Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Движение по встречной полосе статья

Член АЮР рассказал об оспаривании штрафа за выезд на встречную полосу, при условии плохо видимой разметки

В жизни каждого автомобилиста может произойти ситуация, когда он, не имея на то какого-либо умысла, нарушает правила из-за состояния дорожной разметки и оказывается на своем автомобиле на полосе встречного движения. О том, как поступить, если это случайное нарушение будет зафиксировано бдительными сотрудниками ГИБДД или камерой видеофиксации, рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Одной из причин выезда на встречную полосу в нарушение ПДД может оказаться отсутствие четкой дорожной разметки, которая со временем стирается и становится трудно различимой.

Согласно требованию пунктов 5.4. и 8.2.1 ВН 01-01 «Временные технические требования к горизонтальной дорожной разметке городских магистралей и улиц. Правила нанесения и демаркировка», износ дорожной разметки не должен влиять на восприятие водителем заложенной информации. Если же разметка нечитаема, то линии регулирования дорожного движения должны быть обновлены.

Требования пункта 4.6 ГОСТ Р 51256-99 и пункта 5.4 ГОСТ Р 51256-2011 предусматривают допустимую степень износа дорожной разметки. К примеру, разрушение линий продольной разметки из красок не должно превышать 50%, а из долговечных материалов — не должно превышать 25% по площади. Для линий 1.12 — 1.16, обозначающих островки безопасности, велосипедные дорожки и места остановки, допускается увеличение на 20% предельного разрушения по площади по сравнению с остальными линиями дорожной разметки, нанесенной с использованием краски.

В соответствии с положением пункта 4.4 ГОСТ Р 52289-2004, на участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т. п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки. Они дублируют линии на дорогах, и во время движения ориентироваться необходимо по ним.

Наказание за пересечение сплошной линии разметки сейчас достаточно суровое. Оно определяется 4 частью статьи 12.15 КоАП РФ, которая гласит, что выезд на встречную полосу движения при наличии прямого запрета на совершение такого маневра на данном участке дороги, а также в нарушение предписаний знаков и дорожной разметки влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Если знак отсутствует, а разрушение разметки превышает нормативы по эксплуатации, то водитель вправе оспорить возложенное на него наказание.

Если вас остановит инспектор ГИБДД и предъявит нарушение требований разметки, которую по факту не видно, то доказать свою правоту можно с помощью видеорегистратора, установленного в автомобиле, или в результате визуального осмотра места правонарушения. Если же инспектор останется непоколебим, то следует в административном протоколе указать причину своего несогласия с вменяемым правонарушением и обязательно зафиксировать на видео отсутствие видимой разметки и дублирующих разметку знаков. Далее можно обратиться в суд.

Камеры фото- и видеофиксации стали отдельной проблемой, так как они не могут распознать дорожное покрытие и автоматически фиксируют нарушение. Однако картинку с камер видят операторы центра, и они не должны выписывать постановления при полностью стертых линиях разметки. Если «письмо счастья» все-таки пришло, а запрещающих знаков нет и разметки действительно не видно, появляется повод отменить вынесенное в отношении водителя постановление.

Для обоснования своей позиции рекомендую самостоятельно или в рамках рассмотрения дела в суде обратиться в местную администрацию, в профильный отдел дорожной службы, с запросом о степени износа дорожной разметки на определенной улице в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 по состоянию на дату фиксации правонарушения. Эти данные пригодятся для отмены штрафа.

Однако линии разметки — далеко не единственный фактор, который рассматривается при вынесении штрафа. Если такое нарушение, как несоблюдение полос движения, отменить можно легко, то вот другие — достаточно проблематично. В Правилах дорожного движения напрямую перечисляются места, где обгон запрещен, и они могут не обозначаться разметкой и знаками. Это подъемы, места с ограниченной видимостью, пешеходные переходы, железнодорожные переезды и пр.

Наряду с возможностью распознавания водителем линии разметки эти факторы влияют на принятие решения сотрудниками Госавтоинспекции и судами в отношении дел, связанных с выездом на полосу встречного движения.

В общем, если в силу ряда причин вы не можете идентифицировать линию разметки, которая разделяет транспортные потоки встречного направления, то по умолчанию лучше исходить из того, что ее пересечение запрещено.

Таким образом, лучше воздержаться от совершения какого-либо маневра, сопряженного с выездом на полосу встречного движения, если не уверены, что он будет безопасен и совершен в полном соответствии с ПДД.

Штраф за встречную полосу — когда можно избежать лишения прав

Не все водители знают, что выезд на встречную полосу движения – не обязательно лишение права управления. Попав в такую ситуацию, водители теряются в ходе общения с сотрудником госавтоинспекции и соглашаются с «обвинением». Позднее, разобравшись в ситуации, понимают, что полученное административное наказание не соответствует букве закона, а за допущенное нарушение ГИБДД должны были выписать штраф.

В этой статье попытаемся разобрать наиболее распространенные случаи, связанные с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения. Рассмотрим, какие нормы закона применяются к той или иной ситуации.

Начал обгон на прерывистой линии, закончил на сплошной

Водитель начал обгон, когда это позволяли и знаки, и дорожная разметка, а перестроился в свою полосу через сплошную линию разметки. В данном случае считается, что водитель нарушил пункт 9.1.1. ПДД РФ.

Ответственность: часть 4 статьи 12.15. КоАП РФ

Штраф 5 тыс. руб. или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Наезд на сплошную линию разметки

Если водитель одной стороной своего автомобиля наехал на сплошную линию разметки на участке дороги, где обгон запрещен, считается, что он выехал на «встречку». В правилах дорожного движения (пункт 9.7) указано, что если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам.

Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

Несмотря на то, что вторая часть этого правила касается только прерывистой разметки, по смыслу – наезжать на сплошные линии также запрещается. Это подтверждают и суды в своих решениях, которые квалифицируют подобные действия как выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

Ответственность: часть 4 статьи 12.15. КоАП РФ

Штраф 5 тыс. руб. или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен»

В зоне действия знака «Обгон запрещен» выезжать на встречную полосу запрещено. Это надо помнить. При этом не важно, какая разметка на дороге: сплошная или прерывистая. В случаях, если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий дорожной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.

Ответственность: часть 4 статьи 12.15. КоАП РФ

Штраф 5 тыс. руб. или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Исключение: В зоне действия указанного знака запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа. Если вы двигаетесь за еле ползущим Камазом, груженым арбузами, обгонять его нельзя. О том, что транспортное средство является тихоходным, должен указывать специальный знак (рис. ниже).

Разворот и поворот через сплошную линию разметки

Не всегда выезд на полосу встречного движения связан с обгоном попутного транспорта. Водитель может развернуться на 180 градусов или совершить левый поворот на второстепенную дорогу через сплошную линию. Такие действия попадают под действие части 2 статьи 12.16. КоАП РФ – поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.

Ответственность: часть 2 статьи 12.16. КоАП РФ

Штраф от 1 до 1.5 тыс. руб.

Опережение через сплошную линию разметки

Обгон без выезда на полосу встречного движения на дорогах с двумя и более полосами, предназначенными для движения попутного транспорта, называется опережением. Проезжие части встречных потоков на таких дорогах, как правило, отделяются друг от друга разделительной полосой или двумя сплошными линиями разметки.

Если, совершая опережение, водитель пересек сплошную линию разметки, то его действия попадают под часть 1 статьи 12.16. КоАП РФ.

Ответственность: часть 1 статьи 12.16. КоАП РФ

Обгон в зоне действия знака «Опасный поворот» и «Крутой подъем»

В правилах дорожного движения указано, что обгон запрещен в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД РФ).

На таких участках дорог, как правило, нанесена сплошная линия разметки, пересекать которую нельзя. За нарушение данного правила водителю грозит лишение водительских прав.

Ответственность: часть 4 статьи 12.15. КоАП РФ

Штраф 5 тыс. руб. или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Проверка штрафов для юр. лиц

Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?

Объезд ДТП через сплошную линию разметки

В соответствии в ПДД РФ автомобили, попавшие в ДТП и мешающие проезду, являются препятствием. «Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Если объехать место ДТП через сплошную линию разметки с выездом на встречную полосу движения, действия водителя будут квалифицированы по части 3 статьи 12.15. КоАП РФ.

Ответственность: часть 3 статьи 12.15. КоАП РФ

Штраф в размере от 1 до 1.5 тыс. рублей.

В любом случае всегда нужно помнить, что самый опасный маневр при вождении автомобиля — это обгон с выездом на полосу встречного движения. Не пренебрегайте установленными знаками и разметкой и не нарушайте правила.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Отлично!

Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

Выезд на встречку: когда лишат прав, а когда — нет

Выезд на встречную полосу — серьезное нарушение, которое чаще всего наказывается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев либо до 12 месяцев, если совершается повторно в течение года. Штрафом в размере 5000 руб. дело ограничивается, только если нарушение зафиксировано камерой (либо в редких случаях по решению суда). При этом есть масса ситуаций, когда выезд на встречку квалифицируется по другим статьям либо вообще не подразумевает нарушения.

В большинстве ситуаций, когда это запрещено, выезд на встречку подразумевает лишение прав, объясняет автоюрист Сергей Смирнов. Это касается движения по встречной полосе, обгона через сплошную линию разметки, выезда на трамвайную полосу встречного направления, а также движения по односторонней дороге в противоположном направлении. Причем езда задом по односторонней дороге тоже квалифицируется как движение по встречной полосе с теми же последствиями.

На дорогах, где в одном направлении организовано движение автомобилей, а в другом — маршрутного транспорта, действуют те же самые правила. Выезд на полосу, предназначенную для встречного автобуса, подразумевает лишение прав, причем одновременно водителя можно наказать и за движение по полосе для общественного транспорта. А вот если выехать на сторону дороги для движения маршрутного транспорта, но в попутном направлении, прав не лишат. Это действие равносильно выезду на обычную выделенку со штрафом 1500 руб. или 3000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге.

Читать еще:  Система оповещения гражданской защиты

Существует целый набор типичных ошибок, когда при повороте налево водитель может лишиться прав. Все они так или иначе связаны с выездом на встречную полосу, поэтому и квалифицируются соответствующим образом. Первый вариант — срезка траектории, когда автомобиль при повороте попадает в нужную полосу, предварительно зацепив встречную. Второй — слишком ранний поворот, когда машина начинает маневр, уже находясь на встречной, например при объезде стоящего на светофоре автомобиля. Большой ошибкой также является разворот на перекрестке через полосу встречного, а не попутного движения, что тоже грозит лишением прав.

Российские ПДД разрешают совершать обгон на перекрестке только при движении по главной дороге и при условии, что разметка и знаки позволяют такие маневры. Во всех иных ситуациях обгон запрещен — это касается движения и по второстепенной дороге, и на перекрестке, который регулируется светофором либо инспектором ГИБДД. Обгон в такой ситуации однозначно трактуется как запрещенный выезд на встречную полосу с последующим лишением прав.

Легальный обгон, который был завершен после окончания прерывистой линии разметки, тоже трактуется как незаконный выезд на встречную полосу. «Многие водители пытались судиться, объясняя, что выехали на встречку, когда это было разрешено. Но Верховный суд разъяснил, что перед началом обгона водитель должен убедиться, что успеет завершить маневр по правилам», — добавляет Сергей Смирнов. Это решение юрист считает логичным, так как сплошная линия появляется уже там, где нахождение на встречной полосе является опасным.

Правила не регламентируют, что именно считать выездом на встречную. «Установлено наказание именно за факт выезда, поэтому формально выездом считается попадание на встречную полосу любой части автомобиля, даже если это половина колеса», — объясняет юрист. Идея в том, добавляет Смирнов, что теоретически даже половины колеса достаточно для тяжелой аварии, если выступающая часть автомобиля на скорости столкнется с встречной машиной, которая по праву будет находиться на своей полосе.

Прерывистая разметка вполне может соседствовать с запрещающим обгон знаком, и в этой ситуации выезд на встречную полосу запрещен. Однако Сергей Смирнов уточняет, что на дорогах такая комбинация встречается редко: «Такое бывает, если выставлен временный знак запрета обгона, например в зоне ремонтных работ. И нарушение в этом случае, разумеется, грозит лишением прав». С другой стороны, под знаком запрета обгона может находиться табличка начала действия знака, добавляет юрист: «Под знаком стоит табличка, которая говорит о том, что через 500 метров обгон будет запрещен. Но многие не разбираются и думают, что обгон запрещен уже с этого места, поэтому боятся выходить на встречную».

Более серьезное наказание за две сплошных не более чем миф. Закон не делает разницы между пересечением одинарной или двойной линий разметки. «Одинарная разметка рисуется обычно там, где на дороге есть только две полосы для движения, а двойная — там, где их как минимум четыре. Нет никакой разницы, выехали вы на встречку через одинарную или двойную линии — наказание будет одинаково строгим», — объясняет Смирнов.

Кроме перечисленных выше случаев с явным движением по встречной полосе, сами по себе маневры поворота и разворота через сплошную линию являются более мягкими нарушениями и не наказываются лишением прав. Такие маневры описываются частью 2 ст. 12.16 КоАП и наказываются лишь штрафом от 1000 до 1500 рублей.

Разворот на перекрестке с пересечением односторонней дороги вообще не является нарушением, хотя водитель в момент маневра кратковременно движется во встречном направлении. Сергей Смирнов полагает, что это слишком лояльный подход: «По логике это столь же опасное нарушение, потому что не важно, в результате чего автомобиль оказывается на встречке и создает там опасность — просто едет, поворачивает или разворачивается».

Заезды на АЗС, парковку магазина или другую территорию, которая не относится к дорожной сети, часто бывают организованы по схеме одностороннего движения: въезд с одной стороны, выезд — с другой. При этом оба обозначены знаками направления движения и «кирпичами» с неверных сторон. Однако нарушение порядка проезда на прилегающих территориях квалифицируется по-другому. Даже если водитель выехал с заправки под запрещающий знак через въезд, ему могут выписать только предупреждение или штраф 500 руб. по части 1 ст. 12.16 КоАП.

Правила позволяют обгонять тихоходные транспортные средства, которые едут не быстрее 30 км/ч в зоне действия знака «Обгон запрещен», причем тихоход должен быть обозначен красным треугольником с желтой окантовкой. Но стоит иметь в виду, что обгон разрешается при наличии прерывистой разметки или полном ее отсутствии. Раньше дозволялось обгонять тихоходов и через сплошную, но с 2017 года это запрещено, замечает Сергей Смирнов: «Это всегда был очень спорный момент, но несколько лет назад в правила внесли уточнение: сплошную линию разметки 1.1 пересекать запрещено во всех случаях».

Современные ПДД трактуют обгон как маневр опережения попутного транспорта, связанный с выездом на полосу встречного движения. Объезд машины без выезда на встречку является опережением и не запрещается знаком «Обгон запрещен». То есть можно легально опередить медленный грузовик, который прижался правее или даже съехал на обочину. Другое дело, что выезд на обочину для тихохода может обернуться штрафом за езду по обочине, но во многих местах две машины вполне умещаются в пределах одной обозначенной полосы.

Выехал на встречку: как накажут

По статистике судебного департамента при Верховном суде выезд на встречную полосу входит в пятерку самых популярных нарушений наряду с ездой в нетрезвом виде и оставлением места ДТП. Такой маневр создает опасность всем участникам движения, поэтому из-за пересечения сплошной часто случаются аварии со смертельными жертвами.

В первый раз водитель заплатит минимальный штраф, а при повторном пересечении сплошной ему не избежать лишения прав. Инспектор ГИБДД направит протокол в мировой суд, где судья будет решать, на сколько отстранить водителя от управления машиной. Если повторное нарушение зафиксировала камера, то автолюбитель заплатит только штраф.

Можно ли избежать наказания

Выезд на полосу встречного движения зачастую случается из-за невнимательности автомобилиста, который пересекает сплошную или обгоняет при запрещающем знаке, поэтому оспорить наказание могут лишь единицы.

Так, в Ленинградской области водитель обогнал машину на пешеходном переходе, за что мировой судья лишил его прав на 4 месяца по ч. 4 ст. 12.15 КоАП. Автомобилист не согласился с решением, обратился к экспертам. Они изучили запись видеорегистратора и установили, что на ней не видно опережения по пешеходному переходу. В суде выводы специалистов в качестве доказательства не приняли, ведь они не подтверждают нарушение ПДД автолюбителем. Судья ВС Сергей Никифоров поддержал позицию коллег: рапорт инспектора, показания свидетеля, схема ДТП, с которой водитель согласился, опровергают доводы о его невиновности и направлены на иную оценку исследованных доказательств (дело №33-АД20-2).

Но, если инспектор ГИБДД допускает существенные нарушения при составлении протокола, то наказание получится оспорить. В Самаре автолюбитель повернул налево на перекрестке, пересек сплошную и оказался на встречке. Нарушение зафиксировала камера, и отправила данные об автомобиле инспектору, который назначил водителю штраф 5000 рублей по ч. 2 ст. 12.16 КоАП.

Автомобилист пожаловался в Советский районный суд г. Самары, так как в постановлении не указали, что нарушил водитель своим маневром. Судья Денис Борченко решил, что заявитель не предоставил доказательств, подтверждающих, что тот повернул налево не из крайней левой полосы. Напротив, автолюбитель не исполнил требования знака «Направление движения по полосам», поэтому судья оставил штраф в силе (дело №12-381/2017). С его позицией согласился Самарский областной суд, так как камеру, зафиксировавшую нарушение, проверили надлежащим образом, а на фото видно поворот налево, который нарушает ПДД (дело №4А-1373/2017).

При рассмотрении жалобы автомобилиста в Верховном суде судья Сергей Никифоров установил, что в постановлении сотрудник не написал, какой пункт ПДД нарушил водитель, а судьи районного и областного суда самовольно указали о несоблюдении знака «Направление движения по полосам». Изучив фото, судья ВС не увидел запрещенные маневры, которые якобы совершал автомобилист, и потому прекратил производство по делу (дело №46-АД18-5).

Эксперты: используйте видеозаписи

Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала поясняет, что к спорной ситуации, связанной с выездом на встречную полосу, относится объезд препятствия через сплошную, когда им является неисправный или припаркованный автомобиль. Сотрудники ГИБДД выписывают протокол как за выезд на встречку, а в суде крайне сложно доказать, стояла ли там машина, мешающая движению.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько утверждает, что в подобных делах автолюбителю могут помочь записи видеорегистратора или городских камер видеонаблюдения. Об истребовании и приобщении таких доказательств необходимо письменно ходатайствовать. Также будет полезным внимательно изучить протокол, в котором должно быть указано нарушение конкретного пункта ПДД и ответственность за него.

Кроме того, автомобилисту следует ходатайствовать перед судом об истребовании в дорожной службе схемы дислокации дорожных знаков и разметки, ведь зачастую только она может прояснить, как именно расположены знаки и иные элементы дорожной инфраструктуры, замечает Радько: «Нужно понимать, что презумпция невиновности по подобным делам практически не работает и доказывание невиновности — главная задача для избежания несправедливого наказания».

Рубрика «Вопрос-ответ»

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин отвечает, что наказание по ч. 4 ст. 12.15 КоАП наступит независимо от того, заехало ли на встречку лишь одно колесо машины или полностью. Вместе с тем, одна сплошная разделяет проезжую часть в опасных местах и запрещает выезжать на встречку, а двойная сплошная разделяет дорогу с двумя или тремя полосами при ширине полос более 3,75 м.

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин поясняет, что, исходя из судебной практики, отсутствие предупреждающей разметки не является безусловным основанием для отмены наказания (дело №12-63/2013). Суд будет в совокупности оценивать обстоятельства спора и прежде всего установит, мог ли водитель увидеть дорожную разметку.

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин говорит, что хотя выезд на встречную полосу является грубым нарушением ПДД, но такой маневр разрешен при крайней необходимости, например, для предотвращения аварии. Если автомобилист смотрел видеозапись, но в материалах дела её нет, то водитель может ходатайствовать перед судом о её приобщении. «Это требование рассматривается незамедлительно, а при отказе суд выносит определение» — добавляет эксперт.

Штраф за выезд на встречную полосу

Водитель выезжает на полосу встречного движения, чтобы обогнать, объехать препятствие или развернуться. Часто это нарушает правила и небезопасно — есть риск попасть в аварию. Рассказываем, как наказывают за выезд на встречную полосу, кто фиксирует такие нарушения и когда выезжать все же можно.

Читать еще:  Уведомления упк рф
Штраф за выезд на встречную полосу

Статьи 12.15, 12.16 КоАП

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оглавление

  • Какой штраф за выезд на встречку
  • Когда выписывают
  • Что если разметки нет
  • Когда выезд на встречку допустим
  • Кто фиксируют выезд

Какой штраф за выезд на встречную полосу

В зависимости от обстоятельств и намерений водителя, за выезд на полосу встречного движения наказывают штрафом от 1 до 5 тысяч рублей или лишают прав.

Александр Торвард, автоюрист
По моему опыту, при первом нарушении чаще всего водителю выписывают штраф. Лишают прав, если нарушение повторяется в течение года. Также инспектор учитывает наличие неоплаченных штрафов и «досье» нарушителя — если водитель часто нарушал скоростной режим или его поведение на дороге было опасным, скорее всего, прав лишат.

Когда выписывают штраф за встречное движение

Выезжать на полосу встречного движения по закону нельзя, если слева:

  • сплошная линия,
  • двойная сплошная,
  • сплошная и левее — прерывистая линия,
  • трамвайные пути. По ним можно двигаться только в попутном направлении и при условии, что остальные полосы заняты.

Наказание за нарушение этих правил зависит от следующих обстоятельств.

Объезд препятствия по встречке или трамвайным путям встречного направления. Препятствие — неподвижный объект на полосе: заглохшая или попавшая в аварию машина, дефект на дороге, яма. Все это не позволяет двигаться дальше по полосе. Из-за препятствия водитель вынужден выезжать из своей полосы.

Штраф за выезд на встречку из-за препятствия — от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Выезд на встречку для обгона. Если водитель выезжает на полосу встречного движения для обгона другой машины, его могут оштрафовать на 5 тысяч рублей или лишить прав на 4-6 месяцев.

Если в течение одного года водитель снова совершит такой маневр, его лишат прав на срок до 12 месяцев. Если нарушение зафиксирует камера, повторный штраф будет тот же, что и при нарушении впервые — 5 тысяч рублей.

Поворот налево или разворот с нарушением разметки и знаков. Если водитель решил развернуться через запрещающую линию или не обратил внимания на знак «Поворот налево запрещен», он получит штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Движение по дороге с односторонним движением. Водителя, который поедет против потока по односторонней дороге, могут оштрафовать на 5 тысяч рублей или лишить прав на 4-6 месяцев.

Если в течение одного года водитель нарушит снова и это заметит инспектор, лишат прав уже на 12 месяцев. Если нарушение правил зафиксирует камера, будет штраф 5 тысяч рублей.

Александр Торвард, автоюрист
Камера — только средство фиксации нарушения. Саму ситуацию разбирает сотрудник ГИБДД, который смотрит запись и принимает решение — был это объезд препятствия или обгон. Если водитель не согласен с решением о лишении прав, он может предоставить доказательства объезда — запись с видеорегистратора. В моей практике был случай, когда на дороге произошла авария с водопроводом и дорогу залило так, что у водителей не было иного способа продолжить движение, кроме как по встречной полосе. Инспектор пытался вывести дело на лишение прав. В суде первой же инстанции нам удалось доказать, что это был вынужденный маневр. Водителю даже штраф не выписали.

Основные случаи, когда выезжать на встречку нельзя. Штраф зависит от намерений водителя и обстоятельств

Что если разметки на дороге нет

Тогда водитель действует по п. 9.1 правил: встречной полосой будет считаться половина ширины дороги по левую руку.

Штраф возможен, когда на дороге без разметки стоит знак «Обгон запрещен» — если водитель нарушит предписание этого знака, он незаконно окажется на встречной полосе. Строгость наказания в зависимости от обстоятельств:

  • если выехать на встречную полосу ради объезда препятствия — штраф до 1,5 тысяч рублей.
  • если маневр был ради обгона — штраф 5 тысяч рублей или лишение до полугода.

Александр Торвард, автоюрист
Весьма редко встречаются дороги без знаков или разметки. Бывает, что знак «прячется» в кустах или идет ремонт дороги. Если разметки нет, чаще всего стоит знак «Обгон запрещен». Если нет разметки и знаков, нет крутых поворотов или подъемов, которые могли бы ограничить видимость и создать опасную ситуацию, водитель может совершить выезд на условно-встречную полосу.

Когда выезд на встречную полосу допустим

Обгон по средней полосе трехполосной дороги. Правила разрешают обгонять, объезжать другие машины, поворачивать налево или разворачиваться на средней полосе. По крайней левой двигаться нельзя.

Нет знаков и разметки полос и запрета на обгон. На дорогах между небольшими населенными пунктами часто нет разметки и знаков, которые помогли бы водителю сориентироваться в количестве полос. Если на такой дороге отсутствует знак «Обгон запрещен», значит, маневр разрешен.

По средней полосе можно обгонять, поворачивать налево, разворачиваться и двигаться, когда основная полоса занята

Знак «Обгон запрещен». Если его нет и разметка не запрещает выезд на встречку, обгонять можно

Кто фиксирует выезд на встречную полосу

Камера. Все камеры, которые «штрафуют» за превышение скорости, могут определить и движение в противоположном направлении. Как правило, камеры ставят в местах, где нарушения происходят чаще всего, например, на длинных прямых участках дороги между населенными пунктами или районами города.

Инспектор ГИБДД. Сотрудники дорожной полиции тоже стоят там, где водители нарушают чаще. Если инспектор заметит движение по встречной полосе, последует наказание — чаще всего это лишение прав, но возможен и штраф.

Выезд на встречную полосу: ВС РФ не согласился с выводами судов о нарушении

Постановление Верховного Суда РФ от 09.04.2020 N 25-АД20-2

Постановлением Верховного Суда РФ от 09.04.2020 N 25-АД20-2 отменены судебные акты о привлечении водителя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении усматривается, что водитель нарушил требования пункта 9.2 Правил дорожного движения, выехав на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, на дороге с двусторонним движением, имеющей четыре полосы.

Между тем сведений о том, что выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, совершен водителем для обгона или объезда, как требует пункт 9.2 Правил, протокол об административном правонарушении не содержит.

Судебными инстанциями в качестве доказательства вины водителя, в числе прочего, принята схема места совершения административного правонарушения. Из данной схемы усматривается, что транспортное средство под управлением Г.Р.Р. выехало на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, однако данный выезд не сопряжен с обгоном или объездом. Более того, на данной схеме не отражены дорожные знаки и (или) дорожная разметка, в том числе, запрещающие выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Указанные обстоятельства подтверждаются видеозаписью видеорегистратора, установленного в автомобиле водителя, из которой следует, что автомобиль под управлением названного лица выехал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения с целью парковки, при этом обгон или объезд иных транспортных средств (препятствий) не совершал, дорожные знаки и дорожная разметка в месте вменяемого названному лицу правонарушения фактически отсутствуют.

При рассмотрении дела мировым судьей запрошена дислокация дорожных знаков и разметки участка дороги. Однако представленная в материалы дела дислокация дорожных знаков и разметки не читаема.

В судебном заседании мирового судьи в качестве свидетелей были допрошены инспекторы ДПС Т. и К., которые показали, что водитель в нарушение требований Правил дорожного движения выехал на полосу дороги, предназначенную для встречного движения. Вместе с тем, какие именно требования Правил дорожного движения нарушил водитель, мировым судьей у названных лиц не выяснялось.

В решении судьи районного суда от 17 июля 2019 года и постановлении заместителя председателя областного суда от 15 октября 2019 года также указано на нарушение водителем пункта 9.2 Правил дорожного движения, однако вопрос о том, был ли выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, сопряжен с обгоном или объездом судами не выяснялся.

С учетом того, что объективная сторона деяния, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, выражается, в том числе, в выезде на полосу дороги, предназначенную для встречного движения в нарушение требований Правил дорожного движения (за исключением случаев, перечисленных в части 3 данной нормы) выяснение пункта Правил, который запрещает выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, и обстоятельства нарушения требований этого пункта являются обязательными при квалификации действий лица по части 4 статьи 12.15 названного Кодекса.

Поправки к КоАП внесены в Госдуму

В Госдуму внесен законопроект, смягчающий ответственность для водителей за выезд на полосу встречного движения и на дорогу с односторонним движением. Автомобилисты смогут отделаться штрафом, в то время как сейчас суды могут назначить и лишение прав. Большая часть водителей, попадающих в подобные ситуации, не являются злостными нарушителями, считают депутаты.

Депутаты Госдумы от фракции ЛДПР Ярослав Нилов, Игорь Лебедев, Андрей Свинцов и Борис Пайкин подготовили поправки к КоАП, смягчающие наказание для водителей, выезжающих на полосу встречного движения. Изменения вносятся в две статьи кодекса. Действующая редакция п. 4 ст. 12.15 КоАП гласит: за выезд в нарушение ПДД (в случае обгона) на встречку или на трамвайные пути встречного направления применяется штраф в размере 5 тыс. руб. или лишение прав на срок до полугода. В ЛДПР предлагают для таких случаев оставить только штраф. Аналогичная поправка вносится в п. 3 ст. 12.15 КоАП: лишение прав не будет применяться при выезде на дорогу с односторонним движением.

В ЛДПР считают, что подобные нарушения, связанные с выездом на встречную полосу, «не всегда отличаются высокой степенью общественной опасности», сказано в пояснительной записке к поправкам. Депутаты говорят, что выезды на встречку часто совершаются «в силу различных объективных и субъективных причин» — плохой организации движения, отсутствия разметки, некорректно работающих светофоров, плохой освещенности и состояния дорожного полотна.

ГИБДД фиксирует рост аварийности из-за выездов на встречную полосу

«Среди тех, кто совершает это нарушение впервые, немало лиц, для которых управление автомобилем является профессиональной деятельностью, и лишение их этого права не только отвечает принципам справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию, но и фактически лишает их семьи значительного либо вообще единственного источника дохода»,— считают парламентарии.

По данным ГИБДД России, за три месяца 2018 года на дорогах России произошло более 3,2 тыс. ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения: это на 23% меньше, чем годом ранее. Выезд на встречку является самой частой причиной гибели участников движения в ходе аварий.

Применяемая сегодня законодательная конструкция работает эффективно, говорит первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков (автор действующей редакции кодекса в части смягчения наказания за встречку), и не нуждается в изменении. Суды, по его словам, и сегодня в 95% случаев назначают водителям наказание в виде штрафа, остальные 5% — это лишение прав злостных нарушителей, не оплачивающих штрафов.

Какие цели ставятся в рамках стратегии безопасности движения до 2024 года

«Достаточных аргументов для изменения санкции в пояснительной записке я не вижу,— говорит эксперт по безопасности движения Катерина Соловьева.— Но по сути законодатель прав. В последнее время водителей превращают фактически в «административных рецидивистов», это стало проблемой, которую нужно как-то решать». По ее словам, также нужно доработать ряд моментов, связанных с администрированием встречки. Сегодня, если первый въезд на встречную полосу зафиксирован инспектором, а повторно — камерой, то применяется штраф. «Если же наоборот (первый раз — камерой, а повторно — инспектором), то непонятно, какой вид наказания должен применяться. Практика на этот счет неоднозначная,— отмечает Катерина Соловьева.— На мой взгляд, способ фиксации нарушений ни на что влиять не должен. В кодексе должна быть ясность».

Читать еще:  Расторжение муниципального контракта по соглашению сторон образец

Замглавы общественного совета Минтранса РФ Наталья Агре напоминает, что сейчас государством поставлена задача по снижению смертности на дорогах (в начале года была принята соответствующая стратегия по безопасности движения). По ее мнению, «не стоит сейчас давать возможность водителям выезжать на полосу встречного движения чаще, чем это происходит сейчас». «Низкий уровень подготовки водителей и так приводит к тому, что две третьих погибших в ДТП на встречке происходит в разрешенных местах,— говорит она.— Я бы выступила, наоборот, за ужесточения: например, запретить выезд на полосу встречного движения, если в автомобиле в момент совершения маневра есть ребенок. Сейчас тот момент, когда нужно вводить только те меры, которые направлены на сокращение ДТП, а не на депутатов без проработанных решений»

Меня лишили прав за повторный выезд на встречную полосу движения. Можно вернуть права?

Добрый день! Меня лишили прав за повторный выезд на встречную полосу движения, одно нарушение зафиксировала камера видеофиксации, второе — экипаж ДПС. Нарушение зафиксированное камерой по факту я поворачивал и одним колесом заехал на внутреннюю линию двойной сплошной, выезда на встречную полосу лоб в лоб нет, это нарушение можно трактовать как пересечение двойной сплошной, лишение уже произошло, можно ли исправить ситуацию и вернуть права?

Адвокат Антонов А.П.

Согласно ч.4 ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях, выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. Согласно п.п.9.2-9.4 Правил дорожного движения, на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых. В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил. Согласно ст. ст. 30.1-30.3 Кодекса об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса: 1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд; 2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; 3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; 3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 настоящего Кодекса, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела; 4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение. Таким образом, запрещается любое пересечение сплошной линии разметки, а не только полный выезд.

В случае, если Вы не согласны с постановлением суда, Вы можете его обжаловать в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов,

управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Движение по обочине

За движение по обочине в попутном направлении штраф составит 1 500 рублей. Штраф за езду по обочине во встречном направлении составит уже 5000 рублей.

Что такое обочина?

Понятие «обочина» закреплено в п.1 ПДД так:

«Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами».

Допустима ли езда по обочине?

В соответствии с п.9.9. ПДД

… любое движение транспортных средств по обочинам запрещено, кроме движения машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Для каких целей можно использовать обочину?

  • для остановки и стоянки транспортных средств, но не в зоне действия запрещающего знака;
  • для движения велосипедистов в возрасте старше 14 лет при отсутствии велосипедной и велопешеходной дорожки, либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
  • допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам;
  • допускается движение гужевых повозок (сани), верховых и вьючных животных, если это не создает помех пешеходам.

Размеры штрафов ГИБДД за езду по обочине в 2020 году

За движение по обочине в попутном направлении (с правой стороны) ч.1 ст.12.5. КоАП РФ устанавливает штраф в размере 1 500 рублей.

При движении по обочине встречного направления (с левой стороны) инспекторы ГИБДД руководствуются ч.4 ст.12.5. КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа в сумме 5000 рублей. Такое движение транспорта будет приравнено к движению по встречной полосе.

Существует иная трактовка ПДД: обочина не является проезжей частью, соответственно, не может иметь направление движения, в том числе и «встречное». При такой трактовке размер штрафа за движение по обочине составит 1 500 рублей, как за движение в попутном направлении (с правой стороны).

Следует отметить, что «объезд пробки» («объезд затора») не является основанием для езды по обочине и также карается штрафом.

Объезд препятствия по обочине

Для начала разберемся, что считается препятствием в соответствии с ПДД:

«Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями ПДД».

Объехать препятствие безнаказанно можно только по соседней полосе движения, не нарушая при этом требования линий разметки.

Объезд препятствия по обочине будет приравнен к движению по обочине, которое карается штрафом в размере 1500 рублей.

Объехать препятствие по обочине без штрафа все же можно: съехав на обочину Вы должны осуществить остановку транспортного средства, после которой сможете продолжить движение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector