Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости

Возможность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия) (порядок создания и работы комиссий утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 ).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены:

физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;

юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;

органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Комиссии созданы и функционируют при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации. Приказом Росреестра от 26.10.2012 № П/491 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Волгоградской области.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии является:

— недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При оспаривании кадастровой стоимости в комиссии заинтересованному лицу необходимо обратиться в комиссию с соответствующим заявлением и требуемыми для пересмотра кадастровой стоимости документами.

Следует учитывать, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений объекта недвижимости, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

С заявлением на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

С заявлением на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К заявлению необходимо приложить:

— кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

— нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

— документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений;

— отчет об оценке объекта оценки, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (далее – отчет об определении рыночной стоимости), в случае, если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Заявление без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению также могут прилагаться иные документы.

Заявление рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Если основанием подачи заявления была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

— об отклонении заявления в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

— о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае если заявление подано на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации), и орган регистрации прав (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации) копию указанного решения.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

— отчет об оценке рыночной стоимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого пересмотрена кадастровая стоимость, и (при наличии) соответствующее положительное экспертное заключение, составленное в форме электронного документа, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации);

— сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценке, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для налогообложения), с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценке, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Оспаривание кадастровой стоимости в суде осуществляется в установленном законодательством порядке рассмотрения судебных споров.

Причем для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Однако для юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде возможно только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный срок.

Новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной

На территории Пермского края с 01.01.2021 установлен новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной.

С 01.01.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Закон N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” дополнен ст. 22.1, определяющей новый порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной.

С 01.01.2021 кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости устанавливает бюджетное учреждение – ГБУ ЦТИ по Пермскому краю.

Заинтересованное лицо подает следующий пакет документов для оспаривания:

2. Отчет об оценке, составленный в форме электронного документа, содержащий выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта и зарегистрированных правах на него.

3. Доверенность (если заявление подает представитель заявителя).

Важно! Заявление может быть подано в бюджетное учреждение в период с даты постановки объекта на кадастровый учет до даты его снятия с учета при следующем условии: заявление должно быть подано в течение шести месяцев с даты, на которую проведена рыночная оценка недвижимости и которая указана в отчете об оценке рыночной стоимости недвижимости.

То есть, если до 01.01.2021 года датой оценки при оспаривании была дата проведения государственной кадастровой оценки, то после 01.01.2021 года оценщик определяет стоимость на «произвольную» дату, которая отличается от даты подачи заявления в ГБУ ЦТИ по Пермскому краю не более, чем на 6 месяцев. Фактически, оценка становится не ретроспективной, а приближенной к текущей дате.

Так, например, при подаче заявления 01.02.2021, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена по состоянию на актуальную дату в пределах 6 месяцев от даты подачи заявления.

1. 30 календарных дней – ГБУ рассматривание заявление

2. 5 рабочих дней со дня принятия решения в отношении заявления бюджетное учреждение направляет в орган регистрации прав его копию и отчет, представленный с заявлением.

3. 30 календарных дней – новую кадастровую стоимость кадастровая палата вносит в ГКН (в случае принятия положительного решения).

В случае отрицательного ГБУ решение может быть оспорено в суде. Одновременно в суд можно заявить требование об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости (ч. 14, 15 ст. 22.1 упомянутого Закона).

Одновременно с изменением порядка оспаривания кадастровой стоимости с 01.01.2021 вступили в силу изменения налогового законодательства в части применения кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения по налогу на имущество и земельному налогу.

Во-первых, будет только два исключения, когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости будет учитываться в текущих и прошлых периодах:

▶ если кадастровая стоимость установлена в размере рыночной в порядке, предусмотренном ст. 22 Закона о кадастровой оценке, для расчета налогов установленная рыночная стоимость будет использоваться с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет (п. 6 части 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ)

▶ если индекс недвижимости снизился более чем на 30%, то уменьшенная кадастровая стоимость применяется с начала года, на который рассчитан индекс (п. 6 части 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ).

Во-вторых, если стоимость объекта недвижимости, включенного в региональный перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не определена на начало года, то, по новым правилам, налог за такой объект платить нужно, но по среднегодовой стоимости. Ранее Минфин разъяснял, что в такой ситуации налог уплате не подлежит.

Основным изменением является период применения кадастровой стоимости, в случае оспаривания: согласно ст. 18, 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

Это значит, что налогоплательщики с 01.01.2021 при оспаривании кадастровой стоимости не имеют возможности применить рыночную стоимость за прошлые периоды, как это было до 01.01.2021.

Читать еще:  Как узнать свой налог на недвижимость

Поэтому, чем раньше налогоплательщик обратиться за консультацией и примет решение об оспаривании, тем большего экономического эффекта он сможет достигнуть.

Если у вас остались вопросы по новому порядку оспаривания обратитесь за бесплатной консультацией к специалистам компании Р-Консалтинг и получите экспресс-оценку вашего объекта недвижимости!

Изменение кадастровой стоимости недвижимости: документальное оформление

Какие документы необходимы для изменения кадастровой стоимости коммерческой недвижимости – здания (владельцем является физическое лицо, Краснодарский край), если сроки начала процедуры кадастровой оценки объекта (до 1 января 2017 года или позже) неизвестны? Куда обращаться?

С 1 января 2017 г. вступил в силу специальный Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” (далее – Закон № 237-ФЗ), которым урегулированы отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации. Статьей 24 этого Закона установлен переходный период применения данного нормативно-правового акта – до 1 января 2020 г., в течение которого государственная кадастровая оценка может проводиться как в соответствии с этим Законом, так и в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон № 135-ФЗ).

Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки по правилам Закона № 237-ФЗ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч. 3 ст. 24 Закона № 237-ФЗ). При этом в ч. 6 ст. 24 Закона № 237-ФЗ прямо указано, что его положения не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления его в силу.

Оспаривание результатов кадастровой оценки по правилам Закона № 135-ФЗ

Если процедура определения кадастровой стоимости здания была начата до начала действия Закона № 237-ФЗ, то есть решение о проведении кадастровой оценки принято ранее 01.01.2017, то при оспаривании результатов кадастровой оценки в любом случае надлежит руководствоваться Законом № 135-ФЗ.

Согласно ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости здания могут быть оспорены заинтересованным физическим лицом в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

В отличие от организаций для физических лиц предварительное обращение в Комиссию не является обязательным. Поэтому владелец здания в описанной ситуации вправе оспорить результаты его кадастровой оценки как в Комиссию, так и напрямую в суде, минуя обращение в Комиссию.

Основанием для подачи заявления могут быть:
– недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
– установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

К заявлению прилагаются (часть шестнадцатая ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ):
1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
2) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
3) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
4) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Как видно, в зависимости от основания оспаривания кадастровой стоимости к заявлению прилагаются либо документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, либо отчет о рыночной стоимости объекта.

Также к заявлению могут прилагаться иные документы. Заявление рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления, и ее решения могут быть оспорены в суде.

Для оспаривания кадастровой стоимости здания в судебном порядке подается административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (в рассматриваемой ситуации иск должен быть подан по подсудности в Краснодарский краевой суд) (ст.ст. 20, 245 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ); п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости”).

Содержание указанного административного иска и перечень прилагаемых к нему документов определены ст. 246 КАС РФ. Иск при этом должен соответствовать требованиям ст. 125 КАС РФ.

Помимо общих документов, указанных в ст. 126 КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются те же документы, что и ранее перечисленные, предоставляемые в Комиссию (ч. 3 ст. 246 КАС РФ).

Оспаривание результатов кадастровой оценки по новым правилам

Если проведение кадастровой оценки начато в текущем году, то при оспаривании ее результатов владелец здания по своему выбору вправе руководствоваться изложенным выше порядком либо правилами, определенными Законом № 237-ФЗ. При этом следует учитывать, что в отличие от порядка, предусмотренного Законом № 135-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости в соответствии с новыми правилами могут быть оспорены только по одному основанию – при установлении в отношении объекта его рыночной стоимости (п. 7 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

Так же как и Закон № 135-ФЗ, Закон № 237-ФЗ предусматривает возможность административного и судебного оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость здания может быть оспорена заинтересованным физическим лицом в комиссии (в случае ее создания в субъекте РФ) или в суде. Предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Заявление об оспаривании может быть подано со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном Законом № 237-ФЗ, или в соответствии со ст. 16 этого Закона (п.п. 1 и 4 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

К заявлению прилагаются:
1) выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
3) отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

К заявлению могут прилагаться и иные документы. Решение комиссии может быть оспорено в суде.

Порядок судебного оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости аналогичен ранее изложенному. Однако важно учитывать, что в случае оспаривания кадастровой стоимости здания со ссылкой на нормы Закона № 237-ФЗ основанием иска может выступать лишь установление в отношении данного объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Ответ подготовил: Габбасов Руслан, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости

1. Кто может оспорить кадастровую стоимость?

Оспорить кадастровую стоимость может любой гражданин, чьи права и обязанности затрагивают результаты такой оценки.

2. В каких случаях и как можно оспорить кадастровую стоимость?

Пересмотреть кадастровую стоимость можно по двум основаниям:

  • в случае выявления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (например, при оценке были использованы неверные данные о виде функционального использования, годе постройки либо о материале стен дома и тому подобное);
  • при необходимости установить кадастровую стоимость в размере рыночной, определенной на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.

В первом случае пересчет кадастровой стоимости осуществляется при обращении в Государственное бюджетное учреждение Москвы «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования» на основании решения о пересчете кадастровой стоимости, во втором случае кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной через суд. В обоих случаях нужно собирать доказательства.

3. Как узнать, какие сведения использовались для проведения кадастровой оценки?

Сведения о том, как, когда, кем и по чьему заказу была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости вместе с отчетами о проведении кадастровой оценки хранятся в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Получить их можно онлайн на сайте Росреестра, на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru или на сайте государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования».

Чтобы воспользоваться сервисом, вам необходимо знать кадастровый номер объекта недвижимости.

С запросом о предоставлении сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, вы также можете обратиться лично:

  • если кадастровая стоимость была определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки — к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (в отношении московской недвижимости в роли заказчика обычно выступает Департамент городского имущества, но уточнить эту информацию вы можете в Управлении Росреестра по Москве);
  • если кадастровая стоимость была определена при постановке объекта на кадастровый учет (или в результате внесения изменений в него) — в отделение Росреестра по месту расположения объекта недвижимости.

4. Как доказать, что кадастровую стоимость определили по недостоверным сведениям?

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется из множества факторов, таких как размер объекта недвижимости, местоположение, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории, целевое назначение и другие. Например, в случае если оценивается помещение, здание или постройка, также учитывается материал стен, износ здания, аварийное состояние объекта и так далее.

Если хотя бы один из этих факторов не учтен либо учтен неверно (имела место, например, техническая ошибка), вы можете направить обращение об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Сделать это можно с помощью официального сайта Мэра Москвы mos.ru. При подтверждении ошибки результатом станет решение о пересчете кадастровой стоимости.

К обращению об исправлении технической и (или) методологической ошибок необходимо приложить документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. В качестве доказательств факта ошибки вы можете использовать ранее внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения, документы технического учета (документы БТИ) и другие документы.

5. Как оспорить кадастровую стоимость через суд?

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Прежде чем подать иск о пересмотре кадастровой стоимости соберите документы:

  • исковое заявление ;
  • выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
  • отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, и экспертизу отчета о рыночной оценке объекта недвижимости (если вы хотите оспорить кадастровую стоимость, опираясь на рыночную);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если вы считаете, что при определении кадастровой стоимости были использованы недостоверные сведения);
  • доверенность или другие документы, удостоверяющие полномочия вашего представителя в суде, а также документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования либо ученной степени по юридической специальности (если иск вы будете подавать через представителя);
  • сведения об уплате госпошлины (подача административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными);
  • иные документы и материалы, подтверждающие ваши требования.

Дела о пересмотре кадастровой стоимости рассматривает в качестве суда первой инстанции Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа. Таким образом, в отношении недвижимости, расположенной в Москве, вам необходимо направить иск в Московский городской суд.

Подать административный иск вы можете лично либо онлайн на сайте Мосгорсуда (для этого требуется быть зарегистрированным пользователем портала gosuslugi.ru). Также с помощью сервиса вы можете отслеживать движение поданных вами обращений и получить результаты их рассмотрения.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным судом РФ в течение 3 месяцев, всеми остальными — в течение 2 месяцев. По сложным делам председатель суда может продлить срок рассмотрения дела, но не более чем на месяц. Таким образом, если вы будете требовать пересмотра кадастровой стоимости недвижимости, расположенной в Москве, Мосгорсуд будет рассматривать дело в течение 2, максимум 3 месяцев.

Читать еще:  Как покупают квартиру в ипотеку процесс

О дате и времени судебного заседания всех участников извещает суд. Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

Особенности применения кадастровой стоимости с первого января 2019 года

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость объектов недвижимости устанавливается и применяется, в том числе, для целей налогообложения.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, налоговой базой для расчета налога на объект недвижимости является его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с первого января года, являющегося налоговым периодом. Если объект недвижимости образован в течение календарного года, то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в реестр недвижимости сведений о таком объекте.

В Иркутской области кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы при расчете земельного налога и налога на имущество организации в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, к которым, в частности, относятся административно-деловые и торговые центры и помещения в них (виды таких объектов перечислены в статье 378.2 Налогового Кодекса).

Очередные поправки в Налоговый кодекс в середине 2018 года привели к изменению правил применения кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения.

Теперь законодателем четко обозначен порядок применения кадастровой стоимости в зависимости от причины ее изменения. В общем случае изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах. Однако это правило не применяется, если в 2019 году изменились количественные или качественные характеристики объекта либо изменение кадастровой стоимости связано с исправлением ошибок, допущенных при ее определении, а также при изменении кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.

Новый порядок определения налоговой базы применяется к сведениям об измененной кадастровой стоимости по основаниям, возникшим с первого января 2019 года.

Так, в случае изменения количественных и/или качественных характеристик объекта, а именно, уточнения площади, изменения назначения здания или помещения, вида разрешенного использования земельного участка или сведений о категории земель, измененная кадастровая стоимость применяется теперь со дня внесения в реестр недвижимости новых характеристик об объекте, а не с первого января следующего года, как было ранее.

Пример: в августе 2017 года уточнили площадь объекта недвижимости и его кадастровая стоимость была пересчитана пропорционально изменению площади.

— по правилам, действовавшим до 2019 года – налог был бы пересчитан только с первого января 2018;

— с 2019 года – налог пересчитывается с августа 2017 года (с даты изменения площади).

Если изменение кадастровой стоимости произошло вследствие исправления ошибок в сведениях реестра, либо в результате пересмотра кадастровой стоимости в комиссии или суде по основанию недостоверности сведений, использованных при ее определении, измененная кадастровая стоимость учитывается с даты, с которой начала применяться ошибочная (изменяемая) кадастровая стоимость объекта. Прежде исправленная кадастровая стоимость учитывалась, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Пример: осуществляется исправление ошибки в сведениях о кадастровой стоимости, которая была допущена при уточнении площади в августе 2017 года.

— по правилам, действовавшим до 2019 года – налог был бы пересчитан только с первого января 2018 года, т.е. с периода применения ошибочной стоимости (изменение кадастровой стоимости в течение года учитывалось прежде только со следующего налогового периода).

— с 2019 года – налог пересчитывается с августа 2017 года (с даты, когда для начисления налога начала по новым правилам применятся ошибочная кадастровая стоимость).

В случае изменения кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости объекта недвижимости по решению комиссии или решению суда, при условии, что такое решение принято не ранее первого января 2019 года (в том числе по заявлениям и искам, поданным в 2018 году), сведения о новой кадастровой стоимости применяются с даты начала применения для налогообложения оспоренной кадастровой стоимости, а не с первого января года, в котором подано заявления об оспаривании, как было ранее.

Пример: в январе 2019 года решением суда установлена рыночная стоимость земельного участка, иск об оспаривании кадастровой стоимости был подан в декабре 2018 года, оспариваемая стоимость была определена при постановке земельного участка на учет и применялась с первого июля 2016.

— по правилам, действовавшим до 2019 года – земельный налог был бы пересчитан только с первого января 2018 (то есть с первого января года подачи иска об оспаривании);

— с 2019 года – налог пересчитывается с первого июля 2016 года (с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости).

Следует обратить внимание, что согласно нормам закона, внесшего поправки в Налоговый Кодекс, перерасчет ранее исчисленного налога возможен не за все периоды, а только за три предыдущих года, предшествующих календарному году направления уведомления о перерасчете налога. При этом в случае, если ретроспективный перерасчет влечет за собой увеличение сумм ранее уплаченного налога, такой перерасчет не производится.

Елена Савченко, ведущий инженер отдела определения кадастровой стоимости

филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области

Как добиться пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости в Подмосковье

Кадастровая стоимость – это рыночная стоимость объекта недвижимости, которая определяется в процессе государственной кадастровой оценки. На ее формирование влияет множество факторов: территория и площадь земельного участка, его категория, вид разрешенного использования и др. Для граждан установление справедливой кадастровой стоимости важно тем, что именно от нее зависит размер земельного налога. Поскольку государственная кадастровая оценка носит массовый характер, то в отдельных случаях могут возникать ошибки в определении стоимости недвижимости. О том, куда жители Московской области должны обращаться для пересмотра кадастровой стоимости объектов, и какие документы для этого необходимы, читайте в материале портала mosreg.ru.

Почему возникают ошибки в определении кадастровой стоимости

Справедливая кадастровая стоимость объекта недвижимости не должна резко отличаться от рыночного уровня цен. Как правило, превышение кадастровой стоимости над рыночной связано с ошибками в ее определении. Также речь может идти о непринятии во внимание уникальных особенностей недвижимости.

Например, одна из типичных ошибок – неправильное отнесение объекта капитального строительства к стоимостной группе вида разрешенного использования при проведении кадастровой оценки. В этом случае рыночная и кадастровая стоимость могут отличаться в несколько раз.

Как узнать кадастровую стоимость объекта

Чтобы узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости, можно обратиться к публичной кадастровой карте Росреестра – достаточно кликнуть по нужному участку земли. Чтобы упростить поиск, можно сразу ввести кадастровый номер участка в строке в левом верхнем углу карты. Также кадастровую стоимость земли можно узнать с помощью отдельного сервиса Росреестра по тому же кадастровому номеру. Кроме того, эту информацию можно получить в виде выписки на том же портале в разделе «Получение выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости».

Куда обращаться для пересмотра кадастровой стоимости

Чтобы добиться пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при наличии сомнений в верности ее определения, необходимо обратиться в Министерство имущественных отношений Московской области. Для этого нужно написать заявление на имя министра, к которому приложить копии документов, подтверждающих выявленную ошибку (о регистрации права, кадастровые паспорта или кадастровые выписки, письма администрации района или иные документы).

Заявление и документы принимаются по адресу: Московская область, город Красногорск, бульвар Строителей, дом 1, здание бюро пропусков, окно «прием корреспонденции», или на электронную почту министерства: mio@mosreg.ru.

Также заявление о необходимости пересмотра кадастровой стоимости можно оставить на портале «Добродел» в разделе «Сообщить о высокой кадастровой стоимости участка».

Срок рассмотрения заявлений занимает 30 календарных дней. В итоге заявителю направляется мотивированный ответ о наличии или отсутствии кадастровых ошибок. В случае выявления ошибки Минмособлимущество проводит перерасчет кадастровой стоимости, утверждает результаты новой кадастровой оценки и направляет сведения о новой кадастровой стоимости в Кадастровую палату для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

Как оспорить результаты

Источник: ©, Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области

Если по результатам проверки специалистам не удалось выявить ошибок при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, но при этом она все равно значительно превышает рыночную (выше стоимости сделок по аналогичным объектам), то целесообразно обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области. В ее состав входят представители Росреестра, Кадастровой палаты, Минмособлимущества и представитель оценочного сообщества.

В комиссию необходимо направить заявление в произвольной форме с приложением следующих документов:

  • кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащей сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости и дате определения кадастровой стоимости (выдается любым отделом Кадастровой палаты);
  • нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа или выписки из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости);
  • документов, подтверждающих недостоверность сведений, использованных при определении кадастровой стоимости (если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений);
  • отчета об оценке объекта недвижимости (если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течение одного месяца с даты его поступления. В семидневный срок комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости. При желании заявитель может лично присутствовать на заседании комиссии.

Заявление и документы можно направить в комиссию почтовым отправлением на адрес: 121170, Москва, улица Поклонная, дом 13.

Адрес для подачи заявлений в комиссию лично: Москва, улица Обручева, дом. 46, кабинет 715. Телефон для связи: 8 (499) 264-40-22.

Кадастровая палата назвала причины изменений кадастровой стоимости земельных участков

Во вторник, 18 мая, Кадастровая палата по Воронежской области провела горячую линию по вопросам определения кадастровой стоимости. На десятки вопросов жителей региона отвечали специалисты сразу двух отделов организации. Эксперты подвели итоги телефонных консультаций и выделили самые популярные вопросы граждан.

Получили выписку из Единого государственного реестра недвижимости ( ЕГРН) о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2021 г . Почему стоимость изменилась, а в реквизитах указан Приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.11.2020 г. №2562 ?

С 1 января 2021 года на территории Воронежской области действуют новые значения кадастровой стоимости земель населенных пунктов, лесного и водного фондов. Причиной изменений стала государственная кадастровая оценка, которую проводило государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки» . Результаты оценки были утверждены Приказом регионального департамента имущественных и земельных отношений от 06.11.2020 г. №2562.

Кроме того, в 2021 году на территории Воронежской области будет проведена государственная кадастровая оценка земельных участков категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земель иного специального назначения, а также объектов капитального строительства.

Объединил земельные участки в один, но в полученной выписке из ЕГРН на новый участок не указана кадастровая стоимость. Почему, ведь исходные участки были с кадастровой стоимостью?

Кадастровую стоимость вновь учтенных или ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них или об изменении их характеристик, влекущих изменение кадастровой стоимости, определяет региональное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки» .

Со дня внесения сведений об объекте недвижимости или изменений сведений об объекте в ЕГРН Кадастровая палата по Воронежской области в течение трех рабочих дней направляет сведения в «Центр государственной кадастровой оценки». Учреждение в течение 10 рабочих дней определяет кадастровую стоимость недвижимости. Результатом служит акт об определении кадастровой стоимости, который в течение трех рабочих дней размещается на официальном сайте «Центра государственной кадастровой оценки» и направляется в орган регистрации прав. У органа регистрации прав не более пяти рабочих дней, чтобы внести сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в ЕГРН.

Данные требования установлены Федеральным законом №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Читать еще:  Квартира в дар налоги

Таким образом, на определение кадастровой стоимости объекта недвижимости и внесение этих сведений в ЕГРН отводится 21 рабочий день. Позднее граждане могут бесплатно получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости недвижимости. Данные сведения предоставляются по запросу любых лиц.

Также узнать кадастровую стоимость можно с помощью электронных сервисов Росреестра «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» и «Публичная кадастровая карта».

Поставил на кадастровый учет г азопровод низкого давления. В полученной выписке у объекта отсутствуют сведения о кадастровой стоимости. В чем причина?

Порядком определения кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 г. № 514, не установлен механизм расчета кадастровой стоимости объектов капитального строительства с видом «сооружение».

Кадастровая стоимость сооружений может быть определена при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Контакты для СМИ:

Пресс-служба Кадастровой палаты по Воронежской области

8 (473) 327-18-92 (доб. 2429 или 2326)

394077, г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 2

Изменения в порядке применения кадастровой стоимости

Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ (далее — Закон № 269-ФЗ) в ряд законодательных актов РФ внесены поправки, касающиеся определения и применения кадастровой стоимости. Мы рассмотрим те из них, которые будут интересны налогоплательщикам. За исключением отдельных положений поправки вступили в силу с 11 августа 2020 г.

В целях налогообложения кадастровая стоимость используется при расчете земельного налога и налога на имущество организаций по объектам, входящим в соответствующий перечень, утверждаемый субъектом РФ. В расчет берется кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января налогового периода (п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 391 НК РФ).

Оспаривание кадастровой стоимости

Иногда кадастровая стоимость в ЕГРН, определенная по результатам кадастровой оценки, оказывается выше рыночной стоимости объекта. А это влечет за собой увеличение суммы налога к уплате в бюджет.

Сейчас оспорить кадастровую стоимость можно в специально созданной субъектом РФ комиссии или в суде. Причем до подачи заявления в суд обращаться в комиссию необязательно (ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», далее — Закон № 237-ФЗ).

Такой порядок обжалования сохранится только до того момента, когда субъект РФ примет решение о дате перехода к применению положений новой ст. 22.1 Закона № 237-ФЗ. Сделать это он должен до 1 января 2023 г.

В соответствии с новой ст. 22.1 Закона № 237-ФЗ обращаться за установлением кадастровой стоимости объекта, равной его рыночной стоимости, нужно будет в бюджетное учреждение, осуществившее определение кадастровой стоимости (далее — бюджетное учреждение). Бюджетное учреждение будет определять кадастровую стоимость с 1 января 2021 г. (ст. 14 Закона № 237-ФЗ, п. 2 ст. 7 Закона № 269-ФЗ). А в суде можно будет оспаривать вынесенное бюджетным учреждением решение. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (п. 15 ст. 22.1 Закона № 237-ФЗ).

Применение измененной кадастровой стоимости

Поправками, внесенными ст. 1 Закона № 269-ФЗ в ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 135-ФЗ), предусмотрено, что кадастровая стоимость, установленная в результате рассмотрения споров об определении ее размера, используется для целей, предусмотренных законодательством РФ, со дня начала применения изменяемой кадастровой стоимости. Тем самым устранены противоречия между старой редакцией ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ и положениями п. 15 ст. 378.2 и п. 11 ст. 391 НК РФ. Дело в том, что в старой редакции ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ говорилось, что измененная по решению комиссии или суда кадастровая стоимость применяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление, но не ранее даты внесения в ЕГРН оспариваемой кадастровой стоимости. Однако согласно п. 15 ст. 378.2 и п. 11 ст. 391 НК РФ при установлении кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в размере рыночной стоимости объекта она учитывается при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Если кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости объекта была установлена не в результате спора, а по решению бюджетного учреждения, такая кадастровая стоимость используется с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение было подано соответствующее заявление (подп. 6 п. 2 ст. 18 Закона № 237-ФЗ, введен п. 13 ст. 5 Закона № 269-ФЗ).

Установлен порядок применения кадастровой стоимости при ее корректировке в результате внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Если кадастровая стоимость изменилась в сторону уменьшения, она используется со дня начала применения изменяемой кадастровой стоимости. Данное положение внесено в ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ (ст. 1 Закона № 269-ФЗ). В случае увеличения кадастровой стоимости она применяется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (подп. 2 п. 2 ст. 18 Закона № 237-ФЗ, введен п. 13 ст. 5 Закона № 269-ФЗ).

Сроки проведения кадастровой оценки

В 2022 г. во всех субъектах РФ должна быть проведена государственная кадастровая оценка земельных участков, а в 2023 г. — государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест (п. 5 и 6 ст. 6 Закона № 269-ФЗ).

До этого очередная государственная кадастровая оценка осуществляется не ранее чем через три года (в городах федерального значения — не ранее чем через два года) и не позднее чем через пять лет с года последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, категорий земель (подп. 1 п. 7 ст. 6 Закона № 269-ФЗ). Решение о государственной кадастровой оценке должно быть принято не менее чем за шесть месяцев до 1 января года ее проведения. В противном случае оценка не проводится (подп. 3 п. 7 ст. 6 Закона № 269-ФЗ).

Если не согласны с оценкой: как оспорить кадастровую стоимость квартиры

Квартира в собственности — это не только личное жилье или инвестиция, но и постоянные расходы. Помимо расходов на ремонт и коммунальные услуги, каждый собственник обязан платить налог на имущество.

В этой статье мы рассмотрим возможность уменьшить сумму налога через оспаривание кадастровой стоимости квартиры.

Кадастровая стоимость и налог на имущество

Начиная с 1 января 2020 года на территории всей Российской Федерации налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости. Раньше в отдельных регионах этот налог рассчитывался от инвентаризационной стоимости, которая, как правило, существенно ниже рыночной.

Предполагается, что кадастровая стоимость должна соответствовать рыночной, однако это не всегда так. При установлении кадастровой стоимости государственный оценщик обычно применяет метод массовой оценки, то есть пользуется средним расчетом стоимости квадратного метра в пределах территориальной единицы — кадастрового квартала, населенного пункта и т. д. Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет.

Такой способ не позволяет учесть индивидуальные особенности квартиры — например, произведенные перепланировки, этаж, вид из окна. В итоге кадастровая стоимость может оказаться заниженной или завышенной. Если она завышена, собственник квартиры будет фактически переплачивать налог на имущество.

Для таких случаев существует возможность оспаривания установленной кадастровой стоимости. Это вправе сделать как собственник квартиры, так и другие заинтересованные лица, например бывший собственник или наследники, к которым собственность еще не перешла.

Закон предусматривает две процедуры оспаривания — внесудебную и судебную.

Оспорить кадастровую стоимость квартиры можно в комиссии по рассмотрению споров, если она создана в вашем регионе.

Для этого потребуется:

  • узнать кадастровую стоимость квартиры. Это можно сделать бесплатно на сайте Росреестра;
  • обратиться к оценщику, чтобы провести оценку рыночной стоимости квартиры на дату установления кадастровой стоимости. Стоимость услуг оценщика составляет в среднем 3–10 тыс. руб.;
  • подать заявление в комиссию по рассмотрению споров. К заявлению прикладываются отчет об оценке и выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости. Собственник также прикладывает копию правоустанавливающих документов, например договора купли-продажи или ДДУ;
  • получить решение комиссии. Срок рассмотрения заявления об оспаривании не может превышать 30 дней.

Комиссия вправе принять решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или об отклонении заявления. В последнем случае она должна указать обоснование такого решения.

Решение комиссии может быть оспорено в суде в течение трех месяцев.

Из плюсов внесудебного порядка можно отметить более короткий срок рассмотрения и невысокий размер расходов — фактически нужно оплатить только услуги оценщика. Из минусов — более частый процент отказов, чем в судах: по статистике, комиссии удовлетворяют около 60% всех заявлений.

Заявитель может оспорить как решение комиссии, так и собственно результаты определения кадастровой стоимости. В последнем случае предварительное обращение в комиссию необязательно, если иск подает гражданин.

Исковое заявление подается в Верховный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения государственного (или муниципального) органа, заказавшего оценку либо определившего кадастровую стоимость.

Государственная пошлина за рассмотрение иска для граждан составляет 300 руб. за каждый объект недвижимости.

Такой иск может быть подан в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Важно отметить, что если на момент обращения в суд кадастровая стоимость объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости уже изменилась, то оспаривать предыдущую стоимость уже нельзя.

Собственник должен понимать, что суд на основании имеющихся в деле доказательств может установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении.

Дело об оспаривании кадастровой стоимости, как правило, рассматривается в первой инстанции в течение двух-трех месяцев.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. С учетом обращения в вышестоящие инстанции общий срок рассмотрения дела может составить до шести — восьми месяцев.

Процент положительных решений, вынесенных судами, существенно выше, чем при внесудебном оспаривании. Так, в 2019 году 96% вынесенных судами решений было в пользу заявителей.

Минусами судебного оспаривания является более долгий срок, а также дополнительные расходы на юристов — они составляют в среднем от 30 тыс. до 100 тыс. руб.

О каких суммах идет речь

Перед принятием решения об оспаривании кадастровой стоимости следует предварительно оценить финансовую сторону вопроса.

Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Например, в Москве налог на квартиру стоимостью свыше 20 млн руб., но до 50 млн руб. включительно составляет 0,2% в год. При стоимости свыше 50 млн руб. налог составит 0,3% в год.

Следовательно, при оценке квартиры в 50 млн. руб. налог составит 100 тыс. руб. в год, а при оценке в 51 млн руб. — уже 153 тыс. руб. в год. Таким образом, пересмотр кадастровой стоимости позволит сэкономить 53 тыс. руб. в год.

Установленная судом или комиссией стоимость будет действовать только до следующей государственной оценки. Несмотря на то что закон позволяет учесть результаты оспаривания ранее действовавшей кадастровой стоимости при проведении очередной государственной оценки, на практике так происходит не всегда.

Если объект стоит до 10 млн руб. (включительно), ставка налога составляет 0,1% в год. Для квартиры стоимостью 10 млн руб. размер налога составит 10 тыс. руб. в год, а при ее оценке в 9 млн руб. — 9 тыс. руб. в год. В этом случае изменение кадастровой стоимости позволит платить налогов всего на 1 тыс. руб. в год меньше.

К сожалению, вернуть переплаченную сумму налогов не получится, так как установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период (календарный год), в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Это следует из Налогового кодекса РФ и подтверждается судебной практикой.

Рассчитать сумму налога, подлежащую уплате за конкретную квартиру, можно с помощью сервиса «Налоговый калькулятор» на сайте Федеральной налоговой службы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector