Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выборы не состоялись если явка меньше

Почему белорусы не верят в официальные результаты выборов

Сколько голосов на самом деле набрали Александр Лукашенко и Светлана Тихановская и почему протестующие белорусы не верят в официальные результаты выборов?

По официальным результатам ЦИКа, Лукашенко победил на президентских выборах в первом туре, набрав 80,1% голосов. Тихановская якобы набрала 10,12%.

По закону белорусский ЦИК не обязан выкладывать избирательные протоколы в открытый доступ. Поэтому задолго до выборов общественные инициативы, в частности платформа «Голос», «Зубр» и «Честные люди», призывали белорусских избирателей фотографировать и отправлять им свои бюллетени, что в Беларуси не запрещено законом. В итоге более миллиона белорусов подтвердили на платформе «Голос», что проголосовали за Тихановскую, – почти в два раза больше, чем по официальным результатам ЦИКа.

Активисты также просили присылать фотографии протоколов, которые на некоторых участках вывешивали в окнах, например.

Благодаря волонтерам в открытом доступе есть официальные протоколы с 1310 избирательных участков из 5767 по всей стране. А это почти 1,9 миллиона голосов или более 30% от всех белорусских избирателей. С этими данными работали активисты и аналитики.

Московский депутат, научный сотрудник физического факультета МГУ Максим Гонгальский вместе с группой волонтеров проанализировал 1,6 миллиона голосов из официальных протоколов. Он пришел к выводу, что Лукашенко набрал 58% голосов, а Тихановская – 28%. Но если отбросить результаты с участков с аномально высокой явкой, что может быть признаком фальсификации, считает Гонгальский, Лукашенко набрал 43%, а Тихановская – 45%.

«Даже если бы мы предположили, что никаких фальсификаций не было, то даже в официальных протоколах голосования у Лукашенко получается порядка 61%, а ЦИК озвучивает 80, – сказал один из создателей «Голоса» Павел Либер. – Когда мы берем участки, которые без фальсификаций, [. ] там у Лукашенко получается около 30%. Тогда получается, что 30 и 80 уже нельзя добить вбросами, каруселями. Это значит, что ЦИК просто нарисовал какое-то число, при этом он даже не посмотрел в свои собственные протоколы. Они себя даже не утруждали».

О фальсификации выборов, например, говорят статистические аномалии, которые нашел профессор биостатистики Вадим Зипунников во время анализа официальных результатов предварительной явки, – по данным ЦИК, досрочно проголосовали 41,7% избирателей. Анализ Зипунникова показывает, во-первых, четкий тренд – чем выше на участке явка, тем меньше голосов у Тихановской и тем больше – у Лукашенко. На тех же участках, где явка низкая, большинство голосов у Тихановской.

Во-вторых, официальные результаты голосования показывают, что называется, струны участков в крупных городах, где и явка, и процент голосов за Лукашенко, и процент за Тихановскую одинаковы.

«Я смотрю на проблему со статистической точки зрения. Я могу сказать, что по сотням УИКов, которые присутствуют в Минске, получить такой результат – идентичный практически – статистически нереально», – добавил он.

О проблеме завышенной явки говорят многие аналитики – Сергей Шпилькин, например, подсчитал, что ее подняли как минимум в два раза.

«С одной стороны, явка создавалась прессингом властей, которые говорили, что в основной день из-за коронавируса все не успеют проголосовать. Во-вторых, на досрочном голосовании было ограниченное количество наблюдателей. Были созданы все условия для того, чтобы можно было вбрасывать бюллетени», – сказал Либер.

Выборы в Беларуси прошли с многочисленными нарушениями – активисты «Зубра» получили об этом почти 7 тысяч сообщений. Основные нарушения – недопуск аккредитованных наблюдателей, ограничение их прав и несовпадение количества проголосовавших с данными из протоколов. По данным «Голоса», фальсификации были обнаружены на 30% избирательных участков из тех, которые они анализировали.

Многие голоса, отданные за Тихановскую, ЦИК просто не засчитал. Только на 1310 участках, Тихановская набрала 471709 голосов. При этом по всей Беларуси ЦИК засчитал Тихановской 588619 голосов.

Более того, у активистов есть протоколы 59% избирательных участков Минска. Только на них Тихановская набрала больше голосов, чем ЦИК засчитал ей по городу в целом.

«Мы не можем сказать точно, сколько людей голосовало за Тихановскую. У нас не хватает для этого данных. Мы понимаем, что у нее отобрали огромное количество голосов в результате фальсификаций», – сказал Либер.

У волонтеров нет доступа ко всем официальным протоколам, поэтому реальные результаты выборов они не могут подсчитать. Но имеющаяся информация позволяет делать вывод: если бы выборы в Беларуси прошли честно, Лукашенко и Тихановскую как минимум ожидал бы второй тур. Как максимум – Лукашенко проиграл бы Тихановской еще в первом туре.

В Киргизии пройдут выборы президента и референдум по вопросу о форме правления в стране

БИШКЕК, 10 января. /ТАСС/. Досрочные выборы президента и референдум по вопросу о форме правления состоятся в воскресенье в Киргизии. Об этом ТАСС сообщили в Центральной избирательной комиссии по проведению выборов и референдумов (ЦИК) в республике.

«Досрочные выборы будут признаны состоявшимися при любой явке, а референдум — при активности граждан свыше 30%», — заявила ТАСС член ЦИК Гульнар Джурабаева. По ее словам, победу в первом туре может одержать кандидат, за которого проголосуют более половины пришедших на участки избирателей. Второй тур будет назначен в случае, если ни один из претендентов не наберет больше 50% голосов.

«На подведение итогов выборов отводится 20 дней, но в случае с досрочными срок сокращается на четверть, то есть у Центризбиркома на это будет 15 дней. Итоги референдума необходимо подвести в течение 35 дней», — пояснила член ЦИК. Что касается плебисцита, то в бюллетени внесены три пункта: «за президентскую» форму правления, «за парламентскую» и «против всех». В настоящее время в Киргизии существует президентско-парламентская форма.

«Референдум был назначен несколько поспешно, но он консультативный. Речь не идет о проекте конституции, который действительно требовал бы широкого разъяснения. Поскольку возникла острая дискуссия в обществе о формах правления, я думаю, очень позитивно, что будет такой опрос общественного мнения, каковым, по сути, является любой референдум, и это будет взято и учтено при дальнейших дискуссиях о путях развития Кыргызстана», — сообщила корр. ТАСС глава ЦИК Нуржан Шайлдабекова. По ее словам, с учетом позиции, которую большинство граждан выразят на референдуме, будет продолжена общественно-политическая дискуссия в рамках проведения конституционной реформы.

Фавориты предвыборной гонки и нарушения

Первоначально о намерении выставить свою кандидатуру на досрочных президентских выборах ЦИК официально уведомили 63 человека, однако всего 18 из них сумели выполнить все предусмотренные законом требования и пройти процедуру регистрации. Когда уже были отпечатаны и отправлены на участки бюллетени, еще один претендент объявил о снятии с предвыборной гонки. Из бюллетеней его фамилию членам участковых комиссий пришлось вычеркивать вручную.

Согласно проводимым на различных платформах онлайн-голосованиям и мнению киргизских политологов, фаворитом считается бывший премьер и исполняющий обязанности президента Садыр Жапаров, который для участия в предвыборной гонке в соответствии с законодательством вынужден был уйти с должности. Эксперты предполагают, что он может победить уже в первом туре.

Реальную конкуренцию ему могут составить всего несколько кандидатов, в том числе обладающий большим опытом участия в президентских выборах лидер партии «Бутун Кыргызстан» («Единый Кыргызстан») Адахан Мадумаров, руководитель партии «Кыргызстан» Канат Исаев, экс-председатель Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) страны Абдил Сегизбаев. Почти все они во время предвыборной кампании неоднократно заявляли о необходимости сближения республики с Россией и более активном участии в евразийской интеграции.

Как отметила Джурабаева, в период нынешней предвыборной гонки нарушений было выявлено «однозначно меньше», чем на прошедших в октябре парламентских выборах, которые в итоге были признаны недействительными и привели к массовым протестам. По ее словам, «на парламентских выборах были многочисленные жалобы о случаях подкупа и использовании административного ресурса». На данный момент в ЦИК в общей сложности поступили всего 79 сигналов о нарушениях законодательства, 54 из которых рассматриваются правоохранительными органами. Семь человек были оштрафованы за нарушение правил агитации, один — за размещение материалов, не имеющих отношения к кандидату. Еще один штраф наложен на генерального директора частной телерадиокомпании за «несоблюдение правовых условий».

Как пояснили в ЦИК Киргизии, в воскресенье все избирательные участки будут открыты с 8 часов утра до 20 часов вечера по местному времени (05:00-17:00 мск). За пределами Киргизии будут работать 48 участков, большинство из них — на территории России. Пять участков откроются в Москве, а также по одному — в городах Тюмень, Сургут, Южно-Сахалинск, Якутск, Иркутск, Красноярск, Владивосток, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск. На всех 2 476 избирательных участках будут установлены две избирательные урны: одна — для голосования на выборах, другая — для референдума. В списки избирателей в Киргизии, где проживают около 6,5 млн человек, включены почти 3,56 млн граждан.

Особые меры безопасности

В связи с выборами личный состав МВД, а также других силовых и правоохранительных органов Киргизии несколько дней назад был переведен на усиленный вариант несения службы. В день голосования МВД обещает направить на охрану общественного порядка 11 тыс. своих сотрудников. Помогать им будут 9 тыс. народных дружинников, а также представители МЧС, таможни и налоговой службы. Киргизские спецслужбы совместно с МВД и пограничниками проводят «фильтрационную работу въезда-выезда граждан, в целях выявления членов террористических и религиозно-экстремистских организаций, а также в приграничных районах по недопущению конфликтных ситуаций».

В современной истории Киргизии власть трижды менялась насильственным путем. Дважды причиной тому стали фальсифицирование результатов голосования или применение административного ресурса.

В Центризбиркоме Киргизии уверены, что за счет использования современных технологий любые подтасовки итогов выборов исключены. Все без исключения участки в стране оснащены электронными избирательными урнами, которые ведут учет голосов и сразу после завершения голосования передают предварительные сведения на центральный сервер. Разночтения этих данных с ручным подсчетом бюллетеней становятся причиной тщательной проверки на участке и иногда даже приводят к аннулированию на нем итогов голосования. Кстати, именно из-за электронных урн в Киргизии отпала необходимость экзитполов.

Помимо этого, на участках в Киргизии в обязательном порядке проводится процедура считывания биометрических данных граждан, на основании которой избирателю выдается бюллетень. Жители страны, которые пока не сдали в Государственную регистрационную службу свои биометрические данные, к голосованию не допускаются.

За прозрачностью выборов и референдума в Киргизии будут следить несколько тысяч местных наблюдателей и более 300 международных, которые представляют свыше 40 государств и более 30 международных организаций. Самыми многочисленными миссиями международных наблюдателей являются представители СНГ и ОБСЕ.

Выборы в период пандемии

Президентские выборы и референдум проводятся в Киргизии на фоне пандемии коронавирусной инфекции. Как сообщили ТАСС в Минздраве республики, к предстоящему голосованию в стране была разработана система обеспечения санитарной безопасности граждан.

«Совместно с сотрудниками Центризбиркома разработан специальный алгоритм действий для обеспечения санитарно-эпидемиологической защиты здоровья граждан на время проведения выборов и референдума», — заявил представитель министерства. По его словам, алгоритм в том числе включает в себя обеспечение всех членов участковых избирательных комиссий защитными масками и экранами, дезинфицирующими средствами и так далее.

«Каждый участок в день голосования будет обеспечен всеми предусмотренными алгоритмом защитными средствами. Члены комиссий обязаны обеспечить социальное дистанцирование граждан во время выборов», — отметил собеседник. Помимо этого, заверил он, в целях профилактики на большинстве избирательных участков во время голосования будет дежурить медперсонал.

На сегодняшний день в Киргизии выявлено около 81 тыс. инфицированных коронавирусом. Более 77 тыс. из них выздоровели, 1,36 тыс. умерли от вызванных вирусом осложнений.

Почему были назначены досрочные выборы

Четвертого октября 2020 года в республике состоялись выборы в национальный парламент, а уже на следующий день несколько тысяч сторонников проигравших партий начали в Бишкеке акции протеста против результатов голосования. По итогам выборов, которые позже ЦИК признал недействительными, в состав законодательного органа проходили в основном пропрезидентские партии, что и вызвало недовольство граждан.

Читать еще:  Образец письма о расторжении договора оказания услуг

Силовики попытались разогнать митингующих в том числе с помощью резиновых пуль и светошумовых гранат. Но после почти шестичасового противостояния верх одержали участники протестной акции, захватившие здания парламента, администрации президента и правительства. Под давлением участников беспорядков из мест заключения на свободу были выпущены ряд известных в Киргизии политиков, включая ставшего впоследствии премьером и и. о. президента Садыра Жапарова.

В результате октябрьских событий президент Сооронбай Жээнбеков объявил о сложении полномочий. Чтобы вернуть ситуацию в законное русло, депутаты избрали новое правительство во главе с Жапаровым. После того как Жапаров официально стал кандидатом в президенты, должность исполняющего обязанности главы государства перешла к спикеру парламента Таланту Мамытову.

Как менялись правила выборов президента РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года опубликовано постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории законодательства о выборах президента РФ.

Первый закон о выборах российского президента

Пост президента РСФСР (с 25 декабря 1991 г. — президента Российской Федерации) был учрежден по итогам общероссийского референдума 17 марта 1991 г.

24 апреля 1991 г. председатель Верховного совета (ВС) РСФСР Борис Ельцин подписал первый закон, установивший правила выборов президента России. Согласно документу, на высший должностной пост в стране мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок его полномочий составлял пять лет. Голосование проводилось одновременно по кандидатам в президенты и вице-президенты (последний пост был упразднен с принятием новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.). В нем могли участвовать граждане, достигшие 18 лет (эта норма позднее не менялась).

Право на выдвижение кандидатов в президенты по закону имели зарегистрированные политические партии, профсоюзы, массовые общественно-политические движения, трудовые коллективы, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, собрания граждан и военнослужащих. Для участия в выборах претендентам необходимо было собрать подписи 100 тыс. граждан или получить поддержку не менее 20% от общего числа народных депутатов РСФСР. При голосовании избиратели должны были оставить в бюллетене фамилию только одного кандидата, которого поддерживают, остальные — вычеркнуть. Избранным считался кандидат, получивший более половины голосов избирателей.

Изменения в законодательстве в 1990-е годы

17 мая 1995 г. был принят новый закон «О выборах Президента Российской Федерации». В нем появился ценз оседлости: президентом мог быть избран только гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. При этом верхнее ограничение по возрасту — 65 лет — было снято.

В законе впервые был определен механизм назначения даты выборов. Днем голосования стало первое воскресенье после истечения конституционного срока полномочий действующего главы государства.

Выдвигать кандидатов получили право инициативные группы граждан, избирательные объединения (общественные организации в уставе которых прописана возможность участия в выборах) и избирательные блоки, в которые входили два и более объединений. Для выдвижения кандидата непосредственно избирателями необходимо было провести собрание инициативной группы численностью не менее 100 человек. Каждый из зарегистрированных кандидатов должен был предоставить в Центризбирком 1 млн подписей избирателей в свою поддержку (при досрочных и повторных выборах — в два раза меньше).

Впервые в законодательстве были предусмотрены досрочное голосование (на судах, находящихся в день выборов в плавании, полярных станциях, в отдаленных районах РФ), а также голосование по открепительным удостоверениям. Были установлены современные правила заполнения избирательного бюллетеня: гражданин должен был поставить любой знак в пустом квадрате напротив фамилии выбранного им кандидата.

Избранным считался претендент, получивший более половины голосов граждан, принявших участие в голосовании. Был введен минимальный порог явки избирателей: выборы признавались несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей.

30 марта 1999 г. в законодательство были внесены поправки, требовавшие от кандидатов сообщать сведения о своей судимости и иностранном гражданстве, а также о доходах и имуществе. Предоставление недостоверных сведений в ЦИК стало основанием для отказа в регистрации кандидата или ее отмены. Законом установлена возможность регистрации претендентов на высший государственный пост на основании денежного залога.

31 декабря 1999 г. был принят новый федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». В документе был изменен принцип назначения даты выборов: днем голосования было определено первое воскресенье месяца, в котором состоялись предыдущие выборы главы государства.

Также был введен дополнительный критерий признания выборов несостоявшимися. Центризбирком принимал такое решение в случае, если против всех кандидатов проголосовали больше избирателей, чем за кандидата, набравшего наибольшее число голосов.

Изменения в законодательстве в 2000-е годы

10 июля 2001 г. в избирательное законодательство были внесены поправки, запрещавшие главе государства, досрочно покинувшему свой пост, участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой.

10 января 2003 г. был принят ныне действующий закон «О выборах Президента Российской Федерации», усложнивший регистрацию кандидатов-самовыдвиженцев. Численность группы граждан, которую необходимо было создать в поддержку самовыдвиженца, была увеличена до 500 человек. Вместо 1 млн подписей избирателей для регистрации нужно было собрать 2 млн. Была введена норма об отказе в регистрации кандидатов, суммарное количество недостоверных и недействительных подписей в поддержку которых составляет 25% от общего количества.

Согласно поправке в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 21 июля 2005 г., право выдвигать кандидатов получили политические партии, а избирательные блоки были запрещены. Сокращен допустимый процент брака в подписных листах (до 5%).

Отменена обязанность уходить в отпуск во время предвыборной кампании для кандидатов, замещающих государственные должности категории «А» (президент, председатель правительства, председатели палат Федерального собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры и др.).

Расчет окончен: за поправки — 77,92%. Как голосовала страна и откуда взялся первый протестный регион

Президент России Владимир Путин во время выступления на митинге-концерте «Россия. Севастополь. Крым», посвященном четвертой годовщине присоединения Крыма к России на Манежной площади 18-го марта 2018 года. Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

После обработки Центризбиркомом 100% бюллетеней число проголосовавших за поправки к Конституции составило 77,92%. Это выше результата Владимира Путина на президентских выборах 2018 года, тогда за него проголосовали 76,69%.

Явка по стране составила почти 68% (по данным 99,9% обработанных бюллетеней). Это соответствует требованию Кремля к регионам, о котором писали «Открытые медиа»: согласно разнарядке из администрации президента, явка должна была в среднем составить 65%, то есть быть не меньше, чем на выборах президента в 2018-м.

У 50 регионов явка оказалась ниже, чем в 2018 году

Если по стране в целом итоговые результаты объявлены, то по отдельным регионам на 12.00 мск есть только данные от обработки 99,9% бюллетеней. Лидером по явке стала Чечня — здесь пришли голосовать 95,14% избирателей. У лидера по явке на президентских выборах в 2018-м — Тувы — результат в этом году оказался чуть ниже — 92,8%.

При этом явка на голосовании 2020 года по сравнению с президентскими выборами в 2018-м выросла только у 35 регионов, у 50 она снизились. Наибольший прирост в явке наблюдался у Башкортостана (+15,4 процентного пункта, 90,83% против 75,45), Тувы (+13,4 процентного пункта) и Астраханской области (+13 процентных пунктов).

Среди лидеров по падению явки — Камчатский край, Мурманская область и Хабаровский край. В этих трёх регионах явка снизилась на 20 и более процентных пунктов.

У 9 регионов явка на голосовании по поправкам к Конституции не превысила 50% (Камчатский край, Иркутская область, Хабаровский край, Томская область, Мурманская область, Карелия, Новосибирская область, Новгородская область и Алтайский край). На президентских выборах в 2018 году таких регионов не было.

В России появился первый протестный регион

Единственным протестным регионом стал Ненецкий автономный округ. Здесь число проголосовавших за одобрение поправок к Конституции составило 43,78%. На выборах президента в 2018 году Владимир Путин набрал в этом регионе 71,15% голосов. Протестное голосование в Ненецком автономном округе может быть связано с планами по включению региона в состав Архангельской области.

Лидером по проценту избирателей, проголосовавших за одобрение поправок к Конституции, стала Чечня — 97,92%. У Тувы и Крыма этот показатель также превышает 90%. Но на президентских выборах в 2018 году Владимир Путин набрал 90% и более в 6 регионах. В Кабардино-Балкарии, Дагестане и Севастополе процент проголосовавших за одобрение Конституции оказался меньше, чем процент проголосовавших за Путина в 2018-м.

Инфографика «Открытых медиа» Разница между процентом проголосовавших за одобрение поправок к Конституции и процентом голосов за Владимира Путина на президентских выборах разделила регионы почти поровну: в 43 регионах процент вырос по сравнению с 2018-м, в 42 — снизился.

Лидером по приросту стали Приморский край (+13,6 процентного пункта, 78,86% против 65,26%) и Башкортостан (+11 процентных пунктов).

Наибольше падение — в Ненецком автономном округе (-27,4 процентного пункта, 43,78% против 71,15%), в Мурманской области (-13,8 процентного пункта) и Магаданской области (-10,3 процентного пункта).

В Москве снизилась явка и процент проголосовавших за поправки к Конституции по сравнению с результатами 2018-го. В Санкт-Петербурге, наоборот, выросли явка и процент одобряющих деятельность Владимира Путина на посту президента России.

Особое мнение

Кандидат экономических наук Алексей Захаров в своём Facebook отметил сильную зависимость между явкой избирателей на участках и процентом проголосовавших за одобрение поправок в Конституции. Он также обратил внимание, что у многих участков явка кратна 5% и поэтому из точек (явка на одном произвольном участке) выстраиваются «вертикальные линии» на графике. Инфографика Алексея Захарова Также по его данным, есть зависимость между досрочным голосованием и процентом избирателей, проголосовавших за одобрение поправок к Конституции: чем выше доля досрочного голосования, тем выше процент проголосовавших за. Инфографика Алексея Захарова

Не явки ради

Нововведения в избирательное законодательство стали продуктом активных дебатов между депутатами-единороссами, предложившими их, и Центральной избирательной комиссии. В последний день весенней сессии Государственной Думы депутаты в первом чтении рассматривали законопроект, вносящий изменения в Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс. Документ предполагал полное восстановление досрочного голосования на выборах и введение новых оснований для отказа в регистрации кандидатам и снятия с регистрации.

Усилиями Центризбиркома инициатива депутатов ко второму чтению, прошедшему только осенью, серьезно изменилась. В итоге досрочное голосование на выборах было окончательно отменено, но главное — из избирательного законодательства всех уровней исчезло понятие минимального порога явки.

Со вступлением в силу поправок любые выборы в Российской Федерации будут признаны действительными вне зависимости от процента проголосовавших на них граждан. Даже если в день голосования на избирательный участок придет только один человек. До сих пор по российским законам выборы считались состоявшимися, если в них участвовали 20 процентов на региональных выборах, не менее 25 процентов — на федеральных парламентских и не менее 50 процентов — на президентских.

Сторонники отмены порога свою позицию объясняли просто. В большинстве стран, в том числе демократических, минимальной явки вообще не существует. Что касается России, то у нас, подчеркивает председатель ЦИК Александр Вешняков, особой проблемы с явкой нет.

По крайней мере на федеральных выборах. Избрание президента никогда не проходило с явкой ниже 60 процентов. А интерес населения к думским выборам всегда позволял преодолеть планку в 50 процентов.

Что до региональных выборов, то здесь граждан будут привлекать другими методами. В частности, выборами только по партийным спискам, с последующим выдвижением кандидатуры губернатора победившей партией. К тому же, уверены в ЦИК, с отменой явки на региональных выборах исчезнет и дамоклов меч признания их недействительными из-за недостаточного количества проголосовавших. Как известно, в последние годы к региональным выборам интерес населения становился все меньше и меньше. Это нередко приводило к тому, что граждан целыми предприятиями принуждали идти на выборы или централизованно голосовать по открепительным удостоверениям. Теперь такое административное принуждение тоже должно уйти в прошлое.

Читать еще:  Система лечебно эвакуационного обеспечения населения при чс

Одновременно усиливается ответственность кандидатов и избирательных объединений за нарушение законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Так, уже весной партии может быть отказано в регистрации списка кандидатов, если до начала или во время избирательной кампании кто-то из ее представителей, входящих в список, допускал в публичных выступлениях призывы и высказывания, разжигающие социальную, расовую, национальную или религиозную рознь. Демонстрация нацистской символики СС тоже станет причиной для отказа в регистрации.

Кандидатом на федеральных и региональных выборах не сможет стать гражданин с неснятой или непогашенной на день выборов судимостью за преступления экстремистской направленности, а также совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления.

Снимать с регистрации будут и за использование административного ресурса, и при обнаружении факта подкупа избирателей избирательным объединением или его доверенным лицом.

Определенные запреты вступают и на период ведения избирательной кампании. Они касаются ведения контрагитации против оппонентов. Зарегистрированным кандидатам и партиям запрещается использовать эфирное время на радио и телевидении с целью агитации против других кандидатов и партий, описывать возможные негативные последствия в случае избрания гражданами политического соперника и в целом распространять информацию, создающую негативный образ конкурента у избирателей.

«Агитационные» запреты при этом не распространяются на такой вид теле- и радиоэфира, как предвыборные дебаты. То есть в очном словесном противостоянии с оппонентами оспаривать их позиции можно. Даже если кандидат или партия отказываются от участия в дебатах, это не означает, что остальные должны в этих дебатах молчать о конкуренте.

Как Кремль мобилизует избирателей на голосование за поправки в Конституцию

Администрация президента планирует использовать в кампании по информированию и мобилизации россиян на голосование по поправкам в Конституцию технологии, применявшиеся на президентских выборах 2018 г. Методы стимулирования избирателей будут схожими с теми, что использовались тогда в ходе беспрецедентной по масштабам мобилизационной кампании. Об этом «Ведомостям» рассказали три собеседника, близких к администрации президента, и человек, близкий к мэрии Москвы.

Собеседники, близкие к администрации, говорят, что явка должна быть более 50%, а голосование за поправки – не менее 70%. Главным ответственным за мобилизацию, по словам трех собеседников, станет политтехнолог Григорий Казанков, курировавший то же направление на выборах-2018. Он отвечал за корпоративную мобилизацию (обеспечение явки на участки сотрудников крупных предприятий, госкомпаний) и организацию опросов по проектам благоустройства городов, которые проходили в один день с президентскими выборами. К информированию о выборах тогда подключились магазины, автозаправки, банки, кинотеатры и общественный транспорт. РБК сообщал, что установка по явке и голосам за Владимира Путина составляла «70% на 70%». В итоге на участки пришли 67,5% россиян, а за Путина проголосовали 76,7%.

Один из близких к администрации собеседников полагает, что в течение недели должна быть сформирована концепция кампании. Окончательная дата опроса пока не утверждена, говорит он: «Это может быть как 12 апреля – пока это рабочий вариант, – так и 19 или 26 апреля. Окончательную дату определит президент». Ранее РБК сообщал о возможности проведения опроса 12 или 26 апреля.

Как поправки в Конституцию изменят систему управления страной

Базовая концепция состояла в том, чтобы акцентировать агитацию на социальной части проекта, но потом ФОМ и ВЦИОМ провели первые фокус-группы и опросы по поводу того, какие из поправок лучше воспринимаются населением, рассказывает собеседник: «Сейчас стало понятно, что нужно поделить электорат. Есть лояльные президенту люди, которые проголосуют за все, что он попросит. Есть большая группа, которая готова поддержать социальные поправки. И есть политизированная группа, которую тоже будут сегментировать, поскольку она неоднородна: кого-то интересует национализация элит и отказ чиновников от иностранного гражданства, других – перераспределение полномочий между институтами власти. На каждую из этих групп будет направлена агитация».

Социология показывает, что население поправки поддерживает, но есть риск, что, поскольку уровень одобрения высокий, люди на участки не придут, говорит еще один человек, близкий к администрации: «В администрации хотят максимизировать явку, чтобы она была больше 50%. А голосование за поправки точно не будет ниже 70%, это показывает социология. Просто у людей должен быть мотив, чтобы прийти на участки». Он также отмечает, что обсуждается и проведение опроса в будний день, который могут сделать выходным. «Президент, по сути, сейчас сам ведет разъяснительную работу, встречаясь с разными группами – молодежью, общественниками и т. д. Один из возможных месседжей для разъяснения поправок – это разговор о будущем страны», – продолжает собеседник. Все технологии, применявшиеся на президентских выборах, будут использоваться и сейчас, добавляет он. Времени остается все меньше и с датой нужно определяться скорее, поскольку без нее нельзя запускать мобилизационные проекты, причем вариант с переносом голосования, например, на июнь пока тоже нельзя исключать, добавляет собеседник.

Кроме Казанкова к организации опроса привлечены «ИМА-консалтинг» (будет отвечать за наружную рекламу и полиграфию), интернетом займется медиатехнолог Владимир Табак, за спецпроекты будет отвечать «Бакстер груп» Олега Матвейчева и Дмитрия Гусева, поучаствует в кампании и кремлевский think-tank ЭИСИ.

«Ведомости» направили запросы в «ИМА-консалтинг» и Табаку. Казанков и Матвейчев отказались от комментариев. Представитель ЭИСИ сказал, что они не участвуют в таких обсуждениях, а лишь проводят круглые столы, посвященные конституционной реформе.

В администрации регулярно проходят совещания об организации голосования.

В четверг куратор внутренней политики Сергей Кириенко и начальник управления президента по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев обсуждали вопрос об информировании населения с технологами. Тему голосования Кириенко также обсуждал с председателем Центризбиркома Эллой Памфиловой.

Пока президенту не докладывали об окончательной концепции проведения общероссийского голосования, возможно, доложат уже на следующей неделе, говорит один из собеседников: «В любом случае до 15–20 февраля должны определиться как с процедурой опроса, так и с окончательными поправками. То, что второе чтение законопроекта в Госдуме перенесли на более поздний срок, как раз связано с тем, что пока нет определенности по тому, как будет организован опрос». Другой собеседник не исключает, что будет и обращение президента с призывом принять участие в опросе «о судьбе России». При этом два собеседника упоминают о риске, связанном с коронавирусом: непонятно, что будет с его распространением в России, «а ведь большинство избирательных участков располагается в школах», добавляет один из них.

О намерении внести в Конституцию ряд существенных изменений Путин объявил 15 января в послании Федеральному собранию. В тот же день была создана рабочая группа для обсуждения поправок, однако уже 20 января президент внес законопроект в Госдуму, а 23 января он был принят в первом чтении. Второе чтение планировалось на 11 февраля, но было перенесено.

В послании Путин предложил вынести поправки на всероссийское голосование. Позже он пояснил, что хочет, чтобы «люди сказали, хотят они этого изменения или нет, чтобы граждане нашей страны фактически и были той окончательной инстанцией, которая или принимает этот закон о поправках, или отклоняет его». Решить, подписывать ли поправки, президент пообещал с учетом итогов голосования.

Решение задачи по достижению определенных KPI при голосовании – дело непростое, а ставки при этом высокие, рассуждает политолог Екатерина Курбангалеева: «Явка определенно должна быть не меньше 50%, чтобы в голосовании участвовало не меньше половины населения страны. Изменения в Конституцию должно одобрить большинство». Кроме того, это будет косвенный референдум о доверии президенту, полагает эксперт: «Соответственно, если президенту доверяют, то, значит, большинство должно прийти и поддержать его инициативы». Организовать же сам опрос будет очень сложно, поскольку смыслом президентской кампании было «приди и поддержи», а здесь предлагается проголосовать за целый пакет нововведений, отмечает Курбангалеева: «Должна быть информационная кампания, разъясняющая, что поправки дадут людям и зачем их принимают. Отдельная задача – краткая формулировка смысла нововведений. Я думаю, что будет обращение президента с просьбой прийти и поддержать поправки». Акцент в информационной кампании можно сделать, например, на обязательном отказе чиновников от иностранного гражданства, индексации пенсий, уравнивании МРОТа и прожиточного минимума, но в любом случае мобилизация будет непростой задачей, резюмирует эксперт.

Кремлевские эксперты считают законность выборов важнее явки

Главное — законность выборов, а не явка избирателей, говорится в докладе близкого к Кремлю Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). В преддверии единого дня голосования 10 сентября, когда в России выберут глав в 16 регионов, эксперты проанализировали явку за последние пять лет с момента возвращения прямых выборов губернаторов. Среди 15 субъектов, где пройдут выборы (без учета Севастополя), можно выделить регионы с прогнозируемо высокой явкой (Мордовия, Саратовская и Белгородская область), средней (Бурятия, Марий Эл, Удмуртия, Пермский край и Рязанская область) и традиционно низкой (Карелия, Ярославская, Томская, Калининградская, Новгородская, Кировская и Свердловская области).

Можно говорить, что в каждом регионе есть примерный показатель по явке, считает руководитель экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов: «В Свердловской области явки в 80% не будет. Там норма голосования — от 30% до 40%». Явка ниже 50% обычно бывает на территориях с высокой степенью урбанизации, образованного электората, говорит Кузнецов: «Конкуренция же на участие избирателей никак не влияет, бывает, наоборот ее понижает». По его мнению, есть некоторое «архаическое представление», что раз выборы, то все должны идти голосовать: «Но высокая явка присуща Северной Корее и Туркмении, а в странах современной демократии она от 50% и ниже».

После возвращения прямых выборов губернаторов прошли 72 избирательные кампании глав регионов. В 34 случаях выборы губернаторов были с явкой менее 40 %, в 50 – с явкой менее 50 %. В 10 наиболее конкурентных кампаниях, где был второй тур, как в Иркутской области, или где был небольшой отрыв у врио, шесть избирательных кампаний проходили с явкой менее 40%. Наиболее конкурентные выборы — губернатора Иркутской области и выборы мэра Москвы — прошли с явкой в 37% и 32% соответственно.

Эксперты Кудрина констатировали вялую агитацию на региональных выборах

«Абсолютная законность — ключевое рациональное условие легитимности», говорится в докладе ЭИСИ. Гражданам должна быть обеспечена возможность участия в выборах, а само участие и голосование — право их свободного выбора, отмечают эксперты. Явка в разных регионах определяется не только ходом кампании, но и особенности региональной политики, национальной и социальной спецификой электоральной историей, написано в докладе: «Уровень участия будет в рамках региональной нормы».

В России избиратели не совершают никаких дополнительных действий для регистрации на выборах, пишут эксперты, в отличие от, например, Великобритании или США. «В результате, если в России не вносится в список 2-4 млн граждан, признанных недееспособными, то, например, в, казалось бы, эталонных с точки зрения демократии Соединенных Штатах порядка 40-55 млн человек, имеющих активное избирательное право, сознательно отказываются от него, не регистрируясь в качестве избирателей и не участвуя в выборах», — говорится в докладе.

100 лет введению всеобщего избирательного права в России

«Не следует противопоставлять законность и явку. Явка — это реализация права граждан, и главное, чтобы в его реализации никто не мешал и не навязывал своего мнения», — говорит Кузнецов. По его словам, никакого повышенного внимания к явке нет: «Оппозиция считает, что если бы явка была 100%, то за них больше бы проголосовали, победившая же партия считает, что все прошло прекрасно. Рассуждения про явку — это всегда удел неудачников выборов. Им почему-то кажется, что если бы явка была другая, то и результаты были другими. Просто задача государства — обеспечение законности выборов и институциональной среды, в которой они происходят. А мобилизация электората — задача участников выборов».

Читать еще:  Заявление исключении реестра требований кредиторов

Важна ли явка

Из явки не надо делать фетиш, но надо ответить на вопрос, для чего России нужны выборы, говорит политолог Константин Калачев: «Если выборы инструмент перемен, то нужны свободные конкурентные выборы с полным спектром кандидатов, — и тогда явка не важна, необходимость перемен может определить заинтересованное меньшинство. Если же это инструмент легитимации принятых решений, то было бы неплохо, чтобы более 50% избирателей пришли поддержать врио, которого назначил президент». Сейчас получается, одно с другим не сходится: «у нас выборы — институт легитимации принятых решений, но при этом явка оказывается не важна», говорит Калачев.

Российской власти не нужна высокая явка на выборы

Прямой связи между степенью конкурентности выборов и явкой нет, считает политолог Александр Пожалов, «громкая кампания» также не является гарантией высокой явки, как было, например, на выборах мэра Москвы. По его мнению, главным критерием оценки выборов должна быть не явка, а легитимность, то есть «согласие всех участников и общества с их результатами, отсутствие протестов и юридических претензий к выборам». Явка на губернаторских выборах в 2017 году изначально ожидалась невысокой, поскольку партийно-политическая система ожидает президентскую кампанию, борьбу за губернаторские кресла «оппозиция, как правило, всерьёз не ведёт», говорит Пожалов. Внутриполитическому блоку администрации президента невыгодно возрождение дискуссии о «хорошей» и «плохой» явке на фоне очевидной предсказуемости исхода выборов в регионах, считает он: «Претензии к явке — единственное, что год назад критики предыдущего куратора внутренней политики пытались противопоставить конкурентным выборам в Госдуму. К тому же, ещё в начале года власть сама создавала ожидания, что на выборах в 2018 г. будет стремиться к формуле 70 на 70 на президентских выборах». Он не исключает, что доклад призван подготовить к изменению целевых показателей президентской кампании или обосновать будущие инициативы по переносу единого дня голосования или расширению способов досрочного и дистанционного голосования.

Явка сильно зависит от региона и «имея достаточный опыт, можно понять, где явка будет выше, а где ниже», согласен с выводами ЭИСИ политолог Аркадий Любарев. Прогнозируя низкую явку, им нужно оправдание, что это не так плохо, говорит Любарев: «Действительно, явка не самый главный показатель. И лучше честная низкая явка, чем накрутка административными методами и фальсификациями. Однако явка является показателем интереса к выборам, уважения к органу власти. У нас считается, что президент — главная власть, и явка на президентских выборах выше, хотя там давно нет никакой интриги». Наиболее конкурентные выборы проходят в регионах более демократических, и там действительно явка ниже: «Однако та же Иркутская область стала ярким феноменом, когда в первом туре в городе была явка 25%, поскольку люди не думали, что действующий губернатор может проиграть, а во втором туре она стала уже 41%. Люди поверили, что их голос что-то значит».

Navigation

Функция поиска

В Швейцарии прошли парламентские выборы: итоги в 6-ти графиках

Подсчет голосов в Берне, 20 октября 2019 года. Keystone / Peter Klaunzer

Швейцарские избиратели сформировали себе новый парламент. При помощи шести графиков мы наглядно покажем Вам основные результаты.

1. Динамика изменений в раскладе политических сил

End of insertion

Парламентские выборы в Швейцарии октября 2019 года ознаменовались довольно-таки по швейцарским меркам серьёзными сдвигами в раскладе основных политических сил. Сразу становится заметным, сколь решительно народ образца 2019 года оппонировал самому себе в варианте четырехлетней давности.

Если в 2015 году «Зелёные» и «Зелёные Либералы» были в стане проигравших, то четыре года спустя они смогли получить в своё распоряжение довольно значительное число депутатских мандатов, причем в большой, так и в малой палате федерального парламента страны. Что касается консервативной Швейцарской народной партии (SVP), то с ней в этом году политическая судьба обошлась диаметрально противоположным образом.

2. «Зелёная волна»

End of insertion

Климатические изменения были накануне нынешних парламентских выборов едва ли не главной темой. Партия «Зелёных» Внешняя ссылка , долгое время профилировавшаяся в качестве ведущей экологической силы страны, смогла извлечь из данной ситуации максимальную прибыль. Она, а также партия «Зелёных либералов» Внешняя ссылка , являются главными победителями выборов.

Не следует забывать, правда, что вопросы климата решаются на уровне экологии, то есть там, где климат пересекается с коммунальной политикой. И здесь Швейцария является идеальным примером того, как демократия, инновации и экологическое самосознание могут стать базисом для решения самых насущных экологических проблем Внешняя ссылка .

И именно такой курс ведут «Зелёные либералы». Собственно «Зелёные» в обычном социалистическом ключе делают ставку на «выбивание» из государства денег, которыми они, «Зелёные», могли бы распоряжаться, решая экологические проблемы. Какой подход победит в будущем?

Так или иначе, «Зелёные» смогли получить себе 17 дополнительных депутатских мандатов и теперь они даже начали посматривать на Федеральный совет, правительство Швейцарии, мол, а не пора ли нам предоставить место и в кабинете министров? Если взглянуть на динамику потерь и приобретений депутатских кресел, то можно увидеть, что обе экологические партии смогли вернуть себе всё, и даже больше того, что они потеряли на выборах в 2015 году.

3. Швейцарская народная партия SVP в проигрыше

Как и ожидалось, основным проигравшим в ходе нынешних выборов стала консервативная Швейцарская народная партия (SVP). Все предварительные опросы общественного мнения предсказывали ей потерю примерно 2% голосов избирателей, в реальности она утратила поддержку целых 3,8% граждан страны, что эквивалентно потере 12 мест в большой палате парламента, Национальном совете. На прошлых выборах в 2015 году партия смогла приобрести 11 кресел в большой палате.

4. Явка продолжает падать

Явка в Швейцарии продолжает падать, при всей политизации и мобилизации психологически важная планка в 50% опять не была достигнута. Более того, явка даже еще сократилась по сравнению с показателями четырёхлетней давности, едва добравшись до отметки в 45,1%. В Швейцарии, правда, низкая явка является признаком не политического кризиса, но скорее всеобщего социального благополучия.

Собственно, в этом смысле Швейцария не исключение, во всех богатых странах запада явка на выборы снижается последние несколько десятилетий. В Конфедерации за 50% явка переваливает в редчайших случаях. Еще в 1950-е годы явка в 70% была абсолютной нормой, но с середины-конца 1970-х гг. она начала последовательно сокращаться.

Эксперты объясняют Внешняя ссылка такую ситуацию также наличием в Швейцарии развитых инструментов прямой демократии: гражданам не нужно ждать следующих 4-5 лет до выборов, важные для них вопросы они могут решать каждые четыре месяца на референдуме.

5. Дамы в парламенте

Уже накануне выборов было ясно: страну охватила не только «климатическая», но и «женская» волна Внешняя ссылка . Среди кандидатов в депутаты никогда еще не была столь велика доля женщин (41%). Так и оказалось: доля женщин среди реально выбранных депутатов значительно выросла как применительно к большой палате парламента, так и малой. Соответственно в Национальном совете доля женщин выросла с 32 до 42%, а самой значительной женской долей обладает фракция социалистов (SP): в её рядах этот показатель достигает 64%.

Показать больше

246 швейцарских стульев: как понимать итоги выборов в Швейцарии?

Этот контент был опубликован 21 октября 2019 года 21 октября 2019 года В Швейцарии прошли парламентские выборы. А почему они меня должны интересовать? Вопрос законен. Рассказываем.

Показать больше

Пестициды, терроризм и климат на референдуме 13 июня в Швейцарии

О чем пойдет речь на всенародном голосовании 13 июня? Подробности!

Статья в этом материале

Эта статья была автоматически перенесена со старого сайта на новый. Если вы увидели ошибки или искажения, не сочтите за труд, сообщите по адресу community-feedback@swissinfo.ch Приносим извинения за доставленные неудобства.

Комментарии к этой статье были отключены. Обзор текущих дебатов с нашими журналистами можно найти здесь. Пожалуйста, присоединяйтесь к нам!

Пять стратегий протестного поведения на выборах президента России

Остаться дома, как призывает Навальный, или испортить бюллетень, как советует Ходорковский? Чем бойкот отличается от протестного голосования и как принятое решение повлияет на процесс выборов?

Граждане, которые не согласны с тем, как организован и проводится процесс выборов, или же не находят в списках кандидата, за которого он хотели бы проголосовать, могут по-разному выразить свой протест. Политики и независимые наблюдатели о том, как то или иное выражение своего несогласия влияет на итог голосования и показатель явки избирателей.

Испортить избирательный бюллетень на выборах

Одним из довольно распространенных способов протестного голосования является порча бюллетеня. Например, глава общественной организации «Открытая Россия» Михаил Ходорковский, который публично призывает это делать, если никто из кандидатов не нравится, предлагает написать на них «Путин надоел!», а затем сфотографировать и выложить в интернет. «Чтобы люди знали, что на этом участке есть такой бюллетень», — написал Ходорковский.

Правда, есть вероятность, что если эта надпись затронет только один квадрат, например, напротив фамилии Путина, то бюллетень признают действительным и голос засчитают. Решения по таким спорным вопросам обычно принимает избирательная комиссия на голосовании.

Избирательный лист считается испорченным, если отметки стоят напротив нескольких кандидатов или никаких отметок не сделано, говорит сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц. Такое поведение на выборах, безусловно, повышает явку, но снижает процент голосов за всех без исключения кандидатов. Выборы могут признать несостоявшимися, если испорчено более 50 процентов бюллетеней (обычная для российских выборов цифра — 1,5 процента). Однако, по словам политолога, доцента факультета социальных наук НИУ Высшей школы экономики (ВШЭ) Александра Кынева, если на президентских выборах будет испорчено 3-4 процента листов, то это позволит говорить о фиксируемом показателе неблагополучия.

Забрать бюллетень с собой

С одной стороны, такой метод гарантирует, что голосом избирателя никто не воспользуется. С другой — унос бюллетеня все равно повышает явку, поскольку с 1995 года в России ее по традиции считают по количеству избирателей, расписавшихся за получение листа для голосования. При этом на уровень поддержки кандидатов это никак не влияет — его рассчитывают только по числу опущенных в урну бюллетеней.

И хотя закон не запрещает оставить бюллетень себе на память, на практике возникают проблемы с избирательной комиссией и наблюдателями: избирателя могут заподозрить в фальсификациях, а в единичных случаях — даже задержать. Так, например, случилось с активистами партии «Яблоко» из Саратова в 2017 году, которые устроили флешмоб с выносом избирательных листов.

Получить открепительное удостоверение, но не пойти голосовать

Яркий, но экзотический пример протестного голосования на выборах, которым пользовались некоторые инакомыслящие в советские годы и которое дает обратный эффект. А именно — повышает явку.

Когда избиратель получает открепительное удостоверение, его вычеркивают из общего списка избирателей. Вносят его в этот список обратно лишь тогда, когда тот приходит на голосование. Если же он не проголосует, то полностью выпадет из системы выборов и тем самым повысит показатель явки (ее можно рассчитать, если поделить число пришедших на голосование на число зарегистрированных избирателей).

Проголосовать за кандидата, который вызывает меньше негативных эмоций

Распространенный вариант, который гарантирует, что вашим голосом никто не воспользуется. Он позволяет снизить процент голосов за лидирующего кандидата, но повышает явку на выборах. Выбирая кандидата, следует не только прочитать его предвыборную программу, но и оценить его планы на будущее даже в случае проигрыша, советуют политологи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector