Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конный пожарный ход в XIX — XX веках

Пожарная служба 100 лет назад: Главархив представил новые материалы

К Международному дню пожарных, который отмечается 4 мая, Главархив представил новые материалы, посвященные работе пожарной службы в конце XIX — начале XX века.

В XIX веке пожарные команды находились в ведении полиции и были распределены по частям города. Тогда на полицейские подразделения возлагались две задачи — охрана правопорядка и борьба с пожарами.

В 1898 году, согласно приказу обер-полицмейстера Москвы, у них появилась еще одна обязанность — помогать работе первых трех станций скорой помощи. Выездная бригада, состоявшая из врача, фельдшера и санитара, в качестве транспортного средства использовала повозку на конной тяге. Пожарные команды доставляли пациентов в больницы и ухаживали за лошадьми.

На верхней площадке пожарной каланчи, возвышающейся над зданием каждой полицейской части, круглосуточно дежурил часовой. Ему нужно было сообщать о замеченном возгорании и звонить в сигнальный колокол. Для этого он поднимал в определенном сочетании на коромысле каланчи шары, кресты и флаги днем, а по ночам — включал белые или красные фонари, оповещая таким образом горожан о том, в какой части Москвы начался пожар.

В мае 1907-го Финансовая комиссия Московской городской управы рассматривала вопрос о переходе пожарной команды в полное хозяйственное распоряжение города. Однако действовавшие тогда законоположения, изданные в начале XIX века, не давали такой возможности. С учетом этих обстоятельств и в целях «ныне же идти навстречу улучшения в техническом устройстве пожарной команды» Финансовая комиссия вынесла решение: «…сделать значительное сокращение в числе пожарных лошадей и бочек обоза, а также вовсе упразднить некоторые из пожарных частей».

Еще она признала необходимым при покупке следить, «чтобы все без исключения имущество точно заносилось в инвентарь городской пожарной команды». В результате управе одобрили кредит в размере девяти тысяч рублей на переустройство пожарных команд в Мясницкой, Рогожской и Сущевской частях, а также кредит в одну тысячу рублей на устройство четырех учебных городков для пожарных.

История пожарного дела в фотографиях и документах

В Главархиве хранится рапорт московскому градоначальнику Александру Адрианову, в котором брандмайор (начальник пожарной охраны) Николай Матвеев указывал на необходимость организации специальной фотографии «для наглядного ознакомления чинов пожарной команды со строительным искусством и пожарной техникой».

Николай Матвеев подчеркивал значение «систематически подобранных и помещенных в музее при пожарном депо с необходимым пояснительным текстом» фотоснимков о жизни и работе пожарных города, которые могли бы стать незаменимым материалом по истории пожарного дела в Москве, рассказать о его совершенствовании и развитии.

До 1917 года московские пожарные были спасателями широкого профиля, их привлекали к работам по ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий. В апреле 1908-го, после крупнейшего в Москве наводнения, весь личный состав пожарной команды в течение нескольких дней был задействован в работах по откачке воды, оказанию помощи пострадавшим и приведению в порядок набережных и улиц.

Также с 1908 года Московская пожарная команда начала закупать пожарные автомобили разных марок, некоторые были собраны на московских заводах частично из деталей зарубежного производства. К концу 1915-го пожарными автомобилями располагали Городская, Мясницкая, Арбатская, Сретенская, Пречистенская, Пятницкая, Басманная и Сущевская части.

В Архивном фонде Москвы находятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений столицы, личные собрания, фото-, аудио- и видеоматериалы. Архивные фотографии и документальные источники используются в выставочных и образовательных проектах.

В Барнауле восстановили пожарную телегу XIX века: она готова к работе и сейчас

В этом году на параде пожарной техники в Барнауле посетителям впервые показали самое старое транспортное средство , которое использовали борцы с огнем, — так называемый коннобочечный ход. Детали для него собирали по всему Алтайскому краю , восстанавливали телегу по чертежам позапрошлого века. Теперь этот ход можно считать главным артефактом эпохи становления пожарного дела на Алтае.

Поставленные на конную тягу бочки с водой использовали для тушения пожаров больше века. Впервые на Алтае они появились во времена , когда создавались первые пожарные команды ( в середине XIX века), и в некоторых районах из-за нехватки машин на них возили воду вплоть до конца 60-х годов XX века.

Единого стандарта для пожарных телег никогда не существовало — всюду их делали разными , кто во что был горазд. Специалисты Производственно-технического центра ( ПТЦ) федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю , которые восстанавливали коннобочечный ход в своих цехах , утверждают , что результат их труда более чем на 90% соответствует исторической правде. Реставрацией занимались шесть сотрудников на протяжении восьми месяцев в свободное от основной работы ( ремонта пожарной техники) время.

Читать еще:  Как заключить доп соглашение по госзакупкам

Без машин

Конный обоз пожарных обычно состоял из пяти-шести телег: одна или две бочки с водой , несколько линейных ходов , перевозивших личный состав ( обычно — по шесть — восемь человек), и телега с командиром и инвентарем. Впереди верхом на коне во весь опор мчался вестовой , чтобы расчистить дорогу пожарному обозу и громкими звуками трубы известить людей о грозящей беде. Движение сопровождалось непрерывным звоном рынды , подвешенной на дышлах , и бряканьем медных украшений на сбруях лошадей. Стук и грохот повозок на железных колесах стоял невообразимый , в домах дребезжали стекла , шкафы с посудой ходили ходуном. Потом колеса стали делать из дерева , и пожарный кортеж уже не вызывал такого переполоха.

«Скорость доставки воды и экипажа у обозов была достаточно низкой, — рассказывает Александр Пронь , инженер ПТЦ. — Лошадь же все время запряженной быть не могла , поэтому после звуков пожарного колокола какое-то время уходило на то , чтобы запрячь коня. Поэтому часто приезжали просто потушить угли». Недостаток оперативности обусловливает главное отличие в целях работы пожарных тех времен от современных брандмейстеров: если сейчас пожарные стараются спасти горящее здание и находящееся в нем имущество , то раньше главной задачей огнеборцев была локализация возгорания , разборка горящего здания и , если нужно , соседских построек , чтобы огонь не перекинулся дальше.

Четвероногие пожарные

Содержание и дрессировка лошадей для нужд пожарных команд требовали особого внимания. Лошадь может быть пригодна к пожарной службе только в возрасте от четырех до 12 лет. Приучали лошадей к огню и дыму постепенно. Сначала тренировали факелам , потом , сжигая пуки соломы , подводили лошадь под уздцы к пламени , при этом ее постоянно ободряли. Когда лошадь осваивалась с огнем , ее готовили к неожиданному появлению пламени , поджигая вблизи нее солому или старое негодное сено.

Помимо основной работы , на плечи пожарных ложились уборка конюшен , ежедневная мойка и чистка лошадей , стрижка грив. Также лошадей приходилось мыть после каждого выезда на пожар. Личный состав ежегодно заготавливал сено для лошадей. Пожарные даже сеяли овес , убирали его вручную.

Среди животных не было двух с одинаковыми кличками: когда к месту тушения пожара прибывает несколько частей , лошадь должна слушаться лишь своего фурмана ( кучера). В тушении огня он не участвовал , только держал стремена.

До революции каждый гражданин при известии о загорании должен был бежать к месту пожара. Не явившиеся подвергались денежному взысканию в сумме 10 рублей.

Добровольные пожарные общества создавались на Алтае с 1893 года. Учредители обществ усиленно формировали состав членов команды и дружинников из своих приказчиков и служащих , не считаясь с желаниями последних.

В середине 1700-х годов барнаульский инженер Козьма Фролов предложил проект пожарной машины. Она предназначалась для тушения пожаров в заводских и фабричных корпусах и представляла бы собой стационарную противопожарную установку , прототип современной дренчерной системы и пожарного водопровода. Но воплотить в жизнь такую установку так и не удалось: царскую администрацию изобретения не интересовали.

Иван Рунтов,
начальник производственно-технического центра федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю , полковник:

Около 70% пожарной техники в крае — это автомобили , которые подлежат списанию. Срок службы пожарного автомобиля около 10 лет , а у нас в некоторых частях на вооружении стоит техника , которой по 20−25 лет. Последнее массовое поступление было в 1993—1994 годах , потом лет десять техника вообще практически не обновлялась. В последнее время новая пожарная техника все же поступает , обычно — пять — семь единиц в год. Этого недостаточно.

Как менялась пожарная техника

1924 год

Пожарный автонасос АМО-Ф-15. Простой по конструкции , дешевый в изготовлении , этот автомобиль послужил образцом для всего развития советской пожарной техники в довоенный период.

1936 год

Автоцистерна ПМЗ-2. Емкость для воды серийной модели составляла всего 1500 литров. Боевой расчет — 6 человек. Цистерна закреплялась на специальных кронштейнах хомутами и растяжками. У более поздних моделей степень наполнения емкости с водой определялась ртутным указателем уровня , установленным сзади цистерны. На автоцистерне предусматривался обогрев емкости с водой в зимнее время.

Читать еще:  Продажа квартиры у нотариуса сколько платить

1960 год

Автоцистерна ПМЗ-53А. Серийная автоцистерна на шасси ЗИЛ-164. Боевой расчет составлял 7 человек. Объем цистерны для воды — 2100 л , пенообразователя — 150 л. Устанавливался насос ПН-30К производительностью 30 литров в секунду. В отличие от более ранних моделей она имела цельнометаллический кузов , состоящий из трехместной кабины водителя , четырехместной кабины боевого расчета и двух тумб с отсеками. Цельнометаллический кузов и кабина боевого расчета были значительно долговечнее и надежнее в эксплуатации , чем деревянные.

1978 год

Автоцистерна АЦ-40 ( 130)-63Б. Серийная автоцистерна на шасси ЗИЛ-130. По сравнению с предшественниками увеличена емкость цистерны для воды до 2350 литров и 165 литров пенообразователя. Боевой расчет — 7 человек. Устанавливался центробежный насос ПН-40У производительностью 40 литров в секунду. Это один из самых красивых и массово выпускавшихся советских пожарных автомобилей.

2011 год

Автоцистерна АЦ-3,2−40/4 ( 43253)-001МС. Серийная автоцистерна на шасси КамАЗ-43253. Предназначена для тушения пожаров в жилых зданиях , на промышленных объектах , для доставки к месту вызова боевого расчета , пожарно-технического вооружения , аварийно-спасательного оборудования и запаса огнетушащих веществ. Боевой расчет — 5 человек. Объем цистерны для воды — 3200 л , пенообразователя — 200 л. Оснащена современным стволом-распылителем высокого давления с изменяемым углом факела распыла огнетушащих веществ NePiRo Ergo. Цистерна изготовлена из пластика и оснащена электронным водомером и австрийским центробежным насосом Rosenbauer NH 30 производительностью 40 л/сек.

Цифра

В 2013 году в Алтайском крае произошло 3 568 пожаров ( в среднем это почти десять возгораний ежесуточно). В них погибли 216 человек и 208 — пострадали.

В регионе действуют 163 подразделения Федеральной противопожарной службы. Это самое большое количество в Сибирском федеральном округе. Всего на вооружении алтайских огнеборцев находится 899 единиц техники боевого расчета. Личный состав противопожарной службы насчитывает 1377 человек.

Первая пожарная часть в Барнауле появилась 150 лет назад , в 1864 году

Иван Кузьмин , Евгений Соков

Прийти на помощь в любое время: работники пожарной охраны отмечают профессиональный праздник

История пожарной охраны в России насчитывает почти 400 лет. 372 года назад. 30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович подписывает «Наказ о Градском благочинии». Отныне в Государстве Российском, веками страдающем от огненной стихии, на круглосуточное дежурство заступают специальные дозорные, а виновных в поджогах сурово наказывают. Профессиональная пожарная охрана на Руси открывает свою летопись.

«Пожарная сигнализация» образца XIX-начала XX столетия. После тревожных ударов колокола снаряжали вот такой обоз. Одна бочка вмещала 400 литров воды. Этот конный ход, который можно было встретить и в дореволюционной Пензенской губернии, сегодня — экспонат уникального в своем роде музея. Аналогов ему в нашем регионе нет. Такую машину времени почти 6 лет назад, в год 25-летия МЧС России, «запустили» в Заречном.

«Мы своим посетителям даже предлагаем потрогать некоторые экспонаты. Медный брандспойт обладает у нас уникальной способностью — если его подержать в руках и подумать о самом заветном желании, он его обязательно исполнит. Его историческая значимость бесценна. Он был найден в Нижнем Ломове, о чем свидетельствует печать, нанесенная на этом брандспойте», — рассказала инспектор по работе со СМИ Центра противопожарной пропаганды и общественных связей ФГКУ «Специальное управление ФПС №22 МЧС России» г. Заречный Кристина Найденова.

Прямо в здании пожарно-спасательной части — два этажа удивлений. Будущую коллекцию музея собирали в буквальном смысле по крупицам. Сами пожарные не только искали экспонаты, но и реставрировали их. Так появился целый «гараж» пожарной ретро-техники, уникальная коллекция шевронов и касок из разных стран мира и даже эпох. Сколько всего экспонатов в зареченском музее пожарной охраны — трудно даже сосчитать. Но особенно здесь гордятся вот этой экспозицией. Сердце каждой пожарной части — диспетчерская. Все здесь: от штор на окнах и ламп до путевок и магнитофона, который записывал переговоры — переносит в советские 80-е.

Лента времени — из века XX в век XXI. Из музея в реальность.1 мая 2013 года. В свой день рождения на вызов выезжает тогда еще помощник начальника караула Игорь Абрамов. В Заречном в одном из жилых домов горит квартира на девятом этаже. Сильное задымление. Пожару сразу же присваивают повышенный ранг сложности. Рискуя собственной жизнью, спасатели идут в огонь.

Читать еще:  Кто имеет право снять часового с поста

«Как помню: приехали, надели свои дыхательные аппараты. Поднимаясь уже на восьмой этаж, было понятно, что что-то серьезное. Там было сильное задымление, мы практически ползком пробирались до этой квартиры. Люди в панике, люди не понимают, что делать. Были спасены 29 человек, в том числе один грудной ребенок», — поделился начальник специальной пожарно-спасательной части №3 ФГКУ «Специальное управление ФПС №22» г. Заречный Игорь Абрамов.

Уже позже станет известно: причиной возгорания стала одна непотушенная сигарета и человеческая беспечность. Тот страшный пожар, признается Игорь Абрамов, стал переломным в его судьбе. Тогда он точно решил для себя — это его путь. За спасение погибавших Игоря Абрамова и его напарников представят к государственной награде.

«Я к этому отношусь как к своей работе. Не считаю, что это что-то сверхъестественное. Думаю, каждый, кто служит в пожарной охране, кто является спасателем сделал бы то же самое. Это наша работа», — добавил Игорь Абрамов.

Смелые. Сильные духом. 30 апреля принимают поздравления те, кто в любое время дня и ночи готов прийти на помощь, те, кто готов вступить в битву с огненной стихией. Столетия назад и сейчас. Настоящее пожарное братство. И на службе, и в жизни.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь.

Большое спасибо за вашу помощь. Мы исправим это в ближайшее время!

Как в Барнауле менялась пожарная техника?

Отличие формы пожарных прошлых веков и нашего времени

Фото: Анна КОЛЬЧЕНКО

Техническое оснащение пожарно-спасательных подразделений в Алтайском крае за последние десять лет шагнуло далеко вперед.

— Обычные пожарные части с недавнего времени стали называться пожарно-спасательными. Связано это с тем, что значительно расширились функции и виды выполняемых работ по спасению людей и ликвидации последствий различных ЧС. Появились новые образцы техники, которые позволяют проводить спасательные операции в кратчайшие сроки и более эффективно, — рассказал начальник ГУ МЧС России по краю Игорь Лисин.

«Комсомольская правда» — Барнаул» решила проследить, как менялась пожарная техника в городе с XIX века.

Фото: пресс-службы ГУ МЧС по Алтайскому краю

Год: конец XIX начало XX веков

— При известии о пожаре дежурный караульный бил в колокол. Первым выезжал конный вестовой с сигнальной трубой. Он прокладывал путь для конного пожарного обоза. Конный обоз мчался к месту пожара. Учитывая, что «мощность» одной конной упряжки составляла всего одну лошадиную силу, то и скорость составляла соответственно 12-15 км/час. Вместо «воющих» сирен о приближении пожарной техники сообщали звонящие колокола, подвешенные на дышлах. А фонарь освещал путь пожарным. На обозе стояла деревянная бочка, объемом – 1000 литров воды. Прибыв на место происшествия, пожарные вручную качали обычный поршневой насос, вода поступала по пожарному рукаву в ствол и в очаг. Конечно, вода в бочке довольно быстро заканчивалась, поэтому ее подвозили на других повозках. Также они доставляли топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, крючья и лестницы, которые были необходимы на пожарах, — рассказал первый заместитель начальника ГУ МЧС России по краю Олег Еременко.

Кстати, такие детали, как колеса, ствол, колокол и насос – на данном конном ходе сохранились с XIX века, их отреставрировали. Другие конструкции восстановили по чертежам.

Фото: пресс-службы ГУ МЧС по Алтайскому краю

— Этот автомобиль пришел на смену конному ходу. Вместимость емкости для воды составляла уже 1500 литров. Пожарный автомобиль мог развивать скорость до 40 км/ч. Машина имела более современный насос и на ней могли выехать на пожар 6 огнеборцев, причем, двое сидели в кабине, а остальные — на улице, на специальных лавках, рядом с бочкой. И не важно, какая была погода. Сверху на автомобиле располагались две деревянных лестницы – трехколенная и лестница-палка, по которой можно было не только забраться наверх, но и выбить ей двери в горящем доме, — рассказывает Олег Еременко.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector