Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок долговых обязательств рф

Статья 98. Формы государственного долга Российской Федерации


1. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
2. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
3. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
4. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В п. 1 комментируемой статьи БК РФ предусмотрены пять основных форм существования государственного долга (долговых обязательств) РФ. Данный перечень является полным, однако о недопустимости расширительного толкования ничего не говорит. Законодатель предусмотрел, что долговые обязательства РФ могут возникнуть в результате:
1) заключения кредитных договоров и соглашений между компетентными органами РФ, с одной стороны, и кредитными организациями, иностранными государствами или специализированными международными финансовыми организациями (МБЭС, МИБ), с другой стороны; в данных договорах (соглашениях) в роли заемщика финансовых средств выступает Российская Федерация, а сам договор (соглашение) заключается в пользу кредитора;
2) выпуска в свободное либо ограниченное обращение государственных ценных бумаг. На государственные ценные бумаги распространяется действие Закона о рынке ценных бумаг, ст. 114 БК РФ, однако существуют определенные особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Данные особенности закреплены в Законе об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг;
3) заключения кредитных договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти (представляют интересы РФ), с одной стороны, и уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления, с другой стороны; содержание данного вида договоров (соглашений) составляет получение РФ для бюджетных кредитов от бюджетов нижестоящих уровней — бюджета субъекта РФ либо местного бюджета;
4) заключения договоров о предоставлении РФ государственных гарантий. В данном случае законодатель прямо не указывает на такую форму существования долговых обязательств РФ, как договор поручительства, заключенный РФ в целях обеспечения исполнения обязательств третьими лицами. Однако такая форма государственного долга прямо вытекает из общих положений гражданского и бюджетного законодательства;
5) заключения компетентными органами РФ внутригосударственных либо международных договоров и соглашений о пролонгации либо о реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. Согласно теории международного публичного права, пролонгация — это продление срока действия внутригосударственного либо международного договора при условии, что первоначальный срок действия на момент пролонгации еще не истек. Реструктуризация долговых обязательств — это прекращение либо частичное списание (сокращение) размера долговых обязательств, достигнутое в двустороннем порядке.
Помимо форм существования долговых обязательств РФ, выделяются также виды государственного долга:
— внутренний и внешний;
— капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг включает в себя всю сумму принятых, но не погашенных РФ долговых обязательств с начислением на сумму задолженности процентов. Текущий государственный долг предполагает сумму расходов, произведенных уполномоченными федеральными органами по принятым РФ долговым обязательствам, срок исполнения которых уже наступил.
В п. 2 комментируемой статьи БК РФ проведено разграничение долговых обязательств РФ в зависимости от срока их действия, т.е. срока исполнения. По общим правилам выделяется три вида долговых обязательств РФ — краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, но во всяком случае срок исполнения долгового обязательства РФ не может превышать 30 лет. В том случае, если в условиях кредитного договора (соглашения), заключенного РФ, предусмотрен срок, превышающий 30 лет, то применяется максимальный срок исполнения — 30 лет.
Условия займа краткосрочного, среднесрочного либо долгосрочного долгового обязательства РФ в обязательном порядке указываются в тексте кредитного договора (соглашения), данные условия не могут противоречить общим положениям о долговых обязательствах Российской Федерации, указанным в гл. 14 БК РФ. Законодатель особо оговаривает, что условия подписанного кредитного договора (соглашения) являются обязательными для обеих сторон и могут изменяться лишь по их обоюдному согласию. Таким образом, односторонний отказ от исполнения долгового обязательства не допускается.
Пункт 3 и 4 комментируемой статьи БК РФ соответственно раскрывают структурное содержание государственного внутреннего и государственного внешнего долга Российской Федерации, перечисляют их составные элементы. Государственный внутренний долг Российской Федерации складывается из четырех показателей, а государственный внешний долг Российской Федерации — из двух показателей. Данные перечни являются исчерпывающими. При этом указанные в п. 3, 4 комментируемой статьи составные элементы государственного долга Российской Федерации напрямую связаны с формами существования долговых обязательств.

Статья 98.1 БК РФ. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации

1. В случае, если долговое обязательство Российской Федерации не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и (или) нормативными правовыми актами действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими федеральными законами, указанное долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Долговые обязательства Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации считаются полностью прекращенными при наступлении событий (обстоятельств), являющихся основанием прекращения государственных гарантий Российской Федерации, и списываются с государственного внутреннего долга Российской Федерации по мере наступления (получения сведений о наступлении) указанных событий (обстоятельств).

2. Министерство финансов Российской Федерации по истечении сроков, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, издает акт о списании с государственного внутреннего долга Российской Федерации долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации.

3. Списание с государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется посредством уменьшения объема государственного внутреннего долга Российской Федерации по видам списываемых государственных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита федерального бюджета.

4. Действие абзаца первого пункта 1, пунктов 2 и 3 настоящей статьи не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на долговые обязательства Российской Федерации перед субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

5. Списание с государственного внутреннего долга Российской Федерации реструктурированных, а также погашенных (выкупленных) долговых обязательств осуществляется с учетом положений статей 105 и 113 настоящего Кодекса.

6. Выпуски государственных ценных бумаг Российской Федерации, выкупленные (полученные в результате обмена или иных предусмотренных законодательством Российской Федерации операций) в полном объеме Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с условиями эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации до наступления даты погашения, могут быть признаны по решению Министерства финансов Российской Федерации досрочно погашенными.

Министерство финансов Российской Федерации вправе признать исполненными обязательства по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выкупленным (полученным в результате обмена или иных предусмотренных законодательством Российской Федерации операций) до наступления даты погашения.

Комментарии к ст. 98.1 БК РФ

Комментируемая статья посвящена прекращению тех долговых обязательств, составляющих государственный долг Российской Федерации, которые выражены в рублях.

Приказами Минфина России время от времени списывается государственный долг Российской Федерации по тем обязательствам, срок предъявления исковых требований по которым истек.

Например, пунктом 1 Приказа Минфина России от 18.06.2013 N 162 «О списании государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам» списан государственный внутренний долг Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам в сумме 6965514817 (шесть миллиардов девятьсот шестьдесят пять миллионов пятьсот четырнадцать тысяч восемьсот семнадцать) рублей 11 копеек, срок предъявления исковых требований по которым истек, в том числе: по облигациям государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые автомобили, в сумме 3984965534 (три миллиарда девятьсот восемьдесят четыре миллиона девятьсот шестьдесят пять тысяч пятьсот тридцать четыре) рубля 63 копейки; по целевым расчетным чекам на приобретение легковых автомобилей и действующим целевым вкладам на приобретение легковых автомобилей в сумме 2980549282 (два миллиарда девятьсот восемьдесят миллионов пятьсот сорок девять тысяч двести восемьдесят два) рубля 48 копеек.

В Апелляционных определениях Московского городского суда от 06.08.2012 по делу N 11-15849 и от 14.12.2012 по делу N 11-31079 указано, что в соответствии со статьей 98.1 БК РФ и Приказом Минфина России от 04.05.2009 N 190 «О списании государственного внутреннего долга Российской Федерации по облигациям Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.» с государственного внутреннего долга Российской Федерации была списана задолженность по займу 1992 г. в связи с истечением срока предъявления к погашению.

Правительством Российской Федерации в период до 1 октября 2004 года осуществлялись мероприятия по выкупу указанных облигаций учреждениями Сбербанка России. После указанного срока все операции по указанным ценным бумагам прекращены и никаких других компенсаций по ним не производится.

В установленный Правительством Российской Федерации период до 1 октября 2004 г. истец указанным выше порядком выплаты компенсаций не воспользовался.

При рассмотрении требований о расторжении договора займа и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что истцом не доказан факт нарушения перед ним обязательств Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. Неполучение истцом денежной компенсации в установленный действующим законодательством срок о данном факте не свидетельствует.

Сроки долговых обязательств

Совместное существование в любом социуме приводит к образованию особых отношений между его члена в виде долговых обязательств. Сущность долга может определяться моральными и материальными критериями. Если с первыми вопрос лежит в этической плоскости, то вторые обязательства более “осязаемы” и зачастую приводят к конфликтным ситуациям в случае их невыполнения. Понятие долга подразумевает что создана такая ситуация, когда во временное пользование индивидууму были предоставлены какие-либо блага, которые он должен вернуть или возместить их стоимость. Правомерно также в данном случае рассмотреть вопрос о времени погашения возникшего обязательства, другими словами, какие существуют сроки долговых обязательств или в течение кого времени должник обязан добровольно вернуть долг. Рассмотрим это, а также понятие сроков принудительного взыскания долга.

Что такое сроки долговых обязательств

Здесь не правильно говорить во множественном числе поскольку, как правило для каждого долгового обязательства или долга существует один срок его возврата или погашения. Другими словами оговоренная дата возврата долга (не важно в устной или письменной форме) можно считать срок долгового обязательства. Исключение составляет случай когда стороны изначально были согласны на постепенное (по частям) возмещение или возврат долга.

В последнем случае есть смысл говорить о сроках погашения долговых обязательств. Таким образом у давателя нет обоснованных оснований для требования по возврату долга пока не наступит дата последнего возмещения. Максимальный срок долговых обязательств меду гражданами законодательно не определен. Само это понятие часто путают со сроком исковой давности.

Читать еще:  Договор на техническое обслуживание

Срок исковой давности по долгу

В статье 195 Гражданского кодекса РФ говориться:

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В статье 196 этого же документа имеется четкое указание на длительность срока исковой давности:

1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

2. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 302-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 100-ФЗ.

Однако срок исковой давности не ограничен:

  • [stextbox shadow=»false» color=’030000′ bcolor=’18c482′ bgcolor=’c1dbc2′]
    • при возмещении ущерба здоровью;
    • при возврате банками вкладов своим клиентам;
    • если нарушены права собственности, в частности авторские.

    [/stextbox]

Сроки взыскания долга по по кредиту

Срок взыскания задолженности по кредиту начинается с момента первого неплатежа заемщиком. Система кредитования отвечает общим срокам исковой давности – 3 года. Обнуление срока наступает при определенных обстоятельствах:

  1. Кредитор направил заказное письмо с выдвижением требований о возврате на имя должника.
  2. Заемщик признает факт существования задолженности и это документально зарегистрировано.
  3. Заемщик внес платеж по кредиту (учитываются даже просроченные платежи, или внесение средств, не покрывающих общую сумму долга).

Сроки долговых обязательств по коммунальным платежам

Задолженность по коммунальным услугам относиться к общей юрисдикции и срок исковой давности по таким долгам ограничен 3 годами. К тому же, для поставляющих или предоставляющих услуги организаций не предусмотрена возможность к продлению или приостановке сроков на обращение в суд. Взыскать задолженность по коммунальным платежам можно не позднее, чем через 3 года с момента первого пропущенного срока оплаты.

Однако если потребитель коммунальных услуг пожелает сэкономить на основании нашей статьи, необходимо учитывать следующие моменты:

  1. [stextbox bwidth=’1′ color=’000000′ bcolor=’ed0c0c’ bgcolor=’ebb2b2′ bgcolorto=’ebb2b2′]
    • За три года должником не должно быть подписано ни одного документа или соглашения о признании долга.
    • Ответчику не нужно вносить никаких средств за коммунальные услуги на счет исполнителя, иначе срок давности будет отодвигаться.
    • Должник не должен признавать требования ни письменно, ни устно.

    [/stextbox]

Основной долг и пеня (неустойка). Сроки и порядок погашения

В случае если долговые обязательства не выполнены должником, то в период исковой давности кредитор имеет право потребовать в судебном порядке возврата долга и неустойки. Как правило штрафные санкции предусмотренные при выдаче кредита, займа или других взаимоотношений имеющих материальную составляющую оговариваются в соответствующем договоре.

Неустойка возможна двух видов:

  • договорная;
  • установленная законом.

Кроме того, исходя из толкований, данных в постановлении Пленума Верховного суда РФ «О применении судами некоторых положений ГК РФ…» от 24.03.2016 № 7, штрафные санкции возможны в виде (п. 60):

  • фиксированной ставки — штрафа;
  • регулярных начислений — пеней.

В зависимости от способа зачета понесенного ущерба неустойка делится:

  • на зачетную, если ущерб компенсируется в части, не покрытой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ);
  • исключительную, если истребуется только неустойка, но не компенсация ущерба;
  • штрафную, если размер ущерба восполняется в полной мере;
  • альтернативную, когда производится взыскание либо понесенного ущерба, либо неустойки.

За несвоевременное исполнение пения или неустойка если он не оговорена в договоре начисляется в размере 1/300 актуальной ключевой ставки Банка России от не выплаченной в срок суммы.

Внимание! 6 сентября 2019 года ЦБ РФ понизил ключевую ставку (ставку рефинансирования).
С 9 сентября 2019 года ключевая ставка составляет 7,0%

Рейтинговые шкалы

Кредитный рейтинг, присвоенный АКРА рейтингуемому лицу, является субъективным мнением Агентства о его текущей и будущей кредитоспособности (финансовой надежности или устойчивости), выраженным с использованием рейтинговой категории по определенной рейтинговой шкале.

Под кредитоспособностью (финансовой надежностью или устойчивостью) рейтингуемого лица понимается его способность исполнять принятые на себя финансовые обязательства. Кредитный рейтинг не является оценкой кредитного риска по какому-либо долговому финансовому инструменту, выпущенному данным рейтингуемым лицом.

АКРА осуществляет присвоение кредитных рейтингов в соответствии со следующими шкалами:

Помимо кредитных рейтингов, АКРА осуществляет присвоение некредитных рейтингов в соответствии с действующими в Агентстве шкалами:

Национальная рейтинговая шкала для Российской Федерации

Национальная рейтинговая шкала АКРА используется исключительно для присвоения базовых кредитных рейтингов и не используется для присвоения кредитных рейтингов инструментам
и обязательствам структурированного финансирования. Базовые кредитные рейтинги включают кредитные рейтинги, присвоенные рейтингуемым лицам (или их финансовым обязательствам либо программам выпуска отдельных финансовых обязательств) корпоративного сектора, банковским организациям, небанковским финансовым организациям, страховым организациям, а также региональным и муниципальным органам власти.

Национальная рейтинговая шкала АКРА обеспечивает возможность исключительно внутригосударственного сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных Агентством.
В экономическом смысле кредитные рейтинги АКРА по национальной шкале отражают относительную вероятность дефолта рейтингуемых лиц (или выпусков ценных бумаг) в сравнении с самым высоким уровнем кредитоспособности в экономике России, которым, по мнению АКРА, обладают обязательства Правительства Российской Федерации и некоторые производные от них.

В отдельных случаях, таких как присвоение кредитного рейтинга отдельному финансовому инструменту, шкала отражает оценку относительной вероятности реального дефолта инструмента, а также потенциального уровня возмещения потерь, получаемого держателями таких инструментов в случае банкротства.

Таблица 1. Национальная рейтинговая шкала АКРА для Российской Федерации

Рейтингуемое лицо, выпуск ценных бумаг или финансовое обязательство с рейтингом AAA(RU) имеет максимальный уровень кредитоспособности. Наивысший уровень кредитоспособности по национальной шкале для Российской Федерации, по мнению Агентства. Кредитный рейтинг финансовых обязательств Правительства Российской Федерации.

Высокий уровень кредитоспособности по сравнению с другими рейтингуемыми лицами, выпусками ценных бумаг или финансовыми обязательствами в Российской Федерации. По мнению АКРА, незначительно ниже, чем у рейтингуемых лиц с кредитным рейтингом AAA(RU).

Умеренно высокий уровень кредитоспособности по сравнению с другими рейтингуемыми лицами, выпусками ценных бумаг или финансовыми обязательствами в Российской Федерации, однако присутствует некоторая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях в Российской Федерации.

Умеренный уровень кредитоспособности по сравнению с другими рейтингуемыми лицами, выпусками ценных бумаг или финансовыми обязательствами в Российской Федерации, при этом присутствует более высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях в Российской Федерации.

Умеренно низкий уровень кредитоспособности по сравнению с другими рейтингуемыми лицами, выпусками ценных бумаг или финансовыми обязательствами в Российской Федерации. Кредитоспособность устойчива в краткосрочной перспективе, однако присутствует высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях в Российской Федерации.

Низкий уровень кредитоспособности по сравнению с другими рейтингуемыми лицами, выпусками ценных бумаг или финансовыми обязательствами в Российской Федерации. В настоящее время имеется возможность исполнения долговых обязательств в срок и в полном объеме, но присутствует высокая уязвимость при наличии неблагоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий в Российской Федерации.

Очень низкий уровень кредитоспособности по сравнению с другими рейтингуемыми лицами, выпусками ценных бумаг или финансовыми обязательствами в Российской Федерации. Существует потенциальная возможность невыполнения рейтингуемым лицом своих долговых обязательств в краткосрочной перспективе. Своевременное выполнение долговых обязательств в значительной степени зависит от благоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий в Российской Федерации.

Очень низкий уровень кредитоспособности по сравнению с другими рейтингуемыми лицами, выпусками ценных бумаг или финансовыми обязательствами в Российской Федерации. Существует повышенная вероятность невыполнения рейтингуемым лицом своих долговых обязательств в краткосрочной перспективе. Своевременное выполнение долговых обязательств зависит от благоприятных внешних финансово-экономических условий в Российской Федерации, а также от взаимодействия с кредиторами.

Очень низкий уровень кредитоспособности по сравнению с другими рейтингуемыми лицами, выпусками ценных бумаг или финансовыми обязательствами в Российской Федерации. Существует высокая вероятность невыполнения рейтингуемым лицом своих долговых обязательств в краткосрочной перспективе. Своевременное выполнение долговых обязательств крайне маловероятно без взаимодействия с кредиторами.

Рейтингуемое лицо находится под управлением (существенным воздействием) регулятора. Как правило, в таких случаях регулятор может определять приоритетность исполнения обязательств или приостанавливать выплаты кредиторам.

Рейтингуемое лицо находится в состоянии дефолта по одному из своих финансовых обязательств. При этом Агентство полагает, что рейтингуемое лицо продолжит своевременное обслуживание других финансовых обязательств.

Рейтингуемое лицо находится в состоянии дефолта по своим финансовым обязательствам.

Национальная рейтинговая шкала АКРА для Российской Федерации для субъектов МСП

Для целей более точного сопоставления рейтингуемых лиц, относящихся к сегменту малого
и среднего предпринимательства (МСП), АКРА использует соответствующую национальную рейтинговую шкалу. Данная шкала не является самостоятельной и служит исключительно для целей уточнения мнения Агентства о кредитоспособности рейтингуемого субъекта МСП путем дополнительной сегментации нижних рейтинговых ступеней национальной рейтинговой шкалы АКРА для Российской Федерации.

Таблица 2. Национальная рейтинговая шкала АКРА для Российской Федерации для субъектов МСП

Умеренный уровень кредитоспособности по сравнению с другими рейтингуемыми лицами, выпусками ценных бумаг или финансовыми обязательствами в Российской Федерации, при этом присутствует более высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях в Российской Федерации.

Умеренно низкий уровень кредитоспособности по сравнению с другими рейтингуемыми лицами, выпусками ценных бумаг или финансовыми обязательствами в Российской Федерации. Кредитоспособность устойчива в краткосрочной перспективе, однако присутствует высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях в Российской Федерации.

Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации

1. В случае, если долговое обязательство Российской Федерации не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и (или) нормативными правовыми актами действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими федеральными законами, или истек срок государственной гарантии Российской Федерации и в иных случаях, предусмотренных статьей 115 настоящего Кодекса, указанное долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2. Министерство финансов Российской Федерации по истечении сроков и в иных случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, издает акт о списании с государственного внутреннего долга Российской Федерации долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации.

3. Списание с государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется посредством уменьшения объема государственного внутреннего долга Российской Федерации по видам списываемых государственных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита федерального бюджета.

4. Действие пунктов 1-3 настоящей статьи не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на долговые обязательства Российской Федерации перед субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

5. Списание с государственного внутреннего долга Российской Федерации реструктурированных, а также погашенных (выкупленных) долговых обязательств осуществляется с учетом положений статей 105 и 113 настоящего Кодекса.

6. Выпуски государственных ценных бумаг Российской Федерации, выкупленные (полученные в результате обмена) в полном объеме Министерством финансов Российской Федерации до наступления даты погашения, могут быть признаны по решению Министерства финансов Российской Федерации досрочно погашенными.

Министерство финансов Российской Федерации вправе признать исполненными обязательства по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выкупленным или полученным в результате обмена до наступления даты погашения.

Комментарий к статье 98.1 Бюджетного Кодекса РФ

Эта статья введена Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ. Ранее в БК РФ таких норм не содержалось.

Законодатель устанавливает правило, в соответствии с которым долговое обязательство РФ считается погашенным и списывается с государственного внутреннего долга в том случае, если оно не предъявлено к погашению в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, или истек срок государственной гарантии РФ. Это — общее правило. В то же время возможен и иной порядок погашения обязательства, если это предусмотрено федеральными законами.

Для списания долга предусмотрен следующий порядок. Так, по истечении сроков, указанных ранее (как правило, три года), Министерство финансов издает акт о списании с государственного долга долговых обязательств, выраженных в валюте РФ.

Порядок прекращения долговых обязательств не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, а также на долговые обязательства РФ перед субъектами РФ и муниципальными образованиями. Это связано с тем, что данные обязательства возникают из иного рода договоров (кредитный договор) и соглашений между публичными субъектами государственной или муниципальной власти.

Другой комментарий к статье 98.1 БК РФ

1. Комментируемая статья введена Законом 2007 г. N 63-ФЗ и содержит новые для Кодекса положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ (следует обратить внимание на то, что в статье идет речь о прекращении только внутренних долговых обязательств России, т.е. обязательств, выраженных в валюте России). В то же время другой новеллой Закона 2007 г. N 63-ФЗ является норма п. 4 ст. 93.4 Кодекса, определяющая виды требований России, на которые исковая давность не распространяется.

Понятие исковой давности определено в ст. 195 части первой ГК РФ: исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями обязательства и (или) нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. При этом указанный срок исчисляется с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими федеральными законами.

Такое долговое обязательство России, как государственная гарантия России, считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии. В целях увязки с нормами ст. 115 Кодекса, регламентирующей наряду с прочим вопросы прекращения обязательств по государственным и муниципальным гарантиям, Законом 2007 г. N 247-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи включено уточнение, согласно которому долговое обязательство России считается прекращенным и в иных случаях, предусмотренных указанной статьей 115.

При этом допускается, что федеральными законами могут быть предусмотрены изъятия из данных правил. Такие изъятия, в частности, установлены непосредственно в п. 4 комментируемой статьи.

2 — 3. Согласно п. 2 комментируемой статьи решение о списании с государственного внутреннего долга РФ прекращенного долгового обязательства России оформляется путем издания Минфином России акта о списании с государственного внутреннего долга РФ долговых обязательств, выраженных в валюте РФ.

Как установлено в п. 3 комментируемой статьи, при списании с государственного внутреннего долга РФ уменьшается объем государственного внутреннего долга РФ по видам списываемых государственных долговых обязательств, выраженных в валюте РФ, на сумму их списания. В источниках финансирования дефицита федерального бюджета данные суммы не отражаются, что является изъятием из общего правила п. 3 ст. 113 Кодекса, согласно которому погашение основной суммы долга России, долга субъекта РФ, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

4. Пункт 1 комментируемой статьи, устанавливая списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, допускает, что федеральными законами могут быть предусмотрены изъятия из данного правила. Такие изъятия и предусмотрены непосредственно в п. 4 комментируемой статьи — правило о списании долгового обязательства России не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям и на долговые обязательства России перед субъектами РФ и муниципальными образованиями. Иными федеральными законами, нежели Кодекс, могут быть предусмотрены и другие случаи, когда правило о списании долгового обязательства России не применяется.

5. Списание с государственного внутреннего долга РФ реструктурированных, а также погашенных (выкупленных) долговых обязательств России осуществляется в общем порядке, предусмотренном в ст. ст. 105 и 113 Кодекса соответственно.

6. Пункт 6 комментируемой статьи предоставляет право Минфину России как эмитенту государственных ценных бумаг РФ признавать досрочно погашенными выкупленные или переоформленные в полном объеме выпуски государственных ценных бумаг РФ, с которыми Минфин России не планирует проведение в дальнейшем каких-либо операций.

Приняты поправки о бюджетной поддержке регионов

Ранее Президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию заявил, что задолженность регионов по коммерческим кредитам, которая превышает 25 % собственных доходов, будет замещена бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года.

Смотрите также

Вячеслав Володин призвал скорректировать формулу расчетов по предоставлению межбюджетных трансфертов регионам

Законопроектом предусматривается предоставление регионам бюджетных кредитов из федерального бюджета для финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов и бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств по коммерческим кредитам.

При этом поправками устанавливается, что проекты правовых актов Правительства РФ о порядке и распределении бюджетных кредитов регионам на реализацию инфраструктурных проектов направляются в Совет Федерации и Государственную Думу и подлежат рассмотрению трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.

«Ранее предоставленные бюджетные кредиты будут реструктуризированы. А у регионов появится новый инструмент развития – инфраструктурные бюджетные кредиты. За 2,5 года объем инвестиций составит не менее 500 млрд рублей», — сказал Вячеслав Володин.

«Президент на Петербургском форуме подчеркнул — не должно быть неперспективных регионов. Данный законопроект направлен на развитие потенциала субъектов Российской Федерации», — напомнил Председатель ГД.

Как ранее пояснял Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров

Макаров
Андрей Михайлович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , меры, предусмотренные законопроектом, позволят регионам только в 2021 году сэкономить 217,1 млрд рублей. «То есть в 2021 году, вместо того чтобы возвращать эти средства, регионы страны смогут направить их на решение самых насущных проблем граждан», — заявил парламентарий.

Законопроектом также предлагается перенести предельный срок внесения в ГД проекта федерального бюджета с 1 октября на 15 сентября текущего года и увеличить срок рассмотрения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете с 25 до 30 дней. Кроме того, сокращается срок представления распорядителями средств федерального бюджета годовой отчетности в Счетную палату Российской Федерации на 15 дней — с 1 апреля на 15 марта текущего финансового года.

«Это ускорит доведение средств до регионов. Субъекты РФ смогут заранее планировать свои бюджетные расходы, заключать все необходимые контракты еще до 1 января и уже с начала года начинать финансирование», — пояснил Вячеслав Володин.

Законопроектом предусмотрено вступление в силу этих положений с 1 января 2022 года.

Отправить по почте

Глоссарий

Государственный долг — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Формы государственного долга — в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:

Внешний долг Российской Федерации — долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте.

Государственные внешние заимствования — используются для покрытия дефицита Федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации — перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.

Реструктуризация долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Государственные гарантии — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу чего Российская Федерация — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед кредиторами этого лица полностью или частично.

Государственная долговая книга Российской Федерации — книга, в которую заносится информация о долговых обязательствах Российской Федерации. Информация в книгу заносится в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. В государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией — кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией.

Инвестиционная политика — система мероприятий по оптимальному размещению капиталовложений с целью достижения желаемой доходности, обеспечения безопасности и ликвидности инвестиций.

Инвестиционный климат — экономические, денежно-кредитные, финансовые и иные условия работы предприятий, оказывающие воздействие на результаты инвестирования финансовых ресурсов.

Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора.

Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов и проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

Международные финансовые организации — межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами.

Международный валютный фонд — ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами; координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, финансирует страны-члены и консультирует их по различным экономическим вопросам, выпускает СДР; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.

Международный банк реконструкции и развития — международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.; первоначально ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, главным образом, кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии; не конкурирует с коммерческими банками и аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций; группа МББР включает также Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.

Лондонский клуб — неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).

Парижский клуб — неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия — член Парижского клуба с 1997 года.

Президент России Владимир Путин дал поручения, направленные на реализацию проектов комплексного развития территории

Национальная цель «Комфортная и безопасная среда для жизни» предусматривает к 2030 году улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год; улучшение качества городской среды в полтора раза; обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%; создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза; снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза; ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое. Каждое из перечисленных направлений требует обеспечения специальной инфраструктурой.

Исследования показывают, что 70% городов России сегодня характеризуются низким качеством городской среды, уровень реализации всех проектов развития городов, таких как стратегии, генпланы и терсхемы, составляет не более 10%. Комплексное развитие территорий и расселение аварийного жилья – проблема, которая касается 75% населения страны. Безусловно, в ближайшие годы требуется обновление облика городов, возведение необходимой транспортной и социальной инфраструктуры, создание сбалансированной городской застройки, обновление промзоны и вовлечение земель в оборот, создание новых рабочих мест и дополнительные налоговые поступления в бюджет.

Согласно перечню поручений Президента России по итогам совещания по экономическим вопросам, прошедшего 21 января 2021 года, председателю Правительства РФ поручено до 31 марта 2021 года разработать и утвердить концепцию программы строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием механизмов долгового финансирования (в том числе облигаций специальных обществ проектного финансирования и бюджетных кредитов, предоставляемых субъектам Российской Федерации из федерального бюджета), содержащую в том числе:

типы инфраструктуры, строительство (реконструкция) которой может осуществляться в рамках программы, включая транспортную, инженерную, коммунальную, социальную, туристическую инфраструктуру, инвестиции в общественный транспорт, жилую и коммерческую недвижимость;

критерии и механизмы отбора проектов, реализуемых в рамках программы;

механизм контроля за реализацией проектов и целевого использования средств, предоставляемых в рамках программы;

сроки и порядок погашения долговых обязательств, привлеченных субъектами Российской Федерации в целях реализации программы;

механизм компенсации расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации, образовавшегося для реализации программы, в том числе расходов на выплату купонного дохода по облигациям специальных обществ проектного финансирования;

целевой объем реализуемых в рамках программы проектов до 2024 года.

Развитие рынка инфраструктурных облигаций должно обеспечить создание инфраструктуры с привлечением внебюджетных источников. Так, в 2024 году необходимой инфраструктурой должно быть обеспечено строительство 30 млн кв. м жилья, а к 2030 – до 100 млн кв. м. Сегодня строительство инфраструктуры отстает от темпов жилищного строительства на территориях от 3 до 7 лет, а должно быть ровно наоборот. Одним из ключевых мероприятий должна стать синхронизация программ развития территорий и схем развития инженерных сетей.

Для развития рынка облигаций АО «ДОМ.РФ» планирует создание специализированного общества проектного финансирования (СОПФ), которое будет предоставлять льготные кредиты застройщикам или дочерней компании субъекта федерации под 2,5-3% годовых.

Президент Владимир Путин поручил председателю Правительства РФ и главе Банка России до 31 марта 2021 года представить предложения по порядку реализации льготных ипотечных программ в 2021 – 2024 годах, рассмотрев в том числе возможность снижения процентной ставки по программе льготной ипотеки для семей, имеющих двух и более детей.

НОСТРОЙ неоднократно отмечал высокую эффективность введения льготной ипотеки для приобретения жилья на первичном рынке строительства в рамках принятых антикризисных мер поддержки отдельных отраслей экономики в 2020 году. Программа оказала благоприятное влияние на увеличение спроса на новостройки. При планируемом ежегодном увеличении объема текущего объема строительства, предусмотренного нацпроектом «Жилье и городская среда», сохранение мер, стимулирующих спрос, необходимо. Это позволит повысить доступность жилья для бол́ьшего количества граждан России.

Также перечнем поручений предусмотрены меры, направленные на защиту прав граждан, а именно председателю Правительства РФ поручено до 31 марта 2021 года рассмотреть вопрос об увеличении объема финансирования мероприятий, включенных в планы-графики по решению проблем граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков, в целях их опережающего завершения.

Отметим, что в настоящее время предполагается полное восстановление прав граждан – участников долевого строительства за счет завершения строительства проблемных объектов или выплат компенсаций к 2024 году. Все необходимые правовые механизмы уже созданы, но объем ежегодного финансового обеспечения можно увеличить. Для решения этой проблемы помимо прочего необходимо усиливать роль властей субъектов РФ в данном вопросе, так как ряд обязательств в процессе завершения долгостроев лежит именно в зоне ответственности региона.

Отдельное поручение дано председателю Правительства РФ и главе Банка России об обеспечении внесении в законодательство РФ изменений, направленных на дополнительную защиту прав граждан, приобретающих финансовые инструменты и не являющихся квалифицированными инвесторами.

Вице-премьер Марат Хуснуллин, комментируя данные Президентом России поручения, отметил:

«Мы совместно с Центробанком ведем активную работу по решению вопроса снижения стоимости ипотечных кредитов для заемщиков, в том числе с помощью льготных ипотечных программ. Без доступной ипотеки будет невозможно выполнить ту амбициозную программу строительства 1 млрд кв.м. жилья, которая стоит перед нами. На сегодняшний день в стране уже работает несколько льготных ипотечных программ, включая программу для сетей с детьми, и мы считаем, что их необходимо расширять как на многоквартирные дома, так и на индивидуальное строительство.

В прошлом году по поручению Президента были выделены дополнительные средства на решение проблемы обманутых дольщиков, и мы смогли втрое увеличить темпы решения данной проблемы. Эту проблему, несомненно, необходимо решать как можно скорее, поэтому мы оперативно проработаем возможность выделения дополнительных средств и в этом году и доложим Президенту.»

ВС РФ высказался против легкого списания долгов в личном банкротстве

Москва. 21 апреля. INTERFAX.RU — Верховный суд (ВС) РФ отменил определения нижестоящих судов, которые решили завершить процедуру банкротства гражданина со списанием его долгов, несмотря на выявление попыток последнего скрыть имущество.

«Законодательство о банкротстве устанавливает стандарт добросовестности, позволяя освободиться от долгов только честному гражданину-должнику, неумышленно попавшему в затруднительное финансово-экономическое положение, открытому для сотрудничества с финансовым управляющим, судом и кредиторами и оказывавшему им активное содействие в проверке его имущественной состоятельности и соразмерном удовлетворении требований кредиторов», — говорится в определении судебной коллегии по экономическим спорам (СКЭС) ВС РФ по делу Александра Михайлова.

Зарегистрированный в Ульяновской области Михайлов 1 октября 2008 года получил от подмосковного ООО «Инвестгазпром», небольшой жилищно-коммунальной компании, заем величиной 700 тыс. руб. на срок до 31 марта 2014 года под 2% годовых, свидетельствуют судебные материалы. Эти средства сразу были перечислены автодилеру «Флайт авто» в счет оплаты покупки автомобиля для Михайлова.

Заемщик, согласно договору, обязался вернуть полученную сумму и выплатить проценты путем удержаний из своей зарплаты. Однако позднее сам Михайлов в Заволжском суде Ульяновска говорил, что эти 700 тыс. руб. были оплатой за услугу по продаже недвижимости. «Никаких обязательств по возврату денежных средств он на себя не брал. Договор займа действительно подписал, но бывший руководитель ООО «Инвестгазпром» пояснил, что ничего возвращать не нужно, просто необходимо было таким образом оформить ему передачу денежных средств», — приводится его позиция в материалах гражданского дела.

Михайлов уволился из «Инвестгазпрома» сразу после получения денег — 3 октября 2008 года, но много лет компания ничего не предпринимала для их возврата. Только после того, как «Инвестгазпром» 29 августа 2014 года был признан банкротом, конкурсный управляющий Алексей Запрягаев подал в Заволжский суд иск о взыскании с Михайлова 700 тыс. руб. и набежавших процентов (92,7 тыс. руб.). Иск был зарегистрирован 22 мая 2015 года и спустя месяц удовлетворен.

Михайлов не заплатил, и 29 ноября 2016 года «Инвестгазпром» подал в Арбитражный суд Ульяновской области заявление о его банкротстве. Согласно отчету финансового управляющего Петра Позднякова, кроме долга перед «Инвестгазпромом» других требований к Михайлову не было. Рыночная стоимость выявленного у него имущества, согласно отчету финансового управляющего, составила немногим более 200 тыс. руб.

Процедура его реализации была открыта 18 мая 2017 года. Выручка от продажи востребованного имущества, в частности хозблока площадью 40 кв. м на участке в 9 соток, составила 161 120 руб. Всего на основной счет должника поступили денежные средства в размере 357 630 руб.

16 декабря 2019 года финуправляющий подал заявление о завершении процедуры банкротства Михайлова и списании оставшегося долга, как это предполагается по закону. Но Алексей Бормотов, который к этому моменту был кредитором Михайлова, выкупив права требования «Инвестгазпрома», выступил против аннулирования задолженности. Он обращал внимание судов на обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствовали о недобросовестном поведении Михайлова: он причинил вред имущественным правам «Инвестгазпрома», не раскрыл информацию об имуществе, скрыл и вывел его по заниженной стоимости.

Суды трех инстанций не согласились, что обстоятельства дела Михайлова говорили о его умышленном уклонении от исполнения своих обязательств перед кредиторами. Дело о банкротстве было прекращено, долг списан.

Но СКЭС ВС РФ, куда пожаловался Бормотов, отменила эти решения. Коллегия напомнила, что процедура банкротства не предназначена для необоснованного ухода от ответственности и прекращения долговых обязательств, а судебный контроль над этой процедурой помимо прочего не позволяет ее использовать с противоправными целями и защищает кредиторов от фиктивных банкротств.

По оценке СКЭС ВС РФ, освобождая Михайлова от долгов, суды не приняли во внимание факты его недобросовестного поведения, ранее установленные и оцененные ими же самими. В качестве примеров коллегия, в частности, приводит продажу машины по заниженной цене и дарение жене земли с хозяйственным строением — это имущество потом пришлось возвращать в конкурсную массу.

«Не принимая во внимание данные факты при разрешении вопроса об освобождении Михайлова от долгов, суды пришли к противоречивым выводам, поскольку сначала они усматривали в действиях должника недобросовестность и злоупотребления, а затем отказались от этих выводов, по существу ничем не мотивировав свою позицию», — говорится в определении СКЭС ВС РФ. Даже если финуправляющий потом и нашел сокрытое имущество, это, по мнению коллегии, «не освобождает [должника] от ответственности за совершенные ранее противоправные действия».

Кроме того, отметила СКЭС ВС РФ, суды не исследовали поведение Михайлова при возникновении задолженности перед «Инвестгазпромом». Между тем «получение им займа от организации-работодателя с обещанием его погасить из зарплаты и последующее немедленное увольнение с работы позволяет усомниться в добросовестности поведения должника и может квалифицироваться как незаконные действия должника при возникновении непогашенного обязательства», считает коллегия. Это, в свою очередь, по ее мнению, также является основанием для отказа в списании долгов в банкротстве.

С учетом этих предписаний Арбитражный суд Ульяновской области должен будет снова изучить вопрос о завершении процедуры банкротства Михайлова и списания его задолженности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector