Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расширение жилья для малоимущих

Принятие граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется администрацией района города по месту жительства граждан. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие граждане, приpнанные нуждающимися в жилых помещениях, а также иные категории граждан, установленные Федеральным pаконом или pаконом субъекта Российской Федерации. Установление раpмера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях приpнания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда утверждается постановлением Мэра города.

Для рассмотрения вопроса о принятии на учет граждане подают pаявление в администрацию района с приложением документов, необходимых для решения данного вопроса:

  • копий документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи (все страницы);
  • копии страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
  • документов, подтверждающих состав семьи, выданных уполномоченной органиpацией;
  • правки предприятия технической инвентариpации и выписки иp Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП) по состоянию на дату подачи pаявления о наличии (отсутствии) жилья, pемельного участка и иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности и подлежащего налогообложению, на всех членов семьи;
  • в случае, если в течение 15 лет до момента подачи pаявления о принятии на учет гражданин и члены его семьи проживали в ином муниципальном обраpовании, справки предприятия технической инвентариpации и выписки иp Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество по состоянию на дату подачи pаявления о наличии (отсутствии) жилья, pемельного участка и иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности и подлежащего налогообложению, на всех членов семьи в муниципальном обраpовании, в котором проживала семья;
  • документов, подтверждающих правовой статус pанимаемого жилья;копий свидетельств о браке (расторжении брака), о рождении (смерти) членов семьи;
  • копий удостоверений, других документов, дающих право на дополнительную жилую площадь в соответствии с федеральным pаконодательством;
  • справки военного комиссариата установленного обраpца для семей, потерявших членов семьи в период прохождения службы по приpыву на территории Северо-Кавкаpского региона;
  • выписки иp домовой книги или копии финансового лицевого счета;
  • выданной уполномоченным органом или органиpацией справки, подтверждающей наличие хронического pаболевания, включенного в установленный Правительством Российской Федерации перечень соответствующих pаболеваний, либо степень инвалидности;
  • для детей-сирот и детей, оставшихся беp попечения родителей, копий документов, подтверждающих их статус.

Рассмотрение pаявлений граждан и проверка оснований для принятия их на учет осуществляются администрацией района по месту их жительства. Администрация района выдает расписку в получении pаявления с укаpанием перечня прилагаемых документов и даты их принятия, а также регистрирует pаявление в книге учета pаписей. В случае наличия у граждан и членов их семей нескольких квартир или комнат, pанимаемых по договорам социального найма либо на праве собственности, расчет площади при принятии на учет проиpводится исходя иp суммарного раpмера всех pанимаемых и принадлежащих им на праве собственности жилых помещений. Администрация района в течение тридцати рабочих дней осуществляет проверку предоставленных документов, проверяет жилищные условия граждан с выходом на место. Реpультатом рассмотрения pаявления и документов, а также проверки жилищных условий, отраженных в акте обследования жилищных условий, составленного по форме, определенной нормативно-правовым актом Администрации Ростовской области, является решение в форме постановления главы администрации района о принятии на учет либо об откаpе в принятии граждан на учет. Решение о принятии на учет или об откаpе в принятии на учет направляется администрацией района гражданину, подавшему pаявление, в течение трех рабочих дней после принятия данного решения с обяpательной ссылкой на основание такого откаpа. Решение об откаpе в принятии на учет может быть обжаловано гражданином в судебном порядке.

Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля администрации районов проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете. При этом проверяются основания для пребывания на учете и по мере необходимости обновляются документы. Граждане, состоящие на учете, обяpаны в установленные сроки пройти перерегистрацию с предоставлением справки с места жительства, а в случае временного отсутствия в месте постоянного проживания, когда pа ними сохраняется либо могло быть сохранено право польpования жилыми помещениями, обяpаны в укаpанные сроки направить по месту учета подтверждающие документы. Снятие граждан с учета осуществляется в случаях, определенных частью 1 ст. 56 ЖК РФ, постановлением администрации района, по решению которой граждане были приняты на учет, с обяpательным письменным уведомлением о принятом решении. Решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято не поpднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения. Решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания снятия с такого учета с обяpательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные действующим pаконодательством.

Постановление от 1 ноября 2016 г. N 1585 об утверждении Административного регламента N АР-169-05-Т муниципальной услуги «Постановка на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Бесплатное жилье: как получить квартиру от государства

  • Жилищные субсидии
  • Очередность заявок
  • Набор факторов
  • Сколько стоят в очереди на квартиру от государства

Жилищные субсидии

Российский закон предусматривает поддержку граждан и предоставление льгот. С помощью субсидий государство помогает купить квартиру и улучшить жилищные условия, приобрести земельный участок и получить скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг. Помимо этого, предусмотрена выдача бесплатных квартир для отдельных категорий граждан. Например, немало шансов переехать у малоимущих, многодетных и тех, чье жилье признано непригодным для проживания без возможности капитального ремонта и реконструкции. К льготным категориям также относятся люди, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями.

Очередность заявок

Разумеется, после получения определенного статуса и подачи заявки никто не гарантирует скорый переезд в новую квартиру. Запрос будет поставлен в очередь, но некоторые категории граждан имеют приоритетное право на получение жилья. Это ветераны Великой Отечественной войны, люди, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, члены семей работников правоохранительных органов и военнослужащих, погибших при исполнении. Вторые в списке — инвалиды, сироты, жертвы стихийных катастроф, работники прокуратуры и суда. И лишь затем на общих основаниях рассматриваются заявки многодетных, малоимущих семей и граждан, нуждающихся в улучшении условий из-за недостатка площади квартир и ветхости домов, в которых они живут.

Набор факторов

Большинству категорий граждан, претендующих на бесплатную квартиру, достаточно подтверждения статуса, включенного в перечень социальных льгот (на основании заключения врача или справки с работы). Людям с низким уровнем дохода придется доказать свое финансовое положение, чтобы получить жилье по договору социального найма. Совокупный заработок всех членов семьи должен быть меньше прожиточного минимума, который устанавливает региональная власть. Причем учитывается не только зарплата, но и проценты от вкладов и депозитов, доход от сдачи квартир в аренду, гонорары, стипендии, пенсии и алименты от бывших супругов. Чтобы получить статус малоимущей семьи, нужно подать заявку в местный муниципалитет.

Помимо низкого уровня заработка, гражданин должен подтвердить один из дополнительных критериев, по которым он может претендовать на квартиру. Это может быть отсутствие жилья или недостаточная площадь с учетом количества проживающих — менее 10 кв. м на человека. На положительное решение о выдаче ключей влияют многодетность (трое и более детей), статусы матери-одиночки и сироты. Кроме того, государственная комиссия может навести справки о репутации заявителя на работе и среди соседей, а также обратить внимание на условия проживания: умение поддерживать чистоту и порядок, сохранять квартиру в пригодном для жизни состоянии.

Сколько стоят в очереди

Законом не установлены конкретные сроки рассмотрения заявлений на бесплатное жилье. Это время зависит от региона, информацию лучше уточнять в местном муниципалитете. Бывают ситуации, когда люди годами ждут квартиры и не получают их, когда подходит очередь. Это может случиться по причине смерти одного из членов семьи, прописанного в квартире с недостаточным метражом, улучшения условий проживания за свой счет или повышения совокупного уровня дохода.

Кроме того, представители государства могут отказать в выдаче квартиры, если вы предоставили неполный комплект документов или указали неверные сведения (обычно это выясняется на этапе подачи запроса). Когда подойдет очередь заявителя, будут проверены сделки с недвижимостью, совершенные членами семьи за период с момента подачи документов. Важно, чтобы за это время люди не ухудшали нынешние условия проживания намеренно в целях получения квартиры как можно скорее: доказанный факт может стать причиной отказа в выдаче жилья.

Комментарий эксперта

Анастасия Поликыржа, адвокат, кандидат юридических наук:

— В соответствии с программой развития застроенных территорий дом признается аварийным и подлежащим сносу, а далее застройщики (органы местного самоуправления) расселяют жильцов с предоставлением благоустроенного жилья. При этом те, кто стоял в очереди и имел статус нуждающихся в улучшении жилищных условий, не только получат новую квартиру, но и расширят свои жилищные возможности.

Субсидии и право на льготную ипотеку предоставляются вне очереди, если жилье, где проживает молодая семья, непригодно для использования и не может быть улучшено (например, аварийные дома или слишком тесные помещения) или если у одного из супругов выявлено серьезное хроническое заболевание. В последнем случае в муниципальный жилищный отдел нужно представить медицинскую справку. В данной сфере сложилась обширная судебная практика, причем она строится положительно в пользу семей, где есть хронические заболевания.

Развитие получили различные программы.

Стройотряд. Эта программа нацелена на помощь молодежи в покупке собственного жилья. Суть заключается в следующем: отработав на строительстве 150 рабочих смен, человек получает право приобрести жилье по его реальной стоимости, без рыночных накруток. В результате стоимость квадратного метра падает практически в три раза. Единственный недостаток направления: стройотряды действуют лишь в Екатеринбурге и Воронеже.

Помощь молодым учителям. С 1 августа 2020 года в программу «Молодая семья» внесены изменения, и теперь первоначальный взнос может быть по ипотеке с договором купли-продажи, ДДУ или уступки права требования. Долг и проценты можно погашать не только по основному договору, но и по рефинансированному.

Платить за новостройку по ДДУ можно не только через счет эскроу, но и напрямую застройщику, если тот платит взносы в фонд дольщиков.

Субсидию можно потратить на оплату новостройки, которую купили по договору уступки права требования. Причем как при полной оплате, так и с ипотекой. Больше нет требования, чтобы квартира относилась к стандарт-классу.

Москва дает жилье только малоимущим

В начале 2010 г. в очереди на улучшение жилищных условий была 138 271 московская семья, к 25 августа 2017 г. – 70 187, сообщил департамент имущества Москвы. Очередь сократилась вдвое прежде всего потому, объясняет близкий к мэрии человек, что из нее исключены семьи, которые имели либо недвижимость в других регионах, либо средства купить жилье на рынке.

По итогам первого полугодия за чертой бедности оказался каждый седьмой россиянин

Ревизия очереди началась в 2010 г. с приходом мэра Сергея Собянина. Тогда заммэра Москвы Наталья Сергунина объясняла, что многие держатся за статус малоимущих, чтобы получить квартиру, и называла первыми кандидатами на вылет владельцев недвижимости в других регионах и дорогих иномарок. Очередь идет очень медленно, надо стимулировать самих москвичей решать жилищные проблемы, говорил сотрудник мэрии.

К 2015 г. очередь удалось сократить на 46% в основном административными мерами, в последние два года, по данным департамента, очередники выбывали, в основном получая жилье. В очередь добавилось 1486 семей, проживающих на присоединенных территориях.

Сейчас очередником может стать малоимущий (доход семьи не позволяет улучшить жилищные условия в течение 20 лет), живущий в Москве не менее 10 лет и пять последних не ухудшавший жилищные условия, на каждого члена семьи должно приходиться менее 10 кв. м. Жилье от Москвы получают семьи, вставшие в очередь до 2005 г., его можно получить в социальный наем; можно купить в ипотечный кредит; можно получить субсидию.

В 2016 г. жилищные условия улучшили 2910 семей, говорит руководитель департамента Максим Гаман: 1833 получили субсидии (4,5 млрд руб., в среднем 2,5 млн руб.), 1077 – в социальный наем или купили по ипотеке.

Лишь четверть социальных выплат и льгот в России доходит до нуждающихся

19% очередников, или 13 500 семей, живут в домах, включенных в программу реновации, знает Гаман, как и все, они получат квартиры из расчета 18 кв. м на человека.

Консультант PwC Анастасия Окунева говорит, что в других странах малоимущим дают прямые субсидии или дешевые кредиты. В Великобритании еще дают гранты застройщикам, а они дешево сдают или продают квартиры.

Доступность жилья в Москве Окунева считает низкой: дешевого жилья мало, доходы горожан невысоки, ипотека коротка и дорога: по данным PwC, в Москве – в среднем на 17 лет не менее чем под 10%, в других мегаполисах – около 5% и на 25–30 лет. Но по сравнению с 2009 г. доступность жилья повысилась: в Москве оно дорожало медленнее, чем росли номинальные доходы жителей, – в основном из-за присоединения новых территорий и снижения ставок ипотеки.

Читать еще:  Помощь от государства в погашении ипотеки

Другие материалы в сюжете

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

  • Подписка
  • Реклама
  • Справочник компаний
  • Об издании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Наши проекты

    • Спорт
    • Ведомости.Спб
    • Город
    • Экология
    • Ведомости&
    • Бизнес-регата
    • Как потратить
    • Конференции
    • Недвижимость
    • Форум

    Контакты

    Ведомости в Facebook

    Ведомости в Twitter

    Ведомости в Telegram

    Ведомости в Instagram

    Ведомости в Flipboard

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Как получить жилье от государства?

    О спорных вопросах получения жилого помещения по договору соцнайма

    Нуждающиеся в жилых помещениях москвичи могут претендовать на предоставление им жилья по договору социального найма. Это значит, что город бесплатно передает жилье в пользование нуждающимся на неограниченный срок. Его можно приватизировать, после чего жилье будет передано в собственность. Для получения помощи в улучшении жилищных условий семье нужно будет встать на жилищный учет.

    Кто имеет право получить жилье от государства?

    В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий может семья, если:

    • размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (для квартир – 10 кв. м, для коммунальных квартир – 15 кв. м);
    • заявители являются гражданами РФ и постоянно проживают в Москве не менее 10 лет;
    • заявители не совершали за последние 5 лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий;
    • заявители признаны малоимущими.

    Предоставление жилых помещений в столице находится в компетенции Департамента городского имущества г. Москвы (далее – ДГИ г. Москвы).

    Как встать на жилищный учет для получения жилья?

    Заявитель и члены его семьи подают заявление через любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве о признании их малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. К заявлению прикладываются документы о праве собственности на движимое и недвижимое имущество; документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи за 2 последних года.

    Затем, уже после принятия решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими, они предъявляют заявление о постановке на жилищный учет в центр госуслуг «Мои документы». К нему прикладываются документы, подтверждающие жилищную обеспеченность и проживание в Москве не менее 10 лет.

    Как определяется состав семьи заявителя?

    До 2005 г., т.е. до момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, проживающие в одной квартире граждане могли встать на жилищный учет как разные семьи. Сейчас такое невозможно. Согласно действующему законодательству те, кто зарегистрирован в одной квартире, являются одной семьей, – если, конечно, квартира не коммунальная. В судебном порядке установить факт проживания в квартире разных семей не получится.

    Как понять, признают ли семью малоимущей?

    Малоимущими для постановки на жилищный учет признает граждан ДГИ г. Москвы. Для этого необходимо, чтобы имущественная обеспеченность семьи была меньше общей стоимости жилого помещения, необходимого семье для обеспечения по норме предоставления жилплощади на одного человека.

    Методика определения имущественной обеспеченности семьи: доход семьи (доходы за 2 последних года минус налоги) / 24 месяца – количество членов семьи X на величину прожиточного минимума, действующего на дату подачи заявления + стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи.

    Методика определения общей стоимости жилого помещения, необходимого семье: норма предоставления жилплощади на одного человека X на количество членов семьи – общая площадь жилого помещения, в отношении которого члены семьи имеют самостоятельное право пользования.

    Учитывается ли материальная обеспеченность супругов и детей членов семьи заявителя, которые не зарегистрированы с ними и на улучшение жилищных условий не претендуют?

    При решении вопроса о признании семьи малоимущей ДГИ г. Москвы будет учитывать доходы и имущество супругов и детей членов семьи заявителя, не зарегистрированных совместно с желающими встать на жилищный учет.

    Учитывается ли жилищная обеспеченность близких родственников, которые не проживают с заявителем и не претендуют на улучшение жилищных условий?

    ДГИ г. Москвы учитывает жилищную обеспеченность детей и супруга заявителя, даже если они не проживают в одном жилом помещении с ним. Однако суды признают подобные действия департамента незаконными. В таких случаях выясняется, имеется ли у желающего встать на жилищный учет самостоятельное право пользования имуществом детей или супруга, которые не зарегистрированы в жилом помещении совместно с ним и на улучшение жилищных условий не претендуют (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2020 г. по делу № 33-5255/2020).

    А если кто-то из членов семьи не желает вставать на жилищный учет?

    ДГИ г. Москвы без подписи этого члена семьи заявление не примет и не поставит на жилищный учет. Однако по этому вопросу имеется судебная практика, согласно которой такие действия департамента незаконны, гражданин может быть поставлен на жилищный учет исключительно при его желании. Но при этом жилищные и иные материальные условия члена семьи, не желающего вставать на жилищный учет, будут учитываться (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 января 2017 г. по делу № 33-2379/2017).

    Как встать на жилищный учет, если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет?

    Сделать это будет крайне проблематично. Если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет, ДГИ г. Москвы откажет в постановке на жилищный учет. На практике данный вопрос является спорным (Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 октября 2020 г. по делу № 02-5313/20, Апелляционное определение Московского городского суда от 2 марта 2018 г. по делу № 33-9343/2018).

    Возможна и иная ситуация. Для ДГИ г. Москвы единственным доказательством длительного проживания в столице является регистрация по месту жительства. Но бывает так, что гражданин живет в Москве 10 лет или даже больше, а регистрации по месту жительства в течение необходимого времени не имеет. В этом случае можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в Москве на протяжении 10 или более лет, предоставив доказательства (работа в городе, прикрепление к поликлинике, свидетельские показания). Однако, к сожалению, шансы на удовлетворение такого заявления крайне малы (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2020 г. по делу № 33-6752/2020, Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2019 г. по делу № 33-53649/2019).

    Что считается ухудшением жилищных условий, влияющим на постановку на жилищный учет?

    Это действия членов семьи заявителя, которые привели к отчуждению жилых помещений или уменьшению их площади, приходящейся на каждого члена семьи. После совершения таких действий встать на жилищный учет можно лишь по истечении 5 лет.

    Важно отметить, что расторжение брака, если оно не повлекло уменьшение площади жилого помещения, согласно практике судов Москвы, не является ухудшением жилищных условий (Апелляционное определение Московского городского суда от 26 сентября 2019 г. по делу № 33-43229/2019, Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2019 г. № 33-48324/19).

    Предоставление бюджетных субсидий при приобретении жилья многодетным семьям

    (подпрограмма «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан» государственной программы Ростовской области «Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» (далее — подпрограмма)).

    Государственная поддержка оказывается при приобретении жилья с помощью средств жилищного (ипотечного) кредита в виде:

    • бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту в размере 10% от субсидируемой части жилищного кредита;
    • бюджетной субсидии для оплаты части стоимости жилья в размере 30 % от расчетной стоимости жилья. Данная субсидия рассчитывается исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на заявителя и членов его семьи (18 кв. м на одного человека) и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения.

    Срок субсидирования составляет 60 месяцев. Приобрести жилое помещение можно одним из следующих способов:

    а) участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требования), заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

    б) строительство (завершение ранее начатого строительства) индивидуального жилого помещения на основании договора строительного подряда;

    в) приобретение вновь построенного жилого помещения в соответствии с договором на приобретение жилого помещения.

    Под вновь построенным жилым помещением понимается жилое помещение, реализуемое юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение трех лет с даты государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение первым правообладателем при условии, что все предшествующие правообладатели на жилое помещение являлись юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

    Правом получения бюджетной субсидии пользуются граждане РФ, относящиеся к категории «многодетная семья», постоянно зарегистрированные по месту жительства на территории Ростовской области и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий либо не имеющие собственного жилья, либо обеспеченные жильем менее 10 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека, принадлежащие заявителю и членам его семьи на праве собственности, а также занимаемые заявителем и членами его семьи на праве владения и пользования по социальному найму в государственном или муниципальном жилищном фонде.

    Многодетная семья — лица, состоящие в зарегистрированном браке, или неполная семья, состоящая из одного родителя, имеющие трех и более детей в возрасте до 16 лет, а продолжающих обучение – до 18 лет, не состоящих в браке. В случае достижения детьми (одним из детей) 16 лет, а продолжающих обучение – 18 лет, после подачи заявления о субсидировании процентной ставки по жилищному кредиту многодетная семья сохраняет право на получение бюджетной субсидии;

    Для участия в данном мероприятии гражданину необходимо представить в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» сформированное личное дело на получение бюджетных субсидий, которое состоит из следующих документов:

    • заявления о предоставлении государственной поддержки (форма заявления выдается и заполняется в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» при получении пакета документов);
    • копий паспортов или заменяющих их документов заявителя и членов его семьи (все страницы, включая пустые);
    • копий свидетельств о рождении (усыновлении) заявителя и всех членов его семьи;
    • копий свидетельств о заключении брака (о расторжении брака) заявителя и членов его семьи (при наличии);
    • копии трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности (в случае ведения трудовой книжки в электронной форме) и (или) копии трудового договора (контракта) заявителя, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    • копий правоустанавливающих документов на жилые помещения по месту жительства заявителя и членов его семьи;
    • копий документов о праве собственности на имеющееся у заявителя и членов его семьи недвижимое имущество;
    • копии вступившего в законную силу решения суда о признании членом семьи, заверенной судом, вынесшим решение (при наличии);
    • справки о продолжении обучения ребенка старше 16 лет (для многодетных семей);
    • копий документов, подтверждающих нахождение ребенка на полном государственном обеспечении, а также документов, подтверждающих лишение родительских прав или ограничение в родительских правах (при наличии);
    • копий страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) заявителя и членов его семьи;
    • копии вступившего в законную силу решения суда, в котором определено место жительства ребенка заявителя (супруги(а) заявителя) после расторжения брака, или копии соглашения об определении места жительства ребенка (в целях включения ребенка в состав семьи заявителя, в случае если брак между родителями расторгнут или не заключен).

    Копии документов принимаются у заявителя только нотариально заверенные или при предъявлении подлинников документов.

    На основании представленного личного дела ГБУ РО «Агентство жилищных программ» запрашивает сведения о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи объектов недвижимости из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и копии правовых актов органов местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (если в заявлении указаны сведения о постановке на учет в органе местного самоуправления).

    На основании представленных личных дел и полученных сведений ГБУ РО «Агентство жилищных программ» формирует списки для рассмотрения Областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан (далее – Комиссия).

    Комиссия рассматривает списки граждан, утверждает основной и резервный списки участников программы, принимает решение об отказе в предоставлении бюджетных субсидий отдельным гражданам в случае несоответствия их требованиям постановления.

    На основании решения Комиссии ГБУ РО «Агентство жилищных программ» выдает гражданину Свидетельство о праве на получение бюджетной субсидии на приобретение (строительство) жилья и Свидетельство о праве на получение бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту (далее – Свидетельства).

    Срок действия Свидетельств составляет 90 календарных дней, начиная с даты его выдачи гражданину.

    В течение срока действия Свидетельств гражданин заключает договор на приобретение (строительство) жилого помещения, оформляет жилищный кредит в кредитной организации РФ или акционерном обществе «ДОМ.РФ», участвующих в реализации программы, открывает отдельный счет для зачисления бюджетной субсидии и представляет оформленные документы в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» в соответствии с требованиями приложения № 1 и приложения № 2 к постановлению Правительства Ростовской области от 07.11.2011 № 95.

    На основании представленных документов ГБУ РО «Агентство жилищных программ» производит расчет фактического размера бюджетной субсидии.

    Бюджетная субсидия перечисляется гражданину на отдельный счет, открытый в кредитной организации.

    Далее гражданин представляет в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» отчет о целевом использовании бюджетной субсидии.

    Как получить помощь в улучшении жилищных условий

    1. Что такое жилищный учет?

    В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий в большинстве случаев могут только те семьи, которые состоят на жилищном учете. Сегодня есть две категории таких граждан:

    • нуждающиеся в улучшении жилищных условий (те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года);
    • нуждающиеся в жилых помещениях (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и был признан малоимущим ).

    Те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и не был признан малоимущим, в связи с изменениями в жилищном законодательстве Москвы с 2017 года состоят на учете нуждающихся в содействии города в приобретении жилых помещений.

    Сейчас можно встать на жилищный учет только в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перейти в другую категорию нельзя. В случае важных изменений (у вас поменялся состав семьи, адрес регистрации и так далее) в учетное дело на жилищном учете нужно вносить изменения.

    2. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года?

    Нуждающиеся в улучшении жилищных условий по своему выбору могут претендовать в порядке очередности на:

    • жилье по договору социального найма;
    • субсидию на приобретение или строительство жилья;
    • жилье по договору купли-продажи, в том числе с использованием кредитных (заемных) средств (социальную ипотеку) и денежную компенсацию стоимости ремонта, если приобретаемое жилье признано требующим ремонта.

    3. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года?

    Нуждающиеся в жилых помещениях могут претендовать в порядке очередности только на жилье, предоставляемое по договору социального найма или безвозмездного пользования.

    Нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений могут претендавать на помощь города Москвы после выполнения им обязательств перед жителями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также нуждающихся в жилых помещениях и признанных малоимущими.

    4. Как проверить, какое у меня место в очереди?

    После того как вас примут на жилищный учет​, вы можете самостоятельно получать информацию о своем порядковом номере в очереди по городу Москве на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru, воспользовавшись услугой «Предоставление информации об очередности граждан, состоящих на жилищном учете» после авторизации на портале.

    Вам будет доступна информация не только о номере в общей очереди по городу Москве среди граждан, состоящих на жилищном учете, а также о дате прохождения перерегистрации и количестве человек, состоящих вместе с вами ​на жилищном учете.

    5. Как помогают людям, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний?

    Жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), жилищные условия улучшаются в соответствии с выбранным способом вне очереди. При этом в новой квартире должна быть отдельная изолированная комната для такого больного.

    6. Как помогают пожилым и инвалидам?

    Улучшить жилищные условия могут семьи, в которых есть:

    • инвалиды (дети-инвалиды) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    • граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, которые больше не хотят там жить, при условии, что жилье, которое они занимали раньше предоставить им невозможно.

    Они могут получить жилье специализированного жилищного фонда Москвы по договору безвозмездного пользования. Жилье будет соответствовать индивидуальной программе реабилитации и абилитации.

    7. Как получить освободившуюся комнату в коммуналке?

    Если в коммунальной квартире освобождается комната (или несколько комнат), ее обязаны предложить по договору социального найма семьям из этой же квартиры в следующей последовательности:

    • состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях (независимо от их места в общей очереди на улучшение жилищных условий). Если в коммунальной квартире две такие семьи, то сначала предлагают освободившееся жилье тем, кто встал на учет раньше;
    • не состоящим на таком учете, но имеющим все основания быть на него принятыми.

    Если ни тех, ни других в квартире нет, освободившееся помещение должны предложить семьям, которые обеспечены общей площадью жилья на одного члена семьи менее нормы предоставления — 18 квадратных метров, по договору купли-продажи.

    8. Как получить жилье жителям аварийных и ветхих домов либо тем, кого переселяют по другим причинам?

    Жители Москвы, дома которых признаны в установленном порядке аварийными или непригодными для проживания, а также жители Москвы, которых выселяют по другим причинам , должны обеспечиваться благоустроенными жилыми помещениями в районе проживания , за его пределами — только с письменного согласия.

    Если освобождаемое жилье было занято на праве собственности, новое предоставляется также в собственность, если по договору социального найма или безвозмездного пользования — по договору социального найма или безвозмездного пользования соответственно.

    Не состоящим на жилищном учете должны предоставляться равнозначные по количеству комнат и не меньшие по общей площади жилые помещения.

    Состоящим на жилищном учете новое жилье предоставляется без учета даты постановки на жилищный учет и по нормам предоставления, то есть с улучшением жилищных условий и последующим снятием с жилищного учета. В зависимости от того, к какой категории очередников они относятся, могут быть также предложены альтернативные способы улучшения жилищных условий — жилищные субсидии и социальная ипотека.

    Обратите внимание, о переезде по программе реновации рассказано в другой инструкции.

    Муниципальные услуги, оказываемые Администрацией города Кургана и ее органами

    Прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    1. Заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В случае подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг при наличии проживающих совместно с заявителем членов семьи заявитель предоставляет документ, подтверждающий согласие указанных лиц или их законных представителей о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также полномочие заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при подаче заявления (если заявитель не уполномочен в установленном порядке представлять их интересы), оформленный в письменном виде и заверенный нотариально

    2. Паспорт гражданина или иной документ, удостоверяющий его личность, и, в случае если заявитель указал в заявлении просьбу о признании малоимущими, — подтверждающий наличие гражданства РФ (для всех граждан, указанных в заявлении о принятии на учет);

    3. Документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.)

    4. При наличии — технический паспорт на дом

    5. Документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.), при наличии жилого помещения

    6. Для граждан, проживающих в данном населенном пункте менее пяти лет, — документы с прежнего места жительства, указанные в подпунктах 4

    1. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах заявителя и каждого члена его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества по месту жительства заявителя

    2. Акт уполномоченного органа, подтверждающий, что жилое помещение, в котором проживает гражданин, признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит — в случае постановки на учет граждан, проживающих в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям.

    3. Справка в отношении заявителя и каждого члена его семьи из организации (органа), осуществляющей (осуществляющего) технический учет жилищного фонда, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту жительства заявителя; при наличии — технический паспорт на дом

    4. Для граждан, проживающих в данном населенном пункте менее пяти лет, — документы с прежнего места жительства, указанные в подпунктах 1, 3 настоящего пункта;

    1) непосредственно в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана, отдел учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана по адресу: 640000, г. Курган, ул. Пушкина, дом 161, кабинет 10.
    Часы работы: понедельник — пятница с 8-30 ч. до 17-30 ч., за исключением выходных и праздничных дней, обеденный перерыв — с 12-00 ч. до 13-00 ч.
    Прием граждан: кабинет 10 — отдел учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана, часы приема граждан: вторник с 9-00 до 17-00 ч., за исключением выходных и праздничных дней, обеденный перерыв — с 12-00 ч. до 13-00 ч.;
    Также записаться на прием можно путем предварительной электронной записи на официальном сайте муниципального образования города Кургана www.kurgan-city.ru в разделе «Услуги» подраздел «Предварительная запись» и по телефону 41-34-94, 42-85-03.
    2) с использованием средств телефонной связи по номерам:
    — 41-79-26, 42-85-00 (приемная Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана), ежедневно, с понедельника по пятницу с 8-30 ч. до 17-30 ч., за исключением выходных и праздничных дней, обеденный перерыв — с 12-00 ч. до 13-00 ч.;
    — 41-34-94, 42-85-03 (отдел учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана), ежедневно, с понедельника по пятницу с 8-30 ч. до 17-30 ч., за исключением выходных и праздничных дней, обеденный перерыв — с 12-00 ч. до 13-00 ч.
    При ответе на телефонные звонки и устные обращения заявителя специалисты подробно и в вежливой форме предоставляют исчерпывающую информацию;
    3) посредством публичного размещения информационных материалов на официальном сайте муниципального образования города Кургана www.kurgan-city.ru;
    4) посредством ответов на письменные обращения;
    5) посредством подготовки ответов по электронной почте;
    6) на информационных стендах, установленных в помещениях Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана, предназначенных для приема граждан.
    7) посредством размещения информации о муниципальной услуге на Едином портале государственных и муниципальных услуг на сайте www.gosuslugi.ru.

    Информация о порядке предоставления муниципальной услуги может быть получена в Государственном бюджетном учреждении Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ) по телефону 44-35-36 или при обращении лично по адресам:

    — г. Курган, ул. Куйбышева 144, ст. 41, график работы: понедельник – пятница с 8-00 ч. до 20-00 ч., суббота с 8-00 ч. до 17-00 ч., воскресенье – выходной;

    — ул. Невежина 3, ст.10, 2 этаж (ТРЦ «РИО»), график работы: понедельник – пятница с 9-00 ч. до 21-00 ч., суббота с 9-00 ч. до 18-00 ч., воскресенье – выходной;

    — 5 мкр., д.37, график работы: понедельник – пятница с 8-00 ч. до 20-00 ч., суббота с 8-00 ч. до 17-00 ч., воскресенье – выходной;

    — пр. Конституции, д. 73/I, график работы: понедельник – пятница с 8-00 ч. до 20-00 ч., суббота с 8-00 ч. до 17-00 ч., воскресенье – выходной.

    Жилищный кодекс Российской Федерации

    Федеральный закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах»

    Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

    Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

    Федеральный закон от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

    Постановление Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»

    Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 29.11.2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»

    Закон Курганской области от 07.09.2005г. № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области»

    Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005г. № 385 «Об утверждении форм документов, необходимых для ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

    Постановление Правительства Курганской области от 22.09.2015г. № 290 «Об утверждении Порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»;

    Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

    1) заявление;
    2) документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на осуществление действий от имени заявителя – в случае, когда заявление и прилагаемые к нему документы подаются представителем заявителя;
    3) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи;

    Для получения муниципальной услуги заявитель, относящийся к категории заявителей, признанных малоимущими в порядке, установленном законом Иркутской области, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, должен представить самостоятельно:

    4) документы, подтверждающие принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма;
    5) документы, подтверждающие правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (свидетельства о рождении, о заключении (расторжении) брака и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык, в случае если эти свидетельства выданы компетентными органами иностранного государства; соответствующие решения суда и т.д.);
    6) справка с места жительства о составе семьи;
    7) документы, подтверждающие право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди – в случае наличия указанного права;
    8) документы, выданные органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, подтверждающие наличие (отсутствие) транспортного средства в собственности заявителя и (или) членов его семьи.

    Для получения муниципальной услуги заявитель, относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определенной законом Иркутской области категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) законом Иркутской области основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, должен представить самостоятельно:

    4) документы, подтверждающие принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма;
    5) документы, подтверждающие правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (свидетельства о рождении, о заключении брака и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык, в случае если эти свидетельства выданы компетентными органами иностранного государства, соответствующие решения суда и т.д.);
    6) справка с места жительства о составе семьи;
    7) документы, подтверждающие право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди – в случае наличия указанного права;
    8) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определенной законом Иркутской области категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) законом Иркутской области основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

    9) документы, подтверждающие правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (свидетельства о рождении, о заключении брака, за исключением свидетельств, выданных компетентными органами иностранного государства, соответствующие решения суда и т.д.) (заявитель вправе представить);
    10) документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем и членами его семьи жилым помещением (жилыми помещениями) (заявитель вправе представить);
    11) документы, выданные органом регистрации прав, подтверждающие наличие (отсутствие) жилых помещений в собственности заявителя и членов его семьи (заявитель вправе представить);
    12) документы, в установленном порядке подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при признании граждан малоимущими в соответствии с законодательством Иркутской области (налоговые декларации, справки о доходах физического лица и иные документы) (заявитель вправе представить);
    13) документы, содержащие в соответствии с законодательством сведения о рыночной стоимости принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи имущества, подлежащего налогообложению (в случае отсутствия заявления заявителя о проведении оценки данного имущества администрацией города Иркутска – по рыночной стоимости данного имущества, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании по форме согласно Приложению № 2 к административному регламенту) (заявитель вправе представить);
    14) справка организации по хранению учетно-технической документации, подтверждающая наличие (отсутствие) жилых помещений в собственности заявителя и (или) членов его семьи, права на которые зарегистрированы до 17 августа 1998 года (для заявителей, родившихся до 17 августа 1998 года).

    Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся

    Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

    В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.

    Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий. Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи. Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».

    А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать. А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.

    Позиция трех судов

    Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.

    Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире.

    Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи.

    Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)

    Родственник, но не член семьи

    Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.

    При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения. Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства. Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру.

    Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.

    ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату). Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске. Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье.

    Проблема в формальном подходе

    Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Московская коллегия адвокатов «Арбат» Московская коллегия адвокатов «Арбат» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) × . Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи. В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Юков и Партнеры Юков и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Уголовное право 4 место По количеству юристов 11 место По выручке 16 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × приводит в пример другое дело. Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020).

    По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи. Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области. Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.

    Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?

    Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:

    • площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
    • жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;
    • в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
    • нет жилья.

    Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:

    • граждане России;
    • проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
    • не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
    • признаны малоимущими (ст. 7 закона).

    Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.

    * имена и фамилии изменены редакцией

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector