Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основания для изъятия земель личного строительства

Основания для изъятия земельного участка

Граждане часто задают вопрос, как сделать так, чтобы у меня не забрали земельный участок. В этой публикации мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся возможные варианты, при которых земельный участок может быть изъят.

Их условно можно разделить на две группы. Первая нарушения законодательства об охране и использовании земель, вторая изъятие для государственных нужд.
Учитывая, что земельный участок является природным ресурсом у граждан, как, впрочем, и у юридических лиц, есть ряд обязанностей, невыполнение которых может повлечь, в том числе изъятие земельного участка.

Так, Кодексом Республики Беларусь о земле (далее Кодекс о земле) установлено, что земельный участок может быть принудительно изъят:
1.при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов;
2.при использовании земельного участка не по целевому назначению;
Например, если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, а гражданин на таком участке построил жилой дом это будет считаться использованием земельного участка не по целевому назначению.
3. при неиспользовании в течение одного года земельного участка, предоставленного для ведения сельского хозяйства, и двух лет — для несельскохозяйственных целей;
Например, на земельном участке, предоставленном для огородничества отсутствуют видимые признаки какой-либо сельскохозяйственной деятельности, участок не используется, в связи с чем зарос древесно-кустарниковой и сорной растительностью.
4. если гражданин в течение одного года со дня государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступил к занятию данного участка;
В соответствии с требования законодательства гражданин в течение одного года со дня государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него обязан приступить к занятию данного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления (начать строительство, иное освоение земельного участка). При этом, под началом строительства понимается осуществление строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией, в том числе в отношении нежилых построек на придомовой территории на земельном участке, предоставленном для целей, связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений).
5.при неосуществлении мероприятий по охране земель, указанных в части первой статьи 89 настоящего Кодекса;
Так, например, землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им (находящихся у них) земельных участков следующие мероприятия по охране земель:
— благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;
— сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;
— защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;
— предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;
— снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.

Необходимо отметить, что изъятие земельного участка это крайняя мера и до нее землепользователю выдается предписание и применяются меры административного воздействия в виде штрафа.

Потому все землепользователи должны четко понимать, что кроме прав у них есть и обязанности, выполнение которых гарантирует, что земельный участок не будет изъят за нарушение требований законодательства.
Что касается изъятия земельных участков для государственных нужд, то в данном случае государство гарантирует землепользователям возмещение убытков, причиняемых изъятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества. Кроме возмещения убытков землепользователям государственными органами, в зависимости от местных условий и особенностей и волеизъявления землепользователей могут быть предоставлены равноценные земельные участки.
Кроме того, законодательством защищаются имущественные права граждан при изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе находящихся на них одноквартирных, блокированных жилых домов, строений, сооружений и насаждений при них или многоквартирных жилых домов.
Определение размеров убытков, причиненных землепользователям, осуществляется организациями по перечню и в порядке, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

Справочно: Государственные нужды — потребности, связанные с обеспечением национальной безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры, разработки месторождений полезных ископаемых, реализации международных договоров Республики Беларусь, инвестиционных договоров, концессионных договоров, государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей, градостроительных проектов, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, схем землеустройства районов, утвержденных в соответствии с законодательством, а также с размещением объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь либо программами, утвержденными Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь.

Нецелевое использование земель: нарушения и их последствия

Эксперты Кадастровой палаты по Московской области помогают разобраться, что такое целевое использование земельного участка и какие меры могут быть приняты в отношении лица, нарушившего правила целевого использования земельного участка.

Целевое назначение земельного участка – это разделение земельных участков по категориям (например, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и др.) и видам разрешенного использования (для ведения сельского хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства, для размещения жилых помещений и др.). Категория земли зависит от цели ее использования и устанавливается законодательством. Согласно Земельному кодексу РФ, собственник земельного участка может выбрать самостоятельно один или несколько видов разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.

Виды разрешенного использования не привязаны к конкретным категориям земель, поэтому могут встречаться в одной и той же категории. Например, земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения могут иметь вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

Также отметим, что все земельные участки независимо от их категории и вида необходимо использовать так, чтобы не наносить вред окружающей среде.

Если собственник использует свой земельный участок не по назначению, это является правонарушением. Нарушителями могут быть как граждане, так и юридические лица.

Примером нецелевого использования земельного участка может быть ситуация, когда земельный участок имеет вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», но на земельном участке собственник открыл магазин – это нарушение.

Факты нецелевого использования земельных участков выявляются в ходе проверок должностными лицами Управлений Росреестра по регионам Российской Федерации, а также при рассмотрении обращений заинтересованных лиц. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое физическое или юридическое лицо в Управление Росреестра по региону по месту расположения объекта недвижимости.

При выявлении нарушений владельцу земельного участка дается полгода на их устранение. Через полгода проводится повторная проверка. Если в ходе повторной проверки нарушения не устранены, то владельцу земельного участка грозит взыскание в виде штрафа, а в более серьезных случаях — прекращение права постоянного бессрочного пользования и даже изъятие земельного участка.

Помимо ненадлежащего использования основанием для принудительного изъятия земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства, может также являться неиспользование земельного участка для заявленной цели в течение трех лет.

В случае если земельный участок находится в аренде, с арендатора, помимо возмещения вреда, причиненного нецелевым использованием, могут быть взысканы иные убытки, например, расходы собственника на снос (демонтаж) незаконно возведенных объектов, а также недополученная прибыль правообладателя земельного участка из-за невозможности его использования.

Дума Нижнего Новгорода готовит законодательную инициативу об изъятии участков под строительство школ и детских садов

Нижний Новгород. 21 апреля. НТА-Приволжье – Городская Дума Нижнего Новгорода готовит законодательную инициативу по внесению изменений в Земельный кодекс РФ в части дополнения оснований для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В перечень предлагается добавить случаи, связанные со строительством объектов образования и медицинской помощи. Об этом стало известно на заседании постоянной комиссии по развитию города, строительству и архитектуре 20 апреля 2021 года.

Начальник управления правовой и аналитической деятельности городской Думы Ирина Маслова отметила, что на территории Нижнего Новгорода сложилась плотная застройка, при этом есть необходимость в размещении новых объектов образования и медицины.

«Свободных земельных участков практически нет. В то же время по новым санитарным нормам, принятым в 2020 году, максимальное расстояние от объектов образования до места жительства детей должно быть от 500 до 800 метров», – сообщила она.

По словам Ирины Масловой, местным органам власти не всегда удается достигнуть соглашения о выкупе земельных участков под строительство объектов социальной сферы.

«Правовые методы фактически не дают возможности строить достаточное количество образовательных и медицинских организаций», – подчеркнула она.

Начальник управления пояснила, что Земельный кодекс предусматривает возможность изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд в обязательном порядке – собственник в таких случаях не может отказаться от выкупа. Перечень оснований для изъятия предлагается дополнить случаями строительства объектов образования и медицинской помощи. В частности, изменения необходимо внести в пункт 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ.

«На территории Нижнего Новгорода имеется большое количество утвержденной документации по планировке территорий, где строительство детских дошкольных учреждений и объектов общего образования предусмотрено на территории, не свободной от прав третьих лиц. Формирование таких участков возможно только через изъятие путем выкупа. Земельным кодексом эта процедура для данной категории объектов не предусмотрена. Обеспечение образовательного процесса – это муниципальная обязанность, а инструмента для ее реализации нет», – отметил председатель постоянной комиссии Михаил Иванов.

Он также подчеркнул, что с подобными законодательными инициативами в Государственную Думу выходили несколько регионов, что говорит о том, что эта тема актуальна не только для Нижнего Новгорода.

Как сообщили в пресс-службе Думы Нижнего Новгорода, постоянная комиссия рекомендовала доработать законодательную инициативу с учетом внесения аналогичных изменений и в Градостроительный кодекс РФ. После этого она будет направлена на предварительное рассмотрение в аппарат Законодательного собрания Нижегородской области.

2.5. Перераспределение земель и (или) земельных участков

Детальное регулирование вопросов, связанных с перераспределением земель и (или) земельных участков, на уровне ЗК РФ появилось с принятием закона № 171-ФЗ [1] , которым в ЗК РФ была введена гл. 5.4, посвящённая институту перераспределения, а также были внесены иные изменения, главным образом в гл. 1.1 ЗК РФ в части образования земельных участков.

В соответствии с действующим законодательством все возможные случаи перераспределения можно подразделить на три самостоятельные группы:

1) перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности;
2) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в 2019 г. была прямо закреплена в т. ч. возможность перераспределения между государственными земельными участками и предоставленными гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и государственными земельными участками, которые не предоставлены указанным лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута [2] );
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Читать еще:  Договор аренды сельхоз земли

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между собственниками, и значительное законодательное регулирование такого перераспределения отсутствует.

Наибольший же интерес для девелоперов представляет третий случай перераспределения, на котором мы остановимся подробнее.

При таком перераспределении буквально, в т. ч. с учётом содержания ст. 39.1 ЗК РФ, нельзя говорить о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (гл. 5.1 ЗК РФ), поскольку, говоря простыми словами, происходит не предоставление участка, находящегося в публичной собственности, а увеличение площади участка, находящегося в частной собственности, за счёт земель или участков, находящихся в публичной собственности. Ввиду этого к перераспределению не должны применяться порядок предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (на торгах / без проведения торгов), основания отказа в предоставлении таких участков и т. д.

Вместе с тем перераспределение участков необходимо рассматривать как одно из возможных оснований возникновения (приобретения) права собственности на участок [3] (наряду с предоставлением земельных участков, находящихся в публичной собственности, заключением договоров и т. д.).

При этом необходимой предпосылкой для перераспределения является смежность перераспределяемых земель и (или) участков.

При перераспределении нескольких участков образуются несколько других смежных участков [4] , и существование исходных участков прекращается, а при перераспределении земель и земельного участка существование исходного участка прекращается, и образуется новый участок.

Образование новых участков при перераспределении влечёт применение целого ряда важных общих норм гл. 1.1 ЗК РФ:

  • целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых образуются земельные участки;
  • при перераспределении должны быть соблюдены требования к образуемым и изменённым земельным участкам (ст. 11.9 ЗК РФ), в т. ч. в части предельных размеров земельных участков, требования о том, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований, населённых пунктов, территориальных зон, а также запрета на образование участков, которое приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию земель недостаткам.

Важно учитывать, что перечень случаев, в которых допустимо перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в публичной собственности, сформулирован законодателем исчерпывающим образом [5] . К таким случаям относятся:

1) перераспределение в границах застроенной территории, в отношении которой заключён договор о КРТ, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утверждённым ПМТ;
2) перераспределение в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утверждённым ПМТ для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
3) перераспределение в случае, когда земельные участки находятся в собственности граждан и предназначены для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
4) перераспределение в целях образования участков для размещения объектов капитального строительства, в связи с размещением которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в т. ч. в целях такого изъятия.

С учётом формулировок нормы именно второе из приведённых оснований представляет интерес для девелоперов.

Такое перераспределение (приведение в соответствие с ПМТ с устранением вклинивания, вкрапливания и т. п.) возможно только при одновременном соблюдении ряда условий [6] :

  • оно возможно только при наличии утверждённого ПМТ [7] . При этом фактические границы перераспределяемых участков должны не соответствовать ПМТ, и такое перераспределение должно устранять данное несоответствие;
  • до его проведения должно присутствовать вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица участков. При этом законодательство не содержит определений указанных понятий, и точный вывод о наличии указанных недостатков землепользования может быть сделан на основании заключения кадастрового инженера и/или выводов судебной экспертизы [8] ;
  • увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, может быть не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков в соответствующей территориальной зоне.

Перераспределение земель и (или) участков, находящихся в публичной собственности, и участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Необходимо учитывать, что основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении сформулированы законодателем исчерпывающим образом в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ (перечень состоит из 13 позиций). В качестве примера можно привести следующие основания:

  • заявление о перераспределении подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ (т. е. в отсутствие оснований для перераспределения);
  • из земель возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ [9] ;
  • земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, является предметом аукциона, либо в отношении него принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истёк, либо подано заявление о предварительном согласовании предоставления или о предоставлении земельного участка, и по нему не принято решение.

Схема 10. Порядок заключения соглашения о перераспределении

Если заявитель, которому направлен отказ в заключении соглашения о перераспределении, полагает, что основания для отказа в заключении соглашения отсутствуют, он может обратиться в суд с требованием о признании соответствующего отказа незаконным.

Также важно отметить, что из системного толкования п.п. 8, 9 и 14 ст. 39.29 ЗК РФ следует, что на четвёртом этапе (после получения согласия уполномоченного органа на заключение соглашения о перераспределении и проведения кадастрового учёта образуемых участков) отказ уполномоченного органа в заключении соглашения о перераспределении возможен только в том случае, если площадь участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого участка, указанную в ПМТ [10] , в соответствии с которым он образован, более чем на десять процентов.

Однако на практике уполномоченные органы отказывают в заключении соглашений о перераспределении (на 4-м этапе) не только при указанном превышении площади участка, но и по основаниям, по которым допускается отказ в даче «предварительного» согласия на заключение соглашения (на 2-м этапе) [11] . В целом такой подход не соответствует законодательству (т. к. выявление соответствующих препятствий к перераспределению должно быть произведено уполномоченным органом на более ранних этапах заключения соглашения), и, на наш взгляд, имеются основания для признания таких отказов незаконными. При планировании осуществления перераспределения важно помнить о том, что увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном уполномоченными органами [12] .

Основания для изъятия земель личного строительства

21.06.2021 Сообщение о планируемом изъятии земельного участка и жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме для муниципальных нужд города Тюмени в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу

В соответствии со ст. 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация города Тюмени, на основании распоряжения Администрации г. Тюмени от 23.09.2020 № 738 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и сроках отселения. подробно

02.06.2021 Сообщение о планируемом изъятии земельного участка и жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме для муниципальных нужд города Тюмени в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу

В соответствии со ст. 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация города Тюмени, на основании заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 25.12.2013 № 155, сообщает о планируемом. подробно

26.05.2021 Сообщение о планируемом изъятии земельного участка и иных объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд города Тюмени

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Администрация города Тюмени сообщает о планируемом изъятии для муниципальных нужд:- земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216002:114, по адресу: г. Тюмень, ул. Таврическая, д.1, и объекта. подробно

05.04.2021 Сообщение о планируемом изъятии земельного участка и жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме для муниципальных нужд города Тюмени в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу

В соответствии со ст. 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация города Тюмени, на основании заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 25.02.2015 № 19, сообщает о планируемом. подробно

01.02.2021 Сообщение о планируемом изъятии земельного участка и иных объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд города Тюмени

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Администрация города Тюмени сообщает о планируемом изъятии для муниципальных нужд:- земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218003:2067, по адресу: г. Тюмень, ул. Профсоюзная (ул. Профсоюзная. подробно

23.12.2020 Сообщение о планируемом изъятии земельных участков и иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд Тюменской области, в целях реконструкции автомобильной дороги «Реконструкция автомобильной дороги Обход г. Тюмени» на участке от ул. Ямская до ул. Мельникайте».

Реконструкция автомобильной дороги: «Реконструкция автомобильной дороги Обход г. Тюмени» на участке от ул. Ямская до ул. Мельникайте» предусмотрена Постановлением Правительства Тюменской области от 21 декабря 2018 г. N 530-п «Об утверждении. подробно

06.10.2020 Сообщение о планируемом изъятии земельного участка и жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме для муниципальных нужд города Тюмени в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу

В соответствии со ст. 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация города Тюмени, на основании заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 29.10.2014 № 232, сообщает о планируемом. подробно

25.09.2020 Сообщение о планируемом изъятии земельного участка и жилых помещении (квартир) в многоквартирном доме для муниципальных нужд города Тюмени в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу

В соответствии со ст. 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация города Тюмени, на основании распоряжения Администрации города Тюмени от 29.11.2017 № 820 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и сроках. подробно

28.08.2020 Сообщение о планируемом изъятии земельного участка и иных объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд города Тюмени

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Администрация города Тюмени сообщает о планируемом изъятии для муниципальных нужд:- земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432002:24589, по адресу: г. Тюмень, ул. Боровская, 39а, и объекта. подробно

06.08.2020 Сообщение о планируемом изъятии земельного участка и жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме для муниципальных нужд города Тюмени в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу

В соответствии со ст. 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация города Тюмени, на основании заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 25.12.2013 № 165, сообщает о планируемом. подробно

Читать еще:  Капремонт в квитанции жкх

Страницы: 12345

Выборгский район

Прокуратура разъясняет: изменения земельного законодательства

1 марта 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), основными целями которого являются установление нового порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и изменение правового регулирования возникновения, прекращения и реализации прав на земельные участки.

Новым Законом исключена возможность предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта строительства (без проведения торгов), когда процедура предоставления земельного участка начинается с его выбора и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Следовательно, теперь отсутствует необходимость в подготовке и согласовании акта выбора земельного участка, порядок же предоставления земельных участков будет опираться на генеральный план территории, правила землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории. Согласно ст. 39.6 Закона земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, передаются в аренду, в том числе для целей строительства, на торгах, проводимых в форме аукциона. Законом предусмотрены и переходные положения. Так, согласно п. 1 ст. 34 Закона земельный участок, находящийся в публичной собственности, предоставляется в аренду без проведения торгов, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 1 марта 2015 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; такой земельный участок в течение трех лет со дня принятия указанного решения не может стать предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, не обозначенному в решении.

Законом Земельный кодекс РФ дополнен новой главой V.1, устанавливающей закрытый перечень случаев предоставления земельных участков без проведения торгов для юридических лиц: предоставление земельного участка для комплексного освоения территории; участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории; лицам, являющимся собственниками зданий и сооружений; для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и ряд других случаев. При этом срок процедуры предоставления участка будет составлять 3 месяца.

Новеллой является появившаяся возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности (глава V.2 Земельного кодекса РФ). Это позволит сократить довольно трудоемкую процедуру изъятия (путем выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Обмен допустим в случаях, если земельный участок у частного собственника изымается для государственных или муниципальных нужд либо если в соответствии с документацией по планировке территории предназначен для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры или на нем уже расположены указанные объекты.

Закон предусмотрел возможность предоставления земельных участков без проведения аукциона и некоторым льготным категориям физических лиц для осуществления индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. Перечень конкретных территорий и категорий льготников должен быть установлен в законодательстве субъектов Российской Федерации. Земельные участки будут предоставляться в безвозмездное пользование, по истечении 6 лет граждане вправе приобрести их в собственность по кадастровой стоимости. Отметим, что ранее существовавший титул «право безвозмездного срочного пользования» с 1 марта 2015 года именуется как «право безвозмездного пользования», следовательно, признак срочности утрачивает свое значение.

Изменения коснутся и порядка установления сервитута, теперь его можно устанавливать по соглашению с законным владельцем земли, а не только с ее собственником. В ст. 39.23 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения соглашения об установлении сервитута при размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельных участков. При этом собственник земельного участка, обремененного не только частным, но и публичным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Примечательным новшеством является появление в Земельном кодексе РФ статьи 39.33, устанавливающей случаи использования земельных участков, находящихся в публичных формах собственности, без прохождения процедуры их предоставления и установления сервитута, а только на основании разрешений уполномоченного органа — это проведение инженерных изысканий, капитальный или текущий ремонт линейного объекта, строительство временных или вспомогательных сооружений, размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, перечень которых установлен Правительством РФ. Как видится, указанная норма существенно облегчит жизнь владельцам торговых павильонов и киосков.

Изменение норм о земельном контроле: риски изъятия земельных участков в связи с их неиспользованием для строительства.

2014 год ознаменован рядом серьезных изменений в законодательстве, напрямую влияющих на бизнес компаний, работающих на территории Российской Федерации. Одно из наиболее значительных событий – грядущая масштабная реформа земельного законодательства. Большинство статей Земельного кодекса рядом федеральных законов были изложены в новой редакции. В данной статье мы осветим отдельный блок изменений, который затронет арендаторов и собственников земельных участков, предназначенных для строительства, а также собственников объектов незавершенного строительства на арендованном земельном участке.

Так, с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменивший порядок и основания осуществления земельного контроля. Помимо ставших привычными плановых и внеплановых проверок в рамках земельного контроля предусмотрена совершенно новая форма обнаружения и фиксации правонарушения — административное обследование объектов земельных отношений.

В отличие от плановых и внеплановых проверок административное обследование не требует соблюдения специальной процедуры назначения. Не предусмотрены также специальные основания для проведения обследования. Как указано в законе, административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации. То есть инспектор вправе начать обследование в любой момент, и частота проведения обследований не ограничена.

При этом подразумевается, что административное обследование не должно влечь вмешательства в хозяйственную деятельность проверяемого лица, поскольку оно предполагает исследование состояния объекта земельных отношений на основании информации государственных и муниципальных информационных систем, общедоступных медиа-ресурсов, архивных фондов, государственного мониторинга земель, документов землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (аэрокосмическая съемка, результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.

В случае выявления по итогам административного обследования нарушений земельного законодательства, результаты такого обследования оформляются актом. Выявление правонарушений является основанием для назначения в отношении лица полноценной внеплановой проверки.

Теперь отсутствие лица в сводном плане проверок на очередной год, публикуемом на сайте Генеральной прокуратуры РФ, не исключает претензий государственных органов в связи с задержкой начала строительства.

Каковы практические последствия введения данной процедуры? В ходе административного обследования, можно обнаружить такое распространенное земельное правонарушение, как неиспользование земельного участка для строительства, в частности, данный факт легко установить, взглянув на спутниковые снимки местности. Неиспользование земельного участка в целях строительства в течение сроков, установленных законом, не только влечет административную ответственность по ст. 8.8 КоАП РФ, но также серьезные риски утраты права на земельный участок.

Неиспользование земельного участка для строительства в течение 3 лет влечет возникновение у арендодателя права требовать расторжения договора аренды. Также Гражданский кодекс РФ содержит норму ст. 284, которая ранее фактически не применялась. Данная норма говорит о том, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В настоящий момент (до вступления в силу закона N 234-ФЗ) законодательство не содержит норм, регулирующих порядок изъятия земельных участков в этом случае. В связи с отсутствием соответствующей регламентации изъятие земельных участков у собственников как мера ответственности на практике не применяется.

С 1 января 2015 года вступила в силу норма со следующим содержанием: при неисполнении предписания об устранении нарушения, связанного с неиспользованием земельного участка, инспектор земельного контроля обязан информировать орган, который в соответствии с законодательством вправе обращаться в суд с требованием об изъятии из частной собственности земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием и об их продаже с публичных торгов.

Из содержания данной нормы логично предположить, что в ближайшее время будет определен орган, уполномоченный заявлять иски об изъятии земельных участков из частной собственности, а также процедура проведения торгов. После урегулирования этих двух моментов норма об изъятии земельных участков у собственников в связи с задержкой начала строительства более чем на три года начнет применяться на практике.

В качестве дополнения нельзя не упомянуть также изменения некоторых положений Земельного кодекса РФ и дополнение Гражданского кодекса РФ статьей 239.1 в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ, вступившие в силу с 1 марта 2015 года. Данные изменения создают для собственников объектов незавершенного строительства существенные риски утраты права собственности на данные объекты.

Если строительство объекта недвижимости на арендованном участке не завершено до истечения срока аренды, то собственник объекта незавершенного строительства вправе однократно без торгов приобрести участок в аренду на новый срок, но не более чем на 3 года. Однако данное право может быть реализовано только если в течение шести месяцев со дня истечения срока действия договора аренды уполномоченным органом не будет заявлено требование в суд об изъятии объекта незавершенного строительства.

Соответствующее требование вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком. Требование не подлежит удовлетворению, только если нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти (местного самоуправления) или лиц, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей. В остальных случаях суд может принять решение о реализации объекта незавершенного строительства с публичных торгов. Начальная цена продажи ОНС определяется на основании оценки его рыночной стоимости. Средства, вырученные от продажи ОНС, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов

В ближайшее время изъятий объектов незавершенного строительства не произойдет, поскольку переходные положения предусматривают, что норма об изъятии не применяется при прекращении договора аренды, заключенного до 1 марта 2015 года. Однако норма о возможности однократного продления на срок не более трех лет действует уже с 1 марта 2015 г.

Читать еще:  Коммерческий найм муниципального жилья

В связи с вышеуказанными изменениями у собственников и арендаторов пустующих земельных участков есть причины пересмотреть свое отношение к имеющимся активам и либо начать строительство, либо продать права на участок, либо готовиться к защите своих прав в случае претензий со стороны контролирующих органов.

Изменения в земельном законодательстве

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

1 марта 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ, основной целью которого является установление нового порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Данным Законом уточняются правовые нормы, определяющие понятие “земельный участок”, устанавливающие порядок образования земельных участков, содержание вещных и иных прав на земельные участки, виды и условия сделок с земельными участками.

Закрепляется возможность выделения земельных участков в целях комплексного освоения не только для жилищного, но и иных видов строительства, в т.ч. социального. Участки предоставляются без проведения торгов только для возведения важных инфраструктурных объектов, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и т.п.

Вводится порядок регулирования отношений по передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ; порядок обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности; порядок отчуждения объекта незавершенного строительства в связи с прекращением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Федеральный закон от 22.12.2014 № 447-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 22.12.2014 N 447-ФЗ, которым введен механизм проведения кадастровых работ комплексно в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов. В рамках нововведения установлен порядок выполнения комплексных кадастровых работ и извещения о начале их выполнения, круг заказчиков и исполнителей, порядок финансирования, особенности внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Уточнен порядок исправления кадастровой ошибки. Площадь земельного участка после исправления кадастровой ошибки может отличаться от площади земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, не более чем на 5%.

Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

1 апреля 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ, который устанавливает новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Федеральным законом внесены многочисленные поправки в Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и целый ряд законодательных актов.

Уточняются основания изъятия земельных участков; особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество при его изъятии; порядок обращения в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления с ходатайством об изъятии земельных участков; порядок принятия решения об изъятии; особенности определения размера возмещения в связи с изъятием; порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд; определены органы, принимающие решение об изъятии земельных участков.

Российская экономика будет бить себя руками Белоусова и Чубайса до полного «позеленения»?

Климатические флагелланты

Есть католические сектанты, которые занимаются самобичеванием. Лупят себя по спине до крови плетьми с металлическими наконечниками. Флагелланты верили в загробный мир и в то, что покаянию способствует публичное самоистязание. Только Чубайс не спешит каяться, а лупить похоже будут ТЭК.

То что он приносит львиную долю налогов недостаточно. С него хотят прокачать денег через новую игрушку с углеродными налогами. Проповедники экономического самоистязания своей страны осваивают словарь «зелёных» терминов, приправляя их почти мистическими прогнозами. Оседлавший модную повестку Анатолий Чубайс недавно заявил, что воспетая евробюрократами энергетическая революция станет причиной скорой смены мировых элит. Ни больше, ни меньше. Как будто авторы углеродного налога ЕС спят и думают как бы вытолкать себя из уютных кабинетов. Сам Чубайс, по всей видимости, тоже не собирается на пенсию. Наоборот, принудительное по сути внедрение «зелёных» технологий ради борьбы с изменением климата открывает невероятные перспективы перед главным реформатором.

Вынужденная адаптация

Свою проповедь Анатолий Чубайс, насколько можно судить, изложил в письме к участникам закрытой встречи, которая состоялась в конце июня в правительстве РФ. А буквально на днях мы узнали, что в кабмине созданы сразу четыре (sic!) рабочие группы «по адаптации экономики России к глобальному энергопереходу». Готовиться к будущему они будут под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова. Почему именно он, и как всё будет происходить?

Белоусов известен широкой публике в первую очередь громкими призывами изъять «сверхдоходы» у металлургов производителей удобрений. Как мы сейчас понимаем, дальше слов дело едва ли продвинулось. Мировая конъюнктура цен по-прежнему позволяет «Северстали», ММК и НЛМК зарабатывать рекордную прибыль и выплачивать такие же рекордные дивиденды своим акционерам, возглавившим список родного Forbes. Вряд ли кто-то удивится, если те же самые миллиардеры скоро попросят государство помочь им деньгами для модернизации «грязных» производств.

А как ещё, если теперь чиновники под началом Андрея Белоусова, судя по всему, начнут просто приводить российское регулирование в соответствие с европейским, ломая систему, исправно работавшую много лет? Главный мотив этих действий – не развитие отечественной экономики, а принуждение извне. Идея Белоусова изъять у олигархов «конъюнктурные» 500 млрд рублей прозвучала в августе 2018 года. Деньги были, и про подготовку к введению углеродного налога в ЕС тогда тоже все знали. Однако ни к существенном пополнению бюджета, ни к ускоренной модернизации химических и металлургических комбинатов дискуссия о «сверхдоходах» тогда не привела. Сейчас подготовка может свестись, что из текущих производств выделят современные линии для компаний, работающих с иностранцами, а старые линии и отвалы выведут на другие юрлица – они будут продавать продукцию на внутренний рынок.

Уже пытался.

Что касается Анатолия Чубайса, главного идеолога «озеленения» российской экономики, то мы помним его потуги.

Он уже пробовал поднять эффективность экономики при помощи приватизации. Чем это обернулось?! Может не стоит ломать то, что пока работает? Ведь чем больше ограничишь крупную энергетику и ТЭК в России, тем больше придётся поднимать налоги для коммерсантов, которые и без того вымирают. Углеродное регулирование потребует от России создавать новые современные производства и целые сектора экономики – почему туда не направят Чубайса? Может потому что он уже продул эту миссию в Роснано? Так чья бы корова мычала, Анатолий Борисович?

Инцидент произошёл в Московской области. Там житель Можайска жестоко расправился с супругой, а затем наложил на себя руки.

Мы помним, как Чубайс в течение 12 лет (2008-2020) «развивал» нанотехнологии. В частности внутри Роснано был создан отдельный инвестиционный дивизион, который занимается развитием возобновляемых источников энергии. Результат: к 2020 году в стране построено около 0,5 ГВт мощностей ветровых электростанций (ВЭС) и 1,2 ГВт солнечных (СЭС). Для сравнения: глобальная установленная мощность ветроэнергетики к концу 2020-го достигла 733 ГВт, солнечной – 714 ГВт.

Один только Китай в прошлом году построил 72 ГВт ВЭС и 49 ГВт СЭС. Вот она, революция в энергетике, которую в России ответственные лица попросту проспали! Теперь проспавшие не только предупреждают правительство об «уникальном ударе», который может ожидать нашу страну по этой причине – они же вроде как будут готовить нас к жизни в новом мире. И если их способность к увеличению доли «зелёной» энергетики вызывает справедливые вопросы, то со снижением потребления углеводородов они, безусловно, справятся за счёт сокращения производств и ограничения работы транспорта. Запреты – дело нехитрое. Европейские партнёры, по всей видимости, только этого и ждут.

Старый добрый протекционизм

Углеродный налог – политическая технология ограничения конкуренции. Специалисты по-прежнему не могут прийти к единой точке зрения по поводу влияния промышленных выбросов на изменение климата. «Зелёные» лозунги – сказка для подростков, которые выходят митинговать вслед за Гретой Тунберг. При том что предыдущий президент США, Дональд Трамп, вообще пытался похоронить систему торговли квотами на промышленные выбросы. Почему? Вы не поверите, но гигантская часть парниковых газов поступает в атмосферу в результате жизнедеятельности коров. Да, силос в животе так смачно бродит, что газа от них – хоть коровники отапливай. Учёные пока не предложили какого-либо универсального решения этой проблемы, кроме сокращения производства молока и мяса.

Промышленность, тем временем, может справиться с выбросами куда эффективнее сельского хозяйства. Буквально на днях стало известно, что уже в 2021 году в канадском Сквамише начнут строить завод, который будет «высасывать» из воздуха СО2 и делать из него синтетическое топливо. Оборудование для него разработал стартап Carbon Engineering. Разработчики считают, что с точки зрения очистки атмосферы одна такая станция может заменить 40 млн деревьев. Почему мы ни разу не слышали о подобных разработках Роснано?

Причина, по которой европейские политики вводят углеродные ограничения, вполне понятна. Она называется «протекционизм». Политические технологии на службе своей экономики и под личиной зелёных лозунгов. В Евросоюзе делают так, что мы им будем ещё и доплачивать за то, что они используют наши углеводороды. Вот только зачем давать Анатолию Чубайсу нажиться на таких ограничениях для России? Зачем нам ещё под это идеологию подводить? Почему этот процесс доверили человеку во многом провалившему приватизацию и модернизацию экономики? Вопросы эти не должен стать риторическими, иначе наша страна в глазах хоть европейцев, хоть американцев, хоть наших китайских друзей, будет похожа на сумасшедшего, который сам себя калечит. Или мы сами себе флагелланты?

Конкретно

4 августа появилась информация о том, что Минэнерго рассматривает «возможность ускоренной корректировки» Энергостратегии до 2035 года, которая будет учитывать процесс энергоперехода развитых стран на возобновляемые источники энергии. Разработать «Энергостратегию-2035» наши чиновники пытались с 2015 года и наконец утвердили её в 2020 году. Если теперь документ приходится менять в экстренном режиме, это значит лишь одно – никакой внятной стратегии в сфере энергетики у России попросту нет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector