Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ознакомление с материалами проверки трудовой инспекции

Как готовить объяснения для трудовой инспекции?

  • Дата 4 мая 2018 г.
  • Автор Олег Харькин
  • Категория Гражданское право

Работник пожаловался в трудовую инспекцию, и в организацию пришла проверка. Задача юриста — разработать правовую позицию и подготовить объяснения, чтобы защитить компанию. Читайте, что для этого потребуется.

Изучите распоряжение о проведении проверки

В распоряжении о проведении проверки есть базовая информация: с какой целью пришла ГИТ и по жалобе кого. Например: «настоящая проверка проводится с целью защиты прав и интересов работника в связи с обращением № 777 (оплата труда)». Кроме того, в распоряжении есть список документов, которые обязан представить работодатель. Чаще всего информации недостаточно, чтобы выработать позицию защиты. Но можно определить, какие нарушения будет искать ГИТ, и подготовить аргументы.

Узнайте все претензии работника.

Как правило, инспекторы ГИТ зачитывают работодателям вопросы из жалобы. Но если инспектор не озвучил полный текст жалобы, изучите ее самостоятельно. Подайте ходатайство об ознакомлении с жалобой или ознакомьтесь с ней по итогам проверки, когда будете смотреть все материалы. После чтения жалобы может оказаться, что предмет проверки шире, чем цель, которая сформулирована в распоряжении.

Например, работник подал следующую жалобу: «работодатель нарушает мои права: не предоставляет служебный автомобиль; не выплачивает бонус; в компании нет документов по охране труда; игнорирует и неуважительно со мной общается».

Скорее всего, в распоряжении по такой жалобе будет указана цель проверки — оплата труда. Поэтому у компании запросят все документы по работнику, в которых есть информация об оплате труда и других гарантиях, например о служебном автомобиле. А также документы по охране труда, копии запросов работника, ответы на них и другие сведения, которые связаны с проверкой.

На первой встрече инспектор может перечислить вопросы, которые нужно отразить в объяснениях. Но это необязательно — инспектор может просто ознакомить юриста с материалами проверки и вручить запрос. В любом случае при подготовке объяснений исходите из жалобы работника.

Начните с базовых фактов

Инспектор не специалист компании по кадрам и не знает историю взаимоотношений компании с работником, который пожаловался. Поэтому объяснения начинайте с базовых фактов о работнике. Например, так: «Иванов Иван Иванович работает в ООО „Лайт Интертейнмент“ с 01.01.2001 по основному месту работы. Занимает должность ведущего специалиста по информационным технологиям. Должностной оклад работника составляет 45 000 руб. в месяц».

Расписывайте объяснения по пунктам, чтобы создавалась точная картина. Например, работник жалуется, что ему не предоставляют служебный автомобиль. Проверьте, что указано в трудовом договоре и локальных актах.

Задайте себе вопросы: действительно ли работнику положен автомобиль? Может ли работодатель в одностороннем порядке отменить такое право?

Таким образом, при подготовке объяснения начните с формальных договоренностей между сторонами, потом переходите к законодательному регулированию, а затем — к судебной практике. Если судебная практика в пользу работодателя, инспектор, скорее всего, не захочет штрафовать компанию.

Поэтому ссылайтесь в объяснениях для трудовой инспекции на практику любых судов, лучше всего — судов как минимум апелляционной инстанции.

Приложите к объяснениям документы

Даже если ссылаетесь на документ, который и так фигурирует в запросе трудовой инспекции, приложите его еще раз, чтобы сократить время инспектора на поиски доказательства. Если не можете подать все документы сразу, попросите у инспекторов дополнительное время. Как правило, они идут навстречу, если необходимая информация на данный момент находится в коммерческом архиве или в другом офисе.

Признайте вину, если нарушение очевидно

При подготовке документов юрист может понять, что компания действительно нарушила права работника. Признаваться в вине или нет — зависит от фактических обстоятельств дела. Оцените доказательства и проверьте, точно ли ситуацию можно толковать однозначно.

Например, сотрудник пожаловался, что компания не платит ему районный коэффициент за работу в районах Крайнего Севера или приравненных к ним.

Юрист проверяет трудовой договор и видит, что работник действительно выполняет свою трудовую функцию в городе Сыктывкаре, который приравнен к районам Крайнего Севера. Работнику не установили и не выплачивают районные коэффициенты, которые положены ему по закону. Итог — работодатель не прав. В такой ситуации остается признать вину.

Другой вопрос — за какой срок работодатель обязан выплатить работнику компенсацию и проценты за просрочку. Юрист должен оговорить, что выплата возможна только за последний год, исходя из сроков исковой давности по спорам, которые связаны с вопросами выплаты зарплаты.

Если нарушение очевидное — устраните его в ходе проверки. Это позволит снизить административный штраф до минимального размера.

Если нарушение не причинило серьезного вреда работнику, подайте ходатайство о его малозначительности после того, как получите акт проверки от трудовой инспекции. Например, малозначительным может быть нарушение, когда работодатель не ознакомил работника с личной карточкой под подпись. Инспектор ГИТ может освободить компанию от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Что и как проверяет трудовая инспекция по жалобе

Проверка призвана выявить нарушения трудового законодательства, допущенные в отношении прав сотрудников и обеспечения их безопасности на рабочем месте. Совершаемая вне графика, она приносит много неприятностей должностным лицам, так как оставляет мало времени на ее подготовку.

Согласно Трудовому кодексу, анонимные жалобы не подлежат рассмотрению, поэтому они должны содержать Ф. И. О. заявителя, его место жительства и номер телефона. Эти данные не могут быть разглашены без письменного согласия работника (ст. 358 ТК РФ ) ни прямо, ни косвенно — в процессе расследования, что предъявляет соответствующие требования к ее проведению.

Спровоцировать появление трудовых инспекторов могут не только обращение сотрудников, но и нарушения, выявленные налоговой службой или Пенсионным фондом. В этом случае речь будет идти уже о комплексной проверке с участием представителей от каждого учреждения.

Основания

Периодичность проведения внеплановых проверок не оговорена законодательством. Они могут быть инициированы в следующих случаях:

Полномочия

  1. Проводить расследование в любое время суток.
  2. Выявлять лиц, ответственных за возникновение несчастных случаев, предположительной причиной которых является несоблюдение требований по охране труда.
  3. Требовать документы, относящиеся к делу, как от предприятия, так и от федеральных властей или муниципалитета.
  4. Отправлять в лабораторию пробы веществ. Это действие должно сопровождаться выдачей акта.
  5. Назначать меры по ликвидации нарушений, вплоть до увольнения некоторых лиц. Данные предписания не могут быть отклонены руководителем предприятия.
  6. Обращаться в суд с ходатайством о лишении компании прав на осуществление трудовой деятельности.
  7. Принимать участие в судебном процессе в качестве эксперта.

Однако, трудовые инспекторы не вправе требовать:

  • бумаги или образцы, не касающиеся предмета расследования;
  • оригиналы документов для изъятия.

Длительность

Время, отпускаемое на расследование, зависит от величины организации.

Вид предприятияМаксимально допустимая длительность проверки
Крупное2 мес.
Среднее20 дней
Малое50 ч.
Микро15 ч.

Если проверяющее лицо не успевает завершить расследование в указанное время, он вправе подать прошение об увеличении срока на:

  1. 20 суток — для крупных и средних компаний;
  2. 15 ч. — для малых предприятий.

Документы

Какие документы подготовить для проверки инспекцией по труду:

  1. Устав организации и правила, регламентирующие режим работы.
  2. Договоры, заключенные с работниками, их личные дела и другая имеющаяся информация.
  3. Трудовые договоры с иностранными гражданами и лицами, имеющими право на льготы.
  4. Трудовые книжки сотрудников и журнал, в котором ведется их учет.
  5. График работы и табель, куда заносится количество времени, в течение которого сотрудники находились на работе.
  6. Документ, отражающий очередность предоставляемых отпусков, заявления работников и другие сопутствующие бумаги.
  7. Локальные акты о величине зарплаты, премиях и личных данных работников.
  8. Ведомости о начислениях заработной платы, счета сотрудников и другие документы, касающиеся оплаты труда.
  9. Расчетные бланки.
  10. Бланки с росписями работников, подтверждающими их ознакомление с перечисленными документами.

Точный перечень того, какие документы проверяет трудовая инспекция, будет зависеть от причин проверок.

Нарушения

На небольших предприятиях часто встречается нарушение, представляющее собой банальное отсутствие локальных документов, касающихся внутреннего распорядка, заработной платы, личных дел сотрудников, охраны труда. Их наличие является обязательным, даже если персонал компании ограничен единственным сотрудником. Существуют и другие, наиболее распространенные ошибки.

Трудовые договоры

Иногда работник нанимается в небольшую фирму по устной договоренности, без оформления письменного соглашения, что и является нарушением законодательства. Возможно также неверное его оформление:

  • не указана точная величина зарплаты;
  • отсутствует подпись сотрудника о том, что им был получен второй экземпляр договора.

График отпусков

  1. Сотрудники не были уведомлены об отпуске за 3 недели до его наступления.
  2. Выплата отпускных была произведена позже, чем за 3 дня до выхода работника в отпуск.

Подробно о проверках трудовой инспекции в ролике ниже

Результат

Итоги проверки отражаются в акте, который составляется в двух экземплярах. Обычно для подписания и получения акта руководителю приходится посетить Инспекцию труда. Если были зафиксированы нарушения Трудового кодекса (избежать которые удается очень редко), организация получает предписание, в котором указывается информация о нарушении:

  1. В чем оно заключается и когда было допущено.
  2. Каким нормативным актом подтверждается.
  3. Что нужно предпринять для его устранения.
  4. За какое время должно быть ликвидировано.

Если указанные рекомендации не были приняты во внимание, что неминуемо выявит повторное расследование, на предприятие может быть наложено административное взыскание. В случае несогласия с выводами комиссии, руководитель может обжаловать ее результаты.

Взыскания

Невыполнение предписания может иметь последствия в виде дисквалификации или штрафных санкций. Им подвергаются: предприятие, директор или другое должностное лицо (начальник отдела кадров, главбух), индивидуальный предприниматель.

Часто встречающиеся случаи, влекущие за собой наложение взысканий.

Как пройти проверку трудовой инспекции

Проверить работу компании или предпринимателя может инспекция по труду. Ее визит требует тщательной подготовки. Только это обеспечивает возможность прохождение контроля без штрафов и гарантирует сохранение репутации законопослушного работодателя.

из этой статьи вы узнаете:

Государственная инспекция труда (ГИТ) — это ведомство, осуществляющее федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права. Для контроля работодателей Роструд проводит проверки. По их результатам ГИТ выдает обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, а также составляет протоколы об административных правонарушениях и готовит материалы для привлечения нарушителей к ответственности. Однако не всегда посещение трудовой инспекции заканчивается штрафами. Расскажем как их избежать.

В каких случаях ГИТ приходит с проверкой

Роструд может контролировать организацию кадровой работы и соблюдение норм трудового права индивидуальным предпринимателем или компанией с помощью плановой и внеплановой проверки.

Процедура проводится в соответствии с:

  • Трудовым кодексом РФ (в частности, со ст. 360);
  • нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875);
  • административным регламентом Роструда.

Плановая проверка

Плановая проверка проходит в соответствии с заранее утвержденным годовым графиком. Он находится в открытом доступе, поэтому к посещению инспектора можно подготовиться без спешки.

Периодичность плановой проверки зависит от категории риска, присвоенного вашей компании Рострудом. Ознакомьтесь с ним в Перечне. Важно помнить, что степень риска можно оспорить, но чем внимательнее вы следите за соблюдением прав своих работников, тем реже организацию посещают с плановыми проверками.

Рекомендации:
Чтобы плановый надзор инспекции по труду не застал врасплох — ознакомьтесь с графиком проверок на сайте ведомства вашего региона. Скачайте график на текущий год с датами визитов инспекторов к работодателям г. Москвы здесь.

Информация дублируется в Сводном плане проверок, составляемом Генпрокуратурой. Перейдите по ссылке, введите ИНН в строку поиска и будьте готовы к проведению госконтроля различными органами заранее.

О начале плановой проверки трудовая инспекция известит за 3 дня, направив заверенную копию соответствующего распоряжение. Организация, отказавшаяся получать письмо, признается извещенной надлежащим образом.

Возможно, вас заинтересует:

Внеплановая проверка

Это процедура контроля, проводимая при наличии веской причины, обозначенной в ч. 7 ст. 360 ТК РФ:

  • при анализе ситуации по жалобе, поступившей от работника или бывшего работника компании, а также от третьих лиц, касающейся нарушения трудовых прав, правил охраны труда. Например, при незаконном увольнении, задержке или невыплате зарплаты, отказе от выплаты компенсаций и т.д.;
  • по соответствующему требованию прокуратуры, поручению Президента, Правительства РФ;
  • при окончании срока, за который работодатель должен был устранить нарушение по предписанию госинспектора.

При этом, проверка государственной инспекции труда:

  • начинается неожиданно для работодателя, то есть без уведомления (на основании ч. 9 ст. 360 ТК РФ) — если она проводится по требованию прокуратуры, иных ведомств, заявлению работника о нарушении его трудовых прав или при контроле условий и охраны труда;
  • начинается после уведомления компании не менее, чем за 24 часа — во всех иных ситуациях.

Рекомендации:
Убедитесь в том, что надзорные действия имеют под собой основание и документальное оформление. В заверенной копии распоряжении должны быть обозначены уполномоченные действовать инспекторы и основания применения процедуры в отношении компании.

Что проверяют и как подготовиться

Предметом внимания государственного инспектора будут кадровые документы и условия труда в компании. В частности, их соответствие трудовому законодательству и другим нормативно-правовым актам трудового права.

Независимо от вида проверки, она может проводиться:

  • документарно — путем запроса и анализа документов;
  • на выезде в организацию — при необходимости ознакомиться со всеми обстоятельствами непосредственно на месте.
Читать еще:  Если ртуть попала на одежду
Для изучения важно подготовить документы:
  • организационно-правовые документы компании или предпринимателя, а также бумаги, устанавливающие полномочия исполнительного органа, руководителя;
  • локальные акты, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, штатное расписание и т. п.;
  • приказы работодателя, документы, поступающие от профсоюзной организации;
  • индивидуальные кадровые документы работника, в том числе, касающиеся его приема на работу, увольнения, привлечения к материальной, дисциплинарной ответственности, расчетные листы и т.п.
В обязательном порядке убедитесь в том, что:
  • в компании есть все необходимые для ведения работодателем кадровые документы;
  • приказы имеют правовое основание, подписаны надлежащим лицом, составлены в срок, соответствующий нормам ТК РФ;
  • работники под роспись ознакомлены с приказами, актами и положениями, касающимися их трудовых прав;
  • учтено мнение профсоюзной организации при ее наличии (если это было необходимо в спорной ситуации);
  • работникам выданы их экземпляры трудовых договоров, дополнительных соглашений, приказов и т. п.;
  • условия труда соответствуют правилам его охраны и особенностям отрасли.

Если компания получила распоряжение о проверке — внимательно ознакомьтесь с ним. В документе содержится «подсказка» — указано, на что будет обращать внимание проверяющий. Его действия должны соответствовать тематическому проверочному листу, утвержденному в Приказе Роструда от 10.11.2017 N 655. По этому списку вопросов можно проверить свои документы и подготовиться.

Результатом проверочного мероприятия станет составление инспектором акта. Он должен быть сформирован непосредственно после окончания процедуры в двух экземплярах.

Нарушение прав работников, порядка ведения кадровой документации и отсутствие надлежащих условий труда, приведет к выдачи предписания об их устранении и штрафным санкциям. При этом представитель ГИТ выдаст предписание об устранении пробелов к определенному сроку. Если же будет обнаружен состав административного правонарушения — компания или должностное лицо получат соответствующий протокол.

Рекомендации:
Привести в норму кадровые документы в срочном порядке сложно. Поэтому необходимо регулярно контролировать их корректность. Поручите это кадровику, штатному юристу или опытному специалисту, работавшему с ГИТ.

Наши специалисты работают с различными компаниями, госорганами и обмениваются опытом в профессиональных кругах — уровень их компетентности признан. Мы помогли решить поставленную задачу 90 компаниям

Помощь от ДП Консалт

Для ГИТ работник — это менее защищенный участник трудовых отношений. Соблюдение его прав контролируется тщательно. Поэтому если Вы столкнулись с проверкой инспекции по труду, рекомендуем отнестись к ней со всей серьезностью и заручиться юридической поддержкой. Это позволит защитить права компании и избежать штрафов.

Наши специалисты обеспечат комплексную защиту во время контроля инспекции.

Что мы сделаем:
  • подготовим документы и представим ваши интересы;
  • проконтролируют соблюдение прав организации или ИП во время проведения процедуры;
  • поможем выстроить линию поведения и защиты при обжаловании предписаний и штрафов Гострудинспекции.

Освобождаем время для мыслей о бизнесе, а не о проверках

Трудовые проверки проходят по новым правилам: чем это грозит и как действовать?

Трудовая инспекция специализируется на выявлении такого рода нарушений, и теперь результатами проверки могут стать не только штрафы за нарушение трудового законодательства, но и доначисление «зарплатных» налогов.

Напомним, что проверки трудовой инспекцией могут быть плановыми и внеплановыми.

Любая компания может узнать, попала ли она в план проверок, на сайте Генпрокуратуры. Обычно план размещают в декабре текущего года на следующий год, и к такой проверке можно подготовиться.

А вот внеплановая проверка может стать полной неожиданностью. При этом наиболее распространенной причиной внеплановой проверки является жалоба работника.

На что чаще всего жалуются работники?

  • Не выплатили заработную плату.
  • Незаконно уволили.

При этом нередко с жалобой во все инстанции идет работник, который сам является нарушителем, что для работодателя становится дополнительным отягчающим обстоятельством.

Следует иметь ввиду, что с 03.10.2016 г. выплата заработной платы в размере менее МРОТ является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки. Соответствующие изменения внесены в абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ.

Кстати, работник может обратиться и в прокуратуру. Тогда внеплановая проверка будет проведена по требованию прокурора (абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ). При этом инспекция вправе выйти на проверку незамедлительно без дополнительного согласования с органами прокуратуры. Последних достаточно поставить в известность о начале проверки.

Должен ли инспектор предупредить о внеплановой проверке?

В какой форме будет проведена проверка?

Документарная проверка может плавно перерасти в выездную, если инспектор не смог удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных в инспекцию (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Отказ работодателя представить документы либо уклонение от их представления приведет к невозможности проверить документы и также послужит основанием для назначения выездной проверки.

Можно ли проигнорировать запрос документов, который пришел по электронной почте?

При документарной проверке срок для представления документов составляет 10 рабочих дней с момента получения требования (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Обратите внимание, запрос документов должен быть мотивированным.

Уклонение от представления документов может быть расценено как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа госконтроля. За это директору грозит штраф от 5 до 10 тыс. руб., а компании от 20 до 50 тыс. руб. Ответственность за повторное нарушение еще жестче:

  • для директора — штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификация от 6 мес. до 1 года;
  • для компании — штраф от 50 до 100 тыс. руб.

Кроме того, как указывалось выше, не получив документы в установленный срок, инспектор вправе навестить работодателя лично на основании распоряжения о проведении выездной проверки. Отсутствие на месте руководителя компании или иного уполномоченного лица, отказ предоставить документы для проведения контроля и нежелание согласовывать с инспектором иные дату и время проверки неминуемо повлекут за собой привлечение к административной ответственности (см., например, постановление Алтайского краевого суда от 23 июня 2016 г. по делу № 4а-483/2016).

В чем особенность представления документов в рамках выездной проверки?

Если объем документов большой и быстро собрать их затруднительно, необходимо в письменном виде уведомить об этом инспектора и попросить дополнительное время для представления документов.

Какие документы вправе запросить инспектор в связи с жалобой работника?

Так, проверяя жалобу работника на невыплату заработной платы, инспектор вправе запросить в отношении этого работника:

  • заявление на оформление трудовых отношений;
  • штатное расписание;
  • приказ о приеме на работу;
  • трудовой договор;
  • положение об оплате труда;
  • положение о премировании;
  • заявление работника на перечисление заработной платы на счет в банке,
  • табели учета рабочего времени;
  • расчетные листки;
  • платежные документы на выплату заработной платы.

А если работник параллельно указывает, что с ним заключен гражданско-правовой договор вместо трудового, то инспектор также потребует сам договор и журнал регистрации договоров гражданско-правового характера. Кроме того, инспектор может попросить представить пояснения относительно причин заключения гражданско-правового договора.

Вместе с тем, документы, не относящиеся к обращению работника, инспектор требовать не вправе (см., например, решение Интинского городского суда Республики Коми от 13.10.2015 по делу № 12–81/2015).

Основными правилами государственного контроля являются недопустимость произвольного проведения мероприятий по контролю и строгое соблюдение процедуры проведения указанных мероприятий (ст. 3 Закона № 294-ФЗ). Запрет требования документов, которые не относятся к предмету проверки, следует из п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона. Несоблюдение указанного правила признается грубым нарушением при проведении проверки, влекущим недействительность ее результатов (п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Итог проверки, проводимой трудовой инспекцией

Кроме того, теперь в порядке информационного взаимодействия с налоговыми органами трудовая инспекция передаст налоговикам сведения о выявленных нарушениях и копии документов, свидетельствующих о таких нарушениях, например, доказательства необоснованного заключения с работником гражданско-правового договора и произведенных по нему выплат.

Что с этими документами будет делать налоговый орган?

Установив наличие расхождений в документах, налоговый орган потребует представить пояснения в течение 5 дней или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случае установления факта нарушения законодательства о налогах и сборах организации грозят доначисления по НДФЛ и страховым взносам.

О результатах проведенных мероприятий налоговые органы сообщат в трудовую инспекцию.

В свою очередь, если налоговики в рамках проводимых ими проверок выявят нарушения трудового законодательства, они также поделятся информацией с трудовой инспекцией.

Сотрудничество и диалог в борьбе против систематических нарушений прав человека

В предыдущих публикациях мы затронули тему непосредственной защиты конкретно нарушенного права определенного лица или группы лиц. Теперь поговорим о том, каковы могут быть действия в тех случаях, когда права человека нарушаются государством систематически.

Прежде чем начать процесс по защите нарушенных государством прав, необходимо понять, что такое «систематическое нарушение прав человека со стороны государства».

Изначально почти каждое государство берет на себя обязанность защищать права человека, и все существующие законы и процессуальные нормы направлены именно для их реализации и соблюдения. Это в теории. На практике, к сожалению, это не так.

В крайнем своем выражении массовые и систематические нарушения прав человека проявились, например, в системе апартеида в ЮАР. В международном праве это даже трактуется как преступление против человечества.

Какие права человека нарушает государство Эстония

Чаще всего встречаются нарушения отдельных положений и статей Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) либо документов, входящих в Билль о правах человека ООН.

Например, многолетняя ситуация массового безгражданства в Эстонии (в течение почти 30 лет, при числе апатридов в десятки тысяч) является явным и систематическим нарушением статьи 15 ВДПЧ – «Каждый человека имеет право на гражданство». На это регулярно обращают внимание во всех докладах и рекомендациях международные комитеты и делегации. Пока что удалось добиться лишь одного – снижения требований к экзаменам на натурализацию.

Другой близкий нам пример – статья 7 Конвенции о правах ребенка ООН, в которой говорится: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства».

В Эстонии это положение нарушалось в течение многих лет, и число детей, рожденных апатридами, исчислялось тысячами.

Несмотря на серьезное международное давление, разные правительственные коалиции Эстонии стойко продолжали систематически нарушать права детей, у которых оказались «неправильные» родители. Лишь в 2019 году проблема, наконец, была решена, и правозащитное сообщество «с глубоким удовлетворением» это констатирует.

Извечный вопрос: что делать?

При массовых и систематических нарушениях со стороны государства в качестве защиты прав человека и прав меньшинств наиболее эффективен механизм сотрудничества и диалога между конкретными государствами, некоммерческими правозащитными организациями (НПО) и международными организациями. Однако это один из самых «долгоиграющих» и инертных процессов работы по улучшению ситуации с правами человека и решению конкретных проблем.

В описанных выше двух примерах и в других случаях успех достигался только за счет постоянного сотрудничества неправительственных организаций и международных экспертов. Свою роль играет и взаимодействие, а также информационное сопровождение для политических партий и депутатов парламента. Действие этого механизма наиболее конкретно разработано и реализуется системой ООН.

В предыдущей статье «Ваши права нарушены. Что делать?» мы уже упоминали о существовании в международной системе ООН девяти комитетов надзора за реализацией и соблюдением норм и стандартов, заложенных в международных договорах в области прав человека. Каждый из них учрежден соответствующим основным международным договором в области прав человека.

Государство-участник договора регулярно в соответствии с установленной этим договором процедурой обязано предоставлять надзорным органам (комитетам) доклады о ситуации с соблюдением прав человека в стране. В свою очередь НПО предоставляют альтернативные «теневые» доклады. И в дальнейшем все доклады обсуждаются открыто в рамках «диалога государств».

Как это работает

Органами надзора (комитета) поощряется сотрудничество государства с правозащитными организациями в своей стране. Поэтому, как правило, государство предоставляет свои официальные доклады наиболее активным правозащитным НПО внутри страны, с которыми у него установлено многолетнее и доверительное сотрудничество рамках взаимодействия с международными структурами. Любое обращение в комитеты ООН – достаточно сложная процедура, требующая времени, знаний и опыта.

Помимо диалога, контрольные органы уполномочены посещать с визитами государства и проверять информацию на месте. На уровне ООН это могут быть визиты спецдокладчиков или представителей международных или общеевропейских правозащитных НПО, которые, опираясь на свои полномочия, могут дать заключение о нарушении тех или иных прав. Например, уполномоченные представители Европейского комитета по предупреждению пыток (ЕКПП) посещают места лишения свободы для ознакомления с условиями содержания заключенных и обращения с ними.

В программы таких визитов входит обязательные собеседования с представителями правозащитных организаций внутри страны. Правозащитные НПО могут по желанию визитеров организовать встречи с потерпевшими в результате таких массовых систематических нарушений или находящимися в группе риска жителями страны. Именно эти встречи и собеседования позволяют получить информацию о реальной ситуации в стране.

Какая польза от «теневых докладов» и высокопоставленных визитеров простому человеку?

Может показаться, что к конкретной личности эти обсуждения, визиты и доклады не имеют никакого отношения. На самом деле каждое обращение в правозащитную организацию, активно действующую в стране, – это неоценимый вклад в решение не только своей личной проблемы, но и содействие решению проблем с правами с правами человека, возникающих в любом государстве. И чем больше активность людей в плане защиты своих прав любыми доступными и законными методами, тем больше ответственности у государственных властей за соблюдение прав каждого жителя, вверенного им волей народа управления страной.

Сообщая о нарушении прав человека представителям НПО, каждый человек вносит свой вклад в формирование «теневых докладов».

Обработка большого объема информации, поступающей при анализе каждого конкретного случая нарушения права человека кем бы то ни было – государством, юридическим или физическим лицом, – при отсутствии соответствующего правого регулирования или несоблюдения национального или международного права, создает основания для составления этих докладов.

Читать еще:  Защита прав предпринимателей – последние изменения

Все материалы рубрики «Право на защиту» предоставлены Центром информации по правам человека и публикуются в авторской редакции. Авторы статей – Алексей и Лариса Семеновы, Елена Каржецкая и Елена Ежова.

Что делать, если работник обратился в трудовую инспекцию?

В прошлом году административные штрафы за несоблюдение требований трудового законодательства существенно увеличили. Максимальный штраф для юридических лиц подняли с 50 000 до 200 000 рублей, для физических — с 5000 до 40 000 рублей. Ввели «мультиштрафы» — это когда работодателя штрафуют в отношении каждого работника. Только в Москве за вторую половину прошлого года Трудовая инспекция (ГИТ) наложила штрафов на 146 млн рублей. «Секрет» попросил юристов объяснить, как работодателям избежать убытков, если на них жалуются сотрудники.

Теория

1. Проверять сайт трудовой инспекции и суда

Чаще всего работодатель узнаёт, что сотрудник обратился в трудовую инспекцию, получив уведомление о предстоящей проверке по почте. Чтобы выиграть время, периодически проверяйте сайт онлайнинспекция.РФ, на котором можно узнать о наличии жалобы, и сайт Государственной инспекции труда, где информация об открытой проверке появится в первую очередь. Одновременно с жалобой работник мог подать иск в суд. Проверьте сайт районного суда по месту регистрации компании, а также по месту жительства работника. У вас будет больше времени на подготовку возражений на исковое заявление.

2. Просить работника отозвать жалобу

Генеральный директор Центра охраны труда «НСС Консалт»

Трудовое законодательство и судебная система в большинстве случаев выступают на стороне работника. Так что, если назревает трудовой конфликт, договориться с работником всегда дешевле, чем «воевать». Если он пойдёт в суд, с большой вероятностью работодатель его проиграет. Чаще всего ухищрения сотрудников связаны с больничными листками. Например, менеджер по продажам не ставит непосредственного руководителя в известность о том, что уже два дня у него открыт лист нетрудоспособности. Получив извещение об увольнении, по окончании болезни он обращается в суд и, естественно, выигрывает, так как уволен в период временной нетрудоспособности.

3. Проверить документы

Исполнительный директор ООО «Юрсодбиз»

Компания должна в первую очередь проверить наличие и правильность оформления документов в отношении самого работника. Есть ли подписанный трудовой договор? Все ли обязательные условия в нём содержатся? Выдан ли экземпляр работнику? Есть ли необходимые приложения (по изменению заработной платы, переводу на другую должность и т. д.)? Соответствует ли размер заработной платы, указанный в договоре, той сумме, которую работник получает по ведомости? Правильно ли оформлены локальные нормативные акты (правила трудового распорядка, положение о премировании, положение об охране труда и т. д.)?

Во вторую очередь надо доделать те дела, до которых раньше не доходили руки, — ознакомить всех работников с правилами премирования или внести отметки в табель учёта рабочего времени. Латание дыр может быть уже неактуально для конкретного случая, но в целом для организации всё равно необходимо. При этом ни в коем случае нельзя «подчищать» документы, делать их задним числом или откровенно подделывать.

4. Посетить инспектора

После поступления заявления работника инспектор вызовет работодателя на приём. Прийти должен генеральный директор или представитель по доверенности. Скорее всего, на приёме инспектор вручит требование о предоставлении документов. Работодателю рекомендуется попросить ознакомиться с заявлением работника.

В течение 30 дней после регистрации обращения работника трудовой инспектор может предложить сторонам спора заключить мировое соглашение. Если они достигнут согласия, сотрудник обязан в письменном виде направить повторное заявление о снятии претензий. После этого трудовой инспектор имеет право закрыть жалобу и не начинать рассмотрение по существу. Такой подход активно используют и поощряют.

Юрисконсульт отдела сопровождения земельных и инвестиционно-строительных отношений компании «Интерцессия»

ГИТ Роструда вправе приступить к внеплановой выездной проверке незамедлительно, если основанием для неё является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В таких случаях в течение 24 часов будет извещена и прокуратура.

5. Подготовить документы и позицию

Уклоняться от предоставления документов не следует. Это может повлечь дополнительную административную ответственность. Строго в соответствии с запросом инспектора подготовьте копии документов, которые касаются работника-заявителя. Все документы необходимо прошить и заверить печатью организации и подписью руководителя. К ним нужно приобщить развёрнутые письменные пояснения по инциденту.

6. Вывести генерального директора из-под удара

При любой проверке главная опасность для бизнеса — дисквалификация должностного лица, так как инспектор в первую очередь привлекает к ответственности руководителя компании. Если нарушение установлено, покажите виновность в нём другого должностного лица. Таким образом вы выведите генерального директора из-под удара.

7. Встретить инспекторов

Если инспекторы уже у вас на пороге, первым делом требуйте, чтобы проверяющие показали служебные удостоверения и заверенную печатью и подписью копию приказа о выездной проверке. Если проверка проводится на законных основаниях, обеспечьте беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту.

Ознакомление с материалами проверки трудовой инспекции

По итогам проверки (как плановой, так и внеплановой) трудовая инспекция оформляет акт. Кроме того, ею могут быть составлены предписание и постановление, если в ходе проверки будет установлено, что организация нарушила трудовое законодательство. И если организация, которую проверяли, не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения.

Возражения на акт, предписание

Подать возражения необходимо в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания. Возражения могут быть поданы в отношении документа в целом или его отдельных положений. При необходимости организация вправе приложить к возражениям подтверждающие документы или их копии. Подготовленные возражения организация направляет в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку (ч.12 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

По итогам рассмотрения возражений, при условии, что они обоснованы, акт проверки (предписание) может быть изменен (полностью или частично) или отменен.

Возражения на постановление

Если у организации имеются возражения в отношении постановления об административном правонарушении, то его нужно оспаривать в особом порядке.

Подать возражения необходимо в течение 10 календарных дней со дня вручения документа или получения его по почте. По усмотрению организации направить возражения она может как в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку, так и в суд (ч.1 ст. 30.2 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении может быть оставлено без изменений, отправлено на новое рассмотрение или отменено. Принятое решение доводится до организации в течение трех календарных дней с момента его вынесения. Копия решения может быть вручена лично представителю организации или направлена по почте (ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП).

Обжалование действий инспектора

Если в ходе проверки сотрудники трудовой инспекции своими действиями (бездействием) нарушили права проверяемой организации, то такие обстоятельства также можно обжаловать. Причем некоторые действия трудовых инспекторов могут быть отнесены к грубым нарушениям, при наличии которых результаты всей проверки признаются недействительными и подлежат отмене (п. 4 ст. 21, ч. 1 ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

К таким грубым нарушениям, в частности, относится:
– проведение проверки при отсутствии оснований (например, проведение плановой проверки, не предусмотренной в плане);
– несоблюдение срока уведомления о проведении проверки;
– проведение проверки без согласования с прокуратурой (в тех случаях, когда такое согласование обязательно);
– нарушение сроков проведения проверки;
– проведение проверки без соответствующего приказа (распоряжения) руководителя трудовой инспекции (его заместителя);
– истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
– непредставление акта проверки.
Полный перечень нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Обжаловать указанные, а также иные неправомерные действия (бездействие) сотрудников трудовой инспекции организация может:
– в административном порядке;
– в судебном порядке.
Причем воспользоваться указанными способами обжалования организация может и одновременно (п.4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Административный порядок обжалования

Процедура обжалования действий (бездействия) сотрудников трудовой инспекции в административном порядке в настоящее время не установлена.

На практике такая процедура может сводится к следующему порядку действий.

Прежде всего организации нужно оформить заявление (жалобу). Документ составьте в письменной форме с соблюдением требований к оформлению, установленных законодательством.

В частности, жалоба должна содержать:
– адресат (т. е. лицо, которому направляется жалоба);
– фамилию, имя, отчество и должность инспектора, действия (бездействие) которого обжалуются;
– наименование заявителя (т. е. организации, которая подает жалобу);
– почтовый и/или электронный адрес организации (для направления ответа);
– существо обжалуемого действия (бездействия) сотрудника инспекции;
– дату и подпись заявителя (руководителя организации или уполномоченного им лица).

Кроме того, в жалобе укажите:
– причины несогласия с действиями (бездействием) трудового инспектора;
– обстоятельства, на основании которых нарушены права, свободы и законные интересы организации;
– требования признать незаконными обжалуемые действия (бездействие) и/или отменить результаты проверки трудовой инспекции (при наличии на то оснований);
– иные сведения по усмотрению организации, которые помогут раскрыть сущность жалобы.

При необходимости к жалобе приложите документы, подтверждающие обоснованность изложенных в ней обстоятельств. А перечень таких документов укажите в самой жалобе.

Жалобу оформляйте на имя руководителя трудового инспектора, который проводил проверку. Кроме того, возражения могут быть направлены главному государственному трудовому инспектору. При этом действия (бездействие) самого главного государственного трудового инспектора можно обжаловать только в суде (ст. 361 ТК РФ).

По общему правилу оформить и подать жалобу организации следует в течение трех месяцев с момента, когда она узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (ст. 219 КАС РФ).

Трудовая инспекция рассмотрит поступившую от организации жалобу и проведет служебное расследование (ч. 2 ст. 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). По итогам расследования будет принято решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О любом из принятых решений инспекция сообщит организации письменно.

Если при рассмотрении жалобы будут выявлены виновные должностные лица, то дополнительно трудовая инспекция сообщит о мерах, принятых в отношении таких лиц. Предоставить данную информацию инспекция должна в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующих мер (ч. 3 ст. 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Судебный порядок обжалования

При судебном порядке обжалования действий или бездействия трудового инспектора организации следует руководствоваться гражданским процессуальным законодательством РФ, а именно главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ. На это указывает и Верховный суд РФ в кассационном определении от 1 июня 2017 г. № 74-КГ17-6.

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение 10 дней со дня получения работодателем или его представителем предписания трудового инспектора (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

В заявлении, в частности, должны быть указаны следующие сведения:
– неправомерные, по мнению организации, действия (бездействие) трудового инспектора;
– нарушенные инспектором права и свободы организации.

К заявлению приложите копии документов, которыми можно подтвердить нарушение прав организации при проведении проверки, например, акт, из которого следует, что проверка проведена с нарушением сроков.

Вместе с заявлением и приложенными к нему документами предоставьте суду копии искового заявления для ответчика и третьих лиц, а также документ об уплате госпошлины (ст. 220 КАС РФ).

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ст. 218 КАС РФ).

Суд рассмотрит заявление в общеустановленном порядке и вынесет соответствующее решение, копия которого будет направлена для ознакомления в организацию.

Суд по жалобе организации может снизить размер административного штрафа и даже установить его ниже, чем минимальный штраф, предусмотренный за допущенное нарушение в законодательстве, выписанного трудовым инспектором по результату проверки. Может его отменить или оставить в силе.

Будь готов: что будет проверять инспектор в ходе плановой проверки?

Татьяна Ширнина, консультант группы компаний Валентины Митрофановой, ведущий специалист в области трудового законодательства и кадрового делопроизводства

Несмотря на то, что на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, наложен мораторий до 2018 года, многие компании в перечень проверяемых все-таки попадают, т.к. указанная «отсрочка», во-первых, не безусловна, а во-вторых, не без исключений. В отношении юридических лиц, не поименованных в ч.1 ст. 26.1 федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», тема плановых проверок и сейчас в период с 2016 по 2018 год остается актуальной, поскольку мораторий в отношении них не действует. Кроме того, никто не отменял внеплановые проверки, например, по жалобе работника и др.

Читать еще:  Уфмс или гувм мвд — значение аббревиатур

В настоящее время продолжает свое действие федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – закон №294-ФЗ). Хотя стоит отметить, что сейчас рассматривается проект федерального закона «Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации», в котором главным образом будет изменен подход к проведению проверок.

О том, когда будет принят данный закон и будет ли принят вообще, говорить пока рано, поэтому в настоящее время проверки осуществляются в следующем порядке.

За три рабочих дня до начала проверки в организацию направляется копия распоряжения о начале проведения плановой проверки либо в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, либо иным доступным способом. Как правило, запрос с перечнем документов, которые будет проверять инспектор, направляется одновременно с распоряжением.

Если проверка выездная, то непосредственно перед ее проведением госинспектор должен вручить под роспись руководителю (иному уполномоченному представителю) заверенную печатью копию распоряжения на проведение проверки с одновременным предъявлением служебного удостоверения.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемая организация обязана направить в территориальный орган Роструда (т.е. ГИТ) указанные в запросе документы.

Что же проверит госинспектор?

Исчерпывающий перечень документов в законе не определен, и это вполне объяснимо, ведь перечень запрашиваемых документов зависит от вида проверки: тематическая, целевая или плановая.

Итак, если все-таки говорить о комплексной плановой проверке, то в списке документов из запроса госинспекции вы можете увидеть следующие.

1. Учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации, доверенности.

2. Локальные нормативные акты:

правила внутреннего трудового распорядка;

локальный нормативный акт, закрепляющий систему оплаты труда;

локальный нормативный акт по защите персональных данных;

локальный нормативный акт о созданных/выделенных рабочих местах.

3. Трудовые договоры (на неопределенный срок и срочные).

4. Ученические договоры и соглашения об обучении.

5. Договоры о полной материальной ответственности.

6. Табели учета рабочего времени.

7. Штатное расписание.

8. Личные карточки формы №Т-2.

9. Трудовые книжки.

о приеме работника на работу;

о переводе на другую работу;

о расторжении/прекращении трудового договора;

о наложении дисциплинарного взыскания;

о привлечении работников к работе в выходной день и нерабочий праздничный день;

о привлечении работника к сверхурочной работе.

10. Книги и журналы:

книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них;

приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжки и вкладышей в нее;

журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля;

журнал учета выданных направлений на прохождение медицинского осмотра

11. График отпусков.

12. Расчетные листки работников за год.

При проверке блока по охране труда у вас также могут быть запрошены:

1. Порядок прохождения предварительных медицинских осмотров.

2. Контингент и поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям). Заключительный акт комиссии по результатам последнего профилактического осмотра работников.

проведения вводного инструктажа, утвержденные руководителем организации;

проведения первичного инструктажа на рабочих местах;

обучения рабочих, руководителей и специалистов организации.

регистрации вводного инструктажа;

регистрации инструктажа на рабочем месте;

регистрации несчастных случаев на производстве.

5. Приказ о составе комиссии (комиссий) по проверке знаний требований охраны труда работников организации.

6. Документы по обучению рабочих, руководителей и специалистов вопросам охраны труда: журналы посещения занятий, протоколы заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников, удостоверения, ведомости выдачи удостоверений.

7. Порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда / порядок замены выдачи молочных продуктов денежной компенсацией.

8. Перечень профессий и видов работ, согласно которому должны выдаваться в соответствии с типовыми нормами специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ (если имеется). Личные карточки учета выдачи СИЗ.

9. Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств. Личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.

10. Документы по специальной оценке рабочих мест, а в некоторых случаях – по аттестации рабочих мест.

Ввиду того, что инспектор вправе запрашивать у работодателей и их полномочных представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для исполнения государственной функции, то назвать точный список документов невозможно, поэтому выше приведен лишь их примерный список.

Помните, что инспектор вправе и сам пообщаться с вашими работниками, чтобы наверняка удостовериться, например, в подлинности документов, реальности даты ознакомления работников с документами, отражения учета фактически отработанных часов и др.

На самом деле подготовиться к проверке можно заблаговременно, чем значительно минимизировать свои риски. Для этого рекомендую посмотреть ежегодный сводный план проведения плановых проверок, размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Такой план размещается в срок до 31 декабря текущего календарного года, поэтому уже с 31 декабря вы будете знать о начале проведения контрольных мероприятий в отношении вашей организации в следующем году.

Если вы увидели себя среди компаний, в которых будет проводиться проверка, то одним из самых эффективных действий для работодателя будет являться проведение аудита кадровой документации. По результатам аудита вы обнаружите ошибки. Оценив степень риска, еще до проверки работодатель может исправить данные нарушения.

Конечно, исправление нарушения работодателем до момента проверки еще не является безусловным смягчающим обстоятельством, однако есть вероятность того, что инспектор, ввиду самостоятельного устранения работодателем нарушения, ограничится предупреждением.

Вправе ли налоговый орган отказать налогоплательщику в предоставлении материалов

Высший Арбитражный Суд РФ в Решении от 09.04.2009 № ВАС-2199/09 указал, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, обязывающих налоговые органы предоставлять налогоплательщику материалы проверки, в том числе в качестве приложения к акту налоговой проверки. Приведенная позиция ВАС РФ уже нашла свое отражение в судебных актах арбитражных судов1. Однако является ли это основанием для вывода о том, что налоговые органы вправе оставлять налогоплательщика в неведении относительно доказательств, на которых основаны их претензии и обвинения?

Налоговые инспекции в своих решениях по итогам проверок делают выводы на основании документов, полученных в ходе проверки от третьих лиц по многочисленным запросам, и не всегда текст этих документов приведен (полностью или частично процитирован) в акте налогового органа. Зачастую в акте указаны только реквизиты документа, на основании которого проверяющими сделан тот или иной вывод. Поэтому для подготовки мотивированных возражений по акту проверки налогоплательщику (его представителю) необходимы документы, которые легли в основу выводов о доначислении налогов, пени и штрафов.

По нашему мнению, в процессе подготовки возражений по акту налоговой проверки налогоплательщик вправе ознакомиться с материалами проверки и запросить у налогового органа копии необходимых для этого документов.

Это право налогоплательщика вытекает из положений части 2 статьи 24 Конституции РФ, подпункта 7 пункта 1 статьи 21 и пункта 6 статьи 100 НК РФ, а также пунктов 3 и 8 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

НалогопАПК РФ о праве на ознакомление с материалами проверки:

• Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, лежит на налоговом органе (ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
• Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания (ч. 3 ст. 65 АПК РФ).
• Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно (ч. 4 ст. 65 АПК РФ).лательщик вправе ознакомиться с материалами проверки.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено право налогоплательщика в случае несогласия с выводами и предложениями проверяющих и фактами, изложенными в акте налоговой проверки, представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту (подп. 7 п. 1 ст. 21 и п. 6 ст. 100), которые рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 101 НК РФ). Данное право – гарантия защиты налогоплательщика.

Право на представление письменных возражений по акту проверки, очевидно, включает в себя право на заблаговременное (до стадии рассмотрения материалов проверки) ознакомление с выявленными налоговым органом в ходе проверки фактами и документами, на основании которых проверяющими сделаны выводы о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения. Непредоставление налогоплательщику этой возможности лишает его права на полное и объективное исследование обстоятельств дела и оснований предъявляемых ему претензий, а также на подготовку мотивированных письменных возражений по акту выездной налоговой проверки.

Право налогоплательщика на ознакомление с собранными в ходе проверки документами (информацией) на стадии рассмотрения материалов выездной налоговой проверки прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 101 НК РФ. Право налогоплательщика на ознакомление с указанными документами (информацией) заблаговременно, до стадии рассмотрения материалов проверки, предусмотрено частью 2 статьи 24 Конституции РФ и пунктом 3 статьи 8 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно части 2 статьи 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В части 1 статьи 15 Конституции РФ закреплено положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ, которое означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, охватывают не только нормотворческую, но и правоприменительную деятельность. В силу непосредственного действия нормы части 2 статьи 24 Конституции РФ любая затрагивающая права и свободы гражданина информация должна быть ему доступна.

Положения данной нормы применимы и к налогоплательщику. Как указал Конституционный Суд РФ в пункте 2.4 Определения от 12.07.2006 № 267-О, из части 2 статьи 24 Конституции РФ вытекает «право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них».

В развитие приведенной выше конституционной нормы (ч. 2 ст. 24) пунктом 3 статьи 8 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ определено: «…организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности». При этом информация, затрагивающая права и обязанности заинтересованного лица, предоставляется ему бесплатно (п. 8 ст. 8 Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

С учетом изложенного можно сделать следующие выводы. В случае несогласия с фактами, отраженными в акте налоговой проверки, налогоплательщик имеет право на ознакомление со всеми документами, которые могут иметь отношение к оспариваемым фактам, в том числе и с приложениями к акту налоговой проверки. Отказ налогового органа обеспечить налогоплательщику возможность ознакомиться с материалами проверки нарушает его права и законные интересы и незаконен, так как препятствует получению налогоплательщиком полной информации по результатам налоговой проверки, возможности ее исследования и представлению соответствующих возражений2.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.02.2008 № 12566/07 указал, что к таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, представить объяснения, в том числе и письменные возражения, в соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ.

Отказ в выдаче налогоплательщику копий документов либо отказ в обеспечении возможности ознакомиться иным образом с документами (при наличии соответствующего официального запроса со стороны налогоплательщика), полученными налоговым органом в ходе проверки, или непредоставление возможности ознакомления с этими документами, по нашему мнению, является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку лишает налогоплательщика права представить возражения (объяснения). Следовательно, в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ такой отказ – безусловное основание для признания судом решения налогового органа недействительным.

В последнее время налоговые органы при отказе налогоплательщику в ознакомлении с материалами проверки на стадии подготовки письменных возражений ссылаются на то, что эти документы содержат сведения, составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, и не подлежат разглашению. Однако оснований для такой позиции у налоговых органов нет – сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не составляют налоговой тайны в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 102 НК РФ.

В дополнение стоит заметить, что право налогоплательщика ознакомиться с указанными документами предусмотрено законодательством Российской Федерации как на стадии рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ), так и в рамках судебного разбирательства – в Арбитражном процессуальном кодексе РФ

1 См.: Определение ВАС РФ от 30.07.2009 № ВАС-9405/09, Постановление ФАС ЗСО от 19.08.2009 № Ф04-5070/2009(13190-А03-49).

2 См., например: Постановление ФАС УО от 04.05.2009 № Ф09-2653/08-С3.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector