Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Квартиры для военнослужащих

Можно ли получить военную ипотеку, если уже есть квартира: решение ВС

Без права на ипотеку

Елена Казаченко* с 2003 года служила по контракту. Спустя почти шесть лет службы ее включили в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Включенные в реестр военные получают право на заем для уплаты первоначального взноса по ипотеке и для погашения обязательств по ипотечному кредиту. Пока они служат, все это платит за них государство. Такая возможность предусмотрена в законе о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

В марте 2012 года мужу Казаченко, который тоже был военным, выдали 54-метровую двушку в Волгограде. Треть квартиры получила в собственность жена.

В 2018 году Казаченко решила воспользоваться правом на целевой заем. Она заключила договор с «Росвоенипотекой», которая спустя время перечислила около 3 млн руб. на счет застройщика.

Но военный прокурор решил: раз у женщины уже есть жилплощадь, пусть и полученная через мужа-военного, она уже не имеет права на заем, и выданные Росвоенипотекой деньги – неосновательное обогащение, которое надо взыскать с Казаченко в пользу ведомства.

Суды согласились с такой позицией и взыскали с нее и сумму займа, и судрасходы. Казаченко и «Росвоенипотека» с этим не согласились и оспорили решения в Верховном суде.

Права супруга не заменяют собственные

В жалобе заявители указали, что Казаченко была по праву включена в реестр. Она не скрывала, что у нее в собственности появилась жилплощадь, и никак не подталкивала чиновников к неправильному решению в свою пользу. Она также представила все необходимые документы в Минобороны. Там проверили ее статус как участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, и претензий к ней не было. На все эти факты как на значимые для дела обратили внимание в коллегии по делам военнослужащих Верховного суда, которая рассмотрела жалобу.

Коллегия ВС под председательством судьи Игоря Крупнова напомнила: именной накопительный счет военного закрывают в случае, если человек исключен из реестра участников накопительно-ипотечной системы.

— увольнение с военной службы;

— исключение из списков личного состава воинской части в связи с гибелью или смертью, признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением умершим;

— исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами президента РФ способом за счет средств федерального бюджета.

Ч. 3 ст. 9 Закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

Только такие основания, которые указаны в законе, позволяют исключить военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы, подчеркнул ВС в определении (дело № 224-КГ20-2-К10).

ВС обратил внимание на условие договора целевого займа. В нем прямо указано, что заемщик возвращает деньги, представленные по договору, только при двух условиях: если тот досрочно уволился с военной службы или у него не возникло права использовать накопления. «Иных условий для возврата средств по займу, в том числе обеспечения жильем в составе семьи военнослужащего, в договоре не указано», – акцентировал внимание Верховный суд.

ВС прямо указал: Закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» не предусматривает

такого основания для возврата целевого жилищного займа, как получение жилого помещения в составе семьи военнослужащего.

Казаченко служила и служит по контракту и не получала жилья, отметил ВС. То, что она получила часть квартиры как жена военного, не имеет значения, поскольку речь идет о накопительно-ипотечной системе. Такой подход согласуется с правовой позицией Конституционного суда (постановление от 14 января 2016 г. № ГП), сказано в определении по делу. Суд указал, что надо проверить правомерность требований прокурора, и отправил дело на новое рассмотрение в Волгоградский гарнизонный военный суд.

*Имена и фамилии участников спора изменены

С начала 2020 года почти 500 военнослужащих получили жильё в Саратовской области

  • + Министерство
    • Положение о министерстве
    • Структура министерства
    • Руководство Министерства
    • Координационные и совещательные органы
    • Курируемые и подведомственные организации
    • Коллегия министерства
    • Реализуемые программы
    • Информация о размещении госзаказа
    • Антикоррупционная деятельность
    • Кадровое обеспечение
    • Информационные системы
    • Госуслуги
    • Работа с обращениями граждан
    • Общественная работа
    • Информация по охране труда служащих министерства
    • Контакты
    • Результаты проверок, проведенных иными контролирующими органами в отношении министерства строительства и ЖКХ области
    • Раскрытие информации
    • Открытые данные о деятельности министерства строительства и ЖКХ области
  • + Информация
    • База нормативно-правовых актов министерства
    • Оперативная информация
    • Новости
    • Для муниципалитетов
    • Часто задаваемые вопросы
    • Награждение
    • Задать вопрос
    • Бесплатная юридическая помощь
    • Стоп.Коронaвирус
    • Сводный перечень нормативов градостроительного проектирования
  • + Национальные проекты
    • Региональный проект «Жилье»
    • Региональный проект «Формирование комфортной городской среды»
    • Региональный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»
    • Региональный проект «Чистая вода»
  • + Строительство и стройиндустрия
    • Жилищное строительство
    • Программа «Жилье для российской семьи»
    • Градостроительство
    • Стройиндустрия
    • Школа застройщика
    • Инвестиционно-строительные программы
    • Управление государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством
    • Саморегулирование в строительстве
    • Индексы изменения сметной стоимости СМР
    • Территоральные сметные нормативы
    • Областное отраслевое соглашение
    • Информация о выставках и семинарах
  • + Жилищная политика
    • Законодательство
    • Ответственные специалисты по направлениям
    • Реализация жилищных программ
    • Анкета для граждан
    • Перечень документов для рассмотрения вопроса признания граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и формы заявлений
  • + ЖКХ
    • В помощь собственнику
    • Жилищный фонд
    • Национальный приоритет развития: ЖКХ и городская среда
    • Водоснабжение и водоотведение
    • Комплекс мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
    • Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)
    • Энергосбережение и энергоэффективность
    • Реформа ЖКХ в действии
    • Подготовка к осенне-зимнему периоду
    • Проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
    • Библиотека образцов благоустройства и озеленения
    • Система по мониторингу и контролю устранения аварий и инцидентов на объектах ЖКХ
    • Субсидии
  • + Электронная приемная
    • Электронное обращение
  • + Фонд защиты прав граждан
    • Информация о фонде
    • Руководство фонда
    • Учредительные документы фонда

© 2013 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области

При использовании (цитировании, перепечатке и т.д.) информации, размещенной на официальном сайте министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, обязательным требованием является ссылка на электронный адрес сайта (www.minstroy.saratov.gov.ru)

Контакты

Адрес: 410042, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 114

Написать администратору
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter

Как приватизировать жилье, полученное от Министерства обороны РФ?

Для начала обратимся к закону.
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ, а именно со ст.15 данного закона «Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона».
Приватизация жилья военнослужащим — довольно сложный и трудоемкий процесс. Основная проблема заключается в следующем: в большинстве случаев военнослужащие получают жилое помещение, принадлежащее Министерству Обороны, заключая договора социального найма. Начиная процесс приватизации, человек может столкнуться с рядом проблем, например, отсутствие собственника дома, в котором проживает семья военнослужащих; или отсутствие управляющей компании; отсутствие технического паспорта. Кадастрового паспорта на квартиру и другими проблемами. Все это приводит к остановке самого процесса приватизации. Приватизация жилья предполагает два варианта передачи жилого помещения в собственность:
— каждый член семьи, участвующий в приватизации получает свою определенную долю в квартире;
-жилое помещение передается в собственность одному члену семьи.
Следует знать, что в заявлении, которое подготавливается на приватизацию, необходимо проставить подписи всех членов семьи военнослужащего, не забывая и про несовершеннолетних детей.
В случае возникновения каких-либо проблемных ситуаций, связанных с приватизацией, следует помнить, что возможна приватизация квартиры военнослужащим и любой жилой площади, находящейся в федеральной собственности, через суд. Таким образом не важно получил ли военнослужащий квартиру от Министерства обороны, федеральной службы охраны и ли другого федерального учреждения — решение о приватизации для военных служебных квартир принимает суд.
Для начала у военнослужащего на руках обязательно должно быть, либо Решение Федерального органа исполнительной власти, либо договор социального найма жилого помещения с министерством обороны либо другим федеральным ведомством, в соответствии с которыми, военнослужащему и членам его семьи было предоставлено в пользование жилое помещение — квартира. Если такой документ есть — считайте, полдела сделано.
Государство, в соответствии с действующем законодательством, обязано передать военнослужащему в собственность служебное жилое помещение. К договору социального найма необходимо приложить акт передачи жилого помещения или ордер на вселение, т.е. любой документ, подтверждающий предоставление «служебной квартиры» (постановление, распоряжение).

Также военнослужащему необходимо получить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, которая доказывает, что квартира действительно находится в собственности Российской Федерации. Право оперативного управления может быть не закреплено вообще, или принадлежать определенному госоргану ( в таком случае, в исковом заявлении необходимо просить прекратить это право оперативного управления).

Для прохождения военной приватизации необходимо получить послужной список.

Следующий шаг — необходимо грамотно составить исковое заявление в суд о признании за военнослужащим права собственности на служебную квартиру и оплатив госпошлину подать заявление в суд.

Также суду необходимо доказательство того, что военнослужащий не смог урегулировать вопрос о приватизации служебной квартиры в досудебном порядке.
Для этого военнослужащему необходимо обратиться с письменным заявлением в орган, в ведении которого находится служебная квартира. Представитель министерства обороны или федерального учреждения должен в письменном виде ответить военнослужащему, что процедура приватизации осуществима исключительно через суд.
Если квартира принадлежит Министерству обороны РФ, их ответ иначе называется как «Отказ Минобороны в Приватизации». Также в ответе министерства обороны может быть указано возражает ли этот орган против Ваших требований или поддерживает их. Если в ответе на обращение военнослужащего сказано, что возражает, пугаться не стоит, все решения о приватизации служебной квартиры или в отказе военной приватизации всё равно принимает суд.

Следующими документами, необходимыми для подачи иска в суд являются копия финансового лицевого счета с указанием общей и жилой площади квартиры и выписка из домовой книги. Для суда они будут служить доказательствами того, что в квартире действительно проживает военнослужащий и члены его семьи.
В случае, если в служебной квартире проживает человек, на которого военнослужащий не будет приватизировать квартиру, то ему необходимо дать заверенное нотариусом «согласие на приватизацию» этого жилого помещения (квартиры) за указанными людьми и свой отказ от права на приватизацию служебной квартиры. Копию этого документа необходимо также приложить к исковому заявлению в суд.
В случае бесплатной приватизации, военнослужащему необходимо будет доказать, что он ранее не учествовал в бесплатной приватизации. Для этого необходимо получить «справки о неприватизации» из паспортных столов всех районов, в которых Вы когда либо жили. В суд «справку о неприватизации» иногда предоставлять необязательно, ведь, если с Вами был заключен договор социального найма, значит Ваше участие в бесплатной приватизации уже проверило Минобороны РФ.

Читать еще:  Как найти объем квартиры

Технический паспорт (калька-план) на служебное жилое помещение (из ФФГУП «Ростехинвентаризация» (БТИ) — без постановки на кадастровый учёт будет служить доказательством того, что в служебной квартире не было проведено неузаконенных перепланировок. Также потребуется кадастровый паспорт на служебное жилое помещение.

Ну и конечно, военнослужащему потребуется сделать ксерокопии паспортов и свидетельств рождения детей.
Суд рассмотрит обращение военнослужащего и вынесет решение о том что данную квартиру можно «расслужебить»
Получив решение суда, военнослужащему необходимо зарегистрировать право собственности на бывшую служебную квартиру. Для этого ему потребуется — решение суда, кадастровый паспорт квартиры.
Государственная пошлина за регистрацию в Росреестре составит 2000 рублей.

С ЧЕМ СВЯЗАНЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ?

1. Первый этап приватизации
Для приватизации квартиры необходим договор передачи. Военнослужащий обращается в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» с просьбой его заключить.

2. Получение отказа
Заключение договора передачи квартиры в собственность с военнослужащим невозможно, поскольку Минобороны не наделило ФГКУ «СТУИО» МО РФ правом на приватизацию служебных квартир.

3. Обращение в суд
Военнослужащему не хватает документов для подачи в Росреестр и он не может получить свидетельство о собственности на квартиру. Что делать в этом случае? Единственным решением будет обращение в суд.

Какие документы необходимо собрать для иска в суд?

1. Копии паспортов всех участников приватизации
2. Нотариальный отказ от участия в приватизации от тех, кто прописан в квартире, но отказывается в ней участвовать
3. Справка формы 9 (числом не позднее 10 дней до подачи иска в суд)
4. Технический паспорт, технический план, кадастровый паспорт на квартиру
5. Договор социального найма
6. Письмо-отказ от ФГУ Министерства обороны от передачи квартиры в собственность граждан
7. Выписка из послужного списка военнослужащего
8.Выписка из Приказа Министра обороны РФ по личному составу и строевой части (об увольнении с военной службы)
9. Все справки, подтверждающие неучастие в приватизации по месту жительства, начиная с 1991 года. Это справки из БТИ до 1995 года. Выписки из ЕГРП Росреестра с 1995 года.
10. Выписка по форме 3 из ЕГРП по всей России (о наличии собственности)
11. Исковое заявление (составляли сами на основании примеров из интернета)
12. Квитанция госпошлины.
13. Копия доверенности ( если заявление подает доверенное лицо)
14. Выписка из послужного списка+ Выписка из Приказа Министра обороны РФ по личному составу и строевой части (об увольнении с военной службы)
15. Копии Свидетельства о браке (так как супруг отказывался от участия в приватизации)

Получение жилья военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и военными пенсионерами и членами их семей

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ военнослужащим, нуждающимся в жилище, наравне с иными категориями граждан, определенными законодательством РФ, оно предоставляется бесплатно.

Право на получение жилья для постоянного проживания возникает у разных категорий военнослужащих в разное время.

Так, те из них, кто заключил первый контракт, получил первое офицерское звание до 1 января 1998 года, приобретают такое право после пяти лет прохождения военной службы, те, кто начал свою службу после 1998 года, но не является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих — при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет. В случае увольнения с военной службы при выслуге (не льготной) от 10 лет до 20 лет, право на получение жилья от военного ведомства сохраняется в случае увольнения по одному из «льготных» оснований (ОШМ, предельный возраст, состояние здоровья, несоблюдение условий контракта со стороны МО РФ), также такое право сохраняется в случае увольнения по любому основанию при выслуге 20 лет и более.

При этом следует знать, что само по себе то обстоятельство, что гражданин является военнослужащим, не дает ему право на получения жилья от государства. Помимо прочего, военнослужащий должен быть признан нуждающимся в обеспечении жильем (относиться к категории нуждающихся в обеспечении жильем).

Так, пленум Верховного Суда РФ в п. 25 Постановления от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснил, что «при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. «.

Так, в частности, статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений (жилищном обеспечении), к ним относятся:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом следует обратить внимание, что согласно п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительствапо избранному постоянному месту жительства.

Мы разработали специально для военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей жилищные онлайн калькуляторы, калькулятор жилищной субсидии позволит самостоятельно рассчитать размер жилищной субсидии, предоставляемой военнослужащим в 1-м полугодии 2021 г., калькулятор социальной выплаты (СВ) позволит рассчитать размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения при помощи государственного жилищного сертификата (ГЖС) на 1-е полугодие 2021 г., калькулятор единовременной денежной выплаты (ЕДВ) поможет рассчитать единовременную денежную выплату на 1-й квартал 2021 г. на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемую бывшим военнослужащим и членам их семей, вставшим до 1 января 2005 года на жилищный учет через военные комиссариаты в органах власти местного самоуправления (ОВМСУ) по избранному месту жительства, в соответствии с постановлением Правительства РФ 1998 г. № 1054, а также бывшим военнослужащим Украины и приравненным к ним лицам, ставшими гражданами Российской Федерации, после принятия Республики Крым в Российскую Федерацию, в соответствии с Указом Президента РФ от 22 марта 2018 г. № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», а также онлайн калькулятор единовременной социальной выплаты (ЕСВ) на 1 кв. 2021 г. для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов УИС, ФПС и Таможенных органов РФ, а также ФСКН, денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, выплачиваемой в 2021 году военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Рассмотрим наиболее актуальные вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, военных пенсионеров и членов их семей.

Военнослужащие, бывшие военнослужащие (уволенные после 2005 года) могут реализовать свое право на получение жилья одним из следующих способов: получение жилья в натуре (по договору социального найма или сразу в собственность), посредством получения жилищной субсидии (Схему предоставления жилищной субсидии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, установленная приказом Министра обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы» можно посмотреть тут), социальной выплаты для приобретения жилого помещения при помощи государственного жилищного сертификата (ГЖС), единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой бывшим военнослужащим и членам их семей, вставшим на жилищный учет в органах власти местного самоуправления по избранному месту жительства в соответствии с постановлением Правительства РФ 1998 г. № 1054, а также, участвуя в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) (военной ипотеке).

Разрешить военнослужащим сдавать жилье из собственности в служебный фонд Минобороны

Разрешить военнослужащим сдавать жилье из собственности в служебный фонд МинОбороны

Обеспечение жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, осуще-ствляется на основании ФЗ РФ «О статусе военнослужащих…», а также «Инструкции о предоставлении военнослужащим… жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны от 30.09.2010 г. № 1280, и других ведомственных актов.
Типичной ситуацией является следующая. Многие военнослужащие в свое время по-лучили какое-то жилье от МО, со временем приобрели право на улучшение жилищных условий, были признаны нуждающимися и в таком состоянии достигли момента увольне-ния или оказались за штатом. На основании закона военнослужащий выбирает «избранное место жительства» и переходит в режим ожидания, часто с разными осложнениями.

Одно из осложнений состоит в следующем. В настоящее время в соответствии с п. 14 упомянутой «Инструкции…» размер предоставляемой нуждающемуся военнослужащему жилплощади уменьшается на величину имеющейся у него и/или членов его семьи в собст-венности общей жилплощади. С одной стороны, это вроде бы правильно. Но, с другой стороны, формальное буквальное исполнение этого пункта создает серьезное, порой не-преодолимое препятствие для реализации права военнослужащего на улучшение жилищ-ных условий в избранном по закону месте жительства после увольнения. Дело в том, что некоторые военнослужащие в свое время непосредственно получали квартиру от войско-вой части в виде долевой собственности по акту и договору цессии, часто в недостроен-ном и неготовом к эксплуатации доме. И, чтобы узаконить пользование квартирой, были вынуждены оформить ее в собственность.

Раньше улучшение жилищных условий военнослужащих осуществлялось примерно следующим образом. Военнослужащий подписывал обязательство сдать прежнюю жил-площадь, переезжал на новое место жительства (службы), получал ордер и жилье, сдавал по акту прежнее жилье и получал об этом справку.

Теперь же, в описанном выше случае, военнослужащий имеет право получить недос-тающую до установленных норм часть жилплощади (а это может составить даже менее одной комнаты), причем по социальному найму и… в избранном месте жительства, т.е. в другом населенном пункте. Таким образом, у него оказывается жилплощадь, состоящая минимум из двух частей, в разных городах. Далее ему предстоит либо делить семью на части для проживания в разных городах, либо заниматься непривычными для него и рис-кованными операциями по купле-продаже недвижимости, теряя время, терпя убытки, тем более, что эти части жилплощади имеют разный статус (одна часть в собственности, дру-гая – в социальном найме), не говоря уже о необходимости переезда, обустройства семьи, детей, и т.д., и т.п. Получается эдакая ловушка – нуждающийся военнослужащий с семь-ей оказывается заложником жилья, оформленного в собственность.

Читать еще:  Перепланировка трешки п44

При этом квартирные органы МО, уже после того, как военнослужащему вручили извещение о распределении полноценной квартиры с конкретным адресом и получили его согласие, а также его обязательство сдать прежнее жилье, спустя длительное время сооб-щают, что все отменяется, т.к. «порядок возврата имеющейся жилплощади не определен». Есть примеры таких ответов. (О том, как вся семья военнослужащего, уже готовая к пере-езду, переживает нешуточный моральный стресс, говорить не будем.)
Возникает вопрос, когда и кем будет определен этот порядок, и почему бы не сде-лать так, чтобы военнослужащий мог по упрощенной процедуре возвратить, сдать полу-ченную ранее от МО в долевую собственность квартиру, с последующей передачей ее, например, в служебный жилой фонд МО? И получать не кусочек-добавку жилой площа-ди к имеющейся, а полноценное жилье, положенное ему по установленным нормам, по закону, полностью в одном населенном пункте.

Это способствовало бы решению одновременно нескольких задач:
— упрощению и ускорению обеспечения постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы;
— обеспечению равных прав и возможностей военнослужащим, пользующимся жиль-ем разного статуса, в улучшении жилищных условий;
— расширению служебного жилого фонда Министерства обороны и ускорению обес-печения военнослужащих служебными квартирами.

Реализация этого предложения не требует дополнительного специального финанси-рования, т.к. уже изначально потребность в жилье запланирована из расчета на всех нуж-дающихся военнослужащих с учетом состава их семей. А каждый возврат (сдача) кварти-ры позволяет решить жилищный вопрос двух нуждающихся семей военнослужащих – одни уезжают на постоянное место жительства, другие вселяются в освобожденную квар-тиру.

При этом процедура оформления могла бы выглядеть так. Военнослужащий предос-тавляет в квартирные органы МО обязательство о сдаче, возврате ранее полученной от него в собственность квартиры, подает заявление в Росреестр о добровольном безвоз-мездном отчуждении этой квартиры в государственную собственность (служебный жилой фонд МО), а в остальном процедура улучшения жилищных условий может быть такой же, как при сдаче служебной квартиры.

Для реализации этого необходимо внести изменения в соответствующие норматив-ные акты, в частности, отменить или изменить второй абзац п.14 «Инструкции…», утвер-жденной приказом МО №1280 от 2010 г., так, чтобы квартирные органы МО могли при-нимать обратно от военнослужащих ранее переданную им в собственность жилплощадь, и распределять этим военнослужащим жилье в избранном ими месте жительства по уста-новленным нормам, без всяких вычетов. (Вычетом можно будет считать сдаваемую квар-тиру.)

Именно такое положение, предусматривающее возможность добровольного отчуж-дения имеющегося в собственности у военнослужащего жилья и отмену при этом вычетов из размера предоставляемой ему жилплощади, уже утверждено Постановлением Прави-тельства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 и действует в «Правилах выпуска и реализации го-сударственных жилищных сертификатов…» (подпункт «в» пункта 16.1). Иначе говоря, подобный механизм уже предусмотрен для получающих ГЖС.
Такое же положение имеется и в приложении к Постановлению Правительства от 06 ноября 2009 г. №903 («Правилах приобретения… квартир для военнослужащих…», пункт 9, подпункт «в)», с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства от 24 сентября 2010 г. №760). В этом документе имеется даже утвержденная форма-образец Обязательства о сдаче (отчуждении) жилого помещения (приложение №2 к «Прави-лам…»).

Помимо всего прочего одновременно была бы достигнута унификация нормативно-правовой базы.

С данным предложением я уже обращался в Государственную Думу, в Правитель-ство РФ и другие инстанции. Комитет ГД по обороне поддерживает это предложение, а Департамент жилищного обеспечения (ДЖО) МО возражает, считая, что это «может при-вести к значительному росту числа невостребованных квартир».

Считаю, что это возражение ДЖО МО не выдерживает никакой критики, является необоснованным, недальновидным, нерациональным и вызвано просто стремлением об-легчить свою задачу.

Во-первых, оно носит предположительный характер («…может привести…»); по-видимому, квартирные органы МО не располагают соответствующими точными данными о количестве, местонахождении имеющегося у военнослужащих жилья в собственности, о структуре контингента желающих вернуть жилье, и т.п.

Во-вторых, жилье, полученное ранее от МО, находится как правило в районах дислокации воинских гарнизонов, т.е. там, где всегда будет потребность в служебном жилом фонде.

В-третьих, в настоящее время МО испытывает большой дефицит служебного жило-го фонда (в частности, однокомнатных квартир) и, более того, Президентом РФ поставле-на задача решить эту проблему в 2013 году.

В-четвертых, сам термин «невостребованная квартира» вызывает большие сомне-ния. Ведь МО иногда передает целые жилые городки муниципальным органам власти. А если вести речь о продаже, то это лучше делать централизованно через полномочные и компетентные органы МО, например, Департамент имущественных отношений (ДИО), а не сбрасывать эту проблему на семьи военнослужащих. К тому же в перспективе целесо-образно иметь резерв в служебном жилом фонде МО.

В-пятых, как уже отмечено выше, Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, а также от 06 ноября 2009 г. №903 и от 24 сентября 2010 г. №760 разреша-ют подобные процедуры возврата военнослужащими жилья, находящегося в собственно-сти. Получается, что разные документы в аналогичных случаях устанавливают разные права военнослужащих, чего быть не должно. Иначе говоря, п.14 упомянутой «Инструк-ции…» существенно ограничивает, нарушает права военнослужащих, и к тому же проти-воречит духу «Закона о статусе военнослужащих…».

Из всего вышеперечисленного следует, что возражение квартирных органов МО против целесообразности возврата военнослужащими жилья является несостоятельным.

Необходимо устранить это несовершенство законодательства и разрешить уволь-няющимся военнослужащим в ходе улучшения жилищных условий сдавать (возвращать) из собственности жилье, ранее полученное от МинОбороны.

Ветеран, полковник в отставке В. Н. Гуменный.

Новости

Военнослужащие в нашей стране, согласно Конституции Российской Федерации, относятся к особой категории граждан, для которых установлен льготный порядок реализации права на обеспечение бесплатным жильем. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение. Порядок приобретения и реализации ими этого права, регулируется военным и жилищным законодательством Российской Федерации.
Не на до забывать о том, что к служебным жилым помещениям относятся только отдельные квартиры. Служебным жильем не могут стать комнаты, бытовки в казарме, учебные классы и т.п. (Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»).

Кто имеет право на жилье

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на жилье имеют все военнослужащие-контрактники. В период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Некоторые категории военнослужащих приобретают право на свою квартиру по истечении 20 лет военной службы и более, или после увольнения с военной службы по уважительным основаниям. При общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности. А кто-то может воспользоваться только государственными жилищными сертификатами или ипотечным кредитом.
Наряду с военнослужащим право на получение жилых помещений имеют также члены их семей. К ним, согласно закону о статусе военнослужащих, отнесены:
– супруга (супруг);
– несовершеннолетние дети;
– дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
– дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
– лица, находящиеся на иждивении военнослужащих;
– иные члены семьи согласно федеральным законам и иным нормативно-правовым актам.

Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации

Варианты обеспечения военнослужащих жильем

Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной в денежную форму расширяет возможности военнослужащих самостоятельно принимать решение по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья.
Возможность приобретения жилья в собственность с помощью ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, даже до окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья является одной из новых форм реализации военнослужащим права на жилище.
Ипотечный кредит – это целевой долгосрочный кредит, который предоставляется физическому лицу под сравнительно низкий процент для строительства или покупки жилья. Обычно приобретенное жилье закладывается банку до возвращения кредита и процентов по нему. А государственный жилищный сертификат – это именное свидетельство, которое удостоверяет право увольняемого военнослужащего на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья. Государственный жилищный сертификат не является ценной бумагой.
Еще возможно обеспечение военнослужащих жильем путем приобретения жилых помещений военными учреждениями (за счет внебюджетных источников), местными органами власти (обеспечивают сотрудников военных комиссариатов и др.) и организациями (обеспечивают жильем сотрудников военных представительств, военнослужащих внутренних войск).

Улучшение жилищных условий

Обеспеченные жильем военнослужащие имеют законное право и реальную возможность существенно улучшить свои жилищные условия (в первую очередь, это относится к военнослужащим, подлежащим увольнению в ближайшее время, либо увольняемым с военной службы).
Самые доступные способы:
1. Получение жилого помещения в дополнение к уже имеющемуся жилью (в том числе, ранее полученному от государства).
2. Получение жилого помещения большей площади в обмен на имеющееся жилье.
Улучшение жилищных условий военнослужащих производится на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.

Военный жилищный сертификат: кому положен и как использовать

Военный жилищный сертификат (ВЖС) – это форма помощи военнослужащим в приобретении жилья (действует наряду с военной ипотекой). В государственной программе «Жилище» можно участвовать на добровольной основе при соответствии предусмотренным требованиям. Разберёмся, кому положен такой сертификат и как этот документ использовать.

Что такое военный жилищный сертификат

Сертификат представляет собой именную ценную бумагу, которая имеет целевой характер – улучшение жилищных условий.

Это безвозмездная субсидия, которая не требует возврата денег.

  • паспортные данные получателя сертификата;
  • место, где приобретается жильё;
  • размер выделяемых денежных средств.

Сертификат также содержит сведения о получателе помощи и о членах семьи (дети, родители, супруга). Эти сведения носят не только информационное значение – в дальнейшем эти лица, если они также являются военнослужащими, не смогут претендовать на аналогичную помощь. Таким образом, подразумевается, что деньги выделяются для военного и его семьи.

Кто может претендовать

Главное условия получения этого вида помощи от государства – отсутствие в собственности военнослужащего другой недвижимости, но не любой, а соответствующей нормативам. На каждого члена семьи в жилом помещении должно приходиться менее 18 кв. м. Военнослужащий должен состоять на учёте как малоимущий и нуждающийся в улучшении жилищных условий. Также сертификат выдаётся гражданам, которых переселяют из военных городков.

На эту меру поддержки могут претендовать и военнослужащие, уволенные в запас, но в этом случае есть требования к сроку выслуги:

  • по истечении срока контракта – 20 лет;
  • по состоянию здоровья – 10 лет.
Читать еще:  Как оформляется дарение квартиры

Если военнослужащий состоял на учёте и ожидал выделения средств, но погиб во время исполнения обязанностей, то у членов семьи остаётся право на получение ВЖС.

Как получить сертификат

Военнослужащий должен зарегистрироваться как претендент на эту меру поддержки. Для этого нужно подать рапорт в военную часть по месту службы. Для уволенных со службы – в местный орган власти по месту постановки на учёт в качестве малоимущего.

К заявлению прикладывается пакет документов:

  • выписка о составе семьи (также паспорта членов семьи, для детей – свидетельства о рождении);
  • выписка о выслуге;
  • доказательство постановки в очередь на улучшение жилищных условий;
  • выписка с лицевого счёта за 5 лет (для уволенных в запас).

Также заявитель подписывает согласие на выход из очереди после получения сертификата. Списки одобренных претендентов формируются в течение полугода. Соответственно, чтобы получить сертификат в 2019 году, надо подать заявление до июля этого года. Выдаёт документ орган, который принимал заявку.

Как использовать

Основная особенность ВЖС – целевой характер: он предназначен для покупки жилья. Участие в долевом строительстве не допускается, но дом может быть сдан в эксплуатацию в течение срока действия сертификата. Возможность выбора места ограничена для военных, уволенных в запас – жильё должно находиться в том регионе, где они состоят в очереди на улучшение жилищных условий. Действующие военные могут выбрать место службы, тем самым определив регион покупки квартиры.

При выдаче сертификата ставится дата, с которой начинается отсчёт сроков, в течение которых должны быть выполнены определённые действия. Так, за 2 месяца военнослужащий должен заключить договор банковского счёта с кредитной организацией, которая работает с этой государственной программой (например, Сбербанк, ВТБ и т. д.). На счёт зачисляются средства, которые пойдут на приобретение жилья. На поиск квартиры даётся 9 месяцев.

После выбора квартиры проходит стандартная сделка купли-продажи, которая отличается только порядком перечисления средств продавцу: деньги направляются ему в течение 10 дней после регистрации права собственности. Соответственно, расчёты по таким сделкам проходят только в безналичной форме. Если стоимость жилья меньше, остаток возвращается в бюджет – снять деньги со счёта нельзя. Но получатель сертификата имеет право выбрать квартиру, стоимость которой превышает выделенную сумму. В этом случае он доплачивает продавцу разницу из собственных средств.

Жилье для военнослужащих

Служебное жилье для военнослужащих

Жилое служебное помещение выдается военному и членам его семьи по месту прохождения службы в населенных пунктах, где расположены воинские части. Оно предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы. Приватизировать служебное жилье нельзя.

Если во время службы состав семьи военнослужащего увеличился, он может улучшить жилищные условия. Согласно закону, если учетная норма площади жилого помещения стала ниже, военнослужащему нужно обратиться в региональное управление жилищного обеспечения Минобороны, за которым закреплена территория, где военнослужащий проходит военную службу. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Даже если военнослужащий приобрел квартиру по накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, он имеет право на предоставление служебного жилья по месту прохождения службы либо на выплату денежной компенсации.

Для обеспечения военных служебным жильем Минобороны формирует новый жилой фонд, а также использует уже имеющейся. Также военным компенсируют расходы за съем жилья, в случае отсутствия служебного жилья в населенном пункте. В отдаленных гарнизонах, например, в районах Арктики, ведется строительство жилья для военных. С 2013 года служебным жилье получили 142 тыс. контрактников.

Накопительно-ипотечная система (НИС)

Единовременная денежная выплата

Единовременная денежная выплата система жилищного обеспечения начала работать с 2014 года. Военнослужащие могут приобрести положенное жилье, получив жилищную субсидию. За первые два месяца с момента появления программы более 2,6 тыс. военнослужащих получили субсидии. Данная система позволяет военным самостоятельно выбирать тип жилья и его расположение. Покупать можно уже готовое, так и строящееся жилье, в том числе используя средства материнского капитала.

Выплату могут получить военные, отслужившие более 20 лет, проживающие в служебном жилье, и военнослужащие, отслужившие 10 лет, уволенные по состоянию здоровья или вышедшие на пенсию. Также выплата положена контрактникам, начавшим служить с 1998 года и подлежавшим увольнению после 2005 года.

При расчете суммы единовременной денежной выплаты учитывают норматив общей площади жилого помещения, среднюю стоимость за 1 кв. м по России и коэффициент, учитывающий срок службы. Согласно социальным нормам, 33 кв. м положено одному военнослужащему, если его семья состоит из двух человек – 42 м, для семьи из трех и более человек, общая площадь будет рассчитываться по 18 кв м на одного человека. На льготные квадратные метры от 15 до 25 кв. м могут рассчитывать военнослужащие в звании полковника, равном ему и выше, командиры воинских частей, получившие почетное звание РФ, преподаватели военных учебных организаций, получившие ученые звание или степень, уволенные по состоянию здоровья, ОШМ или достижения предельного срока службы.

Для начала военному следует рассчитать сумму положенной ему субсидии, открыть счет в банке, написать заявление о перечислении ему жилищной субсидии, передать заявление и копию договора банковского счета в орган жилищного обеспечения. Предоставить необходимо будет выписку из личного дела, где будет указан состав семьи, срок службы, копии паспортов, выписка из домой книги и копия лицевого счета. А также выписку о том, что военный стоит в очереди на обеспечение жильем. После выдается сертификат на получение выплаты. На поиски жилья военнослужащему дается срок ­– шесть месяцев с момента получения документа.

С начала работы реформы к концу 2017 года жилищную субсидию получили 25 тыс. военнослужащих. Только в 2017 году на покупку жилья военным по данной программе было выделено 42,7 млрд рублей для 7 тыс. семей. Средний размер субсидии в 2017 году составил 6,2 млн рублей.

Жилье по договору социального найма

При увольнении со службы военные, нуждающиеся в жилье, могут получить квартиры по договору социального найма. Такое право есть только у военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Жилье положено отслужившим более 10 лет военным и уволившимся по состоянию здоровья или по достижению предельного возраста службы, военным на время службы. Также такое право имеют офицеры, заключившие свой первый контракт после 1 января 1998 года, старшины, сержанты, мичманы, прапорщики, матросы и солдаты, поступившие на службу после 1 января 1998 года.

Военный сможет получить квартиру в том регионе, который он выберет сам. Расчет общей площади также высчитывается исходя из принятых нормативов.

Для получения социального жилья военнослужащий должен подать заявление и приложить необходимые документы:

  • копию паспортов всех членов семьи,
  • копии свидетельств о заключении (расторжении) брака,
  • выписки из домовых книг,
  • копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления,
  • копии документов о праве на предоставление жилищного обеспечения и сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений.

После получения жилья по договору соцнайма военный может приватизировать жилплощадь.

Служебное жилье для военнослужащих

Служба военных, как правило, проходит далеко от дома. Чтобы создать комфортные условия для тех, чья профессия — защищать Родину, государство обеспечивает их ведомственным жильем. Это может быть квартира, комната в общежитии или частный дом, которые располагаются по месту нахождения части или в близлежащем населенном пункте. Помещение должно быть предоставлено военному и его домочадцам не позднее, чем через три месяца со дня прибытия на службу.

Кому полагается служебное жилье

Согласно статье 15 закона «О статусе военнослужащих», ведомственными квартирами на время службы обеспечиваются офицеры, граждане, получившие воинские должности после обучения в профессиональных учреждениях, а также военные без офицерских званий, служащие по контракту. Важное условие: получение воинского звания или заключение контракта должны быть датированы не ранее 1998 года.

Как рассчитывается метраж служебного жилья

Расчет площади производится исходя из количества проживающих. По законодательству, на каждого члена семьи должно быть предоставлено 18 кв. м. Если военное ведомство не может выделить квартиру требуемой площади, с согласия военного ему предоставят временное жилье меньшего метража. Части военнослужащих полагается добавочная площадь — от 15 до 25 кв. м. В эту категорию входят офицеры в звании полковник и выше, командиры частей, преподаватели военных учебных заведений, научные работники с ученой степенью, а также военнослужащие, имеющие особые заслуги.

Кому принадлежит служебное жилье для военнослужащих

Помещения, предоставляемые военным и их семьям, — собственность государства. Жилищный фонд формируется специально для размещения военнослужащих-контрактников и находится под управлением Министерства обороны. Квартиры, комнаты и дома предназначены для временного проживания и не подлежат приватизации, продаже или сдаче в аренду.

Как получить ведомственное жилье

Процесс получения служебного жилья состоит из нескольких этапов.

Подача заявки

Прибывший на место службы военный подает заявление в отдел департамента жилищного обеспечения Минобороны и прикладывает к нему:

  • копии паспортов — собственного и членов семьи;
  • документ, подтверждающий семейный статус (свидетельство о браке или о разводе);
  • справку о составе семьи;
  • копию контракта на прохождение воинской службы.

Если раньше военному уже предоставлялось служебное помещение, к комплекту бумаг надо добавить документ, из которого следует, что прежнее жилье освобождено.

Рассмотрение заявления

Департамент рассматривает заявку и выносит решение о включении военного в списки на обеспечение служебным жильем. При наличии подходящей свободной квартиры ее предлагают на рассмотрение заявителю.

Решение военнослужащего

Если подобранный вариант устраивает военного, он в письменной форме уведомляет об этом департамент. В ситуации, когда квартира не отвечает ожиданиям (маленькая площадь, не соответствующая составу семьи, неудобное расположение дома), военнослужащий вправе отказаться от нее, обосновав свое решение. Если причины отказа сочтут весомыми, ему будут подыскивать другой вариант. При слабой аргументации с очереди на служебное жилье могут снять.

Заключение договора

Завершающим этапом становится подписание договора найма между офицером и военным департаментом. В договоре указываются все люди, которые будут проживать в помещении, и прописываются условия пользования жильем. Если со временем состав семьи военнослужащего увеличится, он сможет претендовать на квартиру большего метража.

Освобождение служебного жилья

Военнослужащий покидает ведомственное помещение, если истекает срок службы, досрочно расторгается контракт, его переводят в другую воинскую часть или обеспечивают постоянным жильем. Договор найма в этих случаях перестает действовать, и все проживающие в квартире должны освободить ее в 3-месячный срок. Военного снимут с регистрационного учета и выдадут справку о сдаче помещения после того, как он предоставит документы, подтверждающие факт убытия.

Когда нужна помощь юриста

Судебная практика показывает, что получение служебного жилья военнослужащими по контракту не всегда протекает гладко. Случается, что офицеры вынуждены жить в казарме до предоставления подходящей квартиры или снимать жилье на собственные средства. Иногда военным предлагается помещение, требующее капитального ремонта, а отказ от такой квартиры воспринимается как необоснованный.

Если подобные нарушения имеют место, военнослужащие вправе защищать свои интересы, обращаясь в суд или военную прокуратуру. Опытный юрист поможет грамотно составить иск, изложить претензии и подкрепить их документальными фактами и законодательными нормами. В нашей компании работают компетентные адвокаты по военному праву, способные отстоять ваши интересы и добиться восстановления справедливости.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector