Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Повышение акцизов на нефтепродукты в году

Акцизы на бензин и дизель вновь повысились

С 1 апреля в России повышаются акцизы на топливо. Для бензина ставка вырастет на 2 руб. за литр, для дизеля — на 1 руб. Закон ранее подписал президент Владимир Путин. Согласно документу, такое решение принято, чтобы пресечь нелегальное производство бензина. Это уже второе повышение акцизов на топливо за 2016 год. До этого ставка косвенного налога пересматривалась 1 января. Директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.

— Ранее глава ФАС Артемьев заявил, что проведет расследование, если розничные цены на бензин после увеличения акцизов вырастут более чем на 2-3%. По-вашему, как отразится на ценах повышение акцизов?

— За все годы наблюдения за российским рынком нефтепродуктов я не помню ни одного случая, чтобы рост акциза не транслировался затем в потребительскую цену нефтепродуктов. Раньше рост цен акцизов всегда транслировался в цены. Соответственно, в этом году действительно мы видим серьезное увеличение акциза. Если просуммировать два повышения, то получатся в сумме акциз вырос на 4,6 тыс. руб. на 1 тонну по бензину класса 5.

— Это 2-3%, то есть это норма, которую ФАС допускает, получается, или больше?

Рынок бензина замер перед ремонтами

— Тут вопрос многогранный. Почему? Потому что, с одной стороны, мы видим то, что вырос акциз, и, соответственно, выросла доля налогов в цене литра бензина. То есть если взять конец прошлого года, я оцениваю долю налогов, это НДПИ, это НДС, это акциз, примерно в 40% от цены 92-го бензина в России в среднем. Если взять, соответственно, ситуацию текущую и учесть повышение акциза с 1 апреля, то у нас доля налогов в цене 92-го бензина уже становится где-то на уровне 50%.

— То есть не то чтобы 2-3%. Скажите, для чего решили повысить акциз? Действительно для борьбы с контрафактом, или все-таки пополняют таким образом бюджет?

— Насчет контрафакта — вряд ли. Я думаю, это все-таки пополнение бюджета.

— А это вообще поможет? Такая мера действительно предусмотрена для борьбы?

— Я не думаю, что ростом акциза можно каким-то образом бороться с контрафактом. Наоборот, если посмотреть на то, как работает топливный рынок, доля контрафакта всегда растет в двух случаях. Первый случай — это когда происходит какой-то недостаток товара, какой-то дефицит случается на рынке, соответственно, нехватка может покрываться за счет контрафакта. И вторая ситуация — если товар резко дорожает по каким-то разным причинам, тоже, соответственно, резкий рост цен провоцирует появление на рынке контрафакта в больших объемах.

— Скажите, как вообще могло произойти, что год только начался, и уже второй раз? Это нормальная практика?

— Раньше были случаи в нашей стране, когда акциз корректировался два раза в год. Просто, по-моему, последняя ситуация, которая была несколько лет назад, у нас акцизы менялись с 1 января и с 1 июля, насколько я помню, то есть со второго полугодия.

— То есть здесь еще раньше получилось?

— Да, здесь еще раньше.

— Каков ваш прогноз, что будет с ценами на топливо вообще в этом году с таким подходом?

— Если говорить глобально, то по оптовому рынку сейчас ситуация следующая: накоплены значительные запасы бензина, и они, скорее всего, позволят пройти весенний период ремонтов на заводах, и они позволят без проблем войти в сезон высокого спроса на бензин. Есть, конечно, несколько тревожных моментов: во-первых, что белорусы, скорее всего, в апреле со своим бензином не появятся, потому что просто у нас так сложилось, что сейчас белорусам выгоднее экспортировать бензин в Европу, и российским нефтяным компаниям, на самом деле, выгоднее сейчас экспортировать бензин в Европу, а не продавать на российском рынке. Это произошло потому, что ремонты на заводах не только в России, но и в Европе, и в США, и, соответственно, спрос на бензин сезонно растет в целом на глобальном рынке. Поэтому у нас, фактически, оптовая цена ниже, чем та цена, которую компании-производители могут получить, экспортируя автомобильный бензин. Это то, что касается оптового рынка.

Что касается розничного рынка, я все-таки воздержался бы от каких-то конкретных прогнозов, могу только сказать следующее: мы, с одной стороны, видим рост налоговой нагрузки, рост доли налогов в цене литра, но при этом мы также видим некое административное влияние на процесс, очевидно, с целью некоего сдерживания потребительской цены бензина. Вот к чему это приведет, надо просто наблюдать.

Дешевый бензин помножат на россиян

Да, еще каких-то 15–20 лет назад РФ регулярно закупала бензин за границей. Правда, речь шла не о дешевом, а о более дорогом топливе. Это сегодня «Тесла» или «Тойота» работает на любом электричестве, а тогда владельцы «Майбахов» и «Феррари» боялись заливать в баки отечественный бензин. Поэтому в столицах появились автозаправки, которые предлагали произведенный в Европе 95-й и 98-й бензин по более высоким ценам для люксовых авто. Некоторые из сетей прижились и даже размножились в наших условиях. Правда, для этого пришлось переместить производство топлива под своим брендом на российские НПЗ, а из-за границы завозить только фирменные присадки.

Однако их судьба повторила судьбу одного абрикосового дерева, которое долго выращивал знакомый садовод под Петербургом. Поверив в глобальное потепление, он решил регулярно баловать себя абрикосами. Потепление действительно чувствовалось, но для абрикоса хватило недели 30-градусного мороза, чтобы засохнуть навсегда, несмотря на более мягкую в среднем зимнюю температуру. Так и иностранным автозаправочным сетям подорвал здоровье рожденный в недрах нашего правительства налоговый маневр в нефтяной отрасли. Большинство из них продали бизнес и франшизу российским коллегам и удалилось с отечественного рынка, бормоча устами своих топов что-то вроде «Год хэв мерси» или «Факинщит».

Сегодня арсенал этого импортного сленга перешел уже российским владельцам автозаправочных сетей. Таким мог быть их вероятный комментарий на итоги торгов 6 апреля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, когда при экспортных поставках бензин АИ-92 стоил 25,7 тыс. руб. за тонну, а при внутренних – 38,8 тыс. Причем, за импортом не нужно было бы далеко ходить. Им могла стать та же российская нефть, что сегодня продается в Белоруссию по $4 и которую по таким ценам гораздо выгоднее вернуть обратно в виде нефтепродуктов. Но этого не произойдет, предупредили в правительстве, подкрепив прогноз угрозой штрафов!

История вечно дорогого, по мнению автовладельцев, российского бензина, прошла у меня на глазах. Еще в 2002 году тогдашний министр транспорта РФ Сергей Франк, объявляя о появлении в стране транспортного налога, говорил, что это не очень справедливая, но вынужденная мера, необходимая для содержания автомобильных дорог. В ближайшее время, обещал министр, будет разработана более справедливая система акцизов на топливо и транспортный налог отменят. А платить за бензин будет больше то, кто больше ездит и больше пользуется автодорогами.
Внедрение системы акцизов произошло в 2007 году. Однако, транспортный налог так и не был отменен. Вопрос периодически поднимали политтехнологи и даже вкладывали его в уста президенту в 2012 и 2018 году, который во время предвыборных речей называл налог несправедливым и обещал даже отменить. Впрочем, отменять налоги у нас, да еще во время кризиса, власти пока что не научились, потому что сопутствующие экономические обстоятельства подсказывали, что их всегда будет не хватать.

Кроме того, российские регуляторы оказались в заложниках у собственных же законов. По сложившейся в стране системе мировые цены на нефть и нефтепродукты почти никак не могут влиять на розничную цену бензина внутри РФ. Налоговый маневр в сфере нефтедобычи, принятый в 2018 году, ввел возрастающие ставки налога на добычу полезных ископаемых на ближайшие 6 лет начиная с 2019-го. Как декларировалось его авторами, маневр должен сделать невыгодным экспорт сырой нефти и при этом повысить ее стоимость на внутреннем рынке. Кроме этого, акцизы на бензин также должны планово повышаться в каждом наступившем году. Снижение спроса на нефть и падение мировых цен никак не могут отменить фискальные ставки госрегуляторов, которые сверстаны исключительно в сторону повышения. В настоящее время, фискальная составляющая в цене на бензин, который вы платите при заправке автомобиля, составляет не менее 60% (есть и более высокие оценки).

Предложения ФАС 2018 года о введении гибкого акциза на бензин, привязанного к мировой цене на нефть, не нашли понимания в правительстве. Хотя именно такое решение было бы выгодным для внутреннего потребителя. Ведь при акцизах, привязанных к цене на нефть, стоимость бензина в рознице следовала бы за мировыми ценами с разницей в 1–2 месяца.

Кстати, такие акцизы или просто волевое решение кабмина о разовом снижении ставки акциза в период объявленных карантинных и антикризисных мероприятий могли бы стать примером прямых государственных дотаций населению и бизнесу, о недостатке которых сегодня так много говорят. Ведь повышение цен на бензин на 5%, по оценке агентства NefteGaz.ru, повышает индекс потребительских цен на 1%. Соответственно, при снижении бензиновых цен и логистических издержек автоперевозчиков, которые сегодня обеспечивают львиную долю внутреннего ритейла и агропромышленных перевозок, прямую выгоду получит все население. А самому правительству не придется распечатывать кубышку ФНБ и заниматься прямыми выплатами. Инъекции денег в экономику произойдут за счет налогового маневра и если не принесут доходов в бюджет, то по крайней мере станут хорошим пиаром, за который в наше время все готовы очень дорого платить.
С другой стороны, снижение цен на бензин может произойти в России по обстоятельствам, не зависящим от правительства. Снижение деловой активности, потребительского спроса и грузооборота автомобильного транспорта уже привело к снижению спроса на топливо. Необходимость повысить сбыт может привести к ценовым акциям (жаль, что не войнам) среди сетей АЗС для привлечения клиентов. Первый случай снижения цен уже зафиксирован в России. Якутская нефтяная компания «Саханефтегазсбыт» с 6 апреля на 1 рубль снизила отпускные цены на бензин и дизтопливо. Причиной снижения назвали снижение оптовых цен на нефть у поставщиков.

Не знаю, встретят ли эту новость одобрительно в Министерстве финансов? Я бы предложил им не сильно беспокоиться по поводу падения доходов бензина. Ведь недополученные через бензоколонку рубли вернутся в бюджет через НДС и прочие сборы, через сэкономленные рубли, потраченные благодарным населением.

С 1 января выросли акцизы на топливо

1 января 2020 г. 10:00

С 1-го января 2020-го года увеличились акцизы на топливо. Однако по сравнению с прошлым годом повышение стало не столь значительным: на бензин 5-го класса — на 3,6%, на дизельное топливо — на 3,4%.

Если в числовом выражении, то с 1-го января 2020-го года ставку акциза на бензин подняли на 438 рублей, с 12 314 до 12 752 рублей за одну тонну, на дизельное топливо — на 294 рубля, с 8 541 до 8 835 рублей за тонну.

Читать еще:  Какое пособие будут платить в центре занятости

В прошлом году, напомним, повышение было куда весомее — на тысячи рублей или, считай, в 1,5 раза. При этом, вопреки опасениям, аналогичный рост цен на топливо удалось сдержать. По данным вице-премьера Дмитрия Козака, по итогам 2019-го года бензин, в среднем, подорожал на 3%, дизельное топливо — на 3,5%: то есть в пределах инфляции.

Скачки цен на топливо в первой половине 2019-го года были в большей степени вызваны увеличением НДС до 20%, а весной — ростом цен на нефть на мировом рынке.

Правда, стабилизацию топливного рынка обеспечили, скорее, не экономические, а административные меры: до 1-го июля 2019-го года действовала «заморозка» на мелкооптовом рынке.

Кроме того, был разработан т.н. демпфирующий механизм, в соответствии с которым нефтяные компании, выполняющие свои обязательства по поставкам топлива на внутренний рынок и не допускающие резкого увеличения цен, получают компенсации. Таким образом, им возмещают часть тех доходов, которые они получили бы, если бы продавали большие объемы нефти и нефтепродуктов за рубеж.

Рынок останется стабильным

В 2020-м году демпфирующий механизм также продолжит действовать. Единственное, снизится процент компенсации: если с 1-го июля и до конца 2019-го года по бензину нефтяникам возмещали 75%, а по дизельному топливу — 70%, то с 1-го января 2020-го года будут выплачивать 68% и 65% соответственно.

Формула демпфирующего механизма выглядит следующим образом: от средней экспортной цены отнимают условную внутреннюю цену, разницу умножают на компенсационный коэффициент и произведенный объем нефтепродукта. Условная внутренняя цена устанавливается Правительством и прописывается в Налоговом кодексе.

В целом, по прогнозам Министерства энергетики, рост цен на топливо в 2020-м году не превысит 4%.

Эксперты, однако, отмечают, что многое будет зависеть от нефтяного рынка: ситуация будет оставаться стабильной до тех пор, пока нефть не подорожает до 90 и более долларов за баррель (сейчас цена на нефть не превышает 70 долларов за баррель). В таком случае компании могут опять усилить экспорт, а демпфер придется снова дорабатывать.

В июле 2019-го года формула демпфера уже была скорректирована с тем, чтобы ганатированно обеспечить нефтяникам компенсацию недополученных доходов.

10 фактов о ценах на бензин в Германии

Сколько стоит горючее на немецких заправках? Где в Европе оно дороже, где дешевле? Какую роль играют нефтяные котировки? Насколько высоки в ФРГ налоги? DW отвечает на эти вопросы.

Цены на горючее — извечная тема дискуссий в каждой автомобилизированной стране. При этом автолюбители обычно сетуют на его дороговизну, на жажду наживы нефтяных компаний и на ненасытность государства с его непомерными, по мнению граждан, налогами. Немцы в этом отношении мало чем отличаются от россиян. DW решила воспользоваться повышением с 1 апреля акцизов на бензин и дизельное топливо в России, чтобы с помощью экспертов собрать 10 ключевых фактов о розничном рынке горючего в сегодняшней Германии.

Немцы платят за бензин примерно в 2,5 раза больше, чем россияне

В последних числах марта один литр 95-го бензина (Super) стоил в Германии в среднем 1,23 евро. Если учесть, что в России до нынешнего повышения акцизов цена АИ-95 колебалась, по данным портала бензин-цена.ру, в пределах 36-38 рублей, а обменный курс евро составлял округленно 77 рублей, то получается, что немецкий автомобилист платит сейчас при заправке приблизительно в 2,5 раза больше, чем российский, которому литр, в пересчете, обходится в 0,48-0,49 евро. Иначе говоря, автомобильные поездки в Германию стали для жителей России намного дороже, чем были раньше. Но произошло это исключительно из-за девальвации рубля.

Горючее дешевеет в Германии четвертый год подряд

Вот уже четвертый год подряд жители Германии серьезно экономят при каждой заправке автомобиля

Ведь само по себе автомобильное топливо за последние несколько лет в Германии заметно подешевело. По данным Общегерманского автомобильного клуба ADAC, в рекордно дорогом 2012 году цены на 95-й переваливали за 1,73 евро, а на дизель — за 1,50 евро. Однако с 2013 года они неуклонно снижались. Таким образом, горючее дешевеет в ФРГ вот уже четвертый год подряд. По подсчетам портала clever-tanken.de, в феврале 2016 года цена бензина опустилась до самого низкого уровня с начала кризисного 2009 года, хотя сейчас никакого кризиса нет: немецкая экономика стабильно растет достаточно высокими темпами.

Дизель значительно дешевле 95-го бензина

Одновременно цена дизеля, пробив психологически важную отметку в 1 евро и упав в феврале до 0,97 евро, достигла самого низкого уровня за последние 11 лет. Если в России дизельное топливо лишь ненамного дешевле бензина, то в Германии оно пользуется налоговыми льготами, а потому стоит существенно меньше. В конце марта цена литра колебалась в пределах 1,00-1,03 евро.

Мировые цены на нефть — важнейший, но не единственный фактор

Итак, удешевление горючего наметилось в 2013 году еще при высоких ценах на нефть, а затем ускорилось в ходе их обвального падения, начавшегося во второй половине 2014 года. «Мировые цены на нефть — важнейший, но не единственный фактор, определяющий цены на горючее в Германии», — пояснил в беседе с DW генеральный директор Объединения предприятий нефтеперерабатывающей промышленности (MWV) профессор Кристиан Кюхен (Christian Küchen). Два других важных фактора: обменный курс евро к доллару (в 2013 году европейская валюта как раз дорожала) и цены на нефтепродукты.

Немецкие бензоколонки ориентируются на расценки в Роттердаме

В Европе важнейшей торговой площадкой для нефтепродуктов является голландский порт Роттердам, где находятся несколько крупных нефтеперерабатывающих заводов. «Устанавливая цены, немецкие бензоколонки ориентируются вовсе не на котировки сырой нефти, а на роттердамские расценки, которые определяются спросом и предложением. Поэтому прошлым летом, к примеру, нефть дешевела, но бензин, тем не менее, в какой-то момент даже подорожал, поскольку вдруг подскочил спрос на него из США», — рассказал глава MWV.

Цены на бензин приблизились к нижнему пределу

Мобильные приложения радикально облегчили поиск бензоколонок с наиболее выгодными ценами

В Германии ценам на бензин «дальше падать особо некуда», отметил Кристиан Кюхен, сославшись на немецкую систему налогообложения. Такую оценку подтвердил DW пресс-секретарь ADAC Йоханнес Боос (Johannes Boos): «Чем ниже цена горючего, тем выше процентная доля налогов. Это связано со ставкой налога на энергию, которая от цены не зависит. В силу этого розничные цены могут падать только до определенной точки». Этот нижний предел почти достигнут.

Налоговая нагрузка на бензин составляет 70 процентов

С каждого литра любого сорта бензина немецкое государство взимает 65,4 цента в виде налога на энергию (термин акциз в современной Германии не используют), с дизеля — 47 центов. К этому необходимо прибавить 19 процентов налога на добавленную стоимость, которым облагается вся сумма, включая налог на энергию.

В результате, по подсчетам автомобильного клуба ADAC, государство в настоящий момент получает 70 процентов тех денег, которые автомобилисты платят за бензин, и 64 процента — с дизеля. Нефтяным компаниям и заправочным станциям приходится, соответственно, покрывать производственные издержки и извлекать прибыль из оставшихся 30-35 процентов от розничной цены.

Немецкие заправки находятся в условиях жесткой конкуренции

Комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам рекомендовал одобрить повышение акцизов на бензин и дизельное топливо

Как сообщил Виталий Шуба, дополнительные поступления в консолидированный бюджет, как ожидается, составят 89,3 миллиарда рублей.

В СФ состоялось заседание Комитета по бюджету и финансовым рынкам

В СФ состоялось заседание Комитета по бюджету и финансовым рынкам

В. Семенов на заседании Комитета по бюджету и финансовым рынкам

В. Петров на заседании Комитета по бюджету и финансовым рынкам

С. Рябухин на заседании Комитета по бюджету и финансовым рынкам

И. Шубин на заседании Комитета по бюджету и финансовым рынкам

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рекомендовал палате одобрить изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса, которыми увеличиваются ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, прямогонный бензин и средние дистилляты.

Этот вопрос был рассмотрен на заседании Комитета СФ, которое провел его председатель Сергей Рябухин Рябухин
Сергей Николаевич представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области
.

Как сообщил заместитель председателя Комитета СФ Виталий Шуба Шуба
Виталий Борисович представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Иркутской области
, в соответствии с законом с 1 апреля 2016 года будут, в частности, увеличены ставки акцизов на автомобильный бензин класса 5 на 34,5 процента, на бензин, не соответствующий классу 5 – на 24,8 процентов.

Ставки акцизов на дизельное топливо будут увеличены на 27 процентов.

Таким образом, ставка акциза на автомобильный бензин с 1 апреля 2016 года повышается на два рубля в расчете на литр бензина, на дизельное топливо – на рубль в расчете на литр.

В результате данных изменений предполагаемые дополнительные доходы консолидированного бюджета составят 89,3 миллиарда рублей, сказал Виталий Шуба.

Как уточнил заместитель Министра финансов Юрий Зубарев, предполагается, что эта сумма поступит в федеральный бюджет. «В эти непростые времена нужно попытаться компенсировать доходную базу федерального бюджета, который, в свою очередь, будет гарантировать сохранение размера поступлений как в региональные, так и в федеральный дорожный фонд».

По его прогнозу, рост цен на бензин в 2016 году на внутреннем рынке будет происходить в пределах индекса потребительских цен и составит примерно пять процентов.

Сергей Рябухин подчеркнул, что Комитет СФ будет осуществлять мониторинг правоприменения закона, в том числе, отслеживать, чтобы регионы не потеряли доходы при распределении этих средств.

Внутреннее сгорание: как могут измениться российские цены на топливо в 2019 году

В России с 1 января 2019 года акцизы на бензин выросли с 8213 рублей до 12 374 рублей за тонну, на дизель — с 5665 рублей до 8541 рубля за тонну.

Повышение акцизов совпало с ростом НДС c 18% до 20%. Эксперты не исключают, что усиление фискальной нагрузки может привести к тому, что продавцы топлива поднимут цены. Аналогичного мнения придерживаются и в Счётной палате России.

«Увеличение акциза в полтора раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», — говорится в октябрьском заключении федеральных аудиторов на проект бюджета 2019—2021 годов.

Президент России Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции 20 декабря допустил возможность некоторого роста цен в начале 2019 года, связанного с повышением НДС. По оценке главы государства, корректировка составит порядка 1—1,5%.

Напомним, в ноябре 2018 года правительство и нефтяные компании подписали соглашение о мерах по стабилизации ситуации на топливном рынке. Условия договора позволяют нефтяникам поднять цены на заправках в январе для компенсации роста НДС, но не более чем на 1,7%. С февраля повышение возможно только в пределах 4—5% — среднего уровня инфляции в стране.

Двойная заморозка

В 2018 году правительство дважды договаривалось с нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин, причём совещания происходили каждый раз после заметного роста стоимости топлива на АЗС.

Читать еще:  Процедура получения и описание градостроительного плана земельного участка

Первый значительный ценовой всплеск пришёлся на апрель и ускорился в мае, когда за месяц топливо подорожало на 5,6%. Кабинет министров с 1 июня снизил акцизы на бензин на 3000 рублей за тонну и на дизель — на 2000 рублей. Правительство также отменило плановое повышение акцизов на 700 рублей с 1 июля. Одновременно власти убедили крупнейшие нефтяные компании зафиксировать стоимость горючего на заправках на уровне 30 мая.

В итоге средняя цена бензина в России снизилась с 43,43 рубля за литр в начале июня до 43,21 рубля к началу сентября.

Однако в первый месяц осени цены на АЗС вновь поползли вверх. По данным Росстата, с 17 сентября по 5 ноября средняя стоимость бензина прибавила 25 копеек, а дизеля — 75 копеек.

«Рост розничных цен в 2018 году объясняется повышением оптовых. Те, в свою очередь, выросли на фоне дефицита топлива на внутреннем рынке, который сложился из-за привлекательных условий поставок за рубеж. Фактически компании большую часть топлива отправляли на экспорт и только малую оставляли для внутреннего рынка», — отметила в беседе с RT заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева.

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачёв считает, что основной причиной подорожания топлива в прошлом году стало повышение рублёвой цены на нефть.

«Стоимость сырья для НПЗ составляет до 80% себестоимости производства и до 40% розничной цены моторного топлива. Раньше рост нефтяных котировок компенсировался повышением курса рубля, и цена сырья для заводов почти не менялась. В 2018 году на нефтяном рынке было два периода сильного роста цен, но одновременно из-за санкций происходило падение рубля. Поэтому весной и осенью резко повысилась себестоимость производства бензина, а за ней вверх пошли оптовые и розничные цены», — пояснил RT Калачёв.

31 октября правительство договорилось с российскими нефтяными компаниями о фиксации оптовых цен на бензин и дизель на уровне июня. Нефтяники также обязались увеличить поставки топлива на внутренний рынок. Соглашение действует до 31 марта 2019 года.

12 ноября вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что ситуация на рынке нефтепродуктов стабилизирована. По словам зампреда правительства, цены заморожены и будут сохраняться до конца марта 2019 года с учётом инфляции и изменений в налоговом законодательстве.

По данным Росстата, стоимость бензина с 5 ноября по 17 декабря снизилась на 3 копейки. Розничные цены на дизель за это же время выросли на 1,34 рубля, но данный скачок эксперты объясняют переходом на зимнее топливо, стоимость которого всегда выше.

Сворачивание экспорта

Снижение мировых цен на нефть в конце 2018 года сформировало выгодные условия для продажи бензина в России. В ноябре стоимость топлива на внутреннем рынке сравнялась с зарубежными поставками, а в середине декабря отгружать бензин внутри страны стало прибыльнее, чем отправлять на экспорт. Об этом говорится в презентации заместителя министра энергетики Павла Сорокина, которую приводит ТАСС.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил, что на конец 2018 года поставки бензина на внутренний рынок приносили на 7—8 рублей с литра больше, чем за рубеж.

«Сразу появились огромные объёмы продаж топлива на бирже. У нас сейчас рынок залит бензином, благодаря чему его оптовая стоимость пошла вниз. Розничные цены как были, так и остались замороженными. Учитывая, что весь 2018 год АЗС работали с убытками, вряд ли кто-то сейчас станет сильно опускать цены — надо компенсировать прежние затраты», — сообщил в беседе с RT Евгений Аркуша.

По словам специалиста, сейчас ситуация с бензином на российском рынке стабилизировалась. Однако выпускаемых объёмов зимнего дизеля не хватает, чтобы обеспечить потребности страны. Раньше топливо частично замещали суррогаты. С некачественным топливом боролись, и в результате от него избавились, но заместить необходимое количество пока не удалось. В результате разница в оптовых ценах зимнего и межсезонного дизеля значительно превысила обычный уровень.

Укрощение горючего

С 1 января в России вступил в силу закон о завершении налогового манёвра. Он предполагает постепенное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в течение трёх лет. Одновременно за шесть лет снизятся до нуля экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.

Поскольку обнуление пошлин может вызвать подорожание топлива внутри страны, манёвр содержит два механизма сдерживания роста цен. Первый — обратный акциз на нефть, поставляемую на российские НПЗ. Второй — демпфирующий акциз, который учитывает выгодность экспорта нефтепродуктов. Если продажа топлива внутри страны окажется менее прибыльной, чем отправка его за рубеж, то правительство компенсирует российским производителям часть затрат.

Ранее Дмитрий Козак заявил, что благодаря механизмам сдерживания цен правительство не ожидает резкого роста стоимости моторного топлива с 1 января 2019 года.

«На сегодняшний день компенсировать ничего не надо, внутренние цены уже очень хорошие. Будем надеяться, что в целом демпфер сработает, как было задумано, и это стабилизирует цены. Соглашение действует до 31 марта, то есть отводится целый квартал, чтобы отработать соответствующие механизмы», — отмечает Евгений Аркуша.

Правительство рассматривает ещё один вариант сдерживания роста цен на бензин — введение гибких акцизов на моторное топливо. Они будут изменяться в обратной зависимости от нефтяных котировок. Например, при подорожании сырья размер акцизов уменьшится. В настоящее время он фиксированный и не зависит от стоимости нефти.

Алексей Калачёв считает, что если на входе стоимость сырья для НПЗ изменяется под влиянием мирового рынка, то и на выходе нужен гибкий элемент: либо меняющаяся стоимость бензина при постоянных акцизах, либо замороженные цены при гибких акцизах.

Евгений Аркуша сообщил, что власти обсуждают с представителями отрасли и другие варианты насыщения российского рынка.

«Самая главная задача — сделать внутренний рынок экономически привлекательнее внешнего. Тогда все проблемы будут сняты. Цены на топливо будут расти только за счёт инфляции и роста эксплуатационных затрат, а это незначительно», — утверждает Аркуша.

В поисках дизеля

Опрошенные RT эксперты полагают, что в начале 2019 года при низкой стоимости нефти, крупные компании удержат цены на АЗС в обозначенных правительством пределах.

«Коррекция на размер НДС будет, её не избежать, и разрешённого повышения на 1,7% вполне для этого достаточно. Так что колебания цен на топливо в начале года возможны, но в рамках допущенного», — считает Анна Кокорева.

Кокорева допустила вариант, при котором цены на АЗС не изменятся до конца марта и уже после отмены заморозки снова начнут расти.

Независимые АЗС соглашение не подписывали, но и для них ориентиром служат ценники на заправках нефтяных компаний. Ранее кабинет министров определил, что независимые игроки могут устанавливать цены на 4% выше, чем нефтяники.

«Из-за высокой оптовой стоимости топлива и невозможности работать в убыток независимые АЗС в 2018 году держали цены выше, порой на 4—5 рублей за литр, теряя при этом объёмы продаж. Сейчас, поскольку оптовые цены опускаются, независимые АЗС снижают розничные до уровня крупных компаний», — отметил Евгений Аркуша.

Аркуша также полагает, что в январе вырастет стоимость дизельного топлива, потому что его не хватает. С бензином дела обстоят гораздо лучше, поэтому подорожания может и не быть.

«Зафиксированная на высоком уровне стоимость бензина и дизеля в условиях дешёвой нефти создаёт определённый запас для продавцов. Он позволит относительно спокойно пережить дальнейший рост акцизов. Если не появятся новые обстоятельства, я полагаю, что розничные цены удастся удержать на текущем уровне как минимум до лета», — заключил Алексей Калачёв.

Топливные виражи: к чему приведет повышение акцизов

Из-за повышения акцизов на бензин и НДС стоимость АИ-92 должна была бы увеличиться на 4,1 рубля за литр (на 10% к текущему значению). Но этого не произойдет — рост розничных цен останется в околоинфляционном коридоре. А вот нефтепереработчикам придется потуже затянуть пояса: НПЗ будут нести потери.

Прежде всего следует разобраться, от чего зависит цена на бензин на АЗС. Налоги, нефтяные котировки и курс рубля — важные, но не основные факторы. Стоимость топлива в рознице регулируется государством, ежегодный рост цен находится в пределах инфляции при отсутствии резких макроэкономических колебаний. Балансирующим звеном при этом является нефтепереработка, именно на нее возложена функция обеспечения стабильности внутреннего рынка. Но произошедший в мае 2018 года резкий скачок розничных цен указывает на то, что производители нефтепродуктов не всегда способны справляться с этой ролью.

Российские НПЗ покупают нефть в валютном эквиваленте по экспортному нетбэку (стоимость на внешнем рынке за вычетом транспортных затрат и таможенной пошлины), вследствие этого увеличение котировок на сырье приводит к долларовому росту издержек на производство нефтепродуктов. Именно поэтому наблюдалось резкое подорожание топлив в оптовом сегменте внутреннего рынка весной 2018 года, когда цены на нефть пошли вверх при одновременном ослаблении рубля.

Повышение стоимости АИ-92 составило порядка 3 рублей с начала 2018 года и стало следствием неспособности удерживать производителями достаточно низкие оптовые цены. Однако уже с конца 2017 года НПЗ формировали значительные дисконты, продавая бензин ниже экспортного нетбэка. Именно за счет этого удается сдерживать стоимость бензина на заправках, в противном случае она была бы на 10 рублей за литр выше текущего значения. Следует отметить, что, продавая нефтепродукты ниже нетбэка, заводы терпят убытки, а маржа многих держится ниже нуля с начала 2018 года. При этом в худших условиях находятся НПЗ, обеспечивающие внутренний рынок автобензином. Экспортно ориентированных заводов не касается ценовое регулирование, и они выигрывают при высоких нефтяных котировках.

Бизнес по розничной реализации моторных топлив также находится в сложном положении. Достаточно лишь вспомнить, что в конце мае 2018 года чистый убыток АЗС при продажах АИ-92 составлял 4 рубля за литр. Если нефтепереработка не в состоянии сдерживать оптовые цены, страдает розница, которая также вынуждена играть балансирующую роль на рынке моторных топлив. Но запас прочности у нее намного ниже, чем у НПЗ, что в итоге привело к разорению ряд операторов. Избежать массового закрытия АЗС помогло экстренное снижение акцизов на бензин и дизтопливо в июне 2018 года.

Изменение макроэкономических факторов произошло резко и непрогнозируемо в 2018 году, но о предстоящем повышении акцизов и НДС в 2019 года известно заранее. Также был разработан специальный демпфирующий механизм, сглаживающий колебания цен на моторные топлива. Он компенсирует заводам часть убытков от продажи бензина и дизтоплива на внутреннем рынке со скидкой к экспорту. С учетом нововведений и балансирующей функции нефтепереработки резкого роста розничных цен в 2019 года не произойдет. Однако в отсутствие демпфирующего механизма или при снижении дисконтов НПЗ он составил бы не менее 4,1 рубля за литр.

Для потребителей сложившаяся модель регулирования выгодна, они могут рассчитывать на стабильный уровень цен. В то время как на Западе колебания нефтяных котировок полностью отражаются в стоимости топлива. Но не следует забывать о НПЗ, которые продолжат терпеть убытки, несмотря на введение демпфирующего механизма в 2019 году. Это дестимулирует развитие отрасли и может привести к остановке отдельных заводов.

Читать еще:  Сведения о застрахованных лицах годовой

Решением может стать увеличение компенсаций производителям за счет выравнивания доходности внешних и внутренних поставок. Но это обернется многомиллиардными потерями федерального бюджета. В этих условиях регулятору требуется найти компромисс между выполнением фискальной функции и обеспечением устойчивого развития отрасли.

Госдума одобрила повышение акцизов

Госдума и Совет федерации поддержали повышение ставок акциза на бензин и дизельное топливо — с 1 апреля они вырастут на 2 руб. и на 1 руб. соответственно. По оценкам Минфина, это принесет бюджету в 2016 году почти 90 млрд. руб. Рост розничной цены на бензин после повышения, по подсчетам Минфина, составит около 2,3 руб. на литр.

Сегодня сразу в трех чтениях депутаты Госдумы, а следом за ними и Совет федерации, одобрили поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие повышение с 1 апреля 2016 года акцизов бензин и дизельное топливо.С этой даты ставка акциза на автомобильный бензин возрастет на 2 руб. (в расчете на литр). Одновременно «в целях предотвращения заинтересованности в нелегальном производстве» автомобильного бензина повышаются ставки акцизов на прямогонный бензин». Новая ставка акциза на автомобильный бензин пятого класса составит чуть более 10 тыс. руб. за тонну, на дизельное топливо — около 5,3 тыс. руб. за тонну. Ставки акцизов на средние дистилляты с 1 апреля 2016 предлагается установить в размере, равном ставке акциза на дизтопливо — по мнению авторов поправок, это предотвратит «заинтересованность в создании схем по уклонению от уплаты акцизов путем реализации дизельного топлива под видом средних дистиллятов».

Акциз пошел на повышение

Замминистра финансов Юрий Зубарев, представлявший сегодня законопроект депутатам, заверил, что предлагаемое повышение акцизов — вынужденная мера, направленная на мобилизацию доходов федерального бюджета. По его словам, объем выпадающих доходов в 2016 году из-за экономической ситуации может достигнуть 2,6 трлн руб. «Это более чем серьезная ситуация, в которой правительство задействует все возможности для сокращения образовавшегося дефицита»,— подчеркнул господин Зубарев. Как следует из финансово-экономического обоснования к проекту, дополнительные доходы от повышения акцизов оцениваются в 2016 году в 89,3 млрд руб.

При розничной цене на бензин 34–35 руб. за литр, по оценкам Минфина, рост составит 6,5–7%. Таким образом, с учетом 18% НДС, по оценкам Минфина, максимальный рост цен в 2016 году составит 2,36 руб. за литр 92-го бензина. «Мы понимаем, что не увеличение акциза, а именно другие факторы могут дополнительно повлиять на розничную цену. Цена может измениться, если производитель или розничная сбытовая сеть захотят увеличить свою маржу. Подчеркиваю — не сохранить, а увеличить свою маржу, пользуясь случаем. Мы за этим будем внимательно следить»,— заверил замминистра финансов.

Бензин подождет до весны

Еще до принятия закона ряд нефтяных компаний объявил о том, что после вступления в силу новых акцизных сборов цены на бензин будут повышены, иначе производство бензина станет для них невыгодным. Так, к примеру, вице-президент ЛУКОЙЛа Владимир Некрасов предупредил, что с 1 апреля цены на АЗС принадлежащих компании, будут постепенно увеличены на 2 руб. за литр бензина. Как пояснял ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, цены на бензин в России, выраженные в евро за литр, «самые низкие во всем мире рыночных экономик», причем компании сознательно держат социально низкие цены на бензин. По его словам цена на бензин в России «на 70% состоит из налогов — на 5% туда входит только цена нефти, а еще 25% — это всякие издержки и прибыли компаний». Соответственно, как отмечал эксперт, повышение акцизов спровоцирует нефтяные компании на пересмотр своей ценовой политики и «отказ от поддержания социально низких цен».

Впрочем, по словам замминистра Зубарева, ожидаемый рост стоимости бензина за год окажется ниже уровня инфляции. «Рост цен на бензин до конца этого года будет . даже ниже индекса потребительских цен»,— заявил господин Зубарев.

По мнению спикера Госдумы Сергея Нарышкина, в случае если рост цен на бензин в 2016 году окажется выше уровня инфляции, правительство должно будет предусмотреть компенсации для отдельных категорий населения. «Мы четко зафиксировали ваше заявление как официального представителя правительства о том, что цены, если и будут повышены, то в пределах инфляции. Если будет нечто иное, то правительство внесет предложение о компенсации потерь для некоторых категорий»,— заявил господин Нарышкин, обращаясь к Юрию Зубареву.

Какая цена на бензин нужна для экономического развития

Бензин в России должен стоить сто рублей за литр. Дешевое топливо и отношение к автодорогам как к общественному благу тормозят развитие экономики, порождают пробки и экологические проблемы. А если общество видит в этом социальную проблему, ее можно решить при помощи адресных субсидий, а не поддерживать до бесконечности неэффективное перераспределение. Читайте подробнее

Цены на бензин пошли вверх. К чему готовиться водителям

Колебания стоимости бензина на оптовом рынке топлива заставили вице-премьера Александра Новака пообещать правительственный контроль и сдерживание роста цен. Он сообщил, что повышение стоимости топлива в 2021 году не превысит уровня инфляции. Однако на новогодних праздниках автозаправочные станции уже переписали ценники. Мы выяснили, почему цены все-таки выросли и могут ли колебания оптового сырьевого рынка отразиться на тратах простых водителей.

Ставки топливных акцизов на бензин, дизель и моторные масла с 1 января 2021 года планово повысили на 4%. Соответствующие поправки были приняты в Налоговый кодекс. Именно это повышение акцизов отразилось на розничной цене бензина в первые дни января. По словам руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова, на розничном рынке наблюдается честный рост цен.

«Бензин подорожал на 60-80 копеек в рознице, это примерно 1,5% роста. Но на самом деле, если смотреть на структуру цены, эти 60 копеек — это как раз тот самый акциз. Повышение пошлины на 4% не означает такой же рост цены на топливо, доля акциза в стоимости топлива как раз соответствует этим полутора процентам. А это подорожание было запланированным и вообще не должно ни у кого вызывает удивления. Цены выросли абсолютно честно», — считает Шкуматов.

Что касается оптовых колебаний цен, то едва ли увеличение расходов топливных компаний никак не скажется на простых потребителях, отмечают эксперты. «Если вырастут расходы бизнеса, то поднимутся и розничные цены на заправках. Бизнес не занимается благотворительностью, вся финансовая нагрузка будет переложена на потребителей. Если автомобилистам не нравится сам факт роста бензина, то надо понимать, что заправки тут ни при чем, это действия правительства», — объяснил Шкуматов в беседе с Autonews.ru.

Согласно данным «Автостата», средний годовой пробег автомобиля в России составляет 17 тыс. км, а средний расход топлива — 10 литров на 100 километров. Таким образом, среднее потребление топлива одного автомобиля за год составляет 1700 литров. При удорожании литра бензина на 60 копеек в годовом пересчете автомобилисту придется заплатить примерно на 1 тысячу рублей больше, чем годом ранее. По мнению руководителя рабочей группы ОНФ, водители вряд ли заметят такой незначительный рост расходов на бензин.

По данным ОНФ, за прошлый год рост цен на бензин в Москве был ниже уровня инфляции. Согласно исследованию организации, которое есть в распоряжении Autonews.ru, цены на бензин АИ-95 в столице за год повысились на 1 рубль 2 копейки (+2,17%), стоимость бензина серии АИ-92 изменилась еще меньше — подорожание за 2020 год составило 72 копейки или 1,69%.

Глава «Российского топливного союза» Евгений Аркуша считает, что автомобилистам не стоит паниковать и подробно вчитываться в новости топливного рынка. Потому что с точки зрения потребительских цен серьезных скачков стоимости на автозаправочных станциях не будет. Об этом эксперт сообщил Autonews.ru.

«Цены в 2021 году вырастут примерно на уровне инфляции. Об этом уже говорил и вице-премьер. Все остальные колебания — это проблемы внутреннего топливного рынка. Дисбаланс предложения и диспаритет оптово-розничных цен имеют лишь косвенное отношение к потребителям. Все, что происходит внутри рынка сейчас, может привести к изменению структуры рынка, уходу независимых компаний. Но это, скорее, информация для специалистов топливного рынка, потребители ничего не заметят. Рост цен на бензин в 2021 году будет плавный, в пределах инфляции», — пояснил топливный эксперт.

Именно новости о повышении оптовых цен на бензин в начале первой рабочей недели 2021 года заставили автомобилистов обратить внимание на ценники АЗС и заметить там изменение цифр. Но, как объяснил Аркуша, цены оптового рынка ориентируются на экспортный паритет, то есть на одинаковую выгоду поставки топлива на внутренний или внешний рынок. К росту же оптовых цен ведут такие факторы, как повышение топливных акцизов, рост тарифов на перевозку топлива, снижение экспортных пошлин в соответствии с налоговым маневром, а также рост мировых цен на нефть и рост спроса на топливо. Именно выгода сегодня подталкивает нефтяников направлять больше топлива или сырья для его изготовления на экспорт.

Правительство ожидает, что поступления от акцизов в 2021 году составят более 0,8 трлн рублей. В пользу региональных бюджетов на строительство дорог и путепроводов направят до 75% сборов, а следующие два года — более 77%. Такая схема распределения денежных сборов была утверждена в федеральном бюджете на 2021-2023 годы.

Несмотря на запланированное повышение стоимости горючего на заправках в январе 2021 года, российским автомобилистам есть, на что обратить внимание помимо цен на АЗС, а именно — на качество топлива. Согласно проверке Росстандарта, некачественное горючее было обнаружено на каждой десятой российской заправке. В основном проверки проводились по жалобам автомобилистов на недолив топлива и несоответствие октановому числу. Но уже с июля 2021 года Росстандарт начнет проверять топливо на автозаправках в режиме «тайного покупателя».

Еще полгода ведомство, согласно действующему законодательству, обязано предупреждать АЗС о проведении проверок. Но даже в случаях с предупреждением специалисты выявляют до 10% некачественного сырья. Чаще всего это нарушения находят на небольших заправках.

«Закон о госконтроле и надзоре, который вступит в силу 1 июля 2021 года, позволит специалистам Росстандарта приходить без предупреждения. Соответственно, пришли, отмерили по качеству и по количеству топлива и выявили нарушения. Нарушений с бензином не так много — это около 3% случаев. Основную массу фальсификаций и несоответствий требованиям Росстандарт выявляет в области дизельного топлива — порядка 10-15%», — объяснял по итогам последней проверки заместитель главы ведомства Алексей Кулешов.

Более того, ведомство активно ведет разработку интерактивной карты, в которую намерено заносить информацию о заправках, поставляющих некачественное топливо. На ней также будут отмечены и пункты, где можно залить хороший бензин. Карту обещают запустить в текущем году и сделать доступной для приложений с навигацией.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector