Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законодательный процесс в рф

Законодательный процесс в РФ: общая характеристика

Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона.

Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса.

Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу.

После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.

Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий.

После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом.

Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации.

Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).

Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления.

Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Урегулированная правовыми нормами деятельность уполномоченных органов государственной власти и должностных лиц по созданию закона. В РФ З. п. регулируется Конституцией РФ, регламентами и иными актами палат ФС РФ, нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, принятыми в пределах их компетенции. Конституция РФ определила три главных участника З. п. Ими являются Президент РФ, СФ и ГД. Все они участвуют в З. п. лишь в той мере, в какой это предписано Конституцией РФ (ч. 1, 3 и 4 ст. 105, ст. 106, ч. 2 ст. 107, ст. 108).

З. п. состоит из пяти основных стадий.

Первая стадия З. п. – внесение законопроекта в ГД. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в ГД субъектами права законодательной инициативы: Президентом РФ, СФ, сенаторами РФ, депутатами ГД, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Вторая стадия З. п. – рассмотрение законопроекта ГД. Рассмотрение законопроектов ГД осуществляется, как правило, в трех чтениях. По результатам рассмотрения ГД может принять следующие решения: одобрить законопроект в качестве федерального конституционного закона, принять законопроект в качестве федерального закона, отклонить законопроект. Одобренные ГД федеральные конституционные законы и принятые ГД федеральные законы в обязательном порядке в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ.

На третьей стадии З. п. одобренный ГД федеральный конституционный закон, принятый ГД федеральный закон рассматривает СФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов РФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. После одобрения СФ федерального конституционного закона он считается принятым и подлежит подписанию Президентом РФ. Федеральные законы одобряются СФ. Если СФ в предусмотренный Конституцией РФ 14-дневный срок не рассмотрел принятый ГД федеральный закон на заседании палаты, он в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ считается одобренным СФ и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Исключение из общего правила составляют федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению СФ в соответствии со ст. 106 Конституции РФ. Их рассмотрение в СФ с учетом п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» должно начаться не позднее 14 дней после их передачи в СФ. Палата имеет право отклонить федеральный конституционный закон, федеральный закон.

Четвертая стадия З. п. – подписание Президентом РФ принятых федерального конституционного закона и федерального закона – осуществляется в соответствии с Конституцией РФ. Ст. 107 Конституции РФ предусматривает, что принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней он подписывает федеральный закон и обнародует его.

Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции РФ если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то ГД и СФ в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов РФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Если Президент РФ в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд РФ подтвердит конституционность федерального закона, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения. Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального закона, Президент РФ возвращает его в ГД без подписания.

В соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд РФ подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения. Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент РФ возвращает его в ГД без подписания.

Официальное опубликование и вступление в силу федерального конституционного закона, федерального закона, подписанных Президентом РФ, является пятой стадией З. п. После подписания Президентом РФ законы должны быть обнародованы в порядке, установленном Федеральным законом от 14 июня 1994 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном Интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Подписанный Президентом РФ закон может быть опубликован также в др. печатных изданиях, обнародован по телевидению, радио, передан по каналам связи. Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен др. порядок вступления их в силу.

Дополнительные стадии З. п. связаны с рассмотрением отклоненных СФ федерального конституционного закона, федерального закона и отклоненного федерального закона Президентом РФ. В случае отклонения СФ федерального закона ГД может принять одно из следующих решений: снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения в связи с отклонением его СФ; создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять федеральный закон в ранее принятой ГД редакции. Согласительная комиссия может создаваться как по инициативе СФ, поддержанной ГД, так и по инициативе ГД, поддержанной СФ. Согласительная комиссия создается на паритетных началах из представителей СФ и ГД и рассматривает лишь те положения федерального конституционного закона, федерального закона, по которым возникли разногласия между СФ и ГД. Одобренный ГД федеральный конституционный закон, принятый ГД федеральный закон в редакции согласительной комиссии в течение 5 дней направляются на рассмотрение СФ. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного СФ, ГД не приняла его в редакции согласительной комиссии или выразила свое несогласие с решением СФ об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. Решение о принятии федерального закона в ранее принятой редакции принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый ГД федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если решение о принятии федерального закона, отклоненного СФ, в ранее принятой ГД редакции не набрало необходимого для принятия числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Особенностью рассмотрения федеральных законов, отклоненных Президентом РФ, является возможность создания ГД по предложению Президента РФ либо по согласованию с ним специальной комиссии для преодоления возникших разногласий с предложением СФ направить своих представителей для работы в такой комиссии. По окончании работы специальная комиссия представляет на повторное рассмотрение ГД федеральный закон в согласованной редакции. Если при повторном рассмотрении ГД федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, порядок его рассмотрения в СФ определен как вновь принятого. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов РФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Читать еще:  Уволиться чтобы списать часть долга по ипотеке

Таким образом, число стадий З. п. может изменяться (варьироваться) в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат ФС РФ и Президента РФ.

Законодательный процесс в рф

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Законодательный процесс в Российской Федерации». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Законодательный процесс – понятие.

2) Стадии законодательного процесса:

а) законодательная инициатива;

б) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

в) принятие закона и т. д.

3) Правом законодательной инициативы обладают:

б) члены Совета Федерации;

в) депутаты Государственной Думы и др.

4) Порядок рассмотрения и обсуждения законопроекта.

5) Порядок принятия и утверждения закона:

а) принятие закона Государственной Думой;

б) одобрение закона Советом Федерации;

в) подписание закона Президентом РФ.

6) Порядок опубликования и вступления в силу.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 25. Законотворческий процесс

Перечень вопросов рассмотренных на уроке:

  1. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
  2. Понятие законотворческого процесса.
  3. Стадии законотворческого процесса.
  4. Принятие законодательного акта.

Глоссарий по теме

Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

Законодательная инициатива – это официальное внесение в компетентный орган парламента субъектом законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами.

Промульгация закона — это опубликование принятого и утверждённого закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства.

Государственная Дума — представительное учреждение (нижняя палата парламента) с ограниченными законодательными правами.

Совет федерации — палата Федерального Собрания парламента РФ.

Ключевые слова

Законотворческий процесс; Федеральное Собрание; Государственная Дума; Совет Федерации; Правительство; Верховный Суд; Конституционный Суд; Конституция; Законопроект; Вето; Промульгация закона.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Боголюбов Л.Н., Ю. И. Аверьянов. Обществознание. 10 класс. Учебник для общественных организаций М.: Просвещение, 2014. – С. 201-203.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Законодательный процесс – это порядок деятельности по организации и принятию закона или иного нормативного акта. Можно выделить четыре стадии этого процесса: 1)законодательная инициатива; 2)анализ законопроекта в парламентских палатах и комитетах; 3) принятие закона; 4) утверждение закона; 5) опубликование закона.

Законодательная инициатива — это официальное внесение законопроекта в орган законодательной власти в соответствии с установленной процедурой.

Законопредложение – это лишь идея или концепция предстоящего закона. Наличие у лица права законодательной инициативы, означает, что парламент должен проанализировать, внесенные данным лицом предложение о публикации закона.

В соответствии 104 статьи по Конституции РФ субъектами права законодательной инициативы являются: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Советом государственной Думы, внесённый в порядке законодательной инициативы законопроект, направляется в соответствующий профильный комитет, там проект выносится на пленарное заседание Государственной Думы со своими новыми предложениями. На пленарном заседании проходит три чтения при обсуждении законопроекта. В ходе чтений в его текст вносятся исправления. Закон принятый Государственной Думой подлежит передаче в течение 5 дней на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации может одобрить федеральный закон, если за него проголосовало больше половины от числа членов палаты. Если федеральный закон будет отклонен Советом Федерации, могут быть созданы согласительные комиссии для разрешения споров. Тем не менее, Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторив голосование за закон.

Вето — это право, предоставляющее лицу полномочие отменить принятое решения или же закон. Но в данном случае требуется 2 или 3 квалифицированных депутатов. Принятые парламентом законы, направляются главе государства, он имеет право наложить на них вето, то есть не допустить, или на время отложить вступление закона в силу. Вето бывает абсолютным (или резолютивным), когда глава государства вправе отказаться от санкционирования закона или же вообще его отменить. В данном случае Парламент может принять этот закон вторичным голосованием, то есть преодолеть вето.

Промульгация закона — это опубликование утверждённого закона в официальном печатном органе, которое осуществляется главой государства в установленные законом сроки. Неукоснительную силу закон приобретает только после промульгации. В Российской Федерации в течение 7 дней законы должны быть официально опубликованы в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ, после того, как их подпишет Президентом РФ. А через 10 дней после опубликования закон вступает в силу.

Разбор типового контрольного задания.

  1. Что из перечисленного не относится к стадиям законотворческого процесса?

1) принятие закона;

2) законодательная возможность;

3) санкционирование и опубликование закона;

4) переработка законопроекта.

Правильный вариант/варианты: 2, 4.

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

При обсуждении законопроекта на пленарном заседании проходит три ______(А), в ходе которых в его _____(Б) вносятся поправки.

Слова в списке даны в именительном падеже.

Правильный вариант: А – 4 (чтение), Б – 1 (текст).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС — нор­ма­тив­но ус­та­нов­лен­ный по­ря­док соз­да­ния за­ко­на упра­во­мо­чен­ны­ми за­ко­но­дательными ор­га­на­ми и долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми.

Основные прин­ци­пы законодательного процесса ус­та­нав­ли­ва­ют­ся кон­сти­ту­ция­ми (пунк­ты «в» – «д» статья 84; статьи 104–108, 134–137 Кон­сти­ту­ции РФ), а под­роб­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние со­дер­жит­ся в те­ку­щем за­ко­но­да­тель­ст­ве и пар­ла­мент­ских рег­ла­мен­тах. Законодательный процесс вклю­ча­ет сле­дую­щие ста­дии: за­ко­но­да­тель­ную ини­циа­ти­ву, или вне­се­ние в за­ко­но­дательный ор­ган за­ко­но­про­ек­та или за­ко­но­пред­ло­же­ния; об­су­ж­де­ние за­ко­но­про­ек­та; при­ня­тие за­ко­на или его одоб­ре­ние; санк­цио­ни­ро­ва­ние, про­муль­га­цию и официальное опуб­ли­ко­ва­ние (об­на­ро­до­ва­ние).

Ес­ли пар­ла­мент двух­па­лат­ный, то за­ко­но­про­ект (за­ко­но­пред­ло­же­ние) мо­жет вно­сить­ся ли­бо в лю­бую па­ла­ту, ли­бо толь­ко в ниж­нюю. В Рос­сии за­ко­но­про­ек­ты вно­сят­ся субъ­ек­та­ми (но­си­те­ля­ми) пра­ва за­ко­но­дательной ини­циа­ти­вы толь­ко в Государственную ду­му (часть 2 статья 104 Кон­сти­ту­ции РФ). По­ря­док вне­се­ния, вклю­чая тре­бо­ва­ния к за­ко­но­про­ек­там и со­про­во­ди­тель­ным до­ку­мен­там, ре­гу­ли­ру­ет­ся Рег­ла­мен­том па­ла­ты (1998). В США, Ита­лии за­ко­но­про­ек­ты мо­гут вно­сить­ся в лю­бую па­ла­ту, но в США есть ис­клю­че­ние: за­ко­но­про­ек­ты о по­сту­п­ле­ни­ях до­хо­дов вно­сят­ся толь­ко в ниж­нюю па­ла­ту — Па­ла­ту пред­ста­ви­те­лей. За­ко­но­про­ек­ты о бюд­же­те и о ра­ти­фи­ка­ции или де­нон­са­ции ме­ж­ду­нар. до­го­во­ра вно­сят­ся обыч­но толь­ко ис­пол­нительной вла­стью — гла­вой го­су­дар­ст­ва или пра­ви­тель­ст­вом.

В пе­ри­од под­го­тов­ки ко вто­ро­му чте­нию ко­ми­тет при­ни­ма­ет от субъ­ек­тов пра­ва за­ко­но­дательной ини­циа­ти­вы по­прав­ки, изу­ча­ет их и фор­ми­ру­ет спи­ски по­пра­вок, ре­ко­мен­дуе­мых к при­ня­тию или от­кло­не­нию, ор­га­ни­зу­ет пра­во­вую и лин­гвис­тическую экс­пер­ти­зу за­ко­но­про­ек­та, по­сле че­го пред­став­ля­ет па­ла­те док­лад. Рег­ла­мент Государственной ду­мы пре­ду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность все­на­род­но­го об­су­ж­де­ния за­ко­но­про­ек­та, при­ня­то­го или одоб­рен­но­го в пер­вом чте­нии, и, ес­ли оно со­стоя­лось, его ре­зуль­та­ты учи­ты­ва­ют­ся ко­ми­те­том. Вто­рое чте­ние на за­се­да­нии па­ла­ты за­клю­ча­ет­ся в бо­лее или ме­нее под­роб­ном об­суж­де­нии ста­тей за­ко­но­про­ек­та и ре­ше­нии во­про­са о по­прав­ках к не­му. Оно так­же за­вер­ша­ет­ся го­ло­со­ва­ни­ем, в за­ви­си­мо­сти от ре­зуль­та­тов ко­то­ро­го ра­бо­та над за­ко­но­про­ек­том про­дол­жа­ет­ся или он от­кло­ня­ет­ся.

В пер­вом слу­чае за­ко­но­про­ект сно­ва воз­вра­ща­ет­ся в ко­ми­тет, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет окон­ча­тель­ное ре­дак­ти­ро­ва­ние за­ко­но­про­ек­та с учё­том при­ня­тых па­ла­той по­пра­вок, по­сле че­го пред­став­ля­ет на третье чте­ние в па­ла­ту для его при­ня­тия. Па­ла­та мо­жет при­нять или одоб­рить за­ко­но­про­ект, от­кло­нить его или вер­нуть­ся на ста­дию вто­ро­го чте­ния, ес­ли со­чтёт, что не­об­хо­ди­мы до­пол­нит. по­прав­ки. При­ня­тие за­ко­но­про­ек­та в треть­ем чте­нии в ря­де стран, вклю­чая Рос­сию, оз­на­ча­ет пре­вра­ще­ние за­ко­но­про­ек­та в за­кон, ко­то­рый, од­на­ко, ещё не яв­ля­ет­ся ак­том пар­ла­мен­та, ес­ли не­об­хо­ди­мо при­ня­тие или одоб­ре­ние его дру­гой па­ла­той. Ес­ли же пар­ла­мент од­но­па­лат­ный, за­кон по­сту­па­ет для санк­цио­ни­ро­ва­ния гла­ве го­су­дар­ст­ва.

Три чте­ния за­ко­но­про­ек­та пре­ду­смот­ре­ны не во всех стра­нах. Во Фран­ции, например, вся про­це­ду­ра про­хо­ж­де­ния за­ко­но­про­ек­та в па­ла­те счи­та­ет­ся од­ним чте­ни­ем, а по­втор­ное рас­смот­ре­ние в слу­чае от­кло­не­ния или вне­се­ния по­пра­вок другой па­ла­той — вто­рым чте­ни­ем и так далее.

В Гер­ма­нии, где пар­ла­мен­том счи­та­ет­ся бун­дес­таг, есть ещё один кол­ле­ги­аль­ный ор­ган — бун­дес­рат, че­рез по­сред­ст­во ко­то­ро­го субъ­ек­ты фе­де­ра­ции уча­ст­ву­ют в за­ко­но­да­тель­ст­ве, административном уп­рав­ле­нии и де­лах Ев­ропейского сою­за. Не­ко­то­рые за­ко­ны ну­ж­да­ют­ся в обя­за­тель­ном со­гла­сии бун­дес­ра­та, по дру­гим он мо­жет зая­вить свои воз­ра­же­ния, ко­то­рые в слу­чае от­ри­ца­тель­но­го ре­зуль­та­та со­гла­си­тель­ной про­це­ду­ры пре­одо­ле­ва­ют­ся бун­дес­та­гом при по­вы­шен­ных тре­бо­ва­ни­ях к ре­зуль­та­там го­ло­со­ва­ния (аб­со­лют­ное или ква­ли­фи­ци­ро­ван­ное боль­шин­ст­во го­ло­сов).

В тех стра­нах, где за­кон при­ни­ма­ет­ся обеи­ми па­ла­та­ми, во вто­рой па­ла­те за­ко­но­про­ект, при­ня­тый пер­вой па­ла­той, про­хо­дит ту же про­це­ду­ру. При не­дос­ти­же­нии со­гла­сия ме­ж­ду па­ла­та­ми за­ко­но­про­ект счи­та­ет­ся от­верг­ну­тым (например, в США) ли­бо мо­жет быть при­нят на со­вме­ст­ном за­се­да­нии обе­их па­лат (например, в Ин­дии). В тех же стра­нах, где боль­шин­ст­во за­ко­нов, при­ня­тых ниж­ней па­ла­той, ну­ж­да­ет­ся в вы­ра­жен­ном или мол­ча­ли­вом одоб­ре­нии верх­ней па­ла­той, в слу­чае не­пре­одо­ли­мых раз­но­гла­сий меж­ду па­ла­та­ми за­кон мо­жет быть при­нят окон­ча­тель­но ниж­ней па­ла­той при воз­мож­ных по­вы­шен­ных тре­бо­ва­ни­ях к боль­шин­ст­ву го­ло­сов. Мол­ча­ли­вое одоб­ре­ние вы­ра­жа­ет­ся не­при­ня­ти­ем ре­ше­ния в те­че­ние ус­та­нов­лен­но­го сро­ка (в Рос­сии срок для Со­ве­та Фе­де­ра­ции со­став­ля­ет 14 дней). Но не­ред­ко кон­сти­ту­ция­ми ус­та­нав­ли­ва­ет­ся пе­ре­чень та­ких за­ко­нов, для при­ня­тия ко­то­рых одоб­ре­ние обе­их па­лат обя­за­тель­но. Во Фран­ции за­кон мо­жет «хо­дить» из па­ла­ты в па­ла­ту и об­рат­но («чел­нок»), по­ка пра­ви­тель­ст­во не по­ста­но­вит, что за­кон мо­жет быть при­нят в ре­дак­ции, ко­то­рую одоб­рит Национальное со­б­ра­ние (ниж­няя па­ла­та). В Гер­ма­нии в слу­чае упор­но­го не­же­ла­ния бун­дес­та­га при­нять важ­ный для фе­де­раль­но­го пра­ви­тель­ст­ва за­кон фе­де­раль­ный пре­зи­дент по ини­циа­ти­ве гла­вы пра­ви­тель­ст­ва мо­жет объ­я­вить со­стоя­ние чрез­вы­чай­ной за­ко­но­дательной не­об­хо­ди­мо­сти, во вре­мя ко­то­ро­го за­кон мо­жет быть при­нят в ре­дак­ции, одоб­рен­ной бун­дес­ра­том, то есть ми­нуя бун­дес­таг.

Читать еще:  Полковник проявил тыловую хватку

За­кон, при­ня­тый пар­ла­мен­том, по­сту­па­ет обыч­но к гла­ве го­су­дар­ст­ва, ко­то­рый в те­че­ние оп­ре­де­лён­но­го сро­ка дол­жен его санк­цио­ни­ро­вать, то есть под­пи­сать. При этом ему за­час­тую да­ёт­ся пра­во вер­нуть за­кон в те­че­ние это­го сро­ка в пар­ла­мент со свои­ми за­ме­ча­ния­ми (пра­во ве­то) или ос­по­рить кон­сти­ту­ци­он­ность за­ко­на в кон­сти­ту­ци­он­ном су­де (кон­сти­ту­ци­он­ном со­ве­те). Современные мо­нар­хи пра­ва ве­то обыч­но не име­ют. Ве­то пре­зи­ден­тов – от­ла­га­тель­ное (сус­пен­зив­ное): пар­ла­мент мо­жет пре­одо­леть его, при­няв за­кон по­втор­но при бо­лее жё­ст­ких тре­бо­ва­ни­ях к боль­шин­ст­ву, по­сле че­го пре­зи­дент обя­зан под­пи­сать за­кон ли­бо за­кон всту­па­ет в си­лу без этой под­пи­си.

В не­ко­то­рых стра­нах (например, во Фран­ции) санк­цио­ни­ро­ван­ный за­кон про­муль­ги­ру­ет­ся (под­пи­сы­ва­ет­ся) гла­вой го­су­дар­ст­ва, ко­то­рый из­да­ёт специальный акт, ин­фор­ми­рую­щий о при­ня­тии пар­ла­мен­том дан­но­го за­ко­на. Во всех де­мо­кра­тических го­су­дар­ст­вах за­кон офи­ци­аль­но опуб­ли­ко­вы­ва­ет­ся (обыч­но по рас­по­ря­же­нию гла­вы го­су­дар­ст­ва) и всту­па­ет в си­лу по ис­те­че­нии ус­та­нов­лен­но­го сро­ка по­сле опуб­ли­ко­ва­ния, с тем что­бы об­ще­ст­во име­ло вре­мя под­го­то­вить­ся к реа­ли­за­ции но­во­го за­ко­на. Ино­гда в за­ко­не ус­та­нав­ли­ва­ет­ся, что раз­ные его час­ти всту­па­ют в си­лу в раз­ное вре­мя.

Не­ко­то­рые ви­ды за­ко­нов в кон­крет­ных стра­нах тре­бу­ют осо­бо­го законодательного процесса. Это – кон­сти­ту­ци­он­ные, ор­га­ни­че­ские, до­пол­няю­щие, фи­нан­со­вые и не­ко­то­рые другие ви­ды за­ко­нов. Осо­бый законодательный процесс име­ет ме­сто и в слу­чае, ко­гда за­кон при­ни­ма­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но из­би­ра­те­ля­ми пу­тём ре­фе­рен­ду­ма.

Законодательный процесс во мно­гих го­су­дар­ст­вах про­хо­дит под воз­дей­ст­ви­ем лоб­би­ст­ской дея­тель­но­сти раз­но­го ро­да ча­ст­ных ин­те­ре­сов (в США лоб­бизм по­лу­чил за­ко­но­дательное ре­гу­ли­ро­ва­ние).

Система российского права. Законотворческий процесс

Система права — это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты.

Система права
Нормы права
– это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально определённые правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений
Правовой институт
– это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определённый вид общественных отношений
Отрасль права
– совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений

Начальным элементом системы права являются нормы права, все они могут быть разделены на определённые группы и виды.

Классификация норм права

Критерии классификацииГруппы и виды норм
по предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений)– конституционно-правовые;
– гражданско-правовые;
– уголовно-правовые;
– административно-правовые и т.д.
по юридической силе– нормы законов;
– нормы подзаконных актов
по характеру содержащихся в их тексте правил поведения– обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определённые положительные действия);
– запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещённых действий);
– управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определённых положительных действий)
по действию во времени– неопределённо длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени);
– временные нормы (период их действия определён в нормативно-правовом акте);
– чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций)
по кругу субъектов– общие (распространяют своё действие на всю группу субъектов права);
– специальные (регулируют поведение конкретного, определённого круга субъектов права);
– исключительные (распространяются на отдельных субъектов права)
по пределам действия норм в пространстве– общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму);
– нормы местного действия (действуют в пределах территории, определённой самим нормативно-правовым актом)
по способу установления– императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов правоотношений);
– диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей);
– рекомендательные: устанавливают варианты желательного для государства поведения;
– поощрительные – меры поощрения за одобряемое государством поведение субъектов
по функциональному назначению– материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников);
– процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм)
по социальному назначению– учредительные (нормы — принципы)
– регулятивные (нормы — правила поведения)
– охранительные (нормы – стражи)
– обеспечительные (нормы — гарантии)
– декларативные (нормы — объявления)
– дефинитивные (нормы — определения)
– коллизионные (нормы — арбитры)
– оперативные (нормы — инструменты)

Норма права имеет свою структуру, представляющую её внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой.

Структура нормы права
Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применениюДиспозиция — это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельствСанкция — это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы

Законотворческий процесс в РФ

Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.
Основные стадии законодательного процесса:
1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения.
В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ по вопросам их ведения;
2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях) – обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки;
3) принятие закона – В РФ законы принимаются Государственной думой большинством голосов от общего числа её депутатов;
4) санкционирование и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.
Принятые парламентом законы направляются главе государства
– Президенту РФ, который может наложить на них вето, отсрочив вступление закона в силу. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации.
В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.
Федеральные конституционные законы в Российской Федерации считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и стадии

Понятие законотворчества

Законотворческий процесс является составной частью правотворческого процесса, его сердцевиной. Понятие характеризуется деятельностью по принятию законов.

Помимо законов продукция правотворчества включает подзаконные нормативные акты, правовой обычай, юридический прецедент и нормативные договоры.

Законотворчество в РФ – сложный, неоднородный процесс.

Стадии законотворчества

Рассмотрим законотворчество и его стадии:

  • Законодательная инициатива представляет собой право, которое закреплено в Конституции Российской Федерации. Оно касается определенных субъектов и предполагает внесение предложений о том, чтобы издать определенные законы (проекты законов) посредством законодательного органа. Право законодательной инициативы ведет к появлению у него обязанности рассматривать предложение и проект закона. При этом право принятия или отклонения принадлежит законодателю. Рассматриваемое право может принадлежать Президенту и Правительству, Совету Федерации и его членам, депутатам Госдумы, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации. Также им наделяется Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный Суд РФ в вопросах их ведения.
  • Обсуждение законопроекта, которое начинает госдума, выслушивая доклада представителя субъекта, который вносит проект закона. Этот этап нужен для устранения пробелов, противоречий и неточностей. Если проект закона имеет существенное значение, то его необходимо вынести на всенародное обсуждение.
  • Процесс принятия закона, который может быть достигнут путем голосования (простое большинство и квалифицированное). Эта стадия — главная, она включает 3 подстадии:
    • Госдума принимает закон (федеральный закон может быть принят простым большинством голосов из общего числа депутатов Госдумы, федеральный конституционный закон принимается в случае наличия от 2/3 голосов из общего числа;
    • Совет Федерации одобряет закон (одобрение происходит в случае наличия более 50 % голосов от общего количества членов или в случае, если в течение 2 недель его не рассмотрел Совет Федерации) Статья 108 Конституции РФ гласит, что федеральный конституционный закон можно считать принятым в случае одобрения большинством (от ¾ голосов общего количества участников Совета Федерации);
    • Президент подписывает закон в течение 14 дней и происходит его обнародование;
  • Публикация закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы всегда подлежат официальной публикации, что происходит в течение 7 дней после момента подписания).

Действие нормативных актов

Нормативные акты могут включать временные, пространственные и субъектные пределы своего действия.

Функционирование их во времени характеризуется вступлением в силу, утратой силы. Существует Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания», в соответствии с которым акты палат Федерального Собрания, федеральные конституционные законы, федеральные законы могут вступать в силу одновременно на всей территории страны по истечении десяти дней после момента их официальной публикации. Это предусмотрено для случаев, если сами законы (акты палат) не устанавливают иной порядок их вступления в силу.

Читать еще:  Флаг рс я

Здесь необходимо учитывать основной принцип, в соответствии с которым закон не обладает обратной силой. Это значит, что он не может быть распространен на отношения, имевшие место до того, как он вступил в юридическую силу.

Закону может быть придана обратная сила в случае:

  1. наличии такой информации в нем;
  2. смягчения или устранения ответственности.

Прекращение действия (утрата силы) для нормативных актов происходит в соответствии с:

  • завершением срока его действия;
  • выпуском нового акта, который призван заменить ранее действующий (то есть происходит косвенная отмена);
  • прямым указанием соответствующего органа, которое касается отмены акта (происходит прямая отмена).

В пространстве действие нормативного акта можно определить территорией. Именно на нее происходит распространение властных полномочий органа, который занимается издание соответствующих актов.

Территория России включает пространство (сухопутное и водное) в рамках государственных границ, а также воздушное пространство и недра. В территорию также входят российские дипломатические представительства за границей, торговые и военные суда, находящиеся в открытом море, воздушные корабли, которые находятся вне пределов нашей страны.

Органами субъектов Федерации не отменяются и не приостанавливаются на своих территориях законы общих федеральных органов.

На территории нашей страны действие нормативных актов происходит по отношению ко всем гражданам, органам государства, общественным организациям, иностранцам, лицам без гражданства. Наряду с этим есть специальные нормативные акты, действие которых распространяется лишь на некоторые категории должностных лиц и граждан.

Важно обратить внимание на принцип гражданства. Он гласит, что граждане нашего государства, вне зависимости от места своего нахождения, должны соблюдать законы РФ. Если они совершают преступное деяние в другой стране, то должны понести уголовную ответственность по российским законам. Это предусмотрено даже тогда, когда подобное преступление не считается преступлением в государстве, где гражданин РФ находится.

Волгоградская областная Дума

Законодательная процедура

  • депутатам Волгоградской областной Думы,
  • Губернатору Волгоградской области,
  • Администрации Волгоградской области,
  • представительным органам муниципальных образований Волгоградской области,
  • прокурору Волгоградской области,
  • контрольно-счетной палате Волгоградской области,
  • Волгоградскому областному Совету профессиональных союзов,
  • Избирательной комиссии Волгоградской области,
  • уполномоченному по правам человека в Волгоградской области,
  • уполномоченному по правам ребенка в Волгоградской области,
  • Президенту Волгоградской торгово-промышленной палаты,
  • Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области»,
  • Общественной палате Волгоградской области,
  • членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Волгоградской области,
  • Молодежному парламенту Волгоградской области,
  • гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Волгоградской области, в порядке осуществления права законодательной инициативы,

по вопросам их ведения:

  • председателям Волгоградского областного суда и Арбитражного суда Волгоградской области,
  • начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области,
  • руководителю Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области.

НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ВНЕСЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ОБЛАСТНУЮ ДУМУ ПРОЕКТА ЗАКОНА И ИНОГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА В ПОРЯДКЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ:

1) проектов постановлений Волгоградской областной Думы о принятии закона Волгоградской области;

2) текста проекта закона, иного нормативного правового акта;

3) пояснительной записки, содержащей наименование субъекта права Законодательной инициативы и разработчиков, обоснование необходимости принятия проекта закона, иного нормативного правового акта, его развернутую характеристику, цели, основные положения, место в системе действующего законодательства;

4) финансово-экономического обоснования проекта закона, иного нормативного правового акта;

5) перечня нормативных правовых актов, требующих внесения изменений и подлежащих отмене в связи с принятием предлагаемого проекта закона, иного нормативного правового акта;

6) копии решения коллегиального органа о внесении проекта закона, иного нормативного правового акта с указанием лица (лиц), представляющего (представляющих) такой проект закона, иной нормативный правовой акт в Волгоградской областной Думе, — в случае внесения проекта закона, иного нормативного правового акта коллегиальным органом.

ГРАЖДАНАМ, В ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ПОМИМО УКАЗАННЫХ ДОКУМЕНТОВ НЕОБХОДИМО ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРЕДОСТАВИТЬ:

1) протокол собрания инициативной группы о выдвижении законодательной инициативы, избрании председателя и заместителя председателя инициативной группы;

2) список членов инициативной группы по форме, установленной приложением 3 к Закону Волгоградской области от 03 июня 2014 г. N 80-ОД «О порядке осуществления права законодательной инициативы гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Волгоградской области».

В случае несоблюдения условий внесения в Думу проекта закона или постановления, такой проект в течение 10 дней со дня его регистрации в Волгоградской областной Думе возвращается председателем Думы субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект нормативного правового акта, для выполнения указанных условий.

Проекты законов Волгоградской области о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Волгоградской области, проекты законов, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Думой по представлению Губернатора Волгоградской области либо при наличии его заключения, если законопроекты внесены на рассмотрение Думы иными субъектами права законодательной инициативы.

РАССМОТРЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НА ЗАСЕДАНИИ ДУМЫ

Рассмотрение проектов законов в Думе осуществляется не менее чем в двух чтениях, не считая повторного рассмотрения уже принятого Думой закона, но отклоненного Губернатором Волгоградской области, если применительно к конкретному законопроекту Дума не примет иного решения. Дума может принять решение о проведении третьего чтения законопроекта.

  • Обсуждение основных положений проекта закона.
  • Голосование по принятию общей концепции проекта закона
  • Обсуждение и голосование по поправкам к проекту закона, внесенным субъектами права законодательной инициативы.
  • Голосование по принятию закона Волгоградской области в окончательном чтении.
  • Рассмотрение только документов профильного комитета, профильной комиссии.
  • Голосование по принятию закона Волгоградской области в окончательном чтении.

В ТЕЧЕНИЕ 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ ЗАКОНЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИНЯТЫЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ, НАПРАВЛЯЮТСЯ ДЛЯ ПОДПИСАНИЯ И ОБНАРОДОВАНИЯ ГУБЕРНАТОРУ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Губернатор Волгоградской области не позднее 14 календарных дней со дня поступления закона из Думы подписывает либо отклоняет его. В случае если Губернатор Волгоградской области не согласен с принятым законом, он вправе вернуть его с мотивированным обоснованием отклонения либо с предложением о внесении в него изменений.

ПО ИТОГАМ ПОВТОРНОГО РАССМОТРЕНИЯ ПРИНЯТОГО ЗАКОНА ДУМА ВПРАВЕ:

  • согласиться с решением Губернатора Волгоградской области об отклонении закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Думой;
  • одобрить закон в редакции, предложенной Губернатором Волгоградской области;

Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы. В случае принятия закона в редакции, предложенной Губернатором Волгоградской области, закон в течение 10 рабочих дней направляется председателем Думы Губернатору Волгоградской области для подписания и обнародования.

  • одобрить закон в ранее принятой редакции (преодолеть вето).

Решение в этом случае принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Думы (квалифицированным большинством). Если при повторном рассмотрении закон Волгоградской области принят Думой в прежней редакции посредством преодоления вето, он не может быть повторно отклонен Губернатором Волгоградской области и подлежит обязательному подписанию и обнародованию в течение 7 календарных дней со дня поступления из Думы.

ОПУБЛИКОВАНИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА В СИЛУ

В соответствии с Законом Волгоградской области от 09.12.2014 № 169-ОД «О нормативных правовых актах Волгоградской области» официальным опубликованием нормативного правового акта Волгоградской области считается первая публикация его полного текста в газете «Волгоградская правда» или первое размещение (опубликование) в сетевых изданиях «Волгоградская правда.ру» (https://vpravda.ru/pravo), «RIAC34.RU» (http://riac34.ru/documents), «Волгоград.Ру» (www.pravo.volgograd.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Блок-схема рассмотрения и принятия проектов законов

Обеспечение законотворческой деятельности посредтвом информационных технологий

В целях обеспечения открытости законотворческой деятельности, Волгоградская областная Дума реализует освещение и ход законодательного процесса посредством размещения необходимой информации на сопровождаемых информационных веб-ресурсах:

  • официальный сайт Волгоградской областной Думе — https://volgoduma.ru;
  • автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД) — https://asozd.volgoduma.ru/.

Возможность удаленного доступа к текстам проектов и материалам, размещенным на указанных ресурсах позволяет организовывать бесперебойную работу над рассматриваемыми законопроектами и проектами постановлений всех участников законотворческого процесса.

Законодательный процесс в рф

1. Основные стадии законодательного процесса в РФ

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона , что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector