Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Переход муп на 44 фз обязательно

Переход муп на 44 фз обязательно

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Автономное учреждение осуществляет свою закупочную деятельность на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Но при этом согласно части 4 статьи 15 главы 4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
Учреждение закупает мобильные туалетные кабины за счет средств субсидии, предоставляемой в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с каким законом учреждение должно осуществить закупку?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автономные учреждения, разместившие в установленном порядке положение о закупке, должны руководствоваться Законом N 44-ФЗ только при осуществлении закупок за счет средств, предоставленных им на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности в порядке, предусмотренном ст. 78.2 БК РФ.
Во всех остальных случаях (в том числе в описанной ситуации) закупки должны осуществляться автономными учреждениями в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.

Обоснование вывода:
Государственные и муниципальные автономные учреждения при осуществлении закупок для собственных нужд должны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) (п. 1 ч. 2 ст. 1 этого Закона). В то же время в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) действие этого закона может частично распространяться на указанные юридические лица. В этом случае должна применяться оговорка, содержащаяся в п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, согласно которой этот закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением лицами, поименованными заказчиками в Законе N 223-ФЗ, закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Таким образом, автономные учреждения при осуществлении закупок по общему правилу руководствуются Законом N 223-ФЗ, а Законом N 44-ФЗ — в случаях и в объеме, указанных в ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 25.11.2013 N Д28и-2295).
Согласно ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ автономные учреждения обязаны применять нормы этого закона при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности.
Действующее бюджетное законодательство предусматривает только один способ предоставления автономным учреждениям средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. С этой целью им могут предоставляться субсидии, предусмотренные ст. 78.2 БК РФ. Из содержания этой статьи следует, что предоставление автономным учреждениям субсидий на капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и автономным учреждением. Кроме того, ч. 4 ст. 78.2 БК РФ установлены требования к условиям соглашения о предоставлении субсидии, в том числе о соблюдении автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В отношении субсидий, предоставляемых автономным учреждениям на иные цели, аналогичных требований не установлено. Таким образом, положения ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ должны применяться при предоставлении автономным учреждениям бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности в порядке, предусмотренном ст. 78.2 БК РФ. При предоставлении иных субсидий, например, в соответствии со ст. 78.1 БК РФ (в том числе субсидии на иные цели), положения Закона N 44-ФЗ на закупочную деятельность автономных учреждений не распространяются, и при осуществлении закупки следует руководствоваться Законом N 223-ФЗ.
В заключение отметим, что под капитальными вложениями в объекты государственной (муниципальной) собственности для целей применения ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ следует понимать операции, осуществляемые автономным учреждением в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (письмо Минфина России от 29.12.2014 N 02-02-04/68092). Очевидно, что к указанному в вопросе имуществу капитальные вложения неприменимы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

21 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Переход муп на 44 фз обязательно

Государственные закупки признаны одной из наиболее динамично развивающихся сфер российской экономики. Согласно официальной статистике, на участие в каждой из закупочных процедур по 44-ФЗ в 2016 году в среднем было подано более 4 заявок. Законодательное регулирование также не стоит на месте, и с начала 2017 года закон о госзакупках дополнился важными положениями. О наиболее значимых из них мы расскажем в статье ниже.

Новые требования к планам-графикам

Первое, о чем следует сказать — это введение идентификационного кода закупки. Данный код присваивается каждой закупке и представляет собой номер длиной в 36 знаков. Цифровой ряд делится на разряды – каждый из них, в свою очередь, соответствует году размещения тендера, идентификационному номеру заказчика, порядковому номеру в плане закупок и другим параметрам. Идентификационный код обязательно должен указываться в плане-графике.

Другим важным нововведением стало наложение запрета на проведение закупок вне плана-графика. Если ранее запрет был регламентирован статьями Бюджетного кодекса, то с января 2017 года реализация закупок, не включенных в план-график, регулируется КоАП РФ. В соответствии с ч.1.6 ст.7.30, должностных лиц в таком случае ожидает штраф в размере 30 тысяч рублей.

Дополнительные рамки для поставщиков

Начиная с 2017 года, участник госзакупки, помимо прочего, обязан декларировать, что

  1. участник (а именно – руководитель или члены коллективного исполнительного органа, бухгалтер) не имеет судимости по экономическим преступлениям;
  2. участник не был лишен права занимать должность или вести деятельность, связанную с объектом закупки;
  3. участник в течение последних двух лет не привлекался к административной ответственности.

Изменения в правилах закупки у единственного поставщика

Во-первых, вступило в силу постановление Правительства № 587, в соответствии с которым изменяется список товаров, услуг и работ для закупки у единственного поставщика организациями уголовно-исполнительной системы. Помимо добавленных пунктов, в новой редакции отсутствуют пометки о закупках только для нужд УИС, ФССП и оборонного заказа.

Во-вторых, требованиями Федерального закона №320-ФЗ о внесении поправок в 44-ФЗ договор на лечение гражданина России с иностранными организациями также становится предметом закупки у единственного исполнителя.

Контроль над закупками

Изменения в 44-ФЗ закрепили обязательное общественное обсуждение тендеров, начальная цена которых превышает 1 миллиард рублей. Законом, однако, предусмотрен ряд исключений, а именно:

  • для закрытых закупочных процедур;
  • для государственного оборонного заказа;
  • для закупок, проводимых повторно, после признания аукциона, конкурса или запроса предложений несостоявшимся;
  • для запроса котировок по выбору подрядчика для ликвидации последствий ЧС.

В качестве другой формы контроля в сфере закупок установлен порядок проведения мониторинга. Суть данной процедуры – наблюдение, сбор информации и систематизация данных о проведении закупок, включая реализацию планов-графиков. Мониторинг осуществляется посредством ЕИС органом исполнительной власти в сфере закупок, а составленный по его итогам аналитический отчет направляется Правительству РФ.

Нововведения предписывают новые полномочия для Федерального казначейства и органов управления внебюджетными фондами. В частности, они имеют право осуществлять контроль за соответствием в закупочной документации, планах закупок, протоколах и проектах договора информации касательно

  • объема финансирования закупки,
  • объема финансового обеспечения закупок,
  • идентификационного кода.

Новые возможности Единой информационной системы

Кроме функций по размещению и хранению информации, закрепленных ранее за ЕИС, у системы появляются новые функции по контролю за соответствием информации о закупках в планах-графиках, проектах контрактов, извещениях и протоколах. Так же стоит обратить внимание на то, что для работы в системе заказчикам необходимо пройти перерегистрацию.

Читать еще:  Образец протокола заседания правления снт

Переход ГУПов и МУПов на 44-ФЗ

Также с начала 2017 года под действие закона о госзакупках подпадают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Исключения составляют два случая:

  • если закупки проводятся за счет безвозмездно передаваемых грантов, в том числе – от иностранных организаций;
  • если предприятие привлечено в качестве исполнителя контракта.

Профессиональное образование для специалистов по закупкам

Профстандарты для контрактных управляющих, предусмотренные ранее ст. 112 44-ФЗ, стали обязательными. Теперь в качестве специалиста по организации закупочной деятельности может быть исключительно управляющий, имеющий высшее или дополнительное образование в сфере закупок.

Читайте также

Обеспечение исполнения контракта

Условиями некоторых тендеров предусмотрено требование по обеспечению исполнения контракта. Оно представляет собой сумму денежных средств, которую победитель торгов предоставляет заказчику в качестве страховки: это гарантирует заказчику .

Учение – свет: как правильно участвовать в закупках образовательных услуг

Главная особенность закупок в сфере образования заключается в том, что при их проведении кроме стандартных требований 44-ФЗ необходимо .

Какие возможности дает поставщикам открытый конкурс

Открытый конкурс – второй по частоте проведения способ определения победителя в госзакупках – до сих пор вызывает скепсис у многих поставщиков. Некоторые приводят в довод.

ГУП и МУП переходят на закупки по 44‑ФЗ

онлайн-обучение с выдачей документа об образовании

Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений

Подписан Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ о распространении законодательства о контрактной системе в закупках на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Сейчас закупки ГУП и МУП регулирует Закон № 223-ФЗ. Положения этого документа позволяют заказчикам устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности. При этом отдельные заказчики с помощью различных способов маскируют закупку у единственного поставщика, а это никак не соответствует принципу прозрачности и добросовестной конкуренции.

Начиная с 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны проводить все закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

До 31 декабря 2016 года унитарные предприятия обязаны:

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р). Закупка у единственного поставщика будет возможна в строго определенных ситуациях и в ограниченном объеме. В план-график необходимо будет включать обязательные закупки у СМП, а также устанавливать ограничения для продукции, запрещенной к закупкам у иностранных компаний.

Инструкция: как государственному унитарному предприятию работать по 223-ФЗ

ГУПы и МУПы обязаны работать по 223-ФЗ — это правило действует, если они не получают субсидии из бюджета и утвердили положение о закупках. Это не все особенности в закупочном процессе унитарных предприятий.

Законопроект определил, может ли МУП осуществить закупку по 223-ФЗ прямым договором. Теперь это разрешено при размещении в ЕИС положения о подобных заказах.

Когда и почему унитарные предприятия переходят на 223-ФЗ

29.06.2018 вступил в силу Федеральный закон № 174, внесший поправки в процесс приобретения товаров государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Со следующего года, когда МУП переходит на 223-ФЗ по новому закону, организация вправе осуществлять покупки по закону № 223 при размещении соответствующего положения в ЕИС до завершения предыдущего, 2020 года.

Инициатива о переходе на закупочные процедуры в соответствии с ФЗ № 223 была поддержана парламентом из-за огромного количества обращений, касающихся правил определения поставщика. Заказы были усложнены и не позволяли закрыть существующие проблемы.

Успеть сделать приобретение по закону № 44 было практически невозможно. Унитарные предприятия энергетической отрасли, например теплоснабжения, часто сталкиваются с авариями по непредвиденным обстоятельствам, и нельзя предугадать, сколько материалов и работ потребуется, чтобы ликвидировать их последствия. Переход на 223-ФЗ для МУПов решал эту проблему. Аптеки тоже поддержали инициативу. Их представители заявили о невозможности быстро приобретать нужные лекарства.

Существуют и более редкие, но все же встречающиеся на практике ситуации, когда унитарное предприятие получает грант из бюджета. Как поступать в этом случае и нужно ли применять 223-ФЗ, если МУП получил грант? Да, если выполнено основное правило о размещении положения о таких покупках в ЕИС в установленные сроки.

Теперь государственное, муниципальное и автономное унитарное предприятие может закупать по 223-ФЗ, но есть исключения из общего правила.

Кто не подпадает под новые правила

Контрактное законодательство РФ содержит данные о том, что государственные и муниципальные унитарные предприятия должны перейти на работу по нормам закона 223 в этом году, если в прошлом успели разместить в ЕИС информацию о таких приобретениях.

Из этого правила существуют несколько исключений. Так, совершать закупки по ФЗ № 223 не вправе организации, которые:

  1. Состоят в утвержденном правительством перечне.
  2. Финансируются государством. Субсидии из госбюджета для них выделяются для:
    • капитального вложения в строительство государственной собственности (капитальное строительство);
    • приобретения недвижимости, которая станет частью государственной собственности Российской Федерации.

Исполнение подобных заказов ГУП и МУП осуществляется по нормам Федерального закона № 44.

Для отдельных юридических лиц в законе прописаны индивидуальные правила осуществления заказов. Прямой договор для произведения покупок по этому законопроекту применяется МУП в случае наличия положения о подобных заказах в ЕИС.

Остались вопросы? В КонсультантПлюс есть статьи экспертов, которые подробно объясняют на практических примерах закупки у единственного поставщика унитарными предприятиями.

Как начать работать по-новому

После вступления в силу нового Федерального закона государственное унитарное предприятие по 223-ФЗ получило возможность работать в случае самостоятельного приобретения товаров. То есть если средства госбюджета не участвуют в его товарообороте, ГУП по 223-ФЗ работать вправе.

Вначале планировалось, что субъекты РФ могут обязать унитарные предприятия закупаться у субъектов МСП. Однако объемы приобретений необходимо четко определить. Государственные унитарные предприятия, которые начинают работать по ФЗ № 223, обязаны выполнять и требования постановления № 1352 от 11.12.2014: приобретения товаров и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства становятся их обязанностью.

Закон, в котором содержатся данные о покупках со стороны отдельных юрлиц, гласит, что АУП вправе начать закупаться по ФЗ № 223, если у них на руках есть соответствующее положение.

О переходе унитарных предприятий (ГУП, МУП) на 44-ФЗ

О переходе унитарных предприятий (ГУП, МУП) на 44-ФЗ

Кирилл Кузнецов » 18 июл 2016, 13:43

С 1 января 2017 года унитарные предприятия, ранее закупавшие товары, работы и услуги по правилам государственно-корпоративных закупок (223-ФЗ ), переходят на закупки по правилам контрактной системы (44-ФЗ ).

Для самых нетерпеливых сразу скажем, что необходимо будет:

1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.
1.1. Разработать и утвердить положение (регламент) о контрактной службе.
1.2. Обучить сотрудников контрактной службы и членов закупочных комиссий.
2. Разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для работы.
3. Пройти перерегистрацию в единой информационной системе (ЕИС).
4. Подготовить, утвердить, разместить в ЕИС план и план-график.

Читать еще:  Дефектный акт на текущий ремонт окна

Подробнее же — в статье ниже.

О переходе унитарных предприятий (гуп, муп) на 44-фз

«Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным»
Сенека Старший

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ

1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего
Согласно требованиям 44-ФЗ за закупочную деятельность заказчика с совокупным годовым объемом закупок более 100 млн. руб. отвечает контрактная служба.
Если объемы закупок меньшие, то заказчик на свое усмотрение может либо создать контрактную службу, либо определить контрактного управляющего (одного или нескольких).
Контрактная служба может представлять собой структурное подразделение заказчика, однако возможно ее создание и путем включения в ее состав сотрудников заказчика (без образования структурного подразделения). Во втором случае руководить ей должен заместитель руководителя заказчика.
Закон N 44-ФЗ так же не требует включать в штатное расписание должность контрактного управляющего. Лицо, которое обязано проводить закупки и исполнять контракты, является контрактным управляющим независимо от того, как названа должность в штатном расписании .
В филиале самостоятельная контрактная служба не создается, однако его сотрудники могут входить в общую с головной организацией контрактную службу. При этом передавать руководителю филиала полномочия подписывать контракты необходимо на основании приказа руководителя заказчика или доверенности .
При этом соответствующие изменения следует внести и в должностные инструкции.

1.1. Разработать и утвердить положение (регламент) о контрактной службе
Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения подготовленного Минэкономразвития (утверждено приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631).

1.2. Обучить сотрудников контрактной службы и членов закупочных комиссий
Работники контрактной службы (контрактный управляющий) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок . Не смотря на то, что подобное требование весьма расплывчато и допускает разные трактовки (например, что достаточно лишь любого высшего образования), исходя из сложившейся практике, рекомендуем все же провести повышение квалификации в сфере закупок.
Схожие требования и к членам закупочных комиссий , в состав которых заказчик должен включать преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Вполне легитимное свидетельство о повышении квалификации можно получить за символическую плату у организации, обладающей соответствующей лицензией пройдя программу повышения квалификации продолжительностью от 16 часов. Это не дает знаний, но обеспечивает формальное соответствие требованиям законодательства.
Однако стоит все же не экономить на знаниях и при выборе учебной программы ориентироваться на рекомендации, изложенные в совместном письме письмо Минэкономразвития и Минобрнауки России . В частности, рекомендуется проходить обучение по программам продолжительностью не менее 108 часов (для руководителей – 40 часов).
Так же целесообразно учесть, насколько учебная программа отвечает требованиям профессионального стандарта «специалист в сфере закупок» .

2. Разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для работы
Помимо обязательного положения о контрактной службе, для эффективной работы следует так же подготовить
• положение о комиссии;
• шаблонную (типовую) документацию для основных способов выбора поставщика (электронный аукцион, запрос котировок и др.);
• шаблонный проект контракта и др.
Следует так же внести необходимые изменения в Положение о закупке, так как заказчик имеет возможность проводить закупки по закону N 223-ФЗ если:
• предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
• закупки финансируются за счет грантов.

3. Пройти перерегистрацию в единой информационной системе (ЕИС)
Для проведения закупок по 44-ФЗ необходимо пройти регистрацию в качестве заказчика, а так же получить соответствующую электронную подпись .
К сожалению, они различны для работы в качестве заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

4. Подготовить, утвердить, разместить в ЕИС план и план-график
Следует уделить данному моменту особое внимание, так как с 1 января 2017 года вступают в силу новые правила планирования по 44-ФЗ.

ИЗБЕЖАТЬ НЕИЗБЕЖНОГО ИЛИ ХОТЬ НЕМНОГО ЕГО ОТСРОЧИТЬ…

Унитарное предприятие обязано работать с 1 января 2017 по 44-ФЗ. Однако возможны и такие варианты, как:
• банкротство (при этом имущество передается иному лицу);
• преобразование унитарного предприятия .
Отметим особо, что путь преобразования в автономное учреждение для многих унитарных предприятий закрыт. В соответствии с законодательством , автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах:
• науки,
• образования,
• здравоохранения,
• культуры,
• средств массовой информации,
• социальной защиты, занятости населения,
• физической культуры и спорта,
а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Можно так же предположить, что многие унитарные предприятия так же постараются заключить до конца года (а значит – по 223-ФЗ) долгосрочные контракты на обеспечение себя необходимыми товарами, работами и услугами.

Закупки унитарных предприятий: по какому закону?

С 1 января 2017 года ГУП и МУП стали руководствоваться в своей закупочной деятельности законом 44-ФЗ. Однако очень скоро стало понятно, что это была не самая удачная идея. В итоге для унитарных предприятий сделали послабления, и теперь они снова могут закупаться по 223-ФЗ.

Почему правила закупки ГУП и МУП ужесточили

Унитарные предприятия являются коммерческими, но имеют особенности. У них нет собственного имущества — за ними закрепляется имущество, принадлежащее государству, субъекту РФ либо муниципалитету. До начала 2017 года унитарные предприятия вели закупочную деятельность по закону 223-ФЗ. Далее была предпринята попытка ужесточить правила их закупки.

В ФАС считают, что ГУП и МУП вредят конкуренции на локальных рынках. Посредством структур такого типа государственные и муниципальные заказчики уходят от проведения конкурентных процедур по закону о контрактной системе. Они попросту передают бюджетные средства в виде субсидий подведомственным унитарным предприятиям, и те закупают нужные для заказчика товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Но в условиях закупок по правилам контрактной системы унитарные предприятия столкнулись с серьезными проблемами. Специфика деятельности многих из них такова, что закупки требуется проводить быстро, а заранее предусмотреть потребности невозможно. В особенности это касается предприятий теплоснабжения и аптек. Тогда как процедуры 44-ФЗ рассчитаны на длительные сроки, что сильно осложняет закупочную деятельность ГУП и МУП. Поэтому практически сразу после перехода под закон о контрактной системе они стали обращаться к депутатам Госдумы и просить перевести их обратно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Кому разрешено закупать по 223-ФЗ

Поправки 2018 года разрешают унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ в таких случаях:

  1. Если они являются федеральными и имеют существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности страны. Правительство утверждает перечень таких важных ФГУП. Они могут закупаться по 223-ФЗ, но только не на средства, полученные в виде бюджетных субсидий.
  2. Если закупки унитарных предприятий проводятся за счет любых грантов, полученных от физических и юридических лиц в России либо за ее пределами. В том числе за счет субсидий и грантов из бюджета, которые выдавались на конкурсной основе.
  3. Если унитарное предприятие является исполнителем по госконтракту и привлекает в рамках этого соглашения для поставки товаров, выполнения работ или услуг иных лиц. 223-ФЗ может применяться только в объеме, необходимом для выполнения контракта.
  4. Если закупка производится за счет любых средств, кроме бюджетных.

Что нужно для торговли по 223-ФЗ

Основным документом заказчика по 223-ФЗ является Положение о закупке. Его разработка и утверждение является обязательным условием для применения упомянутого закона для всех заказчиков, в том числе и для унитарных предприятий. У них была возможность утвердить свои Положения до 1 октября 2018 года. Организации, которые успели это сделать, уже сейчас могут не применять 44-ФЗ.

Все прочие должны подготовить Положения до начала 2019 года. Документ нужно принять и разместить в ЕИС. В таком случае с 1 января можно будет проводить закупки по 223-ФЗ. Однако если этого не сделать, придется еще год работать по 44-ФЗ.

Как будет решаться проблема ухода от конкуренции

ФАС не изменила своего мнения по поводу вредности ГУП и МУП для конкуренции на отдельных рынках. Сейчас решается вопрос, который определит их дальнейшую судьбу — внесен законопроект о ликвидации унитарных предприятий. Идея принадлежит Антимонопольной службе, а Правительство с ней согласилось и внесло в Госдуму.

Читать еще:  Бланк сзм в скачать нулевой

Речь не идет об упразднении организационно-правовой формы — часть унитарных предприятий будет функционировать. А вот те, которые ведут деятельность на конкурентных рынках, будут ликвидированы.

Создавать новые ГУП и МУП запретят уже с 1 января 2019 года. Правило не будет распространяться только на такие случаи:

  1. Когда унитарное предприятие учреждается на основании федерального закона, актов Президента или Правительства.
  2. Когда его учреждает федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится государственная политика в сфере безопасности и обороноспособности.
  3. Когда предприятие создается в сфере естественных монополий.

Чтобы зарегистрировать новый МУП или ГУП, нужно будет получить согласие ФАС. Что же касается уже существующих унитарных предприятий, то останутся только те, кто удовлетворяет приведенным выше условиям. Все остальные должны быть ликвидированы учредителями до конца 2020 года. Иначе ФАС будет добиваться этого через суд.

Совет Федерации предложил вернуть ФГУПы и МУПы под действие 223-ФЗ

Сенаторы предложили вывести предприятия теплоснабжения из-под действия закона о контрактной системе (44-ФЗ). Трудности соблюдения сроков оплаты услуг и невозможность своевременного проведения аварийных работ – лишь некоторые из жалоб компаний ТЭК, перешедших в 2017 году на контрактную систему закупок. В Совете Федерации уверены: возврат теплосетей под действие 223-ФЗ (о закупках товаров и услуг) не допустит энергетического коллапса в России. Эксперты портала Torg94 недоумевают, зачем унитарные предприятия (ФГУПы и МУПы) надо было тогда переводить на 44-ФЗ.

Компании из сферы теплоснабжения столкнулись с «рядом неприятных трудностей», — заявили 9 октября участники круглого стола «Проблемы осуществления закупок товаров, работ, услуг унитарными предприятиями, действующими в сфере теплоснабжения», состоявшегося в Совете Федерации. Предприятиям трудно реализовать нормы закона о контрактной системе в сфере закупок (44-ФЗ). Данный закон предполагает достаточно длительные закупочные процедуры. Теплосетям же и другим предприятиям ТЭК часто приходится работать в режиме аврала, устраняя аварии. Закупки через систему электронных аукционов в таких условиях организовать сложно, «нельзя заранее спрогнозировать объем материалов и услуг, нужных для устранения аварий», — пожаловались представители ТЭК.

Член Совета Федерации Андрей Кутепов подчеркнул, что законодательство надо изменять. Предприятия теплоснабжения надо внести в так называемый «реестр исключений» — список организаций, которым можно не применять нормы закона о контрактной системе.

Ранее Совет Федерации поддержал проект закона по выводу из-под действия 44-ФЗ аптек. Сенаторы объяснили свои действия тем, что иначе ассортимент лекарств в аптеках мог значительно сократиться. Также в «реестр исключений» попали государственные СМИ, предприятия оборонной промышленности, Федеральной службы охраны и Федеральной службы безопасности и т.д.

Закон о переводе ФГУПов и МУПов под действие 44-ФЗ изначально был неэффективным, считает руководитель движения «За реформу ФАС» Алексей Ульянов.

«Данный закон не способствует ни повышению эффективности закупок, ни снижению коррупции, ни даже снижению цен. Я считаю, что у заказчиков должно быть больше свободы при выборе способа проведения закупок. Заказчики должны иметь возможность вести ценовые переговоры, не должно быть контроля за мелкими закупками,» — подчеркнул эксперт.

По его словам, 44-ФЗ представляет из себя «виртуальную реальность».

«Эта реальность не имеет ничего общего с опытом госзакупок развитых стран. У меня вообще ощущение, что разработчики изучили лучший американский опыт контрактной системы, а потом все сделали с точностью наоборот. В соответствие с законом запрещают общаться заказчикам с поставщиками. Вы представьте, это такая же ситуация, как если бы вы пришли на рынок, а вам там запретили общаться с продавцом,» — отметил Алексей Ульянов.

Он добавил, что система электронных аукционов, действующая в соответствие с 44-ФЗ, ставит в нелепое положение покупателей.

«Покупатели должны знать точное описание товаров, а если у них такой информации нет, они обязательно закупят контрафакт или просроченный товар. Из-за этого и случаются такие происшествия, как массовые отравления школьников. Другими словами, в 44-ФЗ прописано много бреда. И теперь весь это бред свалился на ФГУПы и МУПы,» — сказал эксперт.

По его мнению, создание «перечней исключений» с унитарными предприятиями, не обязанными работать по 44-ФЗ, говорит о том, что вся система работает неэффективно.

«Совет Федерации предлагает вывести из-под контроля 44-ФЗ то аптеки, то вот теперь предприятия теплоснабжения. А можно было бы сделать все проще. Взять и отменить решение, и вывести разом все ФГУПы из-под действия закона о контрактной системе,» — заключил Алексей Ульянов.

Генеральный директор Ассоциации электронных торговых площадок (АЭТП) Илия Димитров придерживается противоположного мнения.

«ФГУПы и МУПы должны перейти на электронные аукционы. И не надо делать никаких градаций среди них. Получается, что одни могут работать по 44-ФЗ, а другие нет. Это неправильная позиция,» — подчеркнул эксперт.

По его словам, в последнее время сложилась схема, когда деньги выводились через ФГУПы и МУПы, работавшие не по 44-ФЗ, а по более мягкому 223-ФЗ.

«ФАС решил отрегулировать ситуацию, бизнес согласился. Унитарные предприятия стали переводить на систему электронных аукционов. А сейчас, получаются, опять пытаются вывести из-под этого регулирования,» — отмечает Илия Димитров.

В заключение он подчеркнул, что 44-ФЗ и 223-ФЗ, тем не менее, сегодня надо дорабатывать.

«Законы работают неэффективно. Из-за большого числа нормативных актов их тяжело уже даже читать. Необходимо упрощать данные документы, при этом оставив в силе все разумные положения,» — заключил эксперт.

Чтобы быть в курсе всех изменений в законодательстве и успешно участвовать в закупках, примите участие в вебинаре для поставщиков >>>

Переход государственных и муниципальных унитарных предприятий на 44-ФЗ.

27 октября 2016 года в городе Калуге состоялся семинар на тему перехода с 1 января 2017 года государственных, муниципальных унитарных предприятий на осуществление закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В ходе семинара представителям унитарных предприятий Калужской области дана исчерпывающая информация об организационных мероприятиях, которые необходимо завершить до конца текущего года для перехода на контрактную систему закупок. Также участники семинара получили подробную информацию об основных положениях Федерального закона № 44-ФЗ и его отличиях от Федерального закона № 223-ФЗ.
С материалами семинара можно ознакомиться по ссылке после статьи.
Закупки унитарных предприятий подпадают под действие Закона № 44-ФЗ с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», внесшим поправки в Федеральные законы № 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В соответствии с требованиями указанного Федерального закона № 321-ФЗ до 31 декабря 2016 года государственные, муниципальные унитарные предприятия обязаны:
– создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ;
– осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ;
– зарегистрироваться в единой информационной системе.
Сохранена возможность осуществления закупок унитарными предприятиями по 223-ФЗ за счёт грантов и в качестве исполнителя по контракту (за исключением контрактов, заключенных на основании актов Президента РФ или Правительства РФ), в связи с чем государственные и муниципальные унитарные предприятия до 31 декабря 2016 года вправе утвердить положение о закупках в отношении указанных закупок, осуществляемых в 2017 году. Положения о закупках в случае их утверждения государственными, муниципальными унитарными предприятиями должны быть размещены до 31 декабря 2016 года в единой информационной системе.
Контрактным управляющим или работниками контрактных служб могут быть назначены исключительно лица, имеющие высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Пройти курсы повышения квалификации по 44-ФЗ можно, например, в БСУ «Фонд имущества Калужской области», подведомственном министерству конкурентной политики Калужской области.
Для возможности осуществления планирования на 2017 год в настоящее время на всех уровнях власти ведётся работа по внесению поправок в нормативные правовые акты, которые унитарным предприятиям надо учитывать при составлении плана-закупок и плана-графика закупок. С текстами принятых федеральных и региональных нормативных правовых актов можно ознакомиться в Каталоге документов раздела «Документы» регионального сайта https://tender.admoblkaluga.ru/. В этом же разделе, перейдя на вкладку «Обучающие материалы» можно найти актуальные презентации и методические документы по вопросам применения законодательства о закупках.
С вопросами, связанными с регистрацией на сайте http://zakupki.gov.ru/. , можно обратиться в Управление Федерального казначейства по Калужской области, в том числе в территориальные отделы.
Также рекомендуем дополнительно ознакомиться с информацией, размещённой по ссылке:
http://www.tendery.ru/forum/viewtopic.php?f=521609&t=2038885&hilit=%D0%93%D0%A3%D0%9F.

С материалами семинара можно ознакомиться ниже.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector