Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Квартиры инвалидам детства

Внеочередное получение жилья семьи с ребенком-инвалидом

В нашей семье есть ребенок-инвалид. Стоим на очереди «семьи с детьми-инвалидам». Есть справка с диагнозом, подтверждающая право на внеочередное получение жилья. Но в нашем жилищном отделе специалисты отказывают, мотивируют это тем, что мы живем в обычной двухкомнатной квартире (я, муж, сын и мама (квартира мамина)), а не в коммуналке. Являемся членами одной семьи, а не разных, т.е. состоим в родстве. Правомерно ли это? Внеочередное жилье дают только инвалидам или всем членам его семьи? Должны ли дать жилье, приближенное к месту лечения? При нашем диагнозе менять врачей очень проблематично.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и в связи с этим приняты на учет (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих их право состоять на учете. Порядок обеспечения жильем может различаться в зависимости от оснований инвалидности, момента постановки на учет (до 1 января 2005 г. или позже), а также от того, в каком субъекте РФ проживает инвалид или семья с ребенком-инвалидом. Жилье предоставляется им с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч. 2-5 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Обеспечение жильем инвалидов и семей с детьми-инвалидами, ставшими на учет до 1 января 2005 г., определяется законодательством субъекта РФ (ч. 2, 4 ст. 17, ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации). Так, в Москве указанным гражданам жилые помещения предоставляются, в частности, по договорам социального найма (п. 1, 2 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»; п. 2.1, 2.4 Положения об особенностях предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.05.2010 N 437-ПП). Во многих субъектах РФ, в частности в Московской области, вместо предоставления жилья в натуре возможна денежная выплата (субсидия) на строительство или приобретение жилья. Она рассчитывается исходя из количества лиц, имеющих право на данную меру соцподдержки, общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ. Право на получение жилья удостоверяется именным документом – свидетельством (ч. 2 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 4.1.1 Закона Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»).

Инвалидам (в том числе инвалидам боевых действий) и семьям с детьми-инвалидами, которые встали на учет после 1 января 2005 г., жилье предоставляется по договору социального найма согласно очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ; ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

Вне очереди могут получить жилье те, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также инвалиды, страдающие тяжелыми формами определенных хронических заболеваний, к которым относятся: туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; эпилепсия с частыми припадками; заболевания, осложненные гангреной конечности; гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого; тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым; кишечные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции; урогенитальные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н). При этом социальное жилье должно быть предоставлено гражданам незамедлительно после возникновения у них права на внеочередное получение жилого помещения (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.; Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 74-КГ18-13).

Таким образом, в рассматриваемом случае специалисты жилищного отдела необоснованно отказывают в праве на внеочередное получение жилья ребенком-инвалидом, страдающим одним из вышеуказанных тяжелых форм хронических заболеваний. В связи с этим автор вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд.

На практике при реализации права на внеочередное получение ребенком-инвалидом и членами его семьи жилья возникают проблемы, обусловленные следующим.

С одной стороны, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений и члены их семей, а также собственники жилых помещений и члены семьи собственника (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ). С другой стороны, при определении права на внеочередное получение жилья законом указаны только граждане, страдающие вышеперечисленными тяжелыми формами хронических заболеваний (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). В связи с этим суды, в том числе Верховный Суд РФ, толкуя положения п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ буквально, признают право на внеочередное обеспечение жилым помещением только за ребенком-инвалидом, а не за семьей, членом которой он является (см. определения Верховного Суда РФ от 05.07.2016 N 41-КГ16-14, от 14.02.2017 N 89-КГ16-15, от 21.02.2017 N 13-КГ16-18, от 06.06.2017 N 84-КГ17-2, от 12.09.2017 N 37-КГ17-11, от 24.10.2017 N 18-КГ17-209 и др.). С учетом сложившейся судебной практики семья, состоящая на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, может претендовать на предоставление жилья только в порядке очереди, а являющийся членом этой семьи ребенок-инвалид, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, — во внеочередном порядке, т.е. отдельно от семьи.

Вместе с тем по данному вопросу Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 22.01.2018 N 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой» уточнил следующее. Предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо — при ее использовании — к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией РФ и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило бы ст. 7, ч. 1 и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что при реализации ребенком-инвалидом права на внеочередное предоставление жилья и применении п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предполагается вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним. Кроме этого, само по себе применение указанной нормы не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Конкретные обстоятельства, влияющие на предоставление жилья ребенку-инвалиду отдельно либо также и членам его семьи, должен устанавливать правоприменительный орган (принимающий конкретное решение), который обязан не только обеспечить защиту прав ребенка-инвалида, но также и закрепленные в п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ права семьи и отдельных ее членов, в первую очередь родителей и их несовершеннолетних детей.

Конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о праве ребенка-инвалида и членов его семьи на внеочередное получение жилья, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Данное постановление действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Предоставление ребенку-инвалиду и членам его семьи жилья, находящегося в непосредственной близости от места лечения, осуществляется исходя из наличия такой возможности у публично-правового органа.

Публикации

Проживание родителей с детьми-инвалидами вместе с другими родственниками не является основанием для отказа предоставить им квартиру вне очереди, разъяснил Верховный суд РФ. Он отметил, что факт проживания страдающего от заболевания ребёнка и его матери вместе с бабушкой и дедушкой не доказывает, что все они являются членами одной семьи, тем более, когда родственники оказались в ссоре и ведут отдельное хозяйство.

Высшая инстанция также подчеркивает, что законодатель установил для страдающих тяжелыми заболеваниями людей особый льготный порядок получения жилья, который защищает интересы как самих инвалидов, так и их соседей по квартире. Поэтому закон позволяет таким гражданам встать на учет независимо от характеристик и размера занимаемого ими жилого помещения, поясняет ВС.

Суть спора

В суд обратилась жительница Тольятти, которая просила обязать администрацию предоставить ей и ребёнку жилое помещение по договору социального найма вне очереди. Заявительница пояснила, что живет со своими родителями и сыном, который является инвалидом детства по психическому заболеванию. Его состояние здоровья уже является фактором, дающим право на получение дополнительной жилой площади: при таком заболевании совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

Однако заммэра Тольятти в декабре 2017 года в предоставлении ей муниципального жилья вне очереди отказал. Чиновник счёл, что раз сын истицы имеет в собственности 1/3 доли в квартире и проживает не с посторонними людьми, а родными бабушкой и дедушкой, то в муниципальном жилье он не нуждается.

Заявительница в суде пояснила, что в статье 31 Жилищного кодекса РФ бабушки и дедушки в качестве членов семьи не указаны.

Кроме того, в связи с психическим заболеванием ребёнка между истицей и ее родителями сложились неприязненные отношения: общее хозяйство они не ведут, имеют раздельный бюджет и лицевые счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, занимают отдельные комнаты, в жизни друг друга не участвуют.

Читать еще:  Заявление на обследование жилого помещения

При этом принадлежащая сыну доля в размере 14,9 квадратных метров с учетом двоих членов семьи составляет менее 7,35 квадратных метров на человека, что почти в два раза менее учетной нормы — 12 квадратных метров.

Между тем Центральный суд Тольятти в удовлетворении исковых требований отказал, а апелляционная инстанция Самарского областного суда это решение оставила без изменения.

Верховный суд посчитал, что суды ошибочно трактовали законодательные нормы.

Позиция ВС

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции бесплатное жильё предоставляется малоимущим и иным указанным в законе гражданам, напоминает ВС.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе семьи, где родственник страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

«Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей», — поясняет ВС.

Суды первой и апелляционной инстанции, отказываясь обязать власти предоставить квартиру, исходили из того, что жилье может быть признано занятым несколькими семьями, если проживающие в нем не являются родственниками. Если же людей вселили как членов семьи собственника или нанимателя жилья, то они не могут признаваться разными семьями вне зависимости от того, ведут ли они общее хозяйство, посчитали нижестоящие инстанции.

Данное судами первой и апелляционной инстанций толкование пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса является ошибочным, считает ВС.

«Законодатель не связывает возможность признания граждан нуждающимися в жилом помещении по основанию пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса с наличием семейных отношений исключительно на момент вселения лиц в жилое помещение, такие основания должны наличествовать на момент обращения с соответствующим заявлением», — отмечает высшая инстанция.

В данном деле видно, что на момент обращения за помощью в спорном помещении проживало несколько семей. Это подтверждается актом обследования жилищных условий, а также решением Автозаводского районного суда Тольятти и распоряжением заммэра города о постановке матери и сына на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

При этом, жилые помещения по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне, предоставляются вне очереди (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК).

Согласно материалам дела, сын истицы страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (перечень содержится в постановление правительства от 16 июня 2006 года №378, а также в настоящее время действует приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 года №987н).

Таким образом, положения норм ЖК РФ устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав определенной категории граждан.

«Для предоставления жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005 года), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено», — подчеркивает ВС.

Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, отмечает он.

Однако эти правовые нормы не были учтены судом первой и апелляционной инстанций, что привело к неправильному разрешению спора, указывает высшая инстанция.

В связи с чем ВС отменил и решение районного, и определение областного суда и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Квартиры инвалидам детства

Трудоустройство инвалидов

Найти работу:

Основная часть мер государственной поддержки, на которую могут рассчитывать инвалиды в Российской Федерации, осуществляется Пенсионным фондом России, который предоставляет несколько видов пенсий по случаю инвалидности, а также несколько видов социальных выплат инвалидам.

Самой распространенной пенсией ПФР для инвалидов сегодня является страховая пенсия по инвалидности. Этот вид пенсии назначается любому гражданину, признанному инвалидом, если у него есть хотя бы один день страхового стажа. Для ее получения необходимо обратиться в отделение Пенсионного Фонда России.

Если же человек с инвалидностью никогда не работал и не имеет страхового стажа, Пенсионный фонд выплачивает ему социальную пенсию по инвалидности.

Главным видом социальной поддержки инвалидов и одновременно одной из самых массовых выплат Пенсионного фонда является ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Наряду с инвалидами она выплачивается и другим гражданам, пользующимся федеральными льготами.

Получающим ЕДВ инвалидам также предоставляется набор социальных услуг, включающий в себя:

  • лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов;
  • путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Граждане, имеющие 1 группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях для сопровождающего их лица второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Размер НСУ с 1 февраля 2016 года — 995 рублей 23 копейки в месяц

Натуральная форма
Набор социальных услуг включает в себя:
Денежный эквивалент
Обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов766 рублей 55 копеек
Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд118 рублей 59 копеек
Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно110 рублей 9 копеек

Выплаты Пенсионного фонда предусмотрены не только для граждан с инвалидностью, но и для тех, кто ухаживает за ними. Для неработающих трудоспособных граждан, ухаживающих за инвалидами I группы, такая выплата сегодня составляет 1 200 рублей в месяц. Тем, кто осуществляет уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы, размер выплаты может в разных случаях составлять 1 200 или 5 500 рублей.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Как инвалиду получить квартиру в Украине?

Всем известно, сколько стоит сегодня недвижимость в Украине, особенно в крупных мегаполисах и столице. Далеко не каждый решается оформить ипотечное кредитование, а купить квартиру за собственные средства вообще могут единицы. Особенно это касается инвалидов — людей с ограниченной трудоспособностью, ведь все они вынуждены жить на сравнительно небольшое пособие, которого едва ли хватает на продукты питания, лекарства и оплату коммунальных услуг.

Давайте попробуем разобраться, кто сегодня по закону имеет право претендовать на получение бесплатного жилья, каков порядок получения в собственность квадратных метров, а также насколько это реально в современных условиях.

Кто может претендовать на получение квартиры?

Первоочередное право на получение социального жилья, согласно ст.12 ЗУ «Про жилищный фонд социального назначения», имеют только две категории граждан:

  1. Семьи с детьми-инвалидами 1 и 2 группы до 18 лет.
  2. Инвалиды труда и инвалиды из числа военнослужащих (1 и 2 группы).

Ст.11 ЗУ «Про жилищный фонд социального назначения» гласит, что рассчитывать на получение бесплатного жилья среди инвалидов могут:

  1. Инвалиды ВОВ. Данная категория граждан по закону имеет право получить квартиру в течение двух лет с момента включения их во внеочередной список. При этом, участники боевых действий, получившие 1 группу инвалидности, могут рассчитывать на получение собственного жилья в течение года с момента включения в список.
  2. Бывшие несовершеннолетние узники концентрационных лагерей, гетто и любых других мест принудительного содержания. При этом, данная категория лиц должна иметь инвалидность, связанную с общим заболеванием или трудовым увечьем.
  3. Супруги тех, кто в свое время был подвергнут нацистскому преследованию. При этом, данная категория лиц также должна иметь инвалидность, связанную с трудовыми увечьями, общим заболеванием и любыми другими причинами.
  4. Инвалиды 1, 2 группы, пострадавшие от аварии на ЧАЭС.
  5. Совершеннолетние инвалиды, не имеющие родителей или чьи родители лишены родительских прав по закону, проживающие в государственных социальных учреждениях. При этом, медико-социальная экспертиза должна решить, может ли такой инвалид проживать самостоятельно и способен ли он к самообслуживанию. Это основной критерий отбора очередников среди данной категории граждан.

Помимо инвалидов, государство предоставляет право на получение бесплатного социального жилья и другим категориям граждан. В очередь могут стать все нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Где вам могут помочь?

Для постановки в очередь льготнику необходимо с соответствующим заявлением обратиться в местный отдел учета и распределения жилой площади. Заявление должно быть написано самим заявителем или его представителем, имеющим соответствующую доверенность (опекун, органы опеки, попечитель).

Заявление должно быть подкреплено рядом документов, подтверждающих право гражданина на получение социального жилья:

  • подтверждение права постановки на учет;
  • подтверждение прав на получение льгот;
  • справка о составе семьи;
  • копии паспортов членов семьи (документов, подтверждающих личность), копии их идентификационных кодов;
  • справка о доходах льготника (за прошедший год), справки о доходах членов его семьи;
  • документ, подтверждающий стоимость имущества, которым владеет льготник.

После того, как в местном отделе учета и распределения жилой площади у вас приняли необходимые документы, вам должны выдать соответствующий список, подписанный ответственным лицом, принявшим бумаги. Решение о постановке на учет или об отказе в этом принимается в течение 30 рабочих дней (в районе полутора месяцев). При этом, лицо, претендующее на постановку в очередь, на время вынесения решения обязаны поселить в социальное общежитие (если у него нет никакого другого жилья).

Ответ из отдела по учету и распределению жилой площади приходит в письменной форме в течение семи дней с момента принятия решения. В письме-уведомлении должна быть следующая информация:

  • дата постановки на учет;
  • номер в очереди;
  • извещение о внесении в Единый государственный автоматизированный реестр лиц, которые имеющих льготы;
  • причины, в связи с которыми отказано в постановке на учет.

Смело отправляйтесь за консультационной помощью юриста, если вы хотите прояснить ситуацию с собственными правами на получение социального жилья, слишком долго стоите в очереди или вас не хотят ставить на учет. Ввиду того, что деньги на частных специалистов найдутся далеко не у всех, стоит обратиться за помощью в специализированную структуру, представительства которой находятся в каждой области Украины. Речь идет о Всеукраинской организации инвалидов – «Союзе организаций инвалидов Украины». Помимо юридической консультации, каждому инвалиду здесь окажут множество других видов помощи. Практика не раз доказывала, насколько эффективной является помощь Союза при разбирательствах в судах.

Жилье ребенку-инвалиду

Здравствуйте, Михаил Викторович!

У нас ребёнок-инвалид. Слышала, что детям-инвалидам полагается жильё. Правда, ли это?

Татьяна, добрый день!

Основные положения по предоставлению жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий установлены в ФЗ «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в ред. от 28.12.2013г.).

Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона (субъектам РФ предоставляются субвенции из федерального бюджета для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации).

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (Статья 109 Жилищного кодекса РФ: «Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации»).

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 июля 1996 г. N 901 «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЬГОТ ИНВАЛИДАМ И СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ — ИНВАЛИДОВ, ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ, ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ» (с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 13.03.2014 N АКПИ13-1200):

П. 5. Инвалиды и семьи, имеющие детей — инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

П. 6. Жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации (ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 декабря 2004 г. N 817).

П. 3. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей — инвалидов, осуществляется:

по месту жительства — специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом;

по месту работы — на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.

Инвалиды и семьи, имеющие детей — инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства.

П. 4. Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидами и семьями, имеющими детей — инвалидов, подается заявление, к которому прилагаются:
выписка из домовой книги;
копия финансового лицевого счета;
копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и копия индивидуальной программы реабилитации инвалида;
другие документы с учетом конкретных обстоятельств (справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и т.п.).

П. 17. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

К СВЕДЕНИЮ:

ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ (в ред. от 19.06.2013г.)

Статья 20. Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы

1. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

Прием заявлений на предоставление жилищных субсидий инвалидам I группы начнется 1 апреля

Прием заявлений на предоставление субсидий для приобретения жилья инвалидам I группы и семьям, имеющим детей-инвалидов, начнется 1 апреля и продлится до 1 июля.

Механизм оказания государственной поддержки инвалидам 1 группы и семьям, имеющим детей-инвалидов, в форме предоставления социальной выплаты на приобретение жилья утвержден Постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 мая 2019 года №112 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на оказание содействия в обеспечении жильем отдельных категорий граждан».

Для участия в программе получатели субсидии должны использовать собственные средства в размере не менее 750 тыс. рублей. В качестве собственных средств могут использоваться заемные средства ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения, подлежащие оплате получателями ежемесячно с аннуитетным платежом в размере не более 10 тыс. рублей на срок не более 10 лет. Максимальный размер социальной выплаты, предоставляемой получателю, не превышает 1 млн 722 тыс. рублей

Получателями субсидии могут быть граждане Российской Федерации, являющиеся инвалидами 1 группы, и семьи, имеющие детей-инвалидов, состоящие в сводном (по Республике Дагестан) списке отдельных категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма в соответствии с Законом Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года №4 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и о порядке его предоставления данным категориям граждан».

Процесс предоставления субсидии носит заявительный характер, при этом получатели субсидии будут исключаться из сводного списка граждан на получение жилого помещения по договору социального найма.

Для получения субсидии получатель подает в уполномоченный орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан (МФЦ) следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению N1 к настоящему Порядку;

б) заявление об исключении получателя из сводного списка граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан;

в) документы, удостоверяющие личность получателя и членов его семьи;

г) документы, подтверждающие родственные отношения получателя и лиц, указанных им в качестве членов семьи (свидетельство о браке (свидетельство о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельство о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельство об усыновлении);

д) выписка из решения кредитной организации, выдающей ипотечные жилищные кредиты (займы), о возможности выдачи получателю ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилья на условиях настоящего Порядка, действительная в течение 3 (трех) месяцев с даты выдачи (в случае приобретения жилых помещений с привлечением кредитных (заемных) средств), — в случае заключения ипотечного кредитного договора;

е) выписка из лицевого счета получателя, подтверждающая наличие собственных средств в размере, установленном абзацем первым подпункта «г» пункта 11 настоящего Порядка, — в случае заключения договора купли-продажи жилого помещения;

ж) заверенная копия государственного сертификата на материнский (семейный) капитал — в случае использования средств материнского капитала; (пп. «ж» введен Постановлением Правительства РД от 05.07.2019 N 156)

з) справка о составе семьи получателя субсидии. (пп. «з» введен Постановлением Правительства РД от 05.07.2019 N 156)

и) документ, подтверждающий принятие органом местного самоуправления на учет гражданина, в соответствии с частью 3.2 статьи 2 Закона Республики Дагестан от 03.02.2006 года № 4 с указанием сведений о предоставлении (не предоставлении) ранее субсидии на улучшение жилищных условий за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

По всем интересующим вопросам можно звонить по телефонам: 51-73-38 и 51-73-45.

Одновременно отмечаем, что появились сомнительные объявления (листовки), предлагающие частные услуги по «обналичиванию», якобы, сертификатов для инвалидов на определенных условиях. В связи с этим, во избежание каких-либо негативных последствий, Минстрой Республики Дагестан убедительно рекомендует всем получателям субсидий обращаться только к специалистам министерства в приемные дни или по вышеуказанным номерам для оказания всей необходимой юридической помощи и консультации.

Как отнять квартиру у инвалида детства

В доме 45 по Комсомольскому проспекту собственником квартиры № 130 является Платон Гончаров, инвалид детства 1-ой группы с. Сейчас ему около 30 с лишним лет. В конце апреля соседи узнали, что его квартира выставлена на продажу на сайте операций с недвижимостью ЦИАН. Узнали случайно: рассказал один из знакомых, который занимается подбором квартиры.

Более 10 лет назад, после смерти отца, Платон вместе с мамой переехал в Пансионат для ветеранов труда №6 на улице Островитянова дом 10, корпус 1. Мама Платона умерла два года назад. Платону квартира перешла по завещанию. В аренду она не сдавалась.
Узнав о том, что квартира выставлена на продажу, совет дома обратился ко мне. Вместе с его Председателем Викторией Сваровской мы навестили Платона в пансионате.

Условия там комфортные, Платон, хоть и является дееспособным, но один жить не сможет. Там он со всеми общается, не сидит на месте и видно, что ему хорошо.

Омрачает ситуацию только история с квартирой.

Отвечая на наши вопросы, Платон сообщил, что в середине апреля сотрудница пансионата предложила ему съездить в его а квартиру. Зовут ее Ольга Сергеевна Матвеева и на нее Платон после смерти матери оформил доверенность на осуществление юридических действий, в том числе и с квартирой.

Выведя Платона за ворота пансионата, она вместе в ним села в такси, в которой уже находилась некая Марина, и отвезли его домой.

Там эти женщины стали настоятельно убеждать Платона продать квартиру. Предложили подписать много разных бумаг. Сказали, что он выручит от этого действия сказочную сумму 45 тыс. рублей. При этом стоимость квартиры на ЦИАН была указана в размере 22,7 млн. руб.

Под нажимом Ольги Сергеевны и Марины молодой человек согласился продать квартиру, хотя нам он сказал, что сейчас уже передумал. Матвеева доставила его обратно в пансионат, а через несколько дней — перед майскими праздниками — уволилась.

Связавшись с О. С. Матвеевой по телефону, я услышал от нее несколько другую историю. Она действительно отвозила Платона домой, но продавать квартиру не предлагала. Оформлялись документы связанные с вопросами ЖКХ. Никакой Марины при этом не было (!).

Доверенность у Матвеевой есть только на оплату коммунальных платежей, но никак не на сделки с квартирой. По ее словам, всеми правами на такие сделки обладает только собственник квартиры Платон. Кто мог объявить о продаже квартиры на сайте ЦИАН, ей неизвестно. Из пансионата она уволилась из-за неприязни к ней нового директора. А про Платона она сказала, что тот склонен к фантазерству.

Все-таки, после этого разговора вопросов осталось немало. Слишком уж подозрительно выстраивается цепочка событий: разговор с Платоном с подписанием каких-то бумаг – размещение информации на сайте продаж – увольнение из пансионата.

Надо отдать должное руководству пансионата. Узнав об информации на ЦИАН, оно предприняло меры для немедленного снятия данной информации с этого ресурса. Руководитель департамента соцзащиты Евгений Стружак на мое обращение отреагировал оперативно: взял ситуацию с правами Платона под личный контроль и направил в СКР письмо с требованием возбудить уголовное дело. Если СКР, как это часто бывает, спустит эту историю на тормозах, то я организую свое расследование. Люди, попытавшиеся ограбить инвалида детства должны быть привлечены к ответственности. Если не к уголовной, то хотя бы к моральной.

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

  • ОРГАНЫ ВЛАСТИ
  • РАЙОНЫ И ОКРУГА

  • ГЛАВНАЯ
  • >
  • МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
  • >
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
  • >
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ
  • >
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

  • ОТДЕЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
  • КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛЫХ ДОМОВ ВЕТЕРАНОВ ВОВ
  • :: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ ГРАЖДАН С ТРЕМЯ И БОЛЕЕ ДЕТЬМИ
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ, СУБСИДИИ
  • ПРИСВОЕНИЕ ЗВАНИЙ «ВЕТЕРАН ТРУДА» И «ВЕТЕРАН ТРУДА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНОЙ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
  • КОМПЬЮТЕРНОЕ МНОГОБОРЬЕ

Обеспечение жильем отдельных категорий граждан

Приказ министерства труда и социальной защиты Калужской области от 22.10.2019 № 2336-П «Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации на территории Калужской области многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и ее перерасчета» (скачать .rtf, 367 КБ)

Приказ министерства труда и социальной защиты Калужской области от 20 июля 2021 № 1279-П «О внесении изменений в приказ министерства труда и социальной защиты Калужской области от 22.10.2019 № 2336-П «Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации на территории Калужской области многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и ее перерасчета» (в ред. приказа министерства труда и социальной защиты Калужской области от 28.08.2020 № 1162-П)» (скачать .rtf, 97 КБ)

Приказ министерства труда и социальной защиты Калужской области от 28 августа 2020 № 1162-П «О внесении изменения в приказ министерства труда и социальной защиты Калужской области от 22.10.2019 № 2336-П «Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом РФ на территории Калужской области многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и ее перерасчета» (скачать .rtf, 29 КБ)

  • Приказ министерства труда и социальной защиты Калужской области от 25 июля 2019 № 1617-П «О внесении изменений в приказ министерства труда и социальной защиты Калужской области от 14.08.2018 № 2078-П «Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий в виде ежеквартальной выплаты для возмещения части процентной ставки по кредитному договору (договору займа), в том числе по ипотечному кредиту» (скачать .rtf, 30 КБ)
  • Приказ министерства труда и социальной защиты Калужской области от 22 января 2020 № 40-П «О внесении изменений в приказ министерства труда и социальной защиты Калужской области от 14.08.2018 № 2078-П «Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий в виде ежеквартальной выплаты для возмещения части процентной ставки по кредитному договору (договору займа), в том числе ипотечному кредиту» (скачать .rtf, 30 КБ)
  • Приказ министерства труда и социальной защиты Калужской области от 24 февраля 2021 № 258-П «О внесении изменений в приказ министерства труда и социальной защиты Калужской области от 14.08.2018 № 2078-П «Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий в виде ежеквартальной выплаты для возмещения части процентной ставки по кредитному договору займа), в том числе ипотечному кредиту» (скачать .rtf, 45 КБ)

О правилах обеспечения инвалидов жильем [22.10.2018]

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о защите инвалидов) за счет средств федерального бюджета жильем обеспечиваются инвалиды, семьи, имеющие детей – инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года.

Согласно статье 28.2 Закона о защите инвалидов Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

В соответствии с Законом Иркутской области от 4 апреля 2008 года № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области» мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется инвалидам, семьям, имеющим ребенка-инвалида, в форме социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.

Однако установленный федеральным законодательством механизм улучшения жилищных условий инвалидов различается для очередников, вставших на официальный учет до 1 января 2005 года и вставших на учет позже этой даты.

Для первой категории инвалидов-очередников, нуждающихся в жилье, из федерального бюджета регионам ежегодно выделяются целевые денежные субвенции. В нашем регионе размер социальной выплаты определяется исходя из общей площади жилья 18 кв. метров и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти.

Региональными органами социальной защиты составлен и регулярно уточняется сводный реестр лиц, принятых на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Что касается инвалидов, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, то их проблемы решаются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) без участия средств федерального бюджета и по вопросу улучшения жилищных условий необходимо обращаться в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства граждан.

ЖК РФ не предусматривает возможность предоставления дополнительных мер по обеспечению жильем инвалидов. В свою очередь, вышеуказанный Закон о защите инвалидов не регулирует правоотношения по льготному обеспечению жильем инвалидов, которые не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

Безусловно, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне. Но данная форма реализации права на предоставление вне очереди жилого помещения не корреспондирует с Законом о защите инвалидов.

Так, фактически с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ (с 1 марта 2005 года) в отношении указанной категории граждан действует общий порядок: жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector