Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы реализации и действие административно правовых норм

3.3 Формы реализации административно-правовых норм

Соблюдение – это пассивное поведение субъекта административного права.

Например, гражданин соблюдает решения местного законодательства (административного кодекса) — с 22 часов вечера до 6 часов утра не нарушает тишину и не создает тем самым неудобств для отдыхающих соседей.

Исполнение – это действия субъекта административно-правовых отношений по выполнению требований, установленных нормами, точное следование субъектов тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, который содержатся в нормах.

Отличие от соблюдения норм характеризуется активным, планомерным поведением субъектов.

Например: граждане, пользуясь городским транспортом (трамвай, автобус), выполняют правила пользования этим транспортом, добровольно выполняют предписания, оплачивая свой проезд.

Использование – совершение субъектами действий в сфере управления.

Субъект самостоятельно принимает решение, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом.

Использование субъективного права осуществляется активным способом. Например, гражданин имеет право, согласно административных норм, обжаловать действия и решения органов управления и должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Применение – это особая форма реализации права, которым могут пользоваться только субъекты административного права, которые имеют компетенцию на осуществление исполнительных функций. Таким образом соответствующий орган исполнительной власти, орган местного самоуправления (местной администрации) и уполномоченное на это должностное лицо применяет юридически властное решение. Это обычно проявляется в виде издания в соответствии с нормами индивидуальных правовых актов, являющихся важнейшей правовой формой деятельности органов исполнительной власти всех уровней, руководителей организаций, предприятий, учреждений.

Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм. Законодатель в настоящее время предусмотрел широкому кругу органов, а также судьям применять административно-правовые нормы при рассмотрении дел об административных правонарушениях или жалобах на неправомерные действия и решения государственных органов и их должностных лиц.

Следует отметить, что при решении правильности применения норм административного права обязательно должны соблюдаться: законность, обоснованность и целесообразность.

Соблюдение законности в процессе применения административно-правовых норм в сфере управленческой деятельности является обязанностью органов исполнительной власти, государственного управления.

Применение нормы должно быть не только оптимально, но и обосновано на основе достоверных фактов.

Так, в главе 4 КоАП РФ (административного кодекса) «Назначение административного наказания» заложены обоснованность назначения наказания, исчерпывающе регламентированы общие правила назначения наказания.

Важной частью применения норм административного права является целесообразность, которая объясняется характером деятельности органов исполнительной власти, государственного управления на основании закона и во исполнение цели, заложенной в законе.

3. Реализация административно-правовых норм

В теории административного права выделяются четыре формы реализации правовых норм: а) соблюдение; б) применение; в) исполнение; г) использование.

Соблюдение административно-правовых норм характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий.

Применение административно-правовых норм осуществляется

соответствующими субъектами исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Важно отметить, что правоприменение в административном праве непосредственно связано с функционированием механизма исполнительной власти. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Исполнение административно-правовых норм — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений.

Использование административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правоверных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. При этом необходимо отметить, что в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Например, осуществление гражданином права на управление транспортным средством, полученным путем выполнения соответствующей процедуры (сдача экзамена, приобретение документов и т.д.).

Правоприменение в административном порядке в случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на суды (судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений, так и при рассмотрении и разрешении ряда административно- правовых споров.

Применение административно-правовых норм отличается от их соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.

Во-первых, применение норм административного права выступает как организующая властная деятельность субъектов государственного управления, посредством которой упорядочивается общественная жизнь, путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений.

Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, которые именуются правоприменительными. Правовое положение участников в этих правоотношениях различно. Активная роль в этих отношениях принадлежит субъекту правоприменения, обладающему государственно- властными полномочиями.

В-третьих, правоприменительная деятельность всегда осуществляется в особых установленных законом формах.

В-четвертых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуально-правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Основными требованиями применения норм административного права являются законность, обоснованность, целесообразность и справедливость.

Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений. В этом процессе участвуют все стороны указанных отношений в соответствии с их административно-правовым статусом.

4. Реализация и действие административно-правовых норм

Реализация и действие административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм означаетпроведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).

Формы реализации административно-правовых норм 2

Точное следование участников регулируемых управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Исполнение — одна из важнейших форм реализации административно-правовых норм, в рамках которой органы исполнительной власти практически обеспечивают выполнение предписаний, установленных в законах (например, исполнение различных приказов).

Издание полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных правовых актов (например, приказ о зачислении в высшее учебное заведение, регистрация общественного объединения и т.д.).

Способы реализации административно-правовых норм

Соблюдение— это добровольное подчинение субъекта права требованиям административно-правовых норм или воздержание от совершения действий, запрещенных нормой (например, исполнение требований дорожного знака).

Использование

Выбор одного из предоставляемых административно-правовой нормой вариантов должного поведения в процессе принятия управленческого решения (например, использование оружия при остановке транспортного средства).

Действие административно-правовых норм на территории

На территории всей страны

Нормы, принятые на федеральном уровне.

На определенной территории

Нормы, принятые на уровне субъектов Федерации.

Межтерриториальные

Нормы, регламентирующие деятельность международных российских организаций и граждан, находящихся на территории зарубежных стран.

Действие административно-правовых норм по кругу лиц

На всех граждан Российской Федерации

Нормы, закрепленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими актами.

На определенный круг лиц

Положения о федеральных органах исполнительной власти, распространяющие свою юридическую силу только на эти органы.

Действие административно-правовых норм во времени

Не ограниченные определенными сроками действия

Действуют до их официального изменения либо до их отмены. Законную силу административно-правовые нормы приобретают с момента подписания нормативных правовых актов либо в срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу 3 .

Административно-правовые акты, действие которых рассчитано на определенный, указанный в норме срок или на время существования чрезвычайных обстоятельств.

5. Источники административного права: понятие, виды и формы

Источники административного права: понятие, виды и формы

Источники административного права— это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Виды источников административного права 4

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

Включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, ратифицированное Федеральным законом от 8 июля 1996 г. № 90-ФЗ, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, ратифицированное Федеральным законом от 6 декабря 2003 г. № 156-ФЗ).

Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации

Содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

Законы (федеральные конституционные, федеральные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации). К федеральным законам относятся также Основы законодательства, кодексы, действующие законы СССР и РСФСР

Определяют различные вопросы, касающиеся организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, правовые режимы в различных сферах общественных отношений и др. (федеральные законы от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп.) и от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (с изм. и доп.) и др.).

Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации

Определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ (Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (с изм. и доп.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации

Утверждаются различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере государственно-управленческой деятельности (Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300).

Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления

Регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями (Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605).

Публичные договоры

Регулируют общественные отношения, на которые распространяются (федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ либо администрациями субъектов Федерации).

Формы источников административного права 5

Чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ.

Положение 6

предметные(группируются нормы, призванные регулировать отдельный спектр общественных отношений, как, например, нормы утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 января 2004 г. № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» Положения о регистрации системы I добровольной сертификации);

органические.

Инструкции, Порядки, Методические указания (рекомендации)

Принимаются органами исполнительной власти и для них в целях определения правовых границ в деятельности определенных властных субъектов, т.е. подвластный субъект управления (гражданин или юридическое лицо) не обязан следовать такой инструкции или указаниям, хотя, и может на них ориентироваться.

Читать еще:  Ждать совершеннолетия ребенка для продажи квартиры

В данной форме группируется значительное количество норм:

нормы о дисциплинарной ответственности в системе органов государства 7 ;

нормы об организации управления в той или иной сфере 8 ;

нормы о порядке несения государственной (в том числе военной) службы и т.п.

Кодексы 9

группируют нормы института административной ответственности (КоАП РФ);

группируют нормы, регулирующие всю совокупность общественных отношений в той или иной сфере (Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ, Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Реализация административно-правовых норм: теоретические подходы и определение понятия

Среди различных способов реализации административно-правовых норм, существенное место занимают исполнение и применение.

Исполнение – это точное следование тем предписаниям, запретам и дозволениям, которые содержатся в административно-правовой норме. Исполнение – это самый универсальный вариант реализации, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений: физические, юридические, должностные лица, коммерческие и некоммерческие организации и др.

Особое внимание хотелось бы уделить применению административно-правовых норм, поскольку вопросы применения норм права занимают одно из узловых мест среди актуальных проблем юридической науки. Особенно полно эта тема исследована в общей теории права. Существенным образом проанализирована специфика применения норм трудового и уголовного права. В последнее время появились серьезные исследования применения норм конституционного права. В значительно меньшей степени исследованы формы, порядок и особенности применения наиболее разнообразных, обладающих ярко выраженной спецификой норм административного права.

Специальный теоретический анализ применения норм административного права в юридической литературе встречается редко и в основном свидетельствует о принципиально различном подходе к пониманию сущности применения данного вида правовых норм. Проблеме применения административно-правовых норм были посвящены научные труды Д.Н. Бахраха[1], И.И. Веремеенко[2], А.П. Коренева[3], М.Я. Масленикова[4], Л.Л. Попова[5], Ю.П. Соловья[6], Ю.Н. Старилова[7], С.С. Студеникина[8], А.П. Шергина[9], В.А. Юсупова[10], А.Ю. Якимова[11] и др.

Деятельность по применению административно-правовых норм отличается от остальных форм реализации тем, что она:

— носит властный характер и осуществляется судами (судьями), исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления;

— направлена на возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений;

— осуществляется в установленном административно-процессуальном порядке;

— завершается вынесением административного правоприменительного акта.

Нормы административного права применяются посредством реализации властных полномочий исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Юридическое содержание административных правоприменительных отношений образуют права и обязанности их субъектов. Фактическое содержание правоприменительных отношений образует деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по изучению всех обстоятельств дела, юридической квалификации и вынесению правоприменительного акта.

Разрешая юридическое дело, субъект применения нормы административного права обязан установить наличие или отсутствие материально-правового отношения, уточнить его содержание. Такие действия субъекта опосредуются процессуальными нормами. И такого рода конкретизация характерна для всех сфер правоприменительной деятельности. Уточненное юридическое содержание административного материально-правового отношения закрепляется и фиксируется в вынесенном по делу правоприменительном акте, который, обладая юридической силой, носит властный характер.

Материальные нормы административного права оказывают влияние на содержание правоприменительного акта, а административно-процессуальные определяют его форму. Субъект, наделенный определенными полномочиями, имеет юридическую возможность давать обязательные указания. Акты применения норм административного права лишь конкретизируют эту юридическую возможность, приобретая тем самым и властный характер.

Определенные, таким образом, сущностные критерии позволяют под применением норм административного права понимать властную, компетентную деятельность специально уполномоченных субъектов, направленную на регулирование в установленном процессуальном порядке поведения участников административно-правовых отношений путем вынесения правоприменительного акта, как правило, определяющего индивидуально-правовые последствия. Иными словами, применение административно-правовой нормы заключается в издании соответствующим субъектом индивидуального юридического акта в соответствии с нормами права.

Кроме вышеизложенного подхода к способам реализации норм права, в теории административного права выделяют такие формы, как соблюдение и использование.

Соблюдение административно-правовых норм характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий. Такую форму реализации иногда называют пассивным поведением субъекта. Например, на законное требование сотрудника милиции предъявить документы, граждане предъявляют их: они соблюдают норму права, которая запрещает им этого не делать.

Использование административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. При этом необходимо отметить, что в отличие от исполнения, при использовании реализуются субъективные права. Например, осуществление гражданином права на поступление в ВУЗ, полученным путем выполнения соответствующих процедур (сдача соответствующих документов, прохождение вступительных испытаний, зачисление, получение студенческого билета и т.д.).

Таким образом, реализация административно-правовой нормы представляет собой установленный и охраняемый государством, процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права содержащихся в нормах предписаний, правил поведения.

1. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000.

2. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка: Учебник в 2-х частях. М., 1981.

3. Коренев А.П. Административное право России. Ч.I. М., 1999.

4. Масленников М.Я. Порядок применения административных взысканий. М., 1998.

5. Административное право. Учебник / Под ред. проф. Ю.М. Козлова и проф. Л.Л. Попова. М., 2000.

6. Соловей Ю.П. Некоторые размышления о полицейском праве / ж. Административное право и процесс. 2013. № 7.

7. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т.I. М., 2002.

8. Студеникин С.С. Военно-административные нормы и их особенности // Труды Военно-юридической академии Красной Армии. М., 1945.

9. Шергин А.П. Административная юрисдикция. М., 1979.

10. Юсупов В.А. Теория административного права. М., 1985.

11. Якимов А.Ю. Основные институты административно-деликтного права. М., 1999.

Методы реализации норм административного права

Важную практическую роль играет проблема осуществления норм административного права. Административно правовые нормы выполняются тогда, когда предусмотренные ими общие обязательные правила случаются в фактическом поведении участников общественных правоотношений, когда достигнут заключенный в них правовой результат. Настоящая реализация данных норм говорит о том, что государственная администрация организуется и функционирует в полном согласии с волеизъявлением законодателя, поставленными им общественными целями и интересами. А все другие субъекты, которые находятся под её юрисдикцией, непреклонно следуют нормам административного права.

Административно правовое регулирование и административное управление выполняется и развивается должным образом, как это угодно обществу и государству. Одновременно с этим все стороны, участвующие в административно-правовых отношениях, удовлетворяют собственные потребности и интересы в полном соответствии с нормами.

Общие и специальная формы реализации норм административного права

Существуют 2 формы реализации правовых норм:

  • общие (универсальные) – в них воплощают правовые веления абсолютно все субъекты.
  • специальная.

Общие формы реализации норм подразделяются на 3 вида:

  • исполнение;
  • использование;
  • соблюдение.

Все из перечисленных общих форм «привязаны» к соответствующим способам административно правового регулирования (обязывание, дозволение, запрет) и соответственно обязывающим, управомочивающим и запрещающим нормам.

Особенности исполнения, использования и соблюдения норм административного права

Исполнение представляет собой одну из общих форм реализации, при которой субъекты соблюдают обязывающие административно правовые нормы, а также возложенные на них обязательства к активному поведению, совершая тем самым активные действия.

53 статья Градостроительного кодекса России содержит обязывающую административно правовую норму, в соответствии с которой люди, осуществляющие строительство, обязаны оповещать органы госстройнадзора о любых случаях аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

Указанную обязывающую норму могут реализовывать все субъекты, осуществляющие строительство, только путём выполнения возложенных на них обязательств по предоставлению необходимой информации, в случае если на подведомственных им объектах происходили аварийные ситуации. С этой целью им надо совершить личные активные действия в качестве обязанной стороны соответствующего административно правового отношения.

Использование является другой общей формой реализации норм административного права. Она тоже выражена активным поведением субъектов, но в отличие от первой формы базируется не на исполнении обязательств, а на следовании правилам, прописанным в управомочивающих нормах.

Тут применяются права на свое активное поведение. Причём у субъектов есть правовая возможность в определённых пределах воспользоваться предоставленными им правами путём выполнения своих активных действий либо воздержаться от них.

В Таможенном кодексе Таможенного союза (статья 135) содержится управомочивающая административно правовая норма, предоставляющая проверяемому лицу в процессе проведения таможенной проверки право запрашивать у таможенных органов и получать от них сведения о законодательных положениях государств (являющихся членами Таможенного союза) касательно порядка проведения проверки. Осуществление нормы будет проводиться в форме использования в момент, когда проверяемый обратится к сотрудникам таможенного органа за предоставлением ему указанной информации и получит её.

Соблюдение представляет собой третью из общих форм реализации норм административного права. Она применима при реализации запрещающих норм и ее суть заключается в том, что субъекты должны следовать установленным в этих нормах запретам, а поэтому не осуществляют никаких действий.

При этой форме реализации они исполняют возложенные на них обязательства путём бездействия или же пассивного поведения.

Путём соблюдения осуществляются административно правовые нормы, которые запрещают совершение административных правовых нарушений и служебных проступков. В соответствии с ТК ТС товары, которые запрещено вывозить с таможенной территории Таможенного союза, фактически не разрешается вывозить с таможенной территории Таможенного союза, если другое не предусмотрено в международных договорах государств-членов Таможенного союза (статья 152). Для выполнения приводимой административно правовой нормы достаточно не вывозить указанные товары с таможенной территории Таможенного союза, соблюдая таким образом установленный запрет.

Правоприменительная форма реализации норм административного права

Реализация норм в специальной форме выполняется только органами государственной административной власти, а также их должностными лицами. Если сравнивать с общими нормами, то реализация в специальной форме является возможной при наличии властных полномочий, правоприменительной компетенции. Субъекты, наделённые данной компетенцией, в процессе реализации административно-правовых норм разрешают индивидуальные дела принятием индивидуальных правовых актов, которые именуются правоприменительными. Такие дела связаны, к примеру, с назначением на госдолжность гражданина, вынесением решения лицензирующим органом по поводу предоставления лицензии для юридического лица или индивидуального предпринимателя либо путем издания постановления о наложении на правонарушителя админ наказания.

Специальную форму реализации права называют правоприменением (правоприменительная деятельность). Она базируется тоже на общих формах реализации права – использовании и исполнении. Для административно правового регулирования эта форма играет важную роль и по содержанию, и по объёму. Многие конкретные административно правовые дела решаются лишь благодаря правоприменительным актам госадминистрации, включая принятым её должностным лицам. Граждане и организации, помимо их органов и должностных лиц, не наделены правоприменительной компетенцией.

Читать еще:  Уведомления упк рф

Проблема реализации права и законодательства представляет острейшую для госадминистрации проблему, так как неисполнительность – это её пока что неискоренимый и серьёзный недостаток. Значит, усовершенствование правореализационной функции должно стать главным направлением формирования в РФ по-настоящему правового государства, единообразного правового пространства с развитым гражданским обществом.

§3. Реализация административно-правовых норм

Норма административного права — модель, возможность оптимального поведения. Но для превращения возможности в действительность необходимо обеспечить безусловное соответствие поведения субъектов административного права предписанию нормы.

Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс прак-

тического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права. Реализация выражается в поведении субъекта права, которое сообразовывается с правилами норм.

В теории права принято различать несколько форм (способов) реализации правовых норм. Существуют четыре формы реализации норм административного права: 1) соблюдение ; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.

Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.

Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.

Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного админист-

1 Следует иметь в виду, что соблюдение в широком смысле слова является непременным условием всех других форм реализации норм административного права.

ративно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие админи-t стративно-правовые кормы, нормы-дозволения.

В отличие от других форм реализации права применение всег^ носит активный, творческий, государственно-властный, организуй ющий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.

Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.

По своему социальному содержанию применение административно-правовых норм представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Поскольку применение норм административного права носит государственный характер, то субъектами применения могут быть только правомочные органы и должностные лица, наделенные право-применительной компетенцией.

Законность. Компетентные органы и лица в процессе разрешения управленческого дела могут применять административную норму только в пределах предоставленных им полномочий и в соответствии с ее смыслом. Законность требует строгого соблюдения юридического процессуального порядка применения норм, что обеспечивает точное проведение правовой нормы в жизнь. Принцип законности включает в себя не только право, но и обязанность компетентных органов и лиц применять административно-правовые нормы. Неприменение нормы в случаях, когда это органу предписывается законом, будет означать нарушение законности, например уклонение органа социальной защиты от назначения пенсии гражданину, представившему все необходимые для этого документы.

Обоснованность. Требование обоснованности обращено к фактической основе применения административно-правовой нормы. Правоприменителя должны интересовать не любые факты, события и действия, а лишь те, для которых адмшшстратив-

но-правовые нормы приняты. Обоснованно применить норму — значит применить ее на основе достоверной информации как о самом явлении, так и о внешних условиях, в которых оно находится. Требование обоснованности обязывает правоприме-нителя решать вопрос (дело) после всесторонней проверки всех фактов ei обстоятельств дела. Сомнительные и непроверенные факты не могут быть положены в основу дела и не должны приниматься во внимание.

Требование обоснованности тесно связано с законностью. Эта связь прежде всего выражается в том, что полное и всестороннее исследование фактов, на основе которых выносится правоприме-нительный акт по делу, является непременным требованием законности. Акт применения административно-правовой нормы будет законным, если он обоснован.

Целесообразность. Правоприменитель, уяснив смысл нормы и фактические обстоятельства дела, обязан принять по нему наиболее целесообразное решение.

Научная организация правоприменителъной деятельности. Как и всякая деятельность правоприменение должно быть научно организовано. Сущность этого требования состоит в достижении максимума эффективности правоприменительного процесса при минимальных затратах сил и средств. Научная организация правоприменения включает в себя следующие элементы:

— целесообразное разделение деятельности по правоприменению на операции между субъектами применения разных систем;

— оптимальное распределение правоприменительной компетенции между субъектами применения норм права одной системы;

— рационализация процесса применения норм;

— использование в этом процессе современных научно-технических средств и положительного опыта.

В научной организации правоприменительного процесса важное значение имеет повышение культуры работников аппарата управления, которые должны знать основы законодательства, уметь четко разграничивать компетенцию государственных органов.

Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц

Нормы административного права имеют пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие административно-правовых норм начинается с момента принятия актов, содержащих эти нормы, и доведения их в необходимых случаях до сведения исполнителей. Вместе с тем акты, содержащие нормы, предусматривающие административную ответственность граждан, вступают в силу через определенный срок, как правило, через 10 дней после опубликования. Это сделано для того, чтобы люди могли ознакомиться с содержанием таких решений.Вопрос об утрате административно-правовой нормой юридической силы решается обычно путем официальной ее отмены специальным актом государственного органа.Как правило, действие норм рассчитано на неопределенное время. Однако нередко встречаются нормы, действие которых связано с наступлением какого-либо события (стихийное бедствие и т.п.), с совершением факта, а также с точно определенным сроком.

Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением органа, издающего нормативный акт, в системе органов государственного управления, вследствие чего различают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и нормы отраслевые, а также нормы локальные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения.

Действие административно-правовых норм по кругу физических лиц связано с распространением устанавливаемых ими правил либо на всех граждан, либо на их отдельные группы.

9. Реализация адм-прав норм. Способы реализации.

Реализация административно-правовых норм – это процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, изложенной в нормах. Форма реализации норм права зависит от специфики общественных отношений, регулируемых нормами; от содержания правовой нормы; от характера поведения субъектов, реализующих правовую норму, и их взаимоотношений: от формы внешнего проявления правомерного поведения.

Различают несколько способов реализации правовых норм. По характеру действий субъектов административного права, степени их активности и направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере государственного управления. Исполнение заключается в активных действиях субъектов, они исполняют возложенные на них юридические обязанности. Использование состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Эти три формы реализации административно-правовых норм, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формой непосредственной реализации права.

Подприменением следует понимать разрешение на основе норм индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами.

10. Понятие и особенности административно-правовых отношений.

Административно-правовое отношение – урегулированное нормой административного права общественное отношение управленческого характера, в котором стороны выступают носителями взаимных юридических обязанностей и прав, установленных и обеспеченных указанной нормой. Административно-правовая норма является основой возникновения административно-правовых отношений, т.к. она в общей форме предусматривает, что данное общественное отношение при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов становится административно-правовым.

Особенности административно-правовых отношений: они складываются непосредственно в связи с осуществлением органами государственного управления задач исполнительно-распорядительной деятельности; их участниками могут быть разнообразные субъекты: органы государственного управления, предприятия, учреждения, граждане, чьи интересы связаны с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности; обязательным субъектом должен быть орган государственного управления; невозможность их возникновения без участия органа государственного управления (должностного лица) или в определенных законом случаях общественной организации, наделенной внешневластными полномочиями; орган государственного управления или должностное лицо действует властно, т.е. реализуя принадлежащие ему полномочия государственно-властного характера; они могут возникнуть по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным условием их возникновения.

Основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты, т.е. такие факты, с которыми государство посредством норм права связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

11. Источники административного права. Факторы, определяющие их множественность и разнообразие.

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты. Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права. В их числе нормативные акты органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы и т.п.

К числу источников административного права относятся: Конституция РБ; законы; декреты и указы Президента; кодексы; решения местных представительных органов; акты управления (правительства, министерств, госкомитетов, местных исполкомов и местных администраций); положения; уставы; инструкции; правила; международные акты.

12. Понятие и виды субъектов админ. права.

Cубъектами административного права следует признать участников управленческих отношений, которых админ-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в админ-но-правовые отношения.

Всех субъектов административного права в зависимости от того, чью волю они выражают, в чьих интересах и от чьего имени действуют, а также от того, кто именно вступает в правоотношения, можно разделить на два вида: индивидуальные и коллективные.

Первую группу индивидуальных субъектов составляют граждане. По административно-правовому положению граждан принято делить на граждан РБ, иностранцев и апатридов (лиц без гражданства).

Второй группой индивидуальных субъектов следует признать лиц, которые находятся с организациями в устойчивых непрерывных организационных связях, представляющих собой другую сторону административных правоотношений. К ним принадлежат государственные служащие.

Читать еще:  Биография братьев пылёвых

Коллективные субъекты админ-го права — это организованные, объединенные, самоуправляемые группы людей: государственные организации: органы исполнительной власти (гос. управления); органы государственного управления предприятий, учреждений и их различного рода объединений; структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией; негосударственные организации: общественные объединения; трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные предприятия и учреждения.

13. Административная правосубъектность граждан.

Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность означает закрепленную нормами права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения. Она возникает с момента рождения и прекращается его смертью. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке определенных законодательством.

Административная дееспособность гражданина – признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера. Момент возникновения административной дееспособности единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Реализация административно-правовых норм (1)

Основная часть 4

Глава 1. Понятие и реализация административноправовых норм 4

Глава 2. Способы реализации административно правовых норм 5

Список используемой литературы 5

Введение

Актуальность темы исследования.

Социально-политическую ситуацию в нашем государстве нельзя назвать простой, а потребность в правовом регулировании и разрешении назревших проблем требует немедленных, результативных действий. Теоретические споры о принципах, методах исследования и преобразования административно-правовой среды, на первый взгляд, не столь важны и могут быть отложены до лучших времен.

Однако при решении практических задач субъекты властной управленческой деятельности быстро убеждаются, что успех их действий зависит от наличия и степени разработанности методологических предпосылок, при отсутствии которых их усилия оказываются бесполезными, а возможно даже противоположными поставленным целям. Реальность системы реализации норм административного права во многом зависит от критического переосмысления многих устоявшихся в юридической науке и правоприменительной практике стереотипов понимания форм и методов ее функционирования.

Длительный эффект методологического монополизма не преминул сказаться на развитие правовых средств познания административно-правовой среды. Так, наличие жесткого идеологического контроля просматривается в трудах отечественных ученых, посвященных реализации норм административного права. Результатом пренебрежения к методологическим проблемам явилось многолетняя интерпретация одних и тех же научных взглядов, что фактически вело к отсутствию приращения научного знания.

Административно-правовое регулирование предполагает воплощение в действиях физических и юридических лиц предписаний действующего административного законодательства. Характер правовых требований в нормативно-правовых актах позволяет выделить четыре основные формы реализации норм административного права: соблюдение, использование, исполнение и применение. Понятие реализации норм административного права и классификация его форм не сопряжены с преодолением существенных разногласий во взглядах отечественных административистов.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении реализации административно-правовых норм.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

дать понятие административно-правовых норм;

рассмотреть способы реализации административно-правовых норм.

Объект исследования – реализация административно-правовых норм.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением реализации административно-правовых норм.

Основная часть

Глава 1. Понятие и реализация административно-правовых норм

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определять ее место в правовой системе России.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.

Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно-правовых норм 1 .

Изложенные исходные позиции позволяют определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти, государственного управления.

В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права. Административно-правовые нормы:

а) одним из своих основных назначений имеют обеспечение эффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав и свобод граждан и их негосударственных объединений, а также их правовую защиту;

б) преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

в) определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области) либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане);

г) действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации;

д) определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

е) в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения). Часто административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного);

ж) во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только выполнять функцию правозащиты. Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т.п.;

з) достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Общая характеристика административно-правовых норм нуждается в акцентировании внимания на некоторых их особенностях и прежде всего на вопросе о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества) 2 .

Любая правовая норма есть акт правотворчества, и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное нормотворчество.

Для административного права характерно юридическое опосредование такой деятельности, основным содержанием которой является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, составляющих основу всей правовой системы Российской Федерации. Поэтому административно-правовые нормы как регулятор общественных отношений управленческого типа могут характеризоваться в качестве одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления. Следовательно, данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую «нагрузку»: правоустановительную и правоприменительную. Между этими функциями административно-правовых норм теснейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая закономерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в соответствии с действующим законодательством нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются «во исполнение» законов.

Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны по сравнению с аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, т.е. производны от них; последние по своему юридическому значению первичны. Отсюда — подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм. В иерархии правовых норм им отводится определенное место, выражаемое следующей юридической формулой: они создаются на основе (основании) и во исполнение Конституции, законов и нормативных указов Президента РФ как главы государства (ст.115 Конституции РФ) 3 .

Формы реализации и действие административно правовых норм

19. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Формы реализации административно-правовых норм: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.

Наиболее широко используемая форма реализации – это соблюдение права, т. е. добровольное исполнение субъектами управленческих отношений требований, предписываемых административно-правовой нормой.

Исполнение права в отличие от соблюдения заключается в активных правомерных и позитивных действиях субъектов управленческих отношений по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. В определенных ситуациях пассивное поведение субъекта управления может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность.

Использование права есть активное и добровольное совершение субъектами и объектами управленческих отношений правомерных действий, которые связаны с реализацией субъективных прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Применение права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами исполнительной власти, государственного управления.

Подобная классификация норм административного права позволяет быстрее выявлять субъектов и круг их отношений с целью совершенствования управленческих отношений.

Требования к применению норм административного права:

1. Соблюдение законности в процессе административного нормотворчества и правоприменительной практики в сфере управленческой деятельности является обязанностью органов исполнительной власти, государственного управления.

2. Оптимальность применения нормы в соответствии с целью, сформулированной в норме права и в связи с конкретными условиями ее реализации. Субъекты управления должны осуществлять свои функции и задачи с минимально возможными затратами ресурса.

3. Обоснованность применения нормы на основе достоверных фактов. Обоснованность назначения административного наказания исчерпывающе регламентирована в КоАП.

4. Научная организация правоприменительной деятельности выражена: а) оптимизацией процесса применения административно-правовых норм; б) рациональным разделением труда между субъектами отношений; в) обоснованным распределением полномочий и компетенции между субъектами административно-правовых отношений; г) использованием количественных методов, современных компьютерных средств и новых информационных технологий; д) использованием передового опыта.

5. Целесообразность применения норм административного права объясняется характером деятельности органов исполнительной власти, государственного управления на основании закона и во исполнение цели, заложенной в законе.

6. Стабилизация управленческих отношений является одной из основных целей административно-правового регулирования, так как позволяет реализовать каждому свои права, свободы, законные интересы в любой не запрещенной законом сфере деятельности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector