Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Санитарное просвещение населения

3. Санитарное просвещение: принципы, организация, методы и средства.

Санитарное просвещение — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе — опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

В задачи санитарного просвещения входит:

• распространение медицинских и гигиенических знаний; • воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья; • повышение санитарно-гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветитель-ской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе. Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.

Методы и средства санитарно-просветительской работы

В организации своей санитарно-просветительской работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как:

• собеседование; • групповые дискуссии; • лекции; • тематические вечера; • вечера вопросов и ответов; • беседы за круглым столом;

• устные журналы; • школы здоровья; • публикации в прессе; • конференции, широко использует и методы наглядной агитации: • стенгазеты; • санбюллетени; • выставки и уголки здоровья; • книжные выставки.

Билет № 34

1. Здоровье населения. Обусловленность здоровья населения (индивидуального, группового, общественного).

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания. Общественное здоровье занимается изучением широкого круга медицинских, социологических, экономических, управленческих, философских проблем в конкретных исторических условиях.

В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:

первый уровень – здоровье отдельного человека – индивидуальное здоровье;

второй уровень – здоровье социальных и этнических групп – групповое здоровье;

третий уровень – здоровье населения административных территорий – региональное здоровье;

четвертый уровень – здоровье популяции, общества в целом – общественное здоровье.

Характеристики группового, регионального, общественного здоровья в статике и динамике рассматриваются как интегральное состояние здоровья всех вместе взятых индивидуумов. При этом следует понимать, что это не просто сумма данных, а сумма взаимосвязанных количественных и качественных показателей.

Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей: ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья.

Ресурсы здоровья – это морфофункциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону.Повышение ресурсов здоровья обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни(питание, физические нагрузки и т.д.).

Потенциал здоровья – это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно-приспособительных систем (нервной,эндокринной и др.) и механизмом психической саморегуляции (психологическая защита и т.д.).

Баланс здоровья – выраженное состояние равновесия между потенциалом здоровья и действующими на него факторами.

В настоящее время крайне мало показателей, которые объективно отражали бы количество, качество и состав общественного здоровья. Во всем мире ведется поиск и разработка интегральных показателей и индексов оценки здоровья населения. Это связано с рядом причин.

ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ»

50.3. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА ПО САНИТАРНОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

В соответствии с требованиями специальности врач по санитарному просвещению должен знать и уметь:

— документы партии и правительства по вопросам идеологии; основы коммунистического воспитания масс;

— знание основных направлений пропагандистской работы партии;

— основы законодательства страны по здравоохранению; директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения (постановления, решения, приказы, инструкции, положения и др.) по вопросам охраны здоровья, гигиенического обучения и воспитания населения и формирования ЗОЖ;

— организацию санитарно-просветительной работы в деятельности учреждений и служб здравоохранения;

— организацию санитарно-просветительной работы в деятельности немедицинских ведомств, учреждений и общественных организаний;

— нормативы (табели) оснащения и оборудования ЛПУ, СЭС и ДСП (КСП) аппаратурой, приборами, наглядными пособиями и др., необходимыми для проведения пропаганды медико-гигиенических знаний;

— учетно-отчетную документацию лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений по пропаганде медико-гигиенических знаний и умение оценить показатели этой деятельности;

— психологические и педагогические методы воздействия на личность и коллектив;

— основы лекторского мастерства;

— методику применения технических средств пропаганды и машинных средств обучения населения;

— основы выставочного дела;

— методику использования средств массовой информации в санитарном просвещении;

— систему научной медицинской информации;

— методику поиска, сбора и использования информации в санитарном просвещении;

— составить рецензию на различные объекты рецензирования (устное выступление, текст (конспект) лекции или беседы, методический популярный материал и др.);

— владеть техникой составления библиографии;

— составить библиографический перечень (указатель) литературы по актуальным проблемам здравоохранения (пропаганде ЗОЖ, гигиеническому обучению и воспитанию различных групп населения);

— анализировать показатели, характеризующие здоровье населения;

— владеть методикой статистического анализа и социологическими методами исследования.

Специалист по санитарному просвещению должен знать:

— теоретические и организационные основы санитарного просвещения;

— организацию гигиенического обучения и воспитания различных групп населения;

— методы, формы и средства санитарного просвещения;

— основные теоретические понятия в санитарном просвещении;

— основные направления гигиенического обучения и воспитания населения;

— основные направления и организацию работы Дома санитарного просвещения;

— основы организации делопроизводства и использования принципов НОТ в деятельности Домов санитарного просвещения;

— права и обязанности врача учреждения службы санитарного просвещения;

— принципы перспективного и оперативного планирования;

— информационное обеспечение по вопросам санитарного просвещения;

Он должен уметь:

— анализировать показатели, характеризующие здоровье населения и деятельность учреждений здравоохранения;

— организовать и провести обследование работы медицинских и немедицинских учреждений по пропаганде медико-гигиенических знаний и дать квалифицированное заключение и рекомендации по совершенствованию их деятельности;

— изучить качество и эффективность пропаганды медицинских и гигиенических знаний;

— разработать проекты директивных документов (приказов, планов и др.),

— комплектовать методические папки в методическом кабинете ДСП (КСП);

— разработать методические материалы по вопросам организации и общей методики санитарного просвещения, пропаганды здорового образа жизни;

— оказать методическую и консультативную помощь специалистам органов и учреждений здравоохранения, немедицинских ведомств и общественных организаций по вопросам приложения общей методики к частным проблемам санитарного просвещения;

— составить годовой отчет (по ф. 50);

— владеть техникой сбора, обработки, хранения и выдачи информации;

— владеть методиками статистического анализа и социологических методов исследования;

— изучать, обобщать и популяризировать передовой опыт работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения;

— рецензировать методические и популярные санитарно-просветительные материалы, устные выступления;

— пользоваться техническими средствами пропаганды;

— организовать теле- и радиопередачи, публикации в прессе, санитарно-просветительные лекции и т. п.;

— провести занятие по общей методике санитарного просвещения с медработниками (врачами и средними) лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений.

1. Материалы XXVII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1987.

2. Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года. М., 1987.

3. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. В 2-х т. М., Медицина, 1987.

4. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины: критический анализ. М., Медицина, 1982.

5. Сандлер М.В. Пропаганда здорового образа жизни. — Магадан: Кн. изд-во, 1988.

6. Санитарное просвещение. Руков. для врачей. Институт санитарного просвещения. М., 1964.

7. Санитарное просвещение. Учебник для мед. училищ. М., 1988.

8. Социально-гигиенические аспекты молодой семьи: Метод, рекомендации в помощь лектору, — М. ЦНИИ сан. просвещения, 1977.

9. Антиалкогольное гигиеническое воспитание в школе. Метод рекомендации. М., ЦНИИСП. 1986.

10. Санитарное просвещение в деятельности больниц и поликлиник для взрослых. Метод. рекомен. М., ЦНИИ сан. просвещения, 1981.

11. Санитарное просвещение при диспансеризации населения. Метод реком. М., ЦНИИ сан. просвещения, 1983.

12. Международный терминологический словарь «Санитарное просвещение», М., Медицина, 1981.

13. О перестройке работы по антиалкогольной пропаганде Домами санитарного просвещения: Методические рекомендации. — М., ВНИИ ЗОЖ, 1987.

14. Санитарное просвещение в дошкольных учреждениях: метод, рекомендации в помощь лектору — М., ЦНИИ сан. просвещения, 1986.

15. СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). — М., ВНИИ ЗОЖ, 1987.

16. Антинаркотическая пропаганда: Методические рекомендации. М., ВНИИ ЗОЖ, 1987.

История

… профилактика начинается и кончается санитарным просвещением. Н.А. Семашко

Санитарные общественные организации стали зарождаться в дореволюционной России в процессе деятельности российских земских учреждений и городских самоуправлений.

Первая мировая война 1914 – 1918 гг. с самого начала сопровождалась ухудшением санитарного состояния страны и распространением эпидемических заболеваний, поэтому одной из основных форм деятельности являлись мероприятия по санитарной охране населения в связи с войной, в частности, борьба с заразными заболеваниями.

Период Октябрьской революции и гражданской войны (1917-1920 гг.) характеризовался тяжёлым санитарно-эпидемическим состоянием страны, вызванным военными и хозяйственно-экономическими трудностями страны. Борьба с эпидемиями сыпного тифа, холеры и других заболеваний подчинила всю работу органов здравоохранения.

Читать еще:  Покупка квартиры в совместную собственность супругов образец

Именно в эти годы формируется государственная система здравоохранения на Урале. 1 марта 1918 года в Екатеринбурге сформирован комиссариат здравоохранения при Уральском областном исполнительном комитете Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, а 1 апреля был образован Екатеринбургский уездный здравотдел, который возглавил фельдшер В.Л. Горохов.

В 1918 году в период с 15 по 24 мая в Екатеринбурге в здании Окружного суда (теперь Первый Дом Союзов) проходит первый Уральский областной съезд медицинских работников в советский период. На съезде были выработаны принципы организационного построения здравоохранения, приоритетом которых стало подчинение здравоохранения интересам и нуждам трудящихся, разработаны конкретные меры по борьбе с эпидемиями. В период с 15 по 18 июня 1918 года проходит I Всероссийский съезд медико-санитарных отделов в Москве. В условиях революционных преобразований и в рамках существующей социальной необходимости в г. Екатеринбурге 1–го мая 1920 года открывается Дом санитарного просвещения. Сохранились на пожелтевших листах газеты Уральский рабочий за 6 мая 1920 года строки репортажа доктора Минца о самом открытии Дома санитарного просвещения.

Учредителем Дома санитарного просвещения в г. Екатеринбурге явилось «Научное Медицинское Общество». Основной задачей деятельности Дома санитарного просвещения ставилось санитарное просвещение, как населения, так и медицинских работников. Для плодотворной работы Дома Санитарного просвещения была открыта библиотека редчайших медицинских книг в количестве 40 тысяч экземпляров.

11 июля 1918 года организуется Наркомздрав РСФСР во главе с Н.А.Семашко. Наркомздрав РСФСР выработал целый комплекс декретов, были открыты научно-исследовательские медицинские институты. 19 октября 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров за подписью В.И.Ленина учреждён Уральский государственный университет, в составе которого был медицинский факультет.

Изначально дома санитарного просвещения применяли методы работы обычного клуба. Санитарное просвещение при работе активно использовало лекции, кинолекции, театрализованные постановки и меньше решались вопросы координирования и планирования, методические вопросы. Наряду с лозунгами противоэпидемическими, в 20-х годах 20 века в санитарно- просветительской работе выдвигается лозунг «От борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда и быта», усиливается пропаганда охраны материнства и детства, борьба с туберкулёзом, венерическими и профессиональными заболеваниями. В 1924 году в период с 20 по 26 мая в Ленинграде состоялось I Всероссийское совещание по санитарному просвещению.

В период индустриализации и коллективизации страны при санитарно-просветительской работе всё чаще стали применяться широкомасштабные акции: массовые рейды, месячники штурмы, санитарные университеты, школы матерей, родительские университеты.

В период Великой Отечественной войны санитарно-профилактическая работа носила всеобъемлющий, массовый характер. К работе по санитарному просвещению подключились медицинские работники, Общество Красного Креста Красного Полумесяца, Наркоздрав СССР 24 февраля утверждает «Положение об общественных санитарных инспекторах».

В послевоенный период особо остро встали вопросы по ликвидации санитарных последствий войны. В 1948 году выпущен приказ министра здравоохранения «О мероприятиях по улучшению санитарного просвещения». Архивные данные запечатлели активную деятельность директора Городского дома санитарного просвещения в Свердловске А.В.Чернавиной в период 1946 – 1959 гг. В этот период особую остроту приобрели санитарно – просветительская работа по охране здоровья детей, а также противотуберкулёзная, противовенерическая, противоалкогольная пропаганда.

В период 1975-1988 гг. должность главного врача Городского дома санитарного просвещения занимала В.А.Рыбалкина. Во время активной деятельности Рыбалкиной В.А., на должности главного врача, Городской дом санитарного просвещения неоднократно отмечался за успехи в санитарно-просветительской работе. Приказом ГЗО от 31.03.1988 г. за №3 происходит ликвидация Городского дома санитарного просвещения, специалисты и материально-техническая база которого переходит в распоряжение Свердловского Областного Дома санитарного просвещения.

С 1 января 1989 года служба санитарного просвещения реорганизована в службу формирования здорового образа жизни, а дома санитарного просвещения – в центры здоровья. По приказу Управления Здравоохранения Свердловского Горисполкома от 20.08.1990 г. за №279 создаётся Городской диспансер «Здоровье». 25 августа 1993 года на основании приказа Управления Здравоохранения г. Екатеринбурга за №446 Городской диспансера «Здоровье» переименован в Муниципальное Учреждение Городской центр медицинской профилактики (МУ ГЦМП).

В период деятельности на посту директора Городского центра медицинской профилактики Л.Ф. Низаевой в 2002-2004 гг. и в связи сильными интеграционными процессами в обществе появляются принципиально новые методы профилактической деятельности. Девизом деятельности в этот период становится – «не ждать прихода пациента в больницу». В инфраструктуре города Екатеринбурга в этот период проходят широкомасштабные акции профилактического характера, охватывающие все целевые аудитории города. Важным событием на профилактической «арене» становится вступление г. Екатеринбурга 18 декабря в программу интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний Всемирной Организации Здравоохранения «СИНДИ».

30 апреля 2004 года по приказу Управления Здравоохранения за №206 происходит серьёзная реорганизация двух муниципальных учреждений «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ» и «Городской центр медицинской профилактики». В результате проведённой реорганизации Городской центр медицинской профилактики расширяет функционал по профилактике инфекционных заболеваний с открытием 1июля 2004 года в своей структуре отделов клинической эпидемиологии, вакцинопрофилактики, дезинфекции и стерилизации, больничной гигиены. Руководителем уже вновь сформированного учреждения практически сразу становится кандидат медицинских наук, главный эпидемиолог г. Екатеринбурга А.Н. Харитонов.

В настоящее время ГАУЗ СО Городской центр медицинской профилактики накопил огромный методический и организационный опыт по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний и имеет огромный потенциал для своего развития, что помогает профилактировать различные группы населения г. Екатеринбурга, справляться с текущими задачами в здравоохранении г. Екатеринбурга.

Отделение профилактики заболеваний

Диспансеризация и профилактический медосмотр взрослого населения в 2019 году

В ГБУЗ СО Самарская МСЧ 2 работает отделение профилактики. Основными задачами отделения являются:

  • Организация и ведение обучающих школ здоровья.
  • Санитарное просвещение населения путём проведения лекций и бесед.
  • Организация и проведение профилактических мероприятий, диспансеризации и профилактических осмотров населения.
  • Анкетирование пациентов с целью выявления факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний.
  • Пропаганда здорового образа жизни, в том числе распространение печатной продукции среди населения.

Физкультурная, 33, каб 17, тел.: 997-01-77

Свободы, 77, каб. 108, тел.: 995-65-21

С 08.00 – 20.00 – в будние дни

Суббота с 09.00 – 15.00 Физкультурная, 33а

Многие хронические заболевания на ранних стадиях протекают бессимптомно, поэтому, чем раньше выявить начальные проявления болезни или риск их развития, тем успешнее будет лечение.

Именно для этих целей и проводится диспансеризация и профилактический медосмотр, которые помимо раннего выявления болезней и их факторов риска обеспечивают проведение необходимых лечебных и профилактических мер, и, при необходимости, длительное диспансерное наблюдение.

Диспансеризация проводится бесплатно по полису ОМС в поликлинике по месту жительства (прикрепления) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.03.2019 №124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определённых групп взрослого населения».

Диспансеризация проводится с 18 до 39 лет (один раз в три года) и с 40 лет (ежегодно).

Если Ваш возраст не попадает под диспансеризацию, то Вы можете пройти ежегодный профилактический осмотр.

Для прохождения диспансеризации или профилактического осмотра необходимо обратиться:

  • к участковому врачу
  • в отделение профилактики (Физкультурная, 33а, каб 17 или Свободы, 77, каб 108) по будням в часы работы поликлиники с 08.00 до 20.00,
  • по субботам каб 17, Физкультурная, 33а, с 09.00 до 15.00.

При себе иметь полис и паспорт.

Основные задачи диспансеризации

Выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности, к которым относятся:

— сердечно-сосудистые заболевания, прежде всего, ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания;

— некоторые злокачественные новообразования;

— хронические болезни органов дыхания, туберкулёз.

Выявление факторов риска хронических неинфекционных заболеваний:

— повышенного уровня артериального давления, холестерина, глюкозы;

— пагубного потребления алкоголя;

— низкой физической активности;

— избыточной массы тела или ожирения.

Проведение профилактического консультирования гражданам с высоким сердечно-сосудистым риском и с факторами риска, что позволит снизить вероятность развития заболеваний и их осложнений.

При необходимости — назначение лечения, дополнительного обследования и постановка на диспансерное наблюдение.

Может ли пациент отказаться от исследований?

Диспансеризация проводится при наличии информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя (в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство), данного по форме и в порядке, которые утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объём диспансеризации, в порядке и по форме, которые утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Диспансеризация позволяет укрепить здоровье, выявить заболевание как можно раньше, лечить болезнь с наибольшим успехом.

Уважаемые мужчины!

С целью ранней диагностики болезней системы кровообращения и злокачественных новообразований, являющихся основными причинами смерти мужского населения в возрастной группе от 40 до 60 лет, приглашаем Вас пройти бесплатно диспансерный осмотр, в ходе которого будут проведены исследования для предотвращения возникновения инфаркта, инсульта и злокачественных заболеваний.

Для прохождения диспансеризации Вы можете обратиться в лечебное учреждение:

  • К участковому терапевту
  • В кабинет медицинской профилактики:

Физкультурная, 33а, каб 17 или Свободы, 77, каб 108.

Часы работы: с 08.00 до 20.00, каждую субботу Физкультурная, 33а, каб 17, с 08.00 до 16.00. Телефон 997-01-77.

Санитарное просвещение

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

  • Санитарное законодательство
  • Санитарные потери войск

Смотреть что такое «Санитарное просвещение» в других словарях:

Санитарное просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Санитарное просвещение, раздел… … Википедия

Читать еще:  Полномочия совета федерации

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ — в СССР, популяризация санитарно оздоровительных мероприятий, пропаганда постановлений партии и правительства в области здравоохранения и вооружение гигиеническими и медицинскими знаниями и навыками широких масс трудящихся в целях вовлечения их в… … Большая медицинская энциклопедия

санитарное просвещение — Информирование населения в вопросах здравоохранения. Процесс обучения лица или общества поведению, содействующему укреплению, поддержанию и восстановлению здоровья, предупреждению и прекращению заболеваний. [Англо русский глоссарий основных… … Справочник технического переводчика

санитарное просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений советского здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья … Большой медицинский словарь

Санитарное просвещение — I Санитарное просвещение см. Служба формирования здорового образа жизни. II Санитарное просвещение раздел профилактической деятельности органов и учреждений советского здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения … Медицинская энциклопедия

Санитарное просвещение — Система мероприятий по распространению санитарно гигиенических знаний, направленная на воспитание санитарной культуры населения. С. п. использует различные формы распространения информации: устные формы, средства массовой информации, искусство,… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Санитарное просвещение учащихся — один из разделов профилактической деятельности, осн. задачей которой является гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, пропаганда медицинских знаний в целях укрепления и сохранения здоровья, высокой работоспособности,… … Педагогический терминологический словарь

воспитание сознательного отношения к здоровью и санитарное просвещение — deutsch: Gesundheitserziehung f und information f english: health education Комплекс мероприятий по санитарному просвещению населения, направленных на воспитание сознательного и бережного отношения к здоровью … Русско-немецко-английский словарь по здравоохранению

Просвещение санитарное — Санитарное просвещение раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Санитарное… … Википедия

Просвещение — У этого термина существуют и другие значения, см. Просвещение (значения). Просвещение передача, распространение знаний и культуры[1], а также и система воспитательно образовательных мероприятий и учреждений в каком либо государстве[2]. В царской… … Википедия

Санитарное просвещение населения

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Санитарное просвещение в годы Великой Отечественной войны

  • Печать

Методические материалы о санитарном просвещении в годы Великой Отечественной войны как одном из факторов повышения обороноспособности страны.

Автор: Камагина Ольга Евгеньевна.

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Санитарное просвещение в годы Великой Отечественной войны»
для обучающихся 9–11-х классов

Вариант проведения занятия [ PDF ] [ DOCX ]
Презентация [ PDF ] [ PPTX ]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [ PDF ] [ DOCX ]

Цель: формирование ценностного отношения к собственному и общественному здоровью на примерах самоотверженного служения Родине.

Задачи:

  • формирование личностного отношения обучающихся к проблемам эпидемиологической безопасности; ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
  • формирование гуманистических качеств личности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.

75 лет назад ценой невероятных усилий была одержана Великая Победа в схватке с жестоким и бесчеловечным врагом – фашизмом. Миллионы жизней унесла война. Нет семьи, не пережившей трагедию потери близких людей.

Несмотря на трудности и лишения военного времени, героизм, самоотверженность, высочайший профессионализм военных медиков помогли не только сохранить жизнь и здоровье миллионов наших соотечественников, но и в страшных условиях войны не допустить развития эпидемий. Во многом этому способствовало широко развёрнутое санитарное просвещение.

Знаете ли вы, что такое «санитарное просвещение»?

Прочитайте определение на слайде. Найдите в тексте цели санитарного просвещения и основные мероприятия.

Санитарное просвещение – совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности человека, на продление его активной жизни. (Большая медицинская энциклопедия)

Найдите в словаре определение понятий «агитация» и «пропаганда». Какое из приведённых определений применимо к теме занятия?

Существует ли, по вашему мнению, разница между агитацией и пропагандой, между агитационными и пропагандистскими мероприятиями? Поясните свой ответ.

Согласны ли вы с утверждением, что основное различие пропаганды и агитации состоит в том, что пропагандой обычно воздействуют преимущественно на разум людей с помощью логических доказательств, а агитация обращена, прежде всего, к чувствам и эмоциям человека? Поясните свой ответ.

В конце XIX – начале ХХ века многие деятели земской медицины России пропагандировали санитарное просвещение населения – привлечение самих людей к охране здоровья.

Задание 1 (рабочий лист)

В 1928 году в Москве был создан Институт санитарной культуры Мосздравотдела, в 1938 году он преобразован в Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Наркомздрава СССР.

Особое значение имела деятельность Центрального института санитарного просвещения в годы Великой Отечественной войны.

В Российском государственном архиве научно-технической документации (РГАНТД) хранятся документы, рассказывающие об организации санитарного просвещения в годы войны.

Задание 2 (рабочий лист)

Одна из основных задач санитарного просвещения – организация помощи фронту.

Подберите в тексте статьи «В борьбе за санитарное благополучие (о деятельности Центрального института санитарного просвещения в годы Великой Отечественной войны)» комментарии к плакатам, размещённым на слайде.

Охрана детства, здоровья подрастающего поколения – одна из основных задач санитарного просвещения в годы Великой Отечественной войны.

Ознакомьтесь с изображениями на слайде и материалами, представленными на официальном сайте РГАНТД.

Выполните задание по ссылке.

В материалах, размещенных на сайте архива, найдите и перечислите формы санитарного просвещения населения, которые использовал ЦИСП в годы войны.

Согласны ли вы с утверждением, что в условиях военного времени, когда испытывалась потребность в массовых доходчивых и эмоциональных формах санитарной агитации и пропаганды, именно театру была отведена особая роль? Почему? Аргументируйте свой ответ, используя текст.

Задание 3 (рабочий лист)

В 1941 году на Апрелевском заводе была выпущена экспериментальная серия грампластинок Института санитарного просвещения Наркомздрава СССР.

Перейдите на сайт ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения Роспотребнадзора» и ознакомьтесь с этой уникальной коллекцией.

— Какова цель выпуска этих грампластинок?
— Кто стал автором текстов? Почему?
— Кем были озвучены тексты? Почему создатели серии остановили свой выбор на голосе этого диктора?

Послушайте аудиозапись грампластинки «Не курите», нажав на соответствующее изображение. Какое впечатление произвела на вас эта запись? Потеряло ли это обращение со временем свою актуальность? Аргументируйте свой ответ.

Прочитайте цитату из статьи «Санитарная агитация и пропаганда», размещенную на слайде. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

Как соотносятся между собой в контексте темы занятия понятия «агитация», «пропаганда», «просвещение»?

* Задание 4 (рабочий лист)

* Задание 5 (рабочий лист)

Санитарное просвещение на обслуживаемой территории

Участково-территориальный принцип здравоохранения позволяет и в настоящее время проводить широкую санитарно-просветительскую работу на объектах обслуживаемой поликлиникой территории, в первую очередь на врачебном участке.

Эта работа складывается из санитарного просвещения:

  • больных и их родственников при посещениях на дому (формы и средства санитарно-просветительской работы аналогичны гигиеническому воспитанию больных с острыми заболеваниями);
  • всего населения обслуживаемой территории (информирование населения о профилактических и оздоровительных мероприятиях, проводимых поликлиникой и направленных на формирование здорового образа жизни).

Несомненно, значительный объем санитарно-просветительской информации население обслуживаемой территории получает через радио, кино, телевидение, прессу.

Именно в жилом микрорайоне должна быть сконцентрирована значительная часть профилактической, в том числе санитарно-просветительской, работы. Широко используются по месту жительства традиционные формы массовой и групповой санитарно-просветительской работы: лекции, профилактические приемы, дни вопросов и ответов и пр.

Для правильного проведения санитарно-просветительской работы с населением лечебно-профилактическое учреждение должно иметь необходимое оборудование и набор санитарно-просветительских средств.

В целях методической подготовки медицинских работников поликлиники по вопросам санитарно-просветительской работы среди населения и оказанию организационной помощи в ее осуществлении в отделениях профилактики поликлиник создается кабинет формирования здорового образа жизни.

Основными задачами кабинета являются:

  • организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
  • оказание организационной помощи врачам поликлиники в проведении санитарно-просветительских мероприятий;
  • методическая помощь среднему медицинскому персоналу и санитарному активу в проведении санитарно-просветительской работы с населением*.

* Ранее в задачи кабинета по формированию здорового образа жизни обязательно входило осуществление связи с местным домом санитарного просвещения с целью проведения работы по повышению квалификации сотрудников поликлиники и гигиеническому воспитанию населения. Дом санитарного просвещения обеспечивал лечебно-профилактическое учреждение необходимыми инструктивными методическими и наглядными материалами и по возможности материалами для работы с населением. К созданию материалов для населения привлекались сотрудники лечебно-профилактических учреждений.

В настоящее время только совместная работа поликлинического персонала со специалистами службы формирования здорового образа жизни (Центрами медицинской профилактики и др.) может обеспечить должный объем и высокое качество санитарно-просветительской работы среди населения в лечебно-профилактических учреждениях.

Материал подготовлен: О.В. Гончарова, доктор медицинских наук,
главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»

Санитарное просвещение населения

Система охраны здоровья населения открывает перед человеком определенные возможности для предупреждения и лечения болезней зубов и полости рта. Конкретный индивидуум и население в целом, однако, может не использовать в полной мере предлагаемые виды профилактических мероприятий. Это обусловливается неинформированностью, нежеланием, дефицитом времени и другими факторами со стороны населения или декларацией профилактических мероприятий без реального практического их осуществления со стороны органов здравоохранения. Из этого вытекает, что профилактика стоматологических заболеваний возможна, если население информировано и желает предупредить болезни, а система здравоохранения наряду с предоставлением информации осуществляет медико-социальные мероприятия по обеспечению здоровья.

Читать еще:  Санитарные правила 4690 88 от 05

Для обеспечения здоровья населения нужны полноценное питание, качественная питьевая вода, нормальные условия труда и отдыха, своевременная адекватная стоматологическая помощь, необходимые средства индивидуальной гигиены полости рта и др. Решение большинства из этих вопросов выходит за рамки прямых функциональных обязанностей стоматолога. Однако только стоматолог как специалист может определить задачи и содержание санитарного просвещения, обеспечить лечебно-профилактическую помощь населению, координировать и оценивать ее эффективность.

Санитарное просвещение — это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень здоровья.

Обеспечение здоровья — это создание человеку условий жизнедеятельности, исключающих вредные для здоровья факторы, а также предоставление адекватной медицинской помощи для поддержания необходимого уровня здоровья.

Санитарное просвещение и обеспечение здоровья — две части единого профилактического комплекса мероприятий. При отрыве санитарного просвещения от обеспечения здоровья его проведение среди населения будет неоправданной тратой времени и средств.

Санитарное просвещение должно проводиться на высоком профессиональном уровне. Вся предоставляемая населению информация должна быть научно обоснованной и проверенной на практике.

Одним из наиболее существенных теоретических аспектов санитарного просвещения является обеспечение обратной связи с населением. Обратная связь стоматолога с населением состоит в контроле выработки стойких здоровых привычек. Предупредить заболевания моэкно лишь в том случае, если изменятся отношение населения к проблеме заболеваний полости рта и его гигиенические привычки.

Основные задачи санитарного просвещения и обеспечения здоровья сводятся к следующему:
1) информировать население об известных факторах риска возникновения стоматологических заболеваний и доступных методах их предупреждения;
2) убедить население в необходимости отказа от вредных привычек, ведения здорового образа жизни и рационального использования стоматологической помощи;
3) обеспечить населению полноценное питание, безвредные условия труда, здоровый быт и адекватную медицинскую помощь. .

Различают устный, печатный, наглядный и комбинированный методы санитарного просвещения. Каждый из них имеет свои формы: беседы, лекции, ответы на вопросы, уроки, семинары, игры, распространение печатных и иллюстрированных материалов. Формы обеспечения здоровья населения — это законы, решения, постановления, инструкции.

Формы проведения санитарно-просветительной работы подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся методы непосредственного общения: лекции, беседы медицинских работников с населением и т. д. Пассивные методы — это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, плакатов, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Пассивные методы менее эффективны, чем активные, однако они широко практикуются для информации населения о возможностях профилактики.
Средства санитарного просвещения — это радио, телевидение, видео, газеты, журналы, учебная литература, плакаты, витрины, кино, брошюры, памятки.

Средства обеспечения здоровья населения включают сеть лечебно-профилактических учреждений, качественные продукты питания, здоровый быт, систему охраны окружающей среды и создание безвредных условий труда.

Санитарное просвещение и обеспечение здоровья населения подразделяются на три организационные формы: индивидуальную, групповую и массовую. Индивидуальное санитарное просвещение проводится, как правило, на приеме у стоматолога..

Примерами группового санитарного просвещения и обеспечения здоровья могут быть уроки здоровья и плановая стоматологическая помощь в школе, занятия с беременными женщинами в школе молодой матери по вопросам правильного питания и обеспечения качественными продуктами детского питания.

Массовое санитарное просвещение и обеспечение здоровья охватывает все или большие группы населения района, города, республики, например, передачи по телевидению. При этом в продажу поставляются рекомендуемые средства гигиены.

Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая форма. Более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако эффективность таких бесед, как показывает опыт, невысокая.

Информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа, проходит следующий путь: информация — знания — убеждения — поступки — стойкие здоровые привычки. Таким образом, целью санитарно-просветительной работы является воспитание у человека правильных стойких здоровых привычек, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без этого невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.

Презентация по ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий. Тема «Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема 1.4 Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения Профессиональный модуль 01. Проведение профилактических мероприятий МДК 01.02 Основы профилактики Подготовлена преподавателем Рудик С.В. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 7» Филиал Зеленоградский

Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения Санитарное просвещение (СП) – комплекс медицинских и социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) и санитарной активности населения. Включает гигиеническое воспитание и обучение. Успех санитарно-просветительской работы во многом определяется знанием психологии аудитории, выбором форм и методов работы, отвечающих потребностям конкретных коллективов Формы санитарного просвещения Пассивные Активные

* Обратная связь в реальном режиме времени м/р и аудитории * Максимально учитываются социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей * Степень знаний в области ЗОЖ * Уровень усвояемости материала Активные формы санитарного просвещения Преимущества Недостатки Индивидуальные и групповые беседы, выступления, лекции, доклады * Короткое воздействие на аудиторию * Ограниченное количество обучаемых

* реализация не требует непосредственного присутствия м/работника * воздействуют длительное время * охватывают большую аудиторию Пассивные формы санитарного просвещения Преимущества Недостатки Научно-популярная литература, учебные и методические пособия, специальные публикации и передачи в средствах массовой информации, листовки, памятки, плакаты, санитарные бюллетени, выставки, кинофильмы и др. * Отсутствие обратной связи в реальном времени между пациентом и м/работником

Классификация методов и средств просвещения методы средства устный Лекция, индивидуальная беседа, дискуссия, информационное выступление по радио, телевидению,вечер вопросов и ответов, викторина печатный Памятка, листовка, статья в СМИ ( в том числе электронных),доска вопросов и ответов, книга, брошюра, стенная санитарная печать наглядный Плакаты, слайды, натуральные объекты, муляжи, фотографии, мультимедийная презентация, диапозитивы, муляжи смешанный Рациональная комбинация различных средств (выставка,курсовые занятия, театрализованные постановки, телевизионное выступление)

Подбирается с учетом профиля заболевания, сезонности, интереса, образования и возраста пациента. Следует помнить, что кроме гигиенического обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни нужно включать вопросы оказания самопомощи при обострении заболевания. Текст беседы должен быть составлен простым языком без сложных непонятных терминов, состоять из вводной части, основной и заключительной. Тема беседы Школа здоровья для пациентов Целью её создания является привитие знаний и навыков по ведению здорового образа жизни, сохранению и поддержанию своего здоровья, жизненного тонуса и работоспособности. Выработка модели поведения, позволяющей достичь приемлемого или оптимального для сложившихся социально-экономических условий уровня здоровья.

книжка, листок с краткими наставлениями на какой-нибудь случай, с краткими сведениями о ком-нибудь, чём-нибудь. Памятка Предназначается для отдельных групп населения или пациентов с определенными заболеваниями. Текст памятки состоит из перечня конкретных советов, правил и сведений гигиенического характера.

настенный лист с пояснительным, агитационным, рекламным или учебным текстом (санитарно-просветительным, агитационным, агитационно-пропагандистским, учебно­-инструктивным). Плакат Сопровождается крупным рисунком с изображением предмета, процесса или явления, связанного с тематикой здоровья, профилактикой заболевания и кратким текстом. Может быть в виде микроплаката (формат А4 — АЗ) с текстом на обороте. Привлекает внимание, поддерживает интерес населения к трактуемой проблеме, побуждает к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.

печатный или рукописный листок злободневного агитационного, политического или информационного содержания. Листовка Несет ярко выраженный агитационный характер, содержащий гигиенические сведения. Текст — краткий, лаконичный, без детализаций. Освещает суть проблемы. Сопровождается мотивированным призывом к участию в оздоровительных или профилактических мероприятиях.

Буклет печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой. Иллюстрированное издание в виде определенным образом сложенного листка бумаги. Содержит краткую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.

Санбюллетень Санбюллетень — форма санитарной настенной печати, освещающая вопросы медицины и гигиены. Стандартный размер — 60 * 90 см, расположение горизонтальное. Состоит из текстовой и изобразительной части, допускается оформление, состоящее из одного текста. Текстовая часть содержит четкие понятия по предлагаемой теме, имеет законченную мысль и написана доступным, понятным языком без нагромождения медицинских терминов. В текстовой части может быть выбран любой жанр (информация, очерк, рассказ, стихи). Основные требования к тексту: острота вопроса, практические предложения, краткость, убедительность. Текст заканчивается лозунгом, призывом, обращением, вытекающим из содержания санитарного бюллетеня. Текст пишется художественным шрифтом или печатается, располагается колонками шириной не более 2/3 листа (шрифт — не менее 14, интервал — 2,0). При написании текста следует воздержаться от излишней многоцветности. Как правило, применяют два цвета: один — для текста, другой — для выделения некоторых его частей, букв, цифр. Третий — цвет фона. Текстовую часть дополняют иллюстрации, фотографии, рисунки, схемы, лозунги. Название санитарного бюллетеня должно быть броским, ярким и не запугивающим, недопустимо использование профессиональных терминов. Рисунок не должен подтверждать текст, он должен его дополнять. Содержательную часть санитарного бюллетеня выделять рамкой. Нежелательно использовать схемы и фотографии, рисунки внутренних и пораженных органов. Слово «Санитарный бюллетень» пишется мелким шрифтом в правом углу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector