Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пожаротушение и пожарная безопасность автостоянок

Пожаротушение и пожарная безопасность автостоянок

Парковки — объект повышенной пожарной опасности. В автомобилях много горючих материалов, от масел и смазок до взрывоопасного топлива. При возгорании одной машины пламя может быстро охватить все транспортные средства. С помощью ручного огнетушителя оперативно потушить машину сложно, особенно на крупном паркинге. Поэтому на большинстве стоянок применяется автоматическое пожаротушение автомобилей. Система работает самостоятельно: при поступлении сигнала от датчиков огня, дыма, температуры управляющая автоматика запускает огнетушащие средства.

Пожаротушение автомобилей на открытых стоянках

На уличных парковках без ограждающих конструкций автоматическая система пожаротушения не требуется — реализовать такой проект технически невозможно. Здесь нужно предусмотреть теплую постройку для хранения огнетушителей. Если такой возможности нет, актуально закупить аэрозольные генераторы оперативного применения (забрасываемые устройства с ручным узлом запуска) — они работоспособны при температурах ±60°C.

Открытые стоянки в зданиях (с двумя или тремя стенами) оборудуются системами пожаротушения со спринклерными оросителями. Также есть особые требования по противопожарным расстояниям. Между паркингом и ближайшими окнами и дверями здания должно быть минимум 4 м. В противном случае проемы необходимо оснастить огнестойким заполнением.

Пожарная безопасность закрытых автостоянок

На закрытых объектах, к которым относятся надземные и подземные парковки, пожаротушение должно быть автоматическим. В условно герметичных помещениях оптимально использовать системы объемного аэрозольного пожаротушения. Аэрозоль универсален. В отличие от воды он подходит для неотапливаемых объектов. Не портит автомобили, как коррозионно активные порошки. Как и газ обладает высокой проникающей способностью, но при этом более безопасен. Долго вдыхать аэрозоль вредно, но критической опасности для жизни он не несет.

Автоматическое пожаротушение подземных парковок и надземных закрытых автостоянок — не единственное требование. Для обеспечения пожарной безопасности применяются и другие меры. Например, есть ограничения по количеству этажей: 5 для подземных и 9 для надземных объектов. На каждом ярусе должны быть пути эвакуации. Для стен и перегородок нужна пассивная огнезащита — отделка огнестойкими панелями, покраска специальными вспучивающимися покрытиями.

Аэрозольное пожаротушение закрытых автостоянок от «Гранит-Саламандра»

Для крытых паркингов, в том числе многоярусных, наша компания разработала эффективную систему пожаротушения. Основа — аэрозольные генераторы АГС-8/2-05 с защищаемым объемом 124 м3. Вспомогательное оборудование — дымовые извещатели и автоматика управления. Количество ГОА и извещателей зависит от размеров и планировки объекта.

Профессионально спроектированная и рассчитанная система оперативно локализует и тушит очаг возгорания. Выпущенный аэрозоль заполняет весь объем помещения, проникает в труднодоступные места (например, под капот автомобиля), снижает температуру среды и угнетает реакции горения. Облако сохраняет огнетушащую концентрацию минимум 15 мин., этого достаточно для полного затухания тлеющих очагов.

Объемное аэрозольное пожаротушение — хороший выбор для парковок. В случае пожара генераторы предотвратят распространение пламени и обеспечат сохранность дорогого имущества.

Пожаротушение автостоянок

Автостоянки и паркинги обязательно должны быть оснащены системами пожаротушения ввиду их повышенной пожароопасности. Нормы проектирования этих объектов представлены в Техническом регламенте (№ 123-Ф3), строительных нормах и правилах, а также сводах правил, утвержденных на государственном уровне:

  • СНиП № 21-02-99;
  • СП № 5.13130.2009;
  • СП № 1.13130.2009.

Правила противопожарного режима Российской Федерации содержат также информацию о том, что установка систем автоматического пожаротушения обязательна для закрытых автомобильных стоянок.

Как определяется пожароопасность автостоянки

Все автостоянки относят к классу Ф 5.2 по функциональной пожарной опасности (Технический регламент № 123-Ф3). Однако в каждом конкретном случае необходимо также категорирование автостоянок по пожарной опасности. Проводят специальный анализ и расчеты на основании известных параметров:

  • количество машиномест;
  • размер территории;
  • вид топлива охраняемых автомобилей (газ, бензин, дизель);
  • защищенность от факторов внешней среды (крытый или открытый паркинг);
  • наличие системы вентиляции.

В результате для каждой стоянки получают единственно верную категорию взрывопожароопасности (от А до Д).

В зависимости от установленной категории объекта, на нем проектируют определенный тип автоматической установки пожаротушения по виду и способу подачи огнетушащего вещества (ОТВ), а также исполняют другие требования, описанные в Техрегламенте.

Виды пожаротушения для автостоянок

Для автомобильных стоянок можно проектировать системы пожаротушения (ПТ) с различными ОТВ. Это будет зависеть от нескольких параметров:

  • тип автостоянки – открытый / закрытый;
  • температура в помещении;
  • наличие механизированных устройств для транспортировки авто.

Таким образом, возможна установка следующих типов пожаротушащих установок:

  1. Газовая или порошковая система – для открытых стоянок (наземных автостоянок, паркингов).
  2. Тонкораспылительные, порошковые, водные системы – для закрытых стоянок (подземных паркингов, наземных автостоянок), если температура в помещении не опускается ниже 0°С.
  3. Только водные системы ПТ проектируют для механизированных автостоянок.

Особенности организации пожаротушения на автостоянках

Автоматические установки ПТ предусматривают для всех подземных и механизированных автостоянок, а также для надземных, если они:

  • имеют больше одного этажа;
  • являются частью другого здания;
  • располагаются под мостом.

Для небольших подземных паркингов с количество машиномест менее 25 допускается не проектировать систему ПТ.

Что касается расхода ОТВ при пожаротушении, в нормативах указано, что расход должен приниматься увеличенным в 2 раза, если автостоянка имеет 2 уровня для хранения авто. Также для многоуровневых стоянок водяные оросители предусматривают для каждого уровня.

Монтаж оборудования для пожаротушения проводится после обследования объекта, в зависимости от его конструктивных решений, объема помещения, температурного режима. Важно не забывать о регулярном и качественном техническом обслуживании пожаротушащих устройств и механизмов, как залоге долгой и эффективной работы всей системы ПТ.

Мероприятия по пожарной безопасности автостоянок

Кроме системы пожаротушения для автостоянок и паркингов также предусматривают иные решения и мероприятия, обеспечивающие их пожарную безопасность:

  • установку системы оповещения и управления эвакуацией;
  • установку системы дымоудаления;
  • установку ручных извещателей;
  • огнезащиту конструкций;
  • обустройство специальных мест для курения;
  • оборудование пожарной сигнализацией, кроме случаев, когда на объекте организовано круглосуточное дежурство.

Только комплексный подход к оснащению автостоянок системами пожарной безопасности гарантирует эффективную защиту объектов от пожара.

Устройство АУПС в здании открытой автостоянки

Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России гр. Морозову Н.Н. «О разъяснении требовании нормативных документов » № 1259-1-29-13-4 от 05.08.2019 г.

Уважаемый Николай Николаевич!

По поручению руководства МЧС России на Ваш запрос в МЧС России сообщаю.

1. Отнесение объекта защиты к тому или иному виду (здание, сооружение, наружная установка) осуществляется организацией-проектировщиком в зависимости, в том числе, от его конструктивного исполнения.

Расчет категорий по взрывопожарной и пожарной опасности необходимо проводить в соответствии с методиками, приведенными в СП 12.131.200 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывоопасной и пожарной опасности» в зависимости от вида объекта защиты производственного или складского назначения класса функциональной пожарной опасности Ф5.

2. Согласно положениям приложения А СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» для надземных автостоянок открытого типа для легковых автомобилей не предусматривается устройство АУП (автоматическая установка пожаротушения). Ширина открытой автостоянки при этом не должна превышать 40 м.

Вместе с тем сообщаю, что СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей» не входит в «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 июня 2019 года №1317). Специалисты института не принимали участие в разработке этого свода правил, и комментарии положений указанного документа не входят в их компетенцию.

Обращение в приемную МЧС России от 12.08.2019 г.

Жалоба на ВНИИПО МЧС России.

При ответе на вопросы, поставленные в письме от 10.07.2019 о категорировании открытой автостоянки сотрудниками ВНИИПО МЧС России не обоснованно были выданы ответы, не выдали ответов на конкретно поставленные вопросы.

Ранее заданные вопросы:

При отсутствии стен в многоуровневой открытой автостоянке формула для расчёта давления взрыва паров бензина не такая, как при взрыве в внутри помещения по СП 12.13130.

Допускается ли выполнять расчет категории помещения отрытой автостоянки как для наружной установки?

Необходимо ли оборудовать открытую автостоянку системой пожаротушения на основании табл. А.3 Приложения А СП 5.13130, при площади этажа (помещения) площади более 1000 м.кв. категории В2-В3 и площади этажа (помещения) более 300 м.кв при категории В1? В СП 113.13330.2012 для открытых автостоянок есть только запись, что не требуется делать механическую систему дымоудаления, по АУПТ есть только запись по закрытым автостоянкам.

Как должны были ответить, пример ответа.

1. Допускается выполнять расчет категории помещения отрытой автостоянки как для наружной установки.

1. Не допускается выполнять расчет категории помещения отрытой автостоянки как для наружной установки, расчет необходимо выполнить как для помещения.

2. Оборудование открытой автостоянку системой пожаротушения на основании табл. А.3 Приложения А СП 5.13130 не требуется.

Ответ от ФГБУ ВНИИПО МЧС России гр. Н.Н. Морозову «О разъяснении требований пожарной безопасности» № 1512-1-29-13-4 от 09.09.2019 г.

Уважаемый Николай Николаевич!

По поручению руководства МЧС России, по существу изложенных в Вашем письме вопросов сообщаю.

1. Отнесение объекта защиты к тому или иному виду (здание, сооружение, наружная установка) осуществляется организацией-проектировщиком в зависимости, в том числе, от его конструктивного исполнения.

Расчет категорий по взрывопожарной и пожарной опасности необходимо проводить в соответствии с методиками, приведенными в СП 12.131.200 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывоопасной и пожарной опасности» в зависимости от вида объекта защиты производственного или складского назначения класса функциональной пожарной опасности Ф5.

Читать еще:  Инструкция по от слесаря ремонтника

2. Согласно положениям приложения А СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» для надземных автостоянок открытого типа для легковых автомобилей, соответствующих п. 3.3 и п. 6.11.23 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», не предусматривается устройство АУП (автоматическая установка пожаротушения).

Обращение в приемную МЧС России от 13.09.2019 г.

В данном обращении была жалоба на ВНИИПО МЧС России в части ухода от ответа на поставленные вопросы, прощу Вас как Центральный аппарат МЧС ответить на поставленные вопросы если разработчик Данного нормативного документа не может это сделать.

Вопрос. Допускается ли выполнять расчет категории помещения отрытой автостоянки как для наружной установки?

Как должны были ответить, пример ответа.

Не допускается выполнять расчет категории помещения отрытой автостоянки как для наружной установки, расчет необходимо выполнить как для помещения. То есть четко и ясно, а не отправлять на СП 12.13130, у нас открытое пространство, поэтому и задаем такой вопрос.

Переписка во вложении.

Письмо от МЧС России Д.М. Гордиенко «О рассмотрении обращения» № 19-16-2256 от 24.09.2019 г.

Уважаемый Денис Михайлович!

Направляя повторное обращение Н.Н. Морозова, прошу Вас поручить специалистам Института рассмотреть его и направить конкретные разъяснения заявителю по поставленным в обращении вопросам.

Копию ответа прошу представить в адрес Департамента надзорной деятельности и профилактической работы в срок до 10.10.2019.

Приложение: на 7 л. в 1 экз.

Ответ от ФГБУ ВНИИПО МЧС России № 1731-1-29-13-5 от 10.10.2019 г.

По поручению руководства МЧС России на Ваше обращение от 13.09.2019 №34195338 повторно сообщаю следующее.

Отнесение объекта защиты к тому или иному виду (здание, сооружение, наружная установка) осуществляется организацией-проектировщиком в зависимости, в том числе, от его конструктивного исполнения.

Расчет категорий по взрывопожарной и пожарной опасности необходимо проводить в соответствии с методиками, приведенными в СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» в зависимости от вида объекта защиты производственного или складского назначения класса функциональной пожарной опасности Ф5.

Обращение в приемную МЧС России от 11.10.2019 г.

В данных обращениях была жалоба на ВНИИПО МЧС России в части отсутствия конкретного разъяснения по вопросу расчета категории для открытой автостоянки.

Сотрудники ВНИИПО игнорируют письма Департамента надзорной деятельности, в том числе и сроки рассмотрения обращения.

Сформирую вопрос по-другому.

По какой методике СП 12.13130 требуется выполнять расчет категории по взрывопожарной и пожарной опасности для помещения открытой автостоянки, как для помещения или как для наружной установки (это помещение открытой автостоянки)?

Не допускается выполнять расчет категории помещения отрытой автостоянки как для наружной установки, расчет необходимо выполнить как для помещения.

Пожарная безопасность автостоянок и паркингов

Современные паркинги очень отличаются от простых одноуровневых автостоянок, порой ограниченных лишь разметкой на асфальте. Сегодня можно встретить надземные и подземные комплексы, многоуровневые или модульные, механизированные, и даже плавучие стоянки.

В любом случае место (или здание) для хранения / стоянки транспортных средств должно отвечать требованиям безопасности:

  • достаточное освещение, организация въезда/выезда машин, достаточные габариты парковочных мест и пр. – для надземных площадок;
  • установка систем вентиляции, дымоудаления, пожаротушения; грамотная организация пространства для комфортного перемещения ТС; правильный микроклимат и т. п. – для подземных паркингов.

Требования и нормы безопасного оснащения и обустройства стоянок автомобилей приведены в:

  • СП № 113.13330.2012 (ранее СНиП № 21-02-99);
  • СП № 154.13130.2013 – касается требований ПБ ко встроенным подземным автостоянкам;
  • СП № 4.13130.2013 – о требованиях к объемно-планировочным и конструктивным решениям для ограничения распространения пожара;
  • СНиП № 2.04.09-84 – относительно проектирования АУПС и АПС.

Системы пожаротушения для автостоянок и паркингов

Пожалуй, главным мероприятием, способным обеспечить пожарную безопасность здания, является монтаж систем сигнализации и пожаротушения. Для автостоянок и паркингов эти системы должны быть автоматическими.

Конкретный выбор вида установки пожаротушения зависит от типа и площади автостоянки, объема помещений, климатических условий в помещениях, конструктивных особенностей объекта.

АУПС должны быть предусмотрены для всех подземных стоянок. Для надземных площадок – если они имеют несколько этажей, встроены в другие здания, расположены под мостом или механизированы. Простые надземные стоянки, которые вмещают не более 25-ти авто, допускается не оснащать системой пожаротушения.

Систему сигнализации можно не монтировать на паркингах, где есть круглосуточный дежурный, либо для стоянок боксового типа с выездом наружу из каждого бокса.

Мероприятия по пожарной безопасности автостоянок и паркингов

Грамотно спроектированные системы противопожарной защиты на автостоянке – это больше половины дела на пути к безопасности. Однако, не менее важны и организационные, конструктивные, объемно-планировочные мероприятия.

Соблюдение следующих пунктов повысит безопасность стоянки и сделает место хранения авто более надежным:

  1. Обустройство места для курения за пределами паркинга.
  2. Наличие указателей:
    • выходов (на каждом этаже для многоуровневых стоянок);
    • путей движения;
    • запрещения курения;
    • мест расположения огнетушителей и т. д.
  3. Наличие первичных средств пожаротушения.
  4. Огнезащитная пропитка открытых частей конструкций. Восстановление слоя пропитки при окончании срока эксплуатации материала.
  5. Зимой обязательна очистка наружных проездов и лестниц от льда, снега.
  6. Запрещено переоборудовать боксы для автомобилей в помещения иного предназначения.
  7. Регулярная проверка систем противопожарной защиты с привлечением сотрудников Госпожнадзора – как минимум раз в году.

Организационные мероприятия указаны в ППР в РФ.

Только выполнение всего комплекса решений и мероприятий позволит на 100% обеспечить пожарную безопасность автостоянок и паркингов.

Пожаротушение и пожарная безопасность автостоянок

6.22 Электротехнические устройства автостоянок должны предусматриваться в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок ( ПУЭ ).

6.23 По обеспечению надежности электроснабжения потребителей автостоянок следует относить к следующим категориям:

к I категории — электроустановки, используемые в противопожарной защите, в том числе, для автоматического пожаротушения и автоматической сигнализации, противодымной защиты, лифтов для перевозки пожарных подразделений, систем оповещения о пожаре, а также систем автоматического контроля воздушной среды в помещениях хранения газобаллонных автомобилей;

к II категории — электроприводы лифтов и других механизированных устройств для перемещения автомобилей;

электроприводы механизмов открывания ворот без ручного привода и аварийное освещение стоянок автомобилей, постоянно готовых к выезду;

к III категории — остальные электропотребители технологического оборудования автостоянок.

Электрокабели, питающие противопожарные устройства, должны присоединяться непосредственно к вводным щитам здания (сооружения) и не должны одновременно использоваться для подводки к другим токоприемникам.

6.24 Освещение помещений хранения автомобилей следует предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 23-05 .

6.25 К сети аварийного (эвакуационного) освещения должны быть подключены световые указатели:

— эвакуационных выходов на каждом этаже;

— путей движения автомобилей;

— мест установки соединительных головок для подключения пожарной техники;

— мест установки внутренних пожарных кранов и огнетушителей;

— мест расположения наружных гидрантов (на фасаде сооружения).

6.26 Светильники, указывающие направление движения, устанавливаются у поворотов, в местах изменения уклонов, на рампах, въездах на этажи, входах и выходах на этажах и в лестничные клетки.

Указатели направления движения устанавливаются на высоте 2 м и 0,5 м от пола в пределах прямой видимости из любой точки на путях эвакуации и проездов для автомобилей.

6.27 В автостоянках закрытого типа у въездов на каждый этаж должны быть установлены розетки, подключенные к сети электроснабжения по I категории, для возможности использования электрифицированного пожарно-технического оборудования.

Автоматическое пожаротушение и автоматическая пожарная сигнализация

6.28 Системы автоматического пожаротушения и сигнализации, применяемые в автостоянках, должны соответствовать требованиям НПБ 88 . Оборудование автоматических устройств должно иметь соответствующие сертификаты пожарной безопасности.

Тип автоматической установки пожаротушения, способ тушения и вид огнетушащих средств определяется проектной организацией в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемого помещения. Допускается применение самосрабатывающих модулей и систем (порошковых, аэрозольных и пр.), сертифицированных в установленном порядке.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

6.29 Автоматическое пожаротушение в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать в автостоянках закрытого типа:

а) подземных независимо от этажности;

б) надземных при двух этажах и более;

в) одноэтажных надземных I, II и III степеней огнестойкости площадью 7000 м 2 и более, IV степени огнестойкости класса С0 площадью 3600 м 2 и более, класса С1 — 2000 м 2 и более, классов С2, С3 — 1000 м 2 и более; при хранении автомобилей в этих зданиях в обособленных боксах (выделенных в соответствии с 5.40 ) — при количестве боксов более 5;

г) встроенных в здания другого назначения, за исключением указанных в 4.27 НПБ 110 ;

д) в помещениях для хранения автомобилей, предназначенных для перевозки горюче-смазочных материалов;

е) расположенных под мостами;

ж) механизированных автостоянках.

Допускается не предусматривать автоматическое пожаротушение в одноэтажных подземных автостоянках вместимостью до 25 машино-мест, располагаемых на незастроенной территории.

В автостоянках с обособленными боксами, отвечающими требованиям 5.40 , при применении в каждом боксе модульных установок пожаротушения (самосрабатывающих модулей) предусматривать автоматическое пожаротушение проездов между боксами не требуется, при этом указанные проезды должны быть оборудованы поэтажно передвижными огнетушителями (типа ОП-50, ОП-100) из расчета: при площади проездов на этаже до 500 м 2 — 1 шт. на этаж, более 500 м 2 — 2 шт. на этаж.

Необходимость устройства автоматического пожаротушения в помещениях для сервисного обслуживания автомобилей, проектируемых по 5.6 , определяется в соответствии с требованиями ВСН 01 .

(Измененная редакция. Изм. № 1).

6.30 Автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы:

а) одноэтажные надземные автостоянки закрытого типа площадью менее указанной в 6.29 ;

Читать еще:  Чем занимается помощник арбитражного управляющего

в) или при количестве боксов до 5 включительно;

б) помещения, указанные в 5.3 , кроме санузлов и венткамер.

в) обособленные боксы, отвечающие требованиям 5.40 , и проезды между ними автостоянок при применении в боксах модульных установок пожаротушения (самосрабатывающих модулей);

г) помещения для сервисного обслуживания автомобилей, проектируемые по 5.6 — в соответствии с требованиями ВСН 01 ».

Помещения с круглосуточным пребыванием дежурного персонала допускается не оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

6.31 В одно- и двухэтажных автостоянках боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса допускается не предусматривать автоматическое пожаротушение и сигнализацию.

6.32 Надземные автостоянки закрытого типа при двух этажах и более (за исключением автостоянок с непосредственным выездом наружу из каждого бокса и механизированных автостоянок) вместимостью до 100 машино-мест должны оборудоваться системами оповещения 1-го типа, более 100 машино-мест — 2-го типа по НПБ 104 .

Подземные автостоянки с двумя этажами и более должны оборудоваться системами оповещения:

при вместимости до 50 машино-мест — 2-го типа, более 50 до 200 — 3-го типа, более 200 — четвертого или пятого типов.

7 ТРЕБОВАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

7.1 Выходы на каждом этаже стоянки должны быть обозначены с помощью ясных и хорошо видимых указателей.

Для обозначения путей движения автомобилей и главных целевых точек (выходов на этажах, мест установки пожарных кранов, огнетушителей и пр.) рекомендуется применение светящихся красок и люминисцентных покрытий.

7.2 Помещения для хранения автомобилей и рампы должны иметь указатели о запрещении курения в автостоянке.

7.3 Автостоянки должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения в соответствии с требованиями ППБ 01 .

7.4 Специальные огнезащитные покрытия и пропитки, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны периодически восстанавливаться или заменяться при их разрушении (выходе из строя полностью или частично) или в соответствии со сроком эксплуатации, установленным в технической документации на эти покрытия и пропитки.

7.5 Наружные проезды (пандусы) и наружные лестницы должны очищаться от снега и льда.

7.6 Не допускается переоборудование или использование отдельных боксов, предназначенных для хранения автомобилей, в качестве помещений для осуществления ремонтных работ.

7.7 Работоспособность инженерных систем противопожарной защиты (пожарные краны и гидранты, насосные установки пожаротушения, пожарная сигнализация, системы противодымной защиты, оповещения людей о пожаре, устройства для закрывания эвакуационных выходов) должна проверяться не реже одного раза в год с составлением соответствующего акта с участием представителей государственного пожарного надзора.

7.8 Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности предусматриваются в соответствии с ППБ 01 .

Ключевые слова: надземные и подземные автостоянки, степень огнестойкости, противопожарные расстояния, рампы (пандусы), тамбур-шлюзы, блоки

СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности

СП 153.13130.2013 «Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. 1. Область применения
  2. 2. Нормативные ссылки
  3. 3. Термины и определения
  4. 4. Размещение встроенных подземных автостоянок
  5. 5. Объемно-планировочные и конструктивные решения
    1. 5.1 Общие требования
    2. 5.2 Автостоянки без механизированной парковки и с полумеханизированной парковкой
    3. 5.3 Механизированные автостоянки
  6. 6. Требования к инженерным системам
    1. 6.1 Общие требования
    2. 6.2 Требования к противопожарному водопроводу
    3. 6.3 Отопление, вентиляция и противодымная защита
    4. 6.4 Электротехнические устройства
    5. 6.5 Автоматическое пожаротушение, автоматическая пожарная сигнализация, оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности к подземным помещениям для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенным в здания другого функционального назначения независимо от форм собственности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Сведения о своде правил СП 153.13130.2013 «Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности»

  • РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена “Знак почета” научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО МЧС России)
  • ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»
  • УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 21 февраля 2013 г. № 117
  • ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 22 марта 2013 г.
  • ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

СП 153.13130.2013 «Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности» применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых подземных помещений для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенных в здания другого функционального назначения и содержит специфические для данных объектов защиты требования пожарной безопасности к объемно-планировочным, конструктивным решениям и инженерному оборудованию данных объектов.

При проектировании встроенных подземных автостоянок наряду с положениями настоящего СП 153.13130.2013 «Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности» следует руководствоваться другими действующими нормативными документами по пожарной безопасности.

Что собой предполагает пожарная безопасность крытых автостоянок?

При небольшом очаге пожара возможен огромный финансовый ущерб, иногда бывают серьёзные потери.

На необорудованной стоянке транспорта нет системы пожаротушения, которая бы надежно защищала от опасности. Поэтому у огня есть все условия для того, чтобы быстро переходить по транспортным средствам. Из-за того, что взрываются топливные баки, в пламени стоят все окружающие объекты.

Как выполнить автоматическое пожаротушение автостоянки

Существуют определенные государственные нормативы. Они применяются для того, чтобы тушить пожары на автостоянках с закрытым типом. Для этого требуется иметь набор автоматического оборудования. Оно будет самостоятельным образом реагировать на момент, когда появится огонь. После этого произойдет локализация и тушение пожара.

Крытая автостоянка это здание или сооружение, та также их часть, которое предназначено для того, чтобы размещать легковые и грузовые виды транспорта:

  • Над землей;
  • Под землей.

Надземные стоянки автотранспорта располагаются над землей и оснащаются снаружи ограждением из стены под крышей. Для таких объектов свойственно расположение в сооружении, которое расположено отдельно. Они встраиваются в такое здание, которое имеет другое предназначение или будет пристроено к нему. Самая высокая стоянка над уровнем земной поверхности — не больше девяти этажей.

Расположение автостоянок под землей может находиться под фундаментом. Такие условия не распространяются на школы, детские сады и ПТУ. Также они могут находиться под участком, который не был застроен:

  • Улицы или проезда;
  • Площади или сквера.

По глубине уровень подземной стоянки не должна быть ниже, чем пятиэтажный дом.

Как обеспечить должный уровень пожарной безопасности на неотапливаемой автостоянке

Для того, чтобы следить за порядком, необходимо учитывать множество элементов. Категорически запрещено использовать на автостоянке систему самосрабатывающего типа:

  • Аэрозольную;
  • Порошковую.

С применением таких систем огнь не сможет проникнуть близко к транспорту. Потушить возгорание можно будет уже в начале. Обратите внимание, что при тушении подземной автостоянки и надземного объекта разрешается использование только сертифицированных типов оборудования, при установке которого были соблюдены все соответствия нормативным требованиям.

Характеристика аэрозольных установок для тушения пожаров

Для того, чтобы обеспечить требуемый уровень безопасности на автомобильной стоянке, рекомендуется использование автоматического аэрозольного оборудования. Они имеют вид устройства, в составе которого есть автоматические элементы, представленные:

  • Пусковым узлом;
  • Аэрозолеобразующим зарядом;
  • Охладительной системой.

Когда появляется очаг возгорания, происходит автоматический запуск и генерация. Облако аэрозоли очень быстро разлетается по территории и способствует эффективной нейтрализации огня.

У применения аэрозольной системы есть преимущества, которые позволяют:

  • Выполнять работы по объемному пожаротушению;
  • Не ограничиваться только имеющимися природными условиями;
  • Без ограничений функционировать даже при условии весомых температурных перепадов;
  • Действовать в среде, которая может быть опасна возможными взрывами.

Перед тем, как огнетушительная установка была выключена, уровень концентрации аэрозоли будет сохраняться до 20 минут. Это время, за которое можно успешно предупредить продолжение событий.

Привлекательные особенности аэрозольных установок

Такие устройства выгодно использовать, так как они отличаются:

  • Выгодной стоимостью, если сравнивать с системами водяного и порошкового пожаротушения. У генераторов аэрозольного типа более низкая стоимость;
  • Высокой продуктивностью в применении. При порошковом способе возможен вреден для транспортного средства. Ведь для водяных систем исключена возможность работы при отрицательном температурном режиме. У аэрозольных смесей нет таких проблем. Для них характерна высокая способность тушения пожаров;
  • Простотой выполнения установки. Для того, чтобы смонтировать генератор, не нужны специальные виды оборудования и инструментов. Не потребуется проводить коммуникационную систему из водопровода, электричества;
  • Без потребности постоянно выполнять техническое обслуживание такого огнетушителя. После того, как аэрозольная система уже установлена, её не нужно перезаряжать. Она всегда будет работоспособной;
  • Безопасной эксплуатацией. Использование этих средств пожаротушения совершенно не вредно для природы и здоровья человека. Отсутствует угроза летального исхода. Имущество также не будет повреждено.

Следовательно, использование на крытых автостоянках аэрозольных средств для тушения пожара будет самым эффективным способом защиты от стихии.

Пожаротушение и пожарная безопасность автостоянок

Паркинг для автомобилей представляет определенную опасность для материальных ценностей и людей в случае возгорания. Нормативные требования к надлежащей организации противопожарной безопасности изложены в Постановлении Правительства №390.

Типы автостоянок

Пожаротушение автостоянок зависит от вида паркинга и его назначения:

1. Открытый: парковочные места располагаются рядом со зданием или сооружением, не имеют конструкционных ограждений в виде капитальных стен. Возможна установка газового или порошкового пожаротушения.

Открытая автостоянка

2. Закрытый: парковочные места располагаются на цокольных этажах зданий и сооружений, либо имеют конструкционные ограждения (стены, крышу). Возможен монтаж водного или порошкового пожаротушения.

Закрытая автостоянка

Требования к безопасному размещению парковочных мест

Площадь паркинга необходимо рассчитывать, исходя из данных о земельном участке, условиях выезда и въезда, а также требований Санитарных правил № 2.2.1/2.1.1.1200. Если планируется строительство стоянки рядом со зданиями, то важно предусмотреть разделение их между собой с помощью противопожарных стен.
В водоохранных зонах обустройство паркинга законодательно запрещено. В целях обеспечения противопожарной безопасности важно учесть еще несколько правил:

  • запрещено организовывать закрытые стоянки для машин, работающих на сжатом или сжиженном газе, а также пристраивать их к любым зданиям и сооружениям;
  • строительство стоянок необходимо осуществлять на расстоянии от медицинских учреждений, парков, спортивно-оздоровительных комплексов и образовательных учреждений, указанном в Приложении В к Строительным правилам 113.13330.2012;
  • многоэтажные автостоянки необходимо оборудовать лифтом для перевозки пожарного подразделения.

Требования к пожаротушению закрытых парковок

Пожаротушение подземных автостоянок чаще всего проектируют водяное в соответствии со строительными правилами №10.13130 от 2009 года. Предполагается, что трубопровод для нужд пожаротушения будет установлен отдельно от системы водоснабжения и канализации помещения. Необходимость установки автоматической системы не зависит от количества этажей и машиномест на паркинге.

При проектировании предусматриваются отверстия в полу для отвода воды при ликвидации горения. Вода, поступающая в эти сливные отверстия, должна быть направлена с помощью трубопровода в ливневую канализацию.

Спринклерная система пожаротушения на закрытой стоянке

Спринклеры (распылители) оснащают термозамком, который позволит системе запуститься только при достижении критической температуры воздуха на парковке. В режиме ожидания система должна быть всегда заполнена водой под определенным давлением. При разрыве термозамка вода через спринклеры начинает поступать в зону горения, давление в системе поддерживается специальным насосом.

Необходимо предусмотреть время работы насоса в диапазоне 10-15 минут. Система самая экономичная по сравнению с другими типами пожаротушения, не наносит вред находящимся на стоянке людям, не уменьшает видимость.

Паркинги с 2 и более этажами должны быть оборудованы специальными патрубками для подключения техники пожарных машин.

Допускается установка и порошковой системы пожаротушения. Огнетушащая смесь охлаждает зону горения, уменьшает объем токсичных веществ в воздухе, преграждает путь кислорода к очагу. Помимо автоматики устанавливаются дымовые детекторы, световая индикация «Порошок. Уходи!», звуковое оповещение о начале работы системы пожаротушения.

Порошковое пожаротушение подземной автостоянки должно обеспечить задержку запуска огнетушащих модулей до тех пор, пока не будут эвакуированы люди, отключится вентиляция. Обычно время задержки устанавливают на 3-4 минуты. Срабатывание дымоудаления и порошковой системы одновременно запрещено.

Если на стоянке предполагается одновременное нахождение более 50 человек (подземная стоянка торгового центра, кинотеатра), то применять порошковое пожаротушение автостоянки не допускается, поскольку за короткое время в помещении снизится видимость из-за распыляемой смеси, а также увеличится токсичность воздуха, что может отрицательно сказаться на посетителях и персонале парковки. Тогда, когда на паркинге присутствует большое количество человек, а также установлено порошковое пожаротушение, необходимо обеспечить дистанционное управление системой для быстрой остановки срабатывания.

Требования к пожаротушению открытых парковок

Инструкция о мерах пожарной безопасности на автостоянках открытого типа допускает не монтировать систему дымоудаления и вентиляцию. Эффективны будут практически все виды пожаротушения — газовое, порошковое, водяное автоматическое и водяное ручное.

Автоматическое пожаротушение открытой автостоянки возможно только при наличии крыши и конструкционных перегородок для крепления трубопровода и огнетушащих модулей. Для дополнительной защиты требуется строительство отдельного отапливаемого помещения, где будут храниться огнетушители. Водяное автоматическое пожаротушение автостоянок предполагает строительство насосной станции, которая также должна отапливаться. Однако в холодный период года эксплуатировать в целом систему водяного пожаротушения не представляется возможным.

Порошковое пожаротушение открытой автостоянки обойдется намного дешевле газовой системы. Такая система не нуждается в монтаже трубопровода, а широкая линейка тепловых замков и возможность подключения к любой СКУД позволяет обеспечить безопасность людей, которые могут в момент пожара находиться на паркинге.

Последствия пожара на автостоянке

Ручное пожаротушение автостоянки открытого типа предполагает оснащение помещений огнетушителями в объеме, рассчитанном в соответствии с актуальными требованиями Постановления Правительства №390. Можно выбрать как порошковые, так и углекислотные огнетушители, огнетушащее содержимое которых сохраняет свои свойства при температуре от -60 до +50 0С.

Повышение эффективности обеспечения пожарной безопасности многоуровневой автостоянки путем внедрения системы пожаротушения на основе технологии тонкораспыленной воды

В данной статье рассмотрены методы повышение эффективности обеспечения пожарной безопасности многоуровневой автостоянки путем внедрения системы пожаротушения на основе технологии тонкораспыленной воды.

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (17), июнь ‘21

Галкин С. И., Иванов А. Н. Повышение Эффективности Обеспечения Пожарной Безопасности Многоуровневой Автостоянки Путем Внедрения Системы Пожаротушения На Основе Технологии Тонкораспыленной Воды // . 2021. №15 (17). URL: https://scilead.ru/article/407-povishenie-effektivnosti-obespecheniya-pozharn

В современных условиях многоуровневой автостоянкой считается парковка, состоящая из двух или более уровней, соединенных между собой при помощи пандусов или лифтовых подъемников. Многоуровневые паркинги имеют много конфигураций. Строятся как отдельно стоящими зданиями, так и комплексом строений, выполняющих разные функциональные задачи. Они бывают наземными, подземными, в виде пристроек к уже возведенным строениям. Их возможно возвести даже над дорожным проездом.

В связи с тем, что многоуровневые автостоянки — это сосредоточение большого количества людей и техники, поднимается вопрос безопасности нахождения человека на таких объектах. Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В статье рассмотрены методы повышение эффективности обеспечения пожарной безопасности многоуровневой автостоянки путем внедрения системы пожаротушения на основе технологии тонкораспыленной воды. Количество паркингов и автостоянок в нашей стране постоянно растет вместе с количеством автомобилей, поэтому задача обеспечения пожарной безопасности на этих объектах становится все более актуальной.

При возникновении возгорания в салоне автомобиля (см. рис.1), находящегося на парковке, пламя способно распространится по салону за несколько минут, при этом, если не принять меры по ликвидации пожара, площадь возгорания начинает увеличиваться лавинообразно, за счет быстрого возгорания соседних автомобилей с выделением большого числа продуктов горения, что в свою очередь представляет угрозу жизни и здоровью людей, находящихся на объекте. При возгорании на нижних или верхних (в случае с подземными многоуровневыми автостоянками) этажах есть риск перекрытия путей эвакуации продуктами горения, поэтому пожаротушение на ранних этапах возгорания имеет приоритетное значение для обеспечения безопасности людей.

Рисунок 1. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге

Требования к системам автоматического пожаротушения (АУПТ) и автоматической пожарной сигнализации (АСПС) изложены в:

— СП 485.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

АУПТ обязательна для закрытых наземных паркингов, имеющих два и более этажей. Кроме того, если автомобили расположены в индивидуальных боксах, подобными системами должны быть оснащены следующие одноэтажные наземные парковки:

· площадью от 7000 м2, I–III степени огнестойкости;

· площадью от 3600 м2, IV степени огнестойкости;

· площадью от 2000 м2, класса конструктивной пожарной опасности С1;

· площадью от 1000 м2, классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3.

Подземные паркинги, включая встроенные, независимо от этажности стоянки и класса ее пожароопасности, оборудуются АУПТ. Тип огнетушащего вещества для автомобильных стоянок выбирают исходя из характеристик объекта пожаротушения и руководствуясь вышеупомянутым Сводом правил. Для автостоянок закрытого типа, как наземных, так и подземных, при температуре воздуха в них выше 0 °С обычно используют порошковые, аэрозольные или водяные системы пожаротушения (см. рис. 2).

Рисунок 2. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге

АУПС оснащают следующие объекты:

· одноэтажные закрытые наземные стоянки площадью менее 1000 м2 или с количеством машиномест до 25 единиц;

· отдельные автомобильные боксы, в которых применяются самосрабатывающие модули пожаротушения.

В многоэтажных (не менее двух этажей) наземных закрытых стоянках, вмещающих до 100 автомобилей, должны быть установлены системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) первого типа согласно СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», а на стоянках, вмещающих более 100 автомобилей — второго типа.

Подземные автомобильные паркинги вместимостью до 50 автомобилей оборудуются СОУЭ 2-го типа, от 50 до 200 — третьего типа, более 200 — четвертого типа.

Свод правил определяет группы помещений (производств и технологических процессов) по степени опасности развития пожара в зависимости от их функционального назначения и пожарной нагрузки сгораемых материалов на основании которого производится расчет необходимой интенсивности орошения защищаемой площади орошения, расход огнетушащих веществ и минимальная площадь орошения.

Многоуровневые автостоянки относятся к 2 группе помещений согласно СП 113.13330.2016. «Стоянки автомобилей», а именно помещения деревообрабатывающего, текстильного, трикотажного, текстильно-галантерейного, табачного, обувного, кожевенного, мехового, целлюлозно-бумажного и печатного производств; окрасочных, пропиточных, малярных, смесеприготовительных, обезжиривания, консервации и расконсервации, промывки деталей с применением ЛВЖ и ГЖ; производства ваты, искусственных и пленочных материалов; швейной промышленности; производств с применением резинотехнических изделий; предприятий по обслуживанию автомобилей; гаражи и стоянки, помещения категории В3 в которых удельная пожарная нагрузка 181-1400 МДж/м.

Внутренний противопожарный водопровод на автостоянке должен соответствовать положениям свода правил «СП 10.131330.2020. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности». При этом, по требованиям «СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей» для внутреннего пожаротушения закрытых стоянок число струй воды и ее расход на каждую из них определяется площадью защищаемого помещения.

Итак, выбор решения для пожаротушения автостоянки или паркинга зависит от их конструктивных особенностей, размера помещений, температурных условий. Работоспособность всех систем пожарной защиты ежегодно проверяется представителями Государственного пожарного надзора и сопровождается составлением соответствующего акта.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector