Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто может вне очереди на получение жилья

Внеочередное получение жилья

«Прописки» сегодня нет. С 1993 года в России действует регистрация по месту жительства и по месту пребывания, которая является административным актом, а не гражданским.

Вопрос, связанный с пропиской у себя невестки, не связан с приобретением гражданских (жилищных) прав. Если автор вопроса намерен вселить невестку на правах члена семьи нанимателя или собственника, для исчерпывающего ответа нужны сведения о статусе жилья (муниципальная или частная собственность). Если – первое, то для вселения требуется согласие наймодателя, согласие всех совершеннолетних, проживающих с нанимателем и достаточность размера жилой площади. Если – второе, то для вселения требуется согласие всех совершеннолетних, проживающих с собственником.

Категории льготников определены в ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

Других льготных категорий граждан, в том числе таких, как «жители Крыма», закон не предусматривает.

Если вы решите вселить невестку в свою квартиру (это гражданско-правовая сделка), вам следует иметь в виду, что изменится состав семьи, который был указан в 1990 году при постановке семьи на учет по улучшению жилищных условий (она увеличится), а общая площадь жилого помещения (ст. 15 ЖК РФ) останется прежней, но для пользования она уменьшится.

Для исключения подобного ухудшения жилищных условий и бесконечной обязанности государства их улучшать были введены следующие ограничения.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Таким образом, при вселении невестки можно ожидать, что решение вопроса о предоставлении жилища будет отложено не менее чем на пять лет.

Как встать на жилищный учет

1. Кто может встать на жилищный учет?

На сегодняшний день вы можете встать на жилищный учет только в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Для этого вы (а если вы хотите встать на жилищный учет с семьей , то и все совершеннолетние члены вашей семьи) должны соответствовать всем следующим условиям:

  • вы гражданин России;
  • вы зарегистрированы в Москве по месту жительства в общей сложности не менее 10 лет;
  • вы не совершали за последние 5 лет действий , повлекших ухудшение жилищных условий;
  • можете быть признаны малоимущими .

Помимо этого, у вас должно быть хотя бы одно из следующих оснований:

  • суммарный размер площади жилья (принадлежащего на правах собственности и находящегося в пользовании), приходящейся на каждого члена вашей семьи, меньше учетной нормы ;
  • ваше жилье признано в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции;
  • вы проживаете в многоквартирном доме, в котором отсутствует хотя бы один из видов удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка);
  • вы и члены вашей семьи проживаете по договору социального найма или на правах собственников (членов семьи собственников) в квартире, занятой несколькими семьями, и среди вас есть человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. При этом у вас и членов вашей семьи нет другого жилья, занимаемого по договору соцнайма или принадлежащего вам на праве собственности.

2. Какие документы нужны для принятия на жилищный учет?

Чтобы вас и постоянно зарегистрированных с вами по одному адресу членов вашей семьи признали малоимущими и поставили на жилищный учет, вам понадобятся:

  • заявление (заполняется на личном приеме, должно быть подписано всеми заявителями и членами их семей);
  • общегражданские паспорта всех заявителей членов их семей (копия всех страниц, если обращаться будет доверенное лицо);
  • справка о замене паспорта с указанием причины замены за период с 1 января 1991 года, в том числе с прежних мест жительства за пределами Москвы;
  • справка о замене удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации (для военнослужащих из состава офицеров, прапорщиков и мичманов);
  • свидетельства о рождении детей до 14 лет*;
  • свидетельство о заключении брака* (при наличии факта вступления в брак);
  • документы об установлении отцовства (при наличии факта установления отцовства);
  • свидетельство об усыновлении (удочерении) (при наличии факта усыновления (удочерения);
  • свидетельство о расторжении брака*, если с момента развода не прошло 5 лет (при наличии факта расторжения брака в этот период);
  • свидетельство о перемене имени* (при наличии факта перемены имени);
  • заверенная судом копия вступившего в законную силу судебного постановления в отношении заявителя и/или членов его семьи об установлении или прекращении родственных отношений, лишении родительских прав, признании умершим, признании безвестно отсутствующим (при наличии такого судебного постановления);
  • свидетельство о смерти* (при наличии факта смерти, для подтверждения состава семьи);
  • решение уполномоченного органа о признании занимаемого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции (при наличии факта признания жилого помещения непригодным для проживания, для подтверждения внеочередного права на получение жилых помещений по договору социального найма);
  • документы , подтверждающие жилищную обеспеченность и факт проживания в Москве в общей сложности не менее 10 лет;
  • документы , подтверждающие виды и размер доходов всех заявителей (то есть всех членов семьи, желающих встать на учет в рамках одного учетного дела) и доходов членов семей (супругов и несовершеннолетних детей независимо от места их регистрации) заявителей за 2 полных календарных года, предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги, а также содержащие сведения об имеющемся имуществе ( документы могут не представлять ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны; граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и другие категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом города Москвы) ;
  • документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная или приравненная к нотариально удостоверенной доверенность — если документы будет подавать доверенное лицо;
  • документы, подтверждающие права законного представителя, и документ, удостоверяющий его личность, — если документы будет подавать законный представитель;
  • документы , которые Департамент получает в ходе межведомственного взаимодействия, но вы можете представить их по собственной инициативе.

Документ можно не представлять, если свидетельство было оформлено и выдано органом ЗАГС Москвы после 31 марта 2012 года при регистрации акта гражданского состояния, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта за период с 1 января 1990 года.

Кто может вне очереди на получение жилья

Получить жилье вне очереди могут лишь особые категории граждан , по причине расселения их после различных стихийных бедствий и техногенных катастроф. К примеру, семья не числится в списке очередников на получение жилья, но произошло землетрясение или наводнение, вследствие которого имеющееся у них в наличии жилье было разрушено или грозит обвалом.

Согласно все тем же законодательным нормам РФ, учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку. Но на основе единого списка составляются три отдельных списка: первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общих основаниях.

Такой принцип очередности никоим образом не может быть нарушен в пользу нуждающегося, независимо от степени нуждаемости граждан в жилье и независимо от личных заслуг граждан. Права на предоставления жилья граждане получают в тот момент времени, когда регистрируют документы, поданные на получение жилья.

Согласно изменениям в Жилищном Кодексе от 1996 года, при нарушениях правил очередности на получение жилья судебные исполнители могут принять решение о незаконности выданного ордера на жилье . С исковым заявлением о нарушениях норм очередности в получении жилья могут выступать учреждения, организации, органы местной администрации (в чьих ведениях находятся распределяемые жилые помещения) либо прокурор, действующий в интересах одной из сторон.

Примечателен тот факт, что граждане самостоятельно не имеют право обращаться в суд с исковыми заявлениями, если считают, что их права как очередников были ущемлены . Они могут действовать только через правовое учреждение или органы местного самоуправления. С одной стороны, такие законодательные нормы можно расценивать как ограничение прав граждан, но с другой стороны закон для всех один и нарушать его не следует. На самом деле, в судебной практике нередки случаи, когда заявления от граждан все же принимаются и рассматриваются в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся на конкретный момент времени ситуации.

В каких случаях вносятся изменения в список очередности граждан на получение жилья не в пользу нуждающегося?

Согласно статье 34 Жилищного Кодекса РФ , изменения в списках очередников среди граждан, нуждающихся в жилье, могут быть внесены местными органами самоуправлениями с указаниями веской причины или администрациями предприятий/организаций (после согласования действий с профсоюзным комитетом).

К примеру, за злостные нарушения правил трудового порядка на предприятии гражданина могут «сместить» в списке очередников на получение жилья на несколько пунктов. Но исключить нуждающегося из списка очередников на получение жилья, согласно законодательным нормам, никто не сможет, в каких бы нарушениях дисциплины он не был обвинен (хулиганство, постоянные опоздания на работу, пьянство, хищение имущества, если оно не влечет за собой масштабы, предусмотренные уголовным кодексом и т.д.).

Читать еще:  Что относится к непрофильным активам

Перенести очередность гражданина в списке на получение недвижимости из жилищного фонда администрация предприятии вправе даже за одно злостное правонарушение. На самом деле случаев, при которых очередники на получение жилья могут быть на законных основаниях смещены в общих списках, довольно много.

Какая категория граждан РФ имеет внеочередное право на получение жилья?

Вне очереди получить жилье в РФ имеют право граждане , если они:

· — Потеряли жилье (общественное или государственное) из-за стихийного бедствия.

· — Пребывали в детском государственном учреждении и настал срок их совершеннолетия, а также если они пребывали на иждивении у попечителей, опекунов или родственников и теперь по ряду причин им не может быть возвращена та жилая площадь, которую имели их родители.

· — Были направлены по распределению как специалисты на работу в другую область или регион.

· — Проходили обучение в высшем, профессионально-техническом, среднетехническом учреждении, в аспирантуре, ординатуре и т.д.

· — Согласно Закону о статусе судей в РФ, местной администрацией городским судьям должно быть предоставлено жилье в течение шести месяцев с момента вступления судьи в должность. Имеется в виду благоустроенное жилье, если у судьи такового в населенном пункте не имелось. Предоставляется внеочередное жилье также работникам прокуратуры, участковым инспекторам на тех же условиях – в течение шести месяцев после вступления в должность.

· — Инвалидам и гражданам пенсионного возраста, если они находились на лечении в стационарных учреждениях, а затем выписались из этих лечебных учреждений и теперь нуждаются в жилье. Им может быть возвращено их прежнее жилье, если оно соответствует санитарным нормам проживания или предоставлено вне очереди другое жилое помещение.

Какая категория граждан РФ имеют первоочередное право на получение жилья?

На основании статьи 36 Жилищного Кодекса РФ , в первоочередные списки на получение жилья могут быть внесены граждане:

· — Инвалиды Великой Отечественной войны и участвующие в боевых операциях в защиту Родины и граждан РФ (в том числе сотрудники МВД, ФСБ и других воинских подразделений).

· — Семьи пропавших без вести или погибших в годы ВОВ и в других боевых действиях на территории России и за ее пределами. К членам таких семей приравниваются и иждивенцы этих категорий граждан, их супруги, родители, дети-инвалиды и т.д.

· — Герои России и Советского Союза, Герои Труда, а также лица, которым были вручены ордена Трудовой Славы, ордена Славы, ордена трех степеней «За службу Родине в Вооруженных Силах».

· — Лица с тяжелыми формами хронических заболеваний (список таких заболеваний можно прочитать в соответствующей статье Жилищного Кодекса РФ). К примеру, это может быть туберкулез, тяжелая форма бронхиальной астмы, псориаз, психические заболевания в тяжелой форме и т.д.

· — Семьям, чьи родственники (супруги, родители) погибли при исполнении служебных или государственных обязанностей, выполняя свой долг, как гражданина РФ, спасая жизни других граждан или охраняя правопорядок страны.

· — Инвалиды I и II групп, получившие увечья во время боевых действий или в гражданских операциях, а также в результате врожденных увечий или тяжелых заболеваний.

· — Рабочие и служащие отраслей жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытовых организаций, долгое время проработавшие в одной сфере производства. Такие граждане могут получить первоочередное право на получение жилья после собрания коллектива, на котором составляется договор, подписанный администрацией организации или предприятия, а также представителями профсоюзного комитета.

· — Женщины, получившие звания «Матери-героини», а также семьи, в которых воспитываются трое и более детей несовершеннолетнего возраста, одинокие матери и семьи, в которых родились близнецы двойни, тройни и т.д.

· — Спасатели из профессиональных или общественных аварийно-спасательных формирований.

· — Педагоги, медики и другие служащие, в чьих услугах нуждаются местные лечебные, оздоровительные, общеобразовательные, дошкольные и другие учреждения или предприятия населенных пунктов РФ.

· — Дается первоочередное право на жилье служащим полиции и таможенной службы.

· — Лица, пострадавшие от политических и экономических репрессий.

На самом деле все эти вышеприведенные списки внеочередников и первоочередников на получение жилья или на улучшение жилищных условий являются далеко не исчерпывающими. Согласно Законодательным нормам ЖК РФ, предусмотрены и другие случаи, когда граждан из общего списка на получение жилья могут переместить в другие категории списков – первоочередников и внеочередников . Жилье из жилищного фонда распределяется при участии администрации населенных пунктов РФ при участии профсоюзных комитетов, а также представителей местных предприятий, организаций, учреждений и т.д.

Ежегодно правительством придумываются и принимаются все новые поправки в статьи ЖК, чтобы распределить имеющееся жилье между категориями особо нуждающихся в нем граждан. При этом нужно и не преступать основные законодательные нормы, чтобы не ущемлять права остальных граждан в общих очередях на получение жилья. Ситуация, на первый взгляд, выглядит как «жалкая попытка» реализовать насущные потребности граждан в жилье, но условий для их бесплатного заселения в нормальные жилые помещения у государства нет. В результате нормы законодательства выполняются лишь на бумаге, а на деле права очередников не реализуются.

Могут ли органы местного самоуправления предоставлять вне очереди квартиры по договорам социального найма инвалидам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания?

Да, могут. Принятия отдельного закона Республики Татарстан о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан не требуется.

Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями (членами семьи нанимателя) жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилых помещений, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При этом граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Министерством здравоохранения РФ перечне, относятся к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 ЖК РФ).

Действующее жилищное законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне, в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения и способа формирования этого списка.

Не имеется в подлежащих применению нормах права (ст. 51, 57 ЖК РФ) и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, времени принятия их на учет, времени включения в соответствующий список и способа формирования этого списка.

При этом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

ВС рассказал, кто получит жилье от государства вне очереди

Дмитрий Сергеев* рос без отца, а в 2017 году его мать лишили родительских прав. Мальчика включили в список по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Но когда Сергееву исполнилось 18 лет, квартиру ему не выдали : перед ним в списке были еще претенденты. По данным на 1 апреля 2019 года, он значился 223-м по городу Волжскому и 3558-м по Волгоградской области. Молодой человек решил добиться жилплощади в судебном порядке. В своем иске он потребовал обязать комитет строительства Волгоградской области обеспечить его жильем.

Центральный райсуд Волгограда признал, что у Сергеева как ребенка, росшего без родителей, есть право на получение недвижимости по договору найма специализированного жилого помещения. Первая инстанция обязала региональный комитет предоставить истцу жилье в порядке очередности, которая предусмотрена списком по городу Волжскому (дело № 2-3511/2019). Волгоградский областной суд, а следом за ним и Четвертый кассационный СОЮ это решение подтвердили (№ 33-10119/19 и № 88-11455/2020). Сергеева тем не менее такой исход не устроил. Он не согласился с тем, что ему обязательно ждать в очереди, и подал жалобу в Верховный суд.

Внутри списка нет очереди

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, у которых нет жилплощади в собственности и которые не снимают ее по договору социального найма, могут получить жилье от государства, когда достигнут совершеннолетия. Об этом говорится в п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (№ 159-ФЗ), напомнила тройка судей под председательством Александра Кликушина.

Читать еще:  Необходимы реквизиты документа

Вопросы предоставления квартир регулируются на уровне субъектов. В соответствии с законодательством Волгоградской области уполномоченный орган формирует список нуждающихся детей. А в соответствии с постановлением регионального правительства квартиры им предоставляются по достижении совершеннолетия на основании письменного заявления.

Но ни федеральное законодательство, ни НПА Волгоградской области не устанавливают очередности предоставления жилплощади, обратила внимание гражданская коллегия. Таким образом, формулировка «в порядке очередности» не соответствуют нормам права и нарушает право истца на обеспечение жильем, подчеркнул Верховный суд. Он отменил решения апелляции и первой кассации, направив дело на пересмотр в областной суд (№ 6-КГ20-25-К4).

Недостатки формулировки

В законе № 159-ФЗ говорится, что список детей формируется в порядке, установленном региональным НПА. Но это положение само по себе не означает, что жилье должно предоставляться в соответствии с какой-либо очередностью, комментирует Елена Овчинникова, управляющий партнер Адвокатской конторы «Овчинникова и Партнеры». Здесь под порядком подразумевают процедуру составления списка. В частности, перечень документов, которые должны быть представлены, и орган, в который их нужно подавать, поясняет эксперт.

Закон действительно не предусматривает очередность предоставления жилья, и ВС исправил допущенные нижестоящими судами нарушения, соглашается с Овчинниковой Ирина Орешкина из АБ S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 18 место По выручке 25-27 место По количеству юристов 6 место По выручке на юриста (более 30 юристов) × . Но нужно понимать, что в жилье нуждаются многие дети, оставшиеся без попечения родителей, обращает внимание эксперт. Учитывая, что их много, то возникает вопрос об очередности предоставления жилплощади. Логично предположить, что жилье выдается в порядке обращения за его предоставлением, то есть на практике возникновение очереди неизбежно.

Даже при отсутствии указания в законе на очередность – фактически она существует.

Ирина Орешкина, адвокат АБ «S&K Вертикаль»

Следовательно, Верховный суд, указывая на недочеты судебных актов, имел в виду прежде всего недостатки самой формулировки о «предоставлении жилья в порядке очередности», считает Орешкина.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

  1. Обзоры материалов СМИ

ВС: семьи с больными детьми должны получать жилье вне очереди

Проживание родителей с детьми-инвалидами вместе с другими родственниками не является основанием для отказа предоставить им квартиру вне очереди, разъяснил Верховный суд РФ. Он отметил, что факт проживания страдающего от заболевания ребёнка и его матери вместе с бабушкой и дедушкой не доказывает, что все они являются членами одной семьи, тем более, когда родственники оказались в ссоре и ведут отдельное хозяйство.

Высшая инстанция также подчеркивает, что законодатель установил для страдающих тяжелыми заболеваниями людей особый льготный порядок получения жилья, который защищает интересы как самих инвалидов, так и их соседей по квартире. Поэтому закон позволяет таким гражданам встать на учет независимо от характеристик и размера занимаемого ими жилого помещения, поясняет ВС.

В суд обратилась жительница Тольятти, которая просила обязать администрацию предоставить ей и ребёнку жилое помещение по договору социального найма вне очереди. Заявительница пояснила, что живет со своими родителями и сыном, который является инвалидом детства по психическому заболеванию. Его состояние здоровья уже является фактором, дающим право на получение дополнительной жилой площади: при таком заболевании совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

Однако заммэра Тольятти в декабре 2017 года в предоставлении ей муниципального жилья вне очереди отказал. Чиновник счёл, что раз сын истицы имеет в собственности 1/3 доли в квартире и проживает не с посторонними людьми, а родными бабушкой и дедушкой, то в муниципальном жилье он не нуждается.

Заявительница в суде пояснила, что в статье 31 Жилищного кодекса РФ бабушки и дедушки в качестве членов семьи не указаны.

Кроме того, в связи с психическим заболеванием ребёнка между истицей и ее родителями сложились неприязненные отношения: общее хозяйство они не ведут, имеют раздельный бюджет и лицевые счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, занимают отдельные комнаты, в жизни друг друга не участвуют.

При этом принадлежащая сыну доля в размере 14,9 квадратных метров с учетом двоих членов семьи составляет менее 7,35 квадратных метров на человека, что почти в два раза менее учетной нормы — 12 квадратных метров.

Между тем Центральный суд Тольятти в удовлетворении исковых требований отказал, а апелляционная инстанция Самарского областного суда это решение оставила без изменения.

Верховный суд посчитал, что суды ошибочно трактовали законодательные нормы.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции бесплатное жильё предоставляется малоимущим и иным указанным в законе гражданам, напоминает ВС.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе семьи, где родственник страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

«Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей», — поясняет ВС.

Суды первой и апелляционной инстанции, отказываясь обязать власти предоставить квартиру, исходили из того, что жилье может быть признано занятым несколькими семьями, если проживающие в нем не являются родственниками. Если же людей вселили как членов семьи собственника или нанимателя жилья, то они не могут признаваться разными семьями вне зависимости от того, ведут ли они общее хозяйство, посчитали нижестоящие инстанции.

Данное судами первой и апелляционной инстанций толкование пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса является ошибочным, считает ВС.

«Законодатель не связывает возможность признания граждан нуждающимися в жилом помещении по основанию пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса с наличием семейных отношений исключительно на момент вселения лиц в жилое помещение, такие основания должны наличествовать на момент обращения с соответствующим заявлением», — отмечает высшая инстанция.

В данном деле видно, что на момент обращения за помощью в спорном помещении проживало несколько семей. Это подтверждается актом обследования жилищных условий, а также решением Автозаводского районного суда Тольятти и распоряжением заммэра города о постановке матери и сына на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

При этом, жилые помещения по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне, предоставляются вне очереди (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК).

Согласно материалам дела, сын истицы страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (перечень содержится в постановление правительства от 16 июня 2006 года N378, а также в настоящее время действует приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 года N987н).

Таким образом, положения норм ЖК РФ устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав определенной категории граждан.

«Для предоставления жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005 года), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено», — подчеркивает ВС .

Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, отмечает он.

Однако эти правовые нормы не были учтены судом первой и апелляционной инстанций, что привело к неправильному разрешению спора, указывает высшая инстанция.

В связи с чем ВС отменил и решение районного, и определение областного суда и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Кто может вне очереди на получение жилья

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакциях, действовавших до 1 января 2013 года к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 2 названной статьи предусматривала регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приёмная семья).

Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2013 года, статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ была изложена в новой редакции.

Читать еще:  Собес субсидии на оплату жкх

В п. 2 новой редакции предусмотрено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В п. 9 новой редакции указано, что «право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями».

При этом, в силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ названные положения распространяется на ранее возникшие правоотношения в случае, если дети указанных категорий не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона – 01.01.2013.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет лица указанной категории в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Уважительными причинами несвоевременной постановки на учёт судом могут быть признаны, в частности:

— состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учёт;

— ненадлежащее выполнение обязанностей опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями;

— незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учёт; незаконное снятие с учёта (в т.ч. в связи с отсутствием доказательств постановки на учёт до 23 лет);

— установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учёт из-за отсутствия всех необходимых документов и т.д.

Данные выводы изложены в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот им детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.

Таким образом, лица из числа детей-сирот, по не уважительным причинам не вставшие на учет нуждающихся в жилье в возрасте до 23 лет до 01.01.13 г., по прежнему нуждающиеся в получении жилых помещений, не вправе претендовать на его предоставление, несмотря на ч.9 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ. Такие граждане могут обратиться за получением жилья в органы местного самоуправления в общем порядке обеспечения жильём на праве социального найма, предусмотренном п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса, в случае, если являются малоимущими.

Вместе с тем лица данной категории, вставшие на учет до достижения возраста 23 лет и до настоящего времени являющиеся нуждающимися в жилье, несмотря на возраст, вправе рассчитывать на получение жилого помещения специализированного жилого фонда. Лица указанной категории граждан, которые до настоящего времени не обеспечены жильём или по уважительным причинам своевременно не были поставлены на учёт нуждающихся могут обратиться в прокуратуру района по месту жительства за защитой своих жилищных прав.

Как встать в очередь на получение жилья в Московской области

Жители Московской области определенных категорий могут получить жилье по договору социального найма на безвозмездной основе. О том, какие требования необходимо соблюсти и как встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, читайте в материале портала mosreg.ru.

Кто имеет право

Новый жилой дом на 553 квартиры построили в Мытищах

Встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, могут граждане, признанные малоимущими. Малоимущими граждане Московской области могут быть признаны в том случае, если сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества ниже или равна величине порогового значения доходов и стоимости имущества. Пороговые значения устанавливаются администрациями муниципалитетов.

Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, житель Московской области, признанный малоимущим, должен соответствовать еще ряду требований:

• не иметь в собственности жилого помещения или не являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Эти же требования относятся и к членам его семьи;

• в случае если в собственности гражданина или членов его семьи есть жилье или оно находится в пользовании по договору социального найма, то общая площадь жилого помещения на одного члена семьи должна быть меньше учетной нормы. Учетная норма также устанавливается администрацией муниципалитета. Важно различать учетную норму и норму предоставления. Норма предоставления относится к квартире, которую должны предоставить очередникам на жилье;

• проживать в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

• иметь в собственности квартиру или являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживать в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной с тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Перечень заболеваний утвержден Минздравом РФ.

Необходимые документы

Источник: РИАМО, Александр Кожохин

Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, понадобятся следующие документы:

• финансовый лицевой счет;

• медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания (при наличии);

• заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда;

• документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи;

• выписка из домовой книги;

• технический паспорт на жилое помещение (при наличии находящегося в собственности или арендуемого по договору социального найма жилья);

• документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;

• документы, подтверждающие семейные отношения заявителя;

• акт проверки жилищных условий заявителя (подтверждающий несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Куда обратиться

Второй консультационный центр МОБТИ открыли в Красногоске

Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Красногорск

Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нужно обратиться в администрацию муниципального образования или в МФЦ по месту жительства.

Даже при наличии всех документов и соответствии всем требованиям гражданину могут отказать в постановке на учет, если он менее 5 лет назад намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Собственнику или нанимателю жилого помещения, признанного непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено вне очереди незамедлительно.

В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.

В соответствии с п. 1 ч. 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за первое полугодие 2014 года, указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более — от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector