Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Начисление коммунальных платежей

​Как получить с управляющей компании штраф за ошибки в начислении платы

Речь пойдет о штрафе, предусмотренном в статьях 156 и 157 Жилищного кодекса РФ. Там предусмотрены случаи, когда управляющая компания (ТСЖ, кооператив) неправильно рассчитывают плату за содержание и текущий ремонт либо за коммунальные услуги — воду, электроэнергию, тепло и т.д., что часто влечет увеличение размера платы.

В этих нормах закона написано, что

— в случае нарушения порядка расчета платы организация должна уплатить потребителю штраф в размере 50% превышения.

— исключения: нарушение произошло по вине потребителя или было устранено до обращения и (или) до оплаты жителями.

— потребитель должен письменно обратиться в организацию о выплате штрафа.

— дальше у организации есть 30 дней на проверку правильности начисления, после чего она принимает решение о выявлении нарушения и выплате штрафа либо об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

— при положительном решении организация выплачивает штраф не позднее 2 месяцев со дня обращения потребителя. Делается это путем снижения размера платы или путем снижения размера задолженности.

В Правилах предоставления коммунальных услуг №354 (пункты 155(1) и 155(2)) содержится важное уточнение: если речь идет о коммунальных услугах, то в заявлении надо будет указать не только ФИО потребителя, но и дату и место рождения, место жительства (регистрации), паспортные данные, ИНН.

Таким образом, первым шагом является написание заявления в саму организацию, где обосновывается ошибка, просьба произвести перерасчёт и уплатить штраф в размере 50% превышения. Не лишней будет ссылка на закон (упомянутые выше нормы). Если речь о коммунальных услугах, то в заявлении надо не забыть указать более подробные данные о себе.

Дальше надо подождать 1 месяц решения управляющей организации. Компания может законно отказать в перерасчете, если ошибка возникла не по ее вине (например, потребитель неверно передавал показания счетчика), если она исправила ошибку сама до обращения потребителя и (или) он еще не оплатил неправильно начисленную плату.

Если организация незаконно отказывает в перерасчете — то только после этого стоит жаловаться в жилищную инспекцию или суд. Последний вариант стоит выбирать, когда твердо уверены в своей правоте.

Штраф, о котором идет речь, появился в Жилищном кодексе в 2018 г., и за 2 года появилось достаточно судебной практики, которая поможет кому-то научиться на чужих ошибках.

Чаще всего суд отказывает, если плата неправильно начислена до 2018 года (до появления в Жилищном кодексе этих норм про штраф).

Апелляционное определение Мосгорсуда от 16.12.2019 по делу N 33-56661/2019:

«судебная коллегия обращает внимание, что взыскивать штраф с ответчика за период с января 2016 года по март 2018 года истец не вправе, поскольку норма ч. 6 ст. 157 ЖК РФ в части взыскания штрафа введена в действие с января 2018 года».

То же самое написано в апелляционном определении Мосгорсуда от 14.12.2018 по делу N 33-48690/2018, определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.02.2020 по делу N 88-4141/2020 (Пермь), определении Мосгорсуда от 12.04.2018 N 4г-4052/2018.

Однако встречаются случаи взыскания штрафа за ошибки в периоды до 2018 года:

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18.04.2019 по делу N 33-6719/2019 – неправильная плата была насчитана в 2016 году.

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25.10.2018 N 33-18555/2018 – ошибка была допущена в 2017 г.

Также суды отказывают во взыскании штрафа, если потребитель не обращался в организацию в установленном порядке с письменным заявлением.

Апелляционное определение Саратовского областного суда от 03.09.2019 по делу N 33-6718/2019:

«… должно быть обязательное обращение собственника с заявлением в письменной форме о выплате штрафа, и выплата штрафа производится не денежными средствами в пользу собственника, а путем снижения размера платы за коммунальные услуги. …истец в досудебном порядке не обращалась к ответчику с таким заявлением, следовательно, у суда отсутствовали основания для взыскания штрафа».

Аналогичный результат можно найти в апелляционном определении Кемеровского областного суда от 25.07.2019 по делу N 33-8003/2019, определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2019 по делу N 88-490/2019 – Ростов-На-Дону.

Суд откажет, если ошибка исправлена до обращения собственника с заявлением.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.11.2018 N Ф09-7224/18 по делу N А71-4432/2018, Удмуртия:

«В удовлетворении требования о взыскании штрафа за превышение начисленной платы за оказанную услугу по отоплению отказано правомерно, так как установлено, что ответчиком нарушения, допущенные при начислении истцу платы за отопление, были устранены до осуществления истцом оплаты поставленных энергоресурсов, в силу чего обязанность по уплате штрафа у ответчика не возникла».

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 по делу N А60-29328/2018, Свердловская область:

«первым обстоятельством, освобождающим ошибочно рассчитавшего плату за коммунальные услуги исполнителя от гражданско-правовой ответственности в виде штрафа, является вина потребителя в нарушении порядка расчета платы, вторым обстоятельством — устранение нарушения до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем.

Из буквального толкования абзаца первого п. 155 (1) Правил N 354 следует, что у исполнителя отсутствует обязанность по уплате штрафа в том случае, когда он устранил нарушение (рассчитал размер платы правильно и выдал потребителю верный платежный документ): до осуществления оплаты потребителем (то есть до внесения платы в необоснованно увеличенном размере); до обращения потребителя (даже в случае получения оплаты); до обращения потребителя и осуществления оплаты».

В этом последнем примере таких исключений по делу не было установлено, и было принято положительное для собственника решение.

Нашелся 1 странный случай, когда во взыскании отказали из-за того, что помещение было нежилым. Хотя в пользу собственников нежилых помещений обычно взыскивают без проблем.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 N 01АП-1160/2019 по делу N А43-40204/2018, Дзержинск:

«Заявитель указывает на неправомерность вывода суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о взыскании штрафа, поскольку спорное помещение является нежилым. По мнению истца, закон в данном случае под плательщиками за жилое помещение подразумевает как собственников квартир, так и собственников нежилых помещений.

… Из правового толкования указанной нормы следует, что уплата штрафа при нарушении порядка расчета платы за содержание лишь жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы производится собственникам жилого помещения или нанимателям жилого помещения.

Таким образом, в данном случае в упомянутой норме речь идет только о жилом помещении, а не помещении вообще. Учитывая, что спорное помещение является нежилым, у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения к ответчику меры гражданско-правовой ответственности в виде штрафа».

Обратный пример — постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2019 N 17АП-19441/2018-ГК по делу N А60-34390/2018, Екатеринбург. Там удовлетворили требование о взыскании штрафа в пользу собственника нежилого помещения. То же самое было по делу N А60-29328/2018.

В одном деле отказали из-за того, что спор касался начисления пени, а не самой платы за содержание жилья.

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.01.2020 N 88-225/2020, Нижний Новгород:

«Обращаясь в суд с исками, истец полагал, что ответчиками неверно начислены пени за содержание и ремонт общего имущества, что образует их право на взыскание штрафа в размере половины от неверно начисленной суммы платы.

Разрешая исковые требования, суд первой и апелляционной инстанции отказали, исходя из отсутствия оснований для применения к возникшим спорным правоотношениям положений ч. 11 ст. 156 ЖК РФ, которой предусмотрено взыскание штрафа при неверном расчете платы за содержание жилого помещения, тогда как пени не являются составной частью платы за жилое помещение и коммунальные услуги, вид и перечень которых установлен ст. 154 ЖК РФ… Таким образом, основанием для взыскания штрафа является только установление факта неверного расчета платы».

Стоит помнить, что штраф идет в оплату будущих платежей или уменьшения задолженности.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 N 08АП-3157/2019 по делу N А75-8229/2018:

«При этом, из приведенных норм жилищного законодательства (части 6, 7 статьи 157 ЖК РФ) следует, что законом не установлена обязанность выдавать наличные денежные средства в счет уплаты потребителю штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 157 ЖК РФ».

Решение нижестоящего суда было изменено, требования удовлетворены частично: исполнителя коммунальной услуги обязали произвести перерасчет на сумму штрафа.

Начисление коммунальных платежей

  • О Cлужбе
    • Федеральные нормативные правовые акты
    • Положение о Службе
    • Административные регламенты
    • Структура Службы
    • Правление Службы
    • Государственная служба
    • Подведомственная организация
    • Доклады о результатах деятельности Службы и Отчеты
    • Информация о цифровых платформах и сервисах
    • Государственные закупки
    • Общественный Совет
    • Межотраслевой совет потребителей
    • Оценка регулирующего воздействия
    • Антитеррористическая комиссия
    • Открытые данные
  • Деятельность
    • Утверждение цен, тарифов
    • Контроль
    • Производственные программы
    • Инвестиционные программы
    • Архив информации
    • Антимонопольный комплаенс
    • Тарифная кампания
    • Государственные программы
    • Технологическое присоединение
    • Судебная практика
  • Актуальная информация
    • Новости
    • Информационные письма
    • Объявления
    • Информация о семинарах, вебинарах, курсах повышения квалификации
  • Раскрытие информации
    • Законодательство по раскрытию информации
    • Раскрытие информации предприятиями
    • Раскрытие информации органом регулирования
  • ЕИАС
    • ЕИАС
    • Нормативно — правовая база
    • Шаблоны ЕИАС
  • Для населения
    • Порядок личного приема граждан
    • Законодательство
    • Обзор обращений граждан
    • Вопросы и ответы на обращения
    • Интернет-приемная
    • Цены и тарифы для населения
    • Актуальная информация для граждан
    • Онлайн-проверка соотвествия роста размера платы за коммунальные услуги
    • Социальная норма
    • Нормативы потребления коммунальных услуг
    • Мониторинг платы граждан за коммунальные услуги
    • Информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Контакты
  • Водоснабжение, водоотведение, ТКО
  • Электроэнергетика
  • Тепловая энергия
  • Газ
  • Непроизводственная сфера

«Калькулятор коммунальных платежей» предназначен для примерного расчета платы граждан за коммунальные услуги исходя из данных об установленных тарифах на коммунальные услуги и объемах потребления, определяемых нормативами потребления коммунальных услуг, применяемых для начисления платы за коммунальные услуги, или показаний индивидуальных приборов учета.

Информация об установленных тарифах и нормативах потребления коммунальных услуг предоставлена ФСТ России органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Результаты расчета калькулятора носят информационный характер и не являются платежным документом .

В случае отсутствия информации по Вашему муниципальному образованию для функционирования «Калькулятора коммунальных платежей» Вам необходимо обратиться в орган исполнительной власти Вашего субъекта в области государственного регулирования тарифов.

© 2021 Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
По вопросам работы портала обращайтесь: tarif39@tarif39.ru • телефон: 599-539

Как начисляется плата за ЖКУ

1. Как начисляется плата за отопление?

В большинстве московских домов плата за отопление рассчитывается по показаниям общедомового счетчика тепла. Для этого используются показания счетчика за прошлый год.

  1. Управляющая компания делит количество тепла, которое по показаниям счетчика получил ваш дом в прошлом году, на 12 месяцев.
  2. Из полученной цифры вычитают потребление на нежилые встроенно-пристроенные помещения, а разницу делят на площадь жилых помещений дома и умножают на общую площадь вашей квартиры и действующий тариф .
  3. В начале года управляющая компания сверяет получившуюся цифру с фактически потребленным количеством тепла и делает корректировку в ту или иную сторону в зависимости от того, сколько тепла потратил ваш дом в прошлом году. Корректировка платежа указывается в квитанции, в графе «Перерасчет».
Читать еще:  Квартира в лизинг в москве

Площадь дома и показания общедомового счетчика тепла вы можете запросить в своей управляющей компании. Ее контакты можно найти на портале «Дома Москвы».

2. Как начисляется плата за водоснабжение и водоотведение?

  • по счетчикам. Если в вашей квартире стоят индивидуальные счетчики, вычислите разницу между показаниями за текущий и предыдущий месяц, умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф. Водоотведение рассчитывается как сумма фактического потребления по холодному и горячему водоснабжению и также умножается на действующий тариф ;
  • без счетчиков. Если в вашей квартире нет индивидуальных счетчиков, уточните в управляющей компании (ее контакты вы можете найти на портале «Дома Москвы»), установлен ли в вашем доме общедомовой прибор учета воды. Если установлен, то вычтите из его показаний общедомовые расходы воды (на полив газонов, мытье лестничных клеток и так далее) и показания счетчиков, установленных в нежилых помещениях (в подвале, на чердаке и так далее), — все эти показания можно уточнить в управляющей компании. Из получившейся цифры вычтите показания приборов учета, установленных в жилых помещениях; разницу разделите между всеми жильцами, зарегистрированными в квартирах без счетчиков воды. Результат не может превышать норматива, установленного для одного человека, более чем в два раза. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения;
  • по нормативам. Если дом аварийный, ветхий или в нем нет технической возможности установить общедомовой или индивидуальный счетчик, расход воды определяется из нормативов для соответствующей категории дома по каждому зарегистрированному в квартире человеку. Норматив также умножается на действующий тариф. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В домах с индивидуальным тепловым пунктом (котельной) плата за горячую воду состоит из платы за холодную воду и за ее подогрев. Холодная вода оплачивается как обычно.

3. Как начисляется плата за газ?

Если у вас не установлен счетчик газа, его потребление рассчитывается по нормативу на каждого зарегистрированного в квартире жильца и умножается на действующий тариф ;

Если в вашей квартире установлен счетчик газа, то вы оплачиваете только тот газ, который потратили. Для этого вычислите разницу между показаниями за текущий и предыдущий месяц, умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф.

Счетчики на газ нужно устанавливать, только если вы потребляете больше двух кубометров газа в час. На практике это значит, что, помимо газовой плиты, у вас дома как минимум должна быть газовая колонка.

Подробнее о том, как установить счетчики, вы можете прочитать в нашей инструкции.

4. Как начисляется плата за электроэнергию?

Плата за электроэнергию начисляется по показаниям счетчиков. Вычислите разницу между показаниями счетчиков электричества за текущий и предыдущий месяц и умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф .

5. Как узнать о тарифах на коммунальные услуги?

Управляющие организации обязаны обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством их размещения в ГИС ЖКХ.

6. Как начисляется плата за капитальный ремонт и социальный наем?

Если вы собственник жилья, то оплачиваете взносы за капитальный ремонт. С 1 января 2021 года единая минимальная ставка составляет 19,52 рубля за один квадратный метр. Подробнее о взносах на капитальный ремонт вы можете прочитать в нашей инструкции.

Если вы наниматель квартиры по договору социального найма, то взносы за капитальный ремонт за вас делает город, однако ежемесячно вы должны платить за наем жилого помещения. Плата вычисляется путем перемножения базовой ставки на различные коэффициенты.

Порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 устанавливают порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

Расчет коммунальных платежей собственников квартир за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию производится либо по показаниям индивидуальных приборов учета воды и электроэнергии, либо по количеству проживающих в квартире лиц.

При наличии счетчиков воды и электроэнергии совершенно неважно, сколько в квартире проживает лиц или сколько лиц зарегистрировано, в таком случае, собственник квартиры будет оплачивать коммунальные услуги по показаниям индивидуальных счетчиков с учетом тарифов и количества потребленных коммунальных услуг за месяц.

Однако, расчет управляющими организациями коммунальных платежей за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, собственникам квартир не имеющих счетчиков, исчисляется исходя из количества проживающих в таком помещении лиц.

При расчете платы за жилищно-коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ). Такая обязанность предусмотрена Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий порядок учёта потребляемого ресурса при помощи приборов учёта.

В соответствии с пунктом 56 Правил № 354, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Для установления количества граждан, временно проживающих исполнитель вправе составить Акт, который подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома.

В данном акте в котором указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем) указывается дата начала их проживания. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.

В последующем, составленный Акт может быть принят как основание для расчета платы по количеству постоянно и временно проживающих граждан.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

По вопросам установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, правомерности начислений тех или иных видов платежей, проведения перерасчетов и иных связанных с вопросами оплаты жилищно-коммунальных услуг, спорных ситуаций потребители имеют право обратиться в Государственную жилищную инспекцию.

Расчет платы за коммунальные услуги

Новый порядок расчета размера платы за коммунальные услуги согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 с изменениями.

Из всей структуры платы за жилое/нежилое помещение или жилой дом особое внимание привлекают коммунальные услуги, ведь именно эта часть оплаты всегда наиболее существенна для нашего кошелька.

Тарифы на коммунальные услуги принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а порядок распределения коммунальных ресурсов определяется в соответствии с методиками, утвержденными нормативно-правовыми актами.

Так, с 01 сентября 2012 года начали свое действие новые правила расчета размера платы за коммунальные услуги, которые называются «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее — Правила).

Новые правила сменили порядок расчета, который был утвержден до этого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, и принесли множество нововведений. Рассказать о всех изменениях в одной статье просто невозможно, но некоторые наиболее важные аспекты хотелось бы отметь именно сейчас.

Кроме того, что у исполнителей коммунальных услуг и потребителей добавилось больше обязанностей, но также и появилось достаточно прав, собственники и пользователи жилых/нежилых помещений многоквартирного дома помимо оплаты за коммунальные услуги, предоставленные в жилых/нежилых помещениях, должны будут нести расходы по оплате за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, то есть используемые в процессе управления многоквартирным домом и содержания общего имущества.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положениями Правил размер платы будет определяться либо по показаниям приборов учета, либо исходя из утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления.

Следует отметить, что оплата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, или ещё их называют места общего пользования, уже была предусмотрена предыдущими правилами, но о ней знали лишь те, в чьих домах были установлены общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов.

Ранее, до 01 сентября 2012 года, разница между показаниями общедомовых приборов учета и показаниями индивидуальных приборов учета, а также количество коммунальных ресурсов, начисленных по нормативу, распределялась пропорционально начисленному коммунальному ресурсу в жилом/нежилом помещении.

В новых Правилах расходы на общедомовые нужды распределяются согласно общей площади занимаемого потребителем помещения, что напрямую стало соответствовать статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Помимо измененного расчета размера платы за коммунальные услуги, в новых Правилах подробно рассказывается о необходимых условиях заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения, о порядке учета коммунальных услуг при использовании приборов учета, о порядке перерасчета размера платы за коммунальные услуги при временном отсутствии потребителя, случаи и основания перерасчета размера платы за услуги, предоставленные ненадлежащим образом или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, порядок ограничения предоставления коммунальных услуг и многое другое.

Читать еще:  Картинка сниму квартиру

На страницах нашего сайта мы постараемся как можно подробнее и доступнее рассказать о новом порядке предоставления и начисления платы за коммунальные услуги, действующим на территории Российской Федерации, также предоставим Вам возможность произвести расчет размера платы за следующие виды коммунальных услуг при помощи онлайн калькулятора:

Это надо знать об оспаривании платежей

Актуально

Полномочия государственного жилищного надзора в области контроля за порядком определения управляющими организациями размера платы за коммунальные услуги

В силу положений ст. 8, ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к предмету регионального жилищного надзора относится предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных жилищным законодательством, в том числе контроль за порядком определения исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги потребителям

Органы государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по контролю за порядком определения исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги потребителям с сентября 2012 года.

На территории Свердловской области уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного жилищного надзора в области контроля за порядком определения управляющими организациями размера платы за коммунальные услуги, является Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области.

В соответствии с положением ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, кроме услуги отопления, регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

На территории Свердловской области в период до 01 июля 2016 года порядок определения размера платы за коммунальную услугу отопления регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме отдельно оплачивает коммунальные услуги, предоставленные ему в жилом (нежилом) помещении, и коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Оплата услуги по отоплению производится единым платежом, без разделения платы за потребление в помещении и за потребление на общедомовые нужды.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В соответствии с возложенными функциями и в рамках полномочий, установленных законодательством, органами государственного жилищного надзора при рассмотрении обращений потребителей и проведении проверок исследуется применяемый исполнителем коммунальных услуг порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилых помещениях и (или) на общедомовые нужды, в том числе:

— формулы, по которым проводится начисление платы;

— порядок учета объемов потребленного ресурса;

— применение утвержденных нормативов коммунальных услуг;

— применение утвержденных тарифов на коммунальные ресурсы;

— порядок проведения перерасчетов платы за коммунальные услуги (при наличии документов, подтверждающих основания для проведения перерасчета);

— другие факторы, свидетельствующие о соблюдении /нарушении исполнителем коммунальных услуг порядка определения размера платы за коммунальные услуги потребителям.

В случае если потребитель считает, что его права нарушены, необходимо направить в адрес Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101; или на электронный адрес:gilinsp@egov66.ru) обращение и копии документов, подтверждающих доводы о нарушении прав, в том числе копию платежного документа (с обеих сторон).

Срок рассмотрения обращений в соответствии с положением Федерального закона Российской Федерации от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» составляет 30 дней и может быть продлен на 30 дней по основаниям, предусмотренным указанным законом.

Следует отметить, что органы государственного жилищного надзора не наделены полномочиями в части:

— контроля за порядком определения исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги, предоставленные хозяйствующим субъектам (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям), в том числе являющимся собственниками жилых или нежилых помещений;

— установления объемов потребления или оспаривания объемов потребления коммунальных ресурсов, определенных исходя из показаний общедомовых и (или) индивидуальных приборов учета;

— установления или оспаривания количества зарегистрированных и (или) фактически проживающих в жилом помещении потребителей;

— оспаривания задолженность по оплате за коммунальные услуги, установления причины задолженности по оплате за коммунальные услуги;

— оспаривания оснований для перерасчета размера платы за коммунальные услуги;

— оспаривания периода предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества; периода временного отсутствия потребителя;

— взыскания гражданско-правовых санкций, возмещения морального и материального вреда, удовлетворения имущественных требований;

В силу действующего законодательства, споры между потребителем и исполнителем коммунальных услуг по вышеозначенным вопросам, не входящим в компетенцию надзорных органов, могут быть разрешены в претензионном и (или) судебном порядке.

Необходимо учитывать, что в силу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации все претензии и требования имущественного характера, предъявляемые потребителями, при их неразрешении в добровольном порядке с исполнителем коммунальных услуг, подлежат рассмотрению исключительно судебными инстанциями.

Начисление коммунальных платежей

При любом способе управления многоквартирным домом основой функционирования управляющей организации является достаточное количество финансовых средств, собираемых от жителей (собственников). Существующей практикой наработано несколько вариантов организации работы управляющей организации в части выставления платежных документов, включая современные и гибкие системы аутсорсинга.

Структура платы за жилищно-коммунальные услуги и механизм ее оплаты

Управляющая организация выступает в качестве исполнителя жилищных услуг по отношению к потребителю. В части коммунальных услуг роль исполнителя у управляющей организации возникает только в случае отсутствия предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии со ст. 157.2 ЖК РФ.

Исполнитель услуги получает плату за оказываемые им услуги на основании платежных документов, которые на обывательском уровне в разных городах и регионах называются по-разному (платежки, квитанции, квитки, жировки и пр.).

При этом законом на потребителя возлагается обязанность сохранения документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты (пп. «А» п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). Одновременно с чеками об оплате потребители, как правило, сохраняют и сами квитанции.

Следует учитывать, что в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит:

  1. Плата за содержание жилого помещения, которая включает в себя:

— плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом;

— плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

— плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – КР на СОИ).

Данная часть обязательных платежей, предусмотренных п. 2 ст. 154 ЖК РФ, всегда выставляется управляющей домом организацией. При этом широкое распространение получают схемы агентских договоров, при которых внесение платы осуществляется на счет расчетного центра, производящего так называемое «расщепление платежей».

  1. Взнос на капитальный ремонт.

В случае, если фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора (в «общем котле»), выставление квитанций осуществляет региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов. Если способ формирования фонда капитального ремонта – специальный счет, то выставление платежных документов осуществляется двумя путями:

— либо в квитанции управляющей домом организации (с отдельным назначением платежа на отдельный счет, открытый в соответствии с требованиями Банка России);

— либо на базе квитанций, формируемых региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов при наличии агентского соглашения на оплату расходов регионального оператора по формированию, начислению и доставке (разноске) квитанций.

Обязанностей для регионального оператора выставлять квитанции при наличии решения о специальном счете (даже в случае, если его владельцем выступает региональный оператор) – законом не предусмотрено.

  1. Коммунальные услуги.

Ранее пояснялось, что плату за коммунальные услуги выставляет их исполнитель. По умолчанию им является управляющая домом организация. Однако, в случае принятия решений, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, роль исполнителя приобретает поставщик ресурса, который самостоятельно ведет работу по начислениям за коммунальные услуги (начисление, доставка квитанций и работа с должниками).

Поставщики ресурса выставляют плату за коммунальные ресурсы двумя путями:

— самостоятельным формированием платежных документов (с их разноской/доставкой);

— либо с использованием возможностей расчетных центров (с механизмом расщепления платежей или без него).

Варианты начисления платы жилищно-коммунальные услуги

Вне зависимости от наличия или отсутствия прямых договоров жителей с поставщиками ресурсов (равно как и вне зависимости от способа формирования фонда капитального ремонта), на управляющую организацию относится обязанность по выставлению собственникам (или нанимателям) платы за жилищные услуги, которые включают себя текущее содержание, оплату административно-управленческих расходов и КР на СОИ.

С учетом общей нормы о том, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим (п. 1 ст. 155 ЖК РФ), целесообразно формировать квитанции в начале месяца, чтобы собственники успели их вовремя оплатить.

С точки зрения формирования платежных документов у управляющей организации есть два варианта организации этого процесса: готовить платежки самостоятельно или отдать выполнение этих работ на аутсорсинг.

1.Самостоятельная работа по начислению платы жителям.

Преимущество данной схемы состоит, во-первых, в полном контроле всех процессов по начислениям и формированием квитанции (своими силами), а во-вторых, в оперативном решении любых проблемных вопросов в случае технических или иных ошибок.

Большинство сервисов по формированию квитанций представляют собой некие агрегаторы, в которые вносятся исходные для начислений переменные. На основании этих переменных в автоматическом режиме формируются платежные документы. Естественно, такая схема может сбоить, что способно привести к ошибкам в начислениях. В таком случае самостоятельная работа по начислению платы жителям, с одной стороны, способна избавить от потенциальных проблем. С другой стороны, формирование квитанций «своими руками» относит ответственность за данный процесс на управляющую организацию, которая в полном объеме контролирует механику начислений.

Недостатки этого варианта по подготовке квитанций также имеются. Прежде всего, финансовые и кадровые издержки. Делать квитанции самостоятельно имеет смысл как правило в случае, если в управлении находится много домов и необходимо личное участие с включенностью управляющей организации в эти процессы и процедуры (особенно на первоначальном этапе управления многоквартирным домом). В остальных случаях целесообразнее перевести решение этих вопросов на аутсорсинг.

  1. Работа по начислению платы жителям на основе аутсорсинга через внешний расчетный центр.

При данной схеме заключается договор на оказание информационных или иных консультационных услуг и действия по формированию квитанций осуществляются специализированным расчетным центром (или черезкакой-либо программный комплекс-агрегатор).

Читать еще:  Как получить план квартиры

Плюсы такой работы очевидны, прежде всего, для ТСЖ (которые управляют одним домом и которым держать собственного бухгалтера часто накладно). В таком формате начисление в квитанциях органично объединяется с механизмом использования упрощенных способов ведения бухгалтерского учета. Если управляющая организация относится к субъектам малого предпринимательства (или является некоммерческой организацией, т.е. ТСЖ), то в силу п. 4 ст. 6Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» она имеет право на использование упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Работа по начислению платы жителям на основе аутсорсинга через внешний расчетный центр позволяет решить большой объем побочных сложностей и проблем от традиционного «своего» бухгалтера:

— отсутствие профессионально-психологического выгорания (работа бухгалтера с жителями является «вредной»);

— автоматизация информационных процессов (начисление по исходным данным, рассылка квитанций и пр.);

— выстраивание единой системы на уже сформированных принципах работы (заложенных в алгоритме агрегатора или расчетного центра).

Конечный выбор варианта организации работы управляющей компании при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги зависит от множества переменных (количества домов в управлении, финансовых оборотов, собственного штата и пр.), однако, в любом случае, ошибочным будет являться игнорирование современных возможностей автоматизации в ЖКХ с реально рабочими схемами аутсорсинга. Следует помнить, что управлять процессами всегда проще, чем управлять людьми. Поэтому схемы расчетных центров и внешней бухгалтерии могут являться эффективными даже для крупных управляющих организаций.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук

Главное управление информирует о порядке обращения граждан по вопросам начисления платы за жилищно-коммунальные услуги

В целях оптимизации разрешения и ускорения рассмотрения Вашего обращения по вопросам начисления платы за коммунальные услуги Вам следует в первую очередь обратиться в адрес исполнителя, предоставляющего Вам жилищно-коммунальные услуги (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающая организация) с требованием о проведении сверки платы (примерная форма обращения прилагается).

В соответствии с пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), потребитель коммунальной услуги имеет право получать от исполнителя, который выставляет счета на оплату коммунальных услуг (управляющая компания, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающая организация и др.), сведения о:

  • правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за жилищно- коммунальные услуги;
  • наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за жилищно-коммунальные услуги;
  • наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).

А также потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Пунктом 31 Правил установлена обязанность исполнителя предоставить такие сведения.

Непредоставление данных сведений потребителям услуг, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.8 КоАП РФ. Решение вопроса о принятии мер административного воздействия в отношении исполнителя коммунальных услуг относится к компетенции Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (Управление Роспотребнадзора по Смоленской области).

Государственная жилищная инспекция Смоленской области информирует, что в обращениях граждан по вопросам начисления платы за жилищно-коммунальные услуги следует указать:

1. Фамилию, имя, отчество заявителя (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ (или уведомление о переадресации обращения) изложение сути предложения, заявления или жалобы, личную подпись и дату (ч. 1 ст. 7 Федерального Закона № 59-ФЗ).

2. В силу ч. 1 ст. 7 Закона РФ № 59-ФЗ в обращении заявителю следует указать на:

  • вид жилищно-коммунальной услуги, с начислениями по которой заявитель не согласен;
  • период начисления платы, с размером которой потребитель не согласен;
  • конкретные факты нарушений норм права при начислении платы (например, начисление платы без учета фактических показаний прибора учета, нарушение ежемесячного периода выставления платы, применение неутвержденного тарифа, завышение размеров площади при начислении платы на общедомовые нужды, использование неправильной формулы начисления и др.)

3. В подтверждение своих доводов потребитель вправе приложить к письменному обращению документы (платежные квитанции, претензии к исполнителю, предоставляющему потребителю жилищно-коммунальные услуги, ответы на них, другие материалы) либо их копии (ч. 2 ст. 7 Закона РФ № 59-ФЗ).

Государственная жилищная инспекция Смоленской области обращает внимание потребителей жилищно-коммунальных услуг!

Для рассмотрения обращений по вопросам порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Государственной жилищной инспекции Смоленской области необходимо направить официальные запросы в управляющую многоквартирным домом организацию, соответствующие ресурсоснабжающие организации. По результатам полученной информации Государственная жилищная инспекция Смоленской области анализирует полученные данные лицевых счетов потребителя услуг, а именно — номера лицевых счетов, площадь жилого помещения потребителя, порядок начисления платы по услугам, размер начисленных сумм, размер и даты произведенных оплат, размер задолженности по лицевому счету (в случае наличия). Указанные сведения лицевых счетов отдельно взятого потребителя жилищно-коммунальных услуг многоквартирного дома являются его персональными данными (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г №152-ФЗ).

Если обращение потребителя жилищно-коммунальных услуг поступило в Государственную жилищную инспекцию Смоленской области в форме электронного документа с использованием сайтов, электронных почтовых адресов, принадлежащих другим лицам, т.е. через опосредованных лиц, и при этом в тексте обращения не указано, что потребитель подтверждает согласие на обработку своих персональных данных (в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ), то Государственная жилищная инспекция Смоленской области в таком случае разъясняет потребителю, что выбранная им форма обращения не гарантирует защиту персональных данных и неразглашение сведений, содержащихся в обращении, и, возможно, касающихся его частной жизни. Также данная форма обращения не гарантирует, что по вопросу порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги по отдельно взятому лицевому счету обратился именно владелец данного лицевого счета (лицевые счета для расчета платы за жилищно-коммунальные услуги открываются на собственников жилых помещений).

В этом случае для рассмотрения порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Государственная жилищная инспекция Смоленской области предлагает потребителю обратиться повторно в письменной форме или в форме электронного документа по адресу официальной электронной почты государственного органа для подтверждения согласия рассмотрения порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги по лицевым счетам потребителя.

Возможной является ситуация, что в процессе рассмотрения обращения потребителя от исполнителей жилищно-коммунальных услуг поступает информация, что лицевые счета на жилищно-коммунальные услуги открыты на третье лицо (не на обратившегося потребителя).

Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» в этом случае сообщает обратившемуся потребителю, что во избежание разглашения персональных данных владельца лицевого счета, проверка порядка начислений платы за жилищно-коммунальные услуги будет проведена после:

— предъявления доверенности, выданной собственником жилого помещения (владельцем лицевого счета), на получение информации о начислениях платы за жилищно-коммунальные услуги по данному жилому помещению;

— поступления в адрес Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» обращения собственника жилого помещения (владельца лицевого счета).

Государственная жилищная инспекция Смоленской области сообщает, что к её компетенции не относится разрешение следующих вопросов:

  • произведение перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги (Государственная жилищная инспекция Смоленской области не производит начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, следовательно, не производит перерасчет по данным услугам);
  • применение мер гражданско-правовой ответственности (взыскание гражданско-правовых санкций, возмещение морального и материального вреда);
  • проведение проверок, предметом которых является целевое расходование денежных средств;
  • рассмотрение обращений, содержащих вопросы по предоставлению мер социальной поддержки (субсидии, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг).

Экономия на соседях

Порядок расчета нормативов на коммунальные услуги может измениться

Нормативы, по которым начисляется плата при отсутствии счетчиков, сейчас разрешено определять одним из двух способов — методом аналогов или расчетным методом. Первый учитывает фактическое потребление услуг в оборудованных приборами учета аналогичных домах — с похожими конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и в том же климате. Этот метод, по мнению разработчиков поправок, «наиболее прозрачный», не позволяет существенно завышать объемы потребления.

Несмотря на то что правила определения нормативов устанавливают приоритет метода аналогов, нередко применяется расчетный метод. Жители через суды добиваются отмены нормативов, рассчитанных таким образом, однако им приходится вносить завышенную плату весь период судебных разбирательств. В связи с этим предлагается установить в ЖК, что нормативы должны рассчитываться только методом аналогов. А определять нормативы расчетным методом разрешат, лишь если похожих домов не существует в принципе.

Если заботиться о справедливости размера платы за коммунальные услуги, то нельзя допускать, чтобы кто-то не имел счетчиков и рассчитывался по нормативам, считает директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер. Нежелание устанавливать приборы учета часто связано с тем, что фактическое потребление в квартире значительно выше нормативного (например, если проживает больше людей, чем зарегистрировано). Потребление сверх норматива этими жильцами в итоге оплачивают их соседи через «общедомовые нужды». По мнению эксперта, оптимальнее было бы вообще отказаться от использования нормативов и перейти на оплату по общедомовым приборам учета. А как именно учитывать данные квартирных счетчиков, могло бы, например, решать общее собрание дома. Подобная схема используется в других странах. «Как справедливо распределить общий объем между собой — по людям, по квадратным метрам — решают сами собственники. При этом у каждого есть право (не обязанность!) поставить собственный счетчик. Их показатели учитывает при распределении общего объема управляющий домом. А поставщик принимает показатели индивидуальных счетчиков, только если ими оборудованы все помещения в доме», — говорит Генцлер.

Нормативы — всегда вещь приблизительная, не отражающая реальное потребление, кто-то будет переплачивать, а кто-то — недоплачивать, отмечают в НП «ЖКХ Контроль». Там тоже выступают за 100-процентную установку приборов учета, а еще лучше — общедомовых систем учета, позволяющих одномоментно снимать показания по всем квартирам и дому в целом. Однако задачи добиться повсеместной установки счетчиков нет даже в проекте стратегии ЖКХ до 2035 года.

Сейчас объемы потребления тепла, воды и прочих ресурсов могут различаться даже в соседних муниципалитетах, добавляют в «ЖКХ Контроль». «Это вызывает законные вопросы жителей — почему в одном городе для мытья человеку нужно в несколько раз больше воды, чем в другом», — говорит исполнительный директор организации Светлана Разворотнева. Где-то власти регионов рост нормативов сдерживают, чтобы не провоцировать народное недовольство, а где-то, наоборот, увеличивают нормативы, чтобы «обойти» ограничения роста тарифов. «Между величиной норматива и наличием приборов учета очень тесная связь, — добавляет Разворотнева. — Там, где нормативы занижены, граждане, установившие счетчики, понимают, что платежи выросли, и приборы учета очень быстро «выходят из строя».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector