Ressib-nsk.ru

Ресиб НСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Суды по земельным участкам

По гражданским делам (№ 7/2015)

Первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, однако судом вопрос о нуждаемости Б. в предоставлении земельного участка не исследовался, т. е. в нарушение требований ст. 196, 198 ГПК РФ судом не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Б. к администрации городского округа о возложении обязанности по предоставлению земельного участка, указав, что на поданное ответчику Б. как инвалидом 18 апреля 2012 г. заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства был получен отказ.

Решением районного суда от 21 января 2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением областного суда от 3 апреля 2013 г., иск удовлетворён.

На администрацию городского округа возложена обязанность предоставить Б. в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 1500 кв. м для индивидуального жилищного строительства.

Определён размер арендной платы в соответствии с решением Думы городского округа.

На администрацию городского округа возложена обязанность заключить с Б. договор аренды земельного участка в двухнедельный срок после предоставления кадастровой карты (плана) или кадастрового паспорта этого земельного участка.

Администрацией городского округа подана кассационная жалоба, в которой ставился вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений.

Определением Верховного Суда РФ от 18 марта 2014 г. решение городского суда и апелляционное определение областного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено, что администрацией городского округа в ответ на обращение Б. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства было направлено 11 мая 2012 г. письмо, в котором отказано в предоставлении земельного участка, поскольку Б. не приложил документы, свидетельствующие о признании его нуждающимся

в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учёт.

Аналогичный ответ ответчиком 19 октября 2012 г. был дан на представление межрайонного прокурора об устранении нарушений закона.

Суд, разрешая спор, исходил из того, что Б. является инвалидом II группы, а потому он, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», имеет право на предоставление ему в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона (публичных торгов).

Верховный Суд РФ признал, что выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Право для инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства закреплено ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Однако указанная норма не подкреплена законодательным установлением порядка предоставления земельных участков для указанных целей.

Положения ст. 17 названного федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями с учётом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями этих Правил.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Инвалиды и семьи, имеющие в своём составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, однако судом вопрос о нуждаемости Б. в предоставлении земельного участка не исследовался, т. е. в нарушение требований ст. 196, 198 ГПК судом не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Кроме того, суд не учёл, что в соответствии с решением Думы района от

3 июня 2003 г. № 133 «О предельных нормативах предоставления земельных участков на территории 3. района» для ведения индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки размерами: максимальный – 0,16 га, минимальный – 0,06 га. Принимая решение, суд, в нарушение положений ст. 198 ГПК, не обосновал, по какой причине на администрацию городского округа возлагается обязанность предоставить Б. земельный участок размером именно 1500 кв. м.

Досудебное урегулирование земельных споров

Досудебное урегулирование земельных споров – это примирительное соглашение, помогающее решить конфликтные ситуации без обращения в суд. Процедура помогает сэкономить время и защитить гражданские интересы владельцев ЗУ в случаях нарушения правил землепользования, самозахвата территории, нецелевого использования землевладений.

Заказать урегулирование земельных споров в досудебном порядке в Санкт-Петербурге можно специалистам «ЛенОблКадастр. Наши земельные юристы разрабатывают точную правовую позицию, помогают в составлении претензий, учитывая последние изменения и поправки, внесённые в действующее законодательство.

Услуги урегулирования земельных споров в досудебном порядке

  • Консультации. Наши юристы ответят на любые вопросы, связанные с земельным правом, помогут определиться, нужно ли обращаться в суд или можно решить вопрос примирительным соглашением
  • Подготовка претензий. Грамотное изложение сути и причин спора – залог положительного решения проблемы земельных споров. Претензия составляется в письменной форме, вручается ответчику лично или пересылается почтовым отправлением с отметкой о вручении.
  • Проведение переговоров. Если ответчик принимает претензию к сведению и согласен решить спорную ситуацию с земельным участком мирным путём, мы проводим переговоры. Наши юристы определяют порядок пользования дачным или садовым участком или загородным домом, который устраивает обоих участников конфликта.
  • Выполнение кадастровых и геодезических работ. Кадастровые инженеры и специалисты по геодезии устанавливают границы участка, проводят обмеры домов и хозпостроек, подают документы на регистрацию в Росреестр. При необходимости мы окажем помощь в получении адреса.
  • Подписание соглашения. Достигнутые договорённости закрепляются документально, во избежание последующих взаимных претензий и споров. Порядок землепользования излагается максимально подробно, документ подписывается сторонами или их законными представителями.
УслугиСтоимость
Межевой план в связи с уточнением границ земельного участка (без выезда на местность)от 7000 ₽
Регистрация дома (1 ОКС)от 15000 ₽
Технический план (1 объект капитального строительства)от 7000 ₽
Акт обследования ОКС для снятия с учета (1 ОКС)от 5000 ₽
Справка об отсутствии строения и здания на земельном участкеот 8000 ₽
Сдача и получение документов в Росреестр (по доверенности)от 4000 ₽
Выписка из ЕГРН (1 шт.)от 250 ₽
Получение документов из архиваот 5000 ₽
Получение выписки из ПЗЗ (правил землепользования и застройки)от 5000 ₽
Согласование границ со смежными землепользователями посредством публикации в газетеот 3500 ₽
Консультация кадастрового инженера (за 30 минут, бесплатно при заключении договора)от 500 ₽
Кадастровая съемка (за 1 га)от 10000 ₽

Документы

Урегулирование земельных споров до суда предполагает сбор таких документов:

  • Выписка из Росреестра с указанием ключевых характеристик земельного надела: ВРИ, местоположение, площадь, сведения о собственнике и пр.;
  • Правоустанавливающая документация, подтверждающая, что земля перешла в собственность на законных основаниях;
  • Техническая документация: межевой план, привязка к системе координат, результаты топографической съёмки;
  • Паспорт землевладельца;
  • Нотариально заверенная доверенность.

Преимущества досудебного урегулирования

  1. Экономия времени – судебные разбирательства по поводу землеустроительных споров могут занять не один год;
  2. Экономия средств – отпадает необходимость оплаты госпошлины и услуг адвоката;
  3. Возможность обращения в суд – если судебная инстанция выносит решение о порядке использования земли, дальнейшие споры уже бессмысленны, даже если участников не устраивает вердикт.

Решение земельных споров без обращения в суд в «ЛенОблКадастр»

Мы предлагаем досудебное решение земельных споров по доступной цене. В компании «ЛенОблКадастр» работаю специалисты в сфере кадастра и геодезии, а также опытные юристы по земельному праву. Командная работа наших специалистов позволяет предлагать комплексное обслуживание клиентов и решать земельные споры без суда.

  1. Бесплатный выезд в любой район Ленинградской области;
  1. Подробные юридические консультации;
  2. Индивидуальный расчёт стоимости оказания услуги;
  3. Выполнение комплекса кадастровых работ и геодезических изысканий;
  4. Работа с физическими и юридическими лицами.

Звоните! Мы поможем решить любые землеустроительные споры без обращения в суд.

Суд по земле

Рассмотрение земельных споров

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 118), земельные споры обязаны рассматривать лишь в порядке судопроизводства, т. е. процесса рассмотрения, регламентированного законом. Если суд допустил значительные нарушения со стороны процессуального закона, то решение, вынесенное по процессу о земельном споре, подлежит признанию недействительным (отмене), а само дело – пересмотру (ст. 270 АПК РФ, ст. 387 ГПК РФ). Земельные споры рассматриваются на принципе равноправия участвующих сторон и состязательности (п.3 ст. 123 Конституции РФ). Его обеспечивают такие основные положения судебных разбирательств, как: равные права сторон (процессуальные) на предоставление суду доказательств и их исследование, подачу ходатайств, возражений в письменном и устном виде, возражения другой стороне (ст. 40, 44 АПК РФ, ст. 34 ГПК РФ); недействительность отказа в праве на обращение в суд по поводу защиты нарушенных земельных прав (ст. 3 ГПК РФ); равные обязанности сторон в доказывании тех обстоятельств, на которые они ссылаются как на основании собственных требований (ст. 65, 66 АПК РФ, ст. 56 ГПК РФ); равные права сторон на обжалование в кассационном или другом порядке решения суда по земельному спору (ст. 257 АПК РФ, ст. 320 ГПК РФ).

Сторонами спора, помимо собственников участка и других пользователей, могут являться физические и юридические лица, нарушившие их интересы по закону, органы управления и власти, вынесшие решение по земельным вопросам, которое вызвало несогласие истца. Земельные споры между юр. лицами и органами власти, юр. лицами, гражданами и юр. лицами рассматриваются в арбитражном суде. Земельные споры между гражданами рассматривают в судах общей юрисдикции. Рассмотрение дел осуществляется на основании равноправия и состязательности сторон. Процессуальный порядок регулируется процессуальным кодексом и распространяется на рассмотрение любых судебных дел: Обращение в суд. Физические или юридические лица, считающие, что их права на земельный участок нарушены, могут обратиться в суд и подать исковое заявление, в котором должны быть указаны: истец и ответчик (полностью, с указанием адреса), содержание нарушенных прав на участок земли, местоположение факта нарушения прав, документы, которые подтверждают нарушение прав, исковое требование о защите нарушенных прав. Возбуждение в суде дела о рассмотрении спора. Судебный орган, в который было подано исковое заявление, занимается рассмотрением и исследованием поступивших документов с целью выяснения предмета исковых требований, вызовом свидетелей и их опросом. В результате этого принимается частное определение суда по поводу назначения судебного разбирательства и присвоению делу определенного номера. На вступительном этапе судебного разбирательства происходит открытие заседания, установление специального режима поведения, разъяснение прав и обязанностей всем сторонам спора, свидетели покидают зал суда. На стадии судебного разбирательства происходит: оглашение материалов дела, выслушивание сторон, принятие дополнительных доказательств или исковых требований, оценка и исследование материалов и доказательств с учетом показаний свидетелей.

Читать еще:  Как перенести газовый счетчик в квартире

Судами рассматриваются в основном три категории исков:

Первая из них касается устранения разного рода препятствий в пользовании землей. Первый иск носит названия негаторного , право на обращение в суд предусмотрено ст. 304 ГК РФ. Характер исковых требований – истец требует устранить препятствия, мешающие ему пользоваться имуществом.

Предметом второй категории является истребования участка у незаконного владельца. Такой иск называется виндикационным и подается в порядке ст. 301 ГК РФ. Характер исковых требований – истец ставит вопрос о защите его владения.

Встречается также третий вариант иска, в котором заявитель просит восстановить межи участка. В этом случае предполагается защита вещного права истца на основании ст. 20 ГК РФ.

Судья перед принятием заявления должен проверить следующие обстоятельства: наличие кадастровой документации на спорный участок; заведено ли межевое дело на землю; давность формирования кадастровой и межевой документации; были ли соблюдены требования закона в процессе формирования и утверждения указанной документации; передан ли в собственность спорный участок. Если земля является собственностью одного из участников спора, а у другой стороны имеются претензии относительно ее границ, то в этом случае подается иск об истребовании имущества от незаконного владельца. Если участок пребывает в собственности муниципалитета, а стороны только пользуются им, то иск не затрагивает спор о праве, а касается устранения препятствий в пользовании. Рассматривая подобное дело, судья должен удостовериться, что спорная земля была отведена. А также в том, что у стороны спора есть все необходимые документы, которые подтверждают ее права. К ним причисляют следующие: решение органов власти о передаче участка в собственность, аренду или бессрочное владение, которое может передаваться по наследству; свидетельство, подтверждающее регистрацию собственности или временного пользования; договор, согласно которому участок был продан или передан в аренду. Также исследованию подлежат планы участка, который был отведен стороне в натуре и документы о том, кто является владельцем строений, возведенных на спорной земле. Если они находятся в общей собственности, то необходимо истребовать документацию о доле каждого владельца. Достаточно часто споры возникают между владельцами соседних участков. Как правило, они касаются восстановления межи земли или устранения препятствий в пользовании. Нередко такие конфликты порождают дополнительные исковые требования.

Обжалование судебного решения может предусматривать

Кассационный порядок. Сторона, которая не удовлетворена решением суда, может в течение 10 суток с момента его вынесения отправить кассационную жалобу о непризнании судебного решения в ту же судебную инстанцию, где оно было принято. В кассационной жалобе нужно указать обстоятельства (номера статей, абзацы, выдержки, по которым решение является необоснованным). Суд отправляет кассационную жалобу для рассмотрения в кассационную инстанцию. Кассационной инстанцией решение суда может быть признано действительным, в этом случае повторное обжалование становится невозможным. Но если решение суда было признано недействительным, дело направляется обратно в тот же суд для повторного рассмотрения.

Надзорный порядок. В этом случае делом занимаются органы прокуратуры, председатель высшего арбитражного суда РФ и председатель верховного суда РФ. Надзорный пересмотр судебного решения исковой давности не имеет, иными словами, никак не ограничивается по времени. Для того чтобы было принято решение о пересмотре судебного решения, та сторона, которая признала решение необоснованным, должна обратиться в вышеуказанные инстанции, которые обладают правом пересмотра дела в надзорном порядке.

Читайте также о судебных спорах с землей и недвижимостью:

В этом разделе мы привели типовые способы решения юридических вопросов, касаемых землепользования, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к нашим специалистам.

Для того чтобы задать свой вопрос, позвоните по телефонам, указанным на сайте и изложите суть своей проблемы, либо направьте электронное письмо по e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , либо воспользуйтесь формой обратной связи на этом сайте.

Вы так же можете прийти на приём и получить желаемую Вами консультацию, предварительно согласова d дату и время визита по указанным телефонам. Юридическая консультация в которой наши специалисты осуществляет свою деятельность находится по адресу : г.Краснодар, ул. Котовского, 42, офис 109.

Приезжайте. Наш адрес – Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Котовского, 42, офис 109.

Изъять нельзя оставить. Верховный суд разъяснил, когда частная земля может стать государственной

На днях Верховный суд РФ опубликовал на официальном сайте Обзор судебной практики, который представляет собой «эталонные» решения по спорам об изъятии земель у частных собственников для государственных или муниципальных нужд в целях размещения объектов транспорта. Приведенные в качестве примеров судебные дела касаются порядка изъятия земель, выплаты компенсации за изъятые участки, а также правил определения размеров такой компенсации.

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность изъятия земельных участков у их собственников и владельцев для государственных или муниципальных нужд (глава VII.1 Кодекса). Вместе с изъятием земельного участка происходит и изъятие объектов недвижимости, находящихся на нем (ст. 239.2 ГК РФ). И глава VII.1 ЗК РФ, и ст. 239.2 ГК РФ вступили в силу относительно недавно — с 1 апреля 2015 г. в рамках масштабных поправок, введенных Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ. При этом были существенно изменены правила изъятия земель для государственных или муниципальных нужд (подробнее см. «ЭЖ», 2015, № 11, с. 12).

Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд было предусмотрено законодательством и до принятия Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ. Однако регулировался этот институт довольно скудно. Соответственно, судебная практика применения правовых норм приобретала особое значение. В Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом ВС РФ 10.12.2015 (далее — Обзор), судьи систематизировали эту практику по специализированным делам — об изъятии земель для государственных и муниципальных нужд у граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в целях размещения объектов транспорта.

Выкупить землю без ведома собственника государство не может

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд предполагает соблюдение специальной предусмотренной законом процедуры, что еще раз подчеркнули судьи ВС РФ в п. 2 Обзора. В частности, при отказе собственника земли от подписания соглашения об изъятии недвижимости орган исполнительной власти или местного самоуправления, который принял решение об изъятии земли, может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (ч. 10 ст. 56.10 ЗК РФ). Однако такой иск суд удовлетворить не вправе, если будет установлено, что собственник недвижимости не был должным образом уведомлен о предстоящем выкупе, а также не получил проект договора купли-продажи спорного участка. Так, в деле, приведенном в качестве примера в п. 2 Обзора, решение об изъятии, а также проект договора купли-продажи были направлены не нынешнему, а бывшему собственнику недвижимости. Не получив подписанного договора или отказа от его подписания от нынешнего собственника, орган исполнительной власти обратился в суд с иском о принудительном изъятии земли, но дело проиграл.

Уклонение от получения извещения не помешает изъятию земли

Вопрос уведомления правообладателей о принятом решении об изъятии земли до 1 апреля 2015 г. стоял достаточно остро, так как в законе не была установлена презумпция осведомленности правообладателя при отсутствии прямых доказательств его уведомления. Таким образом, возникала почва для злоупотребления со стороны правообладателей — уклонения или отказа от получения письменного уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка. Однако, как видно из п. 3 Обзора, судебная практика порой успешно с такими злоупотреблениями справлялась. Например, в указанном в Обзоре деле суд удовлетворил требования муниципалитета о принудительном выкупе земельного участка у собственника. Притом что последний утверждал, что решение об изъятии он не получал (уведомление было возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения).

В нынешней редакции ЗК РФ установлено, когда и при каких обстоятельствах правообладатель считается получившим извещение, даже если прямых доказательств вручения нет (ч. 11 ст. 56.6).

Отсутствие решения об изъятии не исключает выплату компенсации

Как было сказано выше, изъятие земли для государственных или муниципальных нужд предполагает соблюдение определенной процедуры, в рамках которой правообладатель недвижимости должен получить равноценное возмещение взамен изымаемого участка. При этом несоблюдение процедуры изъятия земли органом исполнительной или муниципальной власти не лишает правообладателя права на такое возмещение. В пункте 4 Обзора приведено сразу два дела, в которых суды заняли рассмотренную позицию.

В первом деле в суд обратился собственник земельного участка, который без проведения процедуры изъятия был фактически предоставлен третьему лицу для застройки микрорайона. На момент рассмотрения дела в суде на спорном участке уже располагалась автомобильная дорога.

Суд принял решение о взыскании за счет казны муниципального образования убытков, причиненных неправомерными действиями органа местного самоуправления, в размере рыночной стоимости земельного участка.

Во втором деле речь также шла о «захвате» части принадлежавшего гражданину земельного участка сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Без проведения процедур изъятия и выплаты компенсации на участке была построена автомобильная дорога. Суд согласился с обоснованностью требований истца-собственника о разделе одного земельного участка на два и взыскании в пользу правообладателя убытков в размере рыночной стоимости земельного участка, фактически используемого для государственных нужд.

В составе компенсации за участок будет и упущенная выгода

Сразу три пункта Обзора (6, 7 и 8) посвящены порядку определения размера компенсации правообладателю за изымаемый земельный участок.

Хотя ВС РФ признал, что суды в целом правильно применяют нормы об определении размера компенсации за землю, в п. 6 Обзора обращается внимание на то, что в состав такой компенсации входит не только рыночная стоимостью земли, но и причиненные правообладателю убытки в смысле ст. 15 ГК РФ (то есть прямой ущерб и упущенная выгода).

Читать еще:  Квартплата содержание жилья что входит

При определении размера упущенной выгоды судам следует принимать во внимание тот доход, который с разумной степенью вероятности был бы получен правообладателем участка, если бы он продолжил его использование исходя из тех условий, которые имели место до принятия административного решения об изъятии. Например, в одном из приведенных в качестве примера дел размер упущенной выгоды сельскохозяйственного предприятия был подтвержден в том числе данными отчетности о финансово-экономическом состоянии предприятия за год.

Кроме того, в Обзоре разъяснено, что рыночную стоимость изымаемого участка следует устанавливать на момент рассмотрения спора (п. 7), а выкупную стоимость — с учетом вида разрешенного использования, установленного до начала процедуры его изъятия (п. 8, см. также материал на с. 17).

Юридические услуги

  • Для Физических лиц
  • Для Юридических лиц

«Априори» — крупная и уникальная для Екатеринбурга специализированная структура с безупречной репутацией, высокими стандартами работы и рядом эксклюзивных, выгодных коммерческих предложений

Юридические Услуги
для субъектов предпринимательской деятельности

Заказать Консультацию Юриста

Группа компаний «Априори» оказывает юридические услуги для корпоративных клиентов в Екатеринбурге. Предоставляем профессиональную помощь по всем вопросам ведения бизнеса на территории РФ.

Направления работы

Юридические услуги доступны для всех субъектов предпринимательской деятельности. Работаем с делами любой сложности, тщательно подходя к каждому запросу. Защищаем ваш бизнес от конфликтных ситуаций с проверяющими органами и контрагентами.

Объем работ по правовым вопросам в одной организации может быть настолько глобальным, что потребуется целая команда специалистов. Обращение к профессионалам будет правильным решением, даже если в штате есть свой юрист.

Компания «Априори» — это более 14 лет опыта, профессиональные юристы и адвокаты. А еще, широкий спектр деятельности, внимательное отношение к каждому клиенту и безупречная репутация. Работаем на долгосрочной основе, а также решаем разовые задачи в рамках вашей фирмы.

Направления работы «Априори»:

  • регистрация юридических лиц: сбор, составление документов, подача в налоговые органы, постановка на учет;
  • представительство интересов в государственных органах;
  • представительство в арбитражном суде;
  • досудебное урегулирование споров;
  • сопровождение судебных решений;
  • содействие при разрешении споров по налогам;
  • составление исковых заявлений;
  • обжалование штрафов;
  • составление договоров;
  • анализ документов на юридическую грамотность;
  • проверка контрагентов;
  • помощь в ведении деловых переговоров;
  • сопровождение проверок ФНС, Пенсионным фондом – плановых и внеплановых;
  • процедура банкротства;
  • проведение консультаций очно и удаленно (скайп, телефон, почта).

Вы можете получить бесплатную консультацию юриста, оставив заявку на сайте. Стоимость юридических услуг зависит от сложности дела, цены указаны на сайте. Итоговая стоимость формируется после консультации.

Юридические Консультации

В штате «Априори» работают юристы, которые специализируются по конкретному направлению права и знают его досконально. Благодаря этому, клиенты успешно отстаивают интересы, даже в судебном порядке.

Юридические консультации по недвижимости с полным сопровождением помогают клиентам выигрывать сложные дела с жилыми и промышленными объектами, сельскохозяйственными участками, возвращать имущество.

«Априори» работает с частными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Юристы предупреждают о последствиях действий или бездействия клиентов в конкретных ситуациях.

Попытка самостоятельно разобраться с вопросами юридического толка может привести к потере времени, имущества, денег, а иногда и свободы. Человек, не связанный с юриспруденцией не знает законы и не следит за их изменениями, не имеет активных навыков общения с государственным аппаратом — поэтому не способен эффективно решать правовые проблемы.

  • гражданскому праву (договоры, право собственности, долговые проблемы);
  • трудовое право (увольнение и восстановление, невыплаты работодателя, задолженности по зарплате);
  • юридическая консультация по жилищным вопросам (право собственности, утрата права пользования жильем, вселение и выселение);
  • земельному праву (право собственности, порядок использования, долевые проблемы, границы участка);
  • семейному праву (брак, раздел имущества, алименты, лишение родительских прав);
  • наследственному праву (право наследования, сроки и факт принятия наследства, имущественная масса);
  • финансовые проблемы (налоговые проблемы и споры, кредиты и займы)
  • оказание юридической консультации в направлении договоров:
  • составление, экспертиза, редактирование. юридические консультации по составлению процессуальных документов:
  • иски и отзывы на иски, запросы, ходатайства и жалобы представительство в государственных органах.

Подпись на заборе

Вряд ли можно найти на просторах страны районный суд, который бы не рассматривал иски соседей, не поделивших сотки. Кто-то недоволен тем, что сосед захватил буквально сантиметры чужого участка, а кому-то приходится возмущаться перенесенным на метры вглубь собственной территории забором соседа. В любом случае миром договориться почти ни у кого из сторон такого спора не получается и граждане идут в суды. Но и там не всегда находят правильные статьи для решения земельных конфликтов. Поэтому определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, пересмотревшей такой спор, может оказаться очень полезным гражданам, попавшим в похожую ситуацию.

Итак, один гражданин обратился в суд с иском к своему соседу по дачному участку. Его возмутило, что «захватчик» перенес свой забор в глубь его участка, отхватив 4,8 метра его территории. Еще истец попросил суд обязать соседа разобрать свой забор и перенести назад.

Районный суд, рассматривая этот спор, исходил из того, что истец и ответчик — собственники соседних участков земли, а граница между их участками определена заключением кадастрового инженера.

Так что никаких нарушений нет.

А еще суд отказался обязывать соседа разобрать и перенести забор, потому как стоит этот забор правильно — на границе, указанной кадастровым инженером. Апелляция с решением коллег из райсуда полностью согласилась. Так дело дошло до Верховного суда. Там вердикт местных судов изучили и сказали, что решение неверное — нарушены нормы законодательства. Вот какие нормы закона по разъяснению Верховного суда надо применять в таких спорах.

Есть Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (N 221 от 24 июля 2007 года). В этом законе сказано, что «местоположение» границ земельных участков надо обязательно согласовывать с так называемыми заинтересованными лицами. Это делается в тех случаях, когда «в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости».

Верховный суд подчеркивает — предметом согласования по закону о кадастре является определение границ одного участка, которые одновременно являются границами соседних соток и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом. При этом, напоминает Верховный суд, по тому же кадастровому закону это заинтересованное лицо не имеет права высказывать свои возражения по поводу границ участка соседа, если это не их общие границы.

Статья 39 Закона о кадастре гласит, что согласование границ проводится с гражданами, обладающими смежными участками на праве собственности. Из этого правила есть исключения — не требуют согласования границы смежных участков, если сотки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам в пожизненное, наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование. Не согласовывают с соседями и земли, предоставленные юридическим лицам, которые не являются ни государственными, ни муниципальными организациями. Также не требуется согласования, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.

В нашем случае райсуд установил факт, что спор идет о смежных участках собственников. Закон «О государственном кадастре» говорит, что согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или согласовывать границы с каждым по отдельности.

Верховный суд напомнил — обычно согласовывают места, по которым пройдут границы, на собрании заинтересованных граждан, если речь идет о территории населенного пункта и его границах. Но в этом случае внутри самой деревни или поселка границы не рисуются.

В нашей же ситуации межевание проводил кадастровый инженер, а заказчиком работ был один из соседей. Они оба прекрасно знали о том, что есть еще один — смежный собственник. Но с ним границу не согласовывали. И еще один важный момент — кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор соседа. Верховный суд подчеркнул — кадастровый инженер, проведя границу между участками по забору, то есть по фактическому землепользованию, не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах.

Из этого Верховный суд делает вывод — отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности межевания. И добавляет, что в подобных спорах об установлении границ местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера даже без просьбы одной из сторон. Заявленные соседом требования к захватчику подпадают под статью 60 Земельного кодекса.

В этой статье Земельного кодекса говорится о таком способе защиты своих интересов, как восстановление положения, которое было до того, как были нарушены права гражданина на земельный участок.

В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.

Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался заместитель председателя областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.

Верховный суд РФ окончательно подтвердил право муниципалитета на земельные участки под дорогами по ул. Московской и им. Петра Метальникова

Высшая судебная инстанция отказала ООО «Каталина парк» в рассмотрении жалобы. Это оставляет в силе решение Краснодарского краевого суда об отмене изначального права собственности на земельные участки общей площадью 17,2 га по ул. Московской и ул. им. Петра Метальникова — речь идет о территории под существующими дорогами. Соответствующее решение опубликовано на официальном сайте Верховного суда. Вердикт высшей судебной инстанции позволяет завершить процесс возвращения этой территории в муниципальную собственность и дает возможность, в частности, проектировать и строить трамвайную линию от ул. Солнечной до ул. им. Петра Метальникова.

— Это большая общая победа. Поздравляю с ней всех жителей «Музыкального» микрорайона, которые проявили активность, собрали достаточно большое количество подписей. И поддержали действия администрации по возвращению земли под дорогами городу. Мы выступили вместе и доказали, что эта земля является муниципальной. Процесс, которые продолжался два года, завершен. Теперь у нас открываются широкие возможности. Конечно, в первую очередь — в решении приоритетной задачи, которую поставил губернатор Кубани и которую озвучили жители «Музыкального», — это проектирование и строительство продления трамвайной линии. Поэтому все вопросы по завершению процедуры изъятия земельных участков, придания им статуса муниципальных земель, должны быть на постоянном контроле, — сказал Евгений Первышов.

Как рассказала директор правового департамента администрации города Милена Егорова, решение Верховного суда напрямую связано с завершением еще одного судебного процесса — об истребовании этих участков у ООО «Каталина парк» в муниципальную собственность. В ближайшее время состоится заседание по рассмотрению этого вопроса.

Читать еще:  Договор на аренду оборудования с юридическим лицом

Речь идет о 13-ти участках общей площадью более 17,2 га в границах ул. Московской и ул. им. Петра Метальникова. Судебные разбирательства по этому вопросу продолжаются несколько лет. Компания «Каталина Парк» на основании того, что участки, где проходят эти улицы, находились в ее частной собственности, пыталась через суд обязать администрацию выплатить ей более 580 млн руб. в качестве компенсации за изъятие участков.

По поручению главы города была проведена тщательная проверка основания изначального возникновения права собственности. Выяснилось, что дорога существовала еще до того, как земля перешла в частную собственность, а, значит, была территорией общего пользования и не могла быть передана в частные руки. В результате Краснодарским краевым судом принято решение, по сути отменяющее возникновение права собственности на эти участки.

Администрация города также выступила с иском в Арбитражный суд Краснодарского края об истребовании этих земельных участков.

Ранее более 4 тыс. жителей микрорайона «Музыкальный» подписали обращение, в котором поддерживают позицию администрации краевого центра и главы города Евгения Первышова по возвращению земельных участков под автомобильной дорогой в границах ул. Московской и ул. им. Петра Метальникова в собственность муниципалитета. В обращении жители отметили, что это необходимо для развития «Музыкального».

Возвращение земельных участков в муниципальную собственность позволит, в первую очередь, приступить к проектированию и строительству трамвайной линии от ул. Солнечной до ул. им. Петра Метальникова. Ее протяженность составит 2,5 км в одну сторону.

Также это даст возможность муниципалитету вести работы по развитию инженерных коммуникаций, в том числе системы ливнеотведения с территории «Музыкального» микрорайона.

Необходимость развития «Музыкального» микрорайона отметил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. В ходе рабочего объезда в конце марта 2019 г. он поручил разработать специальную программу с финансированием из краевого бюджета для развития этого микрорайона и решения существующих здесь проблем.

Читайте новости Краснодара в нашем канале Telegram

Об изъятии земельного участка для государственных нужд Ростовской области

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27.07.2021 № 590

Об изъятии земельного участка

для государственных нужд Ростовской области

В соответствии со статьями 49, 56 2 , 56 3 , 56 6 , 56 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, Областным законом от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2016 № 896 «Об утверждении основной части проекта планировки и проекта межевания территории размещения автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Ростов-на-Дону (от магистрали «Дон») – г. Ставрополь (до границы Ставропольского края) на участке км 171 + 000 – км 176 + 870 в Песчанокопском районе»:

1. В связи с отсутствием других вариантов реконструкции автомобильной дороги регионального значения изъять для государственных нужд Ростовской области в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Ростов-на-Дону (от магистрали «Дон») – г. Ставрополь (до границы Ставропольского края) на участке км 171 + 000 – км 176 + 870 в Песчанокопском районе земельный участок, подлежащий образованию из земельного участка, расположенного в муниципальном образовании «Песчанокопский район», согласно приложению.

2. Министерству транспорта Ростовской области (Окунев В.В.):

2.1. В течение десяти дней со дня вступления в силу настоящего распоряжения:

2.1.1. Обеспечить размещение настоящего распоряжения на официальном сайте Правительства Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2.1.2. Обеспечить опубликование настоящего распоряжения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом муниципального образования по месту нахождения земельного участка, указанного в приложении к настоящему распоряжению.

2.1.3. Направить копию настоящего распоряжения правообладателю земельного участка, указанного в приложении к настоящему распоряжению.

2.1.4. Направить копию настоящего распоряжения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.

2.2. Предупредить правообладателя земельного участка, указанного в приложении к настоящему распоряжению, о том, что со дня уведомления его о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных нужд Ростовской области правообладатель несет риск отнесения на него затрат и убытков, связанных с улучшением земельного участка.

2.3. Выступить заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков из земельного участка, указанного в приложении к настоящему распоряжению, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

2.4. Обеспечить обращение от имени правообладателя земельного участка, указанного в приложении к настоящему распоряжению, без доверенности с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на земельные участки, образованные из земельного участка, указанного в приложении к настоящему распоряжению.

2.5. Выступить заказчиком работ по оценке земельного участка, указанного в приложении к настоящему распоряжению.

2.6. Направить правообладателю земельного участка, указанного в приложении к настоящему распоряжению, проект соглашения об изъятии земельного участка.

2.7. Выступить от имени Правительства Ростовской области стороной в соглашении об изъятии земельного участка.

2.8. Принять меры по заключению в установленном законом порядке соглашения об изъятии земельного участка с правообладателем земельного участка.

2.9. Выступить плательщиком по соглашению, указанному в подпункте 2.8 настоящего пункта.

2.10. Обеспечить государственную регистрацию права государственной собственности Ростовской области на изъятый земельный участок.

2.11. В течение тридцати дней с даты государственной регистрации права государственной собственности Ростовской области на изъятый земельный участок направить в министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области заявление о приобретении права постоянного бессрочного пользования на изъятый земельный участок.

2.12. В установленном законом порядке обеспечить предъявление иска о принудительном изъятии земельного участка в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемого земельного участка проекта соглашения об изъятии земельного участка правообладателем изымаемого земельного участка не представлено подписанное соглашение об изъятии земельного участка.

2.13. Выступить плательщиком денежных средств, подлежащих уплате в соответствии со вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка.

3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в установленном порядке.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на министра транспорта Ростовской области Окунева В.В.

Росреестр по пунктам разъяснил правила определения границ земельного участка

Росреестр разъяснил порядок межевания земельных участков. В ведомстве отмечают, что эта процедура является добровольной, однако позволяет избавить собственника земли от многих юридических проблем.

«Практика показывает, что именно отсутствие точно определенных границ является причиной большинства конфликтов между владельцами смежных земельных участков. Но если вы проводите межевание, в ЕГРН вносятся точные границы вашего участка. Таким образом вы защитите свои права и сведете к минимуму возникновение земельных споров», — пояснили в Росреестре.

Наличие четко установленных границ позволяет без лишних проблем совершать с участком любые операции и сделки. Кроме того, межевание поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади.

«Ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога», — добавили в ведомстве.

1. Нужно узнать, внесены ли в ЕГРН границы земельного участка. Как?

Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН. Если в реестре не окажется необходимых сведений, в выписке будет особая отметка: «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства».

Получить выписку можно с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра».

Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта» (ПКК). Найти конкретный объект на ней проще всего по адресу. Если в окне описания объекта стоит отметка «Без координат границ» или площадь указана как декларированная, значит, границы участка не установлены.

2. Уточнить границы участка. Как?

Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.

Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе «Государственный реестр кадастровых инженеров». Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.

Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. После ознакомления с результатами замеров границы участка необходимо согласовать с владельцами смежных участков.

После этих работ кадастровый инженер составляет межевой план.

3. Предоставить документы. Какие?

Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

Если таковых нет — уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка. Для этого могут потребоваться:

— ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);

— планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;

— документы по территориальному планированию муниципальных образований;

— проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.

4. Согласовать границы участка с соседями. Как?

В согласовании новых границ с владельцами смежных участков также поможет кадастровый инженер: он должен направить им извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.

Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.

Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. Если они не согласны, то могут направить свои возражения кадастровому инженеру. Возражения должны быть зафиксированы в акте согласования местоположения границ земельного участка, а также приложены к межевому плану.

Далее документы необходимо передать в Росреестр. При наличии обоснованных возражений учетно-регистрационные действия будут приостановлены, а решать разногласия соседям придется уже в суде, пишет «Российская газета».

Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области — подписывайтесь на канал 47news в Telegram

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector