своих должностных обязанностей, связанных с обеспечением правопорядка, пресечением противоправных действий, поэтому предпринятые ими действия, являются соответствующие требованиям ФЗ «О полиции». Свои действия сотрудники полиции в рапорте могут аргументировать тем, что «по-другому это сделать не получалось, так как Ш.С.В. [правонарушитель] оказывал активное сопротивление, был очень агрессивным» [6] (судебное решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 17 июля 2018 г. по делу № 1-152/2018).

3) если суд приходит к выводу о наличии превышения полномочий, он указывает на то, что происходит «существенное нарушение прав и законных интересов граждан, совершенное с применением оружия и специальных средств». Далее описываются действия сотрудника полиции: «Сенитар И. В. произвел один выстрел в воздух, а затем менее трех выстрелов и ранил потерпевшего» [7], — и степень полученного вреда здоровью (судебное решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 11 мая 2016 г. по делу № 1-27/2016).

Как можно заметить, строгих критериев оценки действий сотрудников полиции нет. Факт «превышения полномочий» в современном законодательстве России является оценочной категорией и отдается на усмотрение судьи. Российские юристы (А. В. Арапова, К. А. Волков) [9, 10] сделали вывод о том, что сотрудники полиции находятся в заведомо невыгодном положении по сравнению с преступниками и правонарушителями, потому что суд предпочитает принять сторону обвинения при решении вопроса о законности действий, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия. По их мнению, действующее законодательство и судебная практика ограничивают право сотрудника на необходимую оборону.

Несомненно, назревает необходимость обновления нормативно-правовой базы органов внутренних дел. Моделью для заимствования может служить опыт регулирования полномочий полиции в США, для которого характерно наличие детально прописанных процедур. Поскольку в США нет единого закона, регулирующего деятельность полицейских, основными актами являются приказы департаментов, например, приказ Полицейского Департамента города Сан-Франциско №5.01 от 21.12.2016 «Применение силы». В соответствии с ним основаниями применения огнестрельного оружия являются следующие ситуации: защита жизни сотрудника полиции и других лиц от посягательства на жизнь и причинение серьезных увечий; нейтрализация водителя транспортного средства и остановка самого транспортного средства, создающего своими действиями угрозу жизни и здоровью полицейского, не имеющего возможности избежать ее или другого лица; обезвреживание общественно опасного животного; подача сигнала о помощи при отсутствии других возможностей. Запрещается применять оружие из своего движущегося транспортного средства, в качестве предупреждения, в отношении человека, представляющего угрозу только себе самому.

Сравнивая полномочия сотрудников полиции в США и в России, можно сказать, что полицейские Сан-Франциско менее ограничены в применении специальных средств и оружия, в том числе благодаря наличию детально прописанных инструкций, благодаря чему полицейскому не приходится опасаться выхода за пределы своих полномочий [11, С. 125]. Например, после применения оружия в начале проверяется возможность повторной угрозы, затем оружие помещается в кобуру, потом оказывается медицинская помощь пострадавшим, только потом преступнику и докладывается о ситуации вышестоящему начальству в департаменте.

Другим предметом для заимствования выступает подход к обучению сотрудников полиции. Если к первоначальной подготовке в России подходят фундаментально, пытаясь за короткий срок дать обучающимся максимальное количество информации, в ущерб практике, то в зарубежных странах обучение узконаправленное и ориентировано в первую очередь на привитие практических навыков работы полицейского. В США также действует система жесткого отбора кандидатов с прохождением серии психологических тестов на одном из этапов отбора, затем следует обязательное обучение отобранных в полицейских Академиях. В России обучение стажеров происходит на практике, «в полевых условиях». В. О. Шелудько отмечает, что 40% сотрудников полиции не смогут воспроизвести положения ФЗ «О полиции», касающиеся применения силовых мер воздействия [12, С. 66].

Подытоживая проведенное исследование, можно назвать основные факторы, способствующие превышению сотрудниками полиции своих полномочий: незнание о порядке и правилах применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, действующими сотрудниками, психологическая перегрузка либо неподготовленность, намеренное превышение полномочий в собственных интересах, некачественная практическая подготовка к реальным действиям.

В качестве рекомендаций можно назвать: разработка четко прописанных процедур для различных ситуаций, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, чтобы сотрудник полиции имел «костяк» действий, на который можно опереться. Важную роль имеет кадровая политика, которая также требует пересмотра, в том числе создание системы психологического отбора кандидатов. Также стоит чаще проводить проверку навыков сотрудников полиции, более 1 раза в год.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15 – 18 настоящего Федерального закона, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

1. При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;

обеспечить оказание первой помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

2. О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

3. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

4. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

5. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей и находящихся в судебных помещениях граждан, а также на должностных лиц Федеральной службы судебных приставов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей;

пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

доставления в органы внутренних дел задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

исполнения принудительного привода в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю лиц, уклоняющихся от выполнения законных требований по явке в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю;

препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства и до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, когда указанные лица своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим.

Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, — за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Читать еще:  Если родственники не заявились на право наследования

6. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие для:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, — когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения, а также на здания, помещения Федеральной службы судебных приставов;

пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

Время создания документа: 27 июля 2018 13:47

В каких случаях полицейским в Казахстане можно применять оружие 27 июля 2020, 11:13

  • Подписаться на канал новостей TengriNews:
  • Google News
  • Яндекс Новости
  • Email рассылка
  • Новости
  • Новости Казахстана
  • Новости мира

Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов

В Министерстве внутренних дел рассказали, в каких случаях казахстанские полицейские могут применить оружие, передает Tengrinews.kz.

В пресс-службе МВД сообщили, что применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы регламентируется статьями 59, 60, 61 и 62 закона «О правоохранительной службе».

Огнестрельное и иное оружие, специальные средства и физическая сила применяются в целях прекращения общественно опасных деяний, задержания и доставления в правоохранительные органы лиц, их совершивших, с учетом характера правонарушений и конкретных ситуаций.

Перечень средств определяется правительством Казахстана.

«Сотрудники имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также специальные средства, в том числе наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, принудительной остановки транспорта, водометы, служебных животных, бронемашины и другие», — говорится в 62-й статье.

Специальные средства применяются при:

    отражении нападений на физических лиц, сотрудников и иных лиц, выполняющих служебный или общественный долг по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности;

  • освобождении заложников, пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка (групповых нарушений установленного режима содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы), а также противоправных действий при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений и следственных изоляторов осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
  • отражении нападения на здания, помещения, сооружения, транспортные средства, земельные участки, принадлежащие физическим лицам, организациям и государственным органам, а равно для освобождения их от захвата;

    задержании правонарушителей (осужденных, подозреваемых, обвиняемых и лиц, совершивших административные правонарушения), если они оказывают неповиновение или сопротивление сотрудникам, иным лицам, выполняющим возложенные на них обязанности по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, для их доставления в правоохранительные органы, конвоирование и охрану задержанных, заключенных под стражу лиц, а также лиц, подвергнутых административному аресту, осужденных, подозреваемых и обвиняемых либо если имеются достаточные основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе, а также в отношении лиц, умышленно препятствующих сотрудникам в осуществлении возложенных на них законом обязанностей;

    отражении нападения с целью самозащиты сотрудником или защиты членов своей семьи при реальной угрозе причинения ему и (или) им тяжкого вреда здоровью или жизни;

    необходимой обороне, крайней необходимости;

    доставлении правонарушителей, если это необходимо в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, а также составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным;

  • остановке транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям сотрудника остановиться.
  • Также сотрудники имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также специальные средства во всех случаях, когда настоящим законом разрешено применение огнестрельного и иного оружия.

    Вид специального средства, время начала и интенсивность его применения определяются с учетом сложившейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.

    Сотрудникам правоохранительных органов запрещается: применять специальные средства и боевые приемы борьбы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления.

    Сотрудники имеют право применять огнестрельное и иное оружие для:

      защиты физических лиц от преступных посягательств в случае угрозы их жизни и здоровью, а равно освобождения заложников;

    отражения нападения на сотрудников и членов их семей, лиц, выполняющих служебный или общественный долг по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности, пресечения попытки завладения огнестрельным и иным оружием, специальным транспортным средством правоохранительного органа;

    отражения нападения на жилые помещения физических лиц, на охраняемые правоохранительными органами объекты, помещения государственных организаций, отражения нападения на служебный или войсковой наряд;

    задержания лиц, оказывающих сопротивление либо застигнутых при совершении преступления, совершающих побег из-под стражи (кроме содержащихся под административным арестом), задержания вооруженных лиц;

    остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям сотрудника и ставит под угрозу жизнь и здоровье физических лиц;

    защиты от нападения животных в случаях реальной угрозы жизни или здоровью;

    предупреждения граждан о намерении применить оружие, подачи сигнала
    тревоги или вызова помощи;

  • во всех иных случаях необходимой обороны и крайней необходимости.
  • Запрещается применять оружие в отношении: женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст известен или очевиден, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, транспортных средств, в том числе воздушного судна, либо группового нападения.

    Огнестрельное и иное оружие, специальные средства, физическая сила применяются исходя из складывающейся обстановки в случаях, предусмотренных законом.

    «Сотрудники обязаны проходить специальную подготовку, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного и иного оружия, специальных средств и физической силы. В случаях необходимой обороны и крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник при отсутствии у него необходимых специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим законом, применять иное не состоящее на вооружении оружие», — говорится в законе.

    При применении огнестрельного и иного оружия, специальных средств, физической силы сотрудники обязаны:

      предупредить о намерении их применить, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить огнестрельное и иное оружие, специальные средства, физическую силу, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении огнестрельного и иного оружия, специальных средств, физической силы создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, сотрудников, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является неуместным или невозможным. В случае применения огнестрельного и иного оружия, специальных средств и физической силы в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делают руководитель подразделения (группы) либо старший по специальному званию, классному чину, квалификационному классу;

    принять необходимые меры для обеспечения безопасности физических лиц, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим;

  • незамедлительно доложить непосредственному руководителю о применении огнестрельного и иного оружия, специальных средств, физической силы.
  • Отмечается, что о каждом случае применения огнестрельного и иного оружия, специальных средств, физической силы, повлекшем гибель людей или иные тяжкие последствия, незамедлительно информируется прокурор.

    Также применение огнестрельного и иного оружия, специальных средств и физической силы сотрудниками с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

    ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

    от 19 октября 2012 года №218

    О порядке применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

    (В редакции Закона Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185, 08.11.2018 г. №220, 15.11.2018 г. №245)

    Парламент принимает настоящий органический закон.

    Глава I Общие положения

    Статья 1. Цель и сфера регулирования

    Настоящий закон устанавливает основания, условия и рамки (ограничения) применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия субъектами настоящего закона в целях унификации правовой и институциональной базы применения таковых и защиты правового государства.

    Статья 2. Основные понятия

    (1) Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, исходя из их правовой природы и назначения, представляет собой конкретные действия административного принуждения репрессивного характера (с целью прекращения деяния), а с точки зрения способа выполнения этих действий является средствами насильственного воздействия на человека, который совершил или совершает наносящее вред деяние, на животное или транспортное средство с соблюдением условий и ограничений закона.

    (2) В целях настоящего закона следующие понятия используются в значении:

    применение огнестрельного оружия — производство прицельного выстрела;

    посягательство на личную безопасность — приближение предполагаемого правонарушителя к субъекту закона на расстояние, которое в соответствии с возникшими обстоятельствами создает реальную опасность для его жизни и здоровья, после требования остановиться и (или) принять безопасное положение либо в случае вооруженного нападения;

    вооруженное сопротивление — активное сопротивление лица или группы лиц исполнению должностных обязанностей субъектами закона, осуществляемое с применением огнестрельного оружия или других предметов, используемых в качестве оружия, которые в соответствии с возникшими обстоятельствами могут создавать реальную опасность для жизни и здоровья, а также сопротивление, оказанное неисправным оружием, если в сложившейся ситуации оно не могло восприниматься и не воспринималось как неисправное;

    опасность применения огнестрельного оружия — приведение лицом огнестрельного оружия в готовность к стрельбе, устное предупреждение о его применении или производство характерных жестов, позволяющих предположить намерение использовать огнестрельное оружие, таких как попытка вынуть предмет из кармана, сумки, шкафа, ящика и т.д., после предупреждения держать руки на виду или занять безопасное положение;

    нападение — прямые, стремительные, материальные и реальные действия, направленные на субъектов закона или третьих лиц либо на здания, помещения, объекты и транспортные средства, которые явно могут угрожать жизни и здоровью людей, а также целостности имущества;

    вооруженное нападение — нападение или сопротивление с использованием оружия любой конструкции, специальных средств или предметов, веществ и механизмов, которые действительно могут вызвать смерть, нанести вред здоровью или причинить значительный материальный ущерб;

    специальные средства — предметы, боеприпасы, приспособления, химические вещества, слезоточивые и окрашивающие вещества, светозвуковые устройства психологического воздействия, средства принудительной остановки транспорта, транспортные средства, боевое оборудование и боевая техника, дрессированные животные, используемые для пассивной или активной обороны без летального эффекта, предназначенные для преодоления противодействия, обездвиживания и дезориентации человека или разрушения преград;

    физическая сила — меры принуждения, осуществленные исключительно напряжением мышц, физической силой человека, в том числе специальными приемами борьбы;

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector