Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок увольнения военнослужащих срочной службы в запас

Порядок увольнения военнослужащих срочной службы в запас

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Миков Павел Владимирович

5 августа 2021 года Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков принял участие в совещании в формате видеоконференцсвязи с Центральной избирательной комиссией России под председательством Эллы Памфиловой

5 августа 2021 года по инициативе Павла Микова в режиме видеоконференцсвязи состоялось заседание межведомственной краевой рабочей группы по профилактике самовольных уходов из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Пермского края, предупреждению происшествий, преступлений, правонарушений среди воспитанников учреждений

5 августа руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Канстанция Викуленко приняла участие в торжественной установке мемориальной таблички общероссийского проекта «Последний адрес»

4 августа состоялась «горячая линия» Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Павла Микова при участии министра социального развития Пермского края Павла Фокина по вопросам социальной помощи и поддержки жителей Пермского края.

29 июля 2021 года Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков принял участие в работе комиссии по вопросам помилования в Пермском крае

В июне текущего года в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Павла Микова поступило ходатайство от жителя города Перми, являющегося должником, по вопросу уменьшения установленной величины удержания из его пенсии по ряду исполнительных производств.

В мае текущего года в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Павла Микова повторно обратилась жительница города Перми, являющаяся должником по исполнительному производству, с жалобой на систематическое нарушение ее прав и списание оставшейся после удержаний по месту работы ее заработной платы, перечисляемой на расчетный счет в банке.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае поступила жалоба на длительное отсутствие водоснабжения в селе Алтынное.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Павла Микова поступила жалоба жительницы города Перми по вопросу несогласия с принятым процессуальным решением по ее заявлению, поданному в отдел полиции Ленинского района города Перми.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае поступило обращение от жительницы поселка Кын. Заявительница пожаловалась на длительное отсутствие холодной воды в поселке.

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021)

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

6 марта 1998 года

12 марта 1998 года

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Судебная практика и законодательство — 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, и Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

4. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить исполнение положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в отношении граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, принятых на службу (работу) в подведомственные органы и организации этих федеральных органов исполнительной власти и подлежащих призыву на военную службу.

«6. Заключение новых контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими, направленными не на воинские должности без приостановления им военной службы, производится на основании Федерального закона и настоящего Положения. Новые контракты от имени федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, с указанными военнослужащими подписывают должностные лица, определяемые решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.»;

Осуществляя правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает обязательную подготовку гражданина к военной службе, которая предусматривает получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 11).

В обоснование своих требований заявитель ссылался на противоречие оспариваемых положений Инструкции нормам федеральных законов от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе) и от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон о ветеранах), а также на нарушение его права на льготы, предусмотренные действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны. По мнению заявителя, понятие «служба» к партизанам и партизанским отрядам неприменимо, поскольку партизанские отряды не входят в состав вооруженных сил и воинских формирований Российской Федерации. Кроме того, заявитель считает, что абзац седьмой пункта 2.1 Инструкции устанавливает закрытый перечень документов, подтверждающих причастность к партизанам и членам подпольных организаций, что нарушает право гражданина Российской Федерации на судебную защиту его прав и свобод.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Ограничения степени годности к военной службе по состоянию здоровья установлены в соответствии с приведенными выше федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» как свойственные для данного вида деятельности требования, в силу чего не могут быть признаны дискриминационными.

В апелляционной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении его требований, поскольку ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни Положение о воинском учете не предусматривают существование такого документа воинского учета, как справка взамен военного билета.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы установление иной категории годности граждан к военной службе при клинически излеченном туберкулезе органов дыхания (хирургическим путем) и которому могла бы противоречить оспариваемая норма, не имеется. При этом в решении суд правомерно сослался на то, что приведенные заявителем нормы федеральных законов от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ не регулируют вопросы, связанные с определением медицинских критериев годности к военной службе граждан, подлежащих призыву либо поступающих по контракту на военную службу.

Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» утверждено Положение о порядке прохождения военной службы (далее — Положение), которое определило порядок прохождения военной службы в мирное время гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях, порядок заключения контракта о прохождении военной службы и прекращения его действия, а также урегулировало другие вопросы, в том числе порядок увольнения с военной службы в соответствии с федеральным законодательством.

Увольнение в запас военнослужащих (основания, порядок увольнения, окончание срока контракта)

В российской армии несут службу военнослужащие срочной службы, контрактники рядового состава и офицеры. У них у всех отличается порядок увольнения в запас из рядов Вооруженных сил РФ. Если в отношении солдат и сержантов срочной службы министр обороны два раза в год издает приказ об увольнении их из рядов ВС, то в отношении тех военнослужащих, которые подписали контракт вопрос всегда решается индивидуально. Попробуем разобраться в порядке и основаниях для увольнения в запас военнослужащих контрактной службы.

Основания для увольнения в запас военнослужащих по контракту?

Как известно, военнослужащие-контрактники в российской армии бывают двух типов- рядовой состав и кадровые офицеры. И те, и иные подписывают контракт на прохождение военной службы, в котором, среди прочего, определены условия их увольнения. Условно это могут быть:

  1. Несоблюдение условий контракта
  2. Собственное желание по окончанию срока контракта
  3. Уважительные причины для досрочного разрыва контракта, как правило, состояние здоровья.

Очевидно, что каждая из этих причин предусматривает определенную процедуру увольнения в запас военнослужащих. При этом общий порядок существенно не отличается у офицеров и рядовых контрактников. Правда надо отметить, что увольнение в запас военнослужащего, имеющего более 10 лет выслуги и не обеспеченного жильем недопустимо. Если, конечно, он увольняется в запас по уважительным основаниям. Поэтому в рапорте на увольнении в запас при таких условиях необходимо указать о том, что жилье не предоставлено. В этом случае военнослужащий может быть просто выведен за штат и ожидать получения жилья на особых условиях.

Отдельно нужно сказать о случаях, когда военнослужащие увольняются по достижению максимального возраста или в связи с проблемами со здоровьем не признается годным к военной службе. В этом случае офицеры увольняются не в запас, а в отставку. Заключение о состоянии здоровья в любом случае выдает врачебно-военная комиссия. Кроме того, бывают ситуации, когда военнослужащих увольняют со службы после вступления в силу обвинительного приговора суда о наказании в виде лишения или ограничения свободы. Все основные моменты, которые регулируют увольнение военнослужащих в запас регулируются положениями Закона «О статусе военнослужащих».

Порядок увольнения военнослужащих в запас

Нельзя уволить в запас военнослужащего контрактной службы, а тем более кадрового офицера, без его согласия, если он не имеет необходимой выслуги лет и еще не заслужил право на пенсию. Конечно, при условии, что он не нарушал условий контракта и не совершил преступления, за которое получил наказание. В статье 50 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ четко прописан порядок увольнения военнослужащих в запас.

В частности определено, что уволить с военной службы высших офицеров может исключительно Президент Российской Федерации, поскольку он является Верховным главнокомандующим. Военнослужащие в воинских званиях до полковников, или в ВМФ капитанов 1 ранга включительно подлежат увольнению в порядке, который установлен Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденном приказом Министерства обороны РФ. Так же определено, что даже те военнослужащие мужского пола, которые были отчислены из профессиональных военных учебных организаций, включая высшие учебные заведения, подлежат увольнению именно в запас. Данное правило не распространяется на девушек-курсантов. Поскольку лица женского пола не являются военнообязанными, если не имеют медицинского или другого образования, определяющего отношение к военной службе в военное время.

Читать еще:  Документы для получения части материнского капитала

Так же, те граждане, которые не закончили учебу в связи с неуспеваемостью или нарушением внутреннего распорядка училища, имеют право не увольняться в запас, а продолжить военную службу на контрактной основе.

Если военнослужащий не выполнил условия контракта и подлежит досрочному увольнению, приказ об этом издает командование части. Среди нарушений условий контракта часто встречается занятие предпринимательской деятельностью военнослужащим, занимание руководящих постов в коммерческих организациях, подрыв доверия командования, вклады в иностранных банках или имущество за рубежом, нарушение порядка выезда за границы и другие ситуации. Военнослужащего ознакамливают с приказом, он проходит обычную процедуру отчетности по материально-хозяйственной части и получает документы об увольнении. При этом он обязан встать на учет в военкомате по месту жительства, в установленные законом сроки. Аналогичный порядок увольнения применяется в случае наличия уважительных причин для досрочного расторжения контракта. Например, состояния здоровья. В этом случае приказ об увольнении принимается на основе заключения военно-врачебной комиссии о признании военнослужащим ограниченно годным или совсем негодным к военной службе.

Иногда, причиной досрочного увольнения военнослужащего с военной службы является инициатива третьих лиц. Такое увольнение бывает в том случае, когда гражданин избран осуществлять законодательную власть. В частности, избрание депутатом местной власти или одной из палат парламента РФ. Военная служба этого гражданина прекращается на все время его полномочий в указанных органах. После окончания срока действия мандата, он может вернуться на службу в прежнем звании.

Для увольнения по дисциплинарным взысканиям необходимо решение аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего.

Увольнение военнослужащих в запас по сроку контракта

Срочное увольнение по окончанию срока контракта осуществляется на основании рапорта военнослужащего. При этом, если есть достаточная выслуга лет, необходимо решить жилищный вопрос. В частности, указать в рапорте необходимость обеспечения жильем или право использования накоплений НИС. Эти накопления могут быть переведены на счет военнослужащего только в соответствии с его рапортом.

Военнослужащий, который проходил военную службу по контракту, при наличии уважительных причин может получить заключение аттестационной комиссии и подать рапорт на увольнение в запас с военной службы досрочно по собственному желанию. Однако, в этом случае, он теряет право на жилье и ипотечные накопления. Фактом увольнения военнослужащего в запас считается исключение его из списков воинской части, где он проходил службу и снятия с довольствия в установленном порядке.

В случае смерти или гибели при исполнении служебных обязанностей, военнослужащий подлежит исключению из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели. Если военнослужащий, был в установленном законом порядке признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, то из списков части его исключают на следующий день, после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Увольнение военнослужащего по призыву (досрочное увольнение, задержка, довольствие)

Служба в армии по призыву – мимолетна, но оставляет след в жизни молодого человека на всю жизнь. Всего один год приходится провести вдали от дома, в условиях казармы и строгой воинской дисциплины. Для кого-то этот год тянется неимоверно долго и солдат-срочник традиционно считает, сколько дней осталось до «приказа».
О том, какие законные основания для увольнения военнослужащих срочной службы в очередном и внеочередном порядке существуют – расскажем в статье.

Срок воинской службы военнослужащих по призыву

Срочная воинская служба по призыву имеет строгое ограничение по времени – 1 год. Этот срок установлен рядом нормативных документов, среди которых наиболее значимыми являются:

  • Федеральный закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года №1237);
  • Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года №30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами».

Днем начала воинской службы является не день прибытия призывника на сборный пункт в военкомат, а дата присвоения молодому военнослужащему первого воинского звания – рядовой. Это присвоение оформляется приказом по части и вносится в качестве соответствующей записи в военный билет.
Именно с этого дня начинается отсчет срока воинской службы.
Если у призванного на срочную воинскую службу военнослужащего нет законных оснований для досрочного увольнения, то срок его службы не может превышать законные 12 месяцев.
Приказы о призыве на военную службу и об увольнении в запас издаются министром обороны РФ дважды в год: весной и осенью.
После издания приказа, которого с нетерпением ждут все «старослужащие», по мере выслуги установленных сроков командованием части издаются приказы об увольнении.

Задержка увольнения военнослужащего по призыву

Задержка с увольнением военнослужащего по призыву возможна в некоторых случаях:
• Участие в боевом походе кораблей ВМФ РФ;
• Дисциплинарное взыскание в виде содержания на гауптвахте;
• Осуждение военнослужащего к содержанию в дисциплинарном батальоне.

Матросы (старшины) проходящие службу на кораблях и подводных лодках могут быть уволены со значительной задержкой в тех случаях, когда корабль, на котором они проходят службу находится в дальнем походе и организовать отправку личного состава, у которого окончился срок службы, не представляется возможным.
Это вполне объяснимая причина. Хотя, матросов и старшин у которых заканчивается срок службы стараются не задействовать в дальних морских походах без их согласия.

Гораздо обиднее тем военнослужащим, кто отметил свое пребывание в рядах армии неоднократными нарушениями воинской дисциплины или самовольными отлучками из части.
В общий срок службы не засчитывается время пребывания на гауптвахте и время нахождения в самовольной отлучке (если её длительность не превышает 2 суток) либо в том случае, если за более длительную отлучку из части военнослужащий срочной службы не был привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст337 УК РФ.
Приказ об увольнении таких военнослужащих издается только по истечении времени, которое они в общей сложности находились на гауптвахте или в самовольной отлучке.

Увольнение военнослужащих по призыву, осужденных за совершение воинских преступлений малой и средней тяжести к направлению в дисциплинарный батальон так же не представляется возможным на общих основания до истечения 1 календарного года.
После отбытия наказания в дисциплинарном батальоне им предстоит дослуживать срок своей службы в воинской части до тех пор, пока он не составит 1 год.

Когда увольнение военнослужащего по призыву невозможно

Существуют ситуации, при которых выслужившие установленный срок военнослужащие всё равно не увольняются. К таким категориям относятся:
• Военнослужащие срочной службы на момент издания приказа по части находящиеся на излечении в военных госпиталях по болезни или ранению;
• Военнослужащие-женщины в состоянии беременности, находящиеся в послеродовом отпуске или в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

Эти ситуации вполне объяснимы. Министерство обороны несет ответственность за состояние здоровья солдат. До тех пор, пока военнослужащий не уволен, на него распространяются нормы денежного и вещевого довольствия, полностью бесплатная медицинская помощь и снабжение лекарственными препаратами.
Увольнение военнослужащего по призыву возможно только после полного выздоровления, а если таковое невозможно – по заключению военно-врачебной комиссии с назначением военной пенсии.
Беременные женщины, роженицы и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком не могут быть уволены в силу трудового законодательства, которое распространяется на военнослужащих срочной службы в части, не противоречащей ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Досрочное увольнение военнослужащего по призыву

Некоторые категории солдат срочной службы имеют право на увольнение до истечения срока службы. К таковым обстоятельствам относятся:
• Гибель близкого родственника (родного брата/сестры) проходящих службу по призыву;
• Необходимость ухода за близким родственником (отцом, матерью, родными братом или сестрой), являющихся (ставшими) инвалидами I – II группы если они не находятся на полном соцобеспечении и не имеют других лиц, способных осуществлять уход;
• Необходимости исполнять обязанности опекуна по отношению к несовершеннолетним родным братьям/сестрам, лишившимся родителей в период прохождения срочной службы старшим братом;
• Смерти (гибели) матери ребенка военнослужащего;
• В случае, если в период службы ребенок военнослужащего в возрасте до 3-х лет становится (признается) инвалидом;
• Рождения у военнослужащего второго (последующего) ребенка.

Во всех перечисленных случаях военнослужащие (их доверенные лица – супруги, родители, работники органов соцзащиты) подготавливают подтверждающие документы. Они подаются одновременно с рапортом военнослужащего об увольнении.
Если военнослужащий не имеет возможности собрать и представить необходимые документы то командир воинской части обязан в течение 3-х дней после получения рапорта направить запрос в военкомат по месту жительства военнослужащего (месту нахождения его семьи).
Военный комиссар районного военкомата в течении 10 дней проверяет законность и соответствие фактов служащих основанием для увольнения и пишет заключение, которое направляется командиру воинской части.
После этого командир воинской части направляет рапорт с приложением подтверждающих документов и заключением военкома начальнику штаба военного округа или соответствующему начальнику штаба рода войск или соединения, дислоцированного за пределами РФ по подчиненности. Получивший рапорт начальник штаба принимает решение о досрочном увольнении со службы которое оформляется приказом по части и заносится в военный билет.

Вещевое и денежное довольствие увольняемых военнослужащих по призыву

Все увольняемые военнослужащие имеют право на бесплатное получение форменного обмундирования (повседневного или парадно-выходного) по сезону, в который происходит увольнение.
Каждому из них выдаются следующие документы:

  • Военный билет;
  • Учетно-послужную карту;
  • Карту профессионального психологического отбора;
  • Предписание в военный комиссариат;
  • Воинские перевозочные документы к месту постановки на воинский учет (месту жительства).

На время нахождения в пути от воинской части до места жительства уволенные военнослужащие не обеспечиваются продуктовыми пайками. Им не выдаются вещевые и денежные аттестаты. Взамен этого они получают дорожно-путевые деньги.
Также уволенному военнослужащему выплачивают оклад в соответствии с его воинским званием и должностью и денежное пособие в размере 2-х кратного оклада.
Военнослужащим из числа сирот или оставшихся без попечения родителей денежное пособие выплачивается в пятикратном размере.

Увольнение из рядов Российской Армии – событие всегда ожидаемое и радостное и для солдата, и для его родных. Единственной обязанностью, которая ложится на плечи уволенного военнослужащего является своевременная явка в военкомат и постановка на воинский учет.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

  • Вперед

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Закон РБ О воинской обязанности и воинской службе
Статья 59. Увольнение с военной службы

Увольнение с военной службы военнослужащих, имеющих воинские звания высших офицеров, осуществляется Президентом Республики Беларусь, других военнослужащих – в порядке, установленном законодательством.

Увольнение с военной службы проводится:

в запас, если увольняемые военнослужащие не достигли предельного возраста состояния в запасе и по состоянию здоровья признаны военно-врачебными комиссиями годными к военной службе или годными к военной службе с ограничениями в мирное и военное время;

в отставку, если увольняемые военнослужащие достигли предельного возраста состояния в запасе или по состоянию здоровья признаны военно-врачебными комиссиями негодными к военной службе с исключением с воинского учета.

Читать еще:  Что нужно сделать чтобы служить по контракту

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

по возрасту – по достижении предельного возраста состояния на военной службе, в том числе по истечении срока контракта о прохождении военной службы, заключенного в связи с продлением срока военной службы, либо по личной просьбе в течение срока, на который продлена военная служба;

по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта о прохождении военной службы;

по болезни (в случае признания негодным к военной службе в мирное время);

в связи с лишением воинского звания;

в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде ограничения или лишения свободы, пожизненного заключения или смертной казни;

в связи с отчислением из военного учебного заведения, магистратуры, адъюнктуры, докторантуры, клинической ординатуры – при несоответствии требованиям для заключения контракта о прохождении военной службы, отсутствии других оснований для увольнения с военной службы или перевода в другое военное учебное заведение;

при установлении в период прохождения срочной военной службы обстоятельств, предусмотренных частью третьей статьи 31 настоящего Закона. При этом военнослужащий направляется в военный комиссариат (обособленное подразделение) для постановки на воинский учет призывников. В случае его повторного призыва на срочную военную службу ему засчитывается ранее пройденный срок срочной военной службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы до окончания срока контракта о прохождении военной службы в связи:

с организационно-штатными мероприятиями;

с систематическим (более двух раз в течение года) невыполнением военнослужащим условий контракта;

с отказом военнослужащему в допуске к государственным секретам или прекращением указанного допуска;

со вступлением в законную силу приговора суда об осуждении военнослужащего, с освобождением военнослужащего, совершившего преступление, от уголовной ответственности или прекращением в отношении его производства по уголовному делу по нереабилитирующим основаниям;

с совершением проступка, предусмотренного контрактом о прохождении военной службы, являющегося основанием для досрочного расторжения контракта или прекращения его действия.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на увольнение с военной службы до окончания срока контракта о прохождении военной службы в связи:

с болезнью в случае признания военнослужащего годным к службе вне строя в мирное время;

с нарушением в отношении военнослужащего условий контракта;

со снижением штатно-должностной категории, соответствующей занимаемой военнослужащим воинской должности, либо уменьшением должностного оклада по занимаемой им воинской должности;

с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего на новое место военной службы, благоприятное для проживания члена его семьи;

с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой (мужем), родными братом или сестрой, дедом, бабкой или усыновителями, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной (медико-реабилитационной экспертной) комиссии в постороннем постоянном уходе, при отсутствии других лиц, обязанных в соответствии с законодательством содержать указанных граждан;

с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим 18-летнего возраста, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца), – в связи с ее (его) смертью, лишением родительских прав, а также в случаях, когда мать (отец) не может осуществлять уход за ребенком в связи с инвалидностью I группы либо болезнью, препятствующей осуществлению ухода за ребенком, в соответствии с заключением врачебно-консультационной (медико-реабилитационной экспертной) комиссии;

с осуществлением военнослужащим полномочий депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

с осуществлением военнослужащим на профессиональной основе полномочий члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов.

На гражданина, уволенного с военной службы по основаниям, предусмотренным абзацами вторым–четвертым, шестым, восьмым–десятым части пятой настоящей статьи, распространяются права, гарантии и льготы, установленные законодательством для граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Военнослужащий, проходящий срочную военную службу, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него обстоятельств, предусмотренных абзацем третьим части первой статьи 31 или абзацами вторым, четвертым–десятым части шестой статьи 32 настоящего Закона. Граждане призывного возраста, уволенные с военной службы, при возникновении в период прохождения срочной военной службы обстоятельств, предусмотренных частью шестой статьи 32 настоящего Закона, направляются в военный комиссариат (обособленное подразделение) для постановки на воинский учет призывников, а граждане, прослужившие на военной службе шесть месяцев и более, – на воинский учет военнообязанных. В случае повторного призыва на срочную военную службу граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете призывников, им засчитывается ранее пройденный срок срочной военной службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу офицеров по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него обстоятельств, предусмотренных абзацем третьим части первой статьи 31 или абзацами вторым, пятым, шестым и седьмым части шестой, частью девятой статьи 32 настоящего Закона.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии воинской части может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин, препятствующих исполнению обязанностей военной службы.

Военнослужащий не может быть уволен с военной службы, если в отношении его осуществляется уголовное преследование, за исключением случаев, когда военнослужащий увольняется по основаниям, предусмотренным абзацами вторым–четвертым и седьмым части третьей, абзацами третьим и шестым части четвертой, абзацем вторым части пятой настоящей статьи, по согласованию с соответствующим органом предварительного следствия или судом.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста состояния на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия по истечении срока контракта о прохождении военной службы в течение пяти лет, предшествующих дню приобретения им права на пенсию за выслугу лет.

Увольнение с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по мобилизации, проводится на основании указа Президента Республики Беларусь о демобилизации.

Консультация юриста: Как поступить военнослужащему по призыву в случае задержки увольнения в запас

Товарищ полковник, подскажите пожалуйста, насколько законна данная ситуация и что в ней можно предпринять. В настоящее время наш батальон несет службу в полевых условиях в вдалеке от пункта постоянной дислокации. У одного из наших военнослужащих срок службы закончился 23-го июня, а сегодня на календаре уже 27-ое. Он до сих пор находится в полевом лагере. Командование ссылается на отсутствие разового пропуска для использования автомобилей на расстояние свыше 200 км и предлагают отправиться в ППД за свой счет. Около двух недель назад предыдущая партия увольняемых уже отправилась в часть за свой счет. С нетерпением ждем ваших комментариев.

Мл.с-т. 23 Ашулук

Здравствуйте, товарищ младший сержант. По понятным причинам Вы не указали своих фамилии и имени. Я понял ситуацию и попытаюсь подробно ответить на Ваш вопрос.

Порядок прохождения военной службы по призыву регламентируется Федеральным законом РФ от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», так же он закреплён в «Положении о порядке прохождения военной службы», введённом в действие Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N1237.

В ст. 3 указанного Положения раскрываются рассматриваемые нами вопросы. В п. 1 сказано, что для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, началом военной службы считается день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы. В соответствии с п. 2, для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, установлен срок военной службы 12 месяцев. П. 4. определяет, что днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, установленных Федеральным законом и настоящим Положением. День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.

В п. 5 перечислены случаи, в которых в срок военной службы не засчитывается:
а) время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
б) время отбывания ареста осужденным военнослужащим;
в) время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;
г) время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Предположим, что, указанный Вами случай не связан с вышеперечисленными. Итак, срок военной службы по призыву у Вашего сослуживца истёк, но он, в соответствии с действующим законодательством, до сих пор не исключён из списков личного состава воинской части и не отправлен к месту проживания до призыва.

Понятно, что парню хочется быстрее попасть домой, тем более, что свой долг перед Родиной он честно выполнил. Безусловно, здесь налицо бездействие определённых должностных лиц воинской части. Увольнением военнослужащих выслуживших установленный срок военной службы занимается отделение комплектования воинской части во главе с начальником, который является помощником начальника штаба воинской части. Начальник отделения комплектования готовит командиру сведения о военнослужащих, которые подлежат увольнению из ВС РФ по окончании срока военной службы. Так же налицо бездеятельность Вашего командира подразделения, который в своём подразделении ведёт учёт военнослужащих и принимает все меры к своевременной подготовке документов на увольнение подчинённых. Хочу отметить, что должностные лица как правило, делают всё от них зависящее, чтобы избежать подобных ситуаций, потому что за нарушение Закона придётся отвечать.

В указанной ситуации я посоветую поступить следующим образом. Ни в коем случае, даже при наличии чьего-либо устного разрешения, не стоит самостоятельно покидать территорию полевого лагеря и убывать в пункт постоянной дислокации. Необходимо срочно выйти на командира воинской части, начальника штаба, либо помощника командира воинской части по работе с личным составом и доложить о произошедшем случае. В настоящее время это несложно сделать посредством сотовой связи. Номер мобильного телефона командира части (или других перечисленных должностных лиц) в любом случае есть у старшего Вашей команды. Командир воинской части примет решение и поставит задачи подчинённым. Какой вариант решения проблемы он выберет, решать ему. Он может отправить за парнем транспортное средство, выслать представителя с новым пропуском, либо направит должностное лицо, которое в полевых условиях оформит все необходимые документы на увольнение и убытие к месту жительства до призыва.

После увольнения, прибытия домой и постановки установленным порядком на учёт в военный комиссариат, Ваш приятель, если посчитает, что его права ущемлены, имеет право обратиться в суд по месту жительства за защитой своих прав, законных интересов и возмещением убытков, если таковые будут иметь место.

Александр Томенко,
военный юрист

Часто задаваемые вопросы

Смотреть вопросы по теме:

Планируется ли пересмотреть существующие воинские звания и тарифные разряды военнослужащих в научно-исследовательских организациях Минобороны России?

Категории воинских званий офицеров определены приказом Министра обороны Российской Федерации.

Направляют ли на военные сборы граждан, пребывающих в запасе и признанных ограниченно годными к военной службе?

В мирное время ограниченно годные к военной службе граждане не подлежат призыву, как на военную службу, так и на военные сборы, а в военное время указанные граждане могут приниматься на должности гражданского персонала или призываться на воинские должности.

Читать еще:  Основные документы при покупке квартиры вторичка

Как попасть на военные сборы с гражданами, пребывающими в запасе?

Для подготовки к военной службе граждане могут призываться на военные сборы.

Подготовка граждан на военных сборах осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333 &laquo.

Когда можно будет заключать контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве Вооруженных Сил Российской Федерации?

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва&raquo.

Каков порядок получения военных билетов военнообязанными гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации?

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, не подлежат воинскому учету.

Как встать на воинский учет по новому месту жительства?

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан.

Кто считается участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС?

Считаются граждане, выполнявшие работы в зоне отчуждения (30-км зоне) Чернобыльской АЭС.

Как подтвердить персональное участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС?

Подтверждение персонального участия в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в настоящее время имеют право только архивы (перечень архивов указан в приказе Министра обороны Российской Федерации от 19 октября 2012 г. № 3300 &laquo.

Какой продолжительности срок военной службы по призыву и планируется ли изменение?

Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев. Изменение срока военной службы по призыву не планируется.

Можно ли перевести мужа (сына) к новому месту службы вблизи места проживания семьи?

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 г. № 791 «О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву» военнослужащие, имеющие детей или больных и пенсионного возраста родителей.

Приказ об увольнении военнослужащего в запас


Все моменты, которые связаны со службой в ВС, прописаны в законодательной базе, в том числе в законе федерального значения «О воинской службе и военной обязанности». Приказ об увольнении военнослужащего в запас является основой для перевода военнослужащего из действующей армии в резерв. После исключения из списков части военнослужащий запаса будет закреплен за своим районным военкоматом, где и будет храниться его личное дело.

Основания для перевода в запас

Перевод в запас осуществляется и у военнослужащих срочной службы и контрактников, в том числе офицеров. Приказ об увольнении является основой для расчета с любой категорией военнослужащих. Фактически только после издания такого приказа в ряде случаев идет процесс увольнения, который включает в себя все выплаты и расчет.

Этот приказ издается не всегда, так как имеются и другие основания, которые исключают дальнейшее пребывание лица в запасе. В таких случаях используется другая формулировка. Например, к таким моментам относится совершение тяжелого уголовного преступления или смерть военнослужащего. При наличии медицинских показаний отрицательного характера лицо может быть признано негодным и после увольнения исключено из запаса. Для такой процедуры необходимо заключение ВВК.

Когда в запас не переводят:

  • смерть или тяжелые травмы военнослужащего, что делает его негодным для прохождения службы;
  • тяжелые дисциплинарные взыскания, в том числе утрата доверия;
  • предельный возраст для категории военнослужащего.

Во всех остальных случаях любое увольнение с действующей службы влечет за собой перевод в запас, что и регламентирует издаваемый приказ.

Основные варианты ухода в запас:

  • увольнение по собственному желанию или по сокращению;
  • контракт заканчивается и не будет продлен;
  • возможен выход на пенсию по выслуге лет;
  • в результате военно-врачебной комиссии было выявлено, что категория годности понизилась, и военнослужащий стал ограниченно годен. В таком случае он может продолжить службу, но при желании возможно и увольнение, которое отправляет его в резерв, так как ограниченная годность все же имеется.

Все эти процедуры заканчиваются увольнением и переводом военнослужащего в запас.

Регламент процедуры

Все варианты увольнения и их особенности расписаны федеральным законодательством. Основные акты и законы:

Есть три варианта процедуры увольнения:

  • запас, если не превышается максимум по возрасту, а также человек не имеет заключения о полной негодности;
  • отставка. При достижении предельного возраста или по состоянию здоровья;
  • наличие мер пресечения по уголовному законодательству.

Стоит учитывать, что при тяжелых дисциплинарных проступках также идет исключение из рядов ВС, а также из запаса, то есть приказ имеет другие основания и военнослужащий после увольнения не входит в резерв.

Сама процедура увольнения в запас имеет следующий вид:

  • составляется рапорт на увольнение по указанным причинам и основаниям;
  • издается приказ об увольнении военнослужащего в запас;
  • на основе приказа с увольняющимся с военной службы производится расчет;
  • в указанную в приказе дату все документы и обеспечение, в том числе сертификатное или материальное, должны быть выданы;
  • вся документация оформляется к конечной дате увольнения военнослужащего и отправляется по указанному адресу места проживания в военный комиссариат районного типа;
  • в день увольнения и полноценного расчета издается приказ о исключении военнослужащего из личного состава части;
  • после увольнения военнослужащий должен прийти в военкомат, который указывал в рапорте по месту прописки, и проставить в различных документах отметку запаса. Это потребуется как для нового трудоустройства, так и для дальнейшего возвращения на военную службу при необходимости.

Вся процедура при различных формах увольнения сводится к тому, что из штатного расписания военной части военнослужащий переходит в резерв районного типа, который числится за военным комиссариатом.

Фактически все дальнейшее трудоустройство при возвращении на контрактную службу можно производить через военкомат, который будет иметь личное дело запасника со всеми необходимыми документами.

Особенности запаса

Все военнослужащие, которые отправляются в запас, являются возможными кадрами, которые могут быть привлечены при введении военного положения или общей мобилизации. Есть несколько правил запаса:

  • прохождение военных сборов в положенное время;
  • постоянные контакт с военкоматом при смене места жительства или работы;
  • возможность возвращения на военную службу, в том числе на контрактную основу, истекает с момента исключения из списков запаса по возрасту или медицинским показаниям;
  • при появлении предела возраста или негодности по состоянию здоровья идет исключение из запаса. В ряде случаев из запаса военнослужащий переходит в отставку, из которой уже нет возможности продолжать военную службу.

Стоит учитывать, что при увольнении из ВС постановка на учет в военкомате обязательна, так как она требуется для большинства трудоустройств, а также для полноценной возможности возврата на военную службу.

Если производится увольнение военнослужащего, то издается специальный приказ, по которому увольняемый переходит в запас, то есть является резервистом. Эта процедура является обязательной и не касается только тех лиц, которые в дальнейшем не смогут продолжать военную службу. После увольнения и исключения из списков личного состава уволенный в запас закрепляется за военкоматом по месту постоянного проживания.

Об увольнении в запас и призыве на срочную военную службу, службу в резерве

Указ Президента Республики Беларусь 22 июля 2019 г. № 274 «Об увольнении в запас и призыве на срочную военную службу, службу в резерве»

В целях поддержания боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь постановляю:

1. Уволить в запас военнослужащих срочной военной службы и резервистов, выслуживших установленные сроки военной службы по призыву, службы в резерве.

2. Призвать в августе-ноябре 2019 г. на срочную военную службу, службу в резерве граждан Республики Беларусь мужского пола, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет и которые не имеют права на отсрочку от призыва, а также граждан призывного возраста, утративших право на отсрочку.

3. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить выполнение мероприятий, связанных с призывом граждан на срочную военную службу, службу в резерве, в соответствии с законодательными актами.

4. Министерству обороны до 1 декабря 2019 г. направить граждан, призванных на срочную военную службу, службу в резерве, в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь в пределах численности согласно приложению*.

*Приложение – для служебного пользования.

5. Установить, что пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС граждане, призванные на срочную военную службу, направляются в воинские части и формирования, не находящиеся на территории радиоактивного загрязнения, назначаются на воинские должности, не связанные с работами по эксплуатации источников ионизирующего излучения, сверхвысоких частот.

6. Государственному объединению «Белорусская железная дорога» обеспечить по заявкам Министерства обороны, других государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, перевозку военнослужащих срочной военной службы и резервистов, выслуживших установленные сроки военной службы по призыву, службы в резерве, и граждан, призванных на срочную военную службу, службу в резерве.

7. Военным комиссарам (руководителям обособленных подразделений военных комиссариатов) на основании соответствующих решений районных (городских) призывных комиссий направлять в органы внутренних дел материалы на граждан, уклонившихся от призыва на срочную военную службу, службу в резерве, для привлечения их к ответственности в соответствии с законодательными актами.

8. Совету Министров Республики Беларусь до 20 января 2020 г. представить Президенту Республики Беларусь информацию о результатах призыва граждан на срочную военную службу, службу в резерве.

9. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

С целью организации выполнения в Вооруженных Силах Указа Президента Республики Беларусь от 22 июля 2019 г. № 274 «Об увольнении в запас и призыве на срочную военную службу, службу в резерве»

Заместителям Министра обороны, командующему Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны, помощникам Министра обороны, начальникам структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил и Вооруженных Сил, командующим силами специальных операций Вооруженных Сил, войсками оперативных командований, начальнику Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны, командирам соединений и воинских частей, руководителям организаций Вооруженных Сил, начальникам военных учебных заведений, военным комиссарам (руководителям обособленных подразделений военных комиссариатов) и военным комендантам в части касающейся:

спланировать и обеспечить выполнение мероприятий по увольнению в запас военнослужащих срочной военной службы и резервистов, выслуживших установленные сроки военной службы по призыву, службы в резерве;

осуществить отправку из военных комиссариатов областей (г.Минска), районов (городов) (обособленных подразделений) граждан, призванных на срочную военную службу, службу в резерве, в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь, обеспечить прием пополнения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector